Неформальное образование является исключительным по эффективности и низкой себестоимости ресурсом для граждан, которые нуждаются в нем более всего: инвалидов, беженцев, безработных, заключенных, лиц без базового образования, с недостаточным знанием русского языка и других категорий граждан.
Неформальное образование рассматривается и кяк разветвленная сфера образовательных программ, которые могут предоставляться каждому человеку для удовлетворения тех или иных личностных образовательных потребностей, в том числе и общеобразовательных, и профессиональных, которые ему по тем или иным причинам не удалось получить ранее.
Перспективность развития неформального образования в России определяется рядом факторов, среди которых: ожидания и мотивация взрослого населения, развитие нормативно-правовой базы, создание информационно-образовательной среды.
Развитие внутрифирменного профессионального обучения специалистов
Профессиональное образование любого уровня (начальное, среднее, высшее), получаемое в профессиональном образовательном учреждении (профессиональном училище и лицее, техникуме, колледже, вузе), ограничено во времени и способно обеспечить обучающимся лишь начальную организацию опыта реализации полученных знаний по избранной профессии, специальности, направлению. Далее же у каждого человека
свой жизненный путь с его потребностями и возможностями совершенствования.
Отечественный и мировой опыт показывают, что одним из эффективных путей решения проблемы обновления, обогащения, прироста и ориентации знаний на цели их востребования в конкретных производственных условиях является внутрифирменная форма организации образовательного процесса.
Внутрифирменное обучение — определенное движение занятости, вызванное потребностями внутрифирменного рынка труда и реализуемое путем предоставления образовательных услуг персоналу. При этом масштабы функционирования данной формы образования, охват ею работников, объем получаемых ими знаний, навыков, умений, технологии обучения весьма различны. Это могут быть различного вида учебные комплексы, направленные на деятельность крупнейших фирм с многотысячным контингентом обучающихся, либо отдельные локальные образования в рамках производственного участка.
Образовательные профессиональные программы в их разновидностях могут быть от нескольких часов обучения (чаше всего конкретным навыкам) до полного курса высшего и среднего профессионального образования (например, заводы-втузы, совхозы-техникумы, техникумы-предприятия). Прирост достаточного минимума знаний при внутрифирменном профессиональном обучении работников определяется потребностями производственной среды.
Поступила в редакцию 15.04.2004.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
В.М. Юрьев
Уточним цели развития высшего профессионального образования на примере Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Достигнутые итоги развития университета к 2003 году позволили плавно перейти к
третьему этапу развития вуза. Период этого этапа условно определен границами 2004— 2010 годов. Девизом этого периода являются качество и эффективная конкурентоспособность. Постановка целей этого периода про-
диктована рядом объективных и субъективных условий и факторов.
Во-первых, в 2004 году Россия после выборов Президента РФ и переизбрания на эту должность В.В. Путина вступает в качественно новый этап реформирования социально-экономической системы страны, который предполагает значительные изменения в сфере образования.
Во-вторых, начиная с 2004 года, в России начинается период так называемой «демографической ямы», что повлечет за собой сокращение числа выпускников средней школы, а следовательно, абитуриентов 17-18 лет.
В-третьих, в регионе, начиная с 2004 года, в системе образования и, прежде всего, школьного образования начат крупномасштабный эксперимент по формированию новой школьной системы, созданию на базе школ культурно-просветительских центров, развитию инноваций и коммерциализации работы управленческого аппарата образовательных учреждений.
В-четвертых, именно 2004 год на Тамбовщине стал годом проведения в регионе ЕГЭ, что предполагает сущностные изменения в системе приема в вузы, как на бюджетной, так и коммерческой основе. Это также связано с введением целевого набора и обязательного государственного трудоустройства выпускников государственных вузов.
