Научная статья на тему 'Почему ректор университета Уорвика называется вице-канцлером. К вопросу о системах управления вузами'

Почему ректор университета Уорвика называется вице-канцлером. К вопросу о системах управления вузами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Итон Ричард, Тойвонен Николай Рудольфович

Представлена и обсуждается модель управления университетом, принятая в наиболее известном в Европе британском предпринимательском университете Уорвика (англ. - University of Warwick). Особое внимание уделено участию местных органов власти, общественности и бизнес-сообщества в управлении вузом. Обсуждается возможность использования модели университета Уорвика российскими региональными вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Почему ректор университета Уорвика называется вице-канцлером. К вопросу о системах управления вузами»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

УДК 378.1

ПОЧЕМУ РЕКТОР УНИВЕРСИТЕТА УОРВИКА НАЗЫВАЕТСЯ ВИЦЕКАНЦЛЕРОМ. К ВОПРОСУ О СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗАМИ

РИЧАРД ИТОН, Н.Р. ТОЙВОНЕН Статья представлена доктором математических наук, профессором Доршановой Н.В.

Представлена и обсуждается модель управления университетом, принятая в наиболее известном в Европе британском предпринимательском университете Уорвика (англ. - University of Warwick). Особое внимание уделено участию местных органов власти, общественности и бизнес-сообщества в управлении вузом. Обсуждается возможность использования модели университета Уорвика российскими региональными вузами.

Введение

Российская система высшего образования переживает в настоящий момент фазу своего значительного реформирования [2]. Реформы касаются всех ее сторон, в частности:

-изменение правовых основ и экономических условий функционирования вузов;

-пересмотр миссий, стратегий и тактических действий вузов в изменяющихся российских и международных условиях, например, новые инициативы ЕС по созданию Европейского пространства высшего образования и Европейского научного пространства;

-модернизация систем управления вузом, организации его научно-образовательной и иной приносящей доход деятельности;

-диверсификации направлений деятельности вуза - увеличение перечня специальностей, расширение научных исследований, развитие предпринимательских и иных приносящих доход видов деятельности (далее - предпринимательство), отвечающих запросам научнообразовательного, инновационно-предпринимательского, инженерно-технического и

информационно-консалтингового рынков услуг;

-создания финансовой и материальной базы вуза, основанной на системной маркетинговой работе по анализу рынков, обширной фандрайзинговой деятельности и условий, стимулирующих работу представителей административно-управленческого персонала (далее АУП) и профессорско-преподавательского состава (далее ППС) по привлечению в вуз дополнительных финансовых и материальных средств.

Инициатива в проведении реформ исходит от законодательных и исполнительных органов власти России, однако, выражает заинтересованность в реформах следующих групп:

-представителей федеральных и региональных органов власти, испытывающих потребность в высококвалифицированных кадрах, способных создать условия для успешного социальноэкономического развития страны и ее регионов;

-представителей российского бизнеса, заинтересованных в создании «экономики, построенной на знаниях» (англ. knowledge based economy);

-российских граждан, желающих получить образование, которое будет востребовано на рынке труда и обеспечит им достойное существование.

В настоящее время в России действует около 1300 вузов. Данное сообщество является неоднородным, что вызвано как их отношением с государством (государственные и негосударственные вузы), статусом (вузы подразделяются на университеты, академии, институты и пр.), специализацией в деятельности (вузы подразделяются на классические, технические, экономические, педагогические вузы и др.), так и геоэкономическим положением. Последнее в значительной мере определяет стратегию и тактику деятельности вуза. В статье представлена и обсуждается система управления одного из наиболее известных в Европе предпринимательских вузов - университета Уорвика (англ. University of Warwick, Англия).

Одной из основных причин выбора именно британского вуза является схожесть ожидаемых и идущих в настоящий момент в России реформ, с реформами двадцатилетней давности, проводившимися в Англии бывшим премьер-министром госпожой Маргарет Тетчер.

Органы системы управления университета Уорвика и их взаимодействие

В данном разделе представлена система управления университетом Уорвика (UW) (рис. 1, [3]) и дается краткое описание ее составляющих.

Правление (англ. Court). Правление является консультативным органом вуза и не имеет прямого отношения к его повседневному управлению. Оно собирается раз в год для заслушивания отчета Вице-канцлера (см. ниже «Сенат»). В Правление входят более 150 членов, среди которых представители британского общества, национальных и местных органов власти, Королевской семьи, религиозных организаций, местных, деловых и общественных институтов и ППС вуза. Оно возглавляется Канцлером (англ. Chancellor), избираемым непосредственно его членами. Самый близкий эквивалент правления в российской системе высшего образования -Совет попечителей.

