Территории традиционного природопользования: сохранить культуру и традиции этноса в эпоху глобализации
Ширинен Рада Патрисовна
руководитель центра, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально- экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, r.shirinen@mail.ru
В эпоху глобализации в ходе, которого стираются всевозможные границы, по всему миру наблюдается катастрофическое сокращение территорий этносов или вовсе их исчезновение, вслед за ними теряют свою идентичность, населяющий ее народ. Вследствие чего, сегодня многие страны стремятся сохранить и защитить исконную среду обитания традиционного образа жизни и природопользования коренных жителей.
В исследовании рассматриваются нормативно правовые акты, способствующие сохранению традиционного образа жизни кочевого народа в исконной среде обитания.
Составной частью развития любого региона является промышленное освоение ее территорий, это значит, что соприкосновение добывающих компаний с традиционной хозяйственной деятельностью и традиционным образом жизни коренного населения неизбежно. А каким будет этот контакт, во многом зависит от территориальных органов законодательной и исполнительной власти.
Ключевые слова: территории традиционного природопользования, малочисленный народ, коренной народ, этнос, традиции, культура, этнологическая экспертиза.
Введение
В эпоху глобализации в ходе, которого стираются всевозможные границы, по всему миру наблюдается катастрофическое сокращение территорий этносов или вовсе их исчезновение, вслед за ними теряют свою идентичность, населяющий ее народ.
Вследствие чего, сегодня многие страны стремятся сохранить и защитить исконную среду обитания традиционного образа жизни и природопользования коренных жителей. Все чаще в государственных структурах наблюдается тенденция внесения существенных изменений в пользу «экологического законодательства», государство поддерживает проекты, мировой бизнес старается вкладывать средства в безопасные для природы и народа проекты, в обществе отчетливо видны природоохранные тренды гармоничного существования с природой и осознанного потребления.
Несмотря на то, что коренные народы мира кардинально отличаются друг от друга культурой, историей и социально-экономическими условиями проживания, есть и общие непоколебимые черты. Одним из таких существенных особенностей является - гармоничность сосуществования этноса и окружающей его территории природопользования в местах проживания, наличие незыблемого набора морально-этических норм, касающихся связи человека и природы, то есть наличие высокой внутренней экологической культуры.
На мировом уровне нормотворчества, Генеральная Ассамблея ООН в 2007 году принята Декларацию о правах коренных народов, в нем отражены основные нормы для государств, в которых проживают коренные малочисленные народы[1]. В частности стоит отметить в ст. 25 «Коренные народы имеют право поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или иным образом занятыми или используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами и нести свою ответственность перед будущими поколениями в этом отношении» и ст. 26 «Коренные народы имеют право на земли, террито- ы рии и ресурсы, которыми они традиционно вла- а дели, которые они традиционно занимали или 0 иным образом использовали или приобретали. Ис- 1 пользовать, осваивать или контролировать земли, 1 территории и ресурсы, которыми они обладают в л силу традиционного владения или другого традици- С
т
V
сч сч
0
С4
01
онного занятия или использования, а также те, которые они приобрели иным образом». Данный документ, носит больше рекомендательный характер, тогда как юридическую силу имеет местное законодательство, регламентирующий «правила игры на российском правовом поле»[1].
В России понятие традиционное природопользование введено Указом Президента Российской Федерации от 22.04.1992г №397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера»[2]. В документе определены места проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера территории традиционного природопользования, которые являются неотъемлемым достоянием этих народов и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием.
Если в указанном документе определен только правовой статус земель, то в ходе применения на практике закон неоднократно уточнялся и дорабатывался, как итог Федеральный закон 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»[3]. Согласно данному документу, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее -территории традиционного природопользования) -это особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. А традиционное природопользование - исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного, экологически сбалансированного пользования возобновляемыми природными ресурсами без подрыва способности к устойчивому воспроизводству и снижения разнообразия природных ресурсов»[3].
