МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. М. ЮРЬЕВ, М. С. ЧВАНОВА, Е. В. БУЧНЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Структура и содержание регионального пространства непрерывного образования
Одна из основных задач при разработке долгосрочных программ развития системы непрерывного образования, как мы полагаем, заключается в том, чтобы вовлечь в ее развитие все элементы образовательного пространства. Образовательное пространство опосредованно и непосредственно оказывает влияние на процесс образования средствами происходящих событий.
В качестве характеристик пространства непрерывного образования можно рассматривать: во-первых, характер отношений; во-вторых, системность; в-третьих, параметры - многомерность, протяженность и плотность.
Можем ли мы говорить о системе непрерывного образования? Для решения этого вопроса мы обратились к исследованиям по проблемам системного подхода к анализу различных педагогических явлений. Ими занимались А. П. Аверьянов, В. П. Беспалько, М. А. Вейт, Ю. К. Васильев, Дж. Гиг, В. В. Дружинин, В. С. Ильин, М. С. Каган, Ю. А. Конаржевский, Д. С. Контаров, Ф. Ф. Королев, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Ф. И. Перегудов, У. Портер, В. В. Сериков, М. Н. Скат-кин, В. А. Ядов и другие ученые.
Существующая система непрерывного образования как совокупное целое имеет свои исходные предпосылки, и ее развитие состоит в том, чтобы подчинить общим целям все свои элементы или, если это необходимо, создать недостающие. Принцип системности требует учета интегративных, инвариантных, системообразующих связей и отношений.
Характерным признаком системы непрерывного образования является иерархичность, которая означает, что система обладает субординационными связями и отношениями между этапами (подсистемами), подчиненностью и соподчиненностью их, указывающей на особое место (иерархический
статус) каждого в общей системе. Специфическим способом функционирования многоэтапной иерархии является обеспечение эффективного функционирования и развития системы через разнообразные по формам связи, которые являются выражением системообразующих связей.
Система непрерывного образования органична, о чем свидетельствует наличие не только совокупности связей между ее элементами, но и новых системных свойств: то, что присуще системе в целом, не присуще отдельным подсистемам. В системе существуют как связи координации, так и связи субординации, обусловленные происхождением одних элементов из других и приводящие к качественно новым связям. Свойства элементов системы непрерывного образования определяются свойствами целого, а именно главной целью существования системы. Развитие системы происходит за счет качественного преобразования подсистем вместе с целым.
Системе непрерывного образования присущи все особенности сложной системы, она является суммативной системой, каждая из перечисленных подсистем является органически целостной. Системообразующей связью являются целевые связи, которые подчинены цели функционирования системы непрерывного образования.
Из общей теории систем известно, что система имеет три уровня организации: концептуальный - уровень системообразующего свойства; структурный - уровень системосвязующего отношения; субстратный - уровень элементов. Система задается, прежде всего, определенными системообразующими свойствами и отношениями.
В региональном пространстве непрерывного образования концептуальный уровень обеспечивается общими идеями, тем виденьем и представлениями о миссии образования в социуме, которые доминируют в менталитете данной территории. По своей сути это специфические формы знаний, производимых общественным сознанием, -социальная информация (цели, разделяемые
большинством участников образовательного пространства); единая стратегия управления по вертикали и горизонтали, ориентированная на социально-педагогические приоритеты; общая территориальная субкультура; развитая сеть отношенческих связей в области образования; осознание всеми участниками социальной общности (территориально-педагогический менталитет).
Уровень системообразующего отношения составляет функциональная структура образовательного пространства - это те взаимоотношения, которые образуются между субъектами регионального пространства непрерывного образования в ходе реализации своих образовательных функций.
Субстратный уровень - это субъекты. В региональное пространство непрерывного образования, по-нашему мнению, входит совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах либо заинтересованных в них. Это преподаватели, школьники и студенты, родители, образовательные учреждения всех типов и уровней, научные организации, имеющие аспирантуру и докторантуру, учреждения дополнительного образования, музеи и библиотеки, предприятия и организации, службы занятости и службы социальной защиты и так далее. То есть все те составляющие, которые так или иначе участвуют в образовательных событиях региона. По сути, региональное пространство непрерывного образования - это все физические и юридические лица, весь регион, только взятые в определенном аспекте - отношении к непрерывному образованию личности. Таким образом, образовательное пространство - это все элементы социокультурной среды, задействованные в образовательном процессе.
Региональное пространство непрерывного образования гетерогенно по своему субстрату. Одновременно с развитием упорядоченности в нем происходит увеличение и усложнение внут-рисубстратных несистемообразующих связей. За счет свободы элементов образовательного пространства уровень отношений между концептом, структурой и элементами слабее детерминирован линейно. Проявляются тенденции к обеспечению целостности пространства за счет информационных структур.
Элементы пространства можно условно разделить на два класса. Первому соответствуют системоопредяющие элементы, к которым отнесем коллективы вузов, ссузов, школ, гимназий, лицеев, то есть образовательные системы различного типа и уровня, которые непосредственно
связаны с образовательным процессом. К системосоставляющим относятся все коллективы и сотрудники учреждений социокультурной среды, так или иначе задействованные в процессе непрерывного образования посредством участия в тех или иных событиях. Степень включенности того или иного элемента в региональное пространство непрерывного образования определяется, по-нашему мнению, возможностью его безболезненного удаления. В сбалансированной системе потеря любого элемента нарушает функционирование системы.
