Научная статья на тему 'Территориальные аспекты развития трудовой миграции населения на примере республики Татарстан'

Территориальные аспекты развития трудовой миграции населения на примере республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК / ТРУДЯЩИЙСЯ-МИГРАНТ / WORKING MIGRATION / THE LABOR MARKET / NATIONAL SECURITY / FOREIGN WORKER / THE WORKING MIGRANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцов Владимир Анатольевич, Мустафин Марат Рафаэльевич, Биктимиров Нияз Миннахматович, Ахунзянова Гульнур Расиховна, Кибардина Елена Михайловна

Рассмотрены территориальные аспекты развития трудовой миграции населения в пределах Республики Татарстан. Показан механизм привлечения и использования иностранных работников. Дана оценка эффективности использования иностранной рабочей силы. Представлены необходимые рекомендации для повышения эффективности привлечения и использования труда иностранных граждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубцов Владимир Анатольевич, Мустафин Марат Рафаэльевич, Биктимиров Нияз Миннахматович, Ахунзянова Гульнур Расиховна, Кибардина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF WORKING MIGRATION BASED ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

In the article are examined the territorial aspects of the development of the working migration of population in the limits of the Republic of Tatarstan. The mechanism of attraction and using the foreign workers is shown. There was given the estimation of the effectiveness of using the foreign work force. To increase the effectiveness of attraction and using the labor of the foreign citizens the necessary recommendations are represented

Текст научной работы на тему «Территориальные аспекты развития трудовой миграции населения на примере республики Татарстан»

УДК 314.7 ББК 60.7

В.А. РУБЦОВ, М.Р. МУСТАФИН, Н.М. БИКТИМИРОВ,

Г.Р. АХУНЗЯНОВА, Е.М. КИБАРДИНА

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: трудовая миграция, рынок труда, национальная безопасность, иностранный работник, трудящийся-мигрант.

Рассмотрены территориальные аспекты развития трудовой миграции населения в пределах Республики Татарстан. Показан механизм привлечения и использования иностранных работников. Дана оценка эффективности использования иностранной рабочей силы. Представлены необходимые рекомендации для повышения эффективности привлечения и использования труда иностранных граждан.

V.A. RUBTSOV, M.R. MUSTAFIN, N.M. BIKTIMIROV,

G.R. AKHUNZYANOVA, EM. KIBARDINA REGIONAL ASPECTS OF WORKING MIGRATION BASED ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN Key words: working migration, the labor market, national security, foreign worker, the working migrant.

In the article are examined the territorial aspects of the development of the working migration of population in the limits of the Republic of Tatarstan. The mechanism of attraction and using the foreign workers is shown. There was given the estimation of the effectiveness of using the foreign work force. To increase the effectiveness of attraction and using the labor of the foreign citizens the necessary recommendations are represented.

Современный рынок труда является ареной глобальных миграционных процессов, поэтому Российское государство не может быть сторонним наблюдателем миграционных процессов рабочей силы, а обязано их регулировать, учитывая приоритеты своей страны и международные нормы.

Недооценивать вклад трудовой миграции нельзя - иностранные работники приносят новые технологии, инвестиции, удовлетворяют недостающую потребность в рабочей силе, что особенно важно в условиях дефицита трудовых ресурсов, в то же время иностранные работники занимают рабочие места, которые могли бы быть заняты гражданами Российской Федерации, иногда снижают уровень заработной платы. Внешние функции государства, направленные на реализацию его интересов и целей на международной арене, также вынуждены учитывать противоречия обеспечения национальной безопасности, отстаивания государственных интересов в международных отношениях, развития взаимовыгодного сотрудничества, участия в решении глобальных проблем.

Привлечение на работу высококвалифицированных иностранных специалистов позволяет экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых.

В то же время неравномерное распределение мигрантов по территории, значительный уровень нелегальной миграции, напротив, негативно сказываются на развитии территории.

Что касается других показателей уровня жизни населения, то миграция населения воздействует и на них. В первую очередь это может проявиться в обострении криминальной обстановки. Большая протяженность российской границы является благоприятной почвой для нелегальной и недокументированной иммиграции и сопутствующих потоков наркотических средств, оружия, некачественных товаров потребительского назначения и прочее [1. C. 208].

Недокументированная трудовая миграция, как правило, приводит к увеличению уровня безработицы, вызывает увеличение напряженности на рынке труда. Она ведет к недополучению налоговых поступлений в бюджет.

Вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы актуальны для всех регионов России, в том числе и для Республики Татарстан. Реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, в связи с чем спрос на трудовых мигрантов увеличивается. Демографический кризис и утрата популярности рабочих профессий у нового поколения россиян вызывают серьезные осложнения. В то же время целесообразность привлечения иностранных работников должна рассматриваться через призму защиты трудовых ресурсов Российской Федерации, особенно в условиях существующей безработицы, а также через призму национальной безопасности.

