ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Н.Ю. Милованова
Milovanova N.Yu. The experience of training future social pedagogues for the work in youth organizations. The article analyzes the experience of preparing social pedagogues of the Institute of Pedagogy and Social Work of Tambov State University for working at public youth organizations. Innovational forms and methods of cooperation between the Institute lecturers and different social-pedagogical public organizations are considered.
Анализ развития социальной работы с молодежью в России подтверждает усиливающуюся роль в ней добровольческого движения. Сегодня очень важна интеграция усилий специалистов социальной сферы и добровольных помощников, объединение всех форм и направлений профессиональной социальной работы и волонтерской деятельности.
Готовность будущих социальных педагогов к деятельности в общественных молодежных организациях формируется в ходе теоретического обучения студентов в вузе, в процессе изучения специальных учебных дисциплин и, конечно, в ходе учебнопроизводственной практики.
Отечественный исследователь А.А. Вербицкий отмечает, что в современной высшей школе, концентрирующей в себе функции социализации личности, т. е. вовлечения ее в систему общественных отношений и социальную практику в целом, наблюдается значительный отрыв академического варианта вузовского обучения от сути социальной практики общества и той практической деятельности, ради которой это обучение и осуществляется. А это приводит к потере многими студентами познавательного интереса. В этой связи участие будущих социальных педагогов в деятельности общественных молодежных организаций выступает той формой социальной активности студента, которая обеспечивает формирование его профессионально и личностно важных качеств, практических умений и навыков.
У Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина накоплен опыт взаимодействия с общественными организациями в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов и работников. Так, базами учебно-производственной практики студентов, обучающихся по специ-
альности «социальная педагогика» и «социальная работа», выступают: Тамбовское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», ТРО ООО РСМ «Молодежные инициативы», ТРО ООО «Детские и молодежные социальные инициативы», ТРО Межрегиональной общественной организации содействия программе воспитания подрастающего поколения «Большие братья / Большие сестры», Тамбовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель».
Специалисты этих общественных организаций на практике знакомят студентов Института педагогики и социальной работы с опытом социально-педагогической деятельности организации, с особенностями профессиональной деятельности в условиях общественной организации, формируют у них практические умения и навыки социально полезной деятельности, обеспечивают изучение студентами руководящих документов, регламентирующих профессиональную деятельность социального педагога и социального работника в условиях общественной организации.
Студенты, отправляясь на учебнопроизводственную практику в общественные молодежные организации, получают специальные задания. Они должны изучить историю возникновения и развития общественной организации, нормативную базу, Устав, состав сотрудников, их должностные обязанности, познакомиться с составом актива организации, изучить задачи и направления ее общественной деятельности, и самое главное, -
Краткие сообщения
разработать проект мероприятия для детей, подростков, молодежи и реализовать его.
Входя в актив общественной организации социальной направленности, студенты выполняют функции социального менеджера - от привлечения молодых людей к добровольчеству до оценки эффективности деятельности волонтеров и определения форм их поощрения. Участвуя в планировании и реализации различных социально значимых проектов, будущие специалисты социальной работы развивают свои коммуникативные навыки, организаторские умения и лидерские качества.
Также одной из важнейших задач, которое успешно решает производственное обучение студентов на базе общественных молодежных объединений и организаций, является формирование у них исследовательских умений и навыков. Будущие специалисты изучают проблемное поле общественной организации, и в рамках курсовых и дипломных исследований осуществляют научнометодическое обоснование путей и условий решения выявленных проблем. Например, в рамках сотрудничества с ТРО ООО РСМ «Молодежные инициативы» студенты принимают участие в разработке и реализации различных программ социальной направленности «Город, село: открытие культурного пространства», «Академия добровольческих дел», «Добрым делам - добрая память», «Ты нужен России», «Спорт».
Курсовые и дипломные исследования, апробированные в рамках прохождения практики в ТРО ООО РСМ «Молодежные инициативы», посвящены актуальным проблемам организации добровольческих усилий молодых людей, направленных на различные области жизнедеятельности нуждающихся в этом людей; профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, курения, алкоголизма, наркомании посредством вовлечения детей в социально позитивную деятельность.
Студенты, обучающиеся по специальности «Социальная педагогика», которые проходят практику в Тамбовском региональном отделении общероссийской общественной организации инвалидов «Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель» принимают участие в реализации комплексной
программы реабилитации молодых инвалидов «Теплый свет «Аппарели». Научные исследования, осуществляемые студентами в ходе учебно-производственной практики, ведутся в следующих направлениях: общественная организация как средство социальнопедагогической реабилитации молодых инвалидов; обеспечение занятости молодых инвалидов как социально-педагогическая проблема; особенности социально-культурной деятельности в общественной организации молодых инвалидов; проблема одиночества молодых инвалидов и т.д.
