Научная статья на тему 'Многоуровневая модель регионального пространства непрерывного образования'

Многоуровневая модель регионального пространства непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьев В. М., Чванова М. С., Бучнева Е. В.

Yuryev V.M., Chvanova M.S., Buchneva Y.V. The model of the regional space of continuous education. In the article the problem of creation of the model of the regional space of continuous education is taken up. The authors consider the regional space of continuous education at three levels - the personal level, the level of educational institutions, the regional level. Forming up the model they determine its structural constituents and establish connections between them. Each constituent of the model is examined and the following kinds of educational activity are singled out: formal, non-formal and informal education. The suggested model makes it possible to realize the integral structure of the regional space of continuous education, and to determine the tendencies of its development in modern social-economic conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая модель регионального пространства непрерывного образования»

Теория и методология:

проблемы, тенденции

МНОIОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛ Ь РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.М. Юрьев, М.С. Иванова, Е.В. Бучнева

Yuryev V.M., Chvanova M.S., Buchncva Y V The model of the regional space of continuous education. In the article the problem of creation of the modei of the regional space of continuous education is taken up The authors consider the regional space of continuous education at three levels - the personal level, the level of educational institutions, the regional level. Forming up the model they determine its structural constituents and establish connections between them. Each constituent of the model is examined and the following kinds of educational activity are singled out: formal, non-formal and informal education. The suggested model makes it possible to realize the integral structure of the regional space of continuous education, and to determine the tendencies of its development in modem social-economic conditions

Для описания, исследования и построения регионального пространства непрерывного образования обратимся к достаточно распространенному методу научного познания - моделированию, для этого гребуется, во-первых, определить ее структурные составляющие, во-вторых, выделить между ними связи.

Структурные составляющие регионального пространства непрерывного образования удобно рассматривать на трех уровнях: I) личностном уровне-, 2) уровне учреждений образования (на примере Тамбовского государственного университета нм. Г.Р. Державина); 3) региональном уровне.

Личностный уровень это уровень, на котором пространство непрерывного образования рассматривается как результат освоения человеком образовательного (культурного) окружения, личность включается в раз-

личные образовательные события, так или иначе окружающие его профессиональную деятельность и жизнедеятельность.

На уровне учреждения образования целесообразно говорить об информационно-образовательной среде, понимая ее как совокупность информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.

Следующий уровень пространства непрерывного образования - региональный. Его можно рассматривать как развитую сеть отношенческих связей в области образования, обеспечивающую каждому человеку возможность включения в образовательный процесс на любом этапе его жизни, ограниченную социально-экономической целостностью территории, наличием общей субкультуры в области образования.

Рис. 1. Модель регионального пространства непрерывного образования

9

Рассматривая каждую из компонент модели, выделим три вида образовательной деятельности: формальное образование, неформальное образование и ииформальное образование.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том. что понятия формального, неформального и ин-формалыюго образования не имеют строгого определения, однако, большинство исследователей считают, что формальное образование это образование, завершающееся выдачей общепризнанного аттестата или диплома, неформальное образование - это образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа о завершении определенной ступени образования, и ииформальное образование это познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, чаще всего это - самообразование.

Формальное образование преимущественно строится по возрастному признаку. Оно иерархически структурировано и охватывает все ступени образования. В системе формального образования особая роль принадлежит базовому образованию в средней и высшей школе. Формальное образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (вузы, колледжи, техникумы, училища, школы и др.), во-вторых, оно должно подчиняться официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, определяющему минимальные границы знаний, умений и навыков, требуемых обществом в различных областях профессиональной деятельности.

Неформатное образование может быть организовано как вне рамок общеобразовательной и профессиональной системы образования, так и на базе учреждений общего и профессионального образования. Как правило. оно носит целенаправленный и систематический характер.

Ииформальное образование это ис-полыование в системе непрерывного образования неограниченного образовательного потенциала общества через повседневную жизнедеятельность человека (общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, СМИ и т. п.). Образование, полученное вне формальных институтов, макси-

мально приближено к запросам человека и общества. По данным ЮНЕСКО, 85 % работающего населения приобрели необходимые знания и умения за пределами формального обучения [ 1 ].

Однако до недавнего времени при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум видам образовательной деятельности не уделялось достаточного внимания. Формирование пространства непрерывного образования невозможно без равноправного участия формального и неформального образования в процессе обучения [2].

