Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ИСКОННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НА ПРИМЕРЕ ЯКУТИИ'

ЗАЩИТА ИСКОННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НА ПРИМЕРЕ ЯКУТИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
727
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ЯКУТИЯ / ЗАЩИТА / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ИСКОННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ / ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слепцов Анатолий Николаевич, Слепцова Ирина Анатольевна

Статья посвящена анализу защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера на примере Якутии. Право коренных малочисленных народов на доступ к земле, природным и водным биологическим ресурсам, на традиционное природопользование являются основополагающими в системе конституционно-правового статуса этих народов. Особое место коренных малочисленных народов среди коренных народов России вызвано географическими и климатическими особенностями их исконной среды обитания в Арктике. Именно эти особенности привели к тому, что традиционными видами хозяйственной деятельности и основой жизни этих народов является оленеводство, охота и рыболовство. Придание территориям традиционного природопользования народов Севера статуса особо охраняемых территорий повышает их общечеловеческое, природоохранное значение и предполагает разработку механизмов правовой защиты нормативных правовых актов, регулирующих режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с традиционным природопользованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Слепцов Анатолий Николаевич, Слепцова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE ORIGINAL HABITAT AND TRADITIONAL WAY OF LIFE OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH ON THE EXAMPLE OF YAKUTIA

The article is devoted to the analysis of the protection of the primordial habitat, traditional way of life, economic activity and crafts of the indigenous peoples of the North on the example of Yakutia.The right of indigenous small-numbered peoples to access land, natural and aquatic biological resources, and traditional use of natural resources are fundamental in the system of the constitutional and legal status of these peoples. The special place of the indigenous small-numbered peoples among the indigenous peoples of the country is due to the geographical and climatic features of their original habitat in the Arctic. It is these features that have led to the fact that the traditional types of economic activity and the basis of life of these peoples are reindeer husbandry, hunting and fishing.Giving the territories of traditional nature use of the peoples of the North the status of specially protected territories increases their human, environmental value and implies the development of mechanisms of legal protection - regulatory legal acts of land use, restricting or prohibiting types of activities that are incompatible with the main purpose of these lands, namely traditional nature use.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ИСКОННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НА ПРИМЕРЕ ЯКУТИИ»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК330. 342. 504.75

А.Н. Слепцов1, И.А. Слепцова2

ЗАЩИТА ИСКОННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НА ПРИМЕРЕ ЯКУТИИ

PROTECTION OF THE ORIGINAL HABITAT AND TRADITIONAL WAY OF LIFE OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH ON THE EXAMPLE OF YAKUTIA

Аннотация. Статья посвящена анализу защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера на примере Якутии. Право коренных малочисленных народов на доступ к земле, природным и водным биологическим ресурсам, на традиционное природопользование являются основополагающими в системе конституционно-правового статуса этих народов. Особое место коренных малочисленных народов среди коренных народов России вызвано географическими и климатическими особенностями их исконной среды обитания в Арктике. Именно эти особенности привели к тому, что традиционными видами хозяйственной деятельности и основой жизни этих народов является оленеводство, охота и рыболовство.

Придание территориям традиционного природопользования народов Севера статуса особо охраняемых территорий повышает их общечеловеческое, природоохранное значение и предполагает разработку механизмов правовой защиты - нормативных правовых актов, регулирующих режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с традиционным природопользованием.

Ключевые слова: Арктика, Якутия, защита, малочисленные народы, исконная среда обитания, традиционное природопользование, территории традиционного природопользования, промышленное освоение, возмещение убытков.

1 Слепцов Анатолий Николаевич - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой, юридический факультет СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]

Sleptsov Anatoliy Nikolaevich - PhD in Law, Head of Department Faculty of Law, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

2 Слепцова Ирина Анатольевна - студентка, юридический факультет СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]

Sleptsova Irina Anatolyevna - student, Faculty of Law, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

Abstract. The article is devoted to the analysis of the protection of the primordial habitat, traditional way of life, economic activity and crafts of the indigenous peoples of the North on the example of Yakutia.

The right of indigenous small-numbered peoples to access land, natural and aquatic biological resources, and traditional use of natural resources are fundamental in the system of the constitutional and legal status of these peoples. The special place of the indigenous small-numbered peoples among the indigenous peoples of the country is due to the geographical and climatic features of their original habitat in the Arctic. It is these features that have led to the fact that the traditional types of economic activity and the basis of life of these peoples are reindeer husbandry, hunting and fishing.

Giving the territories of traditional nature use of the peoples of the North the status of specially protected territories increases their human, environmental value and implies the development of mechanisms of legal protection - regulatory legal acts of land use, restricting or prohibiting types of activities that are incompatible with the main purpose of these lands, namely traditional nature use.