Эти и другие факторы обусловили цели развития университета на 2004-2010 годы. В частности, упор сделан на такие компоненты. как:
- развитие университета как регионообразующего фактора на базе оптимизации его инновационно-инвестиционной деятельности;
- ориентация на цели развития гражданского общества;
- формирование инновационного технопарка, объединяющего образовательный, исследовательский, производственный и куль-гурно-досуговый блоки;
- конкурентный бренд университета и его узнаваемость;
- корпоративная идеология университетского сообщества;
- качество получаемого образования;
- конкурентоспособность научных и научно-технических разработок;
- международное образовательное и научное сотрудничество;
- эффективная гибкая система стимулирования труда ППС;
- улучшение условий труда и отдыха сотрудников и студентов;
- создание условий для решения жилищной проблемы;
- качественные изменения МТБ университета:
- усиление роли университета как центра государственной идеологии в регионе;
- расширение просветительской деятельности среди населения;
- введение производственного образования и т. д.
Рассмотрим инновационную структуру образовательного университетского комплекса. Важнейшими блоками внутренних функций регионального университета являются:
1) организационно-управленческие, связанные напрямую с формированием оптимальной структуры и эффективной системы управления университетом;
2) финансово-хозяйственные, связанные с обеспечением жизнедеятельности университета как самостоятельной хозяйствующей системы;
3) учебные, отражающие важнейшую составляющую в работе регионального университета, - подготовку и переподготовку кадров всех уровней и ступеней;
4) исследовательские, связанные с формированием и развитием университета как научного института;
5) социально-бытовые, регулирующие и определяющие характер и уровень условий работы и жизни членов коллектива университета;
6) корпоративно-идеологические, формирующие университет как единую корпоративную структуру, способную не только формировать свое внутреннее поведение, но и активно воздействовать на окружающую действительность;
7) воспитательные, направленные на формирование, прежде всего, у студентов, чувства сопричастности каждого члена коллектива целям и задачам развития университета, укрепления традиций его жизнедеятельности при четкой и ясной ориентации на
реализацию общегосударственных целей и приоритетность федеральной политики;
8) культурно-досуговые, связанные с формированием у членов коллектива университета понимания традиционной культуры и созданием системы здорового досуга.
К внешним функциям регионального университета можно отнести четыре блока.
1. Образовательные функции, среди них можно выделить:
- формирование эффективной системы образования в регионе не только в сфере подготовки профессиональных кадров высшей специализации, но у довузовской, включая дошкольное и школьное образование, а также среднеспециальное профессиональное образование и переподготовку кадров этого уровня;
- подготовка и переподготовка кадров высшей профессиональной квалификации, отражающих потребность прежде всего регионального рынка труда и перспектив его развития в рамках единой экономической системы территории;
- создание устойчивой потребности к образованию и образовательным услугам населения региона как перманентного желания повышения своего интеллектуального уровня и мотивации жизнедеятельности.
2. Просветительские функции, среди них можно выделить:
- широкая пропаганда научных и науч-но-тсхнических достижений, как среди населения региона, так и среди специалистов и руководителей хозяйствующих и управленческих структур;
- формирование здоровой идеологической среды, полно и верно отражающей цели развития страны и региона, связанные с вхождением России в постиндустриальную об-щественно-экономическую систему, основными элементами которой являются: гражданское общество, социально-ориентированная рыночная экономика, многочисленный и стабильно устойчивый средний класс;
- проведение в регионе политической линии Президента и Центрального Правительства, поддержка и пропаганда в этих рамках основных социально-экономических программ развития территории.
3. Научные функции, среди которых можно выделить:
- формирование в регионе обгоняющей инновационной среды, рассчитанной на практическое и долгосрочное использование достижений региональной науки и формирование региональной научно-технической политики, ориентированной на 10-25 лет вперед;
- создание в регионе условий для устойчивой позитивной динамики НТП путем формирования и поддержки новых научных ШКОЛ И НаПраВЛеНйИ, ИЗДаНИЯ НауЧНЫХ Жур-налов, проведения различных научный конференций, семинаров и т. д.;
- подготовка высококвалифицированных научно-исследовательских кадров на базе развития студенческой науки, творческой активности вневузовской молодежи, расширения специальностей аспирантуры и докторантуры университета, создание комплексной сети диссертационных советов по защите докторских и кандидатских работ, совершенствование патентно-лицензионной службы, методическая помощь в организации НИОКР на предприятиях региона.