Рассмотренные виды образования дополняют друг друга и расширяют возможности удовлетворять потребности личности и общества в целом в сфере образования. При этом определяющая роль, по нашему мнению, отводится формальному образованию, оно должно обеспечить готовность личности к полноценной жизнедеятельности и профессиональной деятельности, а также готовность к послешкольному или последипломному образованию. Так создаются предпосылки формирования пространства непрерывного образования, способного обеспечить и развить пожизненную учебную активность каждого человека. При этом связь между формальным и внеформальным образованием может укрепляться как за счет создания условий для развития неформального и инфор-мального образования, так и путем обновления традиционных форм обучения.

Рассмотрим содержание каждой из компонент, входящих в структуру рассматриваемой модели.

Личностный уровень. В структуру модели регионального пространства непрерывного образования на личностном уровне, при выделении, как было указано выше, формального, неформального и информального видов образования, включены следующие основные блоки: 1) дошкольное образование;

2) система общего среднего образования (школы 1, И и III ступеней); 3) система профессионального образования, содержащая подсистемы начального, среднего и высшего профессионального образования; 4) аспирантура и докторантура; 5) система подготовки для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.

Следует заметить, что высшее профессиональное образование можно получить как традиционное (дипломированный специалист), так и по профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры. Аспирантура н докторантура ведут подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации, кандидатов и докторов наук.

В рамках формального образования обучение на каждом этапе осуществляется сетью государственных, муниципальных, негосударственных (частных) образовательных учреждений по образовательным программам, соответствующим государственному образовательному стандарту и завершается, как было сказано выше, выдачей общепризнанною аттестата или диплома.

1) системы дополнительного образования, реализующей дополнительные программы образования (ДМШ. ДХШ, ДЮСШ, дома дворцы детского и юношеского творчества, станции юных туристов, нату ралистов и т. п.), в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях (секции, кружки по интересам, факультативы и т. п.);

2) системы довузовской подготовки (подготовительные курсы, центры пробного тестирования, мини- университеты, мастер-классы, консультпункты и т. п.);

3) системы повышения квалификации (ИПК, КПК. ФГ1К. курсы, наставничество и т. п.);

4) системы переподготовки по дополнительным специальностям;

5) системы внутрифирменной подготовки.

Информальное образование человек получает на протяжении всей жизни в семье, в процессе общения с другими людьми, посещая библиотеки, музеи, выставки, с помощью средств массовой информации, участвуя в общественных движениях и т. д. Информальное образование является важной составной частью образования человека, оно позволяет ему осваивать новые социальные роли, способствует развитию личности.

На каждом этапе жизнедеятельности соотношение между указанными видами образования меняется. По мере перехода от одного этапа взрослости к другому возрастает роль неформальных и информальных видов образовательной деятельности. На постпен-

сионном этапе жизни они становятся доминирующими.

Несмотря на серьезные различия институтов неформального и информального образования, их объединяет быстрое реагирование на изменения потребностей личности в сфере образования, широкий диапазон содержания. Подобная направленность этих видов образования делает их важными факторами развития личности, обеспечивает профессиональную компетентность, стимулирует их социальную и профессиональную активность на протяжении всей жизни.

Уровень учреждений образования (на примере Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина). Как правило, на этом уровне создаются новые структурные подразделения (в ТГУ им. Г.Р. Державина это Академия непрерывного образования), использующие новые педагогические методы и разнообразные современные средства коммуникации, новые экономические и организационно-административные механизмы функционирования. Коренным образом меняется роль университета, он становится центром инновационно-образовательной политики в регионе. На основе интеграции образовательных заведений различного уровня формируются и развиваются университетские комплексы, внутри которых развивается сеть курсов, библиотек, учебно-производственных комплексов, секций, лекториев, музеев и др. Таким образом, создается образовательная среда, соединяющая все виды образования: формальное, неформальное и информальное.