Одной из основных целей непрерывного образования является развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности. Этапы развития личности определяют соответствующие ступени и уровни непрерывного образования, требования и условия реализации его конкретных целей [1, с. 5-22]. В соответствии с этими целями должны быть осуществлены вертикальная сквозная интеграция ступеней образования, обеспечивающая поступательность процесса развития личности и преемственность ее общего и профессионального образования, а также горизонтальная координация различных образовательных структур (основных и дополнительных, государственных и общественных и т. п.), способствующая всестороннему развитию и снимающая проблемные вопросы на стыках различных образовательных структур и звеньев.
Первому этапу жизненного пути человека соответствует ступень дошкольного воспитания, где закладывается фундамент личностного развития, формируются индивидуальные наклонности, развиваются природные задатки, поощряются присущие этому возрасту любознательность, инициатива и самостоятельность. Обеспечивается усвоение первичных социокультурных правил и нравственных норм, осуществляется подготовка детей к предстоящему систематизированному обучению. Ведущая роль в осуществлении дошкольного воспитания принадлежит семье. Всемерную помощь призваны оказывать ей работники дошкольных учреждений: ясли и детские сады, дома ребенка, детские интернаты и другие типы дошкольных учреждений.
Многообразие и гибкость организационной системы дополнительного дошкольного воспитания учитывают особенности развития детей (от отстающих в развитии до творчески одаренных).
Общее среднее образование молодежи выступает как базовое для последующего развития личности. В общеобразовательной школе первой ступени учащиеся приобретают умения и навыки
учебной деятельности, учатся чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. У детей складываются первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде.
В общеобразовательной школе второй ступени создается фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускникам для продолжения образования, полноценного включения в жизнь. Обеспечиваются разностороннее развитие личности учащегося, его склонностей, способности к самоопределению, освоение основ научных знаний, общечеловеческих норм морали и нравственности. В основной общеобразовательной школе вводится дифференцированное обучение в соответствии с запросами и склонностями учащихся путем изучения предметов по выбору, факультативных курсов.
На этапе общего среднего образования - в школе третьей ступени - завершается общеобразовательная подготовка учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, наиболее полного учета интересов учащихся, их активного включения в самостоятельную жизнь. Здесь может быть организовано и обучение несложным профессиям.
В целях расширения возможностей получения и углубления образования развивается сеть специализированных школ, школ-интернатов, лесных школ для детей с нарушениями здоровья, школ со специальным режимом и т. п.
Дополнительными структурами общего среднего образования служат внешкольные формы образования по интересам: дома детского творчества, спортивные секции и клубы, музыкальные и художественные школы, станции юных техников, натуралистов, туристов, учебновоспитательные организации и др.
Следующими уровнями в системе непрерывного образования являются начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональные образования. Начальное профессиональное образование направлено на подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Среднее - имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего общего или начального профессионального образования. Высшее - осуществляет подготовку, переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовле-
творение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Послевузовское - предоставляет возможность повышения уровня образования, научной и профессиональной квалификации на базе высшего.
Человек имеет возможность на любом этапе обучения вернуться к профессиональной деятельности, а при необходимости продолжить «образовательную карьеру».
Каждому выделенному уровню профессионального образования можно поставить в соответствие совокупность ступеней: начальные рабочие разряды квалификации, начальное профессиональное образование, повышенная ступень начального профобразования, среднее специальное образование, среднее специальное образование повышенной подготовки, ступень двухлетнего неполного высшего образования, четырехлетней программы подготовки бакалавров, ступень шестилетней подготовки магистров, ступень пятилетней или шестилетней подготовки специалистов, аспирантура, докторантура.
Человек имеет возможность продвигаться по образовательной траектории «вверх», поднимаясь по ступеням и уровням профессионального образования. Кроме того, он может повышать свою квалификацию на любом этапе профессиональной деятельности, на базе любого образовательного уровня, то есть продвигаться «вперед». Человек может, при необходимости, не только продолжать образование, но и сменить его профиль, воспользовавшись услугами системы переподготовки специалистов.
Основными структурами начального профессионального образования молодежи выступают профессионально-технические училища и профессиональные лицеи. В качестве параллельных структур выступают различные формы производственного обучения непосредственно на предприятии. Важной ступенью непрерывного образования и подготовки кадров является среднее специальное образование. Дифференциация видов деятельности обусловливает наличие разных типов средних специальных учебных заведений - техникумов, колледжей, политехникумов, медицинских, художественных, педагогических училищ и др.
Объективные процессы роста интеллектуализации труда порождают качественно новый тип учебных заведений - высшее профессиональное училище (ВПУ), которые создаются на базе лучших профтехучилищ и техникумов, филиалов вузов. В них осуществляется подготовка
кадров для широкого спектра видов профессиональной деятельности: от рабочего для наукоемкого производства до младшего инженера, фельдшера, учителя младших классов, работника сферы искусства. Различные интегрированные комплексы (ПТУ, ссуз, вуз) являются основной формой повышения профессиональной подготовки и общего образования данных категорий работников.