4. Экономические функции, среди которых можно выделить:
- аккумулирование финансовых ресурсов населения, предприятий и общественных организаций для развития эффективной и полноправной образовательной системы региона;
- создание инвестиционных ресурсов для реализации образовательных, научных и просветительских функций университета в регионе;
- формирование в регионе потенциальных условий для стабильно благоприятного экономического климата и социальной среды жизни и работы его населения.
Условно, эти блоки внутренних и внешних функций университета или системообразующей базы региона представлены в виде схематического рисунка (рис. 1). Безусловно, эти факторы далеко не полно отражают всю гамму воздействия университета на жизнь региона. Многие из них нуждаются в уточнении и развернутой характеристике. Однако нам представляется, что это уже задачи не одного вуза, а целостного комплексного исследования.
Это среда жизнедеятельности университета. Именно в ней происходит реализация как внутренних, так и внешних функций
1) аккумулирование финансов
2) создание инвестиционных ресурсов
3) формирование лотснционального благоприятного экономического климата в регионе
Г
инновационно-инвестиционная
среда
экономическая
Н
1) формирование «обгоняющей» инновационной срсды
2) создание устойчивой динамики НТО в регионе
3) подготовка высококвалифицированных научно-нсследова-тгльских кадров
к>
1У1
я:
л
я
о.
I
с;
с
X
л
£
х
о
и
св
е*
о
О.
О
§
¿с
о
-С
р
х
н
о
03
у
о
о.
с
-С
внешние
V
г
а
4»
X
со
X
X
X
X
ГЗ
X
т
>л
X
сз
ГЗ
о
а.
и
03
С->
т
X
с_
о
с;
о
о.
о
1) формирование эффективной образовании»ной сисгемы
2) подготовка и переподготовка кадров
3) создание устойчивой иозребнос-зи к образовательным услугам
образовательная
Рис. 1. Внешние и внутренние функции регионального университета Условные обозначения: Э - экономические внешние функции; П - просветительские внешние функции; О - образовательные внешние функции; Н - научные внешние функции
11
1) широкая пропаганда научных и научно-технических достижений
2) идеологическая среда
3) проведение политики центрального федерального Правительства и І Ірезндента в регионе
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (5), 2004
регионального университета. Условно мы ее разбили на ряд групп.
Во-первых, кадрово-профессиональная среда жизнедеятельности университета, так как она наиболее традиционно связана с ним и связана замкнутым циклом через региональный рынок труда: потребности в кадрах- подготовка кадров в университете -трудоустройство на предприятиях и в организациях региона.
Во-вторых, футурологическая среда жизнедеятельности университета, т. е. содержащая в себе объективно-субъективные условия и их механизм реализации, направленные на перспективы социально-экономического развития региона с прогнозируемыми, на основе знаний и достоверной информации результатами.
В-третьих, инновационно-инвестицион-ная среда жизнедеятельности университета, характеризующая реальные, практические условия восприятия его внешних функций социально-экономической системой региона, т. е. наиболее точно определяющей место регионального университета в этой системе.
В-четвертых, социально-культурная среда жизнедеятельности университета, отражающая общие параметры ментальности населения, его культурные и религиозные предпочтения, уровень жизни, политическую и идеологическую структуру взглядов и мотивацию поведения, отражающие исторические, географические, демографические и климатические условия территории региона.