В структуру модели регионального пространства непрерывного образования на уровне учреждений образования (на примере ТГУ им. Г.Р. Державина), выделив формальное, неформальное и информальное образование, включены следующие основные блоки:

1) институты, академии, факультеты ГГУ им. Г.Р. Державина, а именно: Институт математики, физики, информатики. Институт филологии. Институт психологии, Институт права. Институт истории и политологии. Институт социальной работы. Институт социологии и культурологи, Институт физической культуры и спорта, Академия экономики и управления. Академия искусств, сервиса и рекламы, Факультет журналистики, а также в рамках Академии непрерывного образования

Рис. 2. Модель регионального пространства непрерывного образования на личностном уровне организации

Семейное воспитание, общение, просветительские общества, лектории, библиотеки, музеи, СМИ, участие в общественных движениях и т. п.

Вакалав- Неполное

риат высшее образование

О

Высшее проф. образование (дипломированный специалист)

Начальное проф. образование

Среднее проф. образование

Система подготовки для лиц, имеющих

▼ ▼

---------Ч*---------------1

Обшее обраювание I ступени

Общее образование II ступени

Общее образование III ступени

§

Е

С&епа пппсЬсссмпна.іміпй леятельности

Информалыюе

образование

А

Формальное

образование

Сиегема довузовскоі о образования

Система внутрифирменной подготовки

Система переподготовки по дополни гел ьн ы м специальностям

Система дополнительного образования

Система повышения квалификации

Неформальное

образование

&

•С

>•

із

©

05

X

о*

Теория и методология: проблемы, тенденции

Уровень учреждений образования (на примере ТГУ им. Г.Р. Державина)

Научно* попу (яркам, методическая литература.

учебные пособия и лр.

£ -- = ? “ 5 Н г 2 2 I 1 < 3 = Г* Академия искусств, сервиса и рекламы

Институт социолог ни и культурологии

*

Факультет

журналист икн

Конференции.

ВЫС1ЛВКН.

презентации и т.п.. связанные с продвижением инновационно* образовательных ратраГюгок

Институт физической культу ры и спорта

I

-

X

1

2 х

I

т

>

Инновационная деятельность, направленная на совершенствование системы НО

Развитие инновационных научных исследований в области образования создание научно-методической 6а ты подготовки «.оврем спеииалис а ‘тптгфеттг— результатов исследовании и наукоемких технологий в практику.

Аспирантура

Докторантура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценф обра звательных инноваций

Параллельна* подготовка студентов по второй специальности ВПО

11одготовка специалистов по второй специальное1 и ВПО

Центр второго ВЫСШС1 о и параллельного образования

11овмшение квалификации преподавателей высшей школы по

СПеЦИалЬНОСТММ

11 У

11овишенне квалификации специалнстов по профилю НУ За

Реализация

ЛОПОЛШГГСЛЬНЬ'Х

программ для , взрослых и

. -дшша_______

Курсы подготовки к

И")

1(одготови-тельные курсы

Ортнпапия

пробного

тестирования

Консульт*

пункгы

Мастер-классы, профильные и спец. классы

Мини-

унивеосите!

*

2

е-

X

8

3

I

£

с

ж

1

2

В-

ё

Институт дополнительно! о обвюодвм

Г ^ Академия непрерывного образования

1

Рис. 3. Модель ре1 ионального пространства непрерывного образования на уровне учреждений образования

Институт открытого образования (инновационно-образовательные центры в городах: Рассказово, Котовск, Мичуринск, Кирсанов, Моршанск, Липецк; рабочих поселках: Жер-девка. Ржакса; поселке Полевой) и Центр второго высшего и параллельного образования;

1) аспирантура и докторантура ТГУ;

2) учебно-производственный центр.

Институты, академии, факультеты ТГУ

им. Г.Р. Державина ведут подготовку специалистов по образовательным программам высшего профессионального образования, в инновационно-образовательных центрах оказываются консультативные услуги студен гам университета, Центр второго высшего и параллельного образования осуществляет переподготовку специалистов ио второй специальности высшего профессионального образования и подготовку студентов по второй специальности высшего профессионального образования.

На базе учебно-производственного центра действуют: комплекс СМИ; комплекс консультативных служб (юридических, психологических, экономических, рекламных, дизайнерских. социологических и т. д.); венчурные малые предприятия, гостиничный комплекс; спортивный комплекс и т. д., где студенты получают производственное образование.

Следующая структурная единица - Институт дополнительного образования. В его составе: центр довузовского образования, подготовительное отделение; центр повышения квалификации.