Документ регулирует правовой режим, порядок образования территорий традиционного природопользования, его размеры и границы. Данный Федеральный закон также применим и к лицам, не относящимся к малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущим традиционное природопользование и традиционный образ жизни. Он оказался основополагающим в отстаивании интересов коренных малочисленных народов, сохранении традиционного уклада жизни, исконной среды обитания.
Последующие годы в отдельных субъектах достаточно активно развивалось законодательство, в которых на региональном уровне приняты законы, защищающие права и интересы коренных жителей. Кроме того, в ряде субъектов были приняты законы о семейно-родовых общинах и семейно-родовых угодьях, на которых земли коренных народов рассматривались, прежде всего, как территории для
ведения традиционной хозяйственной деятельности.
Сегодня передовым считается опыт реализации закона в Республике Саха (Якутия). В регионе «под действие закона о территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера подпадает 53 процента территории Яку-тии[4]. «Оленевод и недропользователь должны быть равноправными субъектами права, первый как исконный житель и хозяин на своей земле, второй как исполнитель госзаказа на его земле» - так считают в профильном комитете Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)»[5].
В рассматриваемом субъекте - республике Тыва, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 631-р от 08.05.2009г о «Перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» к территориям традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов относят одиннадцать населенных пунктов в четырех муниципальных районах[6].
Таблица 1
Перечень территорий традиционного природопользования в Республике Тыва в соответствии с Распоряжением Прави-
№ Муници- Населен- Площадь, км2 Численность
пальное ный пункт населения,
образова- на 01.01.2020г
ние
1 Монгун- Кызыл -Хая 1100 1463
2 Тайгин-ский ко-жуун* Тоолайлыг 0,12 158
3 Тере- Шынаа 7666,19 1580
4 Хольский Каргы 2382,57 146
5 кожуун Эми (От-тук-Даш) 2382,57 171
6 Балыктыг (Тал) Без построек, к селу административно относятся местечки (населённые пункты без статуса поселения) м. Агаш, м. Ак-Эрик, м. Боом-Бажы, м. Бурга-астай, м. Ийи-Дыт, м. Кара-Суг, м. Кезек-Дыт, м. Кызыл-Суг, м. Мажыдай, м. Оораш-Ой, м. Урсул, м. Хазы-накты, м. Хирим-ник, м. Хоктерге-Аксы, м. Чолду, м. Чудумай, м. Шар-хамнык667004 м. Ээрмес 97
7 Тоджин- Азас 27,21 1412
8 ский ко- Ий 34,61 1443
9 жуун Сыстыг-Хем 13,31 145
10 Чазылар 1,52 146
11 Эрзинский кожуун Бай - Даг 40,31 1316
Кроме того, в прошлом году 25.06.2021г Постановлением Правительства Республики Тыва за № 296 был утвержден «Порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, регионального значения»[7], пока желающих воспользоваться данным нормативно-правовым актом не зафиксировано. Можно предположить, что предполагаемые «потребители» не имеют представления о наличии такого ресурса. В перспективе, возможно, данным правом воспользуются многие хозяйствующие субъекты, так как фактически, традиционную хозяйственную деятельность ведут повсеместно.
Традиционное занятие тувинцев - кочевое скотоводство, охота и собирательство, разводили и до сих пор разводят мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах республики), а также лошадей и верблюдов. В течение года отдельные хозяйства совершают около трех четырех перекочёвок. Летние пастбища преимущественно располагаются в долинах рек, зимние - на склонах гор. По данным Росстата на конец декабря 2021 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, составляет 190,8 тыс. голов, из них коров - 79,7 тыс. голов. Поголовье овец и коз 1 254,9 тыс. голов[8].