Конечно, и среда жизнедеятельности университета не является константой. Напротив, она испытывает на себе активное влияние внешних функций университета и под их воздействием меняет свои параметры, смещает акценты и даже мутирует. Это взаимообратный процесс. В силу этого формализованный срез среды вряд ли возможен, да и не нужен. Важнее понять тенденции изменения среды, характер ее взаимодействия с университетом.
В отличие от среды, которая является реальной обстановкой в регионе, климат социально-экономического развития региона выступает его внешней оболочкой, связывающей среду региона со средой жизнедеятельности всей страны в целом. Это уточнение необходимо в том плане, что универси-
тет, являясь носителем и выразителем общенациональных интересов страны, отражает в своем развитии общенациональные тенденции в экономике и социальной сфере и опосредованно, через взаимосвязь с интересами региона, проецирует их на социально-экономическую систему территориального субъекта. Тем самым университет выступает активным участником формирования климата, в котором происходит развитие региона, одновременно в полной мере неся на себе влияние его тенденций изменения и перемен.
Традиционно выделяют различные типы и формы региональных классических вузов:
а) университет с научно-исследовательской ориентацией;
б) учебно-исследовательский вуз;
в) вузы, ориентированные на интересы потребителя (частные);
г) учебный комплекс высшего профессионального образования;
д) ассоциированные вузы и т. д.
Наша стратегическая программа заключается в формировании на основе вышеперечисленных реорганизаций качественно нового государствен!toro учреждения высшего профессионального образования классического типа. Формой такого нового вуза должен стать инновационный технопарк, а сам университет принять форму образовательноисследовательского инновационного государственного университета. Сутью нового университета является его ориентация на логическое совмещение в рамках проводимой единой учебно-научной политики образова-тельно-исследовательской деятельности, построенной на базе инновационных разработок, методик и программ. Говоря другими словами, образовательно-исследовательский процесс, построенный таким образом, должен ориентировать специалиста, который готовится в рамках нашего университета, не на сегодняшний день и даже не на 5-10 лет вперед, а, как минимум, на 20-25 лет вперед, то есть мы должны заложить в наших выпускников способность перспективного мышления, адаптированного к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности человеческого общества в условиях постиндуст-ральной цивилизации, гражданского общества и глобализации экономических и социальных процессов. Создание вокруг нового
университета технопарковой зоны позволит наиболее полно реализовать его возможности и наиболее адекватно выразить себя как системообразующий фактор развития региона в целом.
В качестве важнейших форм проявления системообразующего содержания университет проявляет себя через качество подготовки своих выпускников, то есть через качество осуществляемых им образовательных и научно-исследовательских услуг. Тем самым университет достигает эффективной конкурентоспособности и узнаваемости на рынке образовательных, научно-исследовательских и социально-экономических услуг. В свою очередь, подобная деятельность университета формирует благоприятную среду его существования, а также укрепляет в регионе государственную идеологию, то есть ориентированную на национально-государственные интересы страны в целом и инвестиционно-инновационную привлекательность региона, на развитие благоприятного социально-экономического климата в Тамбовской области.
Создание университета такого типа, как это было сказано выше, предполагает выполнение девяти основных фактор-блоков:
1. Повышение эффективности работы стратегического ядра управления вуза.
2. Развитие диверсификационной финансовой базы вуза.
3. Развитие гибкой системы стимулирования труда академического ядра вуза.
4. Утверждение и развитие в университетском сообществе инновационно-предпринимательских убеждений и ценностей.
5. Менеджментизацию среднего и организационного ядер управления вуза.
6. Привитие ППС, техническим работникам и студентам корпоративной идеологии (конкурентный бренд).
7. Всестороннее развитие в образовательном процессе исследовательской и самостоятельной работы.
8. Формирование и развитие расширенной периферии образовательных услуг (дистанционное образование).
9. Дискретность структуры обучаемого контингента и повышение качества его подготовки.