На базе центра довузовского образования работают консультпункты, мастер-классы. профильные и специализированные классы, мини-университет. Основные направления его деятельности - профориентационная работа и интеграция довузовского и вузовского образования. Деятельность центра рассчитана на школьников различных возрастов. Одна из основных задач, которая решается в центре довузовского образования -корректировка требований школьных стандартов в соответствии с требованиями вуза, предъявляемыми к абитуриентам. Для решения этой задачи для учащихся 5-11 классов организована сеть мастер-классов, профильных и специализированных классов, где школьники могут более глубоко изучать интересующие их предметы (ио математике, по

русскому языку, по иностранному языку и др.). В консультпунктах организовано углубленное изучение школьных дисциплин по индивидуальным планам с учетом базовых знаний слушателей. Интенсивная подготовка в течение восьми месяцев, применение инновационных методик способствуют достижению хороших результатов. Мини-универсигет - это спецкурсы для учащихся 9-11 классов по гуманитарному, естественно-математическому, социально-экономическому и технологическому профилям.

В рамках подготовительного отделения действуют: подготовительные курсы по различным предметам; курсы подготовки к ЕГЭ. Основными направлениями деятельности подготовительного отделения являются корректировка базовою уровня знаний абитуриентов и психолого-педагогическая адаптация к вузовской образовательной системе. Деятельность данного структурного подразделения строится с учетом специфики контингента слушателей и стоящих образовательных задач.

Центр повышения квалификации организует: повышение квалификации преподавателей высшей школы по специальностям ТГУ; повышение квалификации специалистов по профилю вуза; реализацию дополнительных программ для взрослых и студентов.

Повышение квалификации преподавателей высшей школы по специальностям ТГУ и специалистов по профилю вуза осуществляется в форме краткосрочных курсов, тематических семинаров, учебно-методических стажировок, индивидуальных консультаций в сфере педагогики, психологии, журналистики, информатики, в социально-культур-ной сфере и др.

Основная цель дополнительных образовательных программ для взрослых и студентов - удовлетворение различных потребностей граждан в образовательных услугах. С помощью этих программ решается задача адаптации человека в условиях рыночной экономики. Дальнейшее расширение сферы деятельности Центра повышения квалификации, внедрение новых профессиональных образовательных программ и инновационных технологий, в том числе дистанционного обучения, проведение курсов повышения квалификации специалистов по месту жительства потенциального заказчика позволят

вовлечь в образовательный процесс все большие круги населения.

В рамках информального образования посредством научно-просветительской деятельности, издания научно-популярной, методической литературы, учебных пособий, выпуска учебных, научно-познавательных фильмов, организации работы лекториев, организации и проведения конференций, выставок, презентаций и др., университет создает информационно-образовательную среду, которая предоставляет каждому человеку удовлетворять ге или иные образовательные потребности.

Таким образом, университет становится качественно новым образовательным учреждением, более того, он становится системообразующим фактором развития региона. Инновационная деятельность, направленная на совершенствование системы непрерывного образования, научные исследования в области образования, создание научно-методической базы подготовки современного специалиста, внедрение результатов исследований и наукоемких технологий в практику, организация и проведение конференций, выставок, презентаций, связанных с продвижением инновационно-образовательных разработок, делают университет центром кристаллизации инновационно-образовательной политики в регионе. Сутью нового университета является формирование на базе инновационных разработок, методик и профамм регионального пространства непрерывного образования.

Региональный уровень организации пространства непрерывного образования - развитая сеть отношенческих связей в области образования, обеспечивающая каждому человеку возможность включения в образовательный процесс на любом этапе его жизни, ограниченная социально-экономической целостностью территории, наличием общей субкультуры в области образования.

Рассмотрим основные компоненты модели. Не структурными элементами могут быть:

1. В сфере формального образования: система дошкольного образования, содержащая дошкольные у чреждения общеразвивающего. компенсирующего (для детей, нуждающихся в коррекции психического или физического развития) характера, учреждения по присмотру или уходу за дошкольни-

ками, комбинированные дошкольные учреждения;

трехступенчатая система оби/его образования, включающая общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, специальные школы для детей с отклонениями в психическом или физическом развитии, образовательные учреждения интернатного типа;

система начального профессионального образования, в которую входят профессионально-технические училища, технические училища и лицей, другие учреждения начального профессионального образования,

- система среднего профессионального образования представлена в регионе педагогическим колледжем, педагогическим училищем, музыкальным училищем, медицинским колледжем, а также другими техникумами и колледжами;

- система высшего профессионального образования, в которой действуют ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГГУ, МГПИ, МГАУ, ТМГШ им. С.В. Рахманинова и другие учреждения высшего профессионального образования и их филиалы. Высшие учебные заведения ведут подготовку но образовательным программам бакалавриата, магистратуры, традиционного высшею образования (дипломированный специалист); кроме того, во многих вузах организована и действует система подготовки для лиц, имеющих высшее профессиональное образование;

- аспирантуры и докторантуры, входящие в систему послевузовского научно-исследовательского образования, действуют в большинстве вузов нашего региона.

