ХРОНИКА
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
P.M. Куличенко
Kulichenko R.M. On Special Features of Organising Social Work in the United States of America. The author surveys approaches to development of social security in the USA utilising the proceedings of the 'Social Work 95' conference held by the National Association of Social Workers.
Социальная работа как профессия формировалась в США на протяжении двух последних столетий. За это время она развилась в основную профессию по оказанию помощи населению в целом и отдельным личностям, и сейчас уже более 400 университетов и колледжей осуществляют подготовку кадров этого направления.
Началом организованной практической социальной работы американцы считают 1818 год, когда Нью-Йоркское общество по борьбе с нищетой предложило разделить город на небольшие районы, закрепить за каждым из них 2-3 человека, чтобы познакомиться с жителями, обследовать семьи неимущих, организовать им помощь в профессиональной деятельности, обучении детей, ведении домашнего хозяйства, оказать поддержку в зависимости от обстоятельств.
В середине прошлого столетия были созданы Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих, которые главным образом занимались выяснением условий, приводивших к нищите, а с 1877 по 1892 год в США и Канаде возникло уже 92 организации по оказанию благотворительной помощи и борьбе с попрошайничеством. Эти организации стали предшественниками современной системы изучения жизни неблагополучных семей, главной их задачей была регистрация и выявление содержания необходимой поддержки.
Уже на этом этапе определилась одна из особенностей социальной работы в Америке - материальная помощь предо-
ставлялась в редких случаях, денег не давали никому, основным методом был добрый совет, который пробуждал надежду. Такая позиция отвечала концепции благотворительной деятельности того времени: выдача пособий неимущим считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности, а тяжелое положение отдельных лиц расценивалось как невежество, отсутствие таких ценностей - как умеренность, бережливость, предусмотрительность [1 - 7].
Под таким же углом зрения проводилась и индивидуальная социальная работа, концептуальным ядром которой до сих пор является стремление помочь человеку приспособиться к конкретным условиям, выработать свою собственную жизненную программу, активизировать личную инициативу.
Благотворительность подобного содержания требовала определенной подготовки кадров, и первым учебным заведением такого рода стала созданная в 1898 году национальная школа прикладной филантропии - сейчас это факультет социальной работы в Колумбийском университете, а в 1923 году из 17 созданных к тому времени школ уже 13 стали факультетами различных университетов.
В этот же период практически сформировались направления социальной работы -это изучение условий жизни семей, социальное медицинское обслуживание (в целях развития профилактической медицины), социальная работа в школе, психологическая и
психиатрическая помощь. Таким образом, еще одной особенностью социальной работы в США является то, что она включает в себя функции социальных педагогов и практических психологов, там эти профессии не выделены в отдельные как в Германии, Швеции и с недавнего времени в России.
Проведенные в 1917 году Национальная конференция социальной работы, а в 1947 -Национальная конференция по социальному обеспечению положили начало применению этих терминов вместо категории "благотворительность".
Система социального обеспечения в Америке возникла в виде агентств, создаваемых и финансируемых штатами и реализующих социальную политику - то есть решения, принимаемые на различных уровнях власти (особенно на уровне федерального правительства) и выраженные в бюджетных ассигнованиях, субсидиях и программах, одобренных конгрессом. Здесь учитываются общенациональные проблемы, на которые направляется от одной трети до половины средств, выделяемых на социальное обеспечение. Остальные затраты на социальную помощь осуществляют добровольческие ассоциации, трудовые, предпринимательские и религиозные организации, социальные службы для работников отдельных корпораций, всевозможные объединения взаимопомощи.
Одной из самых крупных и значимых общественных организаций в Соединенных Штатах Америки является созданная в 1955 году Национальная Ассоциация Социальных Работников ^А8\У), состоящая из 55 отделений и объединяющая около 100 тысяч человек. Структура КАБ\¥ предусматривает направления ее деятельности: Национальный комитет по делам меньшинств и гражданским правам женщин; Центр социальной политики и практики, который занимается вопросами охраны детства, психического здоровья детей, дотациями на социальную работу, социальное обеспечение. Большое внимание уделяется непрерывному образованию кадров, так как без этого трудно достигнуть высокого качества практической деятельности.
