Научная статья на тему 'Университетский комплекс непрерывного педагогического образования: структура и направления деятельности'

Университетский комплекс непрерывного педагогического образования: структура и направления деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕГИОН / INNOVATIVE-EDUCATIONAL PROGRAM / UNIVERSITY COMPLEX / CLUSTER / EDUCATIONAL AND SOCIAL SPHERE / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куличенко Раиса Михайловна, Шаршов Игорь Алексеевич, Макарова Людмила Николаевна

В статье рассмотрен университетский комплекс как кластер инновационного развития образовательной и социальной сфер региона. Раскрыта инновационная структура комплекса и основные направления деятельности стратегических партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куличенко Раиса Михайловна, Шаршов Игорь Алексеевич, Макарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University complex of continuous pedagogical education: structure and directions of activity

The article considers the university complex as a cluster of innovative development of educational and social spheres in a region. The innovative structure of the complex and basic directions of strategic partners' activity are revealed.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс непрерывного педагогического образования: структура и направления деятельности»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

Р.М. Куличенко, И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова

В статье рассмотрен университетский комплекс как кластер инновационного развития образовательной и социальной сфер региона. Раскрыта инновационная структура комплекса и основные направления деятельности стратегических партнеров.

Ключевые слова: инновационно-образовательная программа, университетский комплекс, кластер, образовательная и социальная сфера, регион.

Сегодня инновационная политика рассматривается как важнейшая в жизни нашего государства. Одним из рычагов инновационного перевоплощения экономики региона должен стать и неуклонно становится Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина как ведущий вуз по подготовке кадров, в том числе и педагогических.

В университете в рамках национального проекта «Образование» реализуется инновационно-образовательная программа. Одно из пяти ключевых направлений программы -«Непрерывное образование» - курирует Институт педагогики и социальной работы. Основная идея непрерывного образования заключается в постоянном творческом саморазвитии каждого человека на протяжении всей жизни: от допрофессиональной подготовки до высшего и поствузовского профессионального образования с последовательным усилением роли процесса самообразования.

В современном динамично развивающемся обществе роль непрерывного образования объективно возрастает как для отдельного человека, так и для общества в целом. В частности, возникает необходимость разработки и проведения эффективной региональной образовательной политики, реформирования региональных систем образования с

1 Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 20072008 гг.

учетом специфики региона, конъюнктуры рынка труда, возможностей самой личности.

Ведущую роль в реализации проекта непрерывного образования в ТГУ им. Г.Р. Державина играет педагогическое образование, выступающее фактором повышения качества людских ресурсов, наращивания инновационного потенциала общества, развития других уровней образования. Решению задач проекта способствует созданный в Институте педагогики и социальной работы образова-тельно-координирующий Центр непрерывного педагогического образования (руководитель центра - доктор педагогических наук, профессор Р.М. Куличенко).

Одной из главных задач деятельности Центра стала организация в Тамбовской области Университетского комплекса непрерывного педагогического образования. Комплекс призван объединить образовательные учреждения разного уровня подготовки педагогических кадров, а также иные научные, производственные, общественные организации, учреждения социальной сферы, заинтересованные в развитии региональной системы образования с целью выработки общей стратегии. Державинский университет выступает в этом случае базовой организацией, задающей вектор развития образовательного кластера на территории Тамбовской области, осуществляющей руководство идеей с учетом интересов учреждений-партнеров.

Следует отметить, что университетский комплекс - совершенно новая инновацион-

ная структура, опыта создания которых в стране практически нет. Между тем о необходимости их появления в рекомендательном плане говорил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В. В. Путин.

Развитие системы непрерывного педагогического образования в регионе основано на формировании сети стратегических партнеров - ряда предприятий и организаций Тамбовской области, сотрудничество с которыми строится на основе договорных отношений. Комплекс представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, в которой каждый предыдущий уровень обеспечивает функционирование последующих.

Первый уровень образуют подразделения базового образовательного учреждения -ТГУ им. Г.Р.Державина, - входящие в учебный, научный и инновационный блоки. Второй уровень образуют инфраструктурные подразделения, созданные при участии ТГУ им. Г.Р. Державина для исполнения инновационной деятельности в сфере науки, переподготовки кадров и иных задач. Третий уровень образуют предприятия и организации - партнеры, вовлеченные в инновационную деятельность Тамбовского университетского комплекса через конкретные проекты, программы, долгосрочные соглашения о совместной деятельности.

Центр непрерывного педагогического образования Института педагогики и социальной работы координирует работу комплекса, решая как основную задачу проекта -развитие системы непрерывного педагогического образования в регионе на основе интеграции интересов образовательных, социальных и иных учреждений области, - так и сопутствующие задачи:

- координация научно-методико-обра-зовательных структур университетского комплекса для внедрения инноваций в образовательный процесс;

- осуществление организационнометодической работы по внедрению в региональную систему непрерывного педагогического образования инновационных методик и технологий;

- повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов социально-педагогического

профиля и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры и социальной сферы;

- разработка программ, создание учебнометодической базы, организация и проведение курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетского комплекса;

- обеспечение интеграции образования и науки в рамках университетского комплекса за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления постоянных контактов между образовательными, иными учреждениями и некоммерческими организациями;

- формирование навыков проектных форм инновационной деятельности как студентов педагогических специальностей ТГУ им. Г.Р. Державина, так и других субъектов образовательного процесса учреждений-партнеров в социально-педагогической области в сотрудничестве с различными предприятиями и организациями региона и РФ;

- развитие межрегиональных и международных связей при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности, в т. ч. выполнение совместных научных и инновационных проектов.

