В. ЮРЬЕВ, профессор, ректор Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
В связи с существенными преобразованиями отечественной системы высшего образования, открытием в провинции университетов классического типа, повышением статуса отраслевых вузов, появлением негосударственных учебных заведений важное значение приобретает проблема понимания того, каким должно быть эффективное управление современным университетом. Все более распространенной становится идея образцового регионального университета, обеспечивающего слаженную работу учебной, научной, социальной, хозяйственной подсистем вуза, повышение качества его организации в целом.
Иначе говоря, речь идет о переходе от традиционных административных структур к гибким, основанным на продуктивном использовании человеческого ресурса в учебно-научной деятельности регионального университета, информационно-технологическом преобразовании его структур, усилении социальной ориентации принимаемых управленческих решений.
Все это предполагает переосмысление роли и места регионального университета классического типа в самой системе высшего образования. В частности, на повестке дня стоит вопрос разработки таких моделей управления провинциальным университетом, которые бы, с одной стороны, отвечали современным социально-экономическим и социокультурным реалиям и процессам, протекающим в регионах, а с другой - соответствовали бы интересам вузовских преподавателей, сотрудников и студентов, предоставляя им все больше возможностей для реа-
Региональный университет: новый этап модернизации
лизации способностей, творческого потенциала.
Прежде чем перейти к проблемам организационного развития университета, несколько слов о наших показателях.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина обладает высоким учебно-научным и материально-техническим потенциалом, позволяющим отнести его к разряду развитых региональных классических университетов. Так, в рейтинге 2002-2003 гг. среди классических университетов России наш университет стабильно занимает место в середине списка из 87 вузов.
За период с 1995 по 2003 г. число специальностей профессионального образования увеличилось в 3,2 раза, а численность студентов - почти в 2 раза. Количество единиц учебно-методической литературы на одного студента возросло почти в 1000 раз, а количество учебников и учебных пособий - в 16 раз. Доля ППС с учеными степенями и званиями составляет 78,3%, докторов наук и профессоров - 18,7%. (В 1995, соответственно, 36,6%, и 6,6%). Сегодня в университете обучается свыше 600 ас-
пирантов, соискателей и докторантов. Работают 11 диссертационных советов (шесть - докторские). В 2003 году преподавателями университета издано 49 монографий, 82 сборника научных трудов, 160 учебников и учебных пособий. Опубликовано 1466 научных статей. При университете созданы и успешно работают пятьдесят научно-исследовательских институтов, центров и лабораторий. Только в прошлом году в ТГУ имени Державина проведено 29 научных конференций, в том числе 11 международных. Издаются журналы «Вестник ТГУ» и «Гаудеамус». За период 19952003 гг. произошло существенное укрепление материально-технической базы университета. Парк современных персональных компьютеров сегодня составляет более 750 единиц (по сравнению с 1995 г. вырос почти в 10 раз). В 2004 году приобретено еще 350 современных компьютеров. Фактически все компьютеры имеют электронную почту и подключены к Интернету. Возросли затраты на приобретение учебно-методической и другой литературы, что позволило увеличить число книг университетской библиотеке почти до 900 тыс. экземпляров. За эти годы университетом построено и приобретено пять новых учебных корпусов, гараж, складское хозяйство, база для экологической практики и другие объекты.
Достигнутые успехи позволили плавно перейти к очередному этапу развития вуза, условно определенному границами 2004-2010 годов. Девизом этого периода являются качество и эффективная конкурентоспособность. Постановка целей этого периода продиктована рядом объективных и субъективных условий.
Во-первых, в 2004 году Россия вступила в качественно новый этап реформирования социально-экономической системы страны, который предполагает значительные изменения в сфере образования.
Во-вторых, начиная с 2004 года в России начинается период так называемой «демографической ямы», что повлечет за собой сокращение числа выпускников средней школы, наших потенциальных абитуриентов.
