Научная статья на тему 'Социально-безопасная среда вуза глазами студентов'

Социально-безопасная среда вуза глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
809
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА / ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / SOCIAL-SAFE ENVIRONMENT OF THE SCHOOL / HEALTH STUDENT / SOCIAL DANGERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кисляков П. А.

В статье раскрывается понятие и структура социально-безопасной среды вуза. Приводится описание исследования образа жизни студентов, а также мнений студентов о состоянии социально-безопасной среды вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the notion and structure of social-safe environment of the high school. Happens to the description of the study lifestyle student, and students opinion about social-safe environment of high schools.

Текст научной работы на тему «Социально-безопасная среда вуза глазами студентов»

Литература

1. Appleton J. Enterprise culture vultures. 21 June 2010 Spiked.

2. Bailey J. Transforming Australia through Enterprise Education // in Victorian Industry Education Partnership. Vol.2, N 3, Nov, 1995.-P.24.

3. 3.Mini-Companies in Secondary Education. Final Report of the Expert Group. Sep.2005.-P. 13.

4. 4.Hitchcock G. Education and Training 14-18. A Survey of New initiatives.-L.: Academic Press, 1988.P. 171.

5. Economics of the New Zealand Maori by R. Firth. -Wellington: Learning Media, 1972.-P.32.

СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Кисляков П.А.,

кандидат педагогических наук, декан технологического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи, Шуйский государственный педагогический университет г. Шуя, Ивановской области, Россия

В статье раскрывается понятие и структура социально-безопасной среды вуза. Приводится описание исследования образа жизни студентов, а также мнений студентов о состоянии социально-безопасной среды вузов.

The article presents the notion and structure of social-safe environment of the high school. Happens to the description of the study lifestyle student, and students opinion about social-safe environment of high schools.

Ключевые слова: социально-безопасная среда вуза; здоровье студента, опасные ситуации социального характера; social-safe environment of the school; health student; social dangers.

В российской науке все отчетливее признается особая роль проблем молодежи на современном этапе развития нашего общества. Молодежь представляет собой и фактор политического баланса, и воспроизводственный потенциал нации. Закономерен тревожный тон, присущий научным работам в этой проблематике, поскольку противоречия сложившиеся в конце XX начале XXI вв. вдвойне больнее ударили именно по образу жизни молодежи, вызвали возникновение в молодежной среде, в том числе образовательной - социальных негативных явлений. Перед образовательными учреждениями стоит задача формирования социально-безопасной среды. Социально-безопасная среда образовательного учреждения представляет собой функционирующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потребность в безопасности, двигательной и интеллектуальной активности. Социально-безопасная среда вуза характеризуется совместной деятельностью администрации, преподавательского состава и студентов и позволяет минимизировать отрицательные социальные, социально-биологические, психолого-педагогические влияния в образовательном социуме. В число основных компонентов социально-безопасной среды вуза входят:

- безопасная и здоровьесберегающая инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия проживания, питания и обучения студентов;

- технологии обучения вопросам обеспечения безопасности в социальной среде, в том числе в образовательном учреждении;

- здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе;

- условия для активного отдыха студентов и преподавателей, занятий физической культурой и спортом, организация досуга;

- система профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков в учебных корпусах и общежитиях;

- система комплексного профилактического медицинского обслуживания преподавателей и студентов. Осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья и безопасности субъектов образовательного процесса.

Формирование социально-безопасной среды вуза должно осуществляться с учетом тенденций здоровья и образа жизни учащейся молодежи, потребностей молодежи в социально-образовательных услугах в области безопасности и здоровьесбережения, состояния социальной безопасности в вузе. С этой целью нами проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было опрошено 1050 студентов очной формы обучения Шуйского государственного педагогического университета, Тульского института управления бизнеса, Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.

В опросе приняли участие студенты 2-5 курсов очного отделения. Это объясняется тем, что у первокурсников не в полной мере сложились точки зрения и суждения относительно изучаемых вопросов. На данных курсах осуществлен сплошной отбор единиц наблюдения.

