УДК 378. 1
ББК Ч 484 (2) 71
М. И. Гомбоева
г. Чита
Корпоративная культура и управление эффективностью научно-исследовательской деятельности в региональном вузе
Актуальность статьи определяется необходимостью совершенствования системы управления научно-исследовательской работы (далее — НИР) университета на основе выбора методики анализа и определения эффективности НИР в соответствии с изменяющимися требованиями модернизации ВПО.
Обновление педагогического образования, изменение номенклатуры и содержания научных и образовательных программ, усиливающиеся требования работодателей к качеству и уровню подготовки выпускников вуза определяют новые задачи университета как ведущего образовательного и научного учреждения Забайкальского края. Чтобы соответствовать этим требованиям, вуз должен постоянно вести не только научные исследования, результаты которых можно применять непосредственно в образовательном процессе, но и систематически проводить мониторинг эффективности НИР.
Ключевые слова: корпоративная культура, эффективность научной деятельности, лицензии, патенты, гранты.
M. I. Gomboeva
Chita
Corporative сиНиге and the œntroi of research work effectiveness in a regional higher educational institution
The topicality of the article is determined by necessity to improve a regulation system of scientific research in the university; that is based on making choice of methods permitting to analyze and to determine efficiency of scientific research in accordance with changing requirements of higher education modernization.
The renovation of pedagogical education, change of nomenclature and content of scientific and educational program, employers' intensifying requirements for quality and level of higher education preparation set new tasks of university development as a leading educational and scientific establishment in Zabaikalsky Krai. In accordance
with these requirements the university is obliged to realize constantly not only scientific research that, as a result, could be directly used in an educational process but a regular monitoring of efficiency of scientific research.
Keywords: corporative culture, the effectiveness of scientific activity, licenses, patents, grunts.
Совершенствование методов оценки эффективности НИР становится всё более актуальным в связи с необходимостью способствовать удовлетворению потребностей модернизации инновационной экономики страны и региона, использовать последние достижения менеджмента, что привело к введению принципов индикативного планирования Министерством образования и науки РФ и сформировало систему мониторинга эффективности деятельности вузов. [см..: 1]
В целях анализа эффективности НИР в Заб-ГГПУ нами произведены следующие виды деятельности:
— выявлены итоги основных направлений НИР за 2009 год, особенности оценки роли и эффективности научно-исследовательской деятельности преподавателей в образовательном процессе, определены возможности использования различных показателей оценки эффективности при анализе НИР нашего университета;
— определена степень вовлеченности к научной деятельности преподавателей университета, определены факторы, отвлекающие и мотивирующие НИР;
— рассмотрены сложившиеся организационные схемы ведения НИР и сформулированы предложения по совершенствованию этих схем;
— предложены пути повышения эффективности НИР ЗабГГПУ, совершенствования её управления и организации на 2010 год.
В настоящее время научно-исследовательская деятельность университета осуществляется в рамках: выполнения НИР
и ОКР; аспирантуры, докторантуры и соискательства; патентно-лицензионной работы; научно-исследовательской работы студентов, грантовой и фандрайзинговой деятельности. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняются по грантам Рособразования, РФФИ, РГНФ; Федеральным целевым научно-техническим программам и заданиям Рособразования; региональным программам и контрактам; хозяйственным договорам.
Нормативно-правовые основы и документированные процедуры, регламентирующие НИР в вузе
Порядок организации и проведения научной работы регламентируется следующими документами: Уставом университета, Положением о Совете по науке университета, Положением о проведении научных исследований, Документированной процедурой «Системы менеджмента качества» ДП 02-04 «Научная работа», Положением об аспирантуре и т.д. [см.: 2; 3]. Данные документы разработаны на основе требований законодательства, нормативных актов, рекомендаций Министерства образования и науки РФ по организации учета результатов научноисследовательской деятельности вузов. В университете разработаны и утверждены Формы отчета по НИР ЗабГГПУ, скомплектованные в сборнике «Руководство по подготовке отчетов по научно-исследовательской деятельности структурных подразделений ЗабГГПУ» [см.: 4], а также Положения о научно-исследовательских подразделениях, должностные инструкции сотрудников, занимающихся исследовательской работой, также вопросы НИР отражены в положениях о кафедрах, об учебно-научных подразделениях, отдельным разделом включены в индивидуальных планах работы преподавателей на учебный год [см.: 3].
Направления использования научноинновационного потенциала вуза зависят от нескольких факторов: от спроса на результаты НИОКР со стороны руководителей отрасли производства, хозяйствующих субъектов, которые могут применить инновации в своей работе, от научно-технической политики, проводимой государством, от направлений подготовки специалистов, на которых специализируется вуз. И часто может обнаруживаться противоречие между направлениями исследований, на которые нацелен сам вуз, и направлениями исследований, которые востребованы рынком, основной отраслью производства, заказчиком, который планирует их использование. Поэтому востребованность результатов исследований, эффективная организация научных исследований позволяет вести подготовку специалистов на высоком уровне, создает базу для развития научных школ, работающих в рамках вуза, и повышает его престиж как образовательной и научной организации.
В профессиональной деятельности преподавателя наиболее значимыми являются преподавательская, исследовательская и административно-хозяйственная деятельность на кафедрах и факультетах. В настоящее время
в ведущих вузах страны имеются подверженные широкому распространению управленческие решения о стимулировании НИД ППС на основе достижения комплиментарности исследовательской и преподавательской деятельности [5, с. 457 - 486].
Соотношение видов деятельности и соответственно выбор сотрудников между научной или преподавательской деятельностью определяются не только внутренней мотивацией преподавателя, но и административной политикой управленческого аппарата.
Управленческий ресурс складывается из стратегических целей коллектива, из характера достижений и движения заработной платы сотрудника, наличия ясной системы стимулирования и учета результатов исследовательской деятельности в развитии карьеры личности особенно молодого преподавателя, специфики корпоративной культуры университета, регламентирующей мотивационный климат всех видов стимулирования.