Совет (англ. Council). Совет является главным административным органом управления UW, несущим особую ответственность за организацию финансовой деятельности и контроль за собственностью вуза. В кооперации с Сенатом (см. ниже) он имеет право производить контроль за всей деятельностью университета. В состав Совета входят 33 человека, в основном, представители сторонних организаций - юристы, бизнесмены, промышленники и местные чиновники. Совет возглавляется Про-канцлером (англ. Pro-Chancellor) и собирается до пяти раз в год. Являясь специалистами в различных сферах деятельности, члены Совета не только организуют профессиональное управление вузом, в первую очередь его финансовой и материально-технической базой, но и обеспечивают тесную и эффективную связь вуза с местными органами власти, общественностью и бизнес-сообществом.

В целях успешного решения возлагаемых на него задач и организации взаимодействия с Сенатом, Совет создал ряд специальных постоянных комитетов. Главным среди них является Комитет по финансовым и общим вопросам, который отвечает за финансовое обеспечение повседневной деятельности вуза (заработная плата, счета, отчетность, финансирование, сбор средств и пр.) и, в сотрудничестве с Комитетом по имуществу, отвечает за состояние имущества UW, его собственность, управление землей и экологию. В Великобритании владение землей научно-образовательными организациями очень распространено. Земля попадает в собственность вуза разными способами, включая дарение выпускниками, передачу местными общинами и муниципалитетами, в виде необлагаемой налогом спонсорской помощи от коммерческих организаций или прямой покупки земли.

Сенат (англ. Senate). Сенат является главным органом управления UW, отвечающим за организацию и ведение научно-образовательной деятельности вуза; таким образом, полномочия по управлению вузом между Советом и Сенатом распределяются следующим образом - Совет отвечает за эффективное управление и организацию успешного функционирования UW как субъекта хозяйственно-экономической деятельности, в то время как Сенат несет ответственность за организацию и ведение в вузе образовательного процесса, научных исследований, а также решение вопросов, касающихся студентов - их благосостояние, воспитание и дисциплина. В состав Сената входят 46 человек, делегированных советами факультетов и Ассамблеей, а также три представителя студенческого союза. Сенат собирается до пяти раз в год и, в основном, занимается решением вопросов, направляемых для рассмотрения его комитетами, например, комитетом качества образования и образовательных стандартов или советом по работе с дипломированными специалистами. Сенат проводит также контроль за работой советов факультетов, научно-исследовательских центров и институтов. Его самый близкий эквивалент в российской системе высшего образования - Ученый Совет.

Правление

Совет

Комитет по финансам и общим вопросам

Учебнопредпринимательская

групца

Комитет по

Комитет коллекции ‘’""'"уу / Консультативный имуществу

искусств совет по вопросам карьеры

Совет Центра искусств

Комитет безопасности

Аудиторский

комитет

Группа управления бюджетом

Комитет Консульта- присужде-тивный ния комитет по почетных назначению степеней руководителей кафедр

Комитет представления на должности и звания

Группа по коммерческим и смежным проектам

Комитет

исследова-

тельской

этики

Комитет информационной политики и стратегии

Координацион ный комитет

Комитет оценки и финансирования проектов

Подкомитет оценки проектов

Стратегический

комитет

Сенат

Комитет качества образования и образовательных стандартов

Комитет по защите окружающей среды

Комитет по обеспечению равных возможностей

Комитет по вопросам жизни университетского городка

Совет по работе со студентами

Совет Института Образования

Исследовательские центры и Институты

Совет факультетов искусств, медицинского, социальных наук и естественных наук

Группа по

организации

проживания

Комитет университетского персонала

\

Комитет

Комитет по развития и учебным оценки отпускам и университетс-отпускам кого персонала

Совет по работе с дипломированными специалистами

, -----------------1--------------

ы по обучению студентов/ Подфакультеты

Кафедры/ Школы

Персонал/ Комитеты по связям со студентами

Заседания кафедр

Рис.1. Схема структуры управления университетом Уорвика

Данный орган управления UW возглавляется вице-канцлером (англ. Vice-Chancellor), обычно назначаемым из числа ППС. Самый близкий эквивалент должности вице-канцлера в российской системе - ректор.