В качестве параллельных выступают соответствующие структуры повышения квалификации рабочих кадров и специалистов на производстве. Дополнительными являются общественные, неформальные и инициативные структуры профессионального образования.
В качестве основных структур высшего образования выступают дневные отделения вузов. Параллельные структуры - вечернее, заочное, неполное и ускоренные формы высшего образования, «открытые университеты», экстернат; дополнительные - подготовительные отделения и курсы, различные структуры неформального образования, лектории, студенческие научные общества и т. п.
Аспирантура и соискательство являются основными формами планомерной подготовки кадров педагогов-исследователей для работы в вузах, НИИ и других учреждениях.
Докторантура призвана осуществлять подготовку специалистов высшей квалификации, руководителей научных школ и направлений, исследователей для важнейших областей науки и техники, влияющих на всю социальную практику общества.
Основными в системе переподготовки и повышения квалификации являются специализированные структуры, к которым относятся курсы переподготовки кадров, целенаправленно созданные учебные заведения типа ИГЖ, ФПК, КПК, осуществляющие переподготовку специалистов по новым направлениям развития науки, техники и технологии. Параллельными - центры непрерывного образования; дополнительными - различные структуры общественных, неформальных, инициативных форм общего и профессионально образования.
В качестве неотъемлемой составной части системы непрерывного образования выступают звенья неформального образования, удовлетворяющего разнообразные культурно-образовательные потребности и запросы населения, инициативного по своей направленности и содержанию. Предоставление широких возможностей образования для старших возрастных групп на-
селения, лиц предпенсионного и пенсионного возраста не только имеет важное гуманистическое значение, но и играет серьезную социально-экономическую роль как источник увеличения продолжительности активной жизни трудящихся.
По нашему мнению, эффективная работа системы непрерывного образования может быть обеспечена развитием сети профессиональной ориентации молодежи и населения; а также ресурсным, кадровым, организационным, информационным, правовым, научным, методическим обеспечением.
Следующая характеристика - параметры, через которые пространство может быть описано: многомерность, протяженность, плотность.
Региональное пространство непрерывного образования является многомерным и включает в себя другие подпространства: информационное, технологическое, социокультурное, физическое (экологическое, эргономическое) и другие. Полнота вхождения тех или иных подпространств в конкретное образовательное пространство зависит от конкретных обстоятельств, связанных с тем, насколько успешно удается включить то или иное подпространство в целенаправленный процесс непрерывного образования.
Региональное пространство непрерывного образования существует в нескольких уровнях.
Первый уровень - личностный, на котором образовательное пространство рассматривается как результат освоения человеком образовательного (культурного) окружения. Для оптимального развития взаимоотношений личности с миром и самим собой в настоящее время необходима ориентация образования на создание предпосылок развития способностей к самостоятельному и ответственному выбору, составляющему основу личностного самоопределения.
Такие предпосылки создаются в условиях включенности личности в различные события, так или иначе окружающие его профессиональную деятельность и жизнедеятельность: участие в конференциях по актуальным проблемам, социальное партнерство в области образования, участие в разработке программных и концептуальных документов в области информатизации региональной системы образования, организация экспериментальной работы, участие в проведении региональных конкурсов и другие события.
Второй уровень - уровень учреждений образования. На уровне конкретного учреждения образования чаще говорят об «образовательной среде».
Это понятие также нередко используется в педагогической литературе, но в отличие от понятия «образовательное пространство» его сущность подвергалась осмыслению учеными значительно чаще, об этом свидетельствует проведенный нами анализ публикаций. Существует большое количество его различных толкований. Поскольку в контексте нашего исследования нас интересует понятие «информационно-образовательная среда», заметим, что наиболее часто встречается следующее: «Информационно-образовательная среда - это совокупность (скорее система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих образовательный процесс, а также его участников» [1, с. 37].
По сути, как нам представляется, с одной стороны, информационно-образовательная среда включается в образовательное пространство, с другой стороны, эта среда создается и обеспечивается педагогической системой, в которой находится обучаемый, с третьей - она не отражает многообразия прошедших или потенциально возможных образовательных событий, которые оказывают влияние на развитие личности.
Все это привело нас к мысли о том, что в условиях глобализации образовательных процессов у человека должна быть возможность свободно переходить из одной педагогической системы в другую, сравнивать, анализировать их возможности, достоинства.
Внешняя среда, окружающая систему непрерывного образования, оказывает на нее самые разнообразные воздействия: влияет на жизнедеятельность системы и результаты ее функционирования, создает условия для развития (или наоборот), оправдывает ее существование и многое другое. Но как позитивные, так и негативные воздействия среды носят дезорганизующий характер, система либо приспосабливается к изменениям окружающей среды, либо сама ее изменяет, если имеет высокий уровень организации.
Третий уровень рассмотрения пространства непрерывного образования - региональный. На сегодняшний день исследования позволяют утверждать, что протяженность образовательного пространства на региональном уровне ограничивается наличием следующих показателей:
• компактность проживания населения, позволяющая большинству людей вступать в непосредственные или опосредованные контакты по поводу процесса образования и совершенствовать свое профессиональное мастерство;
• локальность территории, позволяющая
осуществлять данные контакты в режиме реального времени;
• общность менталитета, позволяющая
принять общие ценностные ориентации к уровню образования личности;
• социально-экономическая целостность
территории;
• наличие общей исторической субкультуры в области развития образования.
