Научная статья на тему 'Силденафил в лечении синдрома Рейно'

Силденафил в лечении синдрома Рейно Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алекперов Р. Т.

Синдром Рейно (СР) является чрезмерной вазоспастической реакцией на воздействие холода или эмоциональное напряжение. Клинически синдром проявляется резко очерченными участками изменения окраски кожи (побеление/посинение) пальцев кистей и стоп. В популяции, особенно в странах с холодным климатом, отмечается значительная распространенность СР, которая достигает 3-5% [1]. Различают первичный, или идиопатический, и вторичный, ассоциированный с другими заболеваниями, СР. Первичный СР характеризуется симметричностью атак вазоспазма, отсутствием изъязвлений и некрозов тканей, отсутствием признаков других заболеваний, нормальной капилляроскопической картиной, отрицательными результатами теста на антинуклеарные антитела и нормальным уровнем СОЭ [2]. При вторичном СР атаки вазоспазма обычно бывают более интенсивными, могут сопровождаться сильной болью, часто развиваются выраженные ишемические повреждения тканей в виде рецидивирующих дигитальных и иных кожных изъязвлений, гангрены фаланг пальцев кистей и стоп [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алекперов Р. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Силденафил в лечении синдрома Рейно»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»1

И.В. Курбатова, Л.Н. Макарова, Ю.П. Прокудин, А.А. Ферман

Раскрыты особенности проектной и исследовательской деятельности учащихся старших классов. Описан опыт организации этих видов деятельности на примере взаимодействия партнеров по Университетскому комплексу как инновационной модели регионального непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: инновационная модель, региональный университетский комплекс, непрерывное педагогическое образование, проектная и исследовательская деятельность.

Ведущую роль в реализации проекта непрерывного образования в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина играет педагогическое образование, выступающее фактором повышения качества людских ресурсов, наращивания инновационного потенциала общества, развития других уровней образования. Решению задач проекта способствует созданный в Институте педагогики и социальной работы образова-тельно-координирующий Центр непрерывного педагогического образования (руководитель центра - доктор педагогических наук, профессор Р.М. Куличенко).

Одной из главных задач деятельности Центра стала организация в Тамбовской области Университетского комплекса непрерывного педагогического образования. Комплекс объединяет образовательные учреждения разного уровня подготовки педагогических кадров, а также иные научные, производственные, общественные организации, учреждения социальной сферы, заинтересованные в развитии региональной системы образования, с целью выработки общей стратегии.

В деятельности комплекса активно участвуют руководители и педагоги общеобразовательных школ, колледжей и вузов г. Тамбова

1 Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 20072008 гг.

и Тамбовской области, представители общественных и административных структур, социальных учреждений. Многие из них имеют ученые степени, звания заслуженных учителей, Почетных работников профессионального образования, являются победителями и лауреатами конкурсов инновационных программ развития образовательных учреждений области.

Таким образом, образовательные, социальные и общественные организации области не замыкаются в своей системе: они продуктивно сотрудничают, генерируют и обмениваются творческими идеями, осуществляют общие цели. У многих организаций необыкновенно интересные программы, нуждающиеся в совместной разработке.

Ведущей тенденцией развития научноисследовательской деятельности Центра непрерывного педагогического образования и Центра инновационного развития кафедр Института педагогики и социальной работы является активизация проектной деятельности субъектов университетского комплекса: непосредственно сотрудников Института, преподавателей колледжей, сотрудников социальной сферы, студентов и учащихся образовательных учреждений и др. В данной статье представлен опыт организации эффективного сотрудничества в данном направлении преподавателей ТГУ им. Г.Р. Державина и МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова (первая

ступень университетского комплекса - до-профессиональная подготовка).

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов в рамках конкурса «Лучшая школа Тамбовщины 2006 и 2007» явилась лучшей в номинации «Учебные достижения» и дважды выиграла в областном конкурсе «Профильная школа», также стала одной из 24 в Тамбовской области, победителем в конкурсе в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Школа активно участвует в региональном Проекте по модернизации образовательной сети, проводимой Управлением образования и науки администрации Тамбовской области.

МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов почти за полтора десятка лет накопила богатый опыт по организации проектной и научно-исследовательской работы учащихся в рамках школьного научного общества. Главной образовательной целью научно-исследовательской деятельности является раскрытие исследовательского и творческого потенциала школьников, дальнейшее развитие их интеллектуальных способностей, создание обстановки совместной увлеченности и коллективного поиска.

Организация проектной и научно-исследовательской работы в МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов осуществляется во взаимосвязи учителей с преподавателями ТГУ им. Г.Р. Державина. Исключительная воспитательная значимость исследований, проводимых школьниками, состоит в формировании у них убеждений в познаваемости окружающего мира, уверенности в собственных силах, укреплении интеллектуального потенциала каждой индивидуальной личности.

