ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 374
ВОЗМОЖНОСТИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
© Татьяна Петровна ДЬЯЧЕК
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: r-irina75@mail.ru
Статья посвящена анализу роли волонтерской деятельности студентов специальности «социальная работа» в формировании у них одного из уровней профессиональных ценностей - личностнопрофессиональных ценностей. Показано, что последние сопрягаются с ядром ценностно-мотивационной сферы личности социального работника, которая и проявляется в волонтерской деятельности, и формируется в ней.
Ключевые слова: волонтерская деятельность студенческой молодежи; профессиональные ценности социального работника; личностно-профессиональные ценности социального работника.
Социальная работа - относительно новый для России вид профессиональной деятельности. Прошедшие с ее институциализа-ции чуть более полутора десятков лет показали, что успешность функционирования специалиста во многом производна от системы присвоенных и разделяемых им ценностей.
Как известно, ценности отражаются в сознании индивида в форме ценностных ориентаций, выступающих одним из регуляторов ее поведения и деятельности. Причем, как доказано в исследованиях Н.Б. Шмелевой, именно присвоенная и осознаваемая личностью система ценностей, «переплавленная» в ценностные ориентации, составляет ядро ценностно-мотивационной сферы личности социального работника. И что особенно важно для этой профессии - влияет на палитру профессионально важных качеств, носителем которых он является.
Если распространить на социальную работу подход, предложенный В. А. Сластени-ным, И.Ф. Исаевым и Шияновым [1, с. 37], то система профессиональных ценностей сложившегося специалиста социальной работы должна включать следующие их уровни: социально-профессиональные; групповые профессиональные; личностно-профессиональные.
Социально-профессиональные ценности являются производными от особенностей экономического, политического, социокультурного и нравственного развития общества на конкретно историческом этапе его развития. На наш взгляд, в контексте рассматриваемой профессии, этот уровень ценностей выражается через принципы, на которых в тот или иной период базируется социальная политика страны, ее отдельных регионов - ведь в т. ч. и средствами социальной работы эти принципы воплощаются в жизнь общества.
Групповые профессиональные ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих деятельность специалиста социальной работы в рамках соответствующей инфраструктуры, реализующей меры социальной защиты. Для профессионального сообщества этот уровень ценностей есть аксиологический ориентир, основа, на которой строятся взаимодействия с социальными клиентами, коллегами и партнерами.
Что же касается уровня личностно-профессиональных ценностей, то они, представляя собой сложные социально-психологические образования, отражающие мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики конкретного специали-
ста, принимаются в качестве собственного внутреннего ориентира, побуждающего и направляющего его деятельность, проявляясь как его «аксиологическое Я».
Согласно Н.В. Кузьминой, основными слагаемыми профессионального становления и развития будущего специалиста, наряду с овладением знаниями информационно-теоретического и прикладного характера и профессионально-технологическим компонен-
том, аккумулирующим необходимые ему умения, навыки, является также его личностная и профессиональная направленность, в которой находят отражение его мировоззрение, потребности, интересы, профессиональные ориентации, склонности, способности, качества личности, стиль деятельности и др.
Высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов социальной работы на личностно-ориентированной основе, ищет дополнительные пути и средства, оптимизирующие формирование и развитие у студентов всех уровней профессиональных ценностей. Относительно новым для постперестроечного периода России средством, необходимым для этого считаем систематическую и упорядоченную (по педагогическим целям) добровольческую деятельность студентов, контекстуально связанную с субъект-объектным взаимодействием в проблемном поле социальной работы.
При этом под добровольческой деятельностью будущих специалистов социальной работы мы понимаем свободную (не регламентированную ГОС ВПО в области социальной работы) деятельность, основанную на личных интересах, добровольности, инициативе студентов в учреждениях системы социальной защиты населения и общественных организациях социального профиля по различным направлениям, которая осуществляется во внеучебное время [2]. Она обеспечивает богатый арсенал возможностей для его профессиональной социализации, необходимой для обеспечения сформированности социальной, профессиональной и личностной компетентности (в том смысле, который вкладывает в них А.К. Маркова).