Естественно, что образовательное пространство неоднородно по своему влиянию на процесс развития личности. Поэтому можно говорить и о его плотности. Оно воспринимается не только как наличие в разных точках пространства различных условий для развития личности человека, актуализации его готовности к профессиональной деятельности, его самореализации, но и как различия в эффективности использования этих условий. На плотности образовательного пространства будет сказываться и интенсивность взаимодействий, в которые вступает человек под воздействием окружения.
Рассмотренные выше характеристики и уровни существования образовательного пространства сведены в таблицу.
Таким образом, исходя из проведенного выше анализа, нами сформулировано в качестве рабочего следующее обобщенное определение регионального пространства непрерывного образования. Это совместное бытие в поле непрерывной образовательной деятельности, преобразованное всеми агентами образования в фактор интегративного влияния на процесс непрерывного развития личности человека и постоянной актуализации его готовности к жизнедеятельности в условиях динамичного изменения социума.
Многоуровневая модель регионального пространства непрерывного образования
Для описания, исследования и построения регионального пространства непрерывного образования обратимся к достаточно распространенному методу научного познания - моделированию, для этого требуется, во-первых, определить ее структурные составляющие пространства непрерывного образования, во-вторых, выделить между ними связи.
Структурные составляющие регионального пространства непрерывного образования удобно рассматривать на трех уровнях: 1) личностном уровне; 2) уровне учреждений образования (на примере ТГУ им. Г. Р. Державина); 3) региональном уровне (см. схему 1).
Схема 1
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Региональное пространство непрерывного образования
Уровни организации
Личностный
уровень
Уровень
учреждений
образования
Региональный
уровень
Личностный уровень - это уровень, на котором пространство непрерывного образования рассматривается как результат освоения человеком образовательного (культурного) окружения, личность включается в различные образовательные события, так или иначе окружающие его профессиональную деятельность и жизнедеятельность.
На уровне учреждения образования целесообразно говорить об информационно-образовательной среде, понимая ее как совокупность информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.
Следующий уровень пространства непрерывного образования - региональный. Его можно рассматривать как развитую сеть отношенческих связей в области образования, обеспечивающую каждому человеку возможность включения в образовательный процесс на любом этапе его жизни, ограниченную социально-экономической целостностью территории, наличием общей субкультуры в области образования.
Рассматривая каждую из компонент модели, выделим три вида образовательной деятельности: формальное образование, неформальное образование и информалъное образование.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что понятия формального, неформального и информалъного образования не имеют строгого определения, однако большинство исследователей считают, что формальное образование - это образование, завер-
шающееся выдачей общепризнанного аттестата или диплома, неформальное образование - это образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа о завершении определенной ступени образования, и информалъное образование - это познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, чаще всего, это - самообразование.
Формальное образование преимущественно строится по возрастному признаку. Оно иерархически структурировано и охватывает все ступени образования. В системе формального образования особая роль принадлежит базовому образованию в средней и высшей школе. Формальное образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (вузы, колледжи, техникумы, училища, школы и др.), во-вторых, оно должно подчиняться официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, определяющему минимальные границы знаний, умений и навыков, требуемых обществом в различных областях профессиональной деятельности.
Неформальное образование может быть организовано как вне рамок общеобразовательной и профессиональной системы образования, так и на базе учреждений общего и профессионального образования. Как правило, оно носит целенаправленный и систематический характер.
Информалъное образование - это использование в системе непрерывного образования неограниченного образовательного потенциала общества через повседневную жизнедеятельность че-
ловека (общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, СМИ и т. п.). Образование, полученное вне формальных институтов, максимально приближено к запросам человека и общества. По данным ЮНЕСКО, 85 % работающего населения приобрели необходимые знания и умения за пределами формального обучения [3].
Однако до недавнего времени при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум видам образовательной деятельности не уделялось достаточного внимания. Формирование пространства непрерывного образования невозможно без равноправного участия формального и неформального образования в процессе обучения [4].
Рассмотренные виды образования дополняют друг друга и расширяют возможности удовлетворять потребности личности и общества в целом в сфере образования. При этом определяющая роль, по нашему мнению, отводится формальному образованию, оно должно обеспечить готовность личности к полноценной жизнедеятельности и профессиональной деятельности, а также готовность к послешкольному или последипломному образованию. Так, создаются предпосылки формирования пространства непрерывного образования, способного обеспечить и развить пожизненную учебную активность каждого человека. При этом связь между формальным и внефор-мальным образованием может укрепляться как за счет создания условий для развития неформального и информального образования, так и путем обновления традиционных форм обучения.
Рассмотрим содержание каждой из компонент, входящих в структуру рассматриваемой модели (см. схему 2).
Личностный уровень. В структуру модели регионального пространства непрерывного образования на личностном уровне при выделении, как было указано выше, формального, неформального и информального видов образования включены следующие основные блоки: 1) дошкольное образование; 2) система общего среднего образования (школы I, II и III ступеней); 3) система профессионального образования, содержащая подсистемы начального, среднего и высшего профессионального образования; 4) аспирантура и докторантура; 5) система подготовки для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
Следует заметить, что высшее профессиональное образование можно получить как традиционное (дипломированный специалист), так и по профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры. Аспирантура и
докторантура ведут подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации, кандидатов и докторов наук.