Стартовавший в 2016 году губернаторский проект «Кыштаг для молодой семьи», также внес существенный вклад в популяризацию и интеграцию молодежи в традиционное хозяйствование. Целью данного проекта было развитие традиционного животноводства и увеличение занятости сельской молодёжи путем содействия в строительстве зимних чабанских стоянок и приобретении поголовья КРС и МРС. Поставленные перед данным проектом задачи, такие как привлечение сельской молодежи к ведению животноводства, увеличение количества крестьянского (фермерского) хозяйства на территории республики, снижение напряженности на рынке труда были выполнены. 416 хозяйств «кыштагов-цев» получили и сохранили в общей сложности около 37 тысяч ягнят. Строительство усадеб с чабанским домиком и кошарой потребовал заготовки 68 тысяч «кубов» древесины. Более 55 тысяч гектаров неиспользуемых земель сельхозназначения вернули в оборот[9].
Справочно. «Первым участникам, отобранным на сельских сходах, республика передала по 200 овцематок и помогла обустроить стойбище -возвести дом для семьи фермера и кошару для животных. Стартап регистрировался в статусе крестьянско-фермерского хозяйства, чтобы пользоваться всеми видами государственной поддержки. За семьей закреплялись сельхозугодья, включая пастбища. Главное условие контракта - за два года увеличить поголовье и передать столько же овец следующим участникам. При его выполнении оставшееся поголовье, как и усадьба, переходят в собственность фер-мера»[9].
Осуществление своей деятельности ресурсодобывающими компаниями на пастбищах, охотничьих угодьях или рядом с ними, общину, которую эта земля кормила испокон веков, приводит к тяжелым временам. Мало того, что люди лишаются источника существования. Не в лучшую сторону меняется весь жизненный уклад, поскольку соседство с разрабатываемым месторождением и вахтовым поселком неизбежно оказывает влияние на все, включая систему отношений, культуру, язык.
В отдаленную республику могут себе позволить прийти только крупные добывающие компании, в планах которой изначально отсутствует пункт по развитию региона, в котором они работают. Следовательно, на региональном уровне необходимо предусмотреть возможность добывающих компаний, согласовано с учетом мнения коренного населения, вносить вклад в развитие социальной сферы на осваиваемой территории.
По данным отраслевого министерства, в республике по состоянию на 01 августа 2022 года одиннадцать предприятий осуществляют свою деятельность в горнодобывающей отрасли, из них: три предприятия заняты в добыче угля, четыре в добыче золота, и по одному в добыче полиметаллических руд, асбеста, каменной соли, меди и молиб-дена[10] Несмотря на рост объемов производства добывающих компаний, благосостояние местного населения в муниципальных образованиях где осуществляют свою деятельность добывающие предприятия не растет, состояние окружающей среды ухудшается.
Уровень воздействия предприятий на добывающую территорию в рамках федерального закона можно оценить только экологической экспертизой, но она не учитывает потери коренного народа обеспечивающего свою жизнь традиционным хозяйствованием на исконной среде обитания. Данный пробел может восполнить этнологическая экспертиза. Юридическое основание проведения этнологической экспертизы отражен в Федеральном законе от 30.04.1999 №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в нем дается определение этнологической экспертизе и описаны права коренного малочисленного народа на защиту территорий традиционного хозяйствования. Согласно данному документу, этнологическая экспертиза - это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этносах[11]. Иное более развернутое определение этнологической экспертизе дали в отзыве на законопроект посвященной оценке воздействия, на Ученом совете Института этнологии и антропологии РАН. «Этнологическая экспертиза - прикладное научное исследование, 3 проводимое специалистами в области этнологии и к социально - культурной антропологии в местах тра- о диционного проживания и традиционной хозяй- | ственной деятельности малочисленных народов с и целью определения возможных воздействий и свя- а
сч сч о
С4
занных с ними этнокультурных и социально - экономических последствий намечаемой или осуществляемой хозяйственной деятельности»[12].