В анкетировании приняли участие студенты, обучающиеся по следующим педагогическим специальностям (направлениям подготовки): безопасность жизнедеятельности, технология и предпринимательство, изобразительное искусство, математика, физика, география, иностранный язык, русский язык, физическая культура, социальная педагогика, дошкольная педагогика; а также специальностям гуманитарного профиля: психология, домоведение, менеджмент организации, юриспруденция, адаптивная физическая культура, социально-культурная деятельность.

Для решения поставленной задачи нами была разработана анкета «Студенты о социально-безопасной среде вуза и образе жизни». При составлении анкеты было предусмотрено получение информации об особенностях образа жизни студентов по данным самооценки, потребности молодежи в социально-образовательных услугах в области безопасности и здоровьесбережения, состояния социально-безопасной среды в вузе, проблем здоровьесбережения в вузе. При этом результаты ответов относительно проявления тех или иных опасностей социального характера статистически трактуются не в отношении их количества. Результаты анкетирования позволили сказать об уровне информированности студентов о тех или иных негативных явлениях, выяснить меру допустимости социальных угроз в данном образовательном пространстве.

Здоровье участника образовательного процесса можно определить как гармоничное единство биологических и социальных свойств индивида, позволяющих ему эффективно выполнять задачи образования и вести полноценную личную и общественную жизнь. Студенчество можно выделить как категорию населения с повышенными факторами риска. Этими факторами являются нервное перенапряжение и умственное утомление, хроническое нарушение режима труда и отдыха, режима питания и сна, курение, недостаточная двигательная активность, трудности проживания в общежитии. Суммарное воздействие на организм студентов многих отрицательных факторов и вызывает развитие предболезни, затем и болезни.

Результаты исследования последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении состояния здоровья студенческой молодежи. По данным исследований последних десяти лет лишь 30-40% абитуриентов, поступающих в вузы страны, отличаются удовлетворительным здоровьем. Среди первокурсников около 90% имеют отклонения в состоянии здоровья, при этом не редки случая наличия у одного студента 2-3 заболеваний. За время обучения в вузе здоровье студентов ухудшается, от первого к пятому курсу растет число студентов с психосоматическими нарушениями и хроническими заболеваниями (В.И. Бондин; Г.Б. Гришина; М.В. Малютина; Е.В. Пере-возчикова; С.Н. Харина, П.В. Харин; З. Хустундинова и др.).

Оценили свое здоровье как хорошее (никогда не болею, или болею очень редко, обычно хорошо себя чувствую) 46% опрошенных нами студентов; столько же оценили свое здоровье как среднее (довольно часто болею или чувствую себя нездоровым (-ой)); и 8% - оценили как плохое (имею хроническое заболевание, постоянно плохо себя чувствую).

Несмотря на то, что фактически все опрошенные нами студенты (96,9%) знают о ведущей роли образа жизни в формировании здоровья, только 60% из них оценивают свой образ жизни как здоровый. К факторам, не позволяющим назвать свой образ жизни здоровым, были отнесены следующие (рисунок 1): нерациональное питание (84%), гиподинамия, малоподвижный образ жизни (25%), курение (22%), употребление алкоголя (13%), проблемы в сексуальной сфере (6%).

к

проблемы в сексуальной сфере 6

употребление алкоголя 13

курение

22

малоподвижный образ жизни

нерациональное питание

84

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Частота на 100 опрошенных

Рис. 1. Причины, препятствующие здоровому образу жизни студентов

Среди факторов, которые не позволяют назвать образ жизни здоровым первое место занимает нерациональное питание. Правильно организованное питание имеет 7% опрошенных. Около половины (54%) не всегда соблюдают режим питания, а 32% студентов постоянно питаются неправильно. Около 30% респондентов принимают горячую пищу один раз в день. Этим можно объяснить то, что 24% студентов отмечает наличие болей и неприятных ощущений в области живота, связанных с приемом пищи, 15% имеют излишний вес.