В рамках формального образования обучение на каждом этапе осуществляется сетью государственных, муниципальных, негосударственных (частных) образовательных учреждений по образовательным программам, соответствующим государственному образовательному стандарту, и завершается, как было сказано выше, выдачей общепризнанного аттестата или диплома:
1) системы дополнительного образования, реализующие дополнительные программы образования (ДМШ, ДХШ, ДЮСШ, дома - дворцы детского и юношеского творчества, станции юных туристов, натуралистов и т. п.), в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях (секции, кружки по интересам, факультативы и т. п.);
2) системы довузовской подготовки (подготовительные курсы, центры пробного тестирования, мини-университеты, мастер-классы, кон-сультпункты и т. п.);
3) системы повышения квалификации (ИПК, КПК, ФПК, курсы, наставничество и т. п.);
4) системы переподготовки по дополнительным специальностям;
5) системы внутрифирменной подготовки.
Информальное образование человек получает
на протяжении всей жизни в семье, в процессе общения с другими людьми, посещая библиотеки, музеи, выставки, с помощью средств массовой информации, участвуя в общественных движениях и т. д. Информальное образование является важной составной частью образования человека, оно позволяет ему осваивать новые социальные роли, способствует развитию личности.
На каждом этапе жизнедеятельности соотношение между указанными видами образования меняется. По мере перехода от одного этапа взрослости к другому возрастает роль неформальных и информальных видов образовательной деятельности. На постпенсионном этапе жизни они становятся доминирующими.
Несмотря на серьезные различия институтов неформального и информального образования, их объединяет быстрое реагирование на изменения потребностей личности в сфере образования, широкий диапазон содержания. Подобная направленность этих видов образования делает их важными факторами развития личности, обеспечивает профессиональную компетентность, стимулирует их социальную и профессиональную активность на протяжении всей жизни.
Семейное воспитание, общение, просветительские общества, лектории, библиотеки, музеи, СМИ, участие в общественных движениях и т. п.
Информальное
образование
Бака- Неполное
лав- 4 высшее об-
риат
разование
Высшее проф. образование (дипломированный специалист)
Начальное проф. образование
Среднее проф. образование
Система подготовки для лиц, имеющих ВПО
Общее образование II ступени
У
Общее образование III ступени
О
В
я
о
л
сг
Ж
о
Л
о
о»
тз
рэ
03
О
ю
рэ
X
к
/
/ Фс \ об]
\г
Формальное
образование
Сфера профессиональной деятельности
Система довузовского образования
Система внутрифирменной подготовки
і
Система переподготовки по дополнительным специальностям
Система дополнительного образования
Система повышения квалификации
и
л
а
Сі
$
а
е<
вь
а
о<
Неформальное
образование
О
Д
и
Р
и
Г
И
о
Н
А
X
о
Г
о
П
Р
о
о
н
Р
А
Н
о
н
я
>
Н
и
П
Р
и
Р
Е
я
Н
о
Г
о
О
и
Р
А
м
о
я
А
Н
с
Уровень учреждений образования (на примере Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина) (см. схему 3). Как правило, на этом уровне создаются новые структурные подразделения (в ТГУ им. Г. Р. Державина - это Академия непрерывного образования), использующие новые педагогические методы и разнообразные современные средства коммуникации, новые экономические и организационно-административные механизмы функционирования. Коренным образом меняется роль университета, он становится центром инновационно-образовательной политики в регионе. На основе интеграции образовательных заведений различного уровня формируются и развиваются университетские комплексы, внутри которых развивается сеть курсов, библиотек, учебно-производст-венных комплексов, секций, лекториев, музеев и др. Таким образом, создается образовательная среда, соединяющая все виды образования: формальное, неформальное и инфор-мальное.
В структуру модели регионального пространства непрерывного образования на уровне учреждений образования (на примере ТГУ им. Г. Р. Державина), выделив формальное, неформальное и информальное образование, включены следующие основные блоки:
1) институты, академии, факультеты ТГУ им. Г. Р. Державина: Институт математики, физики, информатики, Институт филологии, Институт психологии, Институт права, Институт истории и политологии, Институт социальной работы, Институт социологии и культурологи, Институт физической культуры и спорта, Академия экономики и управления, Академия искусств, сервиса и рекламы, Факультет журналистики, а также в рамках Академии непрерывного образования Институт открытого образования (инновационнообразовательные центры в городах: Рассказово, Котовск, Мичуринск, Кирсанов, Моршанск, Липецк; рабочих поселках: Жердевка, Ржакса; поселке Полевой) и Центр второго высшего и параллельного образования;
2) аспирантура и докторантура ТГУ;
3) учебно-производственный центр.
Институты, академии, факультеты ТГУ
им. Г. Р. Державина ведут подготовку специалистов по образовательным программам высшего профессионального образования, в инновационно-образовательных центрах оказываются консультативные услуги студентам университета, Центр второго высшего и параллельного образования осуществляет переподготовку специалистов по второй специальности высшего профес-
сионального образования и подготовку студентов по второй специальности высшего профессионального образования.
На базе учебно-производственного центра действуют: комплекс СМИ; комплекс консультативных служб (юридических, психологических, экономических, рекламных, дизайнерских, социологических и т. д.); венчурные малые предприятия, гостиничный комплекс; спортивный комплекс и т. д., где студенты получают производственное образование.