В профессиональной литературе добровольческую деятельность связывают с благотворительностью. Эти связи мы попытались проанализировать в нашей работе [2].
Известно, что исторические корни добровольческой деятельности исследователи соотносят с благотворительностью, уходящей вглубь истории человеческого общества. На всех этапах его существования благотворительность закономерно отражала моральные нормы и традиции общественной жизнедеятельности и отношений между людьми. В зависимости от эпохи, задающей вектор понимания предназначения человека в этом мире, а следовательно, и его обязанностей в отношении других, благотворительность принимала различные формы, на что указывают многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей, обращавшихся к феномену благотворительности (К. Аллен, Л.В. Бадя, Г.П. Бодренкова, Т.Г. Деревя-гина, А. Крамер, В.А. Михеев, П.Д. Павленок,
Н.Ю. Слабжанин, Г.Н. Ульянова, Э.А. Фомин). Опираясь на представления о должном, в человеческом сообществе вырабатывались правила, принципы поведения, отношения к другому человеку и к обществу в целом.
Не требует доказательства тот факт, что добровольческая деятельность является одной из привлекательных для студенческой молодежи форм проявления благотворительности.
Проследим, какие возможности предоставляет студенту добровольческая деятельность в формировании только одного из уровней профессиональных ценностей -личностно-профессиональных.
Отечественные и зарубежные специалисты, занимающиеся проблемой добровольчества (К. Аллен, Г.Н. Бодренкова, Т.Г. Дере-вягина, Д.М. Динито, Н.С. Морова, С.В. Те-терский, Э. Уолш), отмечают, что в добровольческой деятельности находит выражение такая направленность личности, как совокупность устойчивых, относительно независимых от сложившейся ситуации мотивов, которая ориентирует поведение и деятельность личности в соответствии с ее милосердным и альтруистичным отношением к тем, кто имеет социальные проблемы и нуждается в сторонней помощи и поддержке для их разрешения.
Присущие личности ценностные ориентации находят выражение в поведении и деятельности, о чем свидетельствуют результаты психологических исследований. Так, по А.Н. Леонтьеву и Л.С. Рубинштейну, от цен-
ностных ориентаций самой личности зависят ее потребности и целеопределение в деятельности (в т. ч. добровольческой). Причем, они могут быть удовлетворены различными способами. Иллюстрацией этого тезиса служит, на наш взгляд, то, что в разные исторические периоды различными были не только объекты и субъекты добровольческой деятельности (или шире - благотворительности), но и ее цели, содержание, формы, способы осуществления.
Итак, с позиций аксиологического подхода участие в добровольческой деятельности связано с деятельностным выражением личностью нравственного принципа приоритета не себя, а другого, определяющего ее смысл - бескорыстное служение людям. Для этого личность должна обладать определенными социальными качествами, которые в социологии определяются как совокупность социальных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимообусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми [3, с. 95].
В обобщенном виде социальные качества определяют совокупный портрет людей, представителей конкретной профессиональной группы, формальной и неформальной организации. В контексте сказанного социальные качества личности студента, участвующего в добровольческой деятельности, должны включать самосознание, гуманистические ценностные ориентации, относительную самостоятельность в принятии решений, самоконтроль и ответственность за свои поступки, личностно окрашенное отношение к окружающей действительности.
Как видим, они коррелируют с профессионально-личностными качествами, которыми должен обладать специалист социальной работы.
Подчеркнем, что требуемые социальные качества личности не только проявляются в добровольческой деятельности, но и формируются в ней.
Важный ракурс в деятельности как форме и способе выражения социальных отношений, в единстве предметной деятельности человека, его сознания и личности выделяется в исследованиях психологов. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Д. Шадрикова и других выдающихся отечественных психологов
доказано, что деятельность есть форма целеопределенной активности человека. Будучи системообразующим фактором деятельности, цель является и главным критерием для определения ее содержания, структуры и динамики.
