Научная статья на тему 'К вопросу о разграничении понятий «Экстремизм» и «Терроризм»'

К вопросу о разграничении понятий «Экстремизм» и «Терроризм» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
890
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / МОТИВЫ / ЦЕЛИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / TERRORISM / EXTREMISM / MOTIVES / AIMS / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролов М. Г.

Проведен сравнительный анализ норм федерального законодательства Российской Федерации, регламентирующего борьбу с экстремизмом и терроризмом, определены объекты уголовно-правового и криминологического исследования этих явлений, выявлены пробелы и коллизии, имеющиеся в действующем уголовном законодательстве, внесены предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DIFFERENTIATION BETWEEN «EXTREMISM» AND «TERRORISM»

The article presents a comparative analysis of Russian federal legislative regulations that determine the ways of terrorism and extremism prevention; the objects of criminal and criminological research of these phenomena are described. The author identifies a number of gaps and collisions in the current criminal legislation and proposes some ways to improve it.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разграничении понятий «Экстремизм» и «Терроризм»»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 5, с. 165-168

165

УДК 343.2/.7

К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЭКСТРЕМИЗМ» И «ТЕРРОРИЗМ»

© 2017 г. М.Г. Фролов

Смоленский государственный университет, Смоленск

[email protected]

Поступила в редакцию 22.08.2017

Проведен сравнительный анализ норм федерального законодательства Российской Федерации, регламентирующего борьбу с экстремизмом и терроризмом, определены объекты уголовно-правового и криминологического исследования этих явлений, выявлены пробелы и коллизии, имеющиеся в действующем уголовном законодательстве, внесены предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, мотивы, цели, предупреждение преступлений.

Анализ понятия экстремистской деятельности, сформулированного в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1], позволяет отнести достаточно большое количество противоправных деяний к преступлениям экстремистской направленности. Таковыми являются составы преступлений, предусмотренные п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, ст. 116 (за исключением нанесения побоев из хулиганских побуждений), п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, ст. 136, ст. 148, ст. 149, ст. 205-206, ст. 208, ст. 211, ст. 277-280.1, ст. 282-282.3, ст. 360, ст. 361 УК РФ. Отнесение указанных противоправных деяний к преступлениям экстремистской направленности обусловлено прежде всего целями и мотивами, которыми руководствуется лицо при их совершении. Исходя из смысла закона, деяние должно считаться преступлением экстремистской направленности, если оно совершено:

- в террористических целях;

- в целях насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения целостности РФ, подрыва безопасности РФ, захвата или присвоения властных полномочий;

- в целях создания незаконных вооруженных формирований;

- в целях возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, а также насильственной социальной розни;

- в целях унижения национального достоинства;

- по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- по мотивам исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по призна-

ку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Таким образом, преступлениями экстремистской направленности должны признаваться деяния, направленные против личности, общественной безопасности, общественного порядка, государственной власти, а также мира и безопасности человечества, совершенные в целях и по мотивам, указанным в законе.

Однако, согласно примечанию к ст. 282.1 УК РФ, под преступлениями экстремистской направленности понимаются только те деяния, которые совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы. Следовательно, исходя из смысла примечания к ст. 282.1 УК РФ, критерии отнесения деяний к составам преступлений экстремистской направленности фактически исключают большое количество преступлений, которые могут быть отнесены к таковым при толковании ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В частности, исключаются преступления, совершенные в террористических целях, в целях насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения целостности Российской Федерации, подрыва ее безопасности, захвата или присвоения властных полномочий, в целях создания незаконных вооруженных формирований и другие.

Предложения о необходимости отражения в законодательстве феномена терроризма как одной из форм экстремистской деятельности высказывались в начале века Ю.И. Авдеевым [2, с. 34], В. Устиновым [3, с. 41] и другими учеными, но до настоящего времени так и не учте-

ны законодателем. Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [4], принятый 6 марта 2006 г., определил понятия терроризма, террористической деятельности, террористического акта, принципы противодействия терроризму и другие положения, необходимые для эффективной борьбы с преступлениями террористической направленности, но не устранил имеющиеся противоречия в законодательстве, касающиеся определения понятия «экстремистская деятельность». Принятый спустя десять лет Федеральный закон № 375-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [5] также не восполнил имеющийся пробел.