Keywords: Arctic, Yakutia, protection, small peoples, primordial habitat, traditional nature management, territories of traditional nature management, industrial development, compensation for losses.

Введение

Арктика - яркий пример того, насколько стремительно меняется за последнее десятилетие наша планета. Неизвестная ранее широкой мировой общественности Арктика, покрытая вековыми льдами, Северный Ледовитый океан и вечная мерзлота тундры на глазах превращаются в регион повышенного внимания экономически развитых государств, транснациональных компаний. В условиях промышленного освоения Арктики вопросы защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов являются весьма актуальной повесткой дня [10]. Научным и экспертным сообществом предлагаются различные пути и модели решения этой задачи. Так, с момента перехода России на рельсы рыночной экономики, с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, учеными-исследователями были изданы научные публикации, экспертные доклады, характеризующие состояние экологии Крайнего Севера и социально-экономическое положение малочисленных народов Севера (далее народы Севера). Институтом этнографии Академии наук впервые была разработана концепция развития малочисленных народов Севера, где авторы отмечали необходимость государственного регулирования деятельности промышленных предприятий на Крайнем Севере с точки зрения защиты природы и народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, высказывались рекомендации о необходимости выведения части территорий проживания малочисленных народов из зоны промышленного освоения Крайнего Севера [8]. Проблемы взаимодействия народов Севера и промышленных компаний рассматривались

методом научного анализа, научных экспертиз и социологических исследований, результаты которых были широко опубликованы [7].

Общепризнанными зарубежными моделями обеспечения защиты прав коренных народов в ходе промышленного освоения являются: оценка социальных последствий, учет интересов коренных народов, консультации, мониторинг, компенсации и распределение доходов от проектов, связанных с добычей природных ресурсов, с затрагиваемыми сторонами на основе заключенных в ходе переговоров соглашений.

Большое значение имеют труды иностранных ученых, с точки зрения сравнительного исследования практики арктических государств и особого внимания к вопросам свободного, предварительного и осознанного согласия народов Севера на промышленное освоение территорий традиционного природопользования. К таким работам относятся публикации Э. Уилсон и Ф. Штаммера, известны исследования, посвященные правовому регулированию вопросов традиционного природопользования и корпоративной этики [4], монография профессора М. Наттэла [6] по результатам научного исследования нефтегазовых проектов на северных территориях Канады и работы других исследователей Арктики [1], [9], [14].

Другой сектор исследовательского поля представляют междисциплинарные работы отечественных юристов и экономистов, которые впервые рассматривают проблему через призму государственного регулирования, обеспечения баланса развития промышленного освоения территории и традиционного природопользования. Особый научный интерес представляют исследования в области развития территорий традиционного природопользования, оценки воздействия бизнеса на традиционные виды хозяйственной деятельности народов Севера, социальной ответственности бизнеса по созданию механизмов учета экономических и культурных интересов народов Севера, улучшения качества жизни северян в условиях промышленного освоения Арктики [3]. Среди последних мер государственного регулирования следует отметить Стандарт ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами, проживающими и осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации (далее Стандарт), который утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики 23 ноября 2020 года.

Промышленным компаниям, ведущим бизнес в российской Арктике, рекомендован Кодекс поведения, как необходимое условие осуществления деятельности на территориях традиционного природопользования народов Севера. Стандарт включает ряд основных принципов бизнеса в отношении народов Севера. К ним относятся: содействие устойчивому развитию народов Севера, повышение качества их жизни и сохранение исконной среды обитания; обязательное участие народов Севера в принятии решений по вопросам,

затрагивающим права и интересы при освоении природных ресурсов на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности; сотрудничество в улучшении экономики народов Севера; открытость деятельности бизнеса в Арктике; минимизация отрицательного воздействия бизнеса на исконную среду обитания и традиционный образ жизни северян.

Таким образом, в научной литературе и в правоприменительной практике сложились определенные модели и представления о взаимодействии коренных народов и промышленных компаний, которые имеют практический интерес для органов власти, научного сообщества, гражданского общества и общественных организаций коренных народов.

Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам РФ относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Под традиционным образом жизни малочисленных народов понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Исконная среда обитания малочисленных народов - это исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность, и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни.

Особое место коренных малочисленных народов среди коренных народов страны вызвано географическими и климатическими особенностями их исконной среды обитания в Арктике. Именно эти особенности привели к тому, что традиционными видами хозяйственной деятельности и основой жизни этих народов является оленеводство, охота и рыболовство. К этому можно добавить, что эти народы в силу малочисленности находятся на грани исчезновения.

Традиционное природопользование является основой жизнедеятельности народов Севера, необходимым условием их существования. С традиционным природопользованием связан уникальный исторический опыт экологической культуры коренных народов Арктики [15].