Следующая структурная единица - Институт дополнительного образования. В его составе: центр довузовского образования, подготовительное отделение; центр повышения квалификации.
На базе центра довузовского образования работают консультпункты, мастер-классы, профильные и специализированные классы, миниуниверситет. Основные направления его деятельности - профориентационная работа и интеграция довузовского и вузовского образования. Деятельность центра рассчитана на школьников различных возрастов. Одна из основных задач, которая решается в центре довузовского образования, -корректировка требований школьных стандартов в соответствии с требованиями вуза, предъявляемыми к абитуриентам. Для решения этой задачи для учащихся 5-11 классов организована сеть мастер-классов, профильных и специализированных классов, где школьники могут более глубоко изучать интересующие их предметы (по математике, по русскому языку, по иностранному языку и др.). В консультпунктах организовано углубленное изучение школьных дисциплин по индивидуальным планам с учетом базовых знаний слушателей. Интенсивная подготовка в течение восьми месяцев, применение инновационных методик способствуют достижению хороших результатов. Мини-университет - это спецкурсы для учащихся 9-11 классов по гуманитарному, естественно-математическому, социально-экономическому и технологическому профилям.
В рамках подготовительного отделения действуют подготовительные курсы по различным предметам; курсы подготовки к ЕГЭ. Основными направлениями деятельности подготовительного отделения являются корректировка базового уровня знаний абитуриентов и психологопедагогическая адаптация к вузовской образовательной системе. Деятельность данного структурного подразделения строится с учетом специфики контингента слушателей и стоящих образовательных задач.
Схема 3
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень учреждений образования (на примере ТГУ им. Г. Р. Державина)
Научно-
просвети-
тельская
деятельность
Научнопопулярная, методическая литература, учеб-« ные пособия и др.
Учебные, научно-познавательные фильмы
и
Конференции, выставки, презентации и т.п., связанные с продвижением инновационнообразовательных разработок
Факультет журналистики
Инновационная деятельность, направленная на совершенствование системы НО
Развитие инновационных научных исследований в области образования, создание научнометодической базы подготовки соврем. специалиста
Внедрение результатов исследований и наукоемких технологий в практику ±
Центр образовательных инноваций
Институт физической культуры и спорта
Аспирантура
і
Докторантура
_ У
ИОЦ п. Полевой
ИОЦ р. п. Ржакса
ИОЦ р. п. Жердевка
ИОЦ г. Липецка
ИОЦ г. Моршанска
ИОЦ г. Кирсанова
ИОЦ г. Мичуринска
ИОЦ г. Котовска
► ИОЦ г. Рассказово —
Параллельная подготовка студентов по второй специальности ВПО
Подготовка специалистов по второй специальности ВПО
Институт открытого образования
Центр второго высшего и параллельного образования
^ § ° » о ^ 5 а
. н і д ^ К
її 5 ^ а
Повышение
квалификации к
преподавателей і
высшей школы
по специально-
стям ТГУ
Повышение
квалификации і
специалистов <
по профилю
ВУЗа
Реализация дополнительных программ для взрослых и студентов
Курсы подготовки к ЕГЭ '
Подготовительные курсы
Организация пробного тестирования
к
к
я
и
к
к
§
с
э
я
<и
Л
Я
иР
ч
&
к
«
В
о
и
о
с
Консульт-
пункты
Мастер-классы, профильные и спец. классы
Мини-
университет
о
8
л
V©
о
я
Институт дополнительного образования
Центр повышения квалификации организует повышение квалификации преподавателей высшей школы по специальностям ТГУ; повышение квалификации специалистов по профилю вуза; реализацию дополнительных программ для взрослых и студентов.
Повышение квалификации преподавателей высшей школы по специальностям ТГУ и специалистов по профилю вуза осуществляется в форме краткосрочных курсов, тематических семинаров, учебно-методических стажировок, индивидуальных консультаций в сфере педагогики, психологии, журналистики, информатики, в социально-культурной сфере и др.
Основная цель дополнительных образовательных программ для взрослых и студентов - удовлетворение различных потребностей граждан в образовательных услугах. С помощью этих программ решается задача адаптации человека в условиях рыночной экономики. Дальнейшее расширение сферы деятельности Центра повышения квалификации, внедрение новых профессиональных образовательных программ и инновационных технологий, в том числе дистанционного обучения, проведение курсов повышения квалификации специалистов по месту жительства потенциального заказчика позволят вовлечь в образовательный процесс все большие круги населения.
В рамках информального образования посредством научно-просветительской деятельности, издания научно-популярной, методической литературы, учебных пособий, выпуска учебных, научно-познавательных фильмов, организации работы лекториев, организации и проведения конференций, выставок, презентаций и др. университет создает информационно-образовательную среду, которая предоставляет каждому человеку удовлетворять те или иные образовательные потребности.
Таким образом, университет становится качественно новым образовательным учреждением, более того, он становится системообразующим фактором развития региона. Инновационная деятельность, направленная на совершенствование системы непрерывного образования, научные исследования в области образования, создание научно-методической базы подготовки современного специалиста, внедрение результатов исследований и наукоемких технологий в практику, организация и проведение конференций, выставок, презентаций, связанных с продвижением инновационно-образовательных разработок, делают университет центром кристаллизации инноваци-
онно-образовательной политики в регионе. Сутью нового университета является формирование на базе инновационных разработок, методик и программ регионального пространства непрерывного образования.