Несомненно, наличие указанных противоречий в нормативных правовых актах, регламентирующих борьбу с экстремизмом и терроризмом, ослабляет эффективность предупредительной деятельности в названной сфере. Поэтому, в целях совершенствования законодательства, являющегося правовой базой противодействия экстремизму и предупреждения различных его проявлений, целесообразно дополнить ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» развернутым перечнем преступлений экстремистской направленности. Этот перечень следует сформулировать исходя из определения экстремизма, данного в указанном законе, включив в него конкретные нормы, устанавливающие ответственность за посягательство на соответствующие объекты уголовно-правовой охраны, которым причиняется вред либо создается угроза причинения вреда при совершении противоправных деяний с экстремистской мотивацией.

Определенные сложности в определении соотношения понятий «экстремизм» и «терроризм» связаны с отнесением законодателем преступлений террористической направленности (ст. 205, 205.1, 205.2 и др.) и экстремистских проявлений (ст. 280, 280.1 и др.) к различным разделам УК РФ. Таким образом, согласно УК РФ, родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. 280, 280.1, 282.1, 282.2, 282.3, выступают основы конституционного строя и безопасность государства, а родовым объектом терроризма - общественная безопасность, что не отражает современных реалий, когда терроризм стал опаснейшим глобальным явлением, представляющим угрозу не только общественной безопасности в отдельно взятом регионе, но и дестабилизирующим безопасность многих регионов и целых стран, препятствующим нормальному развитию международных отношений.

Известную путаницу в разграничение понятий экстремизма и терроризма вносит и методика представления статистических данных, согласно которой преступления террористической направленности отражаются отдельным показателем, без его дальнейшего учета в качестве составной части (доли) в массиве преступлений экстремистской направленности. В частности, Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 1 февраля 2016 г. № 65/11/1 содержит перечень № 20 «преступления экстремистской направленности», в который без каких-либо дополнительных условий входят деяния, предусмотренные п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «б» ч. 2 ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, п. «б» ч. 1 ст. 213, ст. 280, ст. 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 357 и, фактически, п. «л» ч. 2 ст. 105, а также ряд преступлений при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления по экстремистским мотивам (ч. 3 и 4 ст. 111, ст. 136, 148, 149, 212, ч. 2 ст. 213, ч. 2 ст. 214, ст. 239, 243, 244, 335, 336, 354.1). Преступления террористической направленности представлены в данном Указании перечнем № 22, в который включены сугубо преступления, перечисленные в примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ [6].

Подобная практика разграничения преступлений экстремистской и террористической направленности использована законодателем и при дополнении УК РФ статьей 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», диспозиции обеих частей которой по конструкции сходны с диспозициями частей ст. 280 УК РФ. Анализ санкций статей 280 и 205.2 показал, что их карательная составляющая фактически одинакова (например, ч. 1 ст. 280 УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а ч. 1 ст. 205.2 УК РФ -до 5 лет, соответственно). Можно, таким образом, констатировать стремление законодателя закрепить большую общественную опасность призывов к террористической деятельности. Но подобная логика законодателя идет вразрез со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ, формулирующей само понятие экстремистской деятельности, включающей в себя преступные деяния, совершенные в террористических целях. Представляется, что во избежание излишнего загромождения УК РФ новой нормой и соблюдения академического подхода к понятиям «терроризм» и «экстремизм», можно было ограничиться добавлением в конструкцию ст. 280 УК квалифицирую -щего признака, отражающего желание субъекта публично призывать к осуществлению

террористической деятельности или оправдывать терроризм.

Исследуя особенности личности и мотивацию преступного поведения террористов, Ю.М. Антонян приходит к выводу, что они принадлежат к экстремистскому типу сознания [7, с. 283]. С криминологических позиций акты террористов есть крайнее проявление экстремизма, охватывающего все преступления террористического характера, указанные в примечании 2 к ст. 205.2 УК РФ, как и иные преступления, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ.