По уровню социально-экономического развития Республика Татарстан входит в группу российских регионов с высоким уровнем развития и обладает значительной миграционной привлекательностью.

Нормативное определение трудящегося-мигранта российское законодательство утвердило относительно недавно (11 июля 2011 г. Федеральным законом № 186-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Трехсторонне соглашение с Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 19.11.2010 г.). Трудящийся-мигрант -лицо, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства другого государства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает [4. Ст. 1].

Деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств сторон соглашения [4].

Иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность [3. Ст. 2].

Категории «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» должны соотноситься как общее и частное. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основе трудового договора, т.е. являются участниками трудовых правоотношений. К трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора (например, индивидуальные предприниматели или лица, работающие по договору подряда).

Понятия «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» охватывают только лиц, законно въехавших в страну в качестве трудящихся-мигрантов.

Механизм привлечения и использования иностранных работников определен в Законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановлении Российской Федерации от 22.12.2006 г. № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», Постановлениях Российской Федерации об установлении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта, и иных нормативных правовых документах.

Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [2].

Резерв Российской Федерации - 30% объема квот.

Постановлением предусмотрен и аналогичный порядок корректировки объемов

квот.

С 2011 г. на всей территории Российской Федерации централизованно внедрен единый федеральный программный пакет для подачи заявок на привлечение иностранных работников работодателями и обобщения заявок субъектами «Мигракво-та», существенно упростивший всю систему сбора, обобщения, анализа и оповещения о результатах рассмотрения заявок работодателей.

Уполномоченный орган субъекта (в Республике Татарстан - Минтрудсоцзащиты Республики Татарстан) обобщает заявки и до 1 июня направляет их на рассмотрение:

а) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования;

б) территориального органа Федеральной миграционной службы;

в) территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (в Гострудинспекцию);

г) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Заключения отраслевых министерств о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году представляются в Мин-трудсоцзащиты Республики Татарстан до 15 июня, а затем рассматриваются на заседании Межведомственной комиссии.

До 15 июля предложения и информация о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году должны быть направлены от республики в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно, до 15 октября, представляет в Правительство Российской Федерации проекты постановлений Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

а) определение потребности в привлечении иностранных работников на очередной год по Российской Федерации, а также по приоритетным профессиональноквалификационным группам;

б) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;

в) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в течение месяца распределяет квоты по субъектам Российской Федерации (кроме того, оно утверждает также перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются) (см. рисунок).

Динамика объемов установленных квот в Республике Татарстан имеет тенденцию к снижению. В 2007 г., когда происходил процесс легализации трудовых мигрантов, для Республики Татарстан была установлена квота в количестве 68,7 тыс. разрешений на работу для иностранных работников. В 2008 г. квота принята на 42,5 тыс., на 2009 г. утвержденная квота 52,3 тыс. разрешений на работу в конце года была сокращена до 38 тыс. чел. Причиной сокращения тогда в основном был кризис, который обострил ситуацию на рынке труда. На 2010 г. квота сокращена до 29,9 тыс., на 2011 г. - до 27,1 тыс., на 2012 г. - до 26,5 тыс.

На практике привлекают иностранную рабочую силу менее 1% работодателей.

Во-первых, процедура привлечения иностранных работников требует постоянного изучения часто меняющейся нормативной базы и, соответственно, ее выполнения.

Информирование работодателей о порядке подготовки предложений о потребности в привлечении иностранных работников

до 01.06.

обобщенная

заявка

Отраслевые

министерства

УФМС по РТ

Государственная трудовая инспекция в РТ

ҐТ

Министерство здравоохранения и социального развития РФ, МВКРФ

до 15.07

до 25.06

Межведомственная до 10.07 принимает о целесообразности ИРС

рехсторонняя

комиссия

по регулированию социальнотрудовых Чотношений

комиссия

решение

привлечения

Заключение о целесообразности объемов

и профессиональноквалификационной структуры привлечения иностранных работников, оценка эффективности использования ИРС

Порядок определения в Республике Татарстан потребности

в привлечении иностранных работников и подготовки предложений по объемам квот

Во-вторых, требуются финансовые затраты работодателей на привлечение мигрантов - за подбор кадров соответствующим агентствам, транспортные расходы - на практике это обходится в среднем в 30 тыс. руб. за каждого работника. За привлечение работников из дальнего зарубежья работодатель платит госпошлину в размере 6,0 тыс. руб. за каждого работника.

В-третьих, работодатель несет ответственность за работника - к примеру, за несвоевременность уведомлений целого перечня органов или за осуществление контроля над местом жительства работника.

В Российской Федерации каждым ее субъектом ежегодно осуществляется оценка эффективности использования иностранной рабочей силы за предыдущий год по методике, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.09.2007 г. № 604.

Для ее подготовки Республикой Татарстан анализируются данные различных министерств и ведомств.

Так, по данным статистики, за 2010 г. вклад иностранных работников в экономику республики составил 11,5 млрд руб.

Численность получивших разрешения на работу иностранных работников в 2010 г. в Республике Татарстан составила 11 553 чел. Потребность работодателей (по заявкам) составляла на 2010 г. 29 900 чел.

Таким образом, фактическая численность привлеченных иностранных работников была ниже потребности почти в 2,6 раза.

В целом по Республике Татарстан в 2010 г. доля иностранных работников в численности занятых составила 0,64%.

Наибольший удельный вес иностранных работников в численности занятых по следующим видам экономической деятельности: «строительство» (3,82%), «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (2,76%), «транспорт и связь» (0,74%) [5. С. 32-33].

Уровень преступности среди иностранных граждан ориентировочно несколько выше, чем в среднем по республике. Основным видом нарушений, допущенных иностранными гражданами, являются административные правонарушения миграционного законодательства.

Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения республики. Внутренняя миграция сдерживается сохраняющимся низким уровнем доходов населения, неразвитостью цивилизованного рынка жилья, высокими транспортными издержками, наличием административных барьеров при переезде в другую местность.

Места, предполагаемые для граждан как ближнего, так и дальнего зарубежья, не заполняются жителями республики.

На 2012 г. поступили заявки от 461 работодателя. Ими планировалось в 2012 г. привлечение 44 912 работников, в том числе 28 507 мигрантов из 8 стран с безвизовым порядком въезда и 16 405 чел. - из 53 стран дальнего зарубежья. Среди стран ближнего зарубежья почти половина работников планировалась к привлечению из Узбекистана, среди стран дальнего зарубежья - 75% граждан Турции. Средняя заработная плата на предлагаемых иностранным работникам местах в заявках составляла 11,9 тыс. руб.

В настоящее время в решении проблем в сфере миграционных отношений на рынке труда отсутствует системный подход, решаются лишь отдельные проблемные вопросы.

Не используются в полной мере механизмы переселенческой миграции: не уделяется должного внимания направлениям миграции с высокой отдачей - по привлечению и закреплению специалистов-профессионалов высокой квалификации и студентов; не выделяются средства на реализацию продекларированной политики по привлечению соотечественников; поток беженцев, на неэффективное управление которым в недавнем прошлом привлекались колоссальные объемы финансовых средств, в настоящее время искусственно сдерживается.

В механизмах временной трудовой миграции при реализации наиболее развитого (по сравнению с переселенческой миграцией) законодательства также возникает ряд проблем, порожденных несовершенством квотной системы привлечения иностранных работников и ее потенциальным противоречием с безвизовым пространством стран-участников СНГ [6. С. 84].

Оценка эффективности привлечения и использования труда иностранных граждан носит формальный характер, недостаточно используется мировой опыт по выбору критериев оценки.

С учетом проведенного анализа и выявленного круга проблем рекомендуется:

- в целях структурного решения проблем в сфере миграции первоначально принятие на федеральном уровне всесторонне взвешенной Концепции миграционной политики, которая должна быть увязана со всем комплексом базовых документов по национальной и экономической безопасности и служить вектором развития для достижения поставленных целей;

- активное взаимодействие федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении миграционных вопросов - субъекты Российской Федерации не должны занимать выжидательную позицию, а предлагать свои решения, свои видения миграционной политики, федеральные органы власти должны рассматривать и анализировать предложения;

- внесение изменений в нормативно-правовые акты с целью устранения законодательных коллизий, создание нормативной базы для правового регулирования миграции, ее потоков, обустройства мигрантов, в частности закрепление за субъектами Российской Федерации нормы, позволяющей самостоятельно определять перечень работодателей, привлекающих иностранных работников;

- развитие механизмов привлечения и закрепления специалистов-профессиона-лов высокой квалификации и студентов;

- выделение средств федерального бюджета на привлечение соотечественников, проживающих за рубежом;

- введение постоянно действующего механизма оценки эффективности привлечения и использования труда иностранных граждан, включая, по опыту США, оценку недоиспользования труда квалифицированных мигрантов;

- формирование единого банка данных по существующим потокам мигрантов;

- разработка механизмов обустройства вынужденных мигрантов и контроль за их реализацией;

- ускорение работы по реализации проекта центров временного размещения мигрантов на территории России;

- обеспечение необходимых санитарно-эпидемиологических условий;

- финансово-экономическое обеспечение государственного регулирования миграционными процессами;

- проведение работы по воспитанию в населении России толерантности, искоренению ксенофобии в отношении мигрантов;

- создание условий для адаптации мигрантов на территории регионов Российской Федерации.

Литература

1. Демографическое развитие России в XXI веке / Л.Л. Рыбаковский, В.Н. Архангельский, А.Е. Иванова и др.; под ред. Г.В. Осипова, Л.Л. Рыбаковского. М.: Экон-Информ, 2009. 340 с.

2. О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 г. № 783 // Российская газета. 2006. № 4263, 31 дек.

3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы Консуль-тантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей: соглашение Правительства РФ, Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 19.11.2010 г.: ратифицировано Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы КонсультантПлюс.

5. Решение постоянно действующей межведомственной рабочей группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Республике Татарстан № 1 от 12.08.2011 г. Казань, 2011.

6. Тюрюканова Е. Регуляризация работников-мигрантов и предотвращение найма трудовых мигрантов с неурегулированным статусом в Российской Федерации // Регуляризация и санкции против работодателей как инструменты в деле эффективного управления трудовой миграцией. Российская Федерация и опыт зарубежных стран. М.: МОТ, 2009.

РУБЦОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор географических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань ([email protected]).

RUBTSOV VLADIMIR AnATOlYeVICH - doctor of geographical sciences, professor of Social and Cultural Service and Tourism Chair, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.

МУСТАФИН МАРАТ РАФАЭЛЬЕВИЧ - кандидат географических наук, доцент кафедры теории и методики географического образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань ([email protected]).

MUSTAFIN MARAT RAFAELYEVICH - candidate of geographical sciences, associate professor of Geography Education Theory and Methodology Chair, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.

БИКТИМИРОВ НИЯЗ МИННАХМАТОВИЧ - кандидат географических наук, доцент кафедры теории и методики географического образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань ([email protected]).

BIKTIMIROV NIYAZ MINNAKHMATOVICH - candidate of geographical sciences, associate professor of Geography Education Theory and Methodology Chair, Kazan Federal (Volga Region) University, Russia, Kazan.

АХУНЗЯНОВА ГУЛЬНУР РАСИХОВНА - аспирантка кафедры социальнокультурного сервиса и туризма, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань ([email protected]).

AKHUNZYANOVA GULNUR RASIKHOУNA - post-graduate student of Socio-Cultural Service and Tourism Chair, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.

КИБАРДИНА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА - начальник отдела анализа и прогнозирования рынка труда, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Россия, Казань ([email protected]).

KIBaRdINA ELENA MIKHAYLoVNA - head of Labor Market Analysis and Forecasting Department, Ministry of Labour, Employment and Social Protection of the Republic of Tatarstan, Russia, Kazan.

ББК У040.2 УДК 325.111

З.А. ТРИФОНОВА

ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДОВ (на примере центров национальных республик и округов России)*

Ключевые слова: города, система расселения, социокультурный потенциал, пространственно-динамический подход, индексная оценка.

На основе пространственного и динамического подходов проведена типология систем городского расселения в 32 национальных субъектах России. Выявлены пути влияния уровня урбанизации и характера городского расселения на формирование компонентов социокультурного потенциала городов.

Z.A. TRIFONOVA FEATURES OF CITY MOVING OF REGIONS AND ITS INFLUENCE ON FORMATION OF SOCIOCULTURAL CAPACITY OF THE CITIES (for example of the centers of the national republics and the districts of Russia)

Key words: cities, moving system, sociocultural potential, spatial and dynamic approach, index assessment.

The author of article allocated types of systems of moving on 32 national territories of Russia. Were used spatial approaches and dynamic. The author described ways of influence of an urban saturation and nature of moving on formation of components of sociocultural potential.

Несмотря на глобальный характер урбанизации, способствующей сглаживанию этнической специфичности и формирующей универсальные связи и отношения между людьми, особенности региональных систем городского расселения своеобразно формируют компоненты социокультурного потенциала их центров. В частности степень концентрации населения в центре системы расселения, как и численность населения, определяет набор учреждений социокультурной сферы, структуру и функциональные особенности действия таких институтов, как образование, культура, средства массовой информации и религия [4]. Кроме того, особенности и характер расселения населения в регионе определяют типы внутрирегиональных миграций (село-город, город-город), уровень сельских и городских различий в образе жизни людей, что способствует дифференциации качественных характеристик человеческих ресурсов.

Рассмотрим это на примере национальных субъектов, отличающихся уровнем ур-банизированности, характером развития городских систем расселения, но в то же время имеющих общие черты. Во-первых, урбанизированность титульных народов, формирующих национальные республики и округа, началась позже, чем в среднем по Рос-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект N° 12-32-01037).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.