Научная статья на тему 'Инновационный потенциал университетского комплекса как модели системы непрерывного педагогического образования в регионе'

Инновационный потенциал университетского комплекса как модели системы непрерывного педагогического образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куличенко Р. М., Шаршов И. А., Макарова Л. Н., Дьячек Т. П.

Kulichenko R.М., Sharshov I.А., Makarova L.N., Dyachek Т.P. innovational potential of university complex as a model of the system of continuous pedagogical education in the region. The article reveals the essence and basic tasks of innovational structure - university complex of continuous pedagogical education in the region. The leading activity areas of the partners in university complex are considered in detail; the advantages and innovation potential of this structure are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал университетского комплекса как модели системы непрерывного педагогического образования в регионе»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА КАК МОДЕЛИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Р.М. Куличенко, И.А. Шаршов,

Л.Н. Макарова, Т.П. Дьячек

Kulichenko R.M., Sharshov I.A., Makarova L.N., Dyachek T.P. Innovational potential of university complex as a model of the system of continuous pedagogical education in the region. The article reveals the essence and basic tasks of innovational structure - university complex of continuous pedagogical education in the region. The leading activity areas of the partners in university complex are considered in detail; the advantages and innovation potential of this structure are revealed.

Сегодня инновационная политика рассматривается как важнейшая в жизни нашего государства. Одним из рычагов инновационного перевоплощения экономики региона должен стать и неуклонно становится Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина как ведущий вуз по подготовке кадров, в том числе и педагогических. Одно из пяти ключевых направлений инновационно-образовательной программы ТГУ имени Г.Р. Державина - «Непрерывное образование» - курирует Институт педагогики и социальной работы. Основная идея непрерывного образования заключается в постоянном творческом саморазвитии каждого человека на протяжении всей жизни: от до-профессиональной подготовки до высшего и поствузовского профессионального образования с последовательным усилением роли процесса самообразования.

В современном динамично развивающемся обществе роль непрерывного образования объективно возрастает как для отдельного человека, так и для общества в целом. В частности, возникает необходимость разработки и проведения эффективной региональной образовательной политики, реформирования региональных систем образования с учетом специфики региона, конъюнктуры рынка труда, возможностей самой личности.

Ведущую роль в реализации проекта непрерывного образования в ТГУ имени Г.Р. Державина играет педагогическое образование, выступающее фактором повышения качества людских ресурсов, наращивания инновационного потенциала общества, развития других уровней образования. Решению

задач инновационно-образовательной программы в этом направлении способствует организация в Тамбовской области Университетского комплекса непрерывного педагогического образования как кластера инновационного развития образовательной и социальной сфер региона.

Державинский университет выступает в этом случае базовой организацией, задающей вектор развития образовательного кластера на территории Тамбовской области, осуществляющей руководство идеей, с учетом интересов учреждений-партнеров.

Следует отметить, что университетский комплекс - совершенно новая инновационная структура, опыта создания которых в стране крайне мало. Между тем о необходимости их появления в рекомендательном плане говорил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин. Развитие системы непрерывного педагогического образования в регионе основано на формировании сети стратегических партнеров - ряда предприятий и организаций Тамбовской области, сотрудничество с которыми строится на основе договорных отношений.

Цель образования данного кластера -интеграция деятельности образовательных учреждений региона, реализующих профессиональные программы педагогического образования разных уровней, и иных научных, производственных, общественных организаций, учреждений социальной сферы, государственных и муниципальных органов управления образованием с целью эффективного и динамичного развития системы

непрерывного педагогического образования, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки педагогических кадров в Тамбовском регионе с учетом запросов рынка труда.

Задачами кластера являются:

- Повышение эффективности и качества образовательного процесса в учреждени-ях-партнерах университетского комплекса и качества образования в Тамбовском регионе, в целом.

- Обеспечение непрерывной и многоуровневой подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для образовательных учреждений системы общего, профессионального и послевузовского образования.

- Обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.

- Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры и социальной сферы.

- Создание условий для реализации программ и проектов образовательного, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности.

- Создание современной экспериментальной базы для подготовки специалистов по приоритетным направлениям науки, культуры и социальной сферы.

- Сохранение и развитие потенциала педагогических учебных заведений области, расширение возможностей получения гражданами желаемого уровня образования, профессии, квалификации в соответствии с потребностями региона.

- Обеспечение интеграции образования и науки в рамках университетского комплекса за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления постоянных контактов между образовательными, иными учреждениями и некоммерческими организациями.

- Создание единой информационной среды учреждений-партнеров для повышения

эффективности их образовательной, научной и инновационной деятельности.

- Формирование навыков проектных форм инновационной деятельности субъектов образовательного процесса учреждений-партнеров в социально-педагогической области в сотрудничестве с различными предприятиями и организациями региона и РФ.

- Организация взаимодействия с органами исполнительной власти, развитие межрегиональных связей при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности.

- Реализация на базе Тамбовского университетского комплекса единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней.

- Развитие международных связей, расширение и углубление взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями образования зарубежных стран, в том числе, при подготовке и переподготовке специалистов, выполнении совместных научных и инновационных проектов.

- Повышение роли ТГУ имени Г.Р. Державина и его партнеров в образовательном, социальном и культурном развитии региона.

Тамбовский университетский комплекс (кластер) непрерывного педагогического образования создан как добровольное объединение на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина образовательных организаций и других научных, производственных, общественных организаций, учреждений социальной сферы, государственных и муниципальных органов управления образованием, заинтересованных в развитии системы непрерывного педагогического образования в Тамбовском регионе.

Разработан уникальный пакет документов регионального университетского комплекса -Тамбовского университетского комплекса непрерывного педагогического образования. Нормативную основу создания комплекса составляют: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании» (№ 3266-1 от 10.07.1992 г.), Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Рос-

сийской Федерации от 05.04.2001 г. № 264, Закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г., Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 676 «Об университетских комплексах», Рекомендации по созданию университетских комплексов (инструктивное письмо Минобразования РФ от 09.11.2001 г. № 17-55-99 ин/17-11). При разработке Положения о Тамбовском университетском комплексе были учтены основные положения «Программы модернизации педагогического образования», утвержденной Приказом Министерства образования РФ от 01.04.2003 г. № 1313 и областной целевой подпрограммы «Модернизация непрерывного педагогического образования» и областной программы «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2010 годы», утвержденной Законом Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 164-З, а также двухсторонние соглашения о совместной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина с общеобразовательными школами, профтехучилищами, лицеями, гимназиями, колледжами, Управлением образования Тамбовской области, коммерческими и социальными структурами, Институтом повышения квалификации, иными образовательными учреждениями и организациями области.

Базовым образовательным учреждением Тамбовского университетского комплекса непрерывного педагогического образования является Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Управление университетским комплексом основано на формировании сети стратегических партнеров. Возглавляет Тамбовский университетский комплекс Совет ректоров и директоров учреждений-партнеров, в состав которого входят ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, который является его председателем, а также проректоры, директоры структурных подразделений, руководители самостоятельных юридических организаций различного правового статуса, входящих в состав Тамбовского университетского комплекса.

Комплекс представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, в которой каждый предыдущий уровень

обеспечивает функционирование последующих.