На втором месте среди факторов, характеризующих образ жизни студентов, была названа гиподинамия. Треть студентов (36%) указали на полное отсутствие самостоятельных занятий физическими упражнениями в режиме дня, среди них наибольший удельный вес занимают девушки. Около 80% опрошенных нами студентов никогда не занимались в спортивных секциях. Из числа студентов, занимающихся физической культурой и спортом, большинство (69%) указывают на положительное влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья. Лишь 13% опрошенных указали на наличие в режиме дня занятий утренней гигиенической гимнастики. Примерно 54% респондентов, предпочитают пассивный отдых активному, что может служить индикатором переутомления и неправильной организации режима дня. Полученные данные коррелируют с общероссийскими, свидетельствующими о низкой двигательной активности населения, в том числе и студенческой молодежи. Так, только 6% семей в России начинают день с гимнастической зарядки. Для сравнения: в США - 78%, в Японии - 75%, ФРГ - 68% (Петленко В.П.). Систематически делают утреннюю гигиеническую гимнастику 33,3% студентов, регулярно занимаются физическими упражнениями 12,6% студентов (Соловьев Г.М.). Наблюдаемая тенденция валеологи-зации физического воспитания в ВУЗах дает основание надеяться на повышение эффективности в формировании у студентов жизненной установки на сохранение и укрепление здоровья (Давиден-ко Д.Н.).

Профилактика вредных привычек в студенческой среде является важным компонентом воспитания будущих педагогов. Саморазрушающее поведение - табакокурение, алкоголизм, наркомания и токсикомания - оказывают губительное воздействие на все компоненты здоровья: духовное, нравственное, эмоционально-психическое, физическое, сексуальное, а так же на социальное благополучие человека. Употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ приводит к деградации личности, снижению интеллектуальных способностей, психическому и физическому ис-

тощению, эмоциональной неуравновешенности, к утрате моральных установок и ценностей (Да-виденко Д.Н.).

Мнение респондентов по вопросам, касающимся вредных привычек, представлено следующим образом: большинство опрошенных нами студентов (89%) считают, что употребление алкоголя вредит здоровью. При этом около 10% опрошенных регулярно (не реже раз в месяц) употребляют алкоголь, 42 % употребляют алкоголь «только по праздникам», которых, как известно у нас не мало; 37% опрошенных практически не употребляют алкоголь, и лиши 11% - не употребляют совсем.

Из опрошенных студентов 24% курят, их них 17% выкуривают в день около пачки сигарет, 32% - около десяти сигарет.

На вопрос «Где чаще вам приходится быть пассивным курильщиком?», около половины анкетируемых (46%) ответили «в компании друзей»; 13% - «в вузе (общежитии)»; 15% - «на улице»; 11% - «дома».

С каждым днем все острее встает проблема наркомании в молодежной среде. По данным, приведенным официальной статистики более 3 миллионов человек в России употребляют наркотики, почти две трети из них молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных. Основными причинами употребления наркотических препаратов, по нашему мнению, является неосознанность молодежью опасности разрушающего воздействия этих веществ на формирующийся организм, что связано с низким уровнем знаний в этой области, и беспечностью по отношению к наркогенной зависимости.

На вопрос, «Какого человека можно считать наркоманом?», 64% студентов ответили «регулярно, употребляющего наркотики, но при этом не опускающегося на «дно»«; 20% - «попавшего на лечение от наркомании»; 16% - однажды или несколько раз употребившего наркотики. Около 6% опрошенных отметили, были свидетелями употребления наркотиков на территории или вблизи образовательного учреждения.

Среди факторов, влияющих на образ жизни, возникновение и прогрессирование заболеваний немаловажную роль играют материальная обеспеченность и жилищно-бытовые условия жизни. В контингенте студентов «критически низкий» и «низкий» социально-экономический слой (уровень дохода ниже прожиточного минимума) составляет 10%. Около 65% студентов являются приезжими, из них 80% проживают в общежитии. Причем студенты, проживающие в общежитии или снимающие жилье оценивают свое благосостояние ниже. Это связано с дополнительными затратами на проезд, питание, оплату жилья. Около 95% малообеспеченных студентов получают социальную стипендию и/или материальную помощь. За время учебы в вузе 25 опрошенных студентов (5%) создали собственные семьи, из них 8 имеют детей. Студенты, состоящие в браке, реже оценивают свое благосостояние как «хорошее», в связи с чем они также имеют материальную поддержку со стороны вуза. Для существенной части студентов способом улучшить свое материальное положение является занятость на рынке труда, что в свою очередь противоречиво сказывается на образе жизни и качестве подготовки. Доля студентов, имеющих постоянную работу, резко возрастает с 5% на втором курсе до 35% на четвертом и пятом, при этом лишь в единичных случаях она соответствует специальности получаемого образования.

Около 2% опрошенных нами студентов имеют постоянную работу по специальности; 5% -имеют постоянную работу не по специальности; 2% - иногда приходится работать ночью; 12% -имею временную работу. В целом по стране подрабатывают более 42% первокурсников и 77% старшекурсников. В Москве работает каждый третий студент (Чепурных Е.Е.).

Проведенный опрос показал, что около 21% студентов считают, что организация учебного процесса в вузе не позволяет сохранить здоровье. Учебная нагрузка, по мнению большинства студентов (80%), соответствует возможностям здоровья: 51% опрошенных отметили, что занимаются систематически, но времени хватает и на полноценный отдых и развлечения; 26% - что напряженность бывает только во время сессии, 20% - что учеба крайне напряженная, на отдых и развлечения времени почти не остается.

Комплексным показателем здоровьесбережения молодежи в вузе является также самооценка студентами, полученных знаний и умений, уровня профессиональной подготовки в области здоровья.

Проведенное исследование показало, что в целом студенты оценивают свою теоретической подготовку в области здоровья на среднем уровне (4,2 балла). Однако по ряду вопросов студенты указали на недостаточность собственных знаний (рисунок 2).

частота на 100 опрошенных

100 -, 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

вопросы, недостаточно изученные студентами

1-1

1-1 1 1 1 ■ 1 — 1—i—i—■—1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Рис. 2. Потребности молодежи в социально-образовательных услугах в области здоровьесбережения:

1) Структура и содержание здорового образа жизни, как ведущего фактора формирования здоровья.

2) Основные компоненты образа жизни.

3) Основные факторы риска.

4) Основные виды профилактики.

5) Социально-психологические закономерности формирования здорового образа жизни психолого-педагогические условия и факторы, формирующие его.

6) Основные физиологические параметры организма человека.

7) Принципы составления авторских систем педагогической деятельности с учетом здо-ровьесберегающих технологий.

8) Нормативная база охраны здоровья в образовательных учреждениях.

9) Типичные причины возникновения неотложных состояний.

10) Основные признаки неотложных состояний.

11) Основные приемы первой медицинской помощи в условиях образовательного учреждения.

12) Действия педагога при внезапных заболеваниях детей в образовательных учреждениях.

13) Методы оценки индивидуального здоровья.

14) Алгоритм составления индивидуальной программы коррекции образа жизни.

15) Методы использования средств предметного обучения для здоровьеформирующего образования.

16) План формирования здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения.

17) Методика пропаганды здорового образа жизни в условиях образовательных учреждений.

18) Алгоритм проведения экспертизы образовательных программ с позиций задач здоровь-еформирующего образования.

Так больше половины опрошенных (58,5%) испытывают потребность в информации о социально-психологических закономерностях формирования здорового образа жизни, психолого-педагогических условиях и факторах, формирующих его, около трети (32,2%) - об основных принципах составления авторских систем педагогической деятельности с учетом здоровьесбере-гающих технологий, каждый четвертый студент (25,3%) нуждается в дополнительной информации о нормативной базе охраны здоровья в образовательных учреждениях.

Характеризуя уровень практической подготовки в области здоровья, студенты отмечают, что низкий уровень ее развития. Подавляющее большинство опрошенных (87,6%) отмечают недостаточность навыков оказания первой медицинской помощи в условиях образовательного учреждения. Каждый второй студент (53,1%) испытывает потребность в информации о методах оценки индивидуального здоровья. Около 45% из опрошенных студентов отмечают потребность в информации об алгоритме составления индивидуальной программы коррекции образа жизни.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о необходимости усиления пропаганды здорового образа жизни на всех этапах обучения среди студентов ВУЗа, повышения уровня образования будущих педагогов основам здоровьесбережения, разработки комплекса профилактических мероприятий, проведения углубленных медицинских осмотров студентов с целью ранней диагностики и своевременного лечения заболеваний.