В-третьих, в регионе начат крупномасштабный эксперимент по формированию новой школьной системы, созданию на базе школ культурно-просветительских центров, развитию инноваций и коммерциализации работы управленческого аппарата образовательных учреждений.
В-четвертых, именно 2004 год стал годом проведения в регионе ЕГЭ, что предполагает существенные изменения в системе приема в вузы. Возникают также проблемы, связанные с введением целевого набора и государственного трудоустройства выпускников государственных вузов.
Эти и другие факторы обусловили цели развития университета на 20042010 годы. Суть программы модернизации заключается в формировании качественно нового государственного учреждения высшего профессионального образования классического типа. Формой такого нового вуза должен стать инновационный технопарк, а сам университет принять форму образовательно-исследовательского инновационного государственного университета.. Главным является его ориентация на логичное совмещение в рамках проводимой единой учебно-научной политики обра-зовательно-исследовательскойдеятель-ности, построенной на базе инновационных разработок, методик и программ.
В частности, упор сделан на такие компоненты, как:
• развитие университета как реги-онообразующего фактора на базе оптимизации его инновационно-инвестиционной деятельности;
• ориентация на гражданское общество;
• формирование инновационного технопарка, объединяющего образовательный, исследовательский, производственный и культурно-досуговый блоки;
• конкурентный бренд университета и его узнаваемость;
• корпоративная идеология университетского сообщества;
• качество получаемого образования;
• конкурентоспособность научных и научно-технических разработок;
• международное образовательное и научное сотрудничество;
• эффективная гибкая система стимулирования труда ППС;
• улучшение условий труда и отдыха сотрудников и студентов;
• создание условий для решения жилищной проблемы;
• качественные изменения МТБ университета;
• усиление роли университета как центра государственной идеологии в регионе;
• расширение просветительской деятельности среди населения;
• введение производственного образования и т.д.
Внешние и внутренние функции регионального университета имеют свою внутреннюю структуру и специфический характер взаимосвязей между собой и внешней средой учебного заведения. Безусловно, все грани внешних и внутренних функций регионального университета вряд ли можно установить и описать. Реальнее структурировать их в определенные блоки по векторам развития. В частности, важнейшими блоками внутренних функций регионального университета являются:
1) организационно-управленческие, связанные с формированием оптимальной структуры и эффективной системы управления университетом;
2) финансово-хозяйственные, направленные на обеспечение жизнеде-
ятельности университета как самостоятельной хозяйствующей системы;
3) учебные, отражающие важнейшую составляющую в работе регионального университета - подготовку и переподготовку кадров всех уровней и ступеней;
4) исследовательские, т.е. развитие университета как научного института;
5 ) социально-бытовые, регулирующие характер и уровень условий работы и жизни членов коллектива университета;
6) корпоративно-идеологические, формирующие университет как единую корпоративную структуру, способную не только определять свое внутреннее поведение, но и активно воздействовать на окружающую действительность;
7) воспитательные, направленные на взращивание у каждого члена коллектива чувства сопричастности целям и задачам развития университета, на укрепление его традиций при четкой и ясной ориентации на реализацию общегосударственных целей и приоритетность федеральной политики;
8) культурно-досуговые, связанные с организацией культурного и здорового досуга.
К внешним функциям регионального университета можно отнести четыре блока.
1. Образовательные функции:
• формирование эффективной системы образования в регионе не только в сфере подготовки профессиональных кадров высшей квалификации, но и довузовской, включая дошкольное и школьное образование, а также сред-неспециальное профессиональное образование и переподготовку кадров этого уровня;
• подготовка и переподготовка кадров в интересах прежде всего регионального рынка труда и перспектив
его развития в рамках единой экономической системы;
• создание устойчивой потребности в образовании и образовательных услугах у населения региона.
2. Просветительские функции:
• пропаганда научных и научно-технических достижений как среди населения региона, так и среди специалистов и руководителей хозяйствующих и управленческих структур;
• формирование здоровой идеологической среды, адекватно отражающей цели развития страны и региона, связанные с вхождением России в постиндустриальную общественно-экономическую систему, основными элементами которой являются: гражданское общество, социально-ориентированная рыночная экономика, многочисленный и стабильный средний класс;
• проведение в регионе политической линии Президента и Правительства, поддержка и пропаганда основных социально-экономических программ развития территории.
3. Научные функции:
• формирование инновационной среды, рассчитанной на долгосрочное использование достижений региональной науки и реализацию региональной научно-технической политики, ориентированной на 10-25 лет;
• создание в регионе условий позитивной динамики НТП путем формирования и поддержки научных школ и направлений, издания научных журналов, проведения научных конференций, семинаров и т.д.;
• подготовка научно-исследовательских кадров на основе развития студенческой науки, активности вневу-зовской молодежи, расширения специальностей аспирантуры, докторантуры и сети диссертационных советов, совершенствования патентно-лицензионной службы, организации НИОКР на предприятиях региона.
4. Экономические функции:
• аккумулирование финансовых ресурсов населения, предприятий и общественных организаций для развития эффективной образовательной системы региона;
• создание инвестиционных ресурсов для реализации образовательных, научных и просветительских функций университета в регионе;
• формирование в регионе условий для стабильно благоприятного экономического климата и социальной среды жизни и работы его населения.
Безусловно, эти блоки функций далеко не полно отражают всю гамму воздействия университета на жизнь региона. Многие из них нуждаются в уточнении и развернутой характеристике. Хотелось бы отметить один важный элемент, представленный на рис.1.
Имеется в виду среда жизнедеятельности университета, в которой происходит реализация как внутренних, так и внешних функций регионального университета. Условно можно выделить следующие ее слои:
■ кадрово-профессиональная среда, связанная замкнутым циклом с региональным рынком труда: потребности в кадрах - подготовка кадров в университете - трудоустройство на предприятиях и в организациях региона;
■ футурологическая среда, содержащая в себе объективно-субъективные условия и механизм реализации перспектив социально-экономического развития региона с прогнозируемыми на основе знаний и достоверной информации результатами;
■ инновационно-инвестиционная среда, характеризующая практические условия восприимчивости внешних функций университета социально-экономической системой региона, т.е. определяющая место регионального университета в этой системе;
■ наконец, социально-культурная
чо
Рис. 1. Внешние и внутренние функции регионального университета
в £
з
¡5 3
£
среда жизнедеятельности университета, воплощающая общие параметры ментальности населения, его культурные и религиозные предпочтения, политическую и идеологическую структуру взглядов и мотивацию поведения, связанные с историческими, географическими, демографическими и климатическими особенностями региона.
Конечно, среда жизнедеятельности университета не является константой. Напротив, она испытывает на себе влияние внешних функций университета и под их воздействием меняет свои параметры, смещает акценты. Важно знать тенденции изменения среды, характер ее взаимодействия с университетом.
Эффективная реализация многоцелевых функций университета обеспечивает как стабильное положение вуза в территориальной системе, так и его активную роль в формировании ее среды.
Все вышесказанное позволяет определить роль и место университета как важнейшего элемента социально-экономической системы региона, включающей в свою структуру, помимо университета, еще три важнейших составляющих: экономику, т.е. региональное хозяйство; социум, т.е. социальное окружение человека; демос, т.е. население региона как социальный субъект и носитель всей гаммы интересов и потребностей.
Университет является в этой структуре лишь одним из социально-экономических институтов. Однако, в отличие от многих других, например, казначейства или арбитражного суда, имеющих четко сформулированные функции, этот институт обладает многоцелевыми функциями, воздействующими на всю систему региона. Схематично роль и место университета в социально-экономической системе региона приведена на рис. 2.
Анализ университета как системо-
образующего фактора был бы неполным без раскрытия типа данного вуза, действующего на территории субъекта Российской Федерации.
Тамбовский государственный университет не может ( в силу объективных и субъективных причин) позволить себе известной практики МГУ, СПбГУ, НГУ и других крупных научно-образовательных центров. Отметим, в частности, узкопрофильный научный базис отраслей региона, относящихся к ВПК и аграрному сектору. В силу этого построение университетского образовательного комплекса на базе ТГУ им. Г.Р. Державина происходило поэтапно.
Структура образовательного университетского комплекса включает в себя пять основных блоков: довузовское образование, вузовское образование, научно-исследовательские организации, послевузовское образование, производственное образование. На каждом этапе внутреннее содержание каждого блока менялось в зависимости от расширения целей деятельности университета и его функций в регионе.
Если сравнить содержание образовательного комплекса по годам (этапам) развития ТГУ, то можно четко выделить ряд отличительных черт.
Во-первых, значительное развитие каждого из блоков образовательного комплекса. Так, если в 1995 году в структуре послевузовского образования можно было выделить лишь курсы повышения квалификации и переподготовки, то в 2002 году в число его элементов уже входили: повышение квалификации, второе высшее образование, международный обмен специалистами и т.д. К 2010 году этот блок еще более усложняется.
Во-вторых, организация новых образовательных блоков. Так, лишь с 2004 года в университете формируется производственное образование, включающее учебно-производственный центр,
Рис. 2. Университет в социально-экономической структуре региона
венчурные предприятия и организации, дочерние юридические лица и т.д.
В-третьих, постепенный переход от автономии отдельных элементов образовательного комплекса университета к созданию единого инновационного технопарка, способного максимально реализовать внутренние и внешние функции регионального университета классического типа.
Такая «траектория» развития университета отвечает современным требованиям стратегического менеджмента для вузов классического типа.
В книге «Создание предпринимательского университета: организационные пути трансформации» (1988) Бэртон Кларк подытожил опыт успешного развития пяти европейских университетов разных стран. Б. Кларк выделяет основные принципы, которыми активно пользовались университеты, формируя свою модель успешного и эффективного развития. Он включил их в свою концепцию предпринимательского университета: а) сильное административное ядро; б) дискреционная (диверсифицированная) финансовая база; в) расширенная периферия университета; г) стимулирование академического сообщества; д) широкое распространение и утверждение в коллективе предпринимательских убеждений и ценностей. (Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. -Paris, 1988).
Хотя данная концепция в силу ряда объективных причин не может быть фотографически перенесена на отечественную почву, однако она может, на наш взгляд, служить отправным пунктом формирования концепции развития высшего образовательного учреждения в условиях региона. Мы с полной ответственностью взяли ее основные положения в качестве слагаемых концепции развития ТГУ на период до 2010 года.
В частности, мы использовали некоторые идеи теории стратегического менеджмента: анализ среды - миссия - формулирование политики в стратегических сферах - цели - планы действий - структурные и организационные адаптации - бюджетные процедуры - оценка.
В качестве главных принципов концепции мы определили: 1) качество, 2) эффективная конкурентоспособность. Именно на этих принципах базируется миссия Державинского университета: создание такой системы жизнедеятельности, которая через высокое качество подготовки кадров обеспечит университету эффективную конкурентоспособность на рынке образовательных и исследовательских услуг как в регионе, так и в стране в целом.
Выполнение данной миссии потребовало уточнения ряда параметров ее реализации.
Во-первых, это дефицит ресурсов университета, т.е. постоянная нехватка средств для осуществления желаемого уровня образовательных и научных услуг. Необходимо сдерживать затраты, добиваясь максимума результатов при минимуме затрат, т.е. осуществлять коррекцию целей соответственно реальному объему денежных и материальных средств, которыми располагает университет на данный момент.
Во-вторых, рассмотрение университета как открытой системы, т.е. как совокупности взаимосвязанных подсистем, помещенных и действующих в окружающей их сверхсистеме - регионе.
В-третьих, критическая оценка с помощью легко контролируемых и объективных по сути и форме показателей достигнутого состояния и процессов развития университета.
Для осуществления университетского строительства, ориентированного на качество и эффективную конку-
рентоспособность, необходимо было прежде всего реформировать организационную бюрократию вуза.
На рис. 3 показана пирамида целей
зовательных и научно-исследовательских услуг.
3. Академическое ядро, т.е. профессорско-преподавательский состав.
качество
эффективная конкурентоспособность
узнаваемость
эффективное исполнение решений
эффективное творчество
профессиональный бренд
бренд учебной дисциплины
Рис. 3. Пирамида целей и иерархия управления образовательным учреждением
и иерархия управления университетом. Как и всякая организация, университет имеет несколько иерархических ступеней управления.
1. Высшее звено - стратегическое ядро управления: к нему относятся ректор и его заместители - проректоры. Важнейшей целью их деятельности является определение критериев повышения качества образовательных и научных услуг; именно качество обеспечивает университету эффективную конкурентоспособность и узнаваемость его выпускников на рынке труда.
2. Среднее звено - административное ядро управления. К нему относятся директора академий, институтов, их заместители, деканы факультетов, директора филиалов и представительств, заведующие кафедрами, лабораториями, центрами. Их целью является эффективное исполнение решений стратегического ядра управления, направленных на повышение качества обра-
Его целью является формирование высококонкурентного бренда учебной дисциплины как результата их собственного творчества, т.е. высококачественного преподавания учебного курса на основе современной образовательной методики и высокопрофессиональной научной деятельности.
4. Учебно-технический персонал -инженеры, лаборанты и другие работники сферы обслуживания, обеспечивающие условия для работы академического ядра.
5. Операционное ядро управления, т.е. технологические структуры, регулирующие работу других и связанные со стандартизацией работы, оценкой ее результативности, определением умений и поведения академического ядра и других ступеней. Это работники учебного отдела, научно-исследовательского управления и т.д.
Как считает Генри Минцберг, автор бестселлера «Структуры в пятерках:
создание эффективных организаций», в учреждениях высшего образования, так же, как в больницах, финансовых и юридических предприятиях и т.п. структурах, должна присутствовать профессиональная бюрократия. И мы полностью с этим согласны.
Между тем конфигурация управления вузом отличается: во-первых, вертикальной децентрализацей власти; во-вторых, слабой менеджментизаци-ей административного ядра; в-третьих, сильной горизонтальной специализацией и давлением «узких» специалистов на уровне академического ядра; в-четвертых, стандартизацией навыков как основным механизмом координации в операционном ядре; в-пятых, многочисленным и неоднородным учебно-технический персоналом; в-шестых, слабым в профессиональном отношении производственно-технический персоналом; в-седьмых, рас-плывчивостью формулировок стратегических целей развития; в-восьмых, слабой корреляцией абстрактных стратегических целей и тактики их реального достижения.
Все это зачастую ведет к непрофессиональным управленческим решениям: университет в целом как академическое сообщество отличается особым характером власти, двойственной природой управления.
При этом в силу профессиональной ментальности и особого университетского духа академическое ядро стремится к когнитивному контролю над руководителями. Любые решения администрации подвергаются с их стороны критическому сомнению, что ведет, естественно, к созданию всевозможных «советов», «комиссий» и т.п. В результате вопросы длительное время и, как правило, иррационально обсуждаются, а решения принимаются медленно и половинчато. В конечном счете, это препятствует эффективной реализа-
ции решительных мер по совершенствованию управления университетом. Псевдосоциальная справедливость мешает гибкой стимуляции труда ППС, его качества и результативности. В итоге теряется эффект от правильного выбора целей, ресурсы распыляются, а стратегические цели остаются на уровне аморфных пожеланий и абстракций.
Вместе с тем эти издержки демократизма управления университетом не могут умалить его потенциала как базы развития академического сообщества: ведь именно благодаря этим «издержкам» университеты выстояли, сохранились и даже приумножили свой потенциал в годы советской власти и «перестройки». Однако забота о сохранении этого потенциала не должна превращать его в «священную корову». Напротив, сохранение демократизма в управлении университетом связано напрямую с трансформацией его форм и структуры прежде всего через усиление управленческого профессионализма стратегического и административного ядер.
При этом нужно также иметь в виду, что университет объединяет разно-функциональные структуры: научно-образовательную и производственно-экономическую. То есть университет, с одной стороны, выполняет образовательные и исследовательские функции, а с другой стороны - это социально-экономическая организация, ведущая хозяйственную деятельность, решающая социальные проблемы академического сообщества, развивающаяся как экономически эффективное и конкурентоспособное предприятие.
Исходя из этого, мы достаточно условно разделили университет на два достаточно самостоятельных блока:
Исследовательско-образовательный блок, концентрирующий весь спектр образовательной и научно-исследова-
тельской деятельности университета и управление ими.
Производственно-экономический блок, суммирующий в себе производственную, экономическую и социальную деятельность университета и управление ими.
Новая структура управления университетом условно состоит из четырех иерархических структур: ректор и ректорат; проректорат; ученый совет университета; академии, институты, факультеты, кафедры.
В данной структуре управления университетом непосредственно в компетенцию прямого управления ректора отнесены кадровые, юридические, контрольные службы, а также группа стратегического менеджмента, на которую возложена разработка стратегии дальнейшего реформирования и оценка проведенных реформ очередного этапа развития нашего вуза.
Выбор целей развития университета, сфокусированных на повышение качества образовательных и научно-исследовательских услуг, требует стабильных источников финансирования. Как показывает наша практика, для увеличения финансирования и стабильности поступлений средств требуется диверсификация источников, то есть их расширение, взаимодополняемость и взаимозаменяемость. Как видно из таблицы 1, структура финанси-
рования ТГУ за последние десять лет претерпела значительные изменения.
Несмотря на то, что университет постоянно расширяет источники финансирования, сложившаяся на конец 2003 года структура финансирования университета устарела. Преобладание в ней бюджетного финансирования и платы за образовательные услуги лишает ее гибкости и адекватной реакции на изменяющиеся рыночные условия. В связи с этим к 2010 году планируется значительно повысить роль источников финансирования, создаваемых университетом за счет собственной научно-исследовательской и производственно-хозяйственной деятельности. В частности, доля бюджетного финансирования к 2010 году должна снизиться до 35%, при этом 10% общего финансирования планируется получить за счет средств областного бюджета как платы за целевую подготовку специалистов для региона и выполнения региональных образовательных и научных программ. Плата за образовательные услуги в общем объеме финансирования, напротив, должна снизиться до 30%. Это продиктовано, с одной стороны, увеличением суммы финансирования, а с другой стороны, изменением в структуре набора абитуриентов и оказанием им платных образовательных услуг. Исследовательская деятельность в этот период должна повысить
Таблица 1
Структура финансирования Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина за счет различных источников и поступлений
№№ Годы 1995 2000 2002 2003 2010
Показатели, %
1 Федеральный бюджет 71,2 67,7 58,0 56,7 25,0
2 Местный областной бюджет - 0,1 - - 10,0
3 Местный городской бюджет - - - - -
4 Плата за образовательные услуги 23,4 21,8 37,0 38,2 30,0
5 Гранты, хоз. договора НИР и т.д. 1,9 1,2 2,0 3,9 10,0
6 Спонсорская помощь 0,9 2,0 - 0,7 5
7 Прочие источники и поступления 1,9 7,2 3,0 0,5 30,0
8 Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
степень своей коммерционализации, то есть наука и ученые должны содержать себя собственным трудом. Планируется, что «хоздоговорные», как говорили раньше, условия работы ученых университета обеспечат до 10% общего объема финансирования вуза. Но наиболее существенные изменения в финансировании должны к 2010 году произойти в подсистеме производственно-экономической деятельности. Традиционно вузы, как правило, тратят средства из других источников финансирования именно на производственно-учебную деятельность и содержание университета. Однако создание в рамках производственно-экономического блока Учебно-производственного центра (УПЦ) и ряда других объектов, приносящих коммерческий доход, позволяет рассматривать этот блок как финансово-образующий. Подразделения и хозяйствующие структуры, входящие в УПЦ, должны обеспечить до 30 % общего финансирования университета. Это реально и отвечает тем конкретным условиям, которые складываются на рынке образовательных, научно-исследовательских и обслуживающих услуг в нашем регионе.
Формирование устойчивых источников финансирования университета и их постоянный рост позволили начиная с 2000 года выработать систему гибкого стимулирования труда академического ядра. Суть данной системы заключается в многоканальности совокупного дохода ППС. В число источников ежемесячного дохода наших преподавателей входит основной и дополнительный заработок. Причем, за период 2000-2004 гг. источники основного и дополнительного заработка значительно расширились. Сегодня любой преподаватель нашего вуза может иметь до 14 таких источников. Так, в число основного заработка входит заработная плата согласно ЕТС, этот ис-
точник гарантируется государственными актами. Остальные источники не гарантированы государством, и их получение полностью зависит от эффективности работы университета и самого преподавателя. Помимо ЕТС, в основной заработок преподавателя (он гарантируется университетом), входит общий университетский коэффициент, доплата за степень, доплата за звание, рейтинговая доплата, компенсация за научную литературу, должностной персональный коэффициент, премия, то есть дополнительно семь источников заработка. Помимо основного заработка, каждый преподаватель имеет возможность получить дополнительный доход (участие в НИР университета, внутриуниверситетское совмещение, НИР вне университета, внеуни-верситетское совмещение, гонорарная просветительскую деятельность, доходы от предпринимательства и др.).
Заработок преподавателя, таким образом, достаточно дифференцирован и гибок.
Значительные изменения в систему стимулирования труда были привнесены через рейтинговую оценку. В частности, как показывает анализ рейтинговых показателей по категориям ППС, его колебания составляют от 2530% до 30 и более раз. Это говорит о том, что далеко не все преподаватели принимают активное участие в жизни университета, а с другой стороны, свидетельствует о недостаточной эффективности применяемой системы стимулирования труда. В связи с этим на период до 2010 года планируется значительно повысить роль стимулирующих факторов, таких, как доплата на основе рейтинговых замеров, единовременных премий, внутриуниверси-тетских грантов и т.д. Это позволит стимулировать труд наиболее активной части ППС, при этом именно за счет этих доплат становится возмож-
ным поднятие заработка молодым и перспективным преподавателям, которые в силу закостенелости существующей системы государственной оплаты труда не могут получить высокого совокупного дохода. На этот же период мы планируем широкое привлечение ППС к работе в подразделениях УПЦ в качестве руководителей, топ-менеджеров, консультантов, экспертов и даже просто исполнителей. (Например, создаваемые дизайн-студия или студия рекламы, безусловно, должны базироваться на кафедре дизайна или кафедре рекламы университета. А юридическая консультация, созданная при университете, должна в полной мере использовать опыт и умение преподавателей юридических кафедр Института права).
Относительно организационного ядра, учебно-технического и производственно-технического персонала. Стимулирование их труда будет прямо связано с результативностью финансово-экономической деятельности университета: чем выше будет доходность работы университета, тем выше будет заработок, начиная от главного бухгалтера и кончая уборщицей или кастеляншей в студенческом общежитии.
В такой же корреляционной зависимости будет находиться и заработок стратегического и административного ядер управления университета, то есть заработок ректора или директора академии напрямую будет связан с конечными результатами экономической деятельности вуза.
Уже сегодня подобный принцип позволяет выплачивать до 90% дополнительного заработка и значительно дифференцировать членов университетского сообщества в зависимости от уровня их трудового и творческого участия в жизнедеятельности вуза.
Создание университета образовательно-исследовательского инноваци-
онного типа предполагает реализацию девяти основных фактор-блоков:
1. Повышение эффективности работы стратегического ядра управления вуза.
2. Развитие диверсификационной финансовой базы вуза.
3. Развитие гибкой системы стимулирования труда академического ядра вуза.
4. Утверждение и развитие в университетском сообществе инновационно-предпринимательских убеждений и ценностей.
5. Менеджментизацию среднего и организационного ядер управления вуза.
6. Привитие ППС, техническим работникам и студентам корпоративной идеологии (конкурентный бренд).
7. Всестороннее развитие в образовательном процессе исследовательской и самостоятельной работы.
8. Формирование и развитие расширенной периферии образовательных услуг (дистанционное образование).
9. Дискретность структуры обучаемого контингента и повышение качества его подготовки.
Каждый из вышеназванных фактор-блоков может быть расширен, конкретизирован, дополнен, т.к. является открытой системой. Поэтому для успешной реализации каждого фактор-блока требуются благоприятные условия развития инновационного технопарка, что, в свою очередь, зависит от социально-экономического климата в регионе и протекционизма со стороны региональных властей. Таким образом, цикл замыкается: университет является системообразующим фактором благоприятной социально-экономической среды региона, а само его развитие зависит от благоприятных условий, которые складываются в регионе. Графически подобная взаимосвязь изображена на рис. 4.
Рис. 4. Основные фактор-блоки формирования и развития эффективно-конкурентоспособного образовательно-исследовательского инновационного государственного
университета
Концептуальная программа создания университета нового типа является программой развития высшего образовательного учреждения первого десятилетия XXI века. Безусловно, данная программа во многом абстрактна, так как отвлекается от возможных изменений в политической и международной обстановке, от темпов и качества развития экономики России, от форс-мажорных обстоятельств жизни самого университета и, конечно, не может учесть всей гаммы предстоящих изменений государственной политики в
сфере высшего образования. Однако мы не можем сегодня ожидать, пока сверху нам спустят готовые рецепты развития университета и реформирования его управления.
Эффективная конкурентоспособность наших выпускников будет тем критерием, по которому определится верность наших сегодняшних дел и решений, место и роль вуза как в региональной системе социально-экономического развития, так и в общероссийских реформах и переходе страны на путь постиндустриального развития.
В. ОКАТОВ, профессор, первый проректор по образованию и науке
Происходящие сегодня в обществе изменения создают принципиально новую ситуацию для системы регионального высшего образования. Они требуют серьезных корректив в ее организации, в обеспечении единства учебного процесса и научных исследований, во взаимоотношениях вуза с регионом. Жизнь выдвигает перед региональным университетом задачу выработки качественно новой образовательной политики. Ее основополагающая стратегия заключается в следующем: университет, функционирующий в регионе, является его системообразующим социально-экономическим и социально-культурным фактором. Он ориентируется на реальные условия жизнедеятельности региона на основе сочетания общегосударственных, областных и собственных интересов. Реализация этих интересов происходит по всем направлениям и сферам влияния университета.
Университеты представляют собой уникальные образования, где достигается баланс между институтами гражданского общества и государства, гарантирующий адекватную реакцию на социальные изменения. Образо-
Университет в социально-культурном пространстве региона
вательная система способна своевременно реагировать на вызовы социально-экономической сферы, что обеспечивает сбалансированность рынка труда и рынка профессий
региона. Университеты консолидируют интеллектуальные силы, материально-технические средства и социально-экономические отношения в единое целое, живой организм, который обеспечивает жизнедеятельность региона, определяет его социально-экономическую, социально-политическую и социокультурную стабильность.