Региональный уровень организации пространства непрерывного образования - развитая сеть отношенческих связей в области образования, обеспечивающая каждому человеку возможность включения в образовательный процесс на любом этапе его жизни, ограниченная социально-экономической целостностью территории, наличием общей субкультуры в области образования.
Рассмотрим основные компоненты модели (см. схему 4). Ее структурными элементами могут быть:
1. В сфере формального образования:
• система дошкольного образования, содержащая дошкольные учреждения общеразвивающего, компенсирующего (для детей, нуждающихся в коррекции психического или физического развития) характера, учреждения по присмотру или уходу за дошкольниками, комбинированные дошкольные учреждения;
• трехступенчатая система общего образования, включающая общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, специальные школы для детей с отклонениями в психическом или физическом развитии, образовательные учреждения интернатного типа;
• система начального профессионального образования, в которую входят профессиональнотехнические училища, технические училища и лицей, другие учреждения начального профессионального образования;
• система среднего профессионального образования представлена в регионе педагогическим колледжем, педагогическим училищем, музыкальным училищем, медицинским колледжем, а также другими техникумами и колледжами;
• система высшего профессионального образования, в которой действуют ТГУ им. Г. Р. Державина, ТГТУ, МГПИ, МГАУ, ТМПИ им. С. В. Рахманинова и др. учреждения высшего профессионального образования и их филиалы. Высшие учебные заведения ведут подготовку по образовательным программам бакалавриата, магистратуры, традиционного высшего образования (дипломированный специалист); кроме того, во многих вузах организована и действует система подготовки для лиц, имеющих высшее профессиональное образование;
Семейное воспитание, общение, просветительские общества, лектории, библиотеки, музеи, СМИ, региональный образовательный телеканал, участие в общественных движениях и т. п.
ОШ
Лицеи
Г имназии
Школы-
интер-
Школы для детей с отклонениями в развитии
Базовые
ОШ
О
о\
£
І Ъ * гь
о
Р
з
о
о&
а
к
гъ
ОШ
Лицеи
Г имназии
Дет.сад / _
Школы-интернаты
Шк. для детей с отклонениями в развитии
Базовые
ОШ
о
-й
т о
п а н 3 и о
** Сі
а
=с
к
Ясли
Ясли / детский сад
Детский сад
Детский сад / школа
ДШУ для детей с отклонениями в развитии
ДШУ по уходу за детьми
Со *4 Сі ^
& о* н =с и о
Система довузовского образования
Мини-
университет
Мастер-классы, проф. и спец классы
Система дополнительного образования
Кружки
Информальное
образование
/1
/ Ф<
, об
N
Формальное
образование
Неформальное
образование
*0
Я4
Й
н
о<
а
е<
Й<
Р
й
вь
Й
о<
о
Д
и
Р
и
Г
И
Ь
Н
о
Г
о
П
Р
о
о
н
Р
А
Н
о
н
я
>
Н
и
и
Р
Е
я
Н
о
Г
о
О
и
Р
А
м
о
я
А
-и
м
Развитие инновационных научных исследований в области образования, создание научнометодической базы подготовки современного специалиста
Учебные, научно-познавательные фильмы
Научно-просветительская деятельность
Конференции, выставки, презентации и т.п., связанные с продвижением инновационно-образовательных разработок
Научно-популярная, методическая литература, учебные пособия и др.
И
<-
4-
О
-9-
о
-8-
л
о
о
Ы
гь
м
н
Л
л
о*
X
о
п
н
м
о
т
£2
т
у
р
£2
►
О
н
у
р
*1
Неполное высшее образование
1
ТГУ
им. Г.Р. Державина,1
ТГТУ
МГАУ
МГПИ
ТМПИ
им. С. В. Рахмани-
нова
\|
/
Высшее
проф. образование (дипломированный специалист)
ПТУ
Проф. —
лицеи
*
о ч
►й' а
Чз л
8 ТЗ
Ш О
Система подготовки для лиц, имеющих ВПО
Р
о
О.'
о
М
Система переподготовки по доп. специальностям
Система повышения квалификации
Курсы переподготовки по дополнительным специальностям
* Центр повышения КПК при учрежде- ТОИПКРО *
квалификации ТГУ ниях ВПО |
УПК, УПЦ, ЦПК на предприятиях региона
Л
V
съ
э:
£І
е
• аспирантуры и докторантуры, входящие в систему послевузовского научно-исследовательского образования, действуют в большинстве вузов нашего региона.
2. В сфере неформального образования:
• система дополнительного образования, реализующая дополнительные образовательные программы в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. К ним относятся детские музыкальные, художественные, спортивные школы, дворцы и дома детского и юношеского творчества, досуговые центры, станция юных туристов, клубы, секции, кружки и т. п.;
• система довузовского образования, организованная, как правило, на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования, решает в основном задачи корректировки требований школьных стандартов, приведения их в соответствие с требованиями вуза, предъявляемыми к абитуриентам и профессиональной ориентации. В системе довузовского образования действуют в основном поготовительные курсы, курсы подготовки к ЕГЭ и др.
