Семенов И. В.
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
19.2. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
Семенов Илья Валерьевич, соискатель
Место учебы: НИИ труда и социального страхования
semenoff.ilya@gmail. com
Аннотация: в статье комплексно исследованы условия и факторы, обусловливающие миграционную политику современной России в отношении иностранных работников. Автором отмечены, прежде всего, ее недостатки: слабый контроль над потоками внешних трудовых мигрантов, приводящий к их нецелесообразной концентрации в отдельных городах и регионах; неэффективность борьбы с нелегальной трудовой миграцией; отсутствие надлежащих барьеров, отсекающих иностранных работников, не имеющих никакого профессионального образования вообще, не знающих русский язык и др. При совершенствовании миграционной политики России, в частности, предложено особое внимание уделить: совершенствованию института квотирования; созданию дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции; привлечению иностранных работников к трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации только в случаях нехватки собственных трудовых ресурсов регионов.
Ключевые слова: занятость населения; иностранный гражданин; квотирование; лицо без гражданства; миграционная политика; миграционный учет; нелегальная трудовая миграция; патент; приглашение на въезд; разрешение на временное проживание; разрешение на работу; рынок труда; трудящийся-мигрант.
MIGRATION POLICY OF MODERN RUSSIA IN RESPECT OF FOREIGN WORKERS
Semenov Ilia Valerevich, competitor
Study place: Scientific Research Institute of Labour and Social Insurance
semenoff.ilya@gmail.com
Annotation: in article comprehensively investigated conditions and factors, affecting migration policy of modern Russia with respect to foreign workers. Author noted, first of all, its weaknesses: weak control over flow of foreign workers - migrants, leading to their inappropriate concentrations in individual cities and regions; inefficiency of fight against illegal labour migration; absence of appropriate barriers, cutting off foreign workers, who have no vocational training at all, don't know Russian language, etc. In improving of Russia's migration policy, in particular, suggested pay special attention to: improvement of institute of quoting; creation of differentiated programs short and long labour migration; attract of foreign workers to work into subjects of Russian Federation only in cases of lacking of own regions workforce.
Keywords: employment; foreign citizen; illegal labour migration; invitation to enter; labour market; migration policy; migration registration; patent; permit for temporary residence; quoting; stateless person; work permit; worker - migrant.
Миграционная политика современной России в отношении иностранных работников предопределена целым рядом условий и факторов. Прежде всего, это те их них, которые обусловлены глобализационными явлениями и процессами и связанной с ними миграцией (в том числе и трудовой миграцией) населения Планеты. По данным официальных источников, из более чем 7,2
млрд населения Земли 1 млрд человек находятся в постоянном и периодическом движении1. В докладе, опубликованном Отделом народонаселения
Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, отмечалось, что в настоящее время Россия занимает второе место в мире (после США) по числу проживающих на ее территории мигрантов из других стран (11 млн чел.)2.
Во-вторых, немаловажное значение для миграционной политики России в сфере трудовых отношений имеют факторы, связанные с распадом СССР. Это касается как оттока рабочей силы из России в страны бывшего Союза ССР, так и ее притока из данных стран в Россию. Доминирующим видом миграции в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) в настоящее время является трудовая миграция, которая вызвана, в первую очередь, тяжелой экономической ситуацией и безработицей во многих постсоветских государствах3.
В-третьих, для России остро стоит проблема нелегальной и, в частности, нелегальной трудовой миграции4. Так, по официальной статистике, в 2012 году на территорию России въехали 15,88 млн человек, из них разрешение на работу получили лишь 1,34 млн; в 2011 году - в Россию въехали 13,8 млн человек, из которых только 1,19 млн получили разрешение на работу. Причем величина потока внешних трудовых мигрантов за последние четыре года увеличилась на 37%5. За 2013 год в Россию въехали более 17 млн мигрантов. Вид на жительство и временное проживание получили более 350 тыс. чел. Почти 450 тыс. иностранным гражданам Федеральная миграционная служба Российской Федерации (ФМС России) закрыла въезд в страну6. По официальным данным, ежегодно в Российской Федерации 3-5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения7 * * *. По словам главы ФМС России К.О.Ромодановского, ущерб, причиненный экономике нашей страны
1 Население Земли превысило 7,2 млрд человек //РБК. -01.01.2014; Web-ресурс: http: www.rbc.ru/fnews.open/20140101073729.shtml
2 В США - 45,8 млн, в Германии - 9,8 млн, в Саудовской Аравии -9,1 млн, в ОАЭ - 7,8 млн, в Великобритании - 7,8 млн, во Франции -7,4 млн, в Канаде - 7,3 млн, в Австралии - 6,5 млн и в Испании - 6,5 млн //Web-ресурс:
www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=20179#.Ut0Oe6jHmc9
3 См. подробнее: Зинченко Н.Н. Региональные особенности правового регулирования процессов внешней трудовой миграции (на примере стран - участниц Содружества Независимых Государств) //Lex Russica. - 2013. - №9.