Проведенный опрос позволил выявить их информированность студентов относительно проявления негативных социальных явлений в образовательной среде. В таблице 1 представлен список деструктивных социальных явлений, которые могут иметь место в студенческой среде. При этом следует отметить, что факты, с которыми сталкиваются студенты, вовсе не свидетельствуют о том, например, что они сами употребляют алкоголь или наркотики, полученные данные позволяют выяснить меру допустимости деструктивных явлений в данном социальном обществе.

Примерно 65% студентам приходилось встречаться с пьяным человеком в непосредственной близости, создающего, помеху в движении, отдыхе, а также с попрошайками, нищими, лицами БОМЖ. Уровень информированности респондентов относительно этих явлений занимают в рейтинге первое место. При этом следует отметить, что если явление, связанное с появлением попрошаек не связанно непосредственно с жизнедеятельностью студентов, то встреча с пьяными, как правило, происходит вблизи вуза или в общежитии и связана с асоциальным поведением ряда студентов. В связи с этим около половины (46%) опрошенных отметили свою информированность относительно чрезмерного употребления алкоголя в студенческой среде, причем 17% респондентов сталкиваются с этим явлением не менее раза в неделю.

Второе место в рейтинге, наряду с чрезмерным употреблением алкоголя студентами заняли такие явления как конфликты и ссоры в быту (в т.ч. в общежитии) (50%), конфликты и ссоры в вузе с однокурсниками (50%) - данные явления можно отнести к сфере социально-психологических опасностей, которые опосредованы конфликтами во взаимодействиях личности с окружающим социумом. При этом конфликты с преподавателями отмечают около трети (27%) опрошенных.

Около 40% опрошенных сталкиваются с опасностями криминального характера: узнали о краже у друзей, знакомых, что вызвало чувство дискомфорта, тревоги, страха; приставание хулигана (грубое оскорбление в нецензурной форме, толчки, удары). Данные опасности занимают третье место в рейтинге. Такое же количество студентов отметило, что их семья испытывает существенные лишения от безработицы, экономического кризиса, а также появление активных сектантов или вербовщиков.

Одной из актуальных проблем современного российского общества является проявление расовой нетерпимости, национализма, ксенофобии, в том числе среди представителей неформальных молодежных объединений. Проведенный опрос позволил выявить следующие тенденции указанной проблемы: 43% опрошенных отметили, что за истекший с момента опроса год они испытывали раздражение по отношению к некорректному поведению приезжих - представителям той или иной национальности; каждый четвертый студент указал, свою информированность о проявлениях нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности (моральные или физические издевательства, неадекватное поведение), а также о проявлениях агрессивности представителей неформальных молодежных группировок, в том числе из числа учащихся (скинхеды, готы, эмо, и др.), каждый пятый - о проявлениях национализма (демонстрирование нацистской атрибутики, разжигание национальной розни).

Таблица 1

Высказывания студентов о проявлении в вузе или вблизи него негативных социальных явлений (частота на 100 опрошенных)

Опасные ситуации социального характера сталкивался несколько раз в неделю сталкивался хотя бы раз в год

Приставание хулигана (грубое оскорбление в нецензурной форме, толчки, удары) 10 41

Появление пьяного в непосредственной близости, создающего помеху в движении, отдыхе 37 68

Предложение наркотиков (были свидетелем) 4 16

Чрезмерное употребление алкоголя (были свидетелем) 17 46

Стало известно о том, что кто из знакомых заразился ВИЧ-инфекцией 0 5

Появление активных попрошаек, нищих, лиц БОМЖ 35 65

Появление активных сектантов или вербовщиков 5 41

Приставание грабителей и вымогателей карманных денег, мобильных телефонов 2 22

Узнали о краже у друзей, знакомых, что вызвало чувство дискомфорта, тревоги, страха 3 44

Стали жертвой кражи вещей (карманной, квартирной или иной) 1 17

Семья испытывает существенные лишения от безработицы, экономического кризиса 8 41

Конфликты и ссоры в быту (в т.ч. в общежитие) 15 50

Конфликты и ссоры в стенах образовательного учреждения с однокурсниками 6 50

Конфликты и ссоры в стенах образовательного учреждения с преподавателями 3 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стало известно о проявлениях нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности (моральные или физические издевательства, неадекватное поведение) 1 24

Стало известно о проявлениях национализма (демонстрирование нацистской атрибутики, разжигание национальной розни) 3 20

Были случаи, когда испытывали раздражение по отношению к некорректному поведению приезжих торговцев или работников представителям той или иной национальности 8 43

Агрессивные действия представителей неформальных молодежных группировок, в том числе из числа учащихся (скинхеды, готы, эмо, и др.) (были свидетелем) 3 25

Присутствие в студенческой жизни таких криминальных опасностей, как приставание грабителей и вымогателей карманных денег, мобильных телефонов, кражи личных вещей занимают в рейтинге четырнадцатое (22%) и шестнадцатое (17%) место соответственно.

Каждый шестой студент (16%) отметил наличие факта распространения в вузе или вблизи него наркотиков, что вызывает тревогу.

Один из двадцати студентов (5%) указал, что за истекший с момента опроса ему стало известно, что кто-то из его знакомых заразился ВИЧ-инфекцией.

Следует отметить, что полученные данные относительно каких либо фактов не свидетельствуют об их количестве, например, вовсе не значит, что в вузе имело место 168 случаев употребления или распространения наркотиков, или 53 студента стали ВИЧ-инфицированными. Вполне возможно, что это были единичные случаи, о которых стало известно какому-то числу студентов. Вместе с тем наличие в студенческой среде тех или иных опасностей социального характера гово-

рит о необходимости информирования студентов о мерах их предупреждения и возможных последствиях.

В целом студенты отметили те деструктивные социальные опасности, которые имеют место не только в студенческой среде, но в целом распространены в обществе. Таким образом, студенчество как социальная группа не изолировано от общества, от его проблем, противоречий, девиаций.

В целях изучения потребностей в области обеспечения безопасности в социальной среде, студентам было предложено выделить опасности социального характера, которые у них вызывают тревогу и представляют угрозу для региона/города. Проведенный опрос показал, что в целом студентов в большей степени волнуют проблемы девиатного поведения населения: алкоголизм (44%), наркомания (33%), ВИЧ/СПИД (28%); экономической безопасности личности: проблемы трудоустройства (37%), безработица (38%), низкий уровень жизни (31%); криминального характера: преступления против собственности (31%), преступления против личности (насилие) (30%); в наименьшей степени студентов волнуют общенациональные проблемы социальной сферы: распространение сектантства (20%), утрата самобытности, культурных традиций (17%), распространение национализма (15%), терроризм (21%), вооруженные конфликты (15%). Полученные данные вполне объективны, поскольку отражают региональные особенности социальной безопасности центрального федерального округа РФ.

Также студентам было предложено выделить группы людей, вызывающих чувство тревоги, дискомфорта или опасности. В целом ответы на данный вопрос коррелируют с ответами предыдущего вопроса. Студенты также отмечают людей, представляющих опасности девиантного поведения (наркоманы, алкоголики) и криминальных явлений (хулиганы, насильники, воры, грабители, мошенники). Также каждый пятый студент высказал обеспокоенность относительно групп людей, представляющих угрозу в сфере межнациональных взаимоотношений (члены националистических группировок, экстремисты, приезжие других национальностей не выполняющие нормы поведения).

Потребность студентов в образовании в области безопасности жизнедеятельности была выявлена при их самооценке знаний и навыков поведения в опасных ситуациях (таблица 2). В большинстве случаев студенты указали на наличие теоретических знаний по безопасности в тех или иных ситуациях и лишь 2-13% указали на наличие практических навыков. При этом от 18 до 23% опрошенных указали на отсутствие знаний и навыков безопасного поведения в условиях захвата в качестве заложника, взрыва, перестрелки на улице или дома, активных действий сектантов.