Первый уровень образуют подразделения Базового образовательного учреждения -ТГУ имени Г.Р. Державина, входящие в учебный, научный и инновационный блоки, в частности, Институт педагогики и социальной работы, Центр непрерывного педагогического образования, Центр инновационного развития кафедр Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина.

Второй уровень образуют инфраструктурные подразделения, созданные при участии Базового образовательного учреждения Тамбовского университетского комплекса для осуществления инновационной деятельности в сфере науки, переподготовки кадров и иных задач, например: Центр дополнительного образования, Маркетинговый центр ТГУ имени Г.Р. Державина, филиалы кафедр Института педагогики и социальной работы, экспериментальные площадки и т.п.

Третий уровень образуют предприятия и организации - партнеры, вовлеченные в инновационную деятельность Тамбовского университетского комплекса через конкретные проекты или программы, взаимодействие с которыми строится на основе договоров о совместной деятельности и долгосрочных соглашений о сотрудничестве.

Структура непрерывного педагогического образования в университетском комплексе включает в себя пять ступеней:

- первая ступень - допрофессиональ-ная подготовка (общеобразовательные школы, профильные классы, элективные курсы, курсы волонтеров и т.п.);

- вторая ступень - начальное и дополнительное профессиональное образование (профтехучилища, учреждения дополнительного образования, школы помощников социальных работников и педагогов, курсы Союза социальных педагогов и работников и т.п.);

- третья ступень - среднее профессиональное образование (педагогические училища и педагогические колледжи);

- четвертая ступень - высшее профессиональное образование (Институт педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и т.п.);

- пятая ступень - поствузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, диссертационный совет, научные центры, институт и курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и т.п.).

Исполнительные функции Тамбовского университетского комплекса осуществляет структурное подразделение Базового образовательного учреждения Тамбовского университетского комплекса - Центр непрерывного педагогического образования, созданный приказом ректора Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в Институте педагогики и социальной работы. Руководителем Центра является директор института, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего образования, член Президиума УМО вузов России по образованию в области социальной работы, действительный член Российской академии социального образования, член Международной федерации социальных работников Р.М. Куличенко. Центр непрерывного педагогического образования Института педагогики и социальной работы координирует работу комплекса, решая как основную задачу проекта - развитие системы непрерывного педагогического образования в регионе на основе интеграции интересов образовательных, социальных и иных учреждений области, - так и сопутствующие задачи:

- координация научно-методико-обра-зовательных структур университетского комплекса для внедрения инноваций в образовательный процесс;

- осуществление организационно-методической работы по внедрению в региональную систему непрерывного педагогического образования инновационных методик и технологий;

- разработка программ, создание учебно-методической базы, организация и проведение курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетского комплекса.

С целью создания благоприятных условий для устойчивого развития инновационно-образовательной деятельности на выпускающих кафедрах института, формирования инновационной среды и для решения задач по активизации инновационной деятельности

в Институте педагогики и социальной работы создан Центр инновационного развития кафедр (руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Макарова).

Для реализации коллегиальных форм решения поставленных задач в Тамбовском университетском комплексе по всем основным научно-образовательным направлениям создаются экспертные советы, сформированные как коллегиальные органы Тамбовского университетского комплекса из представителей его стратегических партнеров, с которыми заключены договоры о сотрудничестве в области науки и образования.

Таким образом, в ходе создания Университетского комплекса как инновационной модели региональной системы непрерывного педагогического образования формируется инновационно-образовательная среда, включающая систему социального партнерства с учреждениями, организациями, управляющими структурами в рамках долгосрочных проектов; систему повышения квалификации кадров; инновационные теоретико-методические материалы. Университетский комплекс, коммутирующий научно-исследовательские, образовательные и инновационные структуры, будет способствовать развитию системы непрерывного социально-педагогического образования в регионе, а именно:

- повышению эффективности и качества образовательного процесса в учреждени-ях-партнерах университетского комплекса и качества образования в Тамбовском регионе, в целом;

- объединению и координации усилий учреждений образования Тамбовской области, реализующих программу среднего и высшего социально-педагогического образования;

- обеспечению непрерывной и многоуровневой подготовки высококвалифицированных социально-педагогических кадров для образовательных учреждений системы общего, профессионального и послевузовского образования;

- обеспечению адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;

- повышению эффективности использования интеллектуальных, материальных и

информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры и социальной сферы;

- созданию условий для реализации программ и проектов образовательного, социального и технологического характера, активизации научных исследований и инновационной деятельности;

- созданию современной экспериментальной базы для подготовки специалистов по приоритетным направлениям науки, культуры и социальной сферы;

- сохранению и развитию потенциала педагогических учебных заведений области, расширение возможностей получения гражданами желаемого уровня образования, профессии, квалификации в соответствии с потребностями региона;

- обеспечению интеграции образования и науки в рамках университетского комплекса за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установлению постоянных контактов между образовательными, иными учреждениями и некоммерческими организациями;

- созданию единой информационной среды учреждений-партнеров для повышения эффективности их образовательной, научной и инновационной деятельности;

- организации взаимодействия с органами исполнительной власти, развитию межрегиональных связей при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности;

- организации действенной системы профессиональной ориентации молодежи, планированию педагогической карьеры;

- разработке механизма прогнозирования потребности в педагогических кадрах для образовательных учреждений области и долгосрочному планированию подготовки педагогических кадров в различных видах и типах образовательных учреждений;

- формированию системы, обеспечивающей своевременное и качественное замещение вакантных должностей в образовательных учреждениях области за счет целевой (контрактной) подготовки специалистов из числа выпускников профильных классов школ через вариативность и гибкость непре-

рывного профессионального педагогического образования;

- реализации на базе Тамбовского университетского комплекса единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней;

- развитию международных связей при подготовке и переподготовке специалистов, в том числе для зарубежных стран, выполнению совместных научных и инновационных проектов;

- повышению уровня международных связей, расширению и углублению взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями образования зарубежных стран.

Материально-техническая база Тамбовского университетского комплекса непрерывного педагогического образования формируется на совокупной основе материально-технического оснащения учреждений-партнеров по комплексу. Для решения поставленных задач университетского комплекса не требуется специального оборудования, но укрепление материально-технического оснащения (модернизация компьютерных фондов, мультимедийное оснащение и т.п.) как Института педагогики и социальной работы, так и учреждений-партнеров способствует активизации проектной деятельности сотрудников и учащихся, эффективной разработке учебно-методических комплексов, более активному использованию компьютерных технологий в информационно-образовательной среде региона.

Комплекс имеет высокий кадровый потенциал. В частности, сотрудники Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р.Державина, в большинстве своем имеют ученые степени докторов и кандидатов педагогических наук: д.п.н., профессора Р.М. Куличенко, И.А.Шаршов, Н.В. Гарашки-на, О.А. Дорожкина, Т.П. Дьячек, Л.Н. Макарова, Г.М. Первова, к.п.н., профессор В.А. Монастырский, к.п.н., доценты О.В. Бескровная, М.А. Болдина, И.В. Гребенникова, Т.Г. Деревягина, О.А. Дриняева, В.Н. Дро-нова, Л.И. Запорожченко, Л.К. Иванова, Г.В. Кондратьева, О.В. Коробова, М.Б. Кравченко, Н.В. Курилович, А.Ю. Курин, Н.Ю. Ми-лованова, И.В. Неретин, Ю.П. Прокудин,

О.А. Руделева, Н.Я. Рыбина, Г.Ф. Терещенко, Г.А. Хумарова, О.Г. Шадский и др. К работе в рамках Тамбовского университетского комплекса непрерывного педагогического образования привлекаются высококвалифицированные специалисты учреждений-парт-неров: в деятельности комплекса активно участвуют руководители и педагоги общеобразовательных школ, колледжей и вузов г. Тамбова и Тамбовской области, представители общественных и административных структур и т.п. Многие из них имеют ученые степени, звания заслуженных учителей, Почетных работников профессионального образования, являются победителями и лауреатами конкурсов инновационных программ развития образовательных учреждений области.

