Научная статья на тему 'К истории становления территории традиционного природопользования в Нерюнгринском районе'

К истории становления территории традиционного природопользования в Нерюнгринском районе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ ЯКУТИЯ / НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН / ТЕРРИТОРИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / SOUTH YAKUTIA / NERYUNGRI DISTRICT / TERRITORY OF TRADITIONAL NATURAL RESOURCE MANAGEMENT / ETHNOLOGICAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акинин Михаил Александрович

Одной из особенностей социально-экономического развития Нерюнгринского района является то, что здесь, представлены два типа хозяйствования: традиционное, адаптированное к природной среде, и современное промышленное, связанное с добычей природных ресурсов, влияющее на изменение окружающей среды. Одним из возможных вариантов предотвратить истощение природных ресурсов и сохранить традиционной культуры эвенкийского народа является создание в Южной Якутии территории традиционного природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Акинин Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF ESTABLISHMENT OF THE TERRITORY WITH TRADITIONAL USE OF NATURAL RESOURCES IN NERYUNGRI DISTRICT

One of the peculiarities of social and economic development of Neryungri district is the fact that there are two types of management: traditional, adapted to the nature, and modern industrial, associated with extraction of natural resources, infl uencing on the environmental change. Thus, establishment of the territory with traditional natural resource management in South Yakutia is one of the possible variants to prevent from depletion of natural resources and to save traditional culture of the Evenkis.

Текст научной работы на тему «К истории становления территории традиционного природопользования в Нерюнгринском районе»

DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.010 УДК 338:502.3(571.56) ББК 65.28(2Рос.Яку)

М.А. АКИНИН

M.A. AKININ

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В НЕРЮНГРИНСКОМ РАЙОНЕ

ON THE HISTORY OF ESTABLISHMENT OF THE TERRITORY WITH TRADITIONAL USE OF NATURAL RESOURCES IN NERYUNGRI DISTRICT

Одной из особенностей социально-экономического развития Нерюнгринского района является то, что здесь, представлены два типа хозяйствования: традиционное, адаптированное к природной среде, и современное промышленное, связанное с добычей природных ресурсов, влияющее на изменение окружающей среды. Одним из возможных вариантов предотвратить истощение природных ресурсов и сохранить традиционной культуры эвенкийского народа является создание в Южной Якутии территории традиционного природопользования.

One of the peculiarities of social and economic development of Neryungri district is the fact that there are two types of management: traditional, adapted to the nature, and modern industrial, associated with extraction of natural resources, influencing on the environmental change. Thus, establishment of the territory with traditional natural resource management in South Yakutia is one of the possible variants to prevent from depletion of natural resources and to save traditional culture of the Evenkis.

Ключевые слова: Южная Якутия, Нерюнгринский район, территория традиционного природопользования, этнологическая экспертиза

Key words: South Yakutia, Neryungri District, territory of traditional natural resource management, ethnological expertise.

Введение. Развитие Южной Якутии основано на вовлечении в народнохозяйственный оборот местных природных ресурсов.

Уровень жизни эвенкийского населения напрямую зависит от состояния окружающей среды и традиционных отраслей хозяйства: оленеводства, охотпромысла.

В условиях масштабного развертывания на территории Южной Якутии нового промышленного производства, социально-экономическое положение коренного населения полностью стало зависеть от решения вопросов землепользования.

Угодья эвенков в центральной части Нерюнгринского района оказались разрезанными «зонами отчуждения» с начала строительства ЮжноЯкутского территориально производственного комплекса.

Так, в 70-80-е гг. XX в. под строительство ЮЯТПК и первой его очереди Нерюнгринского угольного разреза было изъято более 241711 га, из них - покрытые лесами 199184 га [1, с. 152].

Промышленное освоение Южной Якутии вызвало значительное воздействие на почвенный покров охотничьих угодий и ягельных пастбищ.

По территории проживания эвенкийского населения, кроме железной дороги «Тында - Томмот - Якутск», проходят линейные объекты федерального значения, которые также вызывают загрязнение окружающей среды:

- федеральная автодорога М-56 «Лена» Невер-Якутск;

- нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий Океан»;

Планируется завершение строительства магистрального газопровода

«Сила Сибири», протяженностью около 90 км [5, с. 29].

Ввод в эксплуатацию промышленных объектов происходит в экстремальных природно-климатических условиях: на заболоченных, горных и сейс-

моактивных территориях (эвенкийское село Иенгра расположено в сейсмоо-пасной зоне, в которой сила возможного землетрясения может достигать 78 баллов), участках с вечномерзлыми и скальными грунтами [5, с. 50].

Загрязнение почв и грунтов нефтепродуктами, химическими реагентами, сточными водами и горюче-смазочными материалами привело к:

- изменению свойств почв и почвенного покрова;

- загрязнению поверхностных и почвенно-грунтовых вод;

- деградации и трансформации растительного покрова;

- общей деградации ландшафтов.