Система довузовского образования обеспечивает преемственность между средним общим и высшим образованием, создает адаптивную среду, стимулирует развитие личности школьника в соответствии с его индивидуальностью, расширяет возможности самопознания и самореализации личности.
• система повышения квалификации реализует дополнительные образовательные программы для взрослых, решая задачу непрерывного повышения квалификации рабочих, служащих, специалистов. В регионе в системе повышения квалификации работают ТОИГЖРО, Центр повышения квалификации в ТГУ, КПК на базе региональных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учебно-производственные комплексы, учебно-производственные центры, центры повышения квалификации на предприятиях региона и др.
• система переподготовки по дополнительным специальностям позволяет каждому человеку удовлетворить свои потребности в образовательных услугах, приобрести новую профессию. В рамках системы переподготовки по дополнительным специальностям действуют Центр повышения квалификации ТГУ, разнообразные курсы, организованные на базах учреждений образования и вне их. В Центре повышения квалификации ТГУ реализуются дополнительные образовательные программы для взрослых. На курсах слушателям предоставляется возможность повы-
шения профессиональной компетенции, а также приобретения навыков работы в новых областях профессиональной деятельности. С помощью этих программ решается задача адаптации человека в условиях рыночной экономики.
Являясь звеньями непрерывного образования, системы повышения квалификации и переподготовки по дополнительным специальностям решают задачу удовлетворения профессионально-образовательных потребностей каждого человека. При этом создаются условия для реализации интеллектуального потенциала специалиста на всем протяжении его профессиональной карьеры, решаются задачи социальной защиты личности за счет повышения ее конкурентоспособности на региональном рынке труда.
Основополагающими положениями повышения квалификации, по нашему мнению, являются:
• реализация многоуровневого, разнопрофильного, вариативного повышения квалификации; интегративность и индивидуальность образовательных программ;
• системный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к обучению;
• проблемность, развитие у слушателей творческого мышления, умения самореализации в деятельности.
3. В сфере информального образования: семейное воспитание, общение, просветительские общества, лектории, музеи, библиотеки, СМИ, региональный образовательный канал, общественные движения, методические объединения и советы, научно-популярная, методическая и учебная литература, учебные, научно-познавательные фильмы, конференции, выставки, презентации, связанные с продвижением инновационно-образовательных разработок и др.
Информальное образование имеет разные цели: освоение новых социальных ролей, развитие личности, продвижение по служебной лестнице, самоутверждение, интересное проведение досуга и др.
Информальное образование, являясь необходимой составной частью непрерывного образования, способствует постоянному творческому обновлению, развитию и совершенствованию каждого человека на протяжении всей жизни, обеспечивает профессиональную компетентность, формирует способность самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности, способствует социальной стабильности в регионе.
Итак, предложенная модель носит частично идеалистический характер и представляет собой систему, структура которой определялась с опорой на опубликованную ранее концепцию развития непрерывного образования и опыт ТГУ им. Г. Р. Державина. Реалистические модели на практике могут отличаться в связи с человеческим фактором образовательным и материальноэкономическим ресурсом конкретных образовательных заведений региона.
По нашему мнению, формирование пространства непрерывного образования на уровне региона требует:
• разработки и реализации интегрированных межведомственных региональных программ, направленных на реализацию потребностей региона, общества и личности в контексте реализации идеи непрерывного образования личности;
• разработки региональной компоненты государственных образовательных стандартов в соответствии с принципом преемственности всех ступеней образования;
• проведения комплекса мероприятий по формированию и развитию региональных рынков образовательных услуг;
• перепрофилирования образовательных учреждений в соответствии с потребностями региона;
• развития управления системой непрерывного образования на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательных учреждений;
• мониторинга системы непрерывного образования на региональном уровне;
• активного участия в научных исследованиях по реализации образовательных инноваций в регионе;
• изучения и удовлетворения перспективных потребностей региона в квалифицированных и конкурентоспособных кадрах;
• создания новых интегрированных образовательных структур, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг местному населению (учебно-образовательных комплексов, многопрофильных ресурсных центров, сети дистанционного образования);
• повышения юридической и финансовой самостоятельности учреждений образования;
• разработки нормативно-правовой базы, способствующей развитию регионального пространства непрерывного образования на основе социального партнерства и теории инновационного развития.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что наблюдается постепенное формирование пространства непрерывного образования, осознается необходимость интеграции всех видов образовательной деятельности, происходит перестройка организационных форм и методов в системе непрерывного образования. Предложенная модель позволяет не только целостно представить структуру пространства непрерывного образования, но и определить тенденции его развития в современных социально-экономических условиях.
Литература
1. Концепция развития системы непрерывного образования России (проект для обсуждения) / Ю. В. Шле-нов, О. И. Бетин, В. М. Юрьев, М. С. Иванова, Н. Е. Астафьева // Психолого-педагогический журнал Г аудеамус. Тамбов. 2004. №1(5).
2. Андреев А. А. Основы открытого образования: В 2 т. / А. А. Андреев, С. Л. Каплан, Г. А. Краснова и др.; Отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: НИИЦ РАО, 2002.
3. Непрерывное образование как фактор социализации // http://www.znanie.Org/gumal/nl 01/nepreriv obraz.html.
4. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) // http://www.znanie. org/gurnal/n201/memjiepr obraz.html