Одним из путей совершенствования современного социально-педагогического образования является создание системы образования «кластерного типа», в основе которой лежит формирование заказа в форме так называемого сертификата на подготовку нужных специалистов от образовательных учреждений и социальной сферы региона. Исходя из этого подхода, в Тамбовском университетском комплексе определен ряд задач, решение которых способствует созданию единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней:

- представление системы «кластерного образования» специалистам социальнопедагогической сферы; содействие представителям учреждений - партнеров в выборе индивидуального маршрута повышения квалификации или профессиональной переподготовки;

- определение наиболее востребованных социально-педагогических специальностей через формирование «кадрового заказа» от учреждений образования и социальной сферы Тамбовской области;

- развитие прямых взаимовыгодных отношений между социально-педагогическими учреждениями региона и Тамбовским университетским комплексом;

- поиск новых подходов в системе повышения квалификации с целью определения приоритетов при разработке учебных программ;

- представление новых направлений, современных технологий, учебной литературы и материалов, необходимых в образовательном процессе повышения квалификации.

В рамках реализации этих задач на базе ТГУ имени Г.Р. Державина регулярно организуются курсы повышения квалификации по заказу учреждений-партнеров по актуальным проблемам непрерывного образования. В частности, сотрудниками института разработаны и проведены следующие курсы повышения квалификации для различных уровней системы непрерывного образования по заказу бизнес-партнеров: «Современные технологии обучения в высшей школе», «Основы педагогики высшей школы»; «Педагогическая поддержка воспитания ребенка в замещающей семье»; «Профессиональная педагогика»; «Профессионально-творческое саморазвитие преподавателя и студента» и др.

Программа всех курсов включает итоговые дискуссии между представителями социально-образовательных учреждений и сотрудниками университетского комплекса, в ходе которых определяется круг наиболее актуальных вопросов внедрения данной системы, а также формулируются взаимные интересы и схемы работы учреждений образования и социальной сферы и университетского комплекса в рамках «кадрового заказа». Такая работа содействует развитию инновационно-образовательной среды региона, позволяя осуществлять непрерывную подготовку социально-педагогических кадров, способных к эффективной профессиональной деятельности в новых экономических условиях.

Все сотрудники кафедр Института педагогики и социальной работы, привлеченные к работе в комплексе, регулярно проходят курсы повышения квалификации в ведущих вузах РФ по различным направлениям социально-педагогического образования.

Развитие кадрового потенциала института осуществляется также в русле кафедральных научных школ и направлений, тематика которых соответствует задачам инновационно-образовательной программы: «Проблемы развития профессионализма субъектов образовательного процесса в системе непрерывного образования» (кафедра общей и социальной педагогики; руководитель - доктор

педагогических наук, профессор Л.Н. Макарова); «Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников России (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы)» (кафедра социальной работы; руководитель -доктор педагогических наук, профессор Р.М. Куличенко); «Инновационные научнометодические технологии подготовки учителей начальных классов в контексте гуманизации непрерывного педагогического образования» (кафедра педагогики и методики начального образования; руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Агаркова).

В целях интеграции и систематизации теоретических и практических разработок в области создания региональной системы непрерывного педагогического образования на базе Института педагогики и социальной работы проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции (в том числе, Интернет-конференции) и семинары. Только за последний год (период деятельности университетского комплекса) организовано 9 подобных научных мероприятий: «Качество подготовки специалистов в вузе как фактор развития социальной сферы» (2008), «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (2007, 2008), «Образовательное пространство региона: проблемы, поиски, перспективы» (2007), «Педагогические технологии в подготовке специалистов социальной работы» (2007), «Непрерывное социальное образование в регионе» (2007), «Методологические подходы к теории и практике социальной работы» (2007), «Инновационные технологии, традиции и стандарты в дошкольном (предшкольном) и начальном образовании» (2007), «Перспективы взаимодействия кафедр Института педагогики и социальной работы с базами практик» (2007).

В их работе активное участие принимали руководители и педагоги образовательных учреждений различного уровня, представители общественных организаций, муниципальных и социальных структур региона. Помимо этого, университетский комплекс способствует организации научно-практических конференций, семинаров, круглых столов на базе различных образовательных и

социальных учреждений: педагогического

колледжа № 1 имени К.Д. Ушинского, общеобразовательных школ г. Тамбова и Тамбовской области, общественных организаций и др. На конференциях обсуждаются вопросы сотрудничества ТГУ имени Г.Р. Державина и учреждений-партнеров в плане решения образовательных проблем области с целью развития инновационно-образовательной среды региональной системы непрерывного педагогического образования.

Также представители университетского комплекса принимают участие в работе научно-практических конференций различного уровня по проблемам непрерывного образования, которые проводятся в других регионах РФ и за рубежом (гг. Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Биробиджан, Воронеж, Пенза, Саратов, Сочи, Самара, Тула, Уфа, Минск, Брест, Кастанай и др.).

В диссертационном совете Д 212.261.05 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по пяти специальностям, действующем на базе Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина в 2007 г., практическими работниками образовательных учреждений защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, имеющие прямое отношение к развитию системы непрерывного педагогического образования в регионе, например:

- «Организация предшкольной подготовки детей в дошкольных образовательных учреждениях с использованием личностно ориентированных средств» (Пенина С.Н. -воспитатель ДОУ);

- «Преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад» (Зотова Н.С. -воспитатель ДОУ);

- «Организационно-педагогические условия развития инновационно-образовательных процессов в колледже» (Каширин А.Н. -директор Жердевского сахарного техникума);

- «Кластерно-модульный метод в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем» (Юров Ю.Н. - преподаватель пед. колледжа) и др.

Необходимо отметить, что в этом году 9 педагогов образовательных учреждений

различного уровня стали соискателями Института педагогики и социальной работы, что явно свидетельствует об их стремлении к активизации собственной научной деятельности, способствует повышению профессионального уровня сотрудников учреждений-партнеров по университетскому комплексу.

В настоящее время в Центре непрерывного педагогического образования Института педагогики и социальной работы имеется необходимый научно-методический потенциал для организации эффективной работы всех ступеней университетского комплекса: учебники и учебные пособия с грифами Министерства образования и науки РФ, УМО по педагогическому образованию, учебно-методические пособия и методические рекомендации для педагогов и учащихся учрежде-ний-партнеров, сопряженные учебные планы для осуществления механизма взаимодействия «колледж-вуз», программы элективных и профильных курсов для ряда общеобразовательных школ г.Тамбова и Тамбовской области, программы курсов повышения квалификации для уровня постдипломного профессионального образования.