Эффективность управленческих решений по совершенствованию НИР зависит не только от механизмов оценки и оплаты труда высококвалифицированных кадров, но и от степени вовлеченности ППС в решение насущных задач университетского сообщества. Поэтому коллективная деятельность сотрудников в проектировании среднесрочных и дальнесрочных программ развития структурных подразделений университета, вовлеченность профессорского состава в крупные инновационные проекты по определению стратегических задач развития вуза и его подразделений играет важную мотивирующую роль в развитии академического характера исследовательской культуры вуза и подразделений.
Оценка распространенности научной деятельности среди преподавателей самими преподавателям
Оценка характера, понимание роли научных исследований в образовательном процессе преподавателями существенно различаются.
Для большинства преподавателей ЗабГГПУ, научная деятельность ППС - это процесс, который предполагает необходимость участия в конференциях, наличие публикации, предполагает работу со студентами, преимущественно в виде руководства курсовыми и дипломными работами.
Для небольшого количества ППС научная деятельность стала фактором реализации здоровых профессиональных амбиций. Для них большое значение имеет результативность и эффективность НИР, наличие собственной исследовательской проблемы, публикаций соб-
ственных результатов НИР, докладов на пленарном заседании престижных конференций. Они налаживают научные связи, активно вступают в научные дискуссии и входят или пытаются войти в общероссийское научное сообщество по проблеме исследования.
Около 5 % преподавателей научную работу рассматривают в качестве дохода. Это - лица, выполнявшие хоздоговорные или грантовые проекты. Поэтому для них научная работа является вторичной занятостью, ее результативность измеряется в объёмах привлеченных средств и полученных вознаграждений.
Результативность научных исследований преподавателей вуза является основным показателем исследовательского потенциала вуза, придает весомость репутации и, в целом, формирует нематериальные активы личности ученого, сообщества в целом. Результативность складывается из соотношения качества и количества публикаций, выступлений на конференциях, Пленумах УМО по направлениям, отчетов по научным проектам.
По отчетам о научно-исследовательской деятельности подразделений вуза за 2009 год [см.: 6] можно сделать следующий вывод: доля преподавателей ЗабГГПУ, имеющих какие-либо публикации, составляет 344 человека из 534. Таким образом, средний статистический показатель лиц, занятых наукой, составляет 64.4. Согласно отчетов по НИР за 2009 год 344 человек написали: тезисов — 1020 единицы, статей — 914, в том числе зарубежных 42, учебных пособий — 92, в том числе и грифами УМО и НМС
— 15, монографий — 28, стандартизированных научных отчетов — 18 [см. 14]. Итого — 2123 ед. На каждого преподавателя вуза приходится 4 единицы научного труда, а на каждого, участвовавшего в НИР, сотрудника — 6.17 ед. [см.: 6].
Преподаватели факультетов, задействованные в проекты ФЦП и АВЦП, чаще публикуют научные статьи и отчитываются по проектам, зарегистрировали результаты во Всероссийской базе данных результатов НИР. Наибольшее количество рейтинговых статей имеют преподаватели филологического, физико-математического, социального, исторического факультетов и Института культуры и искусств. Наибольшее количество публикаций в виде тезисов указывают преподаватели педагогического факультета и факультета физической культуры.
В классических университетах России показатель вовлеченных в НИР ППС составляет 76%. Если исходить из формальных признаков, у нас этот показатель чуть меньше чем в МГУ, НГУ. При этом, качество результатов НИР ППС
нашего вуза существенно отличается. Качество эффективности НИР ППС складывается из следующих показателей:
— наличие монографий в российских научных издательствах, статьи в ведущих научных журналах;
— осуществление патентно-лицензионной деятельности в виде системы регистраций на открытия, изобретения, получение патентов и иных других форм регистрации авторского права. В 2009 г. подана одна заявка на патент;
— необходимых для статуса университета показателей, структуры и объёма финансирования. В 2009 году коллектив университета добился достаточного уровня лицензионных, аккредитационных показателей и критериев.
В вышеуказанных видах деятельности в 2009 году в университете задействовано 112 человек, что и формирует реальную вовлеченность ППС в научно-исследовательскую деятельность — 23%.
Вторичная занятость преподавателей вуза в 2009 году составляет около 49 %. 24% преподавателей помимо ЗабГГПУ (основное место работы) преподавали в других учебных заведениях города Читы. Кроме этого преподаватели были задействованы: на курсах довузовской подготовки — 5%, задействованы в программах повышения квалификации — 13%, работали в качестве репетиторов — 8%, являются научными руководителями СОШ, СПО — 7%. Есть примеры вовлеченности преподавателей целого факультета в дополнительные занятия на достаточно успешных и известных в городе языковых курсах. Пока не ясен вопрос о влиянии данного вида деятельности на эффективность НИР подразделения. Вопрос будет исследоваться.
Ряд преподавателей занято в иных, не профильных сферах деятельности.
Вероятно, плодотворным и эффективным видом вторичной занятости ученого является научно-методологическое и методическое сопровождение инновационных проектов в сфере деятельности. Около 7 % ППС является научными руководителями СОШ и педагогических колледжей, ДОУ. Надо ли говорит о том, что этот вид дополнительного заработка требует от ППС быть востребованным, конкурентоспособным, поскольку предполагает теоретическую и концептуальную подготовку. Этот вид дополнительного заработка обогащает потенциал ученого и образовательный процесс университета. Для администрации желательным вариантом развития вторичной занятости является такое сочетание научной и преподавательской деятельности.
Худшим вариантом совместительства явля-
ются: репетиторство, выездные занятия для студентов ускоренного заочного обучения, а также аудиторная нагрузка в другом вузе, при сокращении таковой по месту основной работы. Есть примеры неэффективного совместительства, когда профессора, доценты, словом самые высокооплачиваемые ППС позволяют себе настаивать на щадящей аудиторной нагрузке по месту основной работы и при этом имеют приличный объем аудиторной нагрузки в соседнем вузе. Количество таких преподавателей незначительно. Среди них наблюдается самая низкая публикационная продуктивность. У таких преподавателей наихудшее качество НИР, после защиты докторских диссертаций отсутствуют монографии, на протяжении многих лет — нет внешних, рейтинговых статей, они не организуют конференции.
Вместе с тем, есть примеры привлечения преподавателей вуза в соседние вузы на иной идеологии, в качестве руководителей аспирантуры, докторантуры, члена диссертационных советов. В подобных случаях качество профессиональной деятельности не страдает, а имидж университета — повышается.