Таким образом, если уголовно-правовое понятие террористической деятельности четко определено законодателем в примечании 2 к ст. 205.2 УК РФ, то понятие экстремизма (деяний экстремистской направленности) не нашло четкого отражения в УК РФ, в связи с чем отнесение конкретных деяний к категории преступлений экстремистской направленности должно основываться на положениях Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», позволяющих отнести к преступлениям экстремистской направленности обширную совокупность составов, описывающих посягательства, направленные:

- против жизни и здоровья - п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, ст. 116 (в случаях установления экстремистских мотивов совершения данного преступления), п. «з» ст. 117, ч. 2 ст. 119;

- против конституционных прав и свобод человека - ст. 148, 149;

- против общественной безопасности и общественного порядка - ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 205.6, 206, 208, 211, п. «б» ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 214, ст.ст. 220, 221;

- против здоровья населения и общественной нравственности - п. «б» ч. 2 ст. 244;

- против основ конституционного строя и безопасности государства - ст. 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3;

- против мира и безопасности человечества -ст. 360, 361.

Несомненно, что такой подход удобен для определения объекта комплексного криминологического исследования терроризма и экстре-

мизма, поскольку основывается на анализе мотивов и целей террористической деятельности и преступлений экстремистской направленности. Напротив, исследование этих феноменов в рамках современной структуры УК РФ в известной степени затруднено отнесением преступлений, совершаемых с экстремистскими мотивами, к разным разделам кодекса. И если целесообразность исследования преступлений против жизни и здоровья, совершаемых с экстремистскими мотивами, в рамках основных объектов посягательства не вызывает сомнения, то отнесение терроризма, создающего в настоящее время серьезную угрозу государственной безопасности, к составам преступлений главы 24 УК РФ крайне спорно. Очевидно, что этот пробел в национальном законодательстве должен быть устранен в рамках согласования и ратификации международного свода законов Парламентской Ассамблеи ОБСЕ - Антитеррористического кодекса ассамблеи «О преступлениях, связанных с террористической деятельностью», активным инициатором разработки которого является Российская Федерация.

Список литературы

1. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015 г.) «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс».

2. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000. С. 41-42.

3. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. 2002. № 5. С. 34-36.

4. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 06.07.2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

6. Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 1 февраля 2016 г. № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [Электронный ресурс]. СПС «Гарант».

7. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. М.: ИД «Камерон», 2006. 304 с.

ON THE ISSUE OF DIFFERENTIATION BETWEEN «EXTREMISM» AND «TERRORISM»

M.G. Frolov

The article presents a comparative analysis of Russian federal legislative regulations that determine the ways of terrorism and extremism prevention; the objects of criminal and criminological research of these phenomena are described. The author identifies a number of gaps and collisions in the current criminal legislation and proposes some ways to improve it.

Keywords: terrorism, extremism, motives, aims, crime prevention.

References

1. Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 114-FZ (red. ot 23.11.2015 g.) «O protivodejstvii ehkstremistskoj deyatel'nosti» [Ehlektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tant Plyus».

2. Avdeev Yu.I. Terrorizm kak social'no-politicheskoe yavlenie // Sovremennyj terrorizm: sostoyanie i perspektivy / Pod red. E.I. Stepanova. M., 2000. S. 41-42.

3. Ustinov V. Ehkstremizm i terrorizm. Problemy razgranicheniya i klassifikacii // Rossijskaya yusticiya. 2002. № 5. S. 34-36.

4. Federal'nyj zakon ot 06.03.2006 g. № 35-FZ (red. ot 06.07.2016 g.) «O protivodejstvii terrorizmu» [Ehlek-

tronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Federal'nyj zakon ot 06.07.2016 g. № 375-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Feder-acii i Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti ustanovleniya dopolnitel'nyh mer protivodejstviya terrorizmu i obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti» [Ehlektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Ukazanie General'noj prokuratury RF i MVD Rossii ot 1 fevralya 2016 g. № 65/11/1 «O vvedenii v dejstvie perechnej statej Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii, ispol'zuemyh pri formirovanii statisticheskoj otchetnosti» [Ehlektronnyj resurs]. SPS «Garant».

7. Antonyan Yu.M. Pochemu lyudi sovershayut pre-stupleniya. Prichiny prestupnosti. M.: ID «Kameron»,

2006. 304 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.