При планировании строительства нефтепровода, без учета реальных потребностей, пробивались просеки и строились новые грунтовые дороги, что привело к доступности территорий обитания диких животных, рыбным нерестилищам, что повлекло за собой усиление браконьерства.

Еще в 2007 г. житель села Иенгра В.П. Александров, давая интервью газете «Вечерний Нерюнгри», отмечал: «В 1989 году у нас было 12 тысяч оленей, а сейчас с трудом две с половиной тысячи наберется. Теряются пастбища для оленей, вокруг столько всего понастроили - железная дорога, автомобильная, уголь добывают, золото моют, «трубу» начали строить и потеряли централизованную службу. Оленей же нужно лечить, а никому это не нужно. Отсюда безработица, поголовное пьянство, уголовщина и самоубийства среди оленеводов.

Сейчас в стадах осталось по 250-300 оленей... Ведь у нас раньше колхоз миллионером был.Олень - животное, которое ест только ягель. А ягель вырастает на один сантиметр в течение пяти лет. Когда пастухи кочуют, олень сам выбирает маршрут, то есть идет туда, где есть ягель. Пастух идет за ним» [8].

В Нерюнгри из-за промышленной деятельности размеры пригодных для сельскохозяйственных нужд земель сократились, вследствие этого на родовые общины в конце 90-х гг. XX в. приходилось 4 769 207 га., в среднем -по 158 973 га, по сравнению с другими эвенкийскими общинами Южной Якутии [6, с. 34].

В целях защита среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов 7 мая 2001 г. был принят Федеральный закон № 49 - ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Федеральный закон ввел понятие «территории традиционного природопользования» (далее ТТП) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации как особо охраняемых территорий, образованных для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. По закону ТТП могут быть как федерального, так и регионального, местного уровней.

ФЗ № 49 стал правовой основой для принятия и закона Республики Саха (Якутия) «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. 370-3 N 755-Ш.

В республиканском законе были прописаны основные виды традиционного природопользования и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера:

- оленеводство, переработка и реализация продукции оленеводства;

- рыболовство, переработка и реализация продукции рыболовства;

- охота, переработка и реализация продукции охотничьего промысла;

- морской зверобойный промысел и его реализация;

- сбор, переработка и реализация дикоросов, лекарственного сырья, морепродуктов;

- изготовление национальной утвари, инвентаря, национальной меховой одежды, обуви и их реализация;

- изготовление национальных сувениров и их реализация;

- собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих

собак);

- сбор рогов, костей животных, а также бивней мамонта и их реализация;

- звероводство, переработка и реализация продукции звероводства;

- табунное коневодство, переработка и реализация продукции коневодства [9, с. 118].

В мае 2012 г. Союз родовых кочевых общин «Орон» Нерюнгринского района обратился с просьбой в Иенгринский наслежный Совет депутатов о создании территории традиционного природопользования местного значения.

В апреле 2014 г. своим решением Иенгринский наслежный Совет депутатов утвердил образование территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» в границах Иенгринского наслега (решение Нерюнгринского районного Совета от 22 апреля 2014 года № 3-12).

В июле 2015 г. в государственном кадастре недвижимости была закреплена граница территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» [5, с. 18-19].

До 2013 г. ТТП имели статус особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ), но в 2013 г., в связи с внесением серьезных изменений в Земельный кодекс и ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», они его потеряли. Было исключено слово «природные», таким образом, ТТП сегодня имеют статус особо охраняемых территорий. Теперь на ТТП не распространяются ограничения в обороте земельных участков, а проекты хозяйственной деятельности на них перестают быть объектами государственной экологической экспертизы. Лишение территорий традиционного природопользования статуса ООПТ, ставит под сомнение сохранение традиционного образа жизни [7].

Принятие поправок устраивает горнодобывающие компании, ООО «Транснефть - Восток», ООО «Газпром трансгаз Томск», которые ведут промышленное освоение в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, тем более, что статус ТТП соответствует только местному уровню.

Недостаток законотворчества федерального уровня восполнился республиканскими законами.

Впервые в Российской Федерации был принят закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-3 N 537-1У «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», подготовленный заместителем руководителя Департамента по делам народов и федеративным отношениям РС(Я), курировавшим вопросы правового обеспечения социально-экономического развития арктических и северных районов Якутии А.Н. Слепцовым.

Под «этнологической экспертизой» понимается научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса [11, с. 142].

Она предполагает:

- проведение экспертизы нормативных правовых актов, материалов и другой документации по осуществлению намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

- осуществление этнологического мониторинга;

- предупреждение возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса;

- подготовку заключения о влиянии изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса;

- определение размеров компенсации убытков, понесенных пользователями земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

- разработку предложений и рекомендаций, направленных на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов [11, с. 143].

Этнологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, утверждаемая Правительством Республики Саха (Якутия). Малочисленные народы и их объединения имеют право делегировать представителей в экспертную комиссию этнологической экспертизы, а также участвовать в проведении этнологической экспертизы при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Что уже, по сути, является важной победой органов местного самоуправления [11, с. 144].

Принятие данного закона позволило провести этнологическую экспертизу строительства Канкунской ГЭС (с определением размера ущерба в 238,4 млн руб.), магистрального газопровода «Сила Сибири» (52, 262 млн руб.) и частично компенсировать вред, нанесенный компаниями, ведущими производственную деятельность на территории ТТП.

В ноябре 2016 г. были подписаны соглашения между МУП «Иенгра», МУП «Золотинка» и ПАО «Газпром» о возмещении убытков, причиненных в результате нанесенного ущерба исконной среды обитания при строительстве объектов магистрального газопровода «Сила Сибири», в декабре того же года были перечислены денежные средства по возмещению убытков.

Для обеспечения сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Иенгринского наслега, было заключено соглашение между Иенгринской наслежной администрацией и Нерюнгринским комитетом охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), создан институт общественных инспекторов.

С 20 по 22 февраля 2017 г. в Иенгринском наслеге работала группа научных сотрудников Академии наук Республики Саха (Якутия) по определению потенциально возможных видов воздействия на этнологическую среду обитания коренных малочисленных народов на территории намеченной деятельности проектирования объекта «Магистральный газопровод «Сила Сибири».

Насколько проблема экологической безопасности становится приоритетной в республике, можно судить по указу Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева «Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)», подписанным российским политиком в день празднования Государственности Республики Саха (Якутия), 27 сентября 2018 г. [10].

21 ноября 2018 г. в окончательном чтении Госсобранием (Ил Тумэн) приняты изменения Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях за нарушение законодательства об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (непредставление заявления на проведение этнологической экспертизы, реализация заказчиком проекта, не получившего положительного заключения этнологической экспертизы и т.д.) [4].

Инициативой республиканских властей заинтересовались и на федеральном уровне.

24 ноября 2018 г. в г. Москве состоялся круглый стол, организованный комитетом Государственной Думы по делам национальностей, посвящённый обсуждению законодательного регулирования вопросов взаимодействия промышленных компаний и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в котором приняли участие парламентарии обеих палат Федерального Собрания, а также делегаты от крупных промышленных компаний, представители объединений и организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На совещании председатель комитета Государственной Думы по делам национальностей Г. Сафаралиев озвучил необходимость сохранения традиционного жизненного уклада и традиционного ареала малочисленных коренных народов в условиях интенсивного индустриально-технического развития, для чего необходимо привести в соответствии с жизненными реалиями действующее законодательство.

Выступая на круглом столе, Председатель Постоянного Комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Е.Х. Голо-марева, на примере Республики Саха (Якутия), показала риск разрушения традиционного жизненного уклада, благодаря деятельности горнодобывающих предприятий, и предложила согласовывать с представителями коренных малочисленных народов Севера и Сибири планирование строительства промышленных объектов, проекты разведывательных работ и добычи минерально-сырьевых и иных ресурсов.

Одновременно с круглым столом в Государственной Думе состоялись и парламентские слушания по вопросам законодательного обеспечения реализации национального проекта «Экология».

Выводы. Освоение минерально-сырьевой базы Южной Якутии несет определенные выгоды для проживающих в регионе коренных этносов в социально-экономическом развитии. Но эти выгоды могут быть получены лишь путем сотрудничества коренных народов с промышленными предприятиями.

Экологическая ситуация в регионе напрямую зависит от активной позиции жителей наслега и всех неравнодушных людей к проблемам экологии в районе. Для этого имеются соответствующие рычаги воздействия в виде соответствующих законов. Например, первыми, по поводу южноякутских ме-гапроектов, тревогу забили, не так называемые ангажированные «зеленые», а эвенки. Каскад ГЭС на реках Южной Якутии практически мог уничтожить все их пастбища и охотугодья.

Добыча недровых ресурсов Южной Якутии должна быть направлена на создание условий для формирования в регионе устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе сохранения и укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Литература

1. Акинин М.А. Г. Нерюнгри. Экологические проблемы строящегося ЮжноЯкутского территориально-производственного // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 4 (19). С. 149-153.

2. Акинин М.А., Ермолаев Т.С. Экологические последствия промышленного освоения Юга Якутии // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 4 (25). С. 214-219.

3. Ермолаев Т.С., Акинин М.А. Индустриальная трансформация Южной Якутии в контексте исторического опыта // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2013. № 2 (22). URL: http:// dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-2-14 (дата обращения: 19.05. 2019).

