Научная статья на тему 'Локальная специфика и общие тенденции трансформации оленеводства в восточных регионах России и факторы, их обуславливающие'

Локальная специфика и общие тенденции трансформации оленеводства в восточных регионах России и факторы, их обуславливающие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОЛЕНЕВОДСТВА / ЧУКОТКА / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ЧУКЧИ / ЭВЕНКИ / СЕЛО ИЕНГРА НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА / СЕЛО АМГУЭМА ИУЛЬТИНСКОГО РАЙОНА / ЛОКАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Литвиненко Тамара Витальевна

Несмотря на общественные трансформации советского и постсоветского периодов, оленеводство было и продолжает оставаться основой социально-экономического и этнокультурного развития коренных народов, проживающих в с. Амгуэма Чукотки и с. Иенгра Якутии. На всех этапах трансформации исследуемых локальных систем оленеводства прослеживается переплетение общих тенденций, региональной и локальной специфики.В советский период и в 1991-1998 гг. было больше общего в развитии оленеводства, что объясняется командно-административной системой, ее крушением и переходным периодом в 1990-е гг. В постсоветское время усилилась региональная специфика трансформации оленеводства из-за экономической и политической регионализации общества. Больше локальных особенностей в трансформации оленеводства можно наблюдать в самом начале советского времени и с 2009 г. из-за сильного воздействия политических факторов регионального и внутрирегионального масштаба, а также политических, социальных и этнокультурных факторов локального масштаба.Большая устойчивость локальных систем оленеводства по сравнению с другими сферами ресурсопользования объясняется внутрирегиональными и локальными природными факторами (особенно наличием возобновляемых ресурсов тундры и тайги) и этнокультурными факторами локального масштаба (этническим составом населения и поддержанием им традиционного природопользования). При этом политические и экономические факторы национального и регионального масштабов, наоборот, были наиболее сильными факторами трансформации оленеводства на локальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Локальная специфика и общие тенденции трансформации оленеводства в восточных регионах России и факторы, их обуславливающие»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.122 Т. В. Литвиненко

ЛОКАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА И ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ОЛЕНЕВОДСТВА В ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ И ФАКТОРЫ,

ИХ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ

Несмотря на общественные трансформации советского и постсоветского периодов, оленеводство было и продолжает оставаться основой социально-экономического и этнокультурного развития коренных народов, проживающих в с. Амгуэма Чукотки и с. Иенгра Якутии. На всех этапах трансформации исследуемых локальных систем оленеводства прослеживается переплетение общих тенденций, региональной и локальной специфики.

В советский период и в 1991-1998 гг. было больше общего в развитии оленеводства, что объясняется командно-административной системой, ее крушением и переходным периодом в 1990-е гг. В постсоветское время усилилась региональная специфика трансформации оленеводства из-за экономической и политической регионализации общества. Больше локальных особенностей в трансформации оленеводства можно наблюдать в самом начале советского времени и с 2009 г. из-за сильного воздействия политических факторов регионального и внутрирегионального масштаба, а также политических, социальных и этнокультурных факторов локального масштаба.

Большая устойчивость локальных систем оленеводства по сравнению с другими сферами ресурсопользования объясняется внутрирегиональными и локальными природными факторами (особенно наличием возобновляемых ресурсов тундры и тайги) и этнокультурными факторами локального масштаба (этническим составом населения и поддержанием им традиционного природопользования). При этом политические и экономические факторы национального и регионального масштабов, наоборот, были наиболее сильными факторами трансформации оленеводства на локальном уровне.

Ключевые слова: трансформация оленеводства, Чукотка, Республика Саха (Якутия), чукчи, эвенки, село Иенгра Нерюнгринского района, село Амгуэма Иультинского района, локальная специфика, региональная специфика, факторы трансформации.

T. V. Litvinenko

Local Specifics and Common Trends in the Transformation of Reindeer Husbandry in the Eastern Regions of Russia and Their Determining Factors

Despite the social transformation of the Soviet and post-Soviet periods, reindeer husbandry has been and is continuing to be the basis for socio-economic and ethno-cultural development of indigenous peoples in Amguema village in Chukotka and

ЛИТВИНЕНКО Тамара Витальевна - к. геогр. н., доцент, с. н. с. отдела социально-экономической географии Института географии РАН, Москва.

E-mail [email protected]

LITVINENKO Tamara Vitalyevna - Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Senior Scientific Researcher of the Department of Social and Economic Geography, the Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow.

E-mail [email protected]

Iengra village in Yakutia. At all stages of transformation of studied local systems of reindeer husbandry, one can observe the intertwining of the general trends and regional and local specificities.

More common trends in the development of reindeer husbandry can be found in the Soviet period and in 1991-1998 because of the command-administrative system and its downfall and the transitional period in the 1990s. In the post-Soviet period in comparison with the Soviet one, regional specificity of transformation of reindeer husbandry has intensified due to economic and political regionalization of the society. More local peculiarities in the transformation of reindeer husbandrycan be observed in the beginning of the Soviet period and since 2009 due to the strong influence of political factors of regional and intra-regional scale, and political, social and ethno-cultural ones of local scale.

Higher resistance of the local systems of reindeer herdingin comparison with other types of natural resource utilization is due to intra-regional and local natural factors (especially the availability of renewable resources of tundra and taiga) and ethno-cultural factors of local scale (ethnic structure of the population and maintenance of traditional nature use by indigenouspeople). Along with this, political and economic factors of national and regional scales, on the contrary, were the most powerful factors of transformation of reindeer herdingat the local level.