В условиях перехода на рельсы рыночной экономики, главная цель создания территорий традиционного природопользования народов Севера (далее ТТП), на наш взгляд [2], заключалась в том, чтобы вывести данные территории из гражданского оборота, исключить их из сферы купли-продажи, наследования, дарения, аренды и тем самым сохранить традиционные виды хозяйственной деятельности - оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы,

как основу жизнедеятельности, самобытную культуру народов Севера, очаги повседневного использования традиций и обычаев, родные языки народов Севера.

Придание оленьим пастбищам, охотничьим и рыболовным угодьям правового статуса ТТП повышает их общечеловеческое, природоохранное значение и предполагает разработку механизмов правовой защиты - нормативных правовых актов использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным целевым назначением этих земель [13].

Согласно законодательству Российской Федерации, ТТП являются особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни малочисленными народами Севера.

В соответствии с земельным законодательством, ТТП определяются как «особо охраняемые территории», а именно - «земли природоохранного назначения». В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с традиционным природопользованием народов Севера.

В соответствии с Земельным Кодексом РФ, земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

При образовании территории традиционного природопользования могут выделяться 7 зон различного назначения:

1) поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения;

2) земельные и водные участки для ведения различных видов традиционного природопользования и традиционного образа жизни (традиционные угодья);

3) участки и объекты историко-культурного наследия;

4) участки, относящиеся к особо охраняемым природным территориям;

5) участки лесопользования, водопользования, добычи общераспространенных полезных ископаемых субъектами традиционного природопользования безвозмездно для собственных нужд;

6) участки, на которых ограниченно допускаются определенные виды хозяйственной деятельности не субъектами традиционного природопользования для водопоя животных, пользования объектами животного мира, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, строительства дорог и мостов;

7) участки, на которых допускается хозяйственная деятельность не субъектами традиционного природопользования по добыче полезных ископаемых, заготовке древесины, сельскохозяйственному производству, строительству объектов промышленного назначения.

Процесс формирования ТТП по регионам, в которых проживают народы Севера, протекает по-разному. В Российской Федерации создано более 500 ТТП регионального и местного уровня в 14 субъектах страны из 28 регионов проживания малочисленных народов России.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе с 1992 года в интересах народов Севера были оформлены юридические права на их родовые угодья, которые в дальнейшем были признаны ТТП регионального значения. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе зарегистрировано 475 ТТП общей площадью более 12,6 млн га, что составляет 24,3 % площади территории Югры.

Якутия

В Республике Саха (Якутия), самом большом по территории арктическом регионе России, проживают 5 коренных малочисленных народов: эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность 5 коренных малочисленных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), составляет 39 тысяч 936 человек (4,16 % от общего населения республики).

Самобытный образ жизни народов Севера - одна из значимых общественных ценностей Республики Саха (Якутия). Основы правового регулирования в этой сфере общественных отношений содержатся в Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) (статьи 5, 27, 38, 42, 43, 44, 4, 93, 99, 103 и 104).

Отдельными положениями Конституции Республики Саха (Якутия) гарантируются коллективные права коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы. Отмечается, что защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера относится к ведению Республики. Законодательство Якутии содержит 42 законодательных акта, регулирующих общественные отношения с участием народов Севера, из них 22 региональных закона непосредственно посвящены правовому регулированию жизнедеятельности этих народов. В 2013 году учреждена должность Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).

В 2006 году был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Порядок образования ТТП Якутии определяется Постановлением Правительства Республики Саха Якутия от 22 июня 2006 года «Об утверждении положения о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».

По состоянию на 1 января 2020 г. на территории Якутии вели традиционную хозяйственную деятельность 220 некоммерческих организаций малочисленных народов, в том числе 198 общин [20].

По данным Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) на 1 января 2021 года, в Якутии по обращениям малочисленных народов Севера решениями органов местного самоуправления образованы 62 ТТП местного значения, в том числе:

- 9 ТТП образованы в границах муниципальных районов;

- 50 ТТП в границах муниципальных образований;

- 1 ТТП в границах кочевой родовой общины «Олом» Мирнинского района;

- 2 ТТП в границах муниципальных образований: территориально-соседская община «Себян» МО «Ламынхинский национальный наслег» Кобяйского улуса, ТТП «Чыбагалахский» МО «Чыбагалахский национальный наслег» Мом-ского района.

Все созданные ТТП в Республике Саха (Якутия) включают 95 поселений, общая площадь ТТП составляет 165 млн 491 тыс. га, то есть 53,7 % от общей площади республики [5].

Рисунок 1 - Территории традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) [Неустроева, 2018, 22]

Наибольшие по площади ТТП образованы в Оленекском районе (26,4 млн га), Булунском районе (15,8 млн га), Жиганском районе (14 млн га), Усть-Янском районе (12 млн га).