2. В сфере неформальною образования:

- система дополнительного образования. реализующая дополнительные образовательные программы в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. К ним относятся детские музыкальные, художественные, спортивные школы, дворцы и дома детского и юношеского творчества, досуговые центры, станция юных туристов, клубы, секции, кружки и т. п.;

- система довузовского образования, организованная, как правило, на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования, решает в основном задачи корректировки требований школьных стандартов.

Семейное воспитание, общение, просветительские общества, лектории, библиотеки, музеи, СМИ, региональный образовательный телеканал, участие в общественных движениях и т. п.

О'

Информальж

образование

Базовые

от

Лицеи

Гимна-.,

Школы*

- Шк. для ■ детей с отклоне

.ПИЯМИ

Профиль ные и спец. пел. классы

ШТ

§1 (І I

г. і

^ Лицеи — Гимназии

Школы-интерна

Шк. для детей с отклонениями в развитии

ОШ

І5 5 * 2'

ІШІ.

Лицеи

Гимназии

Дет.сад/

школа

Школы-

интерна-

ты

детей с отклонениями в развитии

Базовые

ОШ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Н 8

I

Ясли.

Ясли/детски

й сад_________

Лошііісід

Детский

ДШУдля лстей с отклоненин-ми в развитии

f'ГГ'TTfГ^T7^7ГГ детьми

г- *

г

■Й* е*

с:

Л

Формальное _ образование | \|

Ґ+

Система довузовского образования

Система дополнительного образования

^ Мастер-классы, проф. и спец 4—іЯп рганизаци об но го г*— 4

Мнни- Консульт- Подготовите.! Курсы подготов дм и ДХи ддт Кружкі Клубы аюеш

уннверентет классы нункты стирован* ные к\рсы ки к НГЭ _1 _ПЬ| Н

Неформальні

образование

І?

8:

а

§

о*

а

вь

X

о*

Теория и методология: проблемы, тенденции

Рис. 4. Модель регионального пространства непрерывного образования на региональном уровне

приведения их в соответствие с требованиями вуза, предъявляемыми к абитуриентам и профессиональной ориентации. В системе довузовского образования действуют, в основном. поготовительные курсы, курсы подготовки к ЕГЭ и др.

Система довузовского образования обеспечивает преемственность между средним общим и высшим образованием, создает адаптивную среду, стимулирует развитие личности школьника в соответствии с его индивидуальностью, расширяет возможности самопознания и самореализации личности.

- система повышения квалификации реализует дополнительные образовательные программы для взрослых, решая задачу непрерывного повышения квалификации рабочих. служащих, специалистов. В регионе в системе повышения квалификации работают ТОИПКРО, Центр повышения квалификации в ТГУ, КПК на базе региональных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учебно-производственные комплексы, учебно-производственные центры, центры повышения квалификации на предприятиях региона и др.

- система переподготовки по дополнительным специальностям позволяет каждому человеку удовлетворить свои потребности в образовательных услугах, приобрести новую профессию. В рамках системы переподготовки по дополнительным специальностям действуют Центр повышения квалификации ГГУ, разнообразные курсы, организованные на базах учреждений образования и вне их. В Центре повышения квалификации ТГУ ревизуются дополнительные образовательные программы для взрослых. На курсах слушателям предоставляется возможность повышения профессиональной компетенции, а также приобретения навыков работы в новых областях профессиональной деятельности. С помощью этих программ решается задача адаптации человека в условиях рыночной экономики.

Являясь звеньями непрерывного образования, системы повышения квалификации и переподготовки по дополнительным специальностям решают задачу удовлетворения профессионально-образовательных потребностей каждого человека. При этом создаются условия для реализации интеллектуального потенциала специалиста на всем протяжении ею профессиональной карьеры, решают-

ся задачи социальной защиты личности за счет повышения ее конкурентоспособности на региональном рынке труда.