С целью создания благоприятных условий для устойчивого развития инновационно-образовательной деятельности на выпускающих кафедрах в Институте педагогики и социальной работы создан Центр инновационного развития кафедр (руководитель -доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Макарова).

В деятельности комплекса активно участвуют руководители и педагоги общеобразовательных школ, колледжей и вузов г. Тамбова и Тамбовской области, представители общественных и административных структур, социальных учреждений. Многие из них имеют ученые степени, звания заслуженных учителей, Почетных работников профессионального образования, являются победителями и лауреатами конкурсов инновационных программ развития образовательных учреждений области.

Таким образом, в качестве действительных и потенциальных партнеров ТГУ им. Г.Р. Державина по комплексу непрерывного педагогического образования выступа-

ют учреждения начального и среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку кадров педагогического профиля; учреждения социальной сферы и образовательные учреждения разного уровня, выступающие базами практики Института педагогики и социальной работы; большое количество детских садов и средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий г. Тамбова и Тамбовской области; управленческие структуры администрации г. Тамбова и Тамбовской области и др.

Многие общественные организации с удовольствием сотрудничают с университетом и Институтом педагогики и социальной работы. Так, в качестве партнеров в организации социально значимых акций выступают Общественная Палата Тамбовской области, Тамбовская областная общественная организация «Молодежные инициативы», некоммерческое партнерство «Четвертое измерение», Тамбовская региональная общественная организация «Союз детских организаций», Тамбовское региональное отделение Союза писателей России и др.

Таким образом, образовательные, социальные и общественные организации области не замыкаются в своей системе: они продуктивно сотрудничают, генерируют и обмениваются творческими идеями, осуществляют общие цели. У многих организаций необыкновенно интересные программы, нуждающиеся в совместной разработке. Не случайно, например, в различных учреждениях создаются филиалы кафедр Института педагогики и социальной работы, экспериментальные площадки, лаборатории и творческие группы педагогов-исследователей. Например, в МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов создан филиал кафедры общей и социальной педагогики, который поднимает научную и учебнометодическую работу школы на более высокий уровень.

Одним из направлений деятельности комплекса является выполнение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и образования в соответствии с региональными потребностями, оказание работодателям Тамбовской области качественных образовательных и консалтинговых услуг, активная разработка наукоемких технологий с целью опережаю-

щего кадрового обеспечения приоритетных отраслей социально-педагогической сферы.

Университетский комплекс не замыкается в рамках области. Институт педагогики и социальной работы имеет тесные научные связи с вузами и социальными организациями Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья: Индианским, Аляскинским государственными университетами (США), Белгородским, Воронежским, Курским, Орловским государственными университетами, Московским государственными педагогическим университетом, Российским государственным социальным университетом и др.; Международной ассоциацией социальных работников, Ассоциацией социальных работников штата Индиана (США), Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, Общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников», Общероссийской общественной организацией «Детские и молодежные социальные инициативы» и др.

Одной из задач Тамбовского университетского комплекса непрерывного педагогического образования является создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней. В рамках ее реализации Институтом педагогики и социальной работы в сотрудничестве с Центром дополнительного образования ТГУ им. Г.Р. Державина регулярно организуются курсы повышения квалификации по заказу учреждений-партнеров по актуальным проблемам непрерывного образования. В частности, сотрудниками института разработаны и проведены следующие курсы повышения квалификации для различных уровней системы непрерывного образования по заказу бизнес-партнеров: «Современные технологии обучения в высшей школе», «Основы педагогики высшей школы»; «Педагогическая поддержка воспитания ребенка в замещающей семье»; «Профессиональная педагогика»; «Профессио-

нально-творческое саморазвитие преподавателя и студента» и др.

Помимо этого, осуществляя механизмы взаимодействия «колледж - вуз», «школа -вуз», силами Института педагогики и социальной работы для системы непрерывного педагогического образования разработаны

сопряженные учебные планы по ряду специальностей, программы элективных и профильных курсов для некоторых школ г. Тамбова и Тамбовской области, конкретные учебно-методические материалы, способствующие совершенствованию социально-педагогической деятельности в организациях-партнерах.

Такая работа содействует развитию инновационно-образовательной среды региона, позволяя осуществлять непрерывную подготовку социально-педагогических кадров, способных к эффективной профессиональной деятельности в новых экономических условиях.