Key words: transformation of reindeer husbandry, Chukotka, Republic of Sakha (Yakutia), chukchi people, evenks, Iengra village in Neryungrinskiy rayon, Amguema village in Iultinskiy rayon, local specifics, regional specifics, factors of transformation.

Введение

Общеизвестно, что Россия обладает значительным природно-ресурсным и социально-этнокультурным потенциалом для развития оленеводства [1-2]. Около 74 % площади оленьих пастбищ и 58 % их оленеёмкости (табл. 1) приходится на восточную Россию (Восточносибирский и Дальневосточный экономические районы). Особо здесь выделяются Якутия (абсолютный лидер по всем показателям среди восточных регионов) и Чукотка (табл. 1).

Несмотря на имеющийся потенциал и государственную поддержку в советский и постсоветский периоды, развитие оленеводства нельзя признать успешным из-за неэффективности системы управления, игнорирования центром местных особенностей, проблем правового регулирования и многих других причин, исследованных отечественными и зарубежными учеными [4-7 и др.]. Необходима разработка новых научно обоснованных механизмов устойчивого развития оленеводства с учетом его региональных и локальных особенностей. А это, в свою очередь,

требует тщательного исследования процессов трансформации оленеводства на мезо- и микроструктурном уровнях, выявления общих тенденций и территориальной специфики в его развитии и факторов их обуславливающих.

Несмотря на многочисленные публикации, исследования локальных особенностей сферы оленеводства остались в тени из-за отсутствия достаточной информационной базы и трудностей проведения экспедиционных работ. Данная статья направлена на углубление познания региональной и локальной специфики развития оленеводства в советский и постсоветский периоды. Ее цель -выявить общие черты и особенности трансформации оленеводства в восточной России на региональном и локальном уровнях, а также факторы, их обуславливающие. Кроме того, исследования направлены на установление факторов, влияющих на то, что локальные территории с преобладающим коренным населением и развитием традиционного природопользования подверглись в постсоветский

Таблица 1

Оленьи пастбища и их использование в восточной России (2011)

Площадь оленьих пастбищ Оленеёмкость пастбищ Поголовье домашнего северного оленя

тыс. га % тыс. голов % тыс. голов %

Россия 320035,2 100 2068,0 100 1583,0 100

Восточная Россия - всего 238483,5 74,5 1211,6 58,5 538,3 34,0

Восточная Сибирь 49825,8 15,5 175,6 8,5 89,7 5,6

Дальний Восток 188657,7 59,0 1036,0 50,0 448,6 28,4

Республика Саха (Якутия) 92453,7 28,9 291,0 14,0 194,9 12,3

Чукотский АО 42597,8 13,3 410,6 19,9 178,4 11,3

Примечание: составлено по [3] 104 -

период меньшим трансформациям, чем те же с использованием минеральных ресурсов и пришлым населением [8].

Территориально исследования охватывают Чукотский автономный округ (далее ЧАО), Республику Саха (Якутия) и расположенные на их территории национальные села Амгуэма в Иультинском районе и Иенгра в Нерюнгринском. Материалами для исследования послужили результаты экспедиционных исследований в ЧАО и с. Амгуэма (август-сентябрь 2007 г.) и в Якутии и с. Иенгра (август-сентябрь 2010 г.), а также данные официальной статистики, нормативно-правовые акты, электронные ресурсы и литературные источники.

Факторы трансформации оленеводства и особенности исследуемых локальных территорий

Трансформация оленеводства трактуется нами как изменение элементов его территориально-хозяйственной структуры на локальном уровне, отражающее динамику его взаимодействия с природными, социально-экономическими и этнокультурными факторами. Элементом территориально-хозяйственной структуры оленеводства является отдельное территориально компактное предприятие всех форм собственности или иные территориальные формы общественного (группового или личного) материального производства, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с разведением и использованием северных оленей, обладающие внутренней взаимосвязью и находящиеся во взаимосвязи с другими элементами и звеньями природной и социально-экономической системы. В работе особое внимание уделено таким индикаторам трансформации оленеводства, как динамика оленепоголовья и изменение хозяйственных форм его организации.

Все факторы трансформации оленеводства разделены нами на следующие группы: 1) природные; 2) политические и экономические; 3) социальные и этнокультурные. В зависимости от пространственного масштаба выделяются факторы, внешние по отношению к локальной территории (глобального, национального, регионального и внутрирегионального масштабов), и внутренние (локального масштаба).

Оленеводство исследуемых территорий имеет локальную специфику, обусловленную природными факторами внутрирегионального и локального масштабов и социально-культурными факторами локального масштаба. Чукчи, проживающие на правом берегу реки Амгуэма в селе Амгуэма, традиционно занимаются чукотским тундровым оленеводством. В чукотской (тундровой, отчасти лесотундровой) системе хозяйства олень - стержень системы жизнеобеспечения кочевых чукчей, удовлетворяющий все базовые потребности общины [9]. Общая численность населения села Амгуэма составила 503 человека в

2012 г., за постсоветский период она уменьшилась на 31 % (рассчитано по данным официальной статистики) из-за естественной убыли и миграционного оттока немногочисленного пришлого населения.

В долине реки Иенгра в Нерюнгринском районе Якутии эвенки разводят эвенкийскую породу оленей в условиях таежной зоны. Она представлена оленями транспортно-мясного типа [2]. Численность, проживающих в селе эвенков, в 2010 г. составила 1103 человек (около 75 % от общей численности населения) за период 1986-2010 гг. уменьшилась из-за естественной убыли и миграционного оттока некоренного населения на 19 %.