Тесная взаимосвязь с Институтами педагогики и социальной работы, русской филологии, Академией гуманитарного и социального развития ТГУ им. Г.Р. Державина позволяет целенаправленно ориентировать выпускников школы на будущую профессию соответствующих специальностей. Этому способствует проводимая учителями школы и преподавателями вуза работа со старшеклассниками по выполнению различных исследований, созданию научных проектов.

Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий проблемно-поискового характера, ведущая к открытию неизвестных фактов, теоретических и эмпирических обобщений, овладение умениями самостоятельно добывать знания. Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых учащиеся получают достоверные сведения, которые используются для построения простейших научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Учащиеся школы прекрасно понимают, что сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании обогащенной проблемной среды, осознания значимости и ценности творчества.

Большая роль и значение в исследовательской деятельности ее участников принадлежит созданным совместно с ТГУ им. Г.Р. Державина кафедрам: педагогики и психологии, гуманитарной, естественнонаучных дисциплин и др. В плане реализации исследовательской деятельности на базе школы работает Всероссийское общество рационализаторов и изобретателей. Учащиеся школы являются дипломантами и призерами межрегиональной научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура» и Всероссийского научного молодежного форума «Шаг в будущее» (г. Москва, 2006, 2007, 2008 гг.). В число победителей вошли в 2007 г. ученица класса гуманитарного профиля Е. Пшичкина, в 2008 г. - ученики информационно-технологического класса Р. Ибрагимов и А. Богатырев. Четыре научно -исследовательские работы представлены на предстоящий конкурс в Рязанский технический университет.

Особенно активное участие выпускники МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов принимают в ежегодных творческих конкурсах ТГУ им. Г.Р. Державина и ТГТУ, по результатам которых поступают в вуз на льготных условиях.

МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов представляет

Тамбовское областное отделение в Московской ассоциации творческих педагогов «Исследователь». Д. Баранов, А. Вандышева и А. Дробжев - ученики гуманитарного класса, являются членами Совета областного научно-педагогического общества «Педагогический олимп» Управления образования и науки администрации Тамбовской области и ТГУ им. Г.Р. Державина (Педагогический колледж им. К. Д. Ушинского), задача которого - создание условий для развития творческого потенциала учащихся профильных классов, их социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения. Они же стали призерами конкурса «Лучшая исследовательская работа» в рамках областной конференции «Прошлое, настоящее и будущее Тамбовского края в проектах учащихся» (март 2008 г.).

На базе школы в 2007 г. открыта экспериментальная лаборатория Комитета образования администрации г. Тамбова «Организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся». Сотрудниками лаборатории проводятся открытые консультации, периодическое обучение по проблемам организации, осуществления и представления научных исследований, готовятся тематические заседания кафедр, создается банк методических разработок по организации проектной и исследовательской работы.

Кафедра общей и социальной педагогики ТГУ им. Г.Р. Державина (заведующая кафедрой, доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Макарова) совместно с кафедрой педагогики и психологии МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов (заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Ю.П. Прокудин) активно внедряют проектные методики в учебновоспитательный процесс. Психолого-педаго-гическая лаборатория школы является уникальной базой для прохождения педагогической и производственной практики студентов, в ходе которой они подключаются к научно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Обогащению научных исследований способствует работа в рамках национального проекта как на уровне областной, так и на уровне муниципальной системы образования, направленная на создание эффективного, инновационного, технологически выстро-

енного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским.

Вошло в традицию проведение ежегодных Дней науки всех ступеней школьного образования. В октябре 2007 г. День науки был посвящен основным аспектам научного проектирования. Первая ступень включала проблему: «Опыт, достижения, перспективы образовательной системы Л.В. Занкова», вторая - «Реализация склонностей и потребностей обучающихся через систему пред-профильного обучения» и третья - «Современные аспекты научного творчества». В работе научных секций «Психолого-педаго-гические подходы к научно-исследовательской деятельности», «Информационно-коммуникативные технологии XXI века», «Русская классическая литература в XXI веке» и «Современные пути развития естествознания» приняло участие более 200 старшеклассников.

Особое место в развитии научно-исследовательской деятельности занимает областная научно-практическая конференция учащихся инновационных учреждений «Грани творчества», проводимая совместно с Управлением образования и науки Тамбовской области. Конференция - это завершающий этап самостоятельной проектной работы учащихся под руководством учителей - предметников и преподавателей вуза. В процессе подготовки к научно-практической конференции решается комплекс учебных и развивающих задач: совершенствуются умения учащихся работать с различными источниками информации, философской, исторической, художественной, психолого-педагогической литературой, умения представлять свои работы в презентативном виде; развиваются коммуникативные способности, навыки публичных выступлений; формируется интерес к исследовательской деятельности.