Педагогами и сотрудниками образовательных и социальных учреждений-партне-ров по университетскому комплексу (в том числе в рамках своих инновационных программ развития и в сотрудничестве с преподавателями Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина) разрабатываются конкретные учебно-методические материалы для совершенствования социально-педагогической деятельности в данных организациях.

По заказам учреждений-партнеров университетского комплекса Институт педагогики и социальной работы продолжает разрабатывать научно-методическое обеспечение системы непрерывного педагогического образования в Тамбовском регионе. Тем самым, можно с уверенностью констатировать, что при непосредственном участии научнопедагогических кадров института развиваются теоретико-методологические основы ряда наук (педагогики, социальной педагогики, социальной работы как области научного знания), совершенствуется система требований к профессионально-личностным и нравственно-этическим качествам ее пред-

ставителей, их профессиональным компетенциям. В результате это способствует развитию инновационно-образовательной среды региона, позволяя повысить эффективность профессиональной деятельности социальных и образовательных учреждений области в новых экономических условиях.

Деятельность университетского комплекса имеет особое значение для бизнес-сообществ региона. На сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач в сфере современного образования является ориентация образовательных услуг на существующие потребности в экономике. Очевидно, что для выхода на новые рынки необходимо иметь товар, обладающий конкурентными преимуществами по сравнению с товарами предприятий, которые уже функционируют на этих рынках. Успех в конкурентной борьбе сопутствует современным инновационным вузам, имеющим основное конкурентное преимущество, которое находится в сфере профессиональных компетенций их выпускников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим некоторые преимущества, которые дает университетский комплекс непрерывного педагогического образования, организованный как кластер. При такой организации образовательные, социальные и общественные организации области не замыкаются в своей системе: они продуктивно сотрудничают, генерируют и обмениваются творческими идеями, осуществляют общие цели. Несомненно, что тиражирование, перенос успешных технологий и разработанных алгоритмов проектной деятельности конкретных учреждений-партнеров на другие организации, входящие в кластер, позволяет значительно повысить их общую профессиональную устойчивость, а значит, и конкурентоспособность регионального социально-педагогического образования.

Одним из направлений деятельности комплекса является выполнение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и образования в соответствии с региональными потребностями, оказание работодателям Тамбовской области качественных образовательных и консалтинговых услуг, активная разработка наукоемких технологий с целью опережающего кадрового обеспечения при-

оритетных отраслей социально-педагогической сферы. Тем самым, результаты работы комплекса будут востребованы бизнес-сообществом региона для обеспечения системы перспективного планирования потребности области в педагогических кадрах и государственного заказа на подготовку специалистов социально-педагогического профиля с учетом запросов рынка труда.

В Институте педагогики и социальной работы разработан детальный бизнес-план, реализация которого позволит получить конкретный экономический эффект, т.е. позволит, сформировав стратегии развития основных образовательных и консультационных услуг, увеличить объем и коммерческую отдачу оказываемых услуг.

В результате инновационной политики планируется достичь: конкурентоспособ-

ность товаров и услуг в регионе и РФ; конкурентоспособность и востребованность специалистов в системе непрерывного педагогического образования.

Планируется продавать: образовательные услуги; консультационные услуги; сборники программ курсов повышения квалификации; учебно-методические пособия; научные издания.

Планируемые расходы: оплата труда сотрудников; издательские расходы; приобретение расходных материалов; приобретение оргтехники; приобретение научной и методической литературы; приобретение мебели; командировочные расходы; рекламные расходы.

Целевой рынок. Предоставляемые услуги адресованы руководителям, педагогам и учащимся (студентам) образовательных учреждений г. Тамбова и Тамбовской области (общеобразовательных школ, колледжей и вузов), работникам социальных учреждений (муниципальных и общественных), представителям общественных организаций, работникам административных структур, органам управления образованием и социальным развитием региона, отдельным лицам, занятым научной работой.

Конкурентами являются сотрудники кафедр других университетов и регионов, занимающиеся подобной проблематикой и предлагающие аналогичные услуги. В то же время продукция является уникальной, по-

скольку в основе лежат собственные методические или научно-исследовательские разработки авторов.

Стоимость услуг. Разработка учебнометодических пособий, методических рекомендаций, монографий осуществляется по договорной цене, в зависимости от объема работ над каждым изданием и квалификации автора-разработчика. Образовательные и консультационные услуги согласно прейскуранту: групповая работа - от 2000 до 5000 руб., индивидуальная - от 300 руб. (в час). В настоящее время идет детальное изучение востребованности предлагаемых услуг. Основная проблема - низкая платежеспособность потенциальных потребителей услуг (особенно социальных и образовательных учреждений).

Способы продажи. Клиенты смогут находить продукт через рекламу: в СМИ, Интернете, на сайте ТГУ имени Г.Р. Державина и непосредственно Института педагогики и социальной работы. Реализация продукции (учебная и научная литература) будет осуществляться через маркетинговый центр ТГУ имени Г.Р. Державина. Образовательные и консультационные услуги - через инновационные центры Института (Центр непрерывного педагогического образования и Центр инновационного развития кафедр), Центр дополнительного образования, маркетинговый центр ТГУ имени Г.Р. Державина.

Способы оплаты: наличный и безналичный расчет через кассу университета, через Сбербанк.

Организация партнерской программы. В будущем планируется привлечение внешних партнеров для продвижения услуг, например, сотрудников других вузов. Маркетинговая поддержка партнерам будет заключаться в виде взаимной рекламы продукции и услуг.

Определение краткосрочных целей (на 2008-2010 гг.). В настоящий момент осуществляется реклама образовательных и консультационных услуг Института в масштабах региона и РФ (например, курсов повышения квалификации, разработанных сотрудниками Института). Исследуется рынок предлагаемых услуг, ведется работа по заключению договоров. Планируется более интенсивное продвижение инновационных продуктов на рынке.

Партнерские взаимоотношения с научно-образовательными структурами, учреждениями и организациями выстраиваются следующим образом. Социально-образовательная система университетского комплекса представляет собой открытую систему. С точки зрения системного подхода открытость означает отсутствие ее изолированности от внешней среды и наличие степеней свободы в поведении ее подсистем. Образовательная система университета, в рамках которой формируется профессиональная культура специалиста, обменивается с окружающими ее другими социальными системами определенными ресурсами и находится со средой в отношениях взаимной зависимости и взаимной обусловленности.

В этой связи создание активной, богатой предметным содержанием инновационной учебно-профессиональной среды рассматривается как одно из условий успешности формирования у специалиста социального профиля всего спектра профессиональных и личностных качеств, знаний и умений, в своем сочетании влияющих на уровень сформи-рованности у него профессиональной идентичности.

Одной из наиболее значимых систем, образующих по отношению к вузу внешнюю среду, а для педагогического процесса - инновационную учебно-профессиональную среду, является система социальной защиты населения региона. Наряду с ее главным элементом - человеком (менеджер, специалист, социальный клиент, а также руководитель, член и волонтер общественного объединения), имеющим собственную субъектность и диапазон выбора поведения, в нее входят социотехнические элементы (организации, учреждения, фонды, общественные объединения социальной направленности и др.).

На территории Тамбовской области работает более сотни различных типов и видов организаций и учреждений, которые по разным направления реализуют меры социального обслуживания населения и за счет которых образовательная среда вуза может быть значительно расширена. В частности, они являются базами практики для будущих социальных педагогов и социальных работников.

Открытость кафедр Института педагогики и социальной работы как университетской

подсистемы профессиональной подготовки, проявляющаяся, в частности, во взаимодействии с социальной сферой региона как внешней по отношению к ней средой, представляется одним из ее важнейших свойств, поскольку именно взаимодействие с внешним окружением служит залогом ее развития в содержательном, ресурсном, информационном и социокультурном контекстах, и обратно: социальные и образовательные учреждения области получают необходимое научно-педагогическое обеспечение и дополнительные возможности роста.

Таким образом, в ходе деятельности Тамбовского университетского комплекса непрерывного педагогического образования создается инновационно-образовательная среда, включающая систему социального партнерства с образовательными и социальными учреждениями, общественными организациями, управляющими структурами в рамках долгосрочных договоров и проектов; систему повышения квалификации кадров; инновационные теоретико-методические материалы.

В качестве действительных и потенциальных социальных партнеров выступают:

- региональные и муниципальные органы исполнительной власти: Управление образования и науки Тамбовской области; Управление социальной защиты Тамбовской области; Управление труда и социального развития Тамбовской области; Комитет социального развития и демографии администрации г. Тамбова и др.

- образовательные учреждения г. Тамбова и Тамбовской области, получившие поддержку своих инновационных программ развития: МОУ лицей № 6 г. Тамбова, МОУ лицей №29 г. Тамбова, МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов, Областной кадетский корпус, МОУ Избердеевская СОШ им. Героя Советского Союза В.В. Кораблина Петровского района, Ломовская ООШ Инжавинского района и др.;

- учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку кадров педагогического профиля: педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушин-ского; Моршанский гуманитарный колледж и др.;

- Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования;

- учреждения социальной сферы и образовательные учреждения разного уровня, выступающие базами практики Института педагогики и социальной работы: реабилитационно-оздоровительный комплекс семьи «Большая Липовица»; Центр психолого-медико-социального сопровождения «Приют»; психолого-медико-социальная служба «Возрождение»; МОУ Центр психологопедагогической реабилитации и коррекции; Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Тамбова; Тамбовское областное государственное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия»; муниципальное учреждение «Центр культуры и досуга «Спутник» Ленинского района г. Тамбова; МОУ СОШ № 7, 31, 32, 33, 36 г. Тамбова; детский сад № 66 «Тополек»; детский сад №46, детский сад № 53 «Елочка», детский сад №28 «Золотой петушок», детский сад №43 «Яблонька», детский сад «Эврика», школа-сад № 70 г. Тамбова; детский сад-школа №71 «Незабудка», Каменская МОУ СОШ Ржаксинского района, Суравская МОУ СОШ Тамбовского района Тамбовской области и др.;

- общественные организации: Общественная Палата Тамбовской области; Тамбовское региональное отделение «Союз социальных педагогов и социальных работников»; Тамбовская региональная общественная организация «Союз детских организаций»; Тамбовское областное общественное объединение «Молодежные инициативы»; Тамбовское региональное отделение «Детские и молодежные социальные инициативы»; Тамбовское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд»; региональное объединение общероссийской общественной организации инвалидов «Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель», Ассоциация воспитанников детских домов «Надежда» и др.

Подобное взаимодействие позволяет вносить реальный вклад в эффективное функционирование и реформирование социальной сферы региона и университетского

компонента социального образования как ее составной части.

Социальное партнерство, таким образом, - это особый, взаимовыгодный тип взаимодействия вуза с разнообразными субъектами и институтами общества, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями. С точки зрения формирования профессиональной культуры его результатом является предметное наполнение учебной среды практикоориентированным содержанием, а следовательно, придание ей нового качества - инновационной учебно-профессиональной среды.

Механизмом осуществления социального партнерства в рамках университетского комплекса являются договоры о сотрудничестве. В частности, с руководящими структурами исполнительной власти заключены долгосрочные соглашения, в которых указаны общие принципы, проблемное поле и общие направления взаимодействия с Институтом педагогики и социальной работы. Они позволяют вузу учитывать текущие и перспективные потребности социальной сферы региона в социально-педагогических кадрах, необходимых специализациях и профилях подготовки; привлекать к педагогической работе высококвалифицированных практиков, в том числе занимающихся управленческой работой на всех ее уровнях; вести в «смешанных коллективах» систематическую научно-исследовательскую и проектную деятельность с привлечением студентов, оказывать влияние на совершенствование социальной политики в регионе.

Кроме того, договоры о сотрудничестве в рамках университетского комплекса от лица университета заключают выпускающие кафедры Института педагогики и социальной работы с конкретными организациями, учреждениями и службами. Причем перечень последних уточняется с учетом корректировки задач вузовской подготовки, социального заказа со стороны региона, опыта взаимодействия с менеджментом агентства, подготовленности практиков к выполнению обязанностей супервизоров и т.д. Например, по данным исследований, проводимых социологическим центром ТГУ имени Г.Р. Державина, в настоящее время на территории области реально действует более 240 официально

зарегистрированных общественных объединений, причем около трети из них участвуют в оказании жителям региона социальных услуг, являясь тем самым ресурсом социальной работы.

Процесс развития образовательной и социальной сфер региона не может проходить в стороне от реалий развития гражданского общества и организаций «третьего сектора». Для структуры университетского комплекса непрерывного педагогического образования крайне важно, что современные общественные организации социальной направленности реализуют другую, нежели госсектор, организационную модель. В основе ее лежит принцип самоорганизации, предполагающий упорядоченность структуры, функций, связей и отношений социального объекта на основе саморегуляции, выполняющей созидательно-конструктивную роль. Кроме того, работая «внутри» общественного объединения, студенты - будущие социальные педагоги и социальные работники имеют возможность участвовать во всех этапах проектной деятельности, от этапа целеполагания до внедрения, так как временной цикл проектной деятельности в общественном секторе, по нашим наблюдениям, более короткий.

Тем самым параллельно решается еще одна из ключевых задач инновационной образовательной программы развития ТГУ имени Г.Р. Державина: формирование навыков проектных форм деятельности и активизация проектной деятельности студентов, аспирантов, преподавателей, что позволяет создавать инновационные проекты в сотрудничестве с различными предприятиями, организациями. В частности, в 2007-2008 гг. студенты Института педагогики и социальной работы были полноправными партнерами при создании и осуществлении более сотни индивидуальных и коллективных социальных проектов, наиболее крупные среди которых включены в университетский реестр студенческих проектов. Как правило, проекты содержат не только содержательнотехнологическую часть, но и экономическую составляющую. Индивидуальные проекты преимущественно разрабатывались в аспекте целей курсовых и дипломных работ.

Взаимодействие партнеров университетского комплекса позволило также разрабо-

тать вариативное содержание учебных дисциплин, входящих в Государственный стандарт и его региональный компонент. Они в значительной степени обогащены материалами научно-исследовательской и проектной деятельности преподавателей Института, сотрудников учреждений-партнеров. Подобная вариативность дает возможность через реализацию личностно ориентированного подхода на уровне содержания обучения целенаправленно строить учебный процесс, а главное, адаптировать его к запросам личности обучаемого и проблемному полю социальной сферы региона.

Конкретными механизмами взаимодействия партнеров по университетскому комплексу непрерывного педагогического образования являются:

- нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение деятельности университетского комплекса, интегрирующего деятельность образовательных учреждений и социальных структур региона;

- разработанные для подсистемы «колледж - вуз» сопряженные учебные планы;

- совместно созданные для подсистемы «школа - вуз» в процессе сотрудничества преподавателей Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина и педагогов ряда школ г. Тамбова и Тамбовской области программы элективных курсов;

- проводимый ежегодно в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина региональный конкурс-олимпиада школьников. По его итогам значительная часть учащихся Тамбовской области поступает в университет на льготных условиях, что способствует повышению интереса абитуриентов к вузу;

- разрабатываемые по заказам работодателей и партнеров по комплексу учебнометодические материалы для научнометодического обеспечения системы непрерывного педагогического образования в регионе;

- созданные новые структурные формы взаимодействия с учреждениями-партнерами университетского комплекса: филиалы кафедр; экспериментальные площадки, лаборатории и организации творческих групп педа-гогов-исследователей в рамках этих структур;

- осуществление подразделениями Тамбовского университетского комплекса совместной инновационной, издательской, воспитательной, спортивно-оздоровительной, культурно-массовой, рекламной и иной деятельности.

Рельефной тенденцией модернизации национальной системы профессионального образования России выступает ее интеграция в глобальное образовательное пространство, что подтверждено вхождением страны в Болонский процесс. В этом процессе активно участвует и российская система социального образования, обеспечивающая кадрами инфраструктуру отраслей социальной защиты и просвещения населения.

На сегодняшний момент Тамбовский университетский комплекс непрерывного педагогического образования имеет партнерские отношения с зарубежными вузами и организациями, занимающимися социально-педагогическими проблемами, например: Индианским государственным университетом (США), Аляскинским государственным университетом (США), Международной ассоциацией социальных работников, Ассоциацией социальных работников штата Индиана (США), странами ЕС в рамках программы сотрудничества ЕС и России.

Деловое сотрудничество, начало которому в 1996 г. положили факультеты социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и Индианского государственного университета (США, штат Индиана), создало основу для широких творческих связей и внесло весомый вклад в развитие в нашем университете многоуровневой подготовки специалистов социального профиля.

Основанием для него является Меморандум о взаимопонимании. Он определяет принципы, основные направления и цели взаимодействия - изучение и организация взаимовыгодных академических обменов между двумя университетами и сообществами обеих стран. В нем также указаны конкретные задачи сотрудничества на ближайшие годы:

- расширять и повышать уровень международного партнерства в области обучения, включая программы обмена студентами, приглашение преподавателей, совместные научно-исследовательские проекты;

- содействовать развитию проектов дистанционного обучения для студентов обоих университетов.

Международное академическое сотрудничество в рамках университетского комплекса строится на принципах системного и комплексного подходов к организации совместной деятельности, равноправного партнерства, открытости, вариативности и возможности практической реализации намеченной программы в конкретные сроки.

Не вызывает сомнения тот факт, что современное конкурентоспособное социальное образование немыслимо без использования новейших педагогических технологий. Одна из них - технология дистанционного обучения. Это актуализирует необходимость развития в нашем университете как традиционных (заочное, кейс-обучение, экстернат), так и новых, дистанционных форм обучения, основанных на информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах. В данном контексте речь идет о создании учебных дисциплин, разрабатываемых в рамках единого теоретикометодологического подхода параллельно идентичным факультетам университетов различных стран и реализуемых в дистанционном формате.

В частности, в течение двух лет Институтом педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина совместно с кафедрой социальной работы Индианского университета проводились пилотные исследования по эффективности использования сетевых курсов в процессе вузовской подготовки социальных работников. Учитывая специфику работы в рамках дистанционного сетевого курса, а также международный его характер, совместно с коллегами из Индианского государственного университета был разработан курс, аналогичный российскому варианту «Введения в специальность». С небольшими особенностями подобный курс включен в университетскую программу обязательной подготовки бакалавров социальной работы в США. По своему содержанию он посвящен сравнительному анализу генезиса социальной работы как особого вида деятельности в контексте исторического развития России и США, обусловливающих особенности социальной политики и социальной работы.

Сравнительный контекст позволяет российским и американским студентам понять сущность социальной работы как действенного инструмента социальной поддержки населения, имеющего общемировое значение. Они начинают лучше понимать влияние конкретно-исторических процессов на содержание и формы социальной поддержки нуждающихся.

С учетом совершенствования материально-технического оснащения Института педагогики и социальной работы, предусмотренного в рамках настоящей инновационной образовательной программы ТГУ имени Г.Р. Державина, в настоящее время ведутся подготовительные работы для возобновления дистанционного формата подготовки студентов специальности «Социальная работа», обучающихся в трех университетах (ТГУ имени Г.Р. Державина и два американских университета, расположенные в штатах Индиана и Аляска).

Центральную линию международного сотрудничества мы видим в интеграции процесса подготовки кадров для социальной сферы и научно-исследовательской деятельности в этой области в мировую академическую среду. Это крайне необходимо для решения актуальных социально-экономических проблем региона и России в целом. В качестве приоритетных направлений интернационального взаимодействия определены следующие:

- разработка форм и методов социально-педагогической работы в социуме;

- формирование профессионально-личностных качеств специалистов социальной сферы.

В качестве объектов научно-исследовательской деятельности избраны:

- семья как один из важнейших социальных институтов общества;

- благополучие детей как показатель гуманности социальной политики государства.

Результаты исследований по названной тематике представляются на традиционных ежегодных международных научно-практических конференциях. Их тематика охватывает широкий диапазон взаимосвязанных проблем - от научно-методических, касающихся дидактических аспектов социального образования в системе многоуровневой не-

прерывной подготовки, до прикладных, затрагивающих механизмы и условия продуктивного сотрудничества вуза с профессиональным сообществом социальной сферы региона.

Так, в 2008 г. на базе Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина состоялась Международная научнопрактическая конференция «Качество подготовки специалистов в вузе как фактор развития социальной сферы». В ней приняли участие: декан факультета социальной работы Индианского государственного университета (г. Терре-Хот, США) Р. Лугар, председатель американского Научного фонда защиты детей от жестокого обращения А. Лалли, директор российского отделения общественной организации «Большие братья/Большие сестры» (США) Э. Бетси, преподаватели факультетов социальной работы университетов штатов Индиана и Аляска.

Конференция вызвала значительный интерес и у представителей отечественных вузов, осуществляющих подготовку специалистов для социальной сферы, представлявших различные факультеты Тульского, Белгородского, Кемеровского университетов, Российского государственного социального университета, МВТУ имени Баумана и др. Различные аспекты сотрудничества вуза с учреждениями, организациями и службами социальной сферы региона на конференции затрагивали руководители управлений образования и науки, а также труда и социального развития Тамбовской области, директоры социальных учреждений различной ведомственной принадлежности.

