Научная статья на тему 'ТЕРРОРИЗМ КАК НАИБОЛЕЕ ОПАСНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ТЕРРОРИЗМ КАК НАИБОЛЕЕ ОПАСНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
402
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / LAW / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье рассматривается понятие терроризма, как самого опасного преступного деяния в современном мире. Показано, что борьба с ним проводится как отдельными государствами, так и на международном уровне, на основе совершенствования законодательной базы и проведения военных операций регионального и международного масштаба. Автор полагает, что существующая правовая база не в полной мере обеспечивает эффективное противодействие терроризму. В частности, практически отсутствует ответственность лиц, финансирующих террористические организации, так как их действия не направлены на совершение конкретного преступления, и они не подпадают ни под какой из видов соучастия. Подобные пробелы в законодательстве позволяют уходить от ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM AS THE MOST DANGEROUS OFFENSE IN THE MODERN WORLD

The article deals with the notion of terrorism as the most dangerous criminal act in the modern world. It is shown that the fight against it is carried out both by individual states and at the international level, on the basis of improving the legislative base and conducting military operations of regional and international scale. The author believes that the existing legal framework does not fully ensure effective counteraction to terrorism. In particular, there is practically no liability for persons financing terrorist organizations, since their actions are not directed at the commission of a particular crime, and they do not fall under any type of complicity. Such gaps in the legislation make it possible to avoid responsibility.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИЗМ КАК НАИБОЛЕЕ ОПАСНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

9. Instrukciya o poryadke zapolneniya i predstavleniya uchetnyh dokumentov, utverzhdennaya Prikazom Generarnoj prokuratury RF, MVD RF, MCHS RF, Minyusta RF, FSB RF, Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya i torgovli RF i Federal'noj sluzhby RF po kontrolyu za oborotom narkotikov ot 29 dekabrya 2005g. №39/1070/1021/253/780/353/399 «O edinom uchete prestuplenij» // Rossijskaya gazeta. 2006. 25 yanvarya. №13.

10. Korolev V.V. Kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie posyagatel'stv na zhizn' sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: Diss. ... kand. yurid. nauk. S. 28.

11. Dannye Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii.

12. Ocenka chislennosti postoyannogo naselenie na 1 yanvarya 2016 goda i v srednem za 2015 god.

13. Prichiny territorial'nyh razlichij prestupnosti. Sovmestnoe issledovanie Vsesoyuznogo instituta po izucheniyu prichin i razrabotke mer preduprezhdeniya prestupnosti i Prokuratury RSFSR. 1984-1985 gg. S.93.

14. Kriminalistika: uchebnik / pod red. I. F. Panteleeva, N. A. Seliverstova. M., 1984. S.373.

15. Magomedov M.M. Ugolovnaya otvetstvennost' za posyagatel'stvo na zhizn' sotrudnika pravoohranitel'nogo organa: Avtoref. diss. ... kand .yurid. nauk. M., 2009. S.19.

16. Kanunnikova N.G. Viktimologicheskaya profilaktika posyagatel'stv na zhizn' sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v usloviyah neseniya sluzhby v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2015. №2 (32). S.72.

17. Sm.: Varygin A.N. O «situacionnoj» prestupnosti i ee osobennostyah. // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014. №2 (16). S.34-37.

18. Ugolovno-pravovaya i kriminologicheskaya harakteristika posyagatel'stva na zhizn' sotrudnika pravoohranitel'nogo organa. Monografiya / Muzyukin A.P., Pavluhin A.N., Semenkov M.V., EHriashvili N.D. - M.: Zakon i pravo, YUNITI-DANA, 2007.

19. Zakonnost': sostoyanie i tendencii v 2010 - 2014 gg. Deyatel'nost' prokuratury po ee obespecheniyu: nauch. dokl. / pod obshch. red. O.S. Kapinus. - M.: Akad. Gen. prokuratury Ros. Federacii, 2015. S.87.

20. Prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrya 2013 g. №»1040 «Voprosy ocenki deyatel'nosti territorial'nyh organov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // tekst prikaza oficial'no opublikovan ne byl.

21. Iz resheniya mezhvedomstvennogo soveshchaniya rukovoditelej pravoohranitel'nyh organov Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga, sostoyavshegosya 17.08.2017 v g.Mahachkala.

22. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya. M., 1999. S.79-82.

23. Sm.: Zakonnost': sostoyanie i tendencii v 2010 - 2014 gg. Deyatel'nost' prokuratury po ee obespecheniyu: nauchnyj doklad / pod obshch. red. O.S. Kapinus. M.: Akademiya General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii, 2015. S.138.

24. Dannye Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii.

25. Zaidov G.L. Pravil'naya kvalifikaciya umyshlennyh ubijstv - vazhnoe uslovie preduprezhdeniya prestuplenij protiv lichnosti // Sbornik nauchnyh trudov. Tashkent, 1978. S.53.

ТЕКЕЕВ РАСУЛ АХМАТОВИЧ - главный специалист отдела правовой статистики прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, аспирант кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии ([email protected]).

TEKEEV, RASUL A. - Chief Specialist of Legal Statistics Department of the Prosecutor's Office of Karachay-Cherkess Republic, Ph.D. student, Department of Prosecutorial Supervision and Criminology, Saratov State Law Academy

УДК 343.412

МАЙСТРЕНКО Г.А. ТЕРРОРИЗМ КАК НАИБОЛЕЕ ОПАСНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ключевые слова: терроризм, государство, закон, общество, уголовная ответственность.

В статье рассматривается понятие терроризма, как самого опасного преступного деяния в современном мире. Показано, что борьба с ним проводится как отдельными государствами, так и на международном уровне, на основе совершенствования законодательной базы и проведения военных операций регионального и международного масштаба. Автор полагает, что существующая правовая база не в полной мере обеспечивает эффективное противодействие терроризму. В частности, практически отсутствует ответственность лиц, финансирующих террористические организации, так как их действия не направлены на совершение конкретного преступления, и они не подпадают ни под какой из видов соучастия. Подобные пробелы в законодательстве позволяют уходить от ответственности.

MAУSTRENKO, &А. TERRORISM AS THE MOST DANGEROUS OFFENSE IN THE MODERN WORLD

Keywords: terrorism, law, society, criminal liability.

The article deals with the notion of terrorism as the most dangerous criminal act in the modern world. It is shown that the fight against it is carried out both by individual states and at the international level, on the basis of improving the legislative base and conducting military operations of regional and international scale. The author believes that the existing legal framework does not fully ensure effective counteraction to terrorism. In particular, there is practically no liability for persons financing terrorist organizations, since their actions are not directed at the commission of a particular crime, and they do not fall under any type of complicity. Such gaps in the legislation make it possible to avoid responsibility.

Терроризм является одним из наиболее опасных преступных деяний. В настоящее время он из национальной проблемы превратился в угрозу международному миру и безопасности. Террористические преступления направлены, в целом, на нарушение основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь, демократических устоев общества и государства [1, c.2].

Понятие терроризма определено в законодательстве как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями. Это деяние связано с устрашением населения такими способами и методами как убийства, захват заложников и иные формы противоправных насильственных действий. Терроризм изначально направлен против государственных деятелей разного ранга, включая и руководителей государств.

Указанные преступления, как массовое и политически значимое явление, - результат повальной «деидеологизации», когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Деидеологизация, как философское понятие и как общественное явление, распространилось в Западной Европе в 50 - 60 гг. XX века, но первые ростки ее появились в начале ХХ в. и, как отмечают историки и мыслители, именно в России. О зарождения терроризма в нашей стране мы знаем из истории. От рук террористов погибли царь Александр II, один из передовых людей России, премьер-министр Петр Столыпин и т.д.[2]. Как известно, началом Первой мировой войны послужили события в Сараево, где 28 июня 1914 года боснийский серб студент Гаврило Принцип осуществил покушение, в результате которого были убиты австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд и его морганатическая жена София Хотек.

Примеры зловещих преступлений, как мы видим, происходили ранее нередко, но тенденция их роста сегодня с каждым годом умножается. На проявления терроризма общественность реагирует, как на порождение общей опасности в мире. Так, после осуществлении террористического акта в Испании в виде наезда грузовика на пешеходов, на улицы городов вышло около полумиллиона людей, чтобы показать свое негодования к проявлениям терроризма.