Комитеты. В структуре UW имеется значительное число комитетов по различным направлениям деятельности вуза и обладающих разными полномочиями. Повседневная управленческая работа требует участия тех или иных комитетов, однако, все вместе они составляют единую систему управления процессами в вузе. Основными комитетами являются следующие - Комитет по имуществу, Комитет по финансам и общим вопросам, Стратегический комитет и Координационный комитет.

Комитет по имуществу (англ. Building Committee) консультирует Совет по общим вопросам планирования UW, рассматривает и согласовывает от его имени планы и программы строительства, приобретение и продажу собственности, сопровождаемые подготовкой рекомендаций по финансированию в адрес комитета по финансам и общим вопросам и получением разрешений Совета по любому вопросу отступления от стратегических и общих планов развития. Он также одобряет различные программы ремонта и обслуживания зданий UW, вспомогательных помещений, земельных участков, садов и дорог. В состав комитета входят: председатель, вице-канцлер, заместитель вице-канцлера, три общественных члена Совета, пять членов от ППС, председатель комитета по вопросам жизни университетского городка, два студента из студенческого союза и другие ключевые университетские работники.

Комитет по финансам и общим вопросам (англ. Finance and General Purpose Committee) состоит из казначея, про-канцлера, вице-канцлера, заместителя вице-канцлера, 5 общественных членов Совета, 5 членов от ППС, президента и коммерческого директора студенческого союза. Комитет ежегодно отчитывается о своей деятельности перед Советом и вносит ему предложения и рекомендации по вопросам финансовой политики и текущего управления вузом, а также:

-рассматривает и одобряет бюджеты, касающиеся всех фондов, находящихся под контролем вуза;

-распределяет фонды для академических целей для последующего одобрения Сенатом; -осуществляет бюджетный контроль над всеми университетскими фондами;

-управляет инвестициями.

От имени Совета комитет имеет полномочия в решении следующих вопросов; -приостановка или ликвидация любой должности в научно-образовательном блоке, за исключением введенных в соответствии с университетским уставом;

-одобрение любого изменения платы за обучение;

-учреждение научных и студенческих стипендий, а также специальных наград; -рассмотрение и одобрение ежегодных отчетов в отдельных областях университетской деятельности;

-одобрение ежегодных финансовых отчетов студенческого союза;

-выделение средств на финансирование деятельности университета;

-распределение фондов для капитальных проектов менее 500 000 фунтов стерлингов, при одобрении этого решения на последующем заседании Совета;

-осуществление надзора за деятельностью Комитета по капитальному строительству или других комитетов в рамках вуз;

-ответственность за найм и увольнение АУП;

-надзор над основными фондами университета, контроль за обслуживанием и ремонтом, защита университетской собственности, поддержание ее в хорошем состоянии, обязанность предпринимать для этого любые необходимые действия, вплоть до обращения в суд;

-любые другие вопросы, делегированные ему Советом.

Комитет контролирует деятельность следующих подразделений - подкомиссии по техническому обслуживающему персоналу, подкомиссии по АУП, администрации, библиотеки и подкомиссии по информационному обслуживанию, рабочей группы по жилищному

обеспечению, группы по маркетингу образовательных программ, группы по коммерческой деятельности, группы бюджетного регулирования, комитета по студенческим займам и органов надзора.

Стратегический комитет (англ. Strategy Committee) создан Советом и Сенатом для организации их взаимодействия и консультирования по различным вопросам стратегического развития, разработки и реализации стратегических планов, разработки рекомендаций по финансированию значимых проектов развития вуза, а также рассмотрения взаимосвязанных вопросов научно-образовательного, финансового блоков и вопросов общего планирования. В состав комитета входят вице-канцлер, про-канцлер, главный казначей, председатель комитета по имуществу, одиннадцать членов координационного комитета из состава ППС, руководители консультативных советов при факультетах, директор библиотеки и директор по информатизации.

Координационный комитет (англ. Steering Committee) создан Сенатом и включает вицеканцлера, заместителя вице-канцлера, трех про-вице-канцлеров, председателей ученых советов факультетов, руководителя совета по работе с дипломированными специалистами и президента студенческого союза. Комитет проводит встречи еженедельно в течение семестра и, когда требуется, в течение отпуска. Основными задачами комитета являются разработка рекомендации по вопросам деятельности вуза в адрес Сената, возникающим в работе органов нижнего звена - подконтрольных подразделений, а также действует от имени Сената в решении вопросов, возникающих между его заседаниями, с другими представителями

административных органов управления. Самый близкий эквивалент комитета в российской системе высшего образования - ректорат.

Анализ модели UW и ее применение для российских региональных вузов

Необходимость в проведении реструктурирования университетской системы управления является одним из основных следствий реализуемых и ожидаемых реформ в системе высшего образования в России. С одной стороны, новая система должна содействовать сохранению позиции и дальнейшему развитию достижений российского высшего образования и науки; с другой стороны, она должна учитывать новые реалии - изменения в законодательной и экономической базе, в рамках которой функционирует высшая школа.

Недавно группа ученых из ведущих российских университетов разработала и предложила новую модель системы управления для академического инновационного университета (АИУ) [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной особенностью предлагаемой модели управления АИУ является введение "института" президента с делегированием ему определенных полномочий, в частности -курирование подразделений, отвечающих за развитие взаимодействия университета с внешней средой и организацию многоканального финансирования университета (рис. 2).

Сравнительный анализ обеих моделей управления вузами приводит к следующему выводу -более вертикальная по форме система управления UW является иерархически более «горизонтальной», чем более горизонтальная по форме система управления АИУ.

Система управления UW характеризуется наличием коротких вертикальных управленческих цепочек при организации взаимодействия подразделений и принятия решений, что является основной чертой более «предпринимательски» сориентированного университета. Подобное моделирование системы управления позволяет обеспечить «быструю связь» между элементами структуры и следовать демократическому принципу принятия решений на всех ее уровнях. Добавление системы горизонтального делегирования полномочий другим структурам поддерживает высокий уровень компетенции при принятии решений, обеспечивает децентрализацию, с соответствующим делегированием ответственности за принятые решения. Следует отметить, что гибкость и быстрота реагирования на изменяющиеся внешние и внутренние условия, к сожалению, редко встречается в системе органов управления таких крупных организаций, как высшая школа.

Ассамблея университета, вкл. членов попечительского Совета, Ученого Совета и Ассоциации выпускников университета

КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА УНИВЕРСИТЕТА

Попечитель- ' г *—

ский Совет Л > ПРЕЗИ- < ►

Ассоциация ^^ ДЕНТ ^ ► РЕКТОР

выпускников

УЧЕНЫЙ совет УНИВЕРСИТЕТ

Ректорат

Администрация президента

Отдел многоканального финансирования университета

Отдел развития взаимодействия университета с внешней средой

Информационноаналитический отдел

Аудиторская служба

ПЕРИФЕРИЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА, вкл. многофункциональный кластер малых предприятий, научно-производственные структуры, профильные производственные предприятия, банки, фонды, лизинговые компании и др.

Служба сопровождения карьеры выпускников

ПРОРЕКТОРЫ И ДЕПАРТАМЕНТЫ по направлениям деятельности: образовательная, научноисследовательская, финансовоэкономическая, международная, информатизация, хозяйственное обслуживание, внеучебная и социальная работа

ЛИНЕЙНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММНОЦЕЛЕВОГО КОМПЛЕКСА, вкл. фонд развития университета, инновационно-технологический центр, отдел управления интеллектуальной и промышленной собственностью, центр управления качеством и др.

Рис. 2. Принципиальная схема структуры управления академическим инновационным университетом

Система управления АИУ сохраняет, фактически, принятую в большинстве российских вузов систему управления, поскольку сохраняет централизацию полномочий и многоступенчатую вертикаль при принятии решений, что, естественно, снижает гибкость и скорость при принятии решений.

Отличительные особенности обеих моделей легко видны при формулировании ответов на следующие вопросы: кто отвечает за использование финансовых и материальных средств вуза; в чем состоит роль местных органов власти, общественности и бизнес-сообщества в развитии

вуза; кто является основным потребителем услуг вуза, или, другими словами, каковы источники поступлений финансовых средств в вуз.

Модель управления АИУ предполагает, что:

-ректор сохраняет полноту власти по организации образовательной, научной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и общего функционирования вуза; президент вуза больше походит на британскую королеву - «правит, но не управляет»;

-вуз позиционирует в первую очередь в качестве крупного научно-образовательного учреждения на международном, зарубежном и российском национальном уровнях;

-значительная часть бюджета вуза формируется поступлениями из федеральных, международных и зарубежных источников (гранты, займы, инвестиции), а также от крупных промышленных предприятий (нефтяники, «высокие технологии» и т.д.).