Каждый из вышеназванных фактор-блоков может быть расширен, конкретизирован, как это было сделано нами выше, дополнен, при этом каждый из фактор-блоков является открытой системой, то есть помещен и действует в другой сверхсистеме, в частности региона и страны в целом. Поэтому для успешной реализации каждого фактор-блока требуются благоприятные условия развития инновационного технопарка, что в свою очередь зависит от социально-экономического климата в регионе и протекционизма университету со стороны региональных властей. Говоря другими словами, цикл замкнулся. Университет является системообразующим фактором благоприятной социально-экономической среды региона, а само его развитие зависит от благоприятных условий, которые складываются для него в регионе. Графически подобная взаимосвязь изображена на рисунке 2.
Следует также обратить внимание, что каждый из фактор-блоков не является константой, напротив, он открыт, динамичен, изменяем, дополняем, трансформируем. Это означает, что каждый определенный временной период и конкретные условия жизнедеятельности университета могут привнесли в фактор-блок значительные и даже коорди-нальные изменения, позволяющие наиболее полно и безболезненно адаптироваться к этим новым условиям. Например, девятый фактор-блок «Дискретность структуры обучаемого контингента». В настоящее время основная доля обучающихся в университете-это выпускники средней школы нескольких последних лет, то есть молодые люди в возрасте от 17 до 23, максимум 27 лет. Однако, начиная с 2004 года, мы вступаем в полосу неблагоприятной демографической ситуации. Число выпускников школ сокращается, а следовательно, необходимо искать новые потоки абитуриентов. Ими могут быть выпускники средних профессиональных технических училищ, военнослужащие, сокращенные из армии, лица среднего и старшего возраста, стремящиеся получить высшее или второе высшее образование. Эти факторы должны быть учтены при формировании по-годичных программ работы с контингентом абитуриентов. Аналогичные примеры можно привести и по другим фактор-блокам. В целом
Рис. 2. Основные фактор-блоки формирования и развития эффективно-конкурентоспособного образовательно-исследовательского инновационного государственного университета и его взаимодействие
с социально-экономической системой региона
использование фактор-блоков как основных быть постоянным, адекватным, дифференци-
элементов формирования образовательного рованным и эффективным,
исследовательского университета должно
Особенности подготовки кадров для региона в ОИИГУ им. Г.Р. Державина представлены на рис. 3.
Если сравнить содержание образовательных направлений по годам (этапам) развития ТГУ, то можно четко выделить несколько отличительных динамично растущих черт.
Во-первых, значительное сущностное и качественное содержание каждого из образо-ВиТслькь!Х комплексов Тйк в 1995 гот/ в комплексе послевузовского образования можно было выделить в качестве подсистемы лишь курсы повышения квалификации и переподготовки, то в 2002 году в числе элементов этого комплекса уже были: повышение квалификации, второе высшее образование, международный обмен специалистами и т. д. К 2010 году этот блок еще более возрастет.
Во-вторых, формирование и развитие новых образовательных комплексов. В частности, с 2004 года в университете формируется блок производственного образования, включающий учебно-производственный центр, венчурные предприятия и организации, дочерние юридические лица и т. д.
В-третьих, постепенный переход от автономии образовательных комплексов университета к созданию единого инновационного технопарка, способного максимально реализовать внутренние и внешние функции регионального университета классического типа.
Такое развитие университета отвечает современным требованиям стратегического менеджмента для вузов классического типа. Положительный опыт такого развития накоплен уже как в России, так и за рубежом.