Большим совместным достижением мы считаем расширение международного сотрудничества как в плане межуниверситетского взаимодействия, так и на качественно новом уровне - уровне взаимодействия представителей социальной сферы. Это нашло отражение в подписании между ТГУ имени Г.Р. Державина и университетом штата Аляска в Анкоридже (г. Анкоридж, штат Аляска, США) Меморандума о намерениях в области образовательного и научно-исследовательского сотрудничества, а также в подписании между г.Тамбовом и г.Терре-Хот (штат Индиана) совместного Соглашения о городах-побратимах, что создает хорошую основу

для обогащения международных связей за счет включения в них учреждений и организаций социальной сферы наших городов.

Помимо этого, коллектив Института педагогики и социальной работы поддерживает тесные научные связи с российскими вузами и организациями: Институтом общего образования Министерства образования и науки РФ, Институтом стратегических исследований РАО, Московским государственным университетом, Московским педагогическим государственным университетом, Южным федеральным университетом, Белгородским государственным университетом, Воронежским государственным университетом, Орловским государственным университетом, Елецким государственным университетом, Курским государственным университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом, Волгоградским государственным педагогическим университетом, Воронежским государственным педагогическим университетом, Марийским государственным педагогическим университетом, Омским государственным педагогическим университетом, Российским государственным социальным университетом и др.

Как уже отмечалось, одним из направлений инновационной деятельности университетского комплекса является активизация проектной деятельности его субъектов: непосредственно сотрудников Института, преподавателей колледжей, студентов и учащихся образовательных учреждений. Поскольку Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина имеет в своем составе Институт педагогики и социальной работы, то он является ведущим вузом по подготовке социально-педагогических кадров для региона. Кроме того, Институт педагогики и социальной работы ТГУ является одним из учредителей Тамбовского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» (ТРО ССОПиР) - члена Международной Федерации социальных работников. В результате значительной работы, проводимой сотрудниками университета в составе ССОПиР, Тамбовская область была включена в международный проект «Поддержка Российских неправительственных организаций в социаль-

ной сфере», предусматривающий обучение, оказание технической и информационной помощи, реализацию образовательных программ для социально незащищенных слоев населения.

Тем самым основная проектная деятельность, осуществляемая Институтом педагогики и социальной работы, связана с двумя областями: образовательной - подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, социально-правовое просвещение граждан и социальной - поддержка и социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, профилактика социального здоровья.

В рамках первого - образовательного - направления реализуются следующие проекты:

1. «Разработка концепции развития региональной системы непрерывного педагогического образования». Проект подразумевает разработку нормативного, организационного и научно-методического обеспечения региональной системы непрерывного педагогического образования, создание модели интегрированного университетского комплекса, реализующего образовательные программы среднего и высшего профессионального образования.

Разработанные комплект нормативной документации, обеспечивающей функционирование университетского комплекса, информационная система управления университетским комплексом, профессиональные образовательные программы и учебно-методические комплексы, обеспечивающих преемственность содержания и технологий обучения на различных уровнях, будут востребованы региональными управлениями образованием, а также руководителями образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

2. «Разработка и апробация моделей профильного обучения, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей». Реализация проекта будет способствовать созданию предпосылок и условий для повышения удельного веса региональных систем образования, вовлеченных в решение задач введения профильного обучения в старшей школе и роста численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по про-

граммам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения (Индикатор Федеральной целевой программы развития образования).

Результаты проекта, разработанные вариативные модели профильного обучения могут быть использованы руководителями и педагогами учреждений дополнительного образования детей, педагогами общеобразовательных учреждений. Соответствующие образовательные программы и методические рекомендации будут востребованы органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

В рамках второго - социального - направления Институт педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина разрабатывает следующие проекты:

1. «Социальное здоровье человека» в контексте Программы сотрудничества между Тамбовской областью и Российской академией наук «Здоровье здорового человека». Проект подразумевает решение следующих задач: разработку стандартов социального здоровья, в том числе, критериальных параметров и диагностического инструментария для оценки уровня социального здоровья населения; определение приоритетных направлений профилактики социального здоровья с учетом социально-экономических особенностей региона; разработку и реализацию адресных профилактических, коррекционных, реабилитационных и абилитационных программ с учетом специфики различных групп населения; создание системы организационно-методической и информационной поддержки соответствующих групп населения; повышение компетентности специалистов образовательных учреждений и социальной сферы (социальные педагоги и социальные работники) в области социального здоровья.

Результаты проекта важны для различных социальных институтов: образовательных и здравоохранительных учреждений, правительственных структур социальной сферы.

2. «Комплексная реабилитация детей-инвалидов как средство их интеграции в общество». Предлагаемый проект реабилитации предусматривает комплексный подход интеграции детей-инвалидов в общество че-

рез повышение квалификации специалистов социальной защиты населения, органов здравоохранения, учреждений образования в области реабилитации детей-инвалидов; интеграцию детей-инвалидов в общество через систему организованных тренировок и спортивно-оздоровительных соревнований; создание «народного университета» для родителей, имеющих детей-инвалидов.

Созданная система организационнометодической и информационной поддержки специалистов учреждений социальной защиты населения, родителей, имеющих детей-инвалидов, в области реабилитации детей-инвалидов будет востребована при осуществлении совместных реабилитационных мероприятий, организуемых различными учреждениями социальной защиты, правительственными структурами и общественными объединениями на основе принципа социального партнерства.

3. «Разработка региональной модели правового просвещения социально незащищенных категорий граждан». Проект направлен на повышение эффективности решения стратегических задач гражданского общества, связанных с правовым просвещением социально незащищенных слоев населения, выполняя функцию интеграции и координации деятельности образовательных учреждений, правительственных структур и общественных правозащитных организаций региона. Результаты проекта будут востребованы соответствующими учреждениями, специалистами по социальной работе.

В настоящее время в рамках инновационной деятельности в Институте педагогики и социальной работы создается новая модель образовательного процесса: студенты изначально находятся в ситуации конкретной проектной деятельности. Обучаясь, они проектируют и доводят до реализации конкретные социально-педагогические разработки. При этом подходе студенты уже на этапе обучения включаются в решение актуальных задач, стоящих перед региональными социально-педагогическими, общественными и административными структурами. Только в этом случае данные структуры начнут вкладывать свои средства в образование.

В частности, студенты Института педагогики и социальной работы работают над

реализацией социально-педагогических проектов, темы которых разработаны в соответствии с заказами учреждений-партнеров по университетскому комплексу и посвящены вопросам профилактики и коррекции асоциального поведения личности, социальнопедагогической поддержки (одаренных детей, педагогически запущенных детей, воспитанников детских домов и т.п.), социальной адаптации и полноценной интеграции личности в общество и др. Данные проекты осуществляются с активным привлечением представителей бизнес-сообществ, образовательных учреждений различного уровня с возможностью дальнейшего коммерческого использования результатов.

В ходе этой деятельности у студентов, разрабатывающих и внедряющих социальнозначимые проекты, развивается способность к осуществлению целостной управленческой деятельности, включая выработку и принятие управленческого решения, отбор средств для его реализации и последующее воплощение замысла; развивается профессиональный такт и деликатность; толерантность, доброжелательность и внимание к коллегам, что является связующим звеном между управленческой и профессиональной культурой.