Основополагающими положениями повышения квалификации, по нашему мнению, являются:

реализация многоуровневого, разнопрофильного, вариативною повышения квалификации; итеративность и индивидуальность образовательных программ,

системный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к обучению;

проблем ность, развитие у слушателей творческого мышления, умения самореализации в деятельности.

3. В сфере информального образования: семейное воспитание, общение, просветительские общества, лектории, музеи, библиотеки, СМИ, региональный образовательный канал, общественные движения, методические объединения и советы, научно-популярная, методическая и учебная литература, учебные, научно-познавательные

фильмы, конференции, выставки, презентации, связанные с продвижением инновационно-образовательных разработок и др.

Информальиое образование имеет разные цели: освоение новых социальных ролей, развитие личности, продвижение по служебной лестнице, самоутверждение, интересное проведение досуга и др. Информальиое образование, являясь необходимой составной частью непрерывного образования, способствует постоянному творческому обновлению, развитию и совершенствованию каждого человека на протяжении всей жизни, обеспечивает профессиональную компетентность, формирует способность самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности, способствует социальной стабильности в регионе

Итак, предложенная модель носит частично идеалистический характер и представляет собой систему, структура которой определялась с опорой на опубликованную ранее концепцию развития непрерывного образования и опыт ТГУ им. Г.Р. Державина. Реалистические модели на практике могут отличаться в связи с человеческим фактором, образовательным и материально-экономическим ресурсом конкретных образовательных заведений региона.

По нашему мнению, формирование пространства непрерывного образования на уровне региона требует:

- разработки и реализации интегрированных межведомственных региональных программ, направленных на реализацию потребностей региона, общества и личности в контексте реализации идеи непрерывного образования личности;

- ратработки региональной компоненты государственных образовательных стандартов в соответствии с принципом преемственности всех ступеней образования;

- проведения комплекса мероприятий по формированию и развитию региональных рынков образовательных услуг;

перепрофилирования образовательных учреждений в соответствии с потребностями региона;

развития управления системой непрерывного образования на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательных учреждений;

мониторинга системы непрерывного образования на региональном уровне;

- активного участия в научных исследованиях по реализации образовательных инноваций в регионе;

- изучения и удовлетворения перспективных потребностей региона в квалифицированных и конкурентоспособных кадрах;

- создания новых интегрированных образовательных структур, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг местному населению (учебно-образовательных

комплексов, многопрофильных ресурсных центров, сети дистанционного образования);

- повышения юридической и финансовой самостоятельности учреждений образования;

- разработки нормативно-правовой базы, способствующей развитию регионального пространства непрерывного образования на основе социального партнерства и теории инновационного развития.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что наблюдается постепенное формирование пространства непрерывного образования, осознается необходимость интеграции всех видов образовательной деятельности, происходит перестройка организационных форм и методов в системе непрерывного образования. Предложенная модель позволяет не только целостно представить структуру пространства непрерывного образования, но и определить тенденции его развития в современных социально-экономических условиях.

1. Непрерывное образование как фактор социализации [Электронный ресурс |. Режим доступа: lutp://ww\v.znanie.org/gumal/n 101 /neprerivob raz.html. Загл. с экрана.

2. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znanic.org/ gumal/n2 01 /mem nepr_obraz.html. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 24.10.2005.

КУЛЬТУРНО-ОВРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МАЛОГО ГОРОДА

Е.П. 1>елозерцев

Belozertsev Y.P. Cultural-educational environment of a small town. The cultural-educational environment is examined on the basis of the environmental approach to the problems of education and upbringing, its static and dynamic characteristics arc analyzed. Regional education is grounded as a result of deliberate and rationally organized interaction of the environment with education (by the example of V.V. Rozanov’s article “The City and the School").

Культурно-образовательная среда - но- мании среда предстает в виде некоей лабора-

ситель богатой, разнообразной, в том числе и тории духовного, социального, профессио-

противоречивой информации, воздействую- нального опыта человека, а алгоритм ее изу-

щей на разум, чувства, эмоции, веру индиви- чения синхронизован с процессом формиро-

да, а значит, и обеспечивающей возможность вания личности [1].

его выхода на живое знание. В таком пони-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.