4 В основном это нарушители миграционного законодательства (некоторые авторы, как, например, А.Ю.Лукьянова, называет их недокументированными мигрантами. Среди них: те, кто незаконно въехали на территорию России (нелегально пересекли Государственную границу Российской Федерации); законно въехали в Россию, но не имеют регистрации по месту пребывания (или имеют фальшивую регистрацию); законно въехали, имеют официальную регистрацию, но не имеют разрешения на работу //Лукьянова А.Ю. Оценка масштабов незаконной миграции в России: методологические и методические подходы //Миграционное право. - 2012. - №4. К перечисленных выше категориям мы отнесли бы и иностранных граждан, нарушивших установленные законодателем сроки пребывания в России.
5 ФМС России //Web-ресурс: http: //www.fms.gov.ru/about/statistics/data/
6 ФМС России //Web-ресурс: http: //www.fms.gov.ru/about/statistics/data/
7 Концепция государственной миграционной политики Российской
Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом
Российской Федерации 13.06.2012) //Консультант Плюс. - 01.02.2014.
239
Бизнес в законе
1 ’2014
незаконной миграцией только из-за неуплаты налогов, составляет более $8 млрд в год8.
В-четвертых, особенности миграционной политики России детерминированы и неравномерностью потоков внешних трудовых мигрантов по субъектам Российской Федерации, отдельным городам и регионам. Большая часть внешних трудовых мигрантов сосредоточена в городах-мегаполисах. Так, в Москве, как отмечал мэр столицы России С.С.Собянин, работают около 400 тыс. мигрантов (при квотировании рабочих мест в 200 тыс., то есть остальные являются нелегальными мигрантами)9 10 11 12 * *.
Количество разрешений на временное проживание по регионам в Российской Федерации в 2014 году отражено в табл.1ю:
Таблица 1.
Количество разрешений на временное проживание по
регионам в Российской Федерац 1ии в 2014 году
Регион (субъект Российской Федерации) Количество разрешений на временное проживание в Российской Федерации в 2014 году
Центральный федеральный округ 28050
В том числе:
Московская область 7000
г. Москва 2000
Северо-Западный федеральный округ 8750
В том числе:
г. Санкт-Петербург 1500
Южный федеральный округ 5300
Северо-Кавказский федеральный округ 4850
Приволжский федеральный округ 15150
Уральский федеральный округ 6200
Сибирский федеральный округ 21150
Дальневосточный федеральный округ 6430
Итого: 95880
Большинство разрешений на временное проживание в 2014 году получили ЦФО (особенно Московская область - 7000), далее - Сибирский (21150) и Приволжские (15150) округа.
В-пятых, прослеживается связь нелегальной миграции с ростом преступности. В частности, по данным правоохранительных органов г. Москвы, каждое пятое преступление в столице совершается мигрантами (в первую очередь, нелегальными мигрантами)1 .
В-шестых, рост миграционных потоков, особенно в крупные города, создает социальную напряженность (отсюда, митинги местных жителей, их столкновения с мигрантами). Нелегальная трудовая миграция, снабжающая рабочей силой «теневой» сектор национальной экономики России, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны коренного населения Российской Федерации12.