Выбор ППС сферы и характера вторичной занятости требует рассмотрения такого вопроса, как характер трудовой мотивации НИР.
Структура мотивационной активности преподавателей, вовлеченных в НИР
В связи с актуальностью участия ППС в проектной и грантовой деятельности, поддерживаемой Федеральным агентством по образованию, усиливается интерес к денежному вознаграждению, к заработной плате ученых по результатам НИР.
Однако в целом научные традиции, вернее традиции научных школ, сложившиеся в вузе, наличие и атмосфера академической мотивации у многих ведущих ученых является базовой. Наиболее важными причинами, мотивирующими потребность в исследовательской деятельности, являются:
— Осознание НИР как проявления творчества, внутренней свободы сотрудника, получившего устойчивые навыки исследовательской деятельности еще во время студенчества. В этом случае академическая свобода выражается: в возможности самостоятельного выбора исследовательской проблемы и реализации проекта; в свободе выбора направления и содержания научной деятельности; в доверии и уважении со стороны университетского сообщества при наличии высокого внешнего рейтинга; в наличии облегченных форма внешнего контроля.
— Возможность академического вознаграждения, привлекательность работы в сильной ис-
следовательской школе, что повышает репутацию как ученого — исследователя, а также увеличивает продуктивность деятельности. Хорошие отношения с научной школой университета и школами, сложившимися в университете, принадлежность к династии — являются существенными причинами длительной мотивации НИР.
— Возможность карьерного роста, устойчивый и позитивный статус преподавателя вуза в региональном сообществе, преподаватель вуза имеет при этом относительно стабильный заработок.
— Возможность проявить себя и получить удовлетворение от общения со студенческой молодежью, заручиться инвестициями в будущее от воспитания сильных выпускников.
— Удобный график работы, наличие свободного времени, что также придает ощущение достаточной свободы.
Таковы внутренние факторы личности, мотивирующие занятие НИР ППС.
Можно выделить несколько видов внешней мотивации НИР ППС:
— политика администрации университета, которая в 2009 году (год прохождения аттестации и лицензирования) дала ощутимые результаты по организации НИР на многих факультетах;
— сложившиеся на факультетах и кафедрах научные традиции, наличие научной школы, качество личности лидера;
— тип контракта между преподавателем и университетом, характер отношений между преподавателем и администрацией кафедры, факультета.
Есть несколько оснований внешней мотивации, выявляющие значимость учета результатов НИР в деятельности ППС университета. В первую очередь, это внешняя оценка НИР, аттестация ППС на кафедре, затем различные виды отчетности при переходах преподавателя из одного статуса в другой.
Учет научной активности и результативности НИР, влияние НИР на образовательный процесс — это два обязательных критерия неформального прохождения аттестации, при котором контракт фиксирует индикаторы карьерного роста ППС, поэтому именно они должны стать в вузе объективными механизмами оптимизации научной среды университета.
Аттестационная процедура в идеале должна носить открытый, публичный характер, особенно относительно результатов НИР ППС высшей квалификации: докторов наук, профессоров, докторантов.
Пока же большинство решений при аттестации ППС и при приеме на работу связано
с выполнением формальных аттестационных требований. Отсутствуют качественная оценка результатов НИР, не ясны индикаторы оценки работы ППС, не рассматривается вопрос об индексе эффективности НИР. В этом вопросе псевдонаучная активность размывает академические ценности.
Феномен неявного контракта и поиски ренты как явление, препятствующее академической деятельности
В условиях формализованных процедур приема на работу и оценки карьерного роста ППС в университете присутствует явления неявного контракта и поисков ренты от работы в вузе.
Неявные контракты работают в условиях феномена пожизненного найма. Поскольку в среднем в течение всей жизни работник работает неравномерно, поэтому на протяжении длительного периода времени получает стоимость предельно среднего продукта труда. Традиции университетского коллектива и профсоюз подстраховывают работников в периоды жизненного риска через социальные институты поддержки ученого, особенно в период низкой производительности труда (ППС, имеющие детей до 6 лет и преподаватели старше 60 лет) и меньше — в период высокой производительности труда. Поэтому в университете сложились традиции, когда все стороны трудового соглашения прописывают условия работы формально.
В настоящее время отношения Работника и Университета требуют управления документированными процедурами трудового соглашения, уточнения условий трудового соглашения, а также должностных инструкций. Эта необходимость стала особенно явной после анализа результатов бывших ЕЗН, нынешних АВЦП, ФЦП, в период подписания дополнительных соглашений по обязательствам исполнения государственных контрактов ФЦП «Научные, научно-педагогические кадры инновационной России». Типовыми нарушениями норм контрактных обязательств, вскрытых в ходе проверки контрольных мероприятий Рособразованием, являются: отсутствие в контрактах требований о проведении конкретных разработок, патентных исследований, обязательств по подаче заявок на получение охранных документов. При этом неполученные охранноспособные результаты не трактуются заказчиками (заказчик — университет, представитель заказчика — кафедры, лаборатории) как невыполненные контрактные обязательства. Работы принимаются заказчиками как полностью выполненные. Неэффективные, неявные, нечетко прописанные документы (Акт выполненных
работ, технические задания), контракты влекут за собой нарушение прав РФ на использование получаемых РНТД для государственных нужд. В целом, страна недополучает от НИР необходимого продукта.
Практика нашего университета показывает, что попытки администрации конкретизировать условия, результаты, сроки, формы исполнения обязательств и в части создания, и в передаче прав на результаты НИР у ряда преподавателей вызывают сопротивление, отторжение. И в этих случаях требуется работа с персоналом по регламентации личных достижений сотрудников и их учет в определении эффективности работы.
При условии полноценного внедрения Управления записями и документированными процедурами Системы менеджмента качества НИР позволят в 2010 году снизить риски университета в этом вопросе.
Неявные контракты проявляются и в умении отдельных ППС использовать имидж, наследие, ресурсы и возможности университета в личных целях.
Задачи управления НИР, кафедр и юридических служб университета заключаются в разъяснении, что результаты интеллектуальной собственности, созданные во время работы или учебы в вузе, принадлежат вузу, авторское право и иной вид индивидуализации принадлежит автору.