Таблица 2

Самооценка студентов знаний и навыков поведения в опасных ситуациях (частота на 100 опрошенных)

Опасные ситуации Имею практические навыки Знаю теоретически Слышал, поверхностно знаком Не знаю что делать

Кража 10 50 20 4

Грабеж 8 48 20 7

Насилие 8 41 19 10

Захват в качестве заложника 1 35 25 20

Взрыв в здании, на улице 3 38 22 17

Перестрелка на улице, в здании 2 29 25 22

Активные действия сектантов по отношению к Вам 13 26 20 23

Давка в толпе, массовая паника 14 36 16 12

При этом, указывая на отсутствие навыков безопасного поведения, более половины студентов отмечают, что безопасность человека в окружающем его социуме зависит, прежде всего, от самого человека, его поведения, знания правил личной безопасности (58%), мнение другой половины опрошенных разделилось поровну: 22% - от работы правоохранительных органов, охранных организаций; 23% - от состояния окружающей социальной среды (наличие социальной напряженности, криминальных группировок и пр.).

Большинство студентов (78%) отметили, что заботятся о своей безопасности. При этом забота студентов о своей безопасности в окружающем социуме проявляется в следующих формах:

- изучают правила личной безопасности: читают специальную литературу, тренируются, смотрят программы, консультируются со специалистами (19%);

- соблюдают правила личной безопасности (правила поведения) в опасных и чрезвычайных ситуациях (38%);

- проявляют бдительность по отношению к происходящему вокруг (обращают внимание на подозрительных людей, подозрительные предметы, бесхозные вещи) (47%);

- избегают потенциально опасные места (неосвещенные улицы, митинги, пикеты и др.) (42%);

- избегают контактов с людьми, представляющими опасность (алкоголики, наркоманы, экстремисты, сектанты и др.) (55%);

- избегают вредных привычек (пьянство, наркотики), стараются от них избавиться (36%).

Таким образом, проведенный опрос показал, что студенты, признавая необходимость владения человеком навыков по безопасному поведению, в целях обеспечения безопасности в опасных ситуациях, и указывая на отсутствие (в большинстве случаев) у них данных навыков студенты выражают потребность в образовании в области безопасности жизнедеятельности в социальной среде. Выявленные тенденции указывают на необходимость формирования в образовательных учреждениях социально-безопасной среды, направленной на обеспечение безопасного пребывания студентов вузе, а также сохранение и укрепление их здоровья.

В Шуйском государственном педагогическом университете разрабатывается и реализуется социально-педагогическое сопровождение формирования социально-безопасной среды жизнедеятельности учащейся молодежи. Данное исследование (руководитель П.А. Кисляков) выполняется нами в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы по заданию Федерального агентства по образованию РФ.

Исследование реализуется в следующих направлениях:

- информационно-методическое обеспечение образования в области социальной безопасности и здоровьесбережения в рамках дисциплин федерального (Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний и здорового образа жизни) и национального (Безопасная и здоровь-есберегающая среда образовательного учреждения, Основы здорового образа жизни студента) компонентов;

- проектно-технологическое обеспечение, включающее обучение студентов способам и средствам обеспечения безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья посредством реализации активных форм обучения, направленных на проектирование поведения в нормальных условиях жизнедеятельности и условиях чрезвычайной, кризисной ситуации;

- программно-методическое обеспечение воспитательной работы по формированию культуры безопасности учащейся молодежи во внеаудиторное время (эстафета «Спасатель», олимпиада по безопасности жизнедеятельности, конкурс студенческих научных и методических работ по проблемам безопасности в современном социуме, психологические тренинги по выходу из кризисных ситуаций, молодежный интернет-форум, встречи-семинары со специалистами МЧС, здравоохранения, МВД, соцзащиты и др.).

Статья опубликована в рамках выполнения государственного контракта (№ П 1028 от 20.08.2009) по Федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России " на 2009-2013 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.