Развитие оленеводства в советский период

В советский период на исследуемые территории оказали воздействие такие общие для страны процессы, как объединение разрозненных оленеводческих хозяйств в колхозы с последующим преобразованием в совхозы и переход коренных народов на оседлый образ жизни. Работавшие в советское время оленеводы и исследователи [4, 6-7] отмечают, что оленеводство было под особым вниманием государства и получало существенную поддержку, советское правительство предприняло ряд конкретных мер, направленных на модернизацию этой отрасли и социальное развитие коренного населения. Следствием стало максимальное за всю историю оленеводства Чукотки и Якутии и их локальных территорий поголовье оленей (рис. 1-2). Общее в развитии оленеводства было следствием влияния политических и экономических факторов национального масштаба.

При этом можно отметить некоторые региональные и локальные особенности. На Чукотке максимум поголовья оленей пришелся на 1960-е гг.-начало 1970-х гг. (рис. 1) и был достигнут прежде всего за счет чукотского тундрового оленеводства [9]. С конца 1970-х гг. стали ухудшаться качественные показатели тундрового оленеводства из-за деградации пастбищ вследствие перевыпаса, количественного их сокращения и падения оленеемкости [9], неэффективности советской командной системы управления оленеводством и других причин [4]. С 1981 года на Чукотке появилась тенденция к снижению поголовья оленей (рис. 1).

Максимум оленепоголовья в Якутии наблюдался в 1980 г. и составил 384,5 тыс. голов [10]. В с. Иенгра стадо увеличивалось в 1970-1980-х гг. и достигло максимума (до десяти тысяч) в 1985 г. из-за нового импульса развития территории и государственной поддержки в связи со строительством Малого БАМа и освоением минеральных ресурсов Южной Якутии [11].

Различными были периоды обобществления оленей и перехода коренного населения на оседлый образ жизни. Село Иенгра возникло в 1926 г., а

Рис. 1. Поголовье оленей в Чукотском автономном округе (1958-2013) Примечание: составлено по [7, 8] и данным Правительства ЧАО (2013)

обобществление оленей (407 голов) в хозяйстве села «Токарикан» завершилось в 1934 г. [11]. В Иультинском районе объединение разрозненных оленеводческих хозяйств в колхозы и переход коренного населения к оседлости происходили в 1930-1940 гг. [4].

Региональная специфика трансформации оленеводства этого периода была обусловлена природными и политическими факторами регионального и внутрирегионального масштаба. Локальные особенности стали результатом влияния политических факторов регионального и внутрирегионального масштаба и социальных и этнокультурных факторов локального масштаба. Было больше общих тенденций и локальной специфики, чем региональных особенностей в трансформации оленеводства.

Постсоветская трансформация оленеводства 1991-1998 гг.

В условиях политического и экономического кризиса 1990-х гг. после распада СССР общим для исследуемых территорий было: крах совхозной системы и создание на ее основе других организационных форм оленеводства; резкое падение поголовья оленей и снижение других показателей этой сферы хозяйственной деятельности; переход коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - КМНС) в условиях невыплаты зарплаты и обнищания на самообеспечение продуктами за счет убоя оленей и их продажи; снижение социально-экономических показателей жизни оленеводов и др. [6-7, 12]. Государство предприняло меры по реанимации сферы и стимулировало организацию родовых общин через Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» от 23.06.1992 № 106-а, но в условиях общегосударственного кризиса это не привело к улучшению ситуации.

При поддержке государства активизировалась деятельность КМНС и оленеводов на национальном и региональном уровнях. Кроме созданной в 1990 г. Общероссийской общественной организации КМНС, в 1992 г. была учреждена Ассоциация оленеводов России. В субъектах были созданы региональные ассоциации. В 1995 г. был учрежден Союз оленеводов России, в состав которого вошли свыше 200 физических и юридических лиц всех оленеводческих регионов, и его высший руководящий орган - Съезд оленеводов России. Союз оленеводов России стал членом международной ассоциации «Всемирный конгресс оленеводов мира» [13].

В 1991-1998 гг. усилилась региональная специфика трансформации оленеводства, обусловленная политическими и экономическими факторами регионального масштаба. В условиях наихудшей экономической ситуации в стране [8] и отсутствия поддержки регионального правительства падение поголовья в Чукотке было наибольшим и в 1998 г. составило 71 % от уровня 1990 г. (табл. 2). Кризис усугубился влиянием природных (поедание оленей хищниками и др.) и политических (власть и ресурсы в округе и на местах были в руках пришлого русского населения [7]) факторов регионального и локального масштабов. На Чукотке и в Иультинском районе большая часть оленеводческих хозяйств была оформлена (до начала 2000-х гг.) как территориально-соседские или родовые общины [14].

Из-за относительно меньшего экономического и политического кризиса и большей политической силы региональных властей численность оленей в Якутии за этот же период сократилась на 51 %. Это ниже среднероссийского показателя и значительно меньше среднего по восточной части России и Дальнему Востоку (рис. 2, табл. 2). Большего падения поголовья оленей удалось избежать из-за принятия

Таблица 2

Изменение поголовья северных оленей в хозяйствах всех категорий в восточной России, % (1990-2011)

1990-1998 1999-2008 2009-2011 1990-2011

Российская Федерация -59 +22 +2 -30

Восточная Россия - всего -70 +30 -2 -60

Восточная Сибирь -63* +47 +14 -32

Дальний Восток -71* +27 -5 -63

Республика Саха (Якутия) -51 +15 -3 -46

ЧукотскийАО -71 +82 -10 -34

Примечание: * отмечен период 1990-1999 гг. Источник: рассчитано по [3]

Постановления Правительства республики № 397 «О мерах по улучшению социально-экономических условий жизни малочисленных народов Севера Якутской Саха ССР на 1991-1995 гг.» (1991), Закона Республики Саха (Якутия) № 1278-ХП «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» (1992), Закона Республики Саха (Якутия) № 179-1 «О северном домашнем оленеводстве» (1997) и др.

В Якутии 19 оленеводческих совхозов были реорганизованы в мелкие коллективные хозяйства и общинно-родовые хозяйства, но они оказались не способными обеспечить эффективность оленеводства [6]. Кроме кризиса, негативное влияние на оленеводство оказали природные (деградация пастбищ, пожары в жаркое лето, нападение хищных зверей и др.) факторы регионального и локального масштабов. В с. Иенгре совхоз был преобразован в ГУП [11], официально зарегистрировались несколько родовых кочевых общин оленеводов и Союз эвенкийских родовых общин «Орон».

Следовательно, на трансформацию оленеводства локальных территорий в 1991-1998 гг. наиболее сильное влияние оказали политические и экономические факторы национального и регионального масштабов. В этот период соотношение общих тенденций, региональных особенностей и локальной специфики в трансформации оленеводства было почти равным.

1999-2008 гг.

В связи с усилением государственной поддержки в условиях политической стабильности и экономического роста произошла активизация сферы оленеводства на национальном, региональном и локальном уровнях. Импульсом послужило принятие Федеральных законов: № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999), № 104 «Об общих принципах организации родовых общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего

Востока Российской Федерации» (2000), № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001). Были утверждены ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера» (2001) и постановление Правительства «О дополнительных мерах государственной поддержки северного оленеводства в 2000-2005 годах». Были приняты региональные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку оленеводства и оленеводов. Стали выплачивать ежегодную денежную субсидию из федерального и регионального бюджетов на каждого оленя. Хотя исполнение всех принятых документов столкнулось с проблемой недостатка бюджетных средств [13], они оказали определенное положительное влияние на развитие сферы оленеводства на всех территориальных уровнях. Повсеместно в 2002-2003 гг. оленеводческие ГУПы были преобразованы в муниципальные унитарные предприятия (МУПы). Принятые меры способствовали росту поголовья оленей в России и ее восточных регионах в этот период (табл. 2).

Продолжилась социально-политическая деятельность коренных народов и оленеводов на глобальном, национальном и региональном уровнях. Россия вошла в созданный в 2005 г. в Норвегии Международный центр оленеводства (МЦО). Прошли всероссийские и региональные съезды КМНС, где активно обсуждались проблемы и перспективы оленеводства и других видов этнического природопользования.

Можно отметить региональные особенности государственной поддержки и трендов оленепоголовья, обусловленные политическими и экономическими факторами регионального масштаба. Оленепоголовье в ЧАО росло быстрее, чем в других регионах восточной России (табл. 2) из-за большей финансовой поддержки в связи с увеличением бюджета округа после избрания Р. А. Абрамовича в 2000 г. на пост губернатора [8]. Реализация принятых в 2000 и

Рис. 2. Поголовье оленей в Республике Саха (1990-2013) Примечание: составлено по [3,10]

2007 годах региональных законов о государственном регулировании и государственной поддержке развития северного оленеводства в ЧАО (№ 25-ОЗ и № 57-ОЗ соответственно) была обеспечена финансовыми средствами. Были приняты увязанные по задачам, срокам и ресурсам краткосрочные региональные целевые программы по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса, включая оленеводство. В программах применены принципы программно-целевого подхода, увязки финансирования с достижением производственных результатов, взаимодействия между федеральными и региональными уровнями управления АПК и органами местного самоуправления. Финансирование программных мероприятий из бюджетов двух уровней за

2001-2012 годы составило 3,9 млрд руб. [15]. Во всех национальных селах округа был полностью заменен жилой фонд на новые дома и созданы новые объекты социальной инфраструктуры [8].

В начале 2000-х в округе не осталось ни одной оленеводческой общины, практически все стадо находилось в муниципальной собственности [14]. Из-за поддержки оленеводства региональными властями численность оленей увеличилась в

2002-2009 гг. (рис. 1), наметился рост маточного поголовья. Существенное увеличение поголовья оленей вывело ЧАО на второе место по поголовью домашнего северного оленя в РФ после Ямало-Ненецкого АО.

В 1999-2008 гг. поголовье оленей в Якутии выросло на 15 %, при этом оно достигло минимума в 2002 г., а с 2003 г. стало расти (рис. 2). Этому способствовало принятие Программы социально-экономического развития села Республики Саха на 2002-2006 гг., где был установлен мораторий на

забой оленей [16], и республиканского Закона 370-З № 755-Ш «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (2006). Эффективной мерой поддержки оленеводов стало постановление Правительства РС (Я) № 536 «Об оплате труда и материальном стимулировании работников, занятых в оленеводстве» (2002).

Локальной особенностью Иультинского района этого периода было то, что три оленеводческих предприятия, включая МУП СХП «Амгуэма», ежегодно получали финансовую поддержку в рамках региональных и муниципальных целевых программ. Оленье стадо МУП СХП «Амгуэма» с 2004 года ежегодно пополнялось животными из племенных и генофондных хозяйств района «Возрождение» и «Пионер» за счет средств регионального и федерального бюджетов. В Амгуэме за государственные средства был введен в эксплуатацию высокотехнологичный комплекс финского производства «Tundratek» (один из двух в республике) по убою и первичной переработке мяса оленя.

Положительное воздействие на развитие традиционного природопользования в с. Иенгра оказало то, что село вошло в «Перечень коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)» в соответствии с республиканским Законом 59-З № 121-Ш от 10.07.2003 г. Наряду с МУПом (в 2003 г. ГУП был преобразован в МУП), оленеводством активно занимались 26 родовых общин (24 из них были зарегистрированы в 2000-2007 гг.). Если в 2002-2008 гг. общее поголовье оленей в селе

Рис. 3. Поголовье оленей в селе Иенгра Нерюнгринского района Республики Саха (2002-2012) Примечание: составлено по данным администрации Нерюнгринского района и [17]

увеличилось на 37.5 %, то в родовых общинах рост составил 87.8 % (рис. 3).

Таким образом, на трансформацию оленеводства локальных территорий этого периода наиболее сильно повлияли политические и экономические факторы национального и регионального масштабов. Определенное воздействие оказали социальные и этнокультурные факторы всех пространственных масштабов. В этот период было больше региональной спецификии локальных особенностей, чем общих тенденций.

Период с 2009 года по настоящее время

Государственная поддержка в 2009-2011 гг. из-за общеэкономической ситуации в стране в условиях мирового кризиса была несколько меньшей, чем в предыдущий период, а в 2012-2013 гг. немного увеличилась и способствовала незначительному росту оленепоголовья (рис. 2, 3). В 2009 г. были приняты ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 2013 году были утверждены ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и отраслевая программа «Развитие северного оленеводства в Российской Федерации на 2013-2015 годы» с общим объемом финансирования 5,9 млрд руб. Правовые акты, принятые в этот и предыдущие периоды, оказали положительное воздействие на развитие оленеводства, но при этом, по мнению ученых [5] и оленеводов, правовые вопросы традиционного природопользования до настоящего времени урегулированы неудовлетворительно и фрагментарно.

Продолжилась социально-политическая деятельность КМНС на уровне страны и регионов. В 2009 и 2013 гг. прошли общероссийские и региональные съезды КМНС, где обсуждались вопросы экономического развития и поддержки общин. Активно работали Ассоциация КМНС, Союз общин КМНС, некоммерческое партнерство «Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и их региональные отделения. Это повлияло на социально-политическую активность и социокультурную и хозяйственную самоорганизацию коренных народов на локальном уровне.

Региональные особенности как размеры и формы государственной поддержки, тренды оленепоголовья, организационные формы оленеводства были обусловлены политическими, экономическими, социальными и этнокультурными факторами регионального масштаба. В ЧАО важной мерой поддержки оленеводов стало увеличение с 2009 г. средней зарплаты (до 19 тыс. руб. в 2012 г.) [18] и введение практики передачи оленей в собственность работникам хозяйств в качестве премирования. Субсидирование оленеводства происходило в рамках региональной целевой программы «Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Чукотского АО на 2010-2012 годы» с общим объемом финансирования более 460 млн руб. [19]. В 2010 г. были предоставлены субсидии из федерального и окружного бюджетов на поддержку племенного оленеводства. Поголовье оленей в округе с 2009 по 2012 год снижалось из-за отмены моратория на забой, неблагоприятных погодных условий и других причин, а в 2013 г. отметился незначительный рост (рис. 1). В 2014 г. в оленеводческих хозяйствах ЧАО

насчитывалось 173,9 тыс. голов и около 5 тыс. оленей относились к категории личных [18]. В отличие от Якутии и других регионов, в округе практически не было ни одной оленеводческой общины [14], все олени (за исключением личных) принадлежали 16 муниципальным сельхозпредприятиям, через которые выплачивали федеральные и окружные субсидии.

Принятые в 2013-2014 гг. Закон № 10-03 «О внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа «О государственном регулировании и государственной поддержке развития северного оленеводства в Чукотском автономном округе» и долгосрочная РЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чукотского автономного округа на 2013-2020 годы» с общим объемом финансирования 7,1 млрд руб. свидетельствуют о том, что оленеводство продолжает оставаться стратегически важным направлением регионального развития.

Государственная поддержка оленеводства в Якутии осуществлялась в рамках РЦП «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы». В настоящее время республика работает по третьей по счету подпрограмме «Развитие традиционных отраслей Севера» республиканской программы «Развитие села до 2016 года» [10]. Несмотря на успехи в региональных нормативно-правовых актах (их перечень представлен на портале КМНС Якутии http://yakutiakmns.org/ 7акопу-1^риЪИк^аха-уакийуа), исследователи отмечают такие проблемы, как несогласованность с федеральным законодательством, отсутствие у оленеводов правовых знаний, неясности в отношении прав общин коренных малочисленных народов и другие (полный анализ представлен в работе [10]). Административными мерами государственной поддержки в Якутии стали: 1) повышение заработной платы оленеводов до 20 тыс. руб. с использованием механизмов софинансирования муниципальных образований и хозяйствующих субъектов; 2) поддержка выпускников вузов, выезжающих на работу в оленеводческие предприятия. Субсидии с 2013 г. выдавались только за прирост маточного поголовья из-за его сокращения.

Около 45 % поголовья республики содержалось в муниципальных и государственных предприятиях, 28 % - в родовых общинах, 14 % - в кооперативах и 10 % - в личных подсобных хозяйствах [10]. Общая численность оленей в 2009-2011 гг. несколько снизилась (рис. 2) из-за ее сокращения в государственных сельхозпредприятиях и кооперативах в связи со снятием моратория на промышленный забой, слабой организацией производства и отсутствием в муниципалитетах механизмов,

стимулирующих рост поголовья, значительными непроизводственными отходами. При этом в родовых общинах, численность которых увеличилась, и личных подсобных хозяйствах поголовье за этот период выросло на 9 % [10]. В 2012-2013 гг. общая численность оленей в республике увеличилась на 4,5 % и составила в 2013 году 204 500 голов (рис. 2).

С 2009 г. наблюдается еще больше локальных особенностей оленеводства, чем в предыдущие периоды. В Иультинском районе (втором после Анадырского оленеводческом районе округа) продолжали устойчиво работать три муниципальных оленеводческих хозяйств, а общинные формы организации оленеводства так и не получили развития. Поголовье оленей в хозяйствах района уменьшилось за период 2011-2013 гг. на 10 % (рассчитано по [19]) и составило в 2013 году 47831 голов, из них 17 470 содержалось в МУП «Амгуэма». За счет государственных средств была начата селекционная работа по разведению чукотской породы северных оленей на базе хозяйства «Возрождение». В МУП «Амгуэма», кроме высокотехнологичного комплекса по производству мяса оленя, рассматривались варианты реализации пилотного проекта «Государственная поддержка развития производственной базы переработки шкур северного оленя на 2013-2014 годы» [19].

Следствием активности эвенков с. Иенгра политической силы местной власти стало принятие Ил Тумэном в 2010 г. решения о передаче 2.5 млн га (четверть территории Нерюнгринского района) Иенгринскому национальному наслегу и была утверждена на республиканском уровне программа поддержки его социально-экономического развития из средств федерального, республиканского и местного бюджетов. Хотя местная инициатива по созданию территории традиционного природопользования не была поддержана районным советом и сейчас проблемы решаются на республиканском уровне [20], это был первый в России опыт закрепления за коренным населением территории их традиционного природопользования.

Следствием социокультурной и хозяйственной самоорганизации стало увеличение количества родовых общин в селе (до 28 в 2012 г.) и олене-поголовья в них [17]. Если поголовье в МУПе снижалось с 2007 г., то в родовых общинах оно увеличилось в 2002-2012 гг. более чем в два раза (рис. 3). В Иенгре родовые общины как форма хозяйственной самоорганизации местных сообществ явились наиболее пригодными для жизни людей занятых в оленеводстве.

В период с 2009 г. было больше региональной и локальной специфики в трансформации оленеводства, чем общих тенденций. Наиболее сильное воздействие

на трансформацию оленеводства оказали политические и экономические факторы регионального масштаба, а также социальные, этнокультурные факторы локального масштаба. Как влияние средней степени можно оценить влияние социальных и этнокультурных факторов национального и регионального масштабов, и политических и экономических факторов национального масштаба.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на общественные трансформации советского и постсоветского периодов, оленеводство играет ключевую роль в развитии исследуемых локальных территорий и рассматривается в настоящее время как наиболее устойчивая форма хозяйственной деятельности, обеспечивающая самобытное социально-экономическое и культурное развитие и традиционный образ жизни коренных народов.

Трансформировались организационно-хозяйственные формы оленеводства, менялись тренды оленепоголовья и другие показатели развития этой сферы, но оленеводство и его локальные природные и этнокультурные особенности сохранились. Такая устойчивость локальных территорий проживания коренных народов, занятых оленеводством, по сравнению с территориями проживания пришлого населения и использованием исчерпаемых минеральных ресурсов объясняется внутрирегиональными и локальными природными факторами (наличием возобновляемых ресурсов тундры и тайги) и этнокультурными факторами локального масштаба (этническим составом населения и поддержанием им традиционного природопользования).

Политические и экономические факторы национального и регионального масштабов, напротив, были наиболее сильными факторами трансформации локальных систем оленеводства. Ярким индикатором этого является смена организационно-хозяйственных форм оленеводства: от разрозненных кочевых хозяйств до колхозов и совхозов в советский период и до кооперативов, ГУПов, МУПов, родовых общин и индивидуальных форм в постсоветский. Тренды оленепоголовья на региональном и локальном уровнях (за некоторым исключением) коррелируют с экономической и политической ситуацией в стране и регионе. Общеэкономические и политические факторы национального масштаба оказали наибольшее воздействие на оленеводство локальных территорий в советское время и в 1991-1998 гг. В эти периоды было больше общего в развитии оленеводства, чем региональной и локальной специфики. В советский период это объясняется самой командно-административной системой, а в 1990-е гг. ее крушением и переходным периодом.

Экономические и политические факторы регионального и внутрирегионального масштаба

оказали более сильное влияние на развитие оленеводства локальных территорий в постсоветский период из-за экономической и политической регионализации общества и государственной поддержки оленеводства не только за счет средств федерального, но и регионального бюджета.

Больше локальных особенностей развития оленеводства можно наблюдать в самом начале советского времени (период коллективизации и перехода коренного населения на оседлый образ жизни) и в период с 1999 г. Это было обусловлено сильным воздействием политических факторов регионального и внутрирегионального масштаба и политических, социальных этнокультурных факторов локального масштаба. На всех этапах трансформации, исследуемых локальных систем оленеводства, прослеживается переплетение общих тенденций, региональной и локальной специфики.

Природные факторы оказывали воздействие на трансформацию локальных систем оленеводства (снижения поголовья из-за деградации пастбищ, хищников, неблагоприятных природных условий и др.), но это влияние не было очень сильным. Наши исследования подтверждают ранее сделанный зарубежными исследователями вывод о том, что изменения климата и природной среды в Сибири не оказали такого значительного воздействия на оленеводство, как общественные трансформации после распада СССР [21]. Но при этом по данным Проекта UDF-RUS-10-398 «Поддержка демократических инициатив коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» Республики Саха (Якутия) промышленные проекты оказывают негативное влияние (нарушение маршрутов кочевья оленей и др.) на оленеводческие общины. Возможно, в будущем освоение минеральных ресурсов Севера и Востока будет оказывать еще более сильное отрицательное воздействие на оленеводство.

Факторы глобального масштаба существенно не влияли на оленеводство за исключением незначительного воздействия этнокультурных факторов глобального масштаба в постсоветский период. Это отличается от других сфер ресурсопользования как добыча минеральных ресурсов, где экономические факторы глобального масштаба (особо спрос на ресурсы) оказывают очень сильное воздействие на трансформацию локальных систем.

Влияние группы социальных и этнокультурных факторов национального и регионального масштабов на трансформацию оленеводства не было очень сильным, но постепенно увеличивалось. В период с 2009 г. воздействие социальных и этнокультурных факторов локального масштаба на трансформацию оленеводства в с. Иенгра было значительным.

Исследования региональной и локальной специфики трансформации оленеводства и обуславливающие их факторов, сами по себе не решают практических задач, но наверняка будут востребованы при переходе северных и восточных регионов России к устойчивому (экономически, этносоциально и экологически сбалансированному) развитию.

Л и т е р а т у р а

1. Клоков К. Б. Современное состояние циркумполярного оленеводства URL: http://www.jurant.ru/ru/ publications/reindeer_disc/olen/klokov.html (дата обращения 19.12.2013).

2. Роббек Н. С. Содержание витаминов в мясе домашних северных оленей // Наука и техника в Якутии. -2012. - № 1 (22) . - С.93-97.

3. Отраслевая программа «Развитие северного оленеводства в Российской Федерации на 2013-2015 годы» URL: www.mcx.ru/documents/file_document/v7_show/21960.htm* (дата обращения 20.07.2013)

4. Бацаев И. Д. История сельского и промыслового хозяйства Северо-Востока России: начало 1950-х - середина 1980-х гг. Автореферат дисс. ... канд. и. н. - Магадан, 2009. -30 с.

5. Каракин В. П., Булдакова В. Г. Традиционное природопользование на российском Дальнем Востоке // Россия и АТР. - 2010. - № 3 . - С. 102-115.

6. Окороков А. И. О состоянии и развитии домашнего северного оленеводства в Республике Саха (Якутия). Вестник СВФУ, 2013. - Т. 10, № 3. - С. 36-41.

7. Gray P. A. Chukotka reindeer husbandry in the post-socialist transition, Polar Research, 19 (1), 2000. - Р. 31-37.

8. Литвиненко Т. В. Постсоветская трансформация ресурсопользования и ее влияние на динамику населения в Чукотском автономном округе // Известия РАН. Сер. геогр. - 2013. - № 2. - С. 30-42.

9. Пилясов А. Н. Закономерности и особенности освоения Северо-Востока России (ретроспектива и прогноз). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1996. - 145 с.

10. Винокурова Д. Е., Прохорова М. Н. Современное состояние и развитие животноводства в Республике Саха (Якутия) // Вопросы современной экономики. - 2013. - № 4. URL: http: // economic-journal.net/wp-content/uploads/2014/01/ Статья-2_-Винокурова_Прохорова-выпуск-4-2013.pdf (дата обращения 05.05.2014).

11. Вехи истории села Иенгра.URL: http://www.nerungri. edu.ru/~zsh/index.html (дата обращения 29.05.2012).

12. Санникова Я. М. Проблемы развития традиционных отраслей арктического хозяйства (на примере Якутии) // Арктика и Север. - 2012. - № 6.URL: http://narfu.ru/aan/article_ index_years.php (дата обращения 30.03.2014).

13. Оленеводство в России. Глава из отчета по проекту Арктического Совета «Устойчивое оленеводство» // ИЛИН. -

2005. - № 1 (42). URL: http://ilin-yakutsk.narod.ru/2005-1/18.htm (дата обращения 25.05.2013).

14. Опарин Д. А. Чукотский автономный округ // Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. - М.: издание ИЭА РАН, 2012. - С. 203-220.

15. Оленеводство. Состояние и перспективы. URL: http://www.chukotka.org/region/branches/apk/deer_raising (дата обращения 25.05.2014).

16. Валь О. М. Современное состояние и тенденции развития северного оленеводства в Республике Саха (Якутия) // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2012. - № 12 (98). - С. 128-131.

17. Иенгринская наслежная администрация. О прогнозе социально-экономического развития сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района на 2013 год... URL: sakha.gov. ru>special/sitesИенгра.pdf (дата обращения 21.07.2014).

18. Зарплата оленеводов Чукотки выросла на четверть. URL: http://dv.ria.ru/society/20120112/82092900.html (дата обращения 20.05.2014).

19. Отчет главы Иультинского муниципального района о результатах деятельности в 2012 году. URL: http : //iultinsky. munrus.ru/in/md/adverts?mode=advert&advert_id=778455 (дата обращения 21.06.2014).

20. В Якутии коренные малочисленные народы Севера намерены поднять вопрос по созданию территорий традиционного природопользования. URL: http://sakha.gov.ru/ en/node/154236 (дата обращения 07.05.2014).

21. Hiyama T. Global Warming and the Human-Nature Dimension in Siberia. URL: http://www.chikyu.ac.jp/rihn_e/ project/C-07.html (дата обращения 03.11.2013).

R e f e r e n c e s

1. Klokov K. B. Sovremennoe sostoianie tsirkum-poliarnogo olenevodstva URL: http://www.jurant.ru/ru/ publications/reindeer_disc/olen/klokov.html (data obrashcheniia 19.12.2013).

2. Robbek N. S. Soderzhanie vitaminov v miase domashnikh severnykh olenei // Nauka i tekhnika v Iakutii. - 2012. - № 1 (22) . - S. 93-97.

3. Otraslevaia programma «Razvitie severnogo olenevodstva v Rossiiskoi Federatsiina 2013-2015 gody» URL: www.mcx.ru/documents/file_document/v7_show/21960..htmf (data obrashcheniia 20.07.2013).

4. Batsaev I. D. Istoriia sel'skogo i promyslovogo khoziaistva Severo-Vostoka Rossii: nachalo 1950-kh - seredina 1980-kh gg. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata istoricheskikh nauk. - Magadan, 2009. - 30 s.

5. Karakin V. P., Buldakova V. G. Traditsionnoe prirodopol'zovanie na rossiiskom Dal'nemVostoke // Rossiia i ATR. - 2010. - № 3 . - S. 102-115.

6. Okorokov A. I. O sostoianii i razvitii domashnego severnogo olenevodstva v Respublike Sakha (Iakutiia). Vestnik

SVFU, 2013. - T. 10, № 3. - S. 36-41.

7. Gray P. A. Chukotka reindeer husbandry in the post-socialist transition, Polar Research, 19 (1), 2000, - P. 31-37.

8. Litvinenko T. V. Postsovetskaia transformatsiia resursopol'zovaniia i ee vliianie na dinamiku naseleniia v Chukotskom avtonomnom okruge // Izvestiia RAN. Ser. geogr. -2013. - № 2. - S. 30-42.

9. Piliasov A. N. Zakonomernosti i osobennosti osvoeniia Severo-Vostoka Rossii (retrospektiva i prognoz). Magadan: SVKNII DVO RAN, 1996. - 145 s.

10. Vinokurova D. E., Prokhorova M. N. Sovremennoe sostoianie i razvitie zhivotnovodstva v Respublike Sakha (Iakutiia) // Voprosy sovremennoi ekonomiki. -2013. - № 4. URL: http://economic-journal.net/wp-content/uploads/2014/01/ Statia-2_-Vinokurova_Prokhorova-vypusk-4-2013.pdf (data obrashcheniia 05.05.2014).

11. Vekhi istorii sela Iengra. URL: http://www.nerungri.edu. ru/~zsh/index.html (data obrashcheniia 29.05.2012).

12. Sannikova Ia. M. Problemy razvitiia traditsionnykh otraslei arkticheskogo khoziaistva (naprimere Iakutii) // Arktika i Sever. - 2012. - № 6. URL: http://narfu.ru/aan/article_index_ years.php (data obrashcheniia 30.03.2014).

13. Olenevodstvo v Rossii. Glava iz otcheta po proektu Arkticheskogo Soveta «Ustoichivoe olenevodstvo» // ILIN. -2005. - № 1 (42). URL: http://ilin-yakutsk.narod.ru/2005-1/18.htm (data obrashcheniia 25.05.2013).

14. Oparin D. A. Chukotskii avtonomnyi okrug // Sever i severiane. Sovremennoe polozhenie korennykh malochislennykh

narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossii. - M.: izdanie IEA RAN, 2012. - S. 203-220.

15. Olenevodstvo. Sostoianie i perspektivy. URL: http://www.chukotka.org/region/branches/apk/deer_raising (data obrashcheniia 25.05.2014).

16. Val' O. M. Sovremennoe sostoianie i tendentsii razvitiia severnogo olenevodstva v Respublike Sakha (Iakutiia) // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012. -№ 12 (98). - S. 128-131.

17. Iengrinskaia naslezhnaia administratsiia. O prognoze sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia sel'skogo poseleniia «Iengrinskii evenkiiskii natsional'nyi nasleg» Neriungrinskogo raionana 2013 god...URL: sakha.gov.ru>special/sites Iengra.pdf (data obrashcheniia 21.07.2014).

18. Zarplata olenevodov Chukotki vyrosla na chetvert'. URL: http://dv.ria.ru/society/20120112/82092900.html (data obrashcheniia 20.05.2014).

19. Otchet glav yIul'tinskogo munitsipal'nogo raiona o rezul'tatakh deiatel'nosti v 2012 godu. URL: http://iultinsky. munrus.ru/in/md/adverts?mode=advert&advert_id=778455 (data obrashcheniia 21.06.2014).

20. V Iakutii korennye malochislennye narody Severa namereny podniat' vopros po sozdaniiu territorii traditsionnogo prirodopol'zovaniia. URL: http://sakha.gov.ru/en/node/154236 (data obrashcheniia 07.05.2014).

21. Hiyama T. Global Warming and the Human-Nature Dimension in Siberia. URL: http://www.chikyu.ac.jp/rihn_e/ project/C-07.html (data obrashcheniia 03.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.