В отличие от явлений поиска неявного контракта, попытки поиска ренты со стороны высококвалифицированных специалистов имеют менее выраженный, менее распространенный характер. Преподаватели пытаются распределить обязательства перед университетом в соответствии с двумя стратегиями: повысив собственную производительность труда или понизив производительность других. Исследователи корпоративной культуры университетов отмечали, что понижение производительности других является наиболее часто используемым примером поиска ренты в академической среде со стороны самых высокопрофессиональных специалистов. Примером могут служить задания по созданию проектов с целью бессмысленной траты продуктивного времени.
Управление НИР должно заключаться в сокращении масштаба проблем, связанных с поиском неявного контракта и ренты. Это возможно при условии не только грамотной работы юридической службы администрации, но и при условии, когда само качество академической среды, корпоративной культуры определяется работой лидеров, способных и увлеченных Ученых, которые прекрасно осведомлены о
производительности находящихся под их руководством обслуживающего персонала и ученых [см.: 7]. Когда возобладают локальные стандарты качества, проявляющиеся в наличии и функционировании внутренних механизмов оценки качества НИР, внутренних научных и научно-методических рекомендаций, без внешней оценки, тогда пострадает качество имиджа университета.
Деятельность кафедр по оптимизации академического характера научной среды
На всех факультетах существуют Программа и концепция НИР кафедр, в которых выражена научная политика. В отчетах по науке факультетов отсутствуют положения о регулирующей и управляющей функции деканата, о мерах, мероприятиях и управленческих решениях, совершенствующих НИР и НИРС на кафедрах. Нет анализа динамики развития НИР в течение определенного времени, приоритетов и задач, индикаторов и показателей, достигнутых и достигаемых. При этом многие преподаватели указывают на наличие среднесрочных программ развития образовательных программ. Преподаватели по-разному оценивают наличие научной политики на факультетах и кафедрах.
Более 70 % преподавателей, участвовавших в собеседовании, отмечали наличие программы развития НИР, имели представление о научных перспективах кафедры.
37 % преподавателей отмечали положительное влияние научного руководителя, наличие лидера, ведущего ученого на собственные исследовательские перспективы. Они же положительно оценивали организаторские функции заведующего кафедрой, декана, выступающих в качестве менеджеров научных проектов. В этом случае имеется достаточно ясное понимание себя как преподавателя и как исследователя, объекта разумной политики руководства в отношении собственных научных планов и перспектив.
Мнение преподавателей отражает достаточно либеральный характер научной политики на кафедрах и факультетах. На таких факультетах, как ЕГФ, ФФ, ФП, ФМФ, СФ кроме внешних механизмов побуждения к НИР существуют достаточно сильные внутренние мотивации коллективов.
Самые сильные управленческие решения в сфере улучшения НИР связаны с публикационной деятельностью факультетов. Большинство факультетов имеют возможности издавать сборники статей по направлениям исследований. Достаточно ощутим вклад факультетов, в продвижении результатов НИР преподавателей
на общероссийский (ИФ, ЮФ, ФМФ) и зарубежный (ФФ) рынок научных исследований. К сожалению, этот показатель расходов факультетов по сравнению с другими видами вложений, такими как ремонт, закупка компьютеров, мебели, занимает 5-ю позицию.
Большинство факультетов печатают сборники научных трудов по проблемам научных исследований, выпускают материалы традиционных научных конференций, что особенно важно — издают работы студентов. На некоторых кафедрах имеются традиции издания материалов проблемных семинаров, приглашения ведущих ученых по комплексным темам кафедры, организации научных мероприятий международного характера (ФФ). Есть попытки использования возможностей Интернета, размещения научных трудов на сайте университета.
Вместе с тем, большинство вузовских публикаций — предпринты. Сегодня они рассматриваются как предварительный научный текст, который можно опубликовать в реферируемых изданиях. Они дешевы и потому вуз от них не отказывается. Однако большое количество предпринтов публикуются без тщательной научной экспертизы, внешней рецензии со стороны компетентного профессионального сообщества. Маленький объём изданий означает почти закрытый характер, что ограничивает открытость научных результатов и обуславливает низкий индекс цитируемости. Вместе с тем пока у нас нет необходимого опыта продвижения научного продукта преподавателей на региональном рынке научных исследований.
Научная деятельность - образовательный ресурс. Влияние НИР на образовательный процесс
В ходе собеседования о планировании НИР преобладающее большинство сотрудников высказали мнение, что основным лимитирующим фактором научных исследований является достаточно высокий объём учебной нагрузки, особенно профессорского состава. Более 60% преподавателей отметили, что одной из причин, осложняющих занятие научной работой, является недостаток времени. Эта причина важна и для тех, кто эффективно занимается научной работой, и для тех, кто ею не занимается.
650-ти часовая нагрузка профессора, занятия с аспирантами, выведенные из структуры нагрузки, работа в диссертационных советах, проектных группах негативно сказывается на качестве НИР, научной среды в целом.
Для других категорий также характерны и достаточно большой объём учебной нагрузки, и сопровождающая эту нагрузку жесткость
требований со стороны руководства, а со стороны профессорского состава наблюдаются ответные поведенческие стратегии, направленные на активный поиск ренты. Все это в целом ограничивает академическую свободу в вузе, лимитирует научные разработки. Кроме этого подобный подход препятствует развитию творчества ППС, росту личностного и научного потенциала, повышению квалификации, освоению иностранных языков, что в целом не дает возможность наращивать капитал ученого.
С другой стороны, опыт введения ставки старшего научного сотрудника, освобожденного от учебной нагрузки, не оправдал себя. С 2001 года на ставках СНС работали более 27 человек, из которых только 4 человека защитили докторские диссертации. Поэтому практика «чистой науки» не привела к ожидаемым результатам по разным причинам, ведущими из которых являются — две. Это отсутствие должной мотивации со стороны сотрудников, претендовавших и переведенных на должность СНС, ранее только занимавшихся преподавательской деятельностью, отсутствие системы отбора преподавателей и системы контроля, а также недостаточно грамотный контракт между администрацией и преподавателем. Вторая причина заключается в отсутствии ясной научной политики университета относительно актуальности выдвигаемых для докторских исследований научных направлений, в оторванности вузовской науки от актуальных и реально значимых научных проблем отрасли, слабой апробации научных изысканий.
Основным ресурсом оптимизации НИР является управление комплиментарностью учебной и научной деятельности вузовского сотрудника. Как достичь гармонии учебной и научной деятельности вузовского сотрудника? Первое условие — снизить аудиторную нагрузку для результативных ученых. Второе условие более сложное, но выполнимое. Опыт ряда преподавателей свидетельствует о необходимости совмещения видов деятельности на одном предметном и проблемном пространстве — пространстве образовательных программ на всех уровнях непрерывного образования. Разработки должны обеспечивать эти программы научным, инновационным ресурсом. И в этом случае научная деятельность является воспитательным и образовательным ресурсом.
По мере реализации НИР в университете сложились приоритетные для университета направления. На основании анализа фактического состояния полученных результатов НИР, перспектив развития и кадрового потенциала научноисследовательской деятельности, а также на
основе учета современных приоритетов в гуманитарно-педагогических науках определены и утверждены основные научные направления университета. Кроме этого на кафедрах и в лабораториях, осуществляющих подготовку аспирантов, создаются условия для самостоятельных научных исследований, темы исследований определяются в соответствии с приоритетными направлениями развития кафедры.
В Приложениях к отчету по НИР за 2009 г. [см.: 6] содержатся примеры структурированных целей, задач и показателей в области научной деятельности подразделений. При подготовке среднесрочных программ развития целесообразно использование индикативного планирования, в честности определения дерева целей, равно как формулирование собственных целей, задач и показателей в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке Среднесрочных программ развития вузов [см.: 8; 9].
При определении целей и задач НИР должны также учитываться сильные и слабые стороны деятельности вуза, которые могут быть выявлены, в том числе, с использованием технологии SWOT-анализа.
Например, приоритетное для университета направление «Живые системы и Рациональное природопользование» обеспечивается исследованиями коллектива по нескольким областям научного знания: биологическое разнообразие (флоры, растительности, растительных ресурсов, фауны), физиология человека и животных (зоология беспозвоночных, физиологические основы питания человека и животных, фундаментальная медицина и физиология, проблемы физической культуры и здоровья человека), экологическая безопасность, экологическое образование и воспитание [см.: 11, с.11— 12]. Данное направление поддерживается и развивается более конкретными и частными темами научной работы преподавателей, такими как: «Природоохранное сотрудничество Забайкальского края (Российская Федерация), автономного района Внутренняя Монголия (КНР) и Восточного аймака (Монголия) в трансграничных экологических регионах», «Экология человека», «Петрография и вулканология», «Региональная география и геоморфология», «География населения и социальной сферы», «Горное природопользование», «Минерагенические полезные ископаемые», «Минералогия и геохимия» и др.
В свою очередь, каждая проблема, например, тема: «Биологическое разнообразие (флоры, растительности, растительных ресурсов, фауны)» распадается на ряд более частных исследовательских тем, таких как: «Биоразноо-
бразие раннецветущих растений Забайкалья», «Адаптация растений к условиям городской среды», «Зоопланктон водоемов Забайкалья», «Исследования структуры популяций полиморфных видов», «Изучение фитоурбосистем», «Адаптация растений Восточного Забайкалья к среде обитания», «Региональный компонент в образовании», «Система методической подготовки студентов к реализации регионального компонента Госстандарта в школьной географии» и др.
Все богатство дерева указанного направления НИР обеспечивает исследовательское содержание — фундаментальное ядро ряда магистерских программ нескольких направлений и нескольких аспирантских образовательных программ. И при этом данное направление обладает перспективами в образовательной деятельности вуза, в частности позволит в среднесрочной перспективе сформировать международные магистерские и аспирантские образовательные программы; создать международные программы экологического мониторинга на приграничных территориях, в том числе на заповедных территориях; оптимизировать научную инфраструктуру посредством создания международного научно-образовательного центра, для осуществления комплексного обеспечения экологической безопасности, проведения международными исследовательскими коллективами фундаментальных и прикладных исследований в направлениях: экология трансграничья, экология растений, экология животных и человека, а также конкретизировать работу Международного центра терминологических исследований вуза.
В целом, использование в учебном процессе результатов научных исследований способствовало и будет способствовать созданию инновационного ядра образовательных программ для разного уровня профессионального образования: бакалавры, магистры, специалисты, а также образовательных программ повышения квалификации научных кадров [см.: 11], сопровождения модельных опытно-экспериментальных площадок научно-исследовательских коллективов (ФЦП: проект Ткачук Т. Е.).
Еще один пример можно привести по другому приоритетному направлению, реализуемому на факультетах. «Культурно-историческая идентичность и коммуникационный менеджмент» развивается в следующих НИР: «Сибирская диалектология в синхронном и диахронном аспектах (вопросы истории, методологии, диалектологии и истории языкознания)»; «Текст и дискурс: функционирование, анализ, интерпретация»; «Компетентностный
подход в обучении русскому языку и подготовке учителя-словесника»; «Аксиосфера СМИ»; «Региональные СМИ как фактор формирования гражданского общества»; «Текст СМИ как феномен культуры»; «Интерпретация текста»; «Технологии обучения русскому языку как иностранному; «Язык, литература и фольклор монгольских народов»; «Творческие методы и художественные системы: литературный процесс и авторская индивидуальность в методике преподавания литературы»; «Духовный смысл русской литературы»; «Мультикультурный дискурс: литературоведческий аспект» и др.
В этом направлении задействован самый многочисленный состав ППС университета, которым реализуются два проекта по ФЦП «Кадры инновационной России», осуществляются два международных исследовательских проекта, пишутся несколько докторских диссертаций. Использование в учебном процессе результатов исследовательской деятельности способствовало реализации совокупности инновационных образовательных программ уровня академического бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (18 программ).
Основные перспективы работы коллективов по данному направлению связаны с проектированием международных магистерских и аспирантских образовательных программ по ряду направлений, с проведением международными исследовательскими коллективами фундаментальных и прикладных исследований по направлениям: терминологические исследования, социокультурное проектирование национально-культурной идентичности в поликультурной среде, межгрупповые и межличностные отношения в мультикультур-ных средах.
Внедрение в учебный процесс результатов научных исследований находится под постоянным контролем ректората, Ученого Совета университета и Советов факультетов.
Приобретая средства вычислительной техники и дорогостоящее научное оборудование, ректорат отдает предпочтение тем кафедрам, которые постоянно ведут внедрение достижений науки в учебный процесс, создают образовательные ресурсы, установки и образцы научно-учебного назначения. Технологоэкономическим факультетом инициирована такая форма интеграции научного и учебного процессов, как создание учебно-научных производственных комплексов.
Рассматривая отчеты аспирантов и докторантов о своей работе, ректорат и Ученый Совет университета обращает внимание на необходимость внедрения результатов диссертаций
в учебный процесс. Научные результаты, полученные в процессе НИР, должны находить свою реализацию в учебном процессе, при этом студенты и аспиранты должны получать оплату за участие в НИР, студенты, участвующие в НИР — материально поощряться. В результате таких мероприятий в университете растет число аспирантов и магистрантов (2004 год — 122 / 0 чел., 2009 год — 204/ чел.).
В настоящее время в университете сложился Перечень приоритетных научных направлений, отражающий определенную потребность в исследованиях [12, с. 3 — 5]. Этот перечень приоритетных направлений в ведущих вузах положен в основу процесса управления научноисследовательской, опытно-конструкторской, внедренческой, высокоинтеллектуальной образовательной деятельностью. Формирование и умелое управление системой приоритетов научной деятельности университета, факультетов в ведущих вузах страны исполняет роль государственно-значимых стратегических ориентиров. В качестве установленных приоритетов рекомендуется ФАО использовать «Приоритетные направления развития науки и техники в РФ», разработанные Миннауки РФ . Научные проблемы, исследуемые в русле указанных направлений, поддерживаются бюджетным финансированием.
По итогам отчета за 2009 год тематический план исследований преподавателей ЗабГГПУ составляет 134 темы, которые можно сгруппировать по нескольким направлениям. Какие из них требуют преимущественного развития, в силу традиций, лидерства, результативности и перспективности для отрасли, региона? Какие направления исследования имеют несущественное значение для университета?
Для выявления приоритетов научной деятельности университета следует выделить некоторое количество интегрированных показателей, которые в максимальной степени характеризуют качество научного направления.
В настоящее время рекомендуется для отнесения тех или иных областей научных исследований к «значимым» или приоритетным учитывать следующие показатели:
— Кадровый потенциал научного направления, научной школы, состав, в том числе возрастной, эффективность и результативность НИР, объём финансирования. Подготовка специалистов по соответствующим тематическим направлениям измеряется работой диссертационных советов, количеством элективных курсов, разработанных учебных и образовательных программ. Все они являются измеряемыми
показателями качества работы научной школы. Наличие положительной динамики в развитии научного направления —свидетельство темпов, характера развития научной школы (прогресс или убыль).
— Объём финансирования НИР — реальный показатель эффективности НИР, структурируется на такие индикаторы, как финансирование по грантам Рособразования, Минобрнауки, общественных фондов, хоздоговорам, международным конкурсам и проектам. Научные школы или направления, развивающие фундаментальные исследования, поддерживаются РГНФ, РФФИ, грантами Миобразования. Внутренняя потребность региона и университета в некоторых направлениях исследования определяется объемом хоздоговорных контрактов.
— Производство экономически, финансово, профессионально оцененной научной информации и новых знаний, выраженных в публикационной, патентно-лицензионной, рекламновыставочной и диссертационной активности [см..: 13].
При определении приоритетов развития научных направлений производится следующая процедура. Все заявленные научные темы и направления исследования, в соответствие с кодами ГРНТИ, регистрируются сначала в УНИПКа университета, с последующей регистрацией в ВЦНТИ, группируются по вышеперечисленным показателям или критериям [4, с. 96 — 97]. В соответствии в его конкретным значением все темы разделены на 4 группы: научные направления, имеющие наибольшее значение критерия — лидеры; группа направлений, имеющая достаточно высокое значение; направления, имеющие среднее и ниже среднего уровня показатели; направления, имеющие несущественное значение для университета, имеющее своего рода заявочное значение.
В 2010 году будет введена практика сравнительной оценки уровня развития, динамики и научно-исследовательского потенциала структурных подразделений университета.
Объективная оценка научного потенциала подразделений университета имеет значение в определении стратегии управления. Результативность работы вуза находится в зависимости от соотношения учебной, научной, управленческой деятельности преподавателя, которое (соотношение) выводится на интегральный показатель результативности НИР каждого подразделения.
Все многообразные параметры развития факультетов, НИЛ, НОЦ, научных центров и др. подразделений вуза, обеспечивающих научную деятельность, сводится к трем интегрированным показателям:
— Кадровое обеспечение научного, учебного процесса всех уровней: бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов. Важное значение имеет качественный состав ППС, занятых в НИР. В целом, этот показатель рассматривается в качестве основного ресурса.
— Объем финансирования НИР — реальный показатель эффективности НИР, структурируется на такие индикаторы, как финансирование по грантам Рособразования, Минобрнауки, общественных фондов, хоздоговоров, международных выставок, конкурсов, проектов.
— Производство экономически, финансово, профессионально оцененной научной информации и новых знаний, выраженных в публикационной, патентно-лицензионной, рекламновыставочной и диссертационной активности [см..: 13].
Все перечисленные показатели специалистами УНИПКа будут сведены в единую информационную карту структурных подразделений университета.
Решение задачи по оптимизации учета НИР возможно при условии внедрения системы оценивания результативности научноисследовательской работы всех научных подразделений и университета в целом на основе разработки и внедрения компьютерной системы, позволяющей автоматизировать сбор и обработку исходных документов с формированием необходимых результирующих таблиц.
В конце календарного года научные подразделения вуза составляли годовые планы и отчеты по НИР, которые затем сдавали в УНИПКа университета на бумажных носителях и в электронном варианте (файлы формата .doc). По результатам данных отчетов и планов УНИПКа подводили итоги научно-исследовательской деятельности вуза за прошедший год и составляли сводный план НИР университета на следующий год без использования программных средств.
Итак, для оценки и анализа эффективности и результативности научной работы университета разработана определенная система учета НИР, основанная на показателях:
1. Годового плана НИР кафедры, содержащего определенное количество цифровых показателей и 7 приложений.
2. Годового отчета НИР кафедры, содержащего несколько цифровых показателей и 12 приложений.
3. Индивидуального научного плана преподавателя, также содержащего ряд важных показателей.
Каждое приложение в вышеперечисленных планах и отчетах содержит от 6 до 10 столб-
цов, которые фиксируют темы научных работ студентов, аспирантов, докторантов, перечень заявленных и выигранных грантов на проведение научно-исследовательских работ; хоздоговорные темы, договоры на проведение НИР, инновационные программы; участие в научных конференциях, выставках и конкурсах различного уровня; патенты, публикации, монографии, учебники, учебные пособия, сборники научных трудов и т.д.
В связи с постоянным увеличением объема предоставляемой в отчетах информации, возникла острая необходимость компьютеризации и автоматизации процессов ее сбора, хранения и использования.
Перед УНИПКа в 2010 году были поставлены следующие задачи:
— обеспечить заполнение плана, отчета по НИР и индивидуального рейтинга преподавателей в электронном виде, пригодном для компьютерной обработки и разместить их на сайте;
— на основе кафедральных данных сформировать сводные таблицы по всему университету в необходимых разрезах и разместить их на сайте;
— на основе первичного сбора документов сформировать таблицы с рейтингом по кафедрам и рейтингом среди докторов наук и профессоров, кандидатов наук и доцентов, а также не остепененных преподавателей.
— создать сайт, содержащий информацию о научно-исследовательской деятельности сотрудников университета с отражением всех основных показателей ее эффективности и результативности.
Таким образом, текущее состояние НИР и необходимость обеспечения ее эффективности и результативности, поставили задачу разработки компьютерной системы, позволяющей автоматизировать сбор и обработку исходных документов с формированием необходимых результирующих таблиц.
Учитывая комплексность проблемы, процесс ее решения был разбит на четыре блока:
— разработка приложений для автоматизированного заполнения планов НИР в научных подразделениях;
— разработка приложений для автоматизированного заполнения отчетов НИР;
— разработка приложения для автоматизированного заполнения научного индивидуального рейтинга;
— создание базы данных для УНИПКа и разработка программного обеспечения, обеспечивающего автоматизированную обработку данных, полученных от научных подразделений университета.
При выборе программных средств (ПС) для создания вышеуказанных приложений должны учитываться следующие факторы:
1. Назначение ПС и его возможности;
2. Компетентность разработчиков ПС в практической работе с приложением;
3. Время, выделенное на разработку приложения;
4. Техническая база университета.
С учетом указанных факторов, в качестве ПС для разработки нашего приложения мы выбрали MySQL и PHP 5.0.
В рамках проекта по созданию системы оценивания результативности научноисследовательской работы университета предполагается выполнение следующих действий:
— обследование объекта автоматизации;
— анализ пожеланий пользователей;
— выявление новых точек автоматизации;
— осуществление поиска возможностей для реализации всех требований пользователей.
Для информационного заполнения планов и отчетов НИР, а также индивидуальных научных показателей, для подразделений университета будут созданы специальные приложения.
На основе данной информации будет разработана база данных для УНИПКа, содержащая в себе более 40 готовых таблиц, в которых будут храниться данные о сотрудниках и кафедрах, а также годовые планы и отчеты НИР подразделений университета и индивидуальные показатели научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава. Также предполагается создание более 50 форм для введения пользовательских данных, имеющих удобный и понятный интерфейс, более 60 видов отчетов, позволяющих получить итоговые данные по ряду показателей на основе введенных пользователями данных. Кроме того, система сможет обрабатывать более 60 видов запросов для получения сводных (итоговых) данных по различным показателям. В процессе создания системы планируется создание модулей, автоматически формирующих HTML-страницы для размещения информации на web-сайте и способных содержать несколько тысяч ссылок.
В связи с ежегодными изменениями показателей и индикаторов в структуре планов и отчетов по НИР, а также в приложениях к ним, и увеличением числа этих документов, возникает необходимость систематического обновления программного обеспечения, с помощью которого будет обрабатываться данная документация.
Внедрение автоматизированной информационной системы должно осуществиться в 2011 году.
Автоматизированная система позволит не только проводить мониторинг научноисследовательской деятельности, но и качественно обрабатывать информацию, полученную от различных подразделений университета. Автоматизация процесса получения итоговых данных по НИР по всему университету, представленная в табличных формах, даст возможность УНИПКа оперативно получать всю необходимую важную информацию. Это позволит сотрудникам УНИПКа освободиться от рутинной работы по сбору и обработке данных и перейти на уровень аналитического и программноиндикативного управления.
Также система позволит оперативно отображать всю информацию о научноисследовательской деятельности университета на сайте. Кроме того, в базе данных будут храниться и накапливаться годовые планы и итоговые отчеты по НИР кафедр и индивидуальный рейтинг преподавателей.
Все итоговые таблицы, полученные с помощью автоматизированной системы будут ежегодно публиковаться.
Повысится открытость, эффективность НИР и снизится количество ошибок пользователей за счет повышения удобства работы с системой, которая позволит повысить объективность оценки научной деятельности кафедр и их сотрудников.
Патентно-лицензионная работа
Вопросам организации правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в университете не уделяется должного внимания. До 2010 года данный вид деятельности не был объектом управления. В связи с участием коллектива в реализации проектов ФЦП возникла необходимость сохранения прав университета на результаты исследования и защиты авторских прав преподавателя.
В течение января-марта УНИПКа работало над созданием базы данных результатов исследовательской деятельности (РИД), их описанием на каждой кафедре. Второй квартал года будет посвящен патентному анализу видов деятельности, восстановлению и поддержанию ранее полученных патентов ЗабГГПУ. Одним из первых патентов в университете были патенты С. Ф. Забелина и Л. С. Курбатовой, однако они были зарегистрированы на другие юридические лица, в частности на ЧитГУ.
В настоящее время патентовед и УНИПКа осуществляют работу по обеспечению правовой охраны объектов интеллектуальной собственности университета, начиная с выявления объекта описания охраноспособных объектов.
Данный вид деятельности требует опыта патентного поиска, описания изобретения к патенту, составления реферата, заявки и подготовки документов в Роспатент для регистрации объекта интеллектуальной собственности на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микро-схем, ноу-хау, произведения науки. Предварительные результаты патентного поиска обнадеживают, перспективы у многих исследователей имеются.
Патентные исследования должны проводтся при постоянном методическом сопровождении приглашенного патентоведа, особенно если они осуществляются студентами и аспирантами, а в необходимых случаях (если это связано с оформлением заявки) и при непосредственном участии приглашенного патентоведа. На этом этапе все документы заявки подготавливаются или непосредственно патентоведом или под руководством патентоведа. Особенно тесное сотрудничество автора и патентоведа происходит при работе над описанием защищаемого объекта собственности и составлением формулы. Патентовед ответственен за все этапы прохождения заявок, в том числе за оплату пошлин за юридически значимые действия.
УНИПКа, факультетам и кафедрам следует уделять большое внимание обучению студентов, аспирантов основам патентоведения. С этой целью для студентов разработан элективный курс лекций в объеме 16 и 32 часов и практических занятий (16 часов) по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности». Разработаны и подготовлены к изданию Руководство по патентной деятельности в вузе для студентов, аспирантов и преподавателей: «Основы патентоведения»-2010г.
В ближайшей перспективе необходимо заложить традиции и навыки работы с патентной информацией при выполнении курсовых и дипломных работ, при подготовке докладов на конференции, при защитах докторских и кандидатских диссертаций. При этом студенты должны изучать патентную документацию как на бумажном носителе (официальные бюллетени Роспатента), так и в сети Интернет, используя бесплатный канал сайта Роспатента.
Программа антиплагиат. В университете вводится общий порядок обеспечения самостоятельности выполнения всех письменных работ в части предотвращения плагиата. В развитие данного положения должны быть обсуждены в структурных подразделениях факультетов и приняты на Совете факультета Положения фа-
культетов о проверке курсовых и дипломных работ на предмет наличия плагиата.
Планируемые показатели 2010 года в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности ЗабГГПУ
Количество поданных заявок на объекты собственности (числитель), в том числе в соавторстве со студентами (знаменатель) — 12/3.
Количество поддерживаемых патентов — 2/1.
Количество студентов в полученных охранных документах — 1.
Количество полученных свидетельств об официальной регистрации программ для ЭВМ — 1/1.
В университете создан центр коммерциализации научных разработок, занимающийся организацией инновационной предпринимательской деятельностью в университете и продвижению на рынок конкурентоспособных коммерчески перспективных научных разработок. Инновационные предприятия, малые предпринимательские структуры обеспечат инновационный пояс университета с соответствующими финансовыми механизмами поддержки университета. В ближайшее время необходимо разработать показатели эффективности данного вида деятельности для университета в среднесрочной и ближайшей (годовой) перспективе.
В целях эффективного использования дорогостоящего, уникального оборудования в университете в 2010 году будет создан Центр коллективного пользования, объёмом финансирования в 1762000 рублей из средств ФЦП «Кадры инновационной России».
Итак, встречи с заведующими кафедрами, анализ итогов НИР за 2009 год позволяет определить следующие задачи университета на 2010 год:
1. Оптимизировать информационно-аналитическое ядро управления НИР, внедрить индикативное управление на основе долгосрочного и среднесрочного планирования. Оптимизировать работу УНИПКа университета, ввести в работу систему оценивания результативности научно-исследовательской работы всех научных подразделений и университета в целом на основе разработки компьютерной системы, позволяющей автоматизировать сбор и обработку исходных документов с формированием необходимых результирующих таблиц.
2. Осуществить инвестиции в развитие академической среды университета:
— организовать подписки на электронные библиотеки, развивать научную библиотеку в соответствии с потребностями приоритетных направлений научных исследований;
— обеспечить поддержку научной инфраструктуры факультетов, имеющей характер центров превосходства в регионе, неповторимых объектов научного наследия (археологический музей, музей народного образования);
— поощрять участие преподавателей в работе общественных научных сообществ: русское географическое общество, РАО;
— осуществить всемерное развитие мемориальной истории научных традиций: именные аудитории на факультетах, например, аудитории им. В. А. Кобылянского, спортивных сооружений, залов, команд и т.д., издание библиографических трудов ученых ЗабГГПУ прошлых лет;
— стимулировать академическую мобильность, поощрение научных дискуссий.
3 Внедрить и развивать систему независимой оценки качества и сопоставимости стандартов исследовательской деятельности всероссийского и международного уровня:
индекс цитируемости, оформление, описание и регистрация РИД.
4. Внести ясность в кадровую политику университета и факультетов, направленную на развитие научного потенциала образовательных программ, привлечение в вуз ученых-исследователей.
5. Создать нормативные условия для си-нергичности управленческих решений относительно учебной и научной деятельности преподавателя.
Список литературы
1. Методы классификации и расчета затрат в системе управленческого учета в сфере науки и высшего профессионального образования // Экорис. М. 2008.
2. Документированная процедура «Системы менеджмента качества» ДП 02-04 «Научная работа». Чита.: Изд-во ЗабГГПУ, 2008.
3. Сборник локальных нормативноправовых актов ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. В 3-х частях. Отв. редактор И. И. Ката-наев. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009.
4. Руководство по подготовке отчетов по научно-исследовательской деятельности структурных подразделений ЗабГГПУ. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010 г. С. 35.
5. Стратегии развития вузов. Управленческие решения российских вузов. М.: Высшая школа. 2009. С. 627.
6. Отчеты по НИР Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета за 2009 . Чита, 2009. 90 с.
7. Экономика университетов: институты и организации. М.: Высшая школа, 2009.
8. Проект Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Забай-
кальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2010.
9. Приложение 1 к Проекту Программы вуза «Цели, задачи и показатели деятельности вуза». Чита, 2010.
10. Проект программы развития «Национально-исследовательский университет Континентальной Азии». Чита, 2010. 70 с.
11. Программы повышения квалификации. Чита, 2009.
12. Приоритетные направления научной деятельности на 2009 г. Чита: Изд-во Заб-ГГПУ., 2009.
13. Первичные данные на сайте университета.
14. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научноисследовательской работе. Минск. 2001.
15. Прогноз развития высшего образования в России: 2009—2011 гг. М.: Макс-пресс, 2009. С. 406.