Как следует из раздела II, модель системы управления UW построена совершенно по иному, в частности, отвечая на вопросы, сформулированные выше:

-вице-канцлер (эквивалент российского ректора) - один из трех человек, которые принимают решения, в частности, по ключевым финансовым вопросам функционирования вуза;

-местные органы власти, общественность и региональное бизнес-сообщество играют ведущую роль в разработке стратегии и развитии вуза в целом; в то же самое время существует диверсифицированная система распределения полномочий по развитию вуза;

-региональная общественность и бизнес-сообщество являются основными потребителями услуг, которые оказывает вуз; они обеспечивают основные финансовые поступления в вуз.

Анализ возможного использования обеих моделей в российских условиях позволяет заключить, что модель АИУ может быть применима в ведущих российских вузах, расположенных в административных, финансовых и промышленных центрах, таких как г. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Екатеринбург и т.д.; модель UW, очевидно, более подходит для российских региональных вузов, которые расположены на периферии и сельскохозяйственных районах, где местные органы власти, общественность и бизнес-сообщество проявляют заинтересованность в успешном функционировании вуза.

Внедрение в России модели UW в настоящий момент может быть затруднено, поскольку возникает много проблем, среди которых, помимо правовых:

-недооценка местными органами власти, общественностью и бизнес-сообществом значимости наличия вуза в регионе и отсутствие традиций организации реального с ним сотрудничества;

-концентрация полномочий по управлению вуза в руках одного человека - ректора, а также отсутствие опыта и знаний в вузах по децентрализации управления и делегированию властных полномочий от ректора различным комиссиям;

-отсутствие мотивации и желания у представителей ППС по участию в управлении вузом. Вместе с тем, представляется очевидным, что рано или поздно ужесточение экономических условий, в которых работают вузы, вынудят их руководство вводить изменения в систему управления вузом посредством делегирования полномочий и разделения ответственности между другими административными и специально приглашенными представителями местных общественных и деловых сообществ за успешность функционирования вуза, в частности, по следующим причинам:

-невозможно в условиях жесткой рыночной экономики эффективно руководить вузом, замыкая все полномочия и связи на одного человека;

-существующая опасность банкротства вуза как хозяйствующего субъекта (если это не является целью), вынудит руководство вузами делегировать определенные полномочия по принятию решений другим лицам, разделяя, таким образом, ответственность с ними за успешность функционирования вуза.

Следовательно, делегирование полномочий в системе управления, обеспечивает руководству вуза распределение ответственности за успешность его функционирования на рынке образовательных, научных, предпринимательских и иных услуг, указанных в уставе.

Заключение

Статья дает краткое представление о системе управления ведущим европейским предпринимательским университетом Уорвика (модель UW), а также сравнение с недавно представленной моделью управления академическим инновационным университетом (модель АИУ). Приводится краткое обоснование возможности использования подходов и элементов модели UW при построении систем управления российскими региональными университетами в новых правовых и экономических условиях. Ключевым для таких вузов должно стать налаживание тесного взаимодействия с местными органами власти, общественностью и бизнес-сообществом. Конечно, модель UW и ее модификации могут быть использованы при реформировании систем ведущих российских высших учебных заведений также. Вместе с тем, если использование идей UW может помочь российским региональным университетам в решении задач выживания на рынке научно-образовательных и предпринимательских услуг, то для ведущих российских университетов - это вопрос желания и готовности к переменам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование проблем и разработка путей становления и развития академических инновационных университетов в России. Исследование и разработка системы управления инновационного университета. Томский политехнический университет. Отчет о НИР. С. 155. Томск. 2003.

2. Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования. Поиск. №44 (806), 29.10.2004.

3. http://www.warwick.ac.uk .

WHY IS THE RECTOR OF THE UNIVERSITY OF WARWICK TITLED VICE-CHANCELLOR.

TO THE QUESTION OF UNIVERSITY MANAGEMENT SYSTEM

Iton R., Toivonen N.R.

The model of the university management system applied in the most well known European entrepreneurial higher education institution - University of Warwick (UK) is presented and discussed in this article. Special attention is paid to the relations and correlations of the university management with local, public, and business communities. The possibility to apply the model to the Russian regional universities is discussed.

Сведения об авторах

Итон Ричард 1964г.р.,окончил университет Ковентри (1986), AIMgt, место работы -Steatite Ltd (Великобритания), область научных интересов - компьютерные приложения в информационно-телекоммуникационных технологиях.

Тойвонен Николай Рудольфович 1959 г.р., окончил Ленинградский государственный университет (1984), кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по международным связям и директор Северо-Европейского открытого университета ПетрГУ, автор более 60 научных работ, область научных интересов - информационно-консалтинговый сервис, менеджмент, международное сотрудничество, инновационная деятельность,

энергосбережение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.