Государство и общество борьбу с проявлениями терроризма в том числе посредством его изучения в научном и идеологическом плане. Выработка путей решения этой проблемы началась еще в 30е годы XX века. Так, в 1930 г. в Брюсселе состоялась III Международная конференция по унификации уголовного законодательства. В рамках этой конференции, как определяют криминалисты, была дана характеристика терроризма и особенностей его проявления и развития. Эти положения были закреплены в ст. I проекта резолюции. Анализируя данные положения, мы однако же приходим к выводу о том, что указанная конференция понятия терроризма не установила и направления борьбы с ним не были определены. Организаторы конференции в указанной статье перечислили только преступные деяния общего характера. В последующем учеными - юристами проводились попытки исправить данное положение на других конференциях, которые проводились ежегодно, но они имели скорее философское содержание.

Активность общества и его институтов выросла после того, как 9 октября 1934 г. в Марселе были убиты король Югославии Александр I и министр иностранных дел Франции Луи Барту. Это побудило Совет Лиги Наций предметнее заняться вопросом борьбы с терроризмом. Советом был образован комитет в составе представителей 11 государств, в который вошел и Советский Союз. Данный комитет был создан для разработки Международной концепции, направленной на борьбу с терроризмом. Однако эти мероприятия своей цели не достигли в результате разногласий среди членов комитета.

Вновь к проблеме борьбы с терроризмом возвратились только после создания ООН. В 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН создала комиссию международного права, которая приступила к разработке проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В его основу легли Нюрнбергские принципы, разработанные для суда над фашистскими преступниками и закрепленные в Уставе международного военного трибунала. К преступлениям против мира и безопасности человечества, наряду с агрессией, Генеральная Ассамблея ООН отнесла ведение или поощрение властями какого-либо государства террористической деятельности в другом государстве или допущение организованной

деятельности, рассчитанной на совершение террористических актов в другом государстве. Однако и этот проект остался нереализованным.

Современная Россия занимает далеко не последнее место по числу совершаемых на ее территории террористических актов. Достаточно вспомнить взрывы домов в Москве, захват заложников на Дубровке, взрывы в Назрани, Буйнакске. Зловещее преступление террористов против детей 1- 3 сентября 2004 г. в школе Беслана, где погибло 334 человека, из них 186 -детей, показало всему миру истинное лицо преступников, которые для достижения своих целей не останавливаются даже перед убийством детей. В результате террористических актов в метро г. Москвы, Санкт- Петербурга, погибли и пострадали десятки мирных жителей. И это только совершенные преступления. По информации ФСБ и антитеррористического комитета России ежегодно предотвращается не один десяток подобных преступлений. В первом квартале 2018 г. совершено ряд преступления террористической направленности: в Республике Дагестан, Хабаровском крае и Сахалинской области. На стадии приготовления предотвращено шесть терактов. Пресечена деятельность 12 законспирированных террористических ячеек. Всего с начала года задержано 189 и нейтрализовано 15 бандитов и их пособников. В результате мер антитеррористического комитета России удалось сохранить тенденцию сокращения общего числа совершенных и подготавливаемых в стране преступлений террористической направленности.

В то же время террористические угрозы сохраняют свою актуальность, что определяет необходимость дальнейшего совершенствования общегосударственной системы противодействия терроризму. Как отмечают эксперты, борьба с терроризмом без эффективного противодействия непосредственно преступным сообществам результативной быть не может, так как корни наиболее опасных проявлений терроризма следует искать в криминализированных организациях, зачастую носящих транснациональный характер. Преступные группировки устанавливают обширные международные связи с целью получения финансовой и материально-технической поддержки из-за рубежа. Используя сепаратистские лозунги в качестве идеологического прикрытия своей деятельности, подобные преступные сообщества (а определенное число их представителей имеют опыт участия в боевых операциях) изобрели, по сути дела, новую форму криминального бизнеса, где в виде компенсации за ведение войны против собственного государства рассматривается получение финансовых средств.