В рамках прохождения учебно-производственной практики в ТРО ООО «Детские и молодежные социальные инициативы» студенты получают бесценный опыт социальнопедагогической деятельности с различными категориями населения. В процессе реализации таких программ, как «Лидер здоровья», «Дети-сироты - SOS», «Юность без решеток», «Школа гражданского общества», они осваивают роли руководителей, организаторов, идейных вдохновителей, исполнителей, рекламных агентов и проводников социально позитивных идей в общество.
В деятельности ТРО ООО «Детские и молодежные социальные инициативы» значительное внимание уделяется подготовке волонтеров. Программа обучения (автор Л.К. Иванова, к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики ТГУ имени Г.Р. Державина), с одной стороны, направлена на введение их в мир добровольчества, а с другой - ознакомление с особенностями организации и реализации волонтерской работы.
Можно выделить следующие задачи подготовки студентов-волонтеров: формирование знаний о видах и сущности волонтерской деятельности, технологиях ее организации; развитие гуманистических ценностных ориентаций добровольцев.
Курс обучения состоит из 24 часов и включает теоретическую и тренинговую части по 12 часов. Программа теоретического обучения включает три раздела: «Организация добровольческой деятельности»; «Основы межличностного взаимодействия»; «Помощь ребенку в решении проблем». Тренинговые занятия также включают три раздела и по своему содержанию соответствуют основным темам теоретического обучения. За-
нятия с волонтерами на общественных началах проводят преподаватели Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина.
Студентами Института педагогики и социальной работы в рамках деятельности ТРО ООО «ДИМСИ» был создан волонтерский педагогический отряд. Волонтеры оказывают шефскую помощь подросткам девиантного поведения Муниципального вечернего сменного образовательного учреждения «Открытая сменная общеобразовательная школа № 1 г. Тамбова», под руководством опытных специалистов разрабатывают для них коррекционные социально-педагогические программы; оказывают патронатную помощь детям с ослабленным здоровьем, находящимся в детском санатории «Исток». Они устраивают для ребят культурно-развлекательные мероприятия, способствуют их успешной социальной адаптации.
Постоянным стало участие студентов-волонтеров в добровольческих акциях, приуроченных к ежегодному празднованию Международного Дня социальной работы (11 ноября), Дня социальных работников РФ (6 июня). В рамках этих акций волонтеры оказывают благотворительную помощь воспитанникам Специальной (коррекционной) школы-интерната г. Котовска; Центра пси-холого-медико-социального сопровождения «Приют»; детских домов г. Тамбова и Тамбовской области.
Студенты-волонтеры активно участвуют в международном благотворительном проекте «Дети на обочине», реализуемом Институтом педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина и Индианским государственным университетом США.
Проект предполагает организацию адресной социально-педагогической и благотворительной помощи воспитанникам детских домов и школ-интернатов Тамбовской области. В рамках его реализации основными являются следующие направления деятельности:
- мониторинг потребностей детских домов и школ-интернатов Тамбовской области в социальной, социально-педагогической помощи и поддержке;
- организация молодежного добровольческого движения, направленного на социокультурное развитие воспитанников детских домов и интернатных учреждений;
- организация благотворительных акций с привлечением спонсорских средств;
- обмен российским и американским опытом добровольческой деятельности, направленной на оказание социально-педагогической помощи детям, находящимся на государственном попечении, в рамках студенческого обмена между Индианским государственным университетом и Институтом педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина.
Курсовые и дипломные исследования, апробированные в рамках прохождения практики в ТРО ООО «Детские и молодежные социальные инициативы», посвящены актуальным проблемам интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья в общество; профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних; профессиональной ориентации молодых людей.
Добровольческая учеба и практика, непосредственное познание волонтерской деятельности изнутри, дает будущим работникам социально-педагогической сферы необходимый опыт организации и реализации волонтерских акций и программ, развивает у них необходимые в жизни и профессиональной социальной работе лидерские качества -умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать их и себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур, - без чего не может обойтись социальная работа в современных условиях.
Таким образом, учебно-производственная практика будущих специалистов социальной работы на базе общественных молодежных организаций является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного за время обучения в вузе, с другой - позволяет более глубоко осмыслить проблемы, которые решает специалист социального профиля, работающий в данной организации.
Поступила в редакцию 7.04.2008.