К перспективам совершенствования довузовской системы образования в регионе в контексте инновационной подготовки кадров высшей квалификации можно отнести:
- формирование системы непрерывности обучения при методической помощи и контроле со стороны вуза по типу: детские дошкольные учреждения - вуз (рис. 5);
- создание комплекса обучающих материалов, включая учебную кинотеку, электронные и бумажные носители, передвижные библиотеки, профориентационные периодические издания;
- открытие платных школ и школ-пансионов для имущих слоев населения;
- открытие за счет средств местного (областного) бюджета сети школ-интернатов для одаренных детей из сельской местности и малоимущих слоев населения;
- развитие системы подшефных школ, ассоциированных школ, школ при вузе, специализированных классов и т. д.;
- создание комплекса непрерывных региональных туров олимпиад и конкурсов по предметам и специальностям вуза, включая этапы 9-11 классов, с предоставлением победителям прямого зачисления в число студентов и льгот другим участникам отборочных испытаний;
- развитие сети подготовительных курсов, включая подготовку по индивидуачьным занятиям и тому подобные формы индивидуальной (репетиционной) работы.
Футурология платного образования в регионе
Уточним понятие «платное образование»:
- личное (индивидуальное);
- ГИФО - гос. форма;
- договора с предприятиям! ,
- целевые направления органов местной власти;
- благотворительные фонды.
- социальное равенство платного и бесплатного образования;
- принципы построения системы платного образования:
а) доступность для большинства граждан;
б) достоверность затрат;
в) прозрачность структуры затрат;
г) дополнительность образовательных услуг;
д) максимизация удовлетворения потребностей и запросов клиента;
е) минимизация запретов;
ж) высокое качество образовательных услуг;
з) идентичность требований контроля знаний;
и) повторяемость образовательных услуг;
к) равноценность государственному
(бесплатному) образованию.
- взаимодополняемость платного и бесплатного образования;
- древо платности образовательных услуг (рис. 4).
г
гг 1
£ с ± о
II
11 к
Довузовское образование Вузовское образование Научно-исследовательское образование Послевузовское образование
U »л Ov О“' - подготовительное отделение - факультеты - второе высшее парал- - аспирантура - повышение квалифи- - курсы
2 - подшефные школы лельное образование кации - научно-методические издания
Довузовское Вузовское Научно-исследовате.чь- Послевузовское
образование образование ское образование образование
- подготовительное отделение - образовательные ин-ституты, академия. - аспирантура докторантура - курсы - курс ПОДГОтОНКИ
- подшефные школы факультеты - диссертационные со- кадров
- базовые школы (клас- - представительства веты - повышение квали-
U сы) - академия непрерыв- - НИИ-центры, лабора- фикации
f4 о - базовые ССУЗы ного образования тории - второе высшее об-
о <N - базовые СПТУЗы - второе высшее па- - научно-методические разование
- базовые дошкольные раллельное образо- журналы - международный
1 учреждения - базовые внешкол. учреждения - постоянные НИ-семи-нары - международный обмен молодежи вание - научно-методические издания - международные программы подготовки кадров ВК обмен специалистами
Довузовское Вузовское Научно-исследователь- Послевузовское
образование образование ское образование образование
- подготов. отделение - образовательные ака- - аспирантура - профессиональные
- подготов. курсы демии, институты, - докторантура школы
- школы в составе ТГУ факультеты (бака- - диссертационные со- - курсы
- ССУЗ в составе ТГУ лавр-специалист-ма- веты - ИПК
- СПТУЗ в составе ТГУ гистр) - НИ-лаборатории - Институт перепод-
- ДШУ в составе ТГУ - филиалы - НИ-центры готовки кадров
- ВШУ в составе ТГУ - представительства - НИ-институты - идеолого-просветит.