Школьники получают коллективную оценку своего труда, что способствует повышению их социальной активности, формированию правильной самооценки проведенного исследования. Как правило, на конференции работают 10 и более секций различной тематической направленности, которые возглавляют ученые вузов и учителя школ. Результаты исследования количественных и качественных показателей прове-

денных конференций свидетельствуют о позитивных тенденциях их содержания.

С каждым годом увеличивается исследовательский и поисковый характер научных работ, выступления учащихся получают живой отклик участников конференции. Знания, полученные в ходе подготовки и проведения научно-практической конференции «Грани творчества», значительно обогащают учебноисследовательский опыт учащихся, расширяют кругозор, мировоззренческие позиции, способствуют раскрытию личностных качеств, выявлению будущих и настоящих лидеров. Данное мероприятие объединяет взрослых и детей, увлеченных общей идеей сотворчества, практической значимости работы для всех ее участников.

В 2007/2008 учебном году разработаны новые критерии оценки научно-исследовательских работ старшеклассников как очного, так и заочного туров. Показателями экспертной оценки очного тура конференции являются:

1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта.

2. Структурированность (системность) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания.

3. Культура выступления - чтение с листа или рассказ, обращение к аудитории.

4. Доступность (доходчивость) сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах.

5. Целесообразность, инструменталь-ность наглядности, уровень ее использования.

6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут).

7. Четкость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения.

8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении.

9. Культура дискуссии - умение понять собеседника и аргументировано ответить на его вопрос.

Лист экспертной оценки заочного тура областной научно-исследовательской конференции «Грани творчества» несколько шире, т. к. показатели сформулированы с учетом специфики написания научных проектов. Оценивание представленных работ осуществляется по следующим направлениям:

1. Обоснованность темы исследовательской работы - целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы.

2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме исследовательской работы.

3. Новизна предложенных решений -новизна темы исследования, объектов изучения, методов, полученных результатов.

4. Фундаментальность обзора - глубина анализа, использование современных основополагающих (основных) работ по проблеме.

5. Всесторонность и логичность обзора - системность изложения, освещение значимых для достижения цели работы аспектов проблемы.

6. Аккуратность, соответствие правилам оформления и стандартам - структурированность работы, научный стиль изложения, соответствие требованиям.

7. Обоснованность выбора методик доказана логически и/или ссылкой на авторитеты и/или приведением фактов.

8. Доступность (воспроизводимость) методик для самостоятельного выполнения автором проекта (учащимся или учащимися).

9. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта, практическая ценность.

10. Наглядность (многообразие способов) представления результатов - графики, гистограммы, схемы, фото.

11. Дискуссионность (информативность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций.

12. Оригинальность позиции автора -уровень творчества, наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты.

13. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, доходчивость.

14. Конкретность выводов и уровень обобщения - отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других.

Каждый конкретный показатель очного и заочного туров отражает соответствующую градацию и баллы отметки научного исследования.

XII областная научно-практическая конференция «Грани творчества» (май, 2008 г.) была посвящена 20-летию Школы молодого

инженера и вышла на межрегиональный уровень. Ее участники представляли 35 образовательных учреждений нашей области, а также школы Пензы и Липецка. Всего в работе конференции (докладчиков и слушателей) приняли участие около 400 человек. Работали инженерно-техническая, экономикоматематическая, естественно-научная, гуманитарная, лингвистическая и другие секции. Все они решали единые задачи:

- реализации научного способа познания на предметном материале различных областей знаний;

- раскрытия научного и творческого потенциала старшеклассников;

- адаптации старшеклассников к вузовской системе обучения;

- приобретения и закрепления навыков работы с научной литературой и первоисточниками;

- обучения навыкам публичных выступлений и анализа научных докладов.

Например, психолого-педагогическая

секция объединила 37 участников, 12 из которых выступили с научными сообщениями. Победителями стали П. Казанкова (первое место - гимназия № 12 г. Тамбова), И. Атма-нов и Р. Рагимова (второе место - лицей № 29 г. Тамбова и МОУ СОШ № 1 г. Расска-

зово), О. Позднякова и А. Вандышева (третье место - лицей № 21 и МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова).

Проблема развития творческих способностей многоаспектна и многогранна. Творческие исследовательские способности проявляются в способности продолжать мыслительную деятельность за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Проблема развития таких свойств личности требует длительной целенаправленной работы. Ориентиром для нее являются замечательные слова Э. Канта «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».

Поступила в редакцию 22.04.2008 г.

Kurbatova I.V., Makarova L.N., Prokurin Yu.P., Ferman A.A., Project and reaserch activity of senior formers in the system “school-higher educational institution”. Features of project and research activity of senior pupils are shown. Experience of organization of these kinds of activity exemplified by partner interaction in the University complex as an innovative model of regional continuous pedagogical education is described.

Key words: innovative model, regional university complex, continuous pedagogical education, project and research activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.