Развитие кадрового потенциала университетского комплекса осуществляется также в русле кафедральных научных школ и направлений Института педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина. Их тематика соответствует задачам инновационнообразовательной программы: «Проблемы

развития профессионализма субъектов образовательного процесса в системе непрерывного образования» (кафедра общей и социальной педагогики); «Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников России (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы)» (кафедра социальной работы); «Инновационные научно-методические технологии подготовки учителей начальных классов в контексте гуманизации непрерывного педагогического образования» (кафедра педагогики и методики начального образования). На базе института функционирует диссертационный совет Д 212.261.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук, что способствует повышению профессионального уровня сотрудников учреждений-партнеров по университетскому комплексу.

В целях интеграции и систематизации теоретических и практических разработок в области создания региональной системы непрерывного педагогического образования в Институте педагогики и социальной работы и в других организациях университетского комплекса проводятся Международные, Всероссийские и региональные научно-практические конференции и семинары. В их работе

активное участие принимают руководители и представители учреждений-партнеров.

Ведущей тенденцией развития научноисследовательской деятельности Центра непрерывного педагогического образования и Центра инновационного развития кафедр института педагогики и социальной работы является активизация проектной деятельности субъектов университетского комплекса: непосредственно сотрудников института, преподавателей колледжей, сотрудников социальной сферы, студентов и учащихся образовательных учреждений и др.

В частности, студенты института работают над реализацией нескольких десятков социально-педагогических проектов по значимым для региона проблемам. Темы проектов разрабатывались в соответствии с заказами учреждений-партнеров и посвящены вопросам профилактики и коррекции асоциального поведения личности, социально-педагогической поддержки, социальной адаптации и полноценной интеграции личности в общество, поддержки и социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, профилактики социального здоровья и т. п.

В Институте педагогики и социальной работы организована работа студенческих проблемных групп в контексте темы «Социально-педагогическое проектирование». Создан консультпункт для студентов, работающих над проектами, регулярно обновляется выставка студенческих проектов социальнопедагогической направленности, проводятся семинары и научно-практические конференции учащихся. Результаты разрабатываемых социально-педагогических проектов будут востребованы соответствующими учреждениями, специалистами по социальной работе.

Решению поставленных задач университетского комплекса, в т. ч. активизации проектной деятельности студентов института в немалой степени содействовало укрепление материально-технического оснащения Института педагогики и социальной работы в рамках инновационно-образовательной программы. Модернизация компьютерного фонда кафедр и компьютерных классов способствовала эффективной разработке учебно-методических комплексов, более активному использованию компьютерных технологий в информационно-образовательной среде региона.

Цитируя избранного президента РФ Дмитрия Медведева, можно сказать в заключение: «Главное в инновациях - результат». В ТГУ им. Г. Р. Державина результат налицо: университетский комплекс работает, и работает эффективно.

Поступила в редакцию 11.04.2008 г.

Kulichenko R.M., Sharshov I.A., Makarova L.N. University complex of continuous pedagogical education: structure and directions of activity. The article considers the university complex as a cluster of innovative development of educational and social spheres in a region. The innovative structure of the complex and basic directions of strategic partners’ activity are revealed.

Key words: innovative-educational program,

university complex, cluster, educational and social sphere, region.

СОТРУДНИЧЕСТВО КАФЕДРЫ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ-ПАРТНЕРАМИ КАК ПУТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ1

О.А. Дорожкина, В.Н. Дронова

В статье рассматривается проблема содержания и форм сотрудничества кафедры с учреждения-ми-партнерами. Решение этой проблемы на кафедре педагогики и методики начального образования реализуется в четырех охарактеризованных авторами направлениях (сотрудничество в образовательной сфере, параллельная академическая мобильность, экспорт образовательных услуг, реализация грантовых программ) силами всех членов кафедры в рамках проводимой ими учебно-воспитательной, организационно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами на базе ТГУ им. Г.Р. Державина, а также внешних партнеров (различных типов образовательных учреждений, учреждений повышения квалификации органов управления образования, научноисследовательских и общественных организаций и сообществ).

Ключевые слова: базовые учреждения, грантовые программы, параллельная академическая мобильность, партнерство, сотрудничество, экспорт образовательных услуг.

План развития отечественного образования, определенный в посланиях Президента России Федеральному собранию (20042007 гг.), предполагает значительную в содержательном отношении динамику развития современной России. Программа подъема на новый качественный уровень развития государства в целом сформулирована как единая и комплексная программа долгосрочной стратегии, включающая в себя и российское образование, которое по своей фундаментальности занимало, занимает и должно занимать одно из ведущих мест в мире. Это означает повышение требований к профессиональному образованию, профессиональному в широком смысле этого слова, поскольку утрата этого преимущества, по общему мнению, абсолютно недопустима.

1 Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 20072008 гг.

Именно поэтому основной задачей учреждений высшего профессионального образования является задача повышения уровня конкурентоспособности и конкурентоустой-чивости выпускаемых молодых специалистов, готовых на высоком профессиональном уровне вступить на рынок трудовых отношений. Решение этой задачи невозможно без полноценного партнерства, которое для высшего профессионального образования определяется как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и инструментами рынка труда, органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В то же время, как отмечено в приведенном выше документе, «...сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.