Национальная Ассоциация социальных работников США является одним из 59 членов - государств Международной Федерации социальных работников, штаб-квартира которой находится в г. Осло, Норвегия. Сейчас Международную Федерацию возглавляет доктор Том Йоханен-сен, а в течение семнадцати лет (1975 -1992) ею руководил Андрей Владимирович
Муравьев-Апостол, прямой потомок декабриста М.И. Муравьева-Апостола.
Кстати, Россия тоже представлена в Международной Федерации социальных работников - в ее состав входит Ассоциация социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации (АСОПиР РФ), имеющая 54 региональных отделения. С 1992 года существует и Тамбовское отделение АСОПиР РФ, учредителями которого являются Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина и Комитет социальной защиты населения администрации Тамбовской области.
NASW пользуется огромным авторитетом в США. Ежегодно ее правление проводит научно-практические конференции, посвященные самым актуальным социальным проблемам. Одна из таких конференций, "Социальная работа - 95", проходила 12 - 15 октября 1995 года в г. Филадельфии и была юбилейной, посвященной 40-летию NASW. В работе конференции приняли участие 1500 человек: практические социальные работники, представители всех университетов США, осуществляющих подготовку кадров для социальной сферы, государственных учреждений, социальных служб; общественные деятели, журналисты, спонсоры, социальные клиенты. Присутствовали и гости - члены Международной Федерации социальных работников из различных государств. Был и единственный представитель России - в лице председателя правления Тамбовского отделения АСОПиР РФ, профессора ТГУ имени Г.Р. Державина P.M. Куличенко.
Выбор этот не случаен - дело в том, что Тамбов уже три года (1994-1996) сотрудничает с NASW. Выражается это участием в российско-американском проекте по социальным проблемам, в частности и подготовке профессиональных кадров.
Вот в русле этого проекта, специально для выступления с научным докладом на секции "Социальная педагогика в России", я и была приглашена. Проходила конференция в форме секций, пленарных заседаний, дискуссий. Вечерами организовывались приемы, где тоже обсуждались социальные проблемы; работали технологический Центр, большая выставка, где были представлены все Школы социальной работы США; Центр занятости.
Очень интересной и грандиозной процедурой было открытие конференции - в отеле "Марриотт" в Филадельфии, в огромном зале на 3000 мест. Открыл конференцию президент Национальной Ассо-
циации социальных работников США Джей Кэйнер. Выступили на ней директор Департамента справедливости правительства США, руководитель Центра борьбы с насилием (есть там такой), представитель от спонсорской фирмы Макдоналдс, Генеральный секретарь Международной Федерации социальных работников Том Йоха-ненсен. В своих докладах они осветили основные проблемы, которые волнуют сейчас социальных работников и не только в Америке. Это распространение СПИДа, нездоровая наследственность в результате наркомании и алкоголизма, ранняя беременность у девочек, проституция; незащищенность и дискриминация женщин во многих странах мира, этнические проблемы, миграция, насилие над детьми и женщинами.
Основные задачи, которые поставили перед собой социальные работники США, -вплотную заняться повышением благосостояния населения, продвинуть закон о благосостоянии; сократить разницу между очень богатыми и очень бедными, больше внимания уделять здравоохранению и другие.
Работа конференции велась в пяти секциях: клинические вмешательства, диверсификация (то есть разнообразие в организации и проведении социальной работы); семья на протяжении всего жизненного цикла; вопросы менеджмента в социальной работе; насилие.
В рамках первой секции рассматривались достижения медицинской науки за последние годы, их отношение к социальной работе. Много внимания уделялось профилактике заболеваний, диагностике, новым методам лечения.
Участники этой секции узнали о новых подходах реабилитации людей с пост-травматическими стрессами, о развитии модели работы с наркоманами (быстровос-станавливающие методы), об организации психосоциальной помощи детям наркоманов, о практических приемах работы с больными СПИДом, особенно людей с цветной кожей.
Под рубрикой "диверсификация" очень серьезно был рассмотрен вопрос о привлечении женщин к участию на различных уровнях в политической жизни, их возможном лидерстве в различных сферах. Широко были представлены исследования в области этнических проблем населения, предложена целая программа социальной работы (в том числе медицинской помощи) в этом направлении. Здесь же рассматривались проблемы поведения азиатско-американских иммигрантов и модели
оказания помощи нуждающимся в психологической и психической помощи; программы борьбы со СПИДом в латиноамериканских общинах - в том числе программа "Цветные женщины и СПИД"; результаты исследования нужд среди китайских американцев; проблемы соперничества между афро-американскими и пуэрто-риканскими общинами.
В деятельности этой секции хочется отметить обсуждение исследований психологических моделей поведения молодежи -детей американских ветеранов вьетнамской войны; изучение поведения юношей-военнослужащих: их душевное здоровье, демографические данные, поведение на грани риска, их сила и ранимость, связи с семьей, отношение к образованию. На основе результатов исследований предлагались варианты вмешательства и практической работы.
Различие в направлениях и формах социальной работы в США вызвано и расширением контингента социальных клиентов. В частности, за последние годы в группы риска выделены больные раком (организация для них с их непосредственным участием специальных групп поддержки, позитивно влияющих на настроение, уровень жизни, утомляемость); подростки однополовой или бисексуальной ориентации (профилактическое обучение с акцентом на ВИЧ-инфекции); люди, страдающие глухотой (обеспечение культурных и лингвистических нужд); мужчины с низким доходом (для них создаются программы по вовлечению этих людей в борьбу, как там говорят, "за преимущества").
В Соединенных Штатах Америки по-особенному нежно и заботливо относятся к пожилым людям: создана целостная модель развития попечительства над ними, включающая различные службы помощи на дому (медицинское обслуживание, досуг).
Секция "Семья на протяжении всего жизненного цикла" вызвала особый интерес. Здесь были представлены материалы о всех видах и содержании деятельности различных организаций, обеспечивающих детское благополучие. Много внимания уделялось обсуждению правительственного документа о многоэтническом, межрасо-вом усыновлении, суть которого в том, что раса, цвет кожи и национальность не являются препятствием для усыновления или помещения на воспитание в семью нуждающихся детей. В этой же секции обсуждались результаты трехгодичного исследования проблем взрослых людей с задерж-
ками умственного развития, программа решения этих проблем.
Особенно хочется отметить одно из направлений, которое рассматривалось на конференции - это насилие по отношению к детям и женщинам. В основном это проявление жестокости мужчин к членам их семей. Рассматривались модели индивидуального и группового воздействия, психологопросветительской, лечебной работы с этими людьми в том случае, если они не подпадают под судебное рассмотрение. И связанные с этим программы социальной работы с жертвами насилия, особенно сексуального, оказания им психической, психологической помощи, поддержки со стороны друзей и родственников.
Работа пятой секции была посвящена практическому управлению, менеджменту в социальной работе: здесь обсуждался этический кодекс социального работника; федеральные, государственные и общественные программы социальной защиты; деятельность служб по обеспечению жильем (в частности, матерей, не имеющих жилья); различные инновации и особенности в области медицины (например, подход и поведение социальных работников по отношению к принятию решения о добровольном уходе из жизни; как организовать помощь тем социальным работникам, которые занимаются с алкоголиками и наркоманами; социальная работа с людьми, лишенными способности двигаться, нетрудоспособными женщинами, семейными парами одного пола и другие).
Удивительное впечатление производила эта конференция - общественная организация, но чувствующая свою очень сильную позицию. Ее участники верят, что могут повлиять на изменение законов и жизни в стране, считают, что следует объединиться, чтобы защищать программы, направленные на повышение благосостояния. Долгое время члены NASW были вне политики, но когда крайние правые стали выступать против закона о благосостоянии, они приняли решение поддерживать тех политиков, которые выдвинули этот закон, собирали подписи и деньги для проведения кампании против уменьшения расходов на социальные нужды.
В рамках секции "Менеджмент в социальной работе" в один из дней очень серьезно обсуждался вопрос о том, что социальные работники могут играть более важную роль в формировании законов о благосостоянии, занявшись политикой и став выборными официальными лицами. Обсуждалось, какие навыки необходимы хо-
рошему кандидату, какие шаги он должен предпринимать, чтобы присоединиться к государственным службам. Интересно, что довольно часто повторялся лозунг "думать не только о том, что государство может сделать для вас, но и что вы можете сделать для государства".
Большую работу в этом направлении ведет Центр по борьбе с насилием, являющийся структурным подразделением Департамента справедливости. Его работники и волонтеры (кстати, в Америке очень много людей, занимающихся социальной работой на волонтерских началах) борются за то, чтобы законы защищали жертв насилия. Методов работы у них много: в частности, создали Общество пожилых людей, где работают с детьми, подвергшимися насилию; снят кинофильм об изнасилованиях в студенческих общежитиях, привлекают к этой проблеме общественность средствами массовой информации.
Просто необходимо несколько слов сказать о Департаменте справедливости и борьбы с насилием - так он называется полностью. Создан он по инициативе супруги Президента США Хиллари Клинтон и при его поддержке. Финансирует его государство, а он объединяет и координирует деятельность всех организаций, которые интересуются социальными проблемами, связанными с человеком, стараясь объединить усилия трех секторов: государственного, общественного и коммерческого. Это, конечно, кроме Департамента социальных проблем и здравоохранения, который в правительстве занимается этими двумя направлениями (у нас ведут два ведомства: Министерство труда и социального развития и Министерство здравоохранения Российской Федерации).
В деятельность Департамента справедливости входит обучение кадров, разработка различных программ (например, разработанная вместе с Департаментом образования программа борьбы с насилием в школах и университетах; программы борьбы с пьяными водителями, алкоголизмом, наркоманией, по профилактике СПИДа); разъяснительная работа по правам человека, пропагандистские кампании по различным вопросам с целью привлечь к своей деятельности как можно больше людей, представителей различных категорий населения: полицейских, соседей, друзей, учебные заведения. Всячески поддерживается работа общества борьбы с бедностью среди пожилых людей.
Часто встречаются призывы: "Мы не можем изменить прошлое, но давайте проявим мудрость и будем влиять на будущее". Приведу пример деятельности фирмы Макдоналдс - одного из основных спонсоров Ассоциации социальных работников США. Ее руководители учредили благотворительное общество, которое занимается улучшением жизни детей по долговременной программе. На конференции на борьбу с насилием среди детей был вручен чек на 25 тысяч долларов, но это только разовый грант, а вообще вкладывается значительно больше на защиту подрастающего поколения.
Я в этом убедилась несколько позже, при посещении Лиги защиты детей в Вашингтоне (в связи с этим сделаю небольшое отступление от комментариев конференции). Это общественная организация существует только за счет взносов и спонсорских пожертований. Ее Центральная служба состоит из 35 человек, имеются подразделения во всех штатах. Занимается Лига только неблагополучными детьми, а неблагополучными считают тех, кто нуждается в защите, помощи, внимании; каким-то образом пострадал, сам совершил преступление или подвергся насилию. Причем проблема жестокого обращения с детьми - одна из главных и это не случайно, за последнее время ежегодно в США около трех миллионов детей подвергается различного рода насилию.
Работники Лиги изучают состояние дел и затем информацию и свои предложения направляют в правительство, контролируют выполнение всех принятых по детским проблемам решений, возражают и борются против тех мер, которые считают неправильными по отношению к детям. Ими разработаны стандарты по работе с неблагополучными детьми, в том числе стандарты для служб:
- охраны здоровья детей, находящихся на попечении вне семьи;
- занимающихся присмотром за детьми в течение дня;
- занимающихся с группами детей по месту жительства;
- занимающихся проблемами подростковой беременности и молодых родителей;
- занимающихся временным помещением детей в новые семьи на время семейных трудностей;
- занимающихся проблемами детей, не получающих родительской заботы или подвергающихся плохому обращению, а также их семей;
- стандарты для организаций и ведомств, занимающихся всеми видами служб, обеспечивающих детское благополучие;
- стандарты для служб усыновления;
- для служб укрепления и охраны семей, имеющих детей;
- помогающих детям начать самостоятельную жизнь.
И опять же хочется подчеркнуть особенность, которая присуща социальной работе в Америке - если явление есть в обществе, то надо не закрывать на него глаза, не винить только тех людей, которые совершили даже негативные проступки, а разобраться в нем, попытаться выяснить причины, от чего оно возникло и принимать меры к искоренению их, а жертвам помогать. Если проблема исчерпана - переключаться на другие. Например, после затухания так называемой "холодной войны" государственный Комитет по борьбе за мир занялся внутренними проблемами: этническими, расовыми, миграционными.
И снова вернусь к конференции: за время ее работы пришлось несколько раз выступить на секциях, где обсуждались направления проекта, по которому мы сотрудничаем с Национальной Ассоциацией социальных работников США: развитие волонтерского движения, помощь общественным организациям, занимающимся социальными проблемами, обмен опытом работы по подготовке кадров.
Этой проблеме был посвящен доклад на специальной секции "Социальная педагогика в России", которая привлекла большое внимание. В ее работе приняли участие представители практически всех университетов Америки, присутствующих на Конференции и подготавливающих кадры для социальной сферы. После доклада продолжалось долгое обсуждение всех деталей организации учебного процесса в обеих странах и представители Индианского государственного университета предложили организовать обмен студентами для прохождения производственной практики.
Надо сказать, что практика студентов занимает значительное место в общем объеме учебного плана. Обучение проводится по многоуровневой системе - после четвертого курса студенты получают диплом бакалавра, а третий, четвертый курсы, в основном, проходят производственную практику непосредственно в социальных агентствах, как они говорят, то есть в социальных службах, центрах реабилитации, больницах, домах престарелых, детских
садах и домах. Там они работают наравне со штатными работниками и, когда заканчивают образование, имеют уже достаточно большие навыки общения с различными группами риска населения, социальными клиентами.
По желанию и при хорошей успеваемости студенты могут в течение пятого года обучения получить степень магистра социальной работы. В связи с тем, что профессия "социальная работа" официально зафиксирована в Америке значительно раньше, чем у нас, там накоплен уже и качественно высокий опыт подготовки профессионалов в этой области. Поэтому, естественно, было очень полезно изучить его и взять то, что можно применить в наших условиях. Обмен состоялся в мае-июне 1996 года. Сначала семь студентов и два преподавателя Индианского государственного университета приехали в Тамбов и в течение трех недель прослушали курс лекций по организации социальной работы в России, посетили все подразделения и учреждения, ознакомились с организацией их деятельности. Причем они все время общались с нашими студентами, вместе участвовали в культурных мероприятиях.
В июне группа студентов и преподавателей Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина посетила Соединенные Штаты Америки для прохождения производственной практики.
Это был очень полезный обмен, он расширил кругозор и студентов, и преподавателей, дал возможность проверить себя, сравнить уровень подготовки у нас и за рубежом. Сейчас два студента получили
приглашение и учатся в Индианском университете по программе бакалавра, а один выполняет мастерскую программу. Мы считаем, что первый опыт удался и будем его продолжать. В 1997 - 1998 учебном году лучшие студенты, знающие английский язык и имеющие хорошую подготовку по специальным дисциплинам, будут иметь возможность пройти производственную практику в США.
В дальнейшем кафедра социальной педагогики и социальной работы ТГУ планирует расширить сотрудничество. Сейчас оба университета работают над уточнением своих учебных планов с тем, чтобы приблизить их и создать возможность для студентов обоих университетов без ущерба и без потери времени получить диплом бакалавра в любой стране, а государственные экзамены сдавать уже там, где захочется -на выбор.
1. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М., 1993. Т. 1. С. 389-394.
2. Саппе М., Уэллс К. Опыт социальной работы. М., 1994.
3. Школа социальных педагогов и социальных работников // Социальная работа за рубежом. М., 1991. С. 28-54, 95-104.
4. Социальная работа. Набережные Челны, 1995. Вып. 9. С. 39-73.
5. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. Москва -Тула, 1993. С. 194-207.
6. Social Work 95. National Association of Social Workers // Philadelphia Mamott Hotel. October 12-15. 1995.
7. Child Welfare League of America. 1995.