По А.Н. Леонтьеву, деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Ученый подчеркивал, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов.
С.Л. Рубинштейн писал: «Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально проявляются свойства личности. ...В ходе нее индивид выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [4, с. 435].
Следовательно, добровольческая деятельность студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», как форма целеположенной активности, должна быть связанной с соответствующей потребностью личности. В психологической литературе потребности определяются как нужда, недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, обусловливающих, в свою очередь, определение цели как субъективного образа желаемого результата будущей деятельности.
Следовательно, в ходе добровольческой деятельности, если она сопрягается с предметным пространством социальной работы, студент вступает в профессиональные отношения с индивидуальным либо групповым объектом социальной работы. В зависимости от места добровольческой практики это может быть клиент социальной службы либо подопечный общественной организации, реализующей те или иные функции социальной работы.
Наш опыт показывает, что далеко не каждый студент может быть включен в волонтерскую деятельность. Отечественные и западные специалисты по проблемам молодежного волонтерства единодушно связывают ее с альтруизмом как системой ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности, стремление к бескорыстному оказанию помощи другому.
Мы исходим их того, что для участия в добровольческой деятельности претендентам необходимы определенные характеристики личности, высокие моральные качества, устойчивая мотивация, терпение и выдержка, стремление достичь намеченную цель, нравственно-психологическая готовность к взаимодействию.
Ядро такой готовности составляют гуманистические ценностные ориентации.
Уже в самих мотивах включения в добровольческую деятельность «опредмечиваются» такие присущие личности ценности, как уважение, альтруизм, честность, сострадание, открытость, добровольность, неравнодушие к чужому горю, сопереживание и др. Для будущего специалиста социальной работы они представляют принципиальную важность, поскольку, как зафиксировано в Кодексе этики профессии, составляют основу его профессионального кредо.
В 2011 г. нами проводилось изучение причин, побуждающих студентов специальности «социальная работа» участвовать в регулярной волонтерской работе с различными группами населения. Было опрошено 89 студентов 1-5 курсов, обучающихся в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина.
Исследование дало следующие результаты (респондентам можно было выбрать несколько причин):
- 77,5 % из них нравится работать с людьми, которым они могут оказать бескорыстную помощь;
- 52,5 % хочется попробовать себя в новой деятельности;
- 50 % нравится участвовать в волонтерской деятельности потому, что получаемые при этом знания - основа будущих профессиональных успехов;
- 47,5 % нравится узнавать новое, развивать творческие способности;
- 17,5 % считает, что волонтерская деятельность представляет хорошую возможность пообщаться с друзьями, единомышленниками.
Таким образом, можно заключить, что участие студента в добровольческой деятельности создает условия для реализации потребности творить добро - одной из важнейших потребностей представителя этой профессии, разделяющего представления о необходимости ставить благо другого выше собственного, понимающего собственный нравственный долг как деятельностное проявление сочувствия к нуждающемуся и беспомощному, реализующееся в стремлении опекать, утешать, защищать, заботиться, успокаивать и исцелять его.
Желание сделать добро ставит добровольца, бескорыстно отдающего свой труд, в позицию сделанного нравственного выбора, при котором высшей ценностью для него выступает другой человек. Такое альтруистическое стремление помочь более слабому человеку, поделиться с нуждающимся тем, чем ты владеешь сам, не прося ничего взамен, связано, на наш взгляд с проявлением милосердия как разновидности гуманистических ценностей, разделяемых студентом-волон-тером.
При этом студент выражает свои ценностные ориентации, неразрывно связанные и производные от обычаев, традиций и норм общества, культуру которого он впитал в процессе социализации и в котором живет, через выбор форм, методов, способов ее реализации и ясной личностной позиции.