На региональном уровне закон об этнологической экспертизе в настоящее время находится на стадии проекта и требует доработки, инициатором законотворчества является Агентство по делам национальностей субъекта.
Заключение
Тувинцы, как кочевой народ испокон веков рассматривают свои земли как основу жизни, заложенную в их обычаях, традициях и культуре, имеют особую привязанность к своим землям, носящую глубоко сакральный характер. В целом если взглянуть на ситуацию с точки зрения сохранения природы, биоразнообразия, культуры и традиционного образа жизни коренного населения то, отдаленная республика оказалась в выгодном положении, в отличие от своих региональных собратьев, территориально расположенных в центральной части страны. Поскольку промышленность в республике никогда не работала на полную мощь, и субъект не подвергся тотальной индустриализации, коренному населению удалось сохранить девственно чистую природу, самобытную культуру, традиционное хозяйствование и образ жизни.
Также учитывая географическую уединенность региона, отсутствие крупных градообразующих предприятий и отсутствия рабочих мест, традиционное хозяйствование и впредь будет основным неофициальным источником жизнеобеспечения во многих домохозяйствах субъекта.
В связи с чем, законы о территориях традиционного природопользования и об этнологической экспертизе могут послужить одним из инструментов согласования, уравновешивания интересов коренного населения и государственных, частных предприятий, оказывающих техногенное воздействие на территории традиционного хозяйствования и традиционного образа жизни народа.
Несомненно, развитие региона невозможно без промышленного освоения территорий, это значит, что соприкосновение промышленных компаний с традиционной хозяйственной деятельностью и традиционным образом жизни коренного населения неизбежно. А каким будет этот контакт, во многом зависит от органов законодательной и исполнительной власти. Следовательно, взаимовыгодное сотрудничество должно быть налажено и проходить в рамках цивилизованного диалога, в котором непосредственными участниками должны быть территориальные органы местного самоуправления и эксперты из научного сообщества.
Литература
1. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов(2007) //https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/indigenous_rights.shtml (дата обращения 06.06.2022).
2. Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по защите мест проживания и
хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» № 397 от 22 апреля 1992г. // http://www.kremlin.ru/acts/bank/1216 (дата обращения: 21.06.2022).
3. ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» №49-ФЗ от 07.05.2001 // http://www.kremlin.ru/acts/bank/16897 (дата обращения: 14.06.2022).
4. Государственное Собрание (Ил Тумен) Республики Саха (Якутия) // https://iltumen.ru/news/17491 (дата обраще-ния:18.05.2022).
5. Государственное Собрание (Ил Тумен) Республики Саха (Якутия) // https://iltumen.ru/news/19215 (дата обраще-ния:18.05.2022).
6. Распоряжение Правительства РФ № 631-р от 08.05.2009г о «Перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // http://government.ru/docs/30064/ (дата обращения:04.05.2022).
7. Постановление Правительства Республики Тыва 25.06.2021г № 296 «Порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, регионального значения».
8. «В Туве больше овец, чем в Хакасии и Красноярском крае вместе взятых»// https://www.tuvaonline.ru/2022/02/21/v-tuve-bolshe-ovec-chem-v-hakasii-i-krasnoyarskom-krae-vmeste vzyatyh.html#) (дата обращения:14.05.2022).
9. «В Туве подвели итоги губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи»// https://www.tuvaonline.ru/2020/05/21/v-tuve-podveli-itogi-gubernatorskogo-proekta-kyshtag-dlya-molodoy-semi.html?ysclid=l77g9uyxrj339215269 // (дата обра-щения:14.05.2022).
10. Горнодобывающие предприятия. Официальный сайт Министерства экономики и промышленности Республики Тыва // http://mert.tuva.ru/directions/prom/predpr/ (дата обра-щения:14.08.2022).
11.ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" №82-ФЗ от 30.04.1999 // http://www.kremlin.ru/acts/bank/13778 (дата обращения: 21.05.2022).
