УДК [351.74 : 364.048.6 - 053.6] (73)
Е.В. Ушкварок
Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях пенитенциарной системы США
В статье рассмотрена практика реализации социальной работы в США с несовершеннолетними правонарушителями, находящимися в заключении. Приведен результат анализа моделей программ ресоциализации и социальной адаптации юношества. Указаны основные характеристики стратегий социальной работы с данной категорией молодежи. Особое внимание уделяется рассмотрению мер, предпринимаемых в пределах компетенции пенитенциарных учреждений, по индивидуализации воспитательного влияния на несовершеннолетних правонарушителей.
The paper considers the American practices of social work with juveniles held in custody. It analyses the models of rehabilitation programs, describes main strategies of social work with delinquents and details the measures on individualizing approaches to juveniles’ correctional care and aftercare.
Ключевые слова: социальная работа; несовершеннолетние правонарушители; ресоциализация; социальная адаптация; социальные услуги; диагностирование; планирование; учет потребностей.
Keywords: social work; juvenile offenders; delinquent: resocialization; reentry; social services; diagnostics; planning; meeting the needs.
Социальная работа в системе учреждений исполнения наказаний состоит в создании условий и предоставлении возможностей для осужденных с целью оказания им помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и стимулировании положительного личностного развития в процессе ресоциализации и социальной адаптации после освобождения [1].
Специфика социальной работы с несовершеннолетними воспитанниками исправительных учреждений Америки определяется социальными и психологическими характеристиками данной категории молодежи. У подростков, пребывающих в пенитенциарных учреждениях, ежегодно диагностируется 95 тыс. случаев наркозависимости и 225 тыс. - алкоголизма. Порядка 90 % осужденных молодых людей имеют признаки психических расстройств. При этом отмечается рост численности девушек в общем количестве юных правонарушителей.
Характерным для США является этническое, расовое и культурное разнообразие подростков, пребывающих в учреждениях исполнения наказаний. Почти четверть из них не посещают учебные заведения, а у трети воспитанников диагностируют низкий уровень обучаемости. К моменту поступления в пенитенциарные учреждения значительная часть подростков становятся родителями. Также особыми характеристиками американской молодежи, пребывающей в заключении, является нетрадиционная сексуальная ориентация, а также опыт пережитого морального и физического насилия [9].
Анализ данных о социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, пребывающими в пенитенциарных учреждениях, показал, что стратегии ресоциализации и социальной адаптации представляют собой единую эффективную систему действий, реализуемых заинтересованными организациями и учреждениями, благодаря чему обеспечивается удовлетворение многочисленных потребностей юношества. Под эффективными совместными действиями имеются ввиду интегративные услуги, предоставляемые подросткам различными организациями (как государственными, так и общественными) с момента их контакта с системой ювенальной юстиции, на протяжении периода отбывания назначенного наказания и после его окончания. Такое партнерство представляет собой длительные, повсеместно распространенные отношения, которые характеризуются взаимной выгодой, взаимозависимостью и ориентацией на совместную работу с целью достижения положительного результата.
Американские модели программ реабилитации юных правонарушителей предусматривают реализацию пяти элементов процесса перевоспитания:
• диагностирование особых потребностей несовершеннолетних правонарушителей и определение степени угрозы, которую они представляют для общества;
• индивидуализация плана вмешательства;
• координация усилий специалистов междисциплинарной команды вмешательства;
• использование ресурсов общины и социальных групп, которые влияют на формирование личности подростка и их тесное сотрудничество с целью перевоспитания юного правонарушителя;
• применение принципа наказания и поощрения [2].
Американские пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних обеспечивают воспитанникам доступ к академическому образованию и профессионально-техническому обучению, осуществляют индивидуальное консультирование воспитанников, а также психологическое сопровождение родителей. Семьи подростков приглашаются к участию в работе совместных семейных консультационных групп. Девушкам и юношам, находящимся под стражей, гарантируется меди-
50
цинское обслуживание и удовлетворение религиозных потребностей. Кроме того, социальная работа с юными правонарушителями предполагает проведение комплекса психологических тренингов, направленных на повышение социально-психологической компетенции юношей и девушек, привитие навыков безопасной и самостоятельной жизнедеятельности. Такие мероприятия способствуют преодолению подростками проблем, вызванных разными формами насилия и зависимостью от алкоголя и наркотических веществ. Помимо этого, поощряются участие молодежи в программах восстановительного правосудия и участие в общественных работах. В случае условно-досрочного освобождения молодым людям оказывают помощь в трудоустройстве и содействие в решении бытовых проблем. Предоставление такого исчерпывающего перечня услуг в интересах несовершеннолетних правонарушителей требует и является возможным благодаря тесному сотрудничеству пенитенциарных учреждений с социальными службами, учреждениями образования и здравоохранения, религиозными организациями, членами семьи подростков, находящихся в исправительных учреждениях, и общественности [6].