Борьба с терроризмом и религиозно-политическим экстремизмом, становится глобальной международной проблемой и требует координации усилий различных государств. На основании существующих научных исследований международного опыта борьбы с терроризмом, разработанной законодательной базы страны представляется возможным дать обобщающее определение терроризма. Терроризм - это публично совершаемые общественно опасные деяния или угрозы, направленные на устрашение населения или какой - то его части, в целях прямого воздействия на принятие, какого-либо решения представителями власти или отказ от него в интересах террористов.

В настоящее время терроризм угрожает целостности некоторых стран и международной стабильности в целом. События последних лет позволяют констатировать, что террористические посягательства являются зачастую преступлениями международного характера, направленными против гражданского населения многих стран. Широкое распространение терроризм получил в странах Ближнего Востока, таких как Сирия, Ливия, Ирак. Там действует наиболее масштабно террористическая организация «Исламское государство (ИГИЛ)», которая запрещена как в России, так и в ряде других стран. Название данной организации варьируется, в зависимости от складывающейся вокруг ее обстановки. Деятельность данной организации распространяется и на страны Европы и Америки. Здесь уместно вспомнить события во Франции, ФРГ, Испании, Англии и других странах Европы, где террористы на автомобилях таранили прохожих, расстреливали и резали их на улицах городов. Ответственность за данные преступления брала на себя террористическая организация «ИГИЛ». Такие преступные деяния происходят и в США, Канаде. При этом

жестокость посягательств, а равно и направленность их на подрыв самих основ существования государств и народов, вполне сопоставимы с преступлениями против мира и безопасности человечества.

Это видно по событиям на Ближнем востоке, где терроризм из регионального перерос в международный. Возникновение на обширной территории, путем захвата ряда территорий других государств, самопровозглашенного исламского государства «ИГИЛ», породило угрожающий фактор воинствующего мусульманства, который отличается наиболее крайними террористическими проявлениями. Примеры публичных казней были показаны по телевидению на весь мир. Мы «наблюдаем» массовые казни ни в чем не виновных людей различных профессий, разного вероисповедания, осуществляемые террористами «ИГИЛ». Данные преступления направлены, прежде всего, на устрашение человечества, а через него -на достижение своих целей, например на захват нефтедобывающих территорий и продажу нефти на международном рынке, перераспределение экономического влияния в данной сфере. «Терроризм сегодня,- констатирует М.П. Киреев, - это, бесспорно, форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие» [3, с.57]. Терроризм превратился в одну из самых опасных проблем человечества. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально - техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма, правовой нигилизм отдельных граждан увеличивают степень воздействия этой угрозы в государстве. В научной литературе, в теории государства и права появилось направление новой внутренней и внешней задачи -это борьба с терроризмом.

9 декабря 1999 года в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, в которой основное внимание направлено на предупреждение финансовой поддержки терроризма. Дальнейшая международная деятельность продолжалась путем совершенствования законодательной базы. Так, 16 мая 2005 г. в Варшаве была подписана Конвенция Совета Европы о предупреждения терроризма.-Российская Федерация указанную Конвенцию ратифицировала Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. № 56 -ФЗ, и она вступила в законную силу на территории России с 1 июня 2007 г.

Эффективное противодействие распространению терроризма может быть осуществлено только при условии организации четкого взаимодействия всех государственных структур. Основой для него призвана стать система нормативных актов, включающая в себя документы, принятые на федеральном, региональном и ведомственном уровне. В нашей стране правовую основу борьбы с терроризмом, помимо Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» [4] и Уголовного кодекса Российской Федерации, образуют также Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон Российской Федерации «О безопасности», федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об обороне», а также отдельные указы Президента России и постановления Правительства Российской Федерации. Вместе с тем, существующая правовая база не в полной мере обеспечивает эффективное противодействие терроризму. В частности, практически отсутствует ответственность лиц, финансирующих террористические организации, так как их действия не направлены на совершение конкретного преступления, и они не подпадают ни под какой из видов соучастников. Подобные пробелы в законодательстве позволяют уходить от ответственности не только лицам, обеспечивающим финансовую сторону терроризма, но и преступности в целом.

Для борьбы с терроризмом и иными преступлениями с признаками терроризма необходим эффективный уголовно-правовой механизм. В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится ряд правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления террористической направленности - ст. 205, 205.1 - 205.6 УК РФ [5, с.180]. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия

терроризму и обеспечения общественной безопасности» [б] внес дополнени в указанные статьи в целях усиление уголовной ответственности за данные преступления.