12. Новикова, Н.И. Этнологическая экспертиза в Российской Федерации: правовые основания и перспективы для коренных народов// АРКТИКА. XXI век. Гуманитарные науки/ Якутск: Северо-Восточный федеральный университет, 2017. - 5с.
Territories of traditional nature management:
to preserve the culture and traditions of the ethnic group in the era of
globalization Shirinen R.P.
Tuvan Institute of Humanities and Applied Socio-Economic Research In the era of globalization, in the course of which all sorts of boundaries are erased, a catastrophic reduction in the territories of ethnic groups or their complete disappearance is observed all over the world, after which the people inhabiting it lose their identity. As a result, today many countries
are striving to preserve and protect the original habitat of the traditional way of life and nature management of indigenous people. The study examines the normative legal acts that contribute to the preservation of the traditional way of life of the nomadic people in the ancestral habitat. An integral part of the development of any region is the industrial development of its territories, which means that the contact of mining companies with traditional economic activities and the traditional way of life of the indigenous population is inevitable. And how this contact will be depends largely on the territorial legislative and executive authorities. Keywords: territories of traditional nature management, small-numbered people, indigenous people, ethnos, traditions, culture, ethnological expertise. References
1. United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples (2007)
//https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_ri ghts.shtml (Accessed 06/06/2022).
2. Decree of the President of the Russian Federation "On urgent measures to
protect the places of residence and economic activities of the small peoples of the North" No. 397 of April 22, 1992. // http://www.kremlin.ru/acts/bank/1216 (date of access: 06/21/2022).
3. Federal Law "On the territories of traditional nature management of
indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation" No. 49-FZ of 05/07/2001 // http://www.kremlin.ru/acts/bank/16897 (date of access: 14.06 .2022).
4. State Assembly (Il Tumen) of the Republic of Sakha (Yakutia) //
https://iltumen.ru/news/17491 (date of access: 05/18/2022).
5. State Assembly (Il Tumen) of the Republic of Sakha (Yakutia) //
https://iltumen.ru/news/19215 (date of access: 05/18/2022).
6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 631-r dated
05/08/2009 on the "List of places of traditional residence and traditional economic activities of indigenous peoples of the Russian Federation" // http://government.ru/docs/30064/ (date of access: 05/04/2022 ).
7. Decree of the Government of the Republic of Tyva of June 25, 2021 No. 296
"The procedure for the formation of territories of traditional nature management of indigenous peoples of the Russian Federation living in the territory of the Republic of Tyva, of regional significance."
8. "There are more sheep in Tuva than in Khakassia and the Krasnoyarsk
Territory combined" // https://www.tuvaonline.ru/2022/02/21/v-tuve-bolshe-ovec-chem-v-hakasii-i -krasnoyarskom-krae-vmeste
vzyatyh.html#) (date of access: 05/14/2022).
9. "The results of the governor's project "Kyshtag for a young family" were
summed up in Tuva // https://www.tuvaonline.ru/2020/05/21/v-tuve-podveli-itogi-gubernatorskogo-proekta-kyshtag-dlya-molodoy -
semi.html?ysclid=l77g9uyxrj339215269 // (Accessed: 05/14/2022).
10. Mining enterprises. Official website of the Ministry of Economy and Industry
of the Republic of Tyva // http://mert.tuva.ru/directions/prom/predpr/ (date of access: 14.08.2022).
11. Federal Law "On Guarantees of the Rights of Indigenous Minorities of the Russian Federation" No. 82-FZ of April 30, 1999 // http://www.kremlin.ru/acts/bank/13778 (Accessed: May 21, 2022).
12. Novikova, N.I. Ethnological expertise in the Russian Federation: legal foundations and prospects for indigenous peoples// ARKTIKA. XXI Century. Humanities / Yakutsk: North-Eastern Federal University, 2017. -5p.
u
a) *
o x
00 a
a) o
T V