4. За нарушение закона об этнологической экспертизе будут штрафовать. Официальный сайт Государственного Собрания (Ил Тумэн) Респу-

блики Саха (Яукутия) // Пресс-служба. URL: http://iltumen.ru/content/za-narushenie-zakona-ob-etnologicheskoi-ekspertize-budut-shtrafovat (дата обращения: 19.05.2019).

5. Материалы по обоснованию генерального плана сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия): решение Иенгринского наслежного Совета от 09.10.2017. № 1-1. 68 с.

6. Некоторые показатели экономического и социального развития районов проживания малочисленных народов Севера и Арктических районов в 1980, 1985, 1990-1996 гг. Якутск: Госкомстат, 1997. 142 с.

7. Неустроева А.Б., Семенова Л.А. Особенности расселения коренных малочисленных народов Севера на территориях традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) // Урбанистика. 2018. № 4. С. 22-35.

8. Никитин С. Разговор у костра // Вечерний Нерюнгри. 2007. 29 нояб. 2007 г.

9. О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. // Статус коренных малочисленных народов Севера: международные правовые акты и российское законодательство / сост. В.А. Кряжков. Кн. 2. Т. 2. М. ; Салехард, 2013. 816 с.

10. Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия): Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 № 2 // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). URL: https://glava.sakha.gov.ru/ news/front/view/id/2946290 (дата обращения: 19.05.2019).

11. Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) : закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 // Статус коренных малочисленных народов Севера: международные правовые акты и российское законодательство / сост. В.А. Кряжков. Кн. 2. Т. 2. М. Салехард, 2013. 816 с.

References

1. Akinin M.A. Environmental problems of the South Yakut territorial production center under construction. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of Surgut State Pedagogical University], 2012, no. 4 (19), pp. 149-153 (in Russian).

2. Akinin M.A., Ermolaev T.S. Ecological consequences of industrial development of the South of Yakutia. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta [Bulletin of Surgut State Pedagogical University], 2013, N 4 (25), pp. 214-219 (in Russian).

3. Ermolaev T.S., Akinin M.A. Industrial transformation of South Yakutia in the context of historical experience. Modern research of social problems (electronic scientific journal), 2013, N 2 (22). Available at: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-2-14 (Accessed: 19.05.2019) (in Russian).

4. Those who violate the law on ethnological expertise will be fined. Official website of the State Assembly (Il Tumen) of the Republic of Sakha (Yaukutia). Press service. Available at: http://iltumen.ru/content/za-narushenie-zakona-ob-etno-logicheskoi-ekspertize-budut-shtrafovat (Accessed: 19.05.2019) (in Russian).

5. Materials for substantiation of the general plan of the rural settlement "Ien-grinskiy Evenki national nasleg" of Neryungri district of the Republic of Sakha (Yakutia): decision of the Iengrinskiy Council of 09.10.2017, N 1-1, 68 p. (in Russian).

6. Some indicators of the economic and social development of the areas inhabited by small-numbered peoples of the North and the Arctic regions in 1980, 1985, 1990-1996. Yakutsk, Goskomstat Publ., 1997, 142 p.

7. Neustroeva A.B., Semionova L.A. Peculiarities of resettlement of indigenous minorities of the North on the areas of traditional nature management in the Republic of Sakha (Yakutia). Urbanistika [Urban Studies], 2018, no. 4, pp. 22-35 (in Russian).

8. Nikitin S. Conversation by the fire. Vecherny Neryungri [Evening Neryungri], 2007, November 29, 2007 (in Russian).

9. On the territories of traditional nature management and traditional economic

activities of the indigenous minorities of the North of the Republic of Sakha (Yakutia): Law of the Republic of Sakha (Yakutia) of July 13, 2006. Status korennyh malochislennyh narodov Severa: mezhdunarodnye pravovye akty i rossijskoe zakonodatelstvo [Status of the indigenous minorities of the North: international legal acts and Russian legislation] / comp. VA. Kryazhkov. Book. 2. Vol. 2, Moscow, Salekhard, 2013, 816 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. On the environmental well-being of the Republic of Sakha (Yakutia): Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) of September 27, 2018, N 2, Official information portal of the Republic of Sakha (Yakutia). Available at: https://glava. sakha.gov.ru/news/front/view/id/2946290 (Accessed: 19.05.2019) (in Russian).

11. About ethnological expertise in the places of traditional residence and traditional economic activities of the indigenous minorities of the North of the Republic of Sakha (Yakutia): Law of the Republic of Sakha (Yakutia) of April 14, 2010. Status korennyh malochislennyh narodov Severa: mezhdunarodnye pravovye akty i rossijskoe zakonodatelstvo [Status of the indigenous minorities of the North: international legal acts and Russian legislation] / comp. V.A. Kryazhkov. Book. 2. Vol. 2, Moscow, Salekhard, 2013. 816 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.