Практически территории, которые имеют статус ТТП Якутии, находятся в государственной и муниципальной собственности - 99,998 %.

Так, в собственности Российской Федерации находится 71,1 % территорий, в собственности Республики Саха (Якутия) - 5,28 %, в муниципальной собственности - 1,1 %. В частной собственности 3784 гектара - 0,0024 %.

В республиканской собственности находятся земли: в Нижнеколымском районе - 38,7 %, в Аллаиховском - 16,7 %, в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) - 12,3 %, в Усть-Янском - 10,6 %, в Булунском районе - 6 %.

Анабарский национальный долгано-эвенкийский район вправе распоряжаться 31 % территорий, находящихся в муниципальной собственности. В Эвено-Бытантайском районе муниципальных земель -1,09 %, в Усть-Янском районе - 0,27 %. В остальных муниципальных районах менее 0,001 %.

Таблица 1 - Структура земель Арктических улусов Республики Саха (Якутия) по природоохранному статусу в 2019 году, гектар [Калаврий, 2020]

Арктические районы Республики Саха (Якутия) Всего зе мель в административных границах Всего земель территорий традиционно го природопользования Земли особо охраняемых территорий и объектов Из них: земли особо охраняемых природных территорий Земли природоохранного назначения Земли общинно-родовых хозяйств

Абыйский 6 943 451 1 606 099 0 0 1 473 600 0

Аллаиховский 10 733 819 10 691 700 3 526 727 3 526 727 4 430 836 3 259 371

Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) 5 555 828 2 839 934 687 960 687 960 5 071 612 857 373

Булунский 22 358 255 8 299 839 2 794 347 2 794 347 7 999 188 5 943 494

Верхнеколымский 6 777 417 5 895 782 0 0 2 340 717 1 278

Верхоянский 13 742 806 2 556 179 0 0 2 442 274 0

Окончание табл.1

Жиганский национальный эвенкийский 14 022 221 9 614 823 0 0 4 915 022 3 687 128

Момский 10 462 674 10 462 674 0 0 3 620 388 0

Нижнеколымский 8711754 1 914 815 3 377 478 3 377 478 3 667 685 4 228 224

Оленекский эвенкийский национальный 31 797 606 31 797 606 0 0 11 665 180 5 275 554

Средне-колымский 12 516 123 4 246 100 0 0 2 859 772 983 777

Усть-Янский 12 027 808 12 027 808 1 280 880 1 280 880 541 375 2 627 282

Эвено- Бытантайский национальный 5 229 772 5 229 772 1 183 906 0 1 183 906 748 974

Всего 160 879 534 107 183 131 12 851 298 11 667 392 52 211 555 27 612 455

Общая площадь 13 Арктических районов Якутии составляет 160 879 534 гектар, 66,6 % якутской Арктики отнесено к территориям традиционного природопользования малочисленных народов Севера.

Территории Усть-Янского, Аллаиховского, Оленекского, Верхнеколымского, Момского районов имеют природоохранный статус, которые включают в себя земли особо охраняемых территорий и объектов, земли особо охраняемых природных территорий и другие земли природоохранного назначения.

Таблица 2 - Структура земель Арктических улусов Республики Саха (Якутия) по формам собственности в 2019 году, гектар [Калаврий, 2020]

Арктические районы Республики Саха (Якутия) Всего земель в админ. границах В собственности граждан В собств. юрид. лиц В государств. и муниципал.соб-ственности Из них: в собствен.. РФ Из них: в собствен. субъекта РФ Из них: в муни-цип. собствен ности

Абыйский 6 943 451 626 9 6 942 816 6 766 705 20 66

Аллаи-ховский 10 733 819 1 8 10 733 810 2 280 776 1 795 510 4

Окончание табл.2

Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) 5 555 828 20 26 5 555 782 450427 688031 1 729 381

Булунский 22 358 255 15 4 22 358 236 10 491 491 1 361 237 89

Верхнеколымский 6 777 417 52 51 6 777 314 6 634 872 473 113

Верхоянский 13 742 806 1632 94 13 741 080 13 432 010 347 470

Жиганский национальный эвенкийский 14 022 221 31 8 14 022 182 12 195 562 17 78

Момский 10 462 674 151 10 462 523 10 376 243 32 133

Нижнеколымский 8 711 754 9 42 8 711 703 1 864 489 3 377 578 9

Оленекский эвенкийский национальный 31 797 606 54 31 797 552 29 299 487 404 1136

Средне-колымский 12 516 123 789 16 12 515 318 11 796 437 23 58

Усть-Янский 12 027 808 50 43 12 027 715 3 729 221 1 277 822 32089

Эвено- Бытантайский национальный 5 229 772 53 0 5 229 719 5 156 638 157 20

Всего 160 879 534 3483 301 160 875 750 114 474 358 8 501 651 1 763 646

ТТП Верхоянского района занимают 18,6 % от общей территории района, в Жиганском районе к ТТП относится 67 % территории района.

Промышленное освоение Якутии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Якутия занимает ведущее место в России по добыче алмазов, золота, сурьмы. В соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, по состоянию на 1 октября 2020 года в республике действует 2907 лицензий, в том числе 1184 лицензий по участкам недр, выдаваемых в Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра), 1049 лицензий по участкам недр местного значения, 674 лицензий по сбору мамонтовой фауны.

На территории республики осуществляют добычу полезных ископаемых 543 предприятия, в том числе на участках недр местного значения - 336 (общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды), сбор мамонтовой фауны ведут 112 предприятия, в золотодобывающей отрасли - 66. Добычу серебра выполняют два предприятия, а также две алмазодобывающие компании. В угольной отрасли 11 предприятий, 12 компаний в нефтегазовой отрасли.

Всего с момента принятия регионального правового акта об этнологической экспертизе проведено 26 государственных этнологических экспертиз, в настоящее время 19 проектов хозяйственной деятельности проходят экспертизу. Общая стоимость оцененных экспертизой убытков хозяйствующих субъектов народов Севера в результате промышленного освоения территорий традиционного природопользования - 550,6 млн рублей. Из них выплачено досрочно общинам народов Севера - 122 млн рублей, до конца реализации промышленных Проектов дополнительно будет выплачено 190,2 млн рублей и рассчитано 238,4 млн убытков по замороженному проекту Канкунской ГЭС [12].

По состоянию на 1 января 2021 года действует 31 соглашение, заключенное по результатам этнологических экспертиз между Правительством Якутии и крупными компаниями по вопросам социально-экономического развития региона, наиболее социально-ответственными компаниями можно назвать АК «АЛРОСА», одно из основных бюджет образующих компаний республики. На ее долю приходится около 40 % производства республики, ОАО «Алмазы Ана-бара». Компаниями заключены соглашения с родовыми общинами, национальными муниципальными образованиями, в рамках которых осуществляется поддержка народов Севера, в виде финансирования социально-значимых проектов в сфере культуры и образования, строительства объектов социальной инфраструктуры, поставки материальных ценностей по заявкам оленеводов [11].

Таблица 3 - Параметры социальных программ АК «АЛРОСА» в 2011-2017 гг., млн руб. [Отчеты АК «АЛРОСА», размещенные на сайте компании]

2011 2 689,70 3 811,30 1 134,50 7 635,50 29 519,00 н. д. 25,9 н. д.

2012 3 377,10 3 338,92 2 390,00 9 106,02 39 657,35 24 725,00 23,0 36,8

2013 6 676,60 4 104,30 н. д. 10 780,90 35 600,71 20 415,00 30,3 52,8

2014 5 960,50 3 383,60 н. д. 9 344,10 23 469,17 24 187,00 39,8 38,6

2015 6 031,10 3 417,10 н. д. 9 448,20 21 229,50 22 996,00 44,5 41,1

2016 5 506,60 3 905,60 н. д. 9 412,20 148 657,47 30 473,00 6,3 30,9

2017 4 431,40 4 469,60 н. д. 8 901,00 17 143,92 41 951,00 51,9 21,2

2018 4 078,80 4 658,00 н. д. 8 736,80 29 307,61 33 842,00 29,8 25,8

Всего 38 751,80 31 088,42 3 524,50 73 364,72 344 584,72 198 589,00 21,3 36,9

Таблица 4 - Параметры социальных программ АО «Алмазы Анабара» в 2011-2017 гг., млн руб. [Отчеты АО «Алмазы Анабара», размещенные на сайте компании]

2011 39,71 51,90 69,60 161,21 3 112,10 2 450,16 5,2 6,6

2012 н. д. 101,70 141,19 242,89 3 836,38 4 150,78 6,3 5,9

2013 н. д. 106,50 144,70 251,20 1 480,90 9 461,06 17,0 2,7

2014 н. д. 114,10 183,30 297,40 1 697,37 10 392,35 17,5 2,9

2015 н. д. 146,80 55,60 202,40 1 697,84 8 465,53 11,9 2,4

2016 66,70 106,80 127,70 173,50 2 871,55 10 883,73 6,0 1,6

2017 23,35 112,40 198,60 135,75 9 836,50 10 260,93 1,4 1,3

Всего 129,76 740,20 920,69 1 464,35 24 532,65 56 064,54 6,0 2,6

Судебная и административная практика в сфере проведения этнологической экспертизы и соблюдения правового режима территорий традиционного природопользования в Республике Саха (Якутия)

Важным аспектом защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Арктики является соблюдение промышленными компаниями норм федерального и регионального законодательства, в том числе правовых актов об этнологической экспертизе и территориях традиционного природопользования.

В качестве судебной практики в сфере проведения этнологической экспертизы можно привести решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия). Жители национального эвенкийского села Иенгра Нерюнгринского района потребовали от ООО «Артель старателей Новая», в соответствии с республиканским законом, провести этнологическую экспертизу добычи россыпного золота, которая велась на речке, на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», и могла нанести вред здоровью населения и традиционным видам хозяйственной деятельности - оленеводству, охотничьим и рыболовным промыслам.

После официального отказа недропользователя от проведения этнологической экспертизы, Якутский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Артель старателей Новая» о возложении обязанности провести этнологическую экспертизу на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское».

В обоснование заявленных требований он указал, что по обращению ООО «Труд» проведена проверка акватории ручья Нижняя Амунакта, правый приток р. Тимптон, Нерюнгринский район и участка горных работ ООО «Артель старателей Новая». В ходе проверки выявлено, что на данном участке компанией ведутся работы по разведке и добыче полезных ископаемых на основании лицензии на пользование недрами. При этом ответчиком в нарушение закона не произведена обязательная этнологическая экспертиза с целью оценки

влияния намечаемой деятельности на исконную среду обитания и традиционный образ жизни оленеводов-эвенков.

Судом установлено, что ООО «Артель старателей Новая» на основании лицензии от 22 января 2018 г. ведет работы по разведке и добыче россыпного золота на участке недр руч. Нижняя Амунакта, правый приток р. Тимптон, на территории Нерюнгринского района, срок действия лицензии до 31 января 2023 г.

Село Иенгра Нерюнгринского района входит в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009г. N 631-р.

В связи с тем, что земельный участок, где ведет свою деятельность ООО «Артель старателей Новая», расположен в границах земельного участка территории традиционного природопользования «Иенгринское», проведение этнологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательно.

Судебным решением города Нерюнгри, затем Верховным судом Якутии ООО «Артель старателей Новая» было предписано провести государственную этнологическую экспертизу бизнес-проекта.

В соответствии со статьей 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях за нарушение правового режима территории традиционного природопользования малочисленных народов Севера, установленного положением о территориях традиционного природопользования малочисленных народов, утвержденным Правительством республики или органом местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За 2019 год административными комиссиями Алданского, Кобяйского и Нерюнгринского районов Якутии по статье 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях рассмотрено 19 дел, наложено штрафов на сумму 330 тыс. рублей. По статье 4.9 Кодекса об административных правонарушениях рассмотрено 17 дел, наложено штрафов на юридических лиц на сумму 290 тыс. рублей.

Заключение

Правоприменительная практика Якутии по реализации законодательства по защите исконной среды обитания и традиционного природопользования малочисленных народов Севера выявила ряд пробелов правового регулирования.

В частности в сфере федерального регулирования, в связи с тем, что ТТП в основном создаются в лесном Фонде, необходимо в статью 48 Лесного

Кодекса РФ добавить пункт следующего содержания: «В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по их обращениям в лесном фонде создаются территории традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Нужна цифровизация государственной политики по вопросам малочисленных народов России, Федеральная Единая информационная система по малочисленным народам России в виде электронной карты регионов, мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, сборника законов по правам малочисленных народов с комментариями экспертов, федерального реестра ТТП, базы данных ТТП, землепользователей, недропользователей в режиме реального времени.

В Республике Саха (Якутия) первоочередной задачей органов власти в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера стала актуализация Перечня мест традиционного проживания малочисленных народов Севера на уровне поселений, принятого Парламентом в конце прошлого столетия. В обновленный перечень должны войти муниципальные образования и территории традиционного природопользования малочисленных народов Севера.

А также на первый план выходят вопросы организационно-методического обеспечения управления, функционирования и финансирования ТТП местного значения. Видимо, настало время утвердить типовое положение о ТТП местного значения, о наблюдательном Совете ТТП.

Значение правоприменительной практики и судебной защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов неоценимо, она позволяет не только защищать права и восстанавливать нарушенные права граждан или их объединений, охранять уникальную природу Арктики, но и скорректировать законодательство и правоприменительную практику в русле требований Конституции Российской Федерации.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проекта № 20-010-00252 «Экономико-правовые механизмы регулирования и развития территорий традиционного природопользования в контексте промышленного освоения Арктики» и проекта № 21-510-22001 ФДНЧ_а «Государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в арктической зоне Российской Федерации: сравнительное исследование, методология и практика».

Литература

1. Андриченко, Л. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов России и проблемы правового регулирования / Л. Андриченко. - Текст : непосредственный // Федерализм в России и Канаде: правовые и экономические аспекты.

- Москва, 2004. - С. 100-120.

2. Бурцева, Е. И. Компенсация ущерба коренным народам в условиях промышленного освоения территорий на примере Арктической зоны Республики Саха / Е. И. Бурцева, А. Бысыина. - Текст : непосредственный // Ресурсы. - 2019. - Т. 8. - № 55. - 14 с.

3. Вопросы оценки компенсации убытков коренным малочисленным народам в условиях промышленного освоения Арктики / Е. И. Бурцева, И. М. Потравный, В. В. Гассий, А. Н. Слепцов, В. В. Величенко. - Текст : непосредственный // Арктика: экология и экономика. - 2019. - № 1 (33). - С. 27-40.

4. Гибсон, Г. Инструментарий сообщества IBA: переговоры и реализация соглашений о влиянии и выгодах. Фонд Уолтера и Дункана Гордонов. / Г. Гибсон, К. О'Фэрчеллай. - Торонто. - 2010. - URL: http: // www.ibacommunitytoolkit.ca/pdf/IBA_ toolkit_March_2010_low_resolution.pdf. - Текст : электронный.

5. Калаврий, Т. Ю. Земельный фонд арктических районов (улусов) Республики Саха (Якутия) / Т. Ю. Калаврий. - Текст: непосредственный // База данных. - Номер свидетельства: RU 2020621527. - 2020.

6. Натталл, М. Мечты о трубопроводе. Люди, окружающая среда и энергетические рубежи Арктики / М. Натталл. - Копенгаген, 2010. - С. 188-190. - Текст : непосредственный.

7. Обзор документации проекта «Сахалин-2», касающейся коренных малочисленных народов Севера острова Сахалин / Ответственный редактор Н. И. Новикова // Люди Севера. Права на ресурсы и экспертиза. - Москва, 2008. - С. 288-311. - Текст : непосредственный.

8. От патернализма к партнерству (строительство новых отношений народов Севера и государства) / Д. Лоннер, Т. Морхаус; под редакцией А. Н. Пилясов. - Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1998. - 199 с. - Текст : непосредственный.

9. О'Фэрчелли, К. Добывающие отрасли и коренные народы: меняющаяся динамика / К. О'Фэрчелли. - Текст : непосредственный // Журнал сельских исследований.

- Бейзингсток, Великобритания. - 2013. - C. 20-30.

10. Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / Ответственный редактор Н. И. Новикова, Д. А. Функ. - Москва: ИЭА РАН-е изд., 2012. - 204 с. - Текст : непосредственный.

11. Слепцов, А. Н. К вопросу о территориях традиционного природопользования / А. Н. Слепцов. - Текст : непосредственный //Евразийский юридический журнал. -2020. - № 5 (144). - С. 231-234.

12. Слепцов, А. Н. Этнологическая экспертиза в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности народов севера: региональный опыт правового регулирования и правоприменительной практики / А. Н. Слепцов. - Текст :

непосредственный // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 12 (67). - С. 7175.

13. Слепцов, А. Н. Этнологическая экспертиза в Якутии: местный опыт оценки влияния промышленной деятельности на коренные народы Севера / А. Н. Слепцов, А. А. Петрова. - Ресурсы, 2019. - 123 с. - Текст : непосредственный.

14. Управление для обеспечения устойчивости Арктики. В: Устойчивость Арктики, ключевые методологии и области знаний. Синтез знаний 1, устойчивость Арктики, ключевые методологии и области знаний. Синтез знаний 1 / под редакцией J.K. Грей-билл, А. Петрова. - Глава 5. - 22 с. - Лондон; Рутледж, Фондаль Г., Эспириту А., Иванова А. Арктические регионы и политика России. В Справочнике Пэлгрейва по арктической политике / под редакцией К. Коутс, К. Холройд / Г. Уилсон, Г. Фондаль, К. Хансен. -2020. - С. 195-216. - Текст : непосредственный.

15. Штамлер, Ф. Кочевой образ жизни оленеводов прибрежной зоны Сибири (Ямал): возможности и ограничения в недавних перемен / Ф. Штамлер. - Текст : непосредственный // Экологическое планирование и управление. - 2008. - № 3-4. -С. 78-91.

References

1. Andrichenko, L. Tradicionnoe prirodopolzovanie korennyh malochislennyh narodov Rossii i problemy pravovogo regulirovaniya / L. Andrichenko. - Tekst : neposredstvennyj // Federalizm v Rossii i Kanade: pravovye i ekonomicheskie aspekty. - Moskva, 2004. -S. 100-120.

2. Burceva, E. I. Kompensaciya ushcherba korennym narodam v usloviyah promyshlennogo osvoeniya territorij na primere Arkticheskoj zony Respubliki Saha / E. I. Burceva, A. Bysyina.

- Tekst : neposredstvennyj // Resursy. - 2019. - T. 8. - № 55. - 14 s.

3. Voprosy ocenki kompensacii ubytkov korennym malochislennym narodam v usloviyah promyshlennogo osvoeniya Arktiki / E.I. Burceva, I.M. Potravnyj, V.V. Gassij, A.N. Slepcov, V.V. Velichenko. - Tekst : neposredstvennyj // Arktika: ekologiya i ekonomika. - 2019. - № 1 (33). - S. 27-40.

4. Gibson, G. Instrumentarij soobshchestva IBA: peregovory i realizaciya soglashenij o vliyanii i vygodah. Fond Uoltera i Dunkana Gordonov. / G. Gibson, K. O'Ferchellaj. - Toronto.

- 2010. - URL: http: // www.ibacommunitytoolkit.ca/pdf/IBA_toolkit_March_2010_ low_ resolution.pdf. - Tekst : elektronnyj.

5. Kalavrii, T.Yu. Zemelnyi fond arkticheskih raionov (ulusov) Respubliki Saha (Yakutiya) / T.Yu. Kalavrii. - Tekst: neposredstvennyj // Baza dannyh. - Nomer svidetelstva: RU 2020621527. - 2020.

6. Nattall, M. Mechty o truboprovode. Lyudi, okruzhayushchaya sreda i energeticheskie rubezhi Arktiki / M. Nattall. - Kopengagen, 2010. - S. 188-190. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Obzor dokumentacii proekta «Sahalin-2», kasayushcheisya korennyh malochislennyh narodov Severa ostrova Sahalin / Otvetstvennyj redaktor N.I. Novikova // Lyudi Severa. Prava na resursy i ekspertiza. - Moskva, 2008. - S. 288-311. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Ot paternalizma k partnerstvu (stroitelstvo novyh otnoshenii narodov Severa i gosudarstva) / D. Lonner, T. Morhaus; pod redakciej A. N. Pilyasov. - Magadan: SVKNII DVO RAN, 1998. - 199 c. - Tekst : neposredstvennyj.

9. O'Ferchelli, K. Dobyvayushchie otrasli i korennye narody: menyayushchayasya dinamika / K. O'Ferchelli. - Tekst : neposredstvennyj // Zhurnal selskih issledovanij. - Bejzingstok, Velikobritaniya. - 2013. - C. 20-30.

10. Sever i severyane. Sovremennoe polozhenie korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dalnego Vostoka / Otvetstvennyj redaktor N. I. Novikova, D. A. Funk. -Moskva: IEA RAN-e izd., 2012. - 204 c. - Tekst : neposredstvennyj.

11. Slepcov, A. N. K voprosu o territoriyah tradicionnogo prirodopolzovaniya / A. N. Slepcov. - Tekst : neposredstvennyj //Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2020. - № 5 (144). - S. 231-234.

12. Slepcov, A.N. Etnologicheskaya ekspertiza v mestah tradicionnogo prozhivaniya i tradicionnoj hozyajstvennoj deyatelnosti narodov severa: regionalnyj opyt pravovogo regulirovaniya i pravoprimenitel'noj praktiki / A. N. Slepcov. - Tekst : neposredstvennyj // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2013. - № 12 (67). - S. 71-75.

13. Slepcov, A. N. Etnologicheskaya ekspertiza v Yakutii: mestnyj opyt ocenki vliyaniya promyshlennoj deyatelnosti na korennye narody Severa / A. N. Slepcov, A. A. Petrova. -Resursy, 2019. - 123 s. - Tekst : neposredstvennyj.

14. Upravlenie dlya obespecheniya ustojchivosti Arktiki. V: Ustojchivost Arktiki, klyuchevye metodologii i oblasti znanij. Sintez znanij 1, ustojchivost Arktiki, klyuchevye metodologii i oblasti znanij. Sintez znanij 1 / pod redakciej J.K. Grejbill, A. Petrova. - Glava 5. - 22 s. - London; Rutledzh, Fondal G., Espiritu A., Ivanova A. Arkticheskie regiony i politika Rossii. V Spravochnike Pelgrejva po arkticheskoj politike / pod redakciej K. Kouts, K. Holrojd / G. Uilson, G. Fondal, K. Hansen. - 2020. - S. 195-216. - Tekst : neposredstvennyj.

15. Shtamler, F. Kochevoj obraz zhizni olenevodov pribrezhnoj zony Sibiri (Yamal): vozmozhnosti i ogranicheniya v nedavnih peremen / F. Shtamler. - Tekst : neposredstvennyj // Ekologicheskoe planirovanie i upravlenie. - 2008. - № 3-4. - S. 78-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.