- базовые школы - АНО (Академия не- - ИПК (повыш. ква- программы
- базовые классы прерывного образо- лиф.) - образоват. програм-
- мастер-классы вания) - повышение квачифи- мы
с о - базовые ССУЗ - А ДО (Академия дис- кации при структур- - АОО (Академия
- базовые ДШУ танционного образо- ных подразделениях 01 крытого образо-
о - базовые ВШУ вания) ТГУ вания)
г» 2 - постоянные НИ-се-минары - ААВО (академия адаптивного выс- - научно-методические издания - второе высшее образование
- просветит, программы шего образования) - второе высшее па- - научно-методические журналы - специал. проф. издания
- образов, программы раллельное образо- - международные прог- - клубы по интере-
- междунар. профаммы - консультац. программы вание раммы подготовки кадров ВК сам - общ. профессион. организации - международные программы
і ' ▼ ▼ Производственное образование 1
УПЦ (Учебно-производственный центр): 1) комплекс СМИ; 2) комплекс консулы, служб (юрид.,
психолог., экономич., реклами., дизайнерск., политологии., соииологич., соц. работы и т. д.);
3) венчурные малые предприятия; 4) рестораны - кафе - столовые - буфеты; 5) турагентства;
6) гостиничный комплекс; 7) досуговый комплекс; 8) спортивный комплекс; 9) социальный комплекс и т. д.
Рис. 3. Структура образовательных комплексов университета: динамика и футурологический прогноз (опыт и тенденции развития Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина)
30
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Университеты и академии
Исследовательские и преподавательские кадры высшей квалификации_________
Докторантура, аспирантура, адъюнктура и т. д.
ВУЗГ университеты и академии
Магистратура на базе бакалавриата ВУЗа и специалиста ВУЗа
университеты ВУЗ ^ академии институты
Подготовка специалиста на базе 11 классов ОСО и технического бакалавриата на базе 9 классов НОШО
Гуманитарный бакалавриат (ВУЗ)
Бакалавриат на базе 9 классов НОШО
Технический
бакалавриат
(ВУЗ)
Бакалавриат на базе 11 классов ОСО
Г уманитарный бакалавриат (пед, мед. муз. училища ______и т. п.)____
Технический бакалавриат (бывшие ССУЗ)
Средняя гуманитарная / техническая школа
Специальное профессиональное образование (без среднего, на базе 9 классов НОШО)
Неполная школа
11ачальное школьное образование (4 класса)
Музыкальные школы, спортивные школы, художественные школы и т. п.
Общее дошкольное образование
Общее среднее образование _________(11 классов)
Профессионально-технические училища и т. п. учебные заведения
Средняя
школа
Неполное общее школьное образование (9 классов)
Начальная школа
Специальное дошкольное и внешкольное образование
Ясли / сад
ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рис. 4. Древо платности образовательных услуг в 2010 году (футурологический прогноз)
Послевузовское образование Докторантура
ПВО ИПК курсы второе ВО и т. д. Аспирантура
Магистратура
8 ? Подготовка специалиста . .
& в оа о II СО ю о сс Бакалавриат на базе 11-летней школы Бакалавриат па базе 9-летней школы
о
11-летняя школа
си о § і 8 § >, я 9 п. о з 9-летняя школа
4-летняя школа
3*8 ё Детские дошкольные учреждения
Рис. 5. Система непрерывной подготовки кадров в регионе
Поступила в редакцию 25.04.2004.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ТАМБОВЩИНЫ -КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.А. Шешерина, Н.Е. Астафьева, Н.В. Рыбкина, М.С. Чванова, Е.В. Бучнева
Тамбовская область является одним из инициаторов реализации модели региональной системы непрерывного образования -системы, которая предоставит возможность всем людям на протяжении всей жизни включаться в образовательный процесс. Дня предоставления такой возможности необходимо создать не только сеть эффективных учебных заведений, преемственных образовательных программ, дополнительных услуг, но и создать доступное для всех информационное образовательно-культурное пространство.
Это сложная, многокомпонентная задача, для решения которой многое в данном
направлении уже создано: работает сеть Инновационно-образовательных центров Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, представительств Тамбовского государственного технического университета, других вузов. При желании жители Тамбовской области могут получить образование не выезжая из своих регионов. Школьники имеют возможность поступить в миниуниверситет, обучаться в классах с предпрофильной подготовкой, студенты -получать параллельно второе высшее образование, работающие специалисты - воспользоваться системой переподготовки, повышения квалификации или получить второе выс-