Изменения коснулись ст. 2Q5.l УК РФ - содействие террористической деятельности, ст. 2Q5.2. УК РФ - публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, ст. 2Q5.3 КУ РФ - прохождение обучение в целях осуществления террористической деятельности, ст. 2Q5.4 УК РФ - организация террористического сообщества и участие в нем, ст. 2Q5.5 УК РФ - организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации. Законом введена в УК РФ дополнительная статья Ю5.б. - несообщение о преступлении [7, al8Q] и новая статья 361 [7, c.313].

Данные изменения указывают на ответственность государства за жизнь и благополучие граждан России и общества. На это направлено и участие наших вооруженных сил, по просьбе руководства Сирийской Арабской Республики (САР), в борьбе с террористами на ее территории. Об этом неоднократно в своих выступлениях высказывались руководители нашей страны. Таким образом, можно сделать вывод, что основными направлениями борьбы с терроризмом являются: совершенствование законодательной базы, проведение разъяснительной работы в обществе, укрепление правоохранительной системы и обороноспособность страны.

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. но состоянию на 5 февраля 2Q15 г. // СПС «Консультант-Плюс».

2. Турицын И.В. Власть, общество и терроризм: размышления о российской исторической традиции // Современная научная мысль. 2Q14. №1. С.6-35.

3. См.: Кобец П.Н. Противодействие преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России: - Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2QQ4. 483 с.

4. Федеральный закон № 35 от Q6.Q3.2QQ6 г. «О противодействии терроризму» // СПС «Консультант-Плюс»

5. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации /Под общ. Ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2Q1Ü

6. Федеральный закон от б июля 2Q16 г. N 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // СПС «Консультант-Плюс».

7. Уголовный кодекс РФ - принят Государственной Думой 24 мая 1996г. ( в редакции ФЗ РФ от 26 июля 2Q17 г № 2QQ - ФЗ.)

References and Source

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata Vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. po sostoyaniyu na 5 fevralya 2015 g. // SPS «Konsul'tant-Plyus».

2. Turicyn I.V. Vlast', obshchestvo i terrorizm: razmyshleniya o rossijskoj istoricheskoj tradicii // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2Q14. №1. S.6-35.

3. Kobec P.N. Protivodejstvie prestupnosti inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossii: - Monografiya. M.: VNII MVD Rossii, 2004. 483 s.

4. Federal'nyj zakon № 35 ot Q6.Q3.2QQ6 g. «O protivodejstvii terrorizmu» // SPS «Konsul'tant-Plyus»

5. Kommentarij k Ugolovnomu Kodeksu Rossijskoj Federacii /Pod obshch. Red. YU.I. Skuratova i V.M. Lebedeva. M., 2010

6. Federal'nyj zakon ot 6 iyulya 2016 g. N 375-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti ustanovleniya dopolnitel'nyh mer protivodej stviya terrorizmu i obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti» // SPS «Konsul'tant-Plyus».

7. Ugolovnyj kodeks RF - prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 24 maya 1996g. ( v redakcii FZ RF ot 26 iyulya 2Q17 g № 2QQ - FZ.)

МАИСТРЕНКО ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказания России. ([email protected]). MAУSTRENKO, G. А. - Ph.D. in Law, Senior Researcher of Research Institute о£ the Federal Penal Correction Service.

УДК 343.234.2

ПИКИН И.В., ТАРАКАНОВ И.А. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЙСТВИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В СОСТОЯНИИ МНИМОЙ ОБОРОНЫ

Ключевые слова: необходимая оборона, мнимая оборона, посягательство, ошибка

Статья посвящена особенностям квалификации действий, совершенных в состоянии мнимой обороны. Исследованию подвергается обоснованность привлечения к уголовной ответственности обороняющегося лица вследствие его фактической ошибки в оценке реальности посягательства.

PIKIN, I.V., TARAKANOV, I.A. FEATURES OF THE QUALIFICATION OF ACTIONS COMMITTED IN A STATE OF IMAGINARY DEFENSE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.