Организована работа студенческих проблемных групп в контексте темы «Социально-педагогическое проектирование» в Институте и педагогическом колледже № 1 им. К.Д. Ушинского. Создан консультпункт для студентов, работающих над проектами, регулярно обновляется выставка студенческих проектов социально-педагогической направленности, проводятся семинары и научно-практические конференции учащихся, посвященные проблемам научного проектирования (например, День науки «Основные аспекты научного проектирования» в МОУ СОШ № 13 г. Тамбова).

В качестве еще одного направления инновационной деятельности университетского комплекса можно выделить интеграцию усилий специалистов социальной сферы и добровольных помощников, объединение всех форм и направлений профессиональной социально-педагогической работы и волонтерской деятельности. Готовность будущих специалистов социально-педагогической ра-

боты к деятельности в общественных молодежных организациях формируется в ходе теоретического обучения студентов в вузе, в процессе изучения специальных учебных дисциплин и, конечно, в ходе учебно-производственной практики. Помимо прочего, развитие благотворительности и добровольческой деятельности является одним из направлений воспитательной работы студентов Института педагогики и социальной работы.

Специалисты различных общественных организаций - партнеры по университетскому комплексу, на практике знакомят студентов Института с опытом социально-педагогической деятельности организаций, с особенностями профессиональной деятельности в условиях общественной организации, формируют у них практические умения и навыки социально полезной деятельности, обеспечивают изучение студентами руководящих документов, регламентирующих профессиональную деятельность социального педагога и социального работника в условиях общественной организации.

Студенты, отправляясь на учебно-производственную практику в общественные молодежные организации, получают специальные задания. Они должны изучить историю возникновения и развития общественной организации, нормативную базу, Устав, состав сотрудников, их должностные обязанности, познакомиться с составом актива организации, изучить задачи и направления ее общественной деятельности, и самое главное, разработать проект мероприятия для детей, подростков, молодежи и реализовать его.

Входя в актив общественной организации социальной направленности, студенты выполняют функции социального менеджера - от привлечения молодых людей к добровольчеству до оценки эффективности деятельности волонтеров и определения форм их поощрения. Участвуя в планировании и реализации различных социально значимых проектов, будущие специалисты социальной работы развивают свои коммуникативные навыки, организаторские качества.

Также одной из важнейших задач, которое успешно решает производственное обучение студентов на базе общественных молодежных объединений и организаций, является формирование у них исследовательских

умений и навыков. Будущие специалисты изучают проблемное поле общественной организации и в рамках курсовых и дипломных исследований осуществляют научно-методическое обоснование путей и условий решения выявленных проблем. Например, в рамках сотрудничества с ТРО ООО РСМ «Молодежные инициативы» студенты принимают участие в разработке и реализации различных программ социальной направленности «Город, село: открытие культурного пространства», «Академия добровольческих дел», «Добрым делам - добрая память», «Ты нужен России», «Спорт». Курсовые и дипломные исследования, апробированные в рамках прохождения практики в ТРО ООО РСМ «Молодежные инициативы», посвящены актуальным проблемам организации добровольческих усилий молодых людей, направленных на различные области жизнедеятельности нуждающихся в этом людей; профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, курения, алкоголизма, наркомании посредством вовлечения детей в социально позитивную деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты, обучающиеся по специальности «Социальная педагогика», которые проходят практику в Тамбовском региональном отделении общероссийской общественной организации инвалидов «Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель», принимают участие в реализации комплексной программы реабилитации молодых инвалидов «Теплый свет «Аппарели». Научные исследования, осуществляемые студентами в ходе учебно-производственной практики, ведутся в следующих направлениях: общественная организация как средство социальнопедагогической реабилитации молодых инвалидов; обеспечение занятости молодых инвалидов как социально-педагогическая проблема; особенности социально-культурной деятельности в общественной организации молодых инвалидов; проблема одиночества молодых инвалидов и т.д.

В рамках прохождения учебно-производственной практики в ТРО ООО «Детские и молодежные социальные инициативы» студенты получают бесценный опыт социальнопедагогической деятельности с различными категориями населения. В процессе реализации таких программ, как «Лидер здоровья»,

«Дети-сироты - SOS», «Юность без решеток», «Школа гражданского общества», они осваивают роли руководителей, организаторов, идейных вдохновителей, исполнителей, рекламных агентов и проводников социально позитивных идей в общество.

В деятельности ТРО ООО «Детские и молодежные социальные инициативы» значительное внимание уделяется подготовке волонтеров. Программа обучения, с одной стороны, направлена на введение их в мир добровольчества, а с другой - ознакомление с особенностями организации и реализации волонтерской работы. Занятия с волонтерами на общественных началах проводят преподаватели Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина.

Студентами Института в рамках деятельности ТРО ООО «ДИМСИ» был создан волонтерский педагогический отряд. Волонтеры оказывают шефскую помощь подросткам девиантного поведения Муниципального вечернего сменного образовательного учреждения «Открытая сменная общеобразовательная школа № 1 г. Тамбова», под руководством опытных специалистов разрабатывают для них коррекционные социальнопедагогические программы; оказывают па-тронатную помощь детям с ослабленным здоровьем, находящимся в детском санатории «Исток». Они устраивают для ребят культурно-развлекательные мероприятия, способствуют их социальной адаптации.

Стало постоянным участие студентов-волонтеров в добровольческих акциях, приуроченных к ежегодному празднованию Международного Дня социальной работы (11 ноября), Дня социальных работников РФ (6 июня). В рамках этих акций волонтеры оказывают благотворительную помощь воспитанникам Специальной (коррекционной) школы-интерната г. Котовска; Центра пси-холого-медико-социального сопровождения «Приют»; детских домов г. Тамбова и Тамбовской области.

Студенты-волонтеры активно участвуют в международном благотворительном проекте «Дети на обочине», реализуемом Институтом педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина и Индианским государственным университетом США. Проект предполагает организацию адресной соци-

ально-педагогической и благотворительной помощи воспитанникам детских домов и школ-интернатов Тамбовской области. В рамках его реализации основными являются следующие направления деятельности:

- мониторинг потребностей детских домов и школ-интернатов Тамбовской области в социальной, социально-педагогической помощи и поддержке;

- организация молодежного добровольческого движения, направленного на социокультурное развитие воспитанников детских домов и интернатных учреждений;

- организация благотворительных акций с привлечением спонсорских средств;

- обмен российским и американским опытом добровольческой деятельности, направленной на оказание социально-педагогической помощи детям, находящимся на государственном попечении, в рамках студенческого обмена между Индианским государственным университетом и Институтом педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина.

Курсовые и дипломные исследования, апробированные в рамках прохождения практики в ТРО ООО «Детские и молодежные социальные инициативы», посвящены актуальным проблемам интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможно-

стями здоровья в общество; профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних; профессиональной ориентации молодых людей.

Добровольческая учеба и практика, непосредственное познание волонтерской деятельности изнутри дает будущим работникам социально-педагогической сферы необходимый опыт организации и реализации волонтерских акций и программ, развивает у них необходимые в жизни и профессиональной социальной работе лидерские качества -умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать их и себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур, - без чего не может обойтись социальная работа в современных условиях.

Таким образом, учебно-производственная практика будущих специалистов социальной сферы на базе общественных молодежных организаций является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного за время обучения в вузе, с другой - позволяет более глубоко осмыслить проблемы, которые решает специалист социального профиля, работающий в данной организации.

Поступила в редакцию 23.05.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.