Следовательно, через участие в добровольческой деятельности для будущего специалиста открывается перспектива для осознания аксиологической природы будущей профессии. Поскольку благодаря ее осознанию обыденные явления окружающей жизни поднимаются для него на уровень философско-мировоззренческих обобщений, становясь убеждениями, жизненными принципами, определяя поведение и характер отношения к будущей профессии и ее объектам. То есть добровольческая деятельность расширяет пространство смысложизненного поиска, перенося его в сферу не просто изучения (в учебной аудитории), но в сферу высших
нравственных, гуманистических ценностей практической социальной работы. А освоение норм и ценностей социально-профессиональной среды, которое имеет место в добровольческой деятельности - это одна из фаз профессионального становления и развития.
Принимая во внимание новую, гуманистически ориентированную модель специалиста, полностью солидарны с О.П. Шамае-вой в том, что вузу следует искать пути максимального расширения личностно осознанного социокультурного и нравственного опыта студента, который позволит оснастить его методологией творческого преобразования, поможет в дальнейшем применять специальные и социальные знания с учетом морально-этических аспектов последствий деятельности; передать умение понимать индивидуальные особенности участников социального процесса; формировать новые ценности с учетом прошлого и будущего [5].
Таким образом, целесообразная (с точки зрения достижения образовательных целей) добровольческая деятельность студентов обладает определенным педагогическим потенциалом, ценностная составляющая которого связана с расширением возможностей для развития у будущего специалиста совокупности ценностных ориентаций, соотносимых с принятием им разноуровневой системы ценностей - социальных, профессионально-групповых и личностных, - позитивно влияющих на развитие профессионально важных качеств личности.
Подчеркнем, что именно ценностный компонент личности специалиста во многом определяет его пригодность к избранной профессии, его профессиональную позицию, а также перспективы субъектного развития.
Участие в волонтерской деятельности весьма важно для будущих выпускников вуза. Ведь переход к компетентностной парадигме вузовской подготовки требует переноса акцента на самостоятельные виды деятельности студентов, значительное повышение их мотивации к приобретению профессиональной компетентности. И именно в волонтерской работе каждому студенту предоставляются широкие возможности для проявления его личностных и профессиональных интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальной активности и гражданской позиции.
Помимо приобретения специальных знаний, умений и навыков, добровольчество прививает волонтерам чувство ответственности не только за себя, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям, способствует формированию у них таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь к ближнему, способность к сопереживанию.
Разделяем позицию А.В. Гололобовой в том, что немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственной способности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой способности самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности [6].
Будущий социальный работник должен хорошо понимать ту роль, которую могут играть добровольческие инициативы в улучшении социального самочувствия слабозащищенных категорий населения. Для этого ему надо, с одной стороны, изучать феномен социального волонтерства, а с другой -учиться интегрировать ресурсы добровольческой деятельности в свою профессиональную практику.
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М.,
2004.
2. Дьячек Т.П., Болотова Л.А. Добровольческая деятельность как ресурс социальной работы. Тамбов, 2007.
3. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Социология. М., 1990.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2004.
5. Шамаева О. П. Проблемы высшего образования и формирования социально-технологической культуры с точки зрения синергетики // Эффективные технологии профессионального образования / под ред. Л.В. Бадя. М.,
2005. С. 130-144.
6. Гололобова А.В. Роль волонтерского движения в развитии гражданских качеств студентов медицинск°г° вуза // Педагогическое об- Поступила в редакцию 20.11.2011 г.
разование в России. 2011. № 1. С. 99-105.
UDC 374
OPPORTUNITIES OF VOLUNTARY ACTIVITY IN FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE SOCIAL WORKERS
Tatyana Petrovna DYACHEK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: r-irina75@mail.ru
The article is devoted to the role analysis of voluntary activity of “social work” specialty students in formation of one of levels of professional values: personal-professional values. It is shown that the last are in touch with the core of value-motive sphere of personality of social worker which can be revealed in voluntary activity and formed there.
Key words: voluntary activity of students’ youth; professional values of social worker; personal-pr-fessional values of social worker.