Стоит отметить, что характерными для американских реабилитационных программ в интересах осужденных подростков является их непрерывность.
Процесс вмешательства с целью перевоспитания девиантной молодежи начинается с момента приема юных правонарушителей в пенитенциарные учреждения, осуществляется на протяжении всего периода их пребывания в заключении и продолжается после освобождения в виде наставничества и консультаций, предоставляемых социальными службами и офицерами службы пробации и надзора за условно-освобожденными.
В течение первых двух недель пребывания в пенитенциарном учреждении юноши и девушки проходят диагностическое медицинское и психологическое обследование для выявления особых потребностей, включая зависимости от психоактивных веществ, а также с целью выявления пробелов в образовании и профессиональных склонностей. По результатам всестороннего обследования составляется план вмешательства, текущий контроль его реализации, осуществляемый куратором. По общепринятому стандарту, за одним куратором может быть закреплено не более двадцати пяти подростков, находящихся в заключении [4].
Другая особенность процесса перевоспитания и возвращения к нормальной жизни в обществе - поступательный характер перехода несовершеннолетних правонарушителей от жизни в условиях пенитенциарного учреждения к возвращению в общество по окончании срока наказания силами учреждений, которые осуществляют контроль исполнения наказаний, и социальными службами. За шестьдесят дней до
освобождения воспитанникам исправительных учреждений разрешено краткосрочное пребывание в обществе, за пределами учреждения, под надзором. За месяц до освобождения подросткам позволены визиты домой на ночь или в выходные дни. В первые два месяца после освобождения молодые люди продолжают встречаться с ответственными лицами учреждений по надзору за исполнением наказаний от пяти до семи раз в неделю. В следующие два месяца регулярность встреч снижается до трех-пяти посещений в неделю и до трех встреч на протяжении последних 30 дней надзора за условно-досрочно освобожденными. Надзор подразумевает введение таких мер, как комендантский час, нерегулярное тестирование на предмет употребления психоактивных веществ, домашний арест, электронное слежение, ежемесячные судебные проверки. Также поэтапность выражается в снижении интенсивности надзора за юными осужденными в случае их условно-досрочного освобождения: по возвращении в общество молодые люди продолжают находиться под наблюдением с соблюдением режима дня и получать социальные услуги. Другими мероприятиями может быть установление комендантского часа для бывшего правонарушителя и регулярный анализ биоматериалов с целью выявления факта использования психоактивных веществ.
Специальные программы подготовки подростков к освобождению составляются после оценивания степени риска юного правонарушителя для общества и прогресса изменений в его личности.
Соблюдение права подростков на образование является основным компонентом воспитательного и профилактического воздействия на личность несовершеннолетних правонарушителей. В то же время потребность в продолжении обучения в условиях выполнения назначенного наказания, в том числе связанного с лишением свободы, признается подростками во многих опросах. Содержание образовательных услуг определяется сроком ограничения свободы и предусматривают, прежде всего, подготовку юношей и девушек к сдаче экзаменов для получения свидетельства о среднем образовании и способствовании их реинтеграции в общество. Основой для программ профессиональной ориентации осужденных подростков является целостный подход к перевоспитанию и сочетание профессонально-технического обучения, вспомогательных услуг (повышение способности к трудовой деятельности, обучение навыкам социальной коммуникации, индивидуальная опека над воспитанниками) и общественных работ, реализация которого становится возможным благодаря поддержке производственных предприятий.
Важным заданием для специалистов, которые обучают юных воспитанников пенитенциарных учреждений, является создание условий, в которых каждый подросток имел бы возможность демонстрировать позитивную динамику и прогресс в перевоспитании. Подобная цель
достигается посредством использования стратегий и материалов, которые представляют интерес для молодежи. Это могут быть ссылки на популярные в молодежной среде периодические издания, музыкальные и художественные произведения, правила управления автотранспортным средством [7].
Что касается получения навыков востребованных профессий, то, например, старшим воспитанникам исправительного учреждения для несовершеннолетних предлагают получить профессию и сертификат сварщика, а программа обучения основам косметологии, которые изучают юные правонарушительницы во время выполнения наказания, связанного с ограничением свободы, позволяет девушкам овладеть навыками парикмахерского и маникюрного дела, получить документ, подтверждающий овладение навыками соответствующих профессий, что способствует успешному трудоустройству и социальной адаптации воспитанниц после освобождения [3].
Помимо этого, программы вмешательства учитывают культурные потребности юношества и адаптированы к особым потребностям юных представителей разных этнических групп. Например, большая часть несовершеннолетних правонарушителей из числа коренного населения Америки, которые отбывают наказания, связанные с ограничением свободы, страдают от алкогольной и наркотической зависимости, и, следовательно, имеют потребность в профессиональной психологической помощи. Ориентация на сохранение культурной идентичности и обычаев таких молодых людей в условиях пенитенциарных учреждений имеет критическое значение, поскольку после освобождения они возвращаются в свои родные общины, т. е. в резервации коренных жителей Америки. В связи с этим членам семьи и представителям индианской общины позволено навещать и поддерживать связь с юными заключенными настолько, насколько такие контакты не ставят под угрозу безопасность учреждения. Помимо этого разрешены ритуальные практики, общение с духовными наставниками индианской общины и целителями, а также доступ к литературе коренного населения Америки [4].
Особые образовательные потребности имеют подростки с ограниченным умственными способностями, к которым относят низкий уровень обучаемости, умственную отсталость, нарушения эмоционального развития. План работы с такой категорией правонарушителей предполагает индивидуализацию курсов образовательных программ. Именно потому особенное значение приобретает подготовка подростков с особенностями умственного развития, находящихся в заключении, к возвращению к нормальной жизни в обществе. Общими для такой молодежи образовательными услугами в условиях пенитенциарных учреждений является обучение грамоте, функциональным навыкам, подготовка и сдача экзаменов для получения свидетельства о
среднем образовании, профессиональная ориентация. Несмотря на предпринимаемые на федеральном уровне меры по обеспечению благосостояния подростков с ограниченными умственными способностями, представители социальных служб и пенитенциарных учреждений убеждены в том, что в случаях тяжелых состояний такие несовершеннолетние требуют особого ухода в условиях здравоохранительных учреждений [7].
Услуги по охране здоровья, которые предлагаются молодежи в условиях американских пенитенциарных учреждений, включают первичную медицинскую помощь, оказание помощи в состояниях обострения, профилактические меры, стоматологическую помощь, консультации и лечение у психиатра и офтальмолога, а также реабилитационные мероприятия. В целом достаточно высокий уровень медицинского обслуживания, доступного в условиях пребывания подростков под стражей, позволяет предлагать им исчерпывающий перечень профессиональных медицинских услуг, что гарантирует поддержание и сохранение здоровья молодежи [10].
Имеет место проблема, с которой сталкиваются сотрудники правоохранительных органов и социальные работники, сущность которой состоит в наличии подростков-правонарушителей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Персонал пенитенциарных учреждений принимает метры, способствующие воспитанию толерантного отношения к представителям сексуальных меньшинств среди воспитанников: как среди молодежи, так и среди сотрудников учреждений исполнения наказаний. Проблемы подростков - представители сексуальных меньшинств обсуждаются во время групповых встреч, освещаются в доступных ознакомительных и учебных материалах и учебных дисциплинах [8].
Стоит отметить, что правоохранительные органы США на практике реализуют принципы гендерной политики, суть которой сводится к коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей с учетом характерных для каждой культуры особенностей представлений о сущности мужского и женского начал и усвоением соответствующих моделей поведения. Гендерно-специфические программы для юных правонарушительниц предусматривают реализацию таких мер, которые способствуют актуализации и раскрытию личностного потенциала юных женщин, смене стереотипов, которые препятствуют полной реализации их способностей и возможностей.
Так, гендерно-специфическая программа «Гроус» (рус. - «рост») рассчитана на оказание воздействия на девушек, находящихся в заключении, и на членов их семей. В рамках этой реабилитационной программы для юных правонарушительниц действует направление «Безопасный Старт», рассчитанное на интенсивную работу с несо-
вершеннолетними матерями и их детьми в дневное время без круглосуточного пребывания в исправительном учреждении.
План программы включает общие и индивидуализированные меры перевоспитания. К общим мероприятиям относятся обучение специфическим для женщин навыкам самостоятельной безопасной жизнедеятельности, выполнение общественных работ, получение образования, посещение занятий по функциональной семейной терапии и дальнейшее реабилитационное сопровождение в течение одного года после окончания срока наказания и возвращения в общество. Индивидуализированные мероприятия включают индивидуальную или групповую терапию, участие в группах преодоления психических травм для девушек, которые подвергались сексуальному насилию, а также в группах преодоления зависимостей от психоактивных веществ.
Например, юные матери, которые пребывают в реабилитационноисправительном учреждении для несовершеннолетних в г. Женева (штат Небраска), имеют возможность общаться со своими детьми в течение трех часов три-четыре раза в неделю. Встречи проходят в детской комнате, оборудованной для удовлетворения любых потребностей матери и ребенка: от средств гигиены и развивающих игрушек до комнаты приготовления и приема пищи и ванной комнаты. Юным матерям также предлагается посещать занятия по уходу за детьми и их воспитанию. Финансовая поддержка проекта осуществляется за счет благотворительных взносов и пожертвований [5].
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что в Соединенных Штатах Америки социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями , пребывающими в заключении, нацелена, прежде всего, на обеспечение ресоциализации и социальной адаптации юношей и девушек. Условием эффективности реабилитационного воздействия на молодежь является координированное взаимодействие между заинтересованными ведомствами, которое дает возможность осуществлять воспитание и перевоспитание поступательно, на каждом этапе контакта подростка с правоохранительными органами, превращая его в продуктивного члена общества, и системно, имея возможность влиять на все факторы и уровни социального формирования личности. В осуществлении процесса реабилитации несовершеннолетних правонарушителей американские правоохранительные органы полагаются не только на присущие им полномочия и возможности, но и задействуют для этого финансовые и кадровые ресурсы органов всей системы ювенальной юстиции, социальных служб, образовательных и здравоохранительных учреждений и общественных организаций. Характерной особенностью социальной работы с осужденными подростками в Америке является ее индивидуализация и ориентация на удовлетворение особых потребностей каждого отдельного несовершеннолетнего правонарушителя.
1. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб. пособие / под ред. проф. А.Н.Сухова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 300 с.
2. Byrnes M., Macallair D., Shorter A.D. Aftercare as Afterthought: Reentry and the California Youth Authority. - Aug., 2002.
3. Conlon B., Harris S., Nagel J., Hillman M., Hanson R. Education: Don’t Leave Prison Without It // Corrections Today. - Feb., 2008. - P. 48-52.
4. Escarcega A. Working Collaboratively: Addressing the Needs of Federally Sentenced Juvenile Offenders // Corrections Today. - Vol. 66. - № 1.
5. Furniss J. Youth Counselor Offers Hands-On Approach to Parenting // Corrections Today. - June, 2009. - P. 43.
6. Gibson S., Duncan G. A Multifaceted Approach from Intake to Discharge // Corrections Today. - Feb., 2008. - P. 58-59.
7. Leone P.E., Meisel S.M., Drakeford W. Special Education Programs for Youth with Disabilities in Juvenile Corrections // Journal of Correctional Education. Volume 53. - Iss. 2. - June, 2002.
8. Lesbian and Bisexual Girls in the Juvenile Justice System // Child and Adolescent Social Work Journal. - Vol.19. - No.4. - Aug., 2002. - P. 285-301.
9. Mitchell, J., Dodder, R.A. Neutralization and delinquency: A comparison by sex and ethnicity // Adolescence. - Summer 90. - Vol. 25. - №. 98
10. Parikh R.C., Henry J., Slott N., Gadow G. Challenges in Health Care Delivery. Juvenile Corrections in Texas // Corrections Today. - Oct., 2009. - P. 38-43.