8 Сообщение от 11.12.2006 главы ФМС России К.О.Ромодановского по окончании заседания комиссии по совершенствованию взаимодействия федерального центра и регионов, посвященного вопросам миграции //Web-ресурс: www.fms.gov.ru
9 Web-ресурс: http://www.newsru.com/russia/31mar2013/sobyanin.html
10 Источник: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 №2231-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2014 год» //Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). -2013. - №50. - Ст.6б13; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
11 Web-ресурс: http: //www.mk.ru/moscow/article/2013/05/22/858005
12 «Ежегодный объем рынка "теневых" услуг, в том числе
оказываемых трудовым мигрантам с нарушением законодательства
Российской Федерации, превышает 30 млрд рублей» //Болдырев С.И.
В-седьмых, в миграционной политике по отношению к трудовым мигрантам акцент сделан на квотировании рабочей силы. Введение же визового режима со всеми соседними странами считается неактуальным. Однако с 01.01.2015 граждане ближнего зарубежья будут въезжать в Россию по заграничным паспортам13.
В-восьмых, мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств-участников сНг, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. В Россию идет приток неквалифицированной рабочей силы, которая, как правило, используется российскими работодателями на местах с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой. Работодателям становится выгодно использование дешевой иностранной рабочей силы (особенно труда нелегальных мигрантов).
Вместе с тем использование труда внешних мигрантов - во многом вынужденная мера, с учетом того, что трудовые ресурсы современной России в ряде регионов сокращаются, и возникает потребность в их восполнении, в том числе и с помощью иностранной рабочей силы (табл.2)14:
Таблица 2.
Потребность в привлечении в Российскую Федерацию ____________иностранных работников
Показатель 2012 год 2014 год
Потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, чел. 1745584 1631586
Квота на временное проживание в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства 105000 разрешений 95880 разрешений
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности 460510 разрешений 357894 разрешений
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в Российской Федерации 1745584 разрешений 1631586 разрешений
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 №97715,
официальная потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников в
Совершенствование регулирования деятельности негосударственного сектора сферы услуг в области занятости населения и трудовой миграции - важнейшее условие цивилизованного развития рынка труда на пространстве СНГ //Трудовое право в России и за рубежом. - 2012. - №2.
13 Это правило не будет действовать в отношении членов Таможенного союза - Белоруссии и Казахстана.
14 Источники: постановления Правительства Российской Федерации: от 03.11.2011 №892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год»; от 31.10.2013 №977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»; распоряжения Правительства Российской Федерации: от 18.11.2011 №2076-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2012 год»; от 30.11.2013 №2231-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2014 год» //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 11.11.2011; 26.11.2011; СЗ РФ. - 2013. - №45. - Ст.5813; №50. - Ст.6613; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
15 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 №977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год».
240
Семенов И. В.
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
2014 году составляет 1631586 человек; квоты на выдачу иностранным гражданам: приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности - 357894; разрешений на работу - 1631586 (для сравнения: в 2012 году соответствующие показатели, соответственно, были: 1745584; 460510; 174558416).
Более всего потребность в 2014 году в привлечении иностранной рабочей силы в качестве неквалифицированных рабочих во всех отраслях экономики (24% от всех требуемых работников), а также рабочих, занятых на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, водителей и машинистов подвижного оборудования (6,4% от требуемых работников), рабочих металлообрабатывающей и
машиностроительной промышленности, то есть 40% всех предлагаемых мест - это места рабочих различных отраслей промышленности. Вместе с тем требуются и руководители различных структур, специалисты в области естественных и инженерных наук. Однако по сравнению с 2013 годом в 2014 году потребность в иностранной рабочей силе снизилась на 7,5%. Снижается и количество квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (табл.3)17 18:
Таблица 3.
Количество квот на выдачу разрешений на работу
18
__________иностранным гражданам__________________
Год Количество квот
2008 3384129 чел.
2009 3976747 чел.
2010 1944356 чел.
2011 1745584 чел
2012 1745584 чел
2013 1745584 чел
2014 1631586 чел.
Таким образом, количество квот на выдачу
разрешений на работу иностранным гражданам уменьшилось по сравнению с 2008 годом по настоящее время более чем на 50%.
В связи с этим необходимо сравнить потребность в трудовых ресурсах в том или ином регионе России с уровнем имеющейся в нем безработицы и количеством выданных квот на привлечение иностранной рабочей силы. Проанализируем эти соотношение в 2012 году (табл.4)19:
16 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 №892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год».
17 Источники: соответствующие Постановления Правительства Российской Федерации.
18 Без учета приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
19 Составлено на основе данных ФМС России и Росстата.
Таблица 4.
Соотношение численности безработных, потребности в работниках и количества квот на привлечение иностранных работников в субъектах Российской Федерации в 2012 году
Безработица, (тыс. чел.) Потребность в работниках (тыс. чел.) Квота на привлечение иностранных работников, (чел.)
Российская Федерация 4130,7 835,6 1745584
Центральный федеральный округ 658,9 270,5 511977
Калужская область 23,6 7,5 26386
Московская область 116,3 66,2 149200
Рязанская область 25,8 6,5 15150
г. Москва 54,8 105,3 209513
Северо-Западный федеральный округ 302,5 99,5 260298
Ненецкий автономный округ 1,6 0,4 1872
Калининградская область 38,8 4,4 10827
Ленинградская область 31,7 13,0 50892
г. Санкт-Петербург 33,0 44,1 168456
Южный федеральный округ 433,9 66,3 142165
Краснодарский край 146,8 33,6 72608
Ростовская область 130,1 18,8 15109
Северо-Кавказский федеральный округ 586,8 4,8 9183
Республика Дагестан 155,3 1,4 1900
Чеченская Республика 177,9 1,5 341
Ставропольский край 74,3 9,1 4894
Приволжский федеральный округ 831,9 156,8 155501
Республика Башкортостан 123,8 18,0 18594
Республика Татарстан 84,6 15,2 26621
Ульяновская область 37,9 4,1 5643
Уральский федеральный округ 392,1 77,3 17141
Тюменская область 100,9 32,1 16549
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра 49,9 14,7 60545
Ямало-Ненецкий авт. округ 11,4 9,6 35592
Сибирский федеральный округ 696,3 92,0 112978
Республика Тыва 22,0 0,2 1058
Иркутская область 97,8 13,2 26605
Дальневосточный федеральный округ 228,2 58,4 118147
Республика Саха (Якутия) 40,0 6,3 9989
Приморский край 72,9 21,4 29929
Хабаровский край 47,6 11,2 25209
Резерв квоты по Российской Федерации 256194
Анализ приведенной таблицы показывает, что количество квот на выдачу разрешений на работу для трудовых мигрантов в целом по России почти в два раза превышает потребность в работниках. И это при том, что количество безработных по России почти в 5 раз превышает потребность в рабочих местах (хотя, по данным Росстата, в этой категории граждан 67,8% женщин и 73,2% мужчин имеют опыт работы и потенциально могут быть трудоустроены). Однако для некоторых регионов это соотношение иное. Так, в Москве потребность в работниках в 2 раза выше уровня безработицы, а количество квот в 2 раза выше уровня данной потребности. Одновременно в Московской области уровень безработицы почти в 2 раза превышает потребность в рабочих местах, а количество квот - в 3 раза. Сложнее ситуация в иных регионах: в ЮФО уровень безработицы в сотни раз
241
Бизнес в законе
1 ’2014
превышает количество предлагаемых рабочих мест, хотя и количество квот здесь невелико (например, в Чеченской Республике выделена всего 341 квота). Иная ситуация в Ямало-Ненецком АО: там уровень безработицы чуть выше числа предлагаемых рабочих мест, а количество квот в 3 раза превышает потребность в рабочих местах.
В динамике такое соотношение выглядит следующим образом (табл.5):
Таблица 5.
Соотношение потребности в работниках, численности
безработных и количества квот на выдачу разрешений на _____работу иностранным гражданам 2008-2013 гг.20
Год Потребность в работниках (чел.) Безработица (чел.) Квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам (чел.)
2008 898900 4697000 3384129
2009 Нет данных 6283700 3976747
2010 619500 5544200 1944356
2011 Нет данных 4922400 1745584
2012 835600 4130700 1745584
2013 Нет данных 4300000 1745584
Из таблицы видно, что количество безработных в несколько раз превышает потребность в работниках. Квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, таким образом, усугубляют положение с безработицей на местах. Поэтому сформированную систему внешней трудовой миграции, основанную на проводимой в стране миграционной политике, трудно назвать эффективной. Она:
- во-первых, не отвечает целям трудоустройства россиян;
- во-вторых, формирует постоянный спрос на дешевую рабочую силу, что обусловливает снижение уровня заработной платы россиян, занятых на тех же рабочих местах, что и трудовые мигранты;
- в-третьих, не отражает реальные запросы страны в иностранной рабочей силе.
Что касается отдельных характеристик трудовых мигрантов, то половозрастной их портрет (на 02.12.2013) выглядит следующим образом: из 3024509 мигрантов, указавших основной целью своего приезда - работу по найму, 2534389 - составляют мужчины (83,8%) и 490120 - женщины (16,2%)21. Поэтому трудящийся-мигрант, главным образом, мужчина.
Возрастной состав отражен в табл.62:
Таблица 6
Половозрастной состав мигрантов, основная цель приезда
в Россию которых - работа по найму
Возраст Мужчины Женщины Всего
До 17 лет 72899 16196 89095
18-29 1204213 193700 1397913
30-39 619456 147646 767102
40-49 450779 94357 545136
50-59 168351 31831 200182
Старше 60 лет 18691 6390 25081
Таким образом, основной возрастной группой трудовых мигрантов является группа 18-29 лет (46,2%), далее - 30-39 лет (25,3%). Хотя, как видно из
приведенной таблицы, есть трудовые мигранты и в возрасте до 17 лет и старше 60 лет.
К сожалению, ФМС России не предоставляет сведения о странах, откуда к нам пребывают трудовые мигранты, хотя есть сведения об иностранных гражданах, находящихся на территории России из других стран в возрастном разрезе. Возьмем для основы сравнения основную возрастную группу трудовой миграции 18-29 лет, тогда получим следующее распределение мужчин-иностранцев по странам (на 02.12.2013) (табл.7)23:
Таблица 7.
Распределение иностранных граждан (мужчин), находящихся в России, в возрасте 18-29 лет по странам
пребывания (на 02.12.2013)
Страна Количество, чел.
Азербайджан 135530
Армения 97074
Белоруссия 75110
Вьетнам 20303
Казахстан 100254
Киргизия 175225
Китай 36518
Молдова 151396
Таджикистан 471783
Турция 35389
Узбекистан 976545
Украина 300160
Среди мигрантов большинство составляют выходцы из стран - членов СНГ (лидируют здесь Узбекистан, Таджикистан, Украина, Молдова). В 2012 году их доля в общем потоке прибывших в Россию составила 87,1 %24 (среди трудовых мигрантов - более 75%). Причина такой интенсивной миграции работников из государств - участников СНГ по сравнению с другими странами - изменения с 2007 года миграционного законодательства, дающие большие преференции работникам из стран - членов СНГ. Изменились и страны-лидеры из СНГ по числу трудовых мигрантов в Россию. Если в 2000 году лидировала Украина (30% от всех иностранных работников), то в 2013 году лидирует Узбекистан (35%), далее - Таджикистан (18%) и Украина (17%).
Численность незаконных мигрантов, по разным оценкам, варьируется от 3 до 15 млн чел.25. Работают на законных основаниях примерно 1,8 млн чел. Всего же трудятся (в том числе и нелегально) 3,8 млн. чел.26. При этом 91,9% мигрантов получают разрешение на работу на срок свыше 9 месяцев, а 95,7% - свыше 6 месяцев27.
На протяжении 2000-2008 годов число трудовых мигрантов увеличивалось (особенно резкий всплеск пришелся на 2008 год), далее до 2010 года - спад (как следствие экономического кризиса) и незначительное повышение с 2011 года. Следует отметить, что с 2010 года происходит резкое уменьшение числа квот на выдачу разрешений на работу иностранным
23 Составлено на основе данных ФМС России //Web-ресурс: http: ------------------------------------------ //www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/54893/
20 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О 24 Данные по международной миграции Росстата //Web-ресурс: http:
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О //www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/migr2.xls
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 25 Мукомель В.И. Трансформация миграционных потоков:
(о дополнительных мерах по оптимизации баланса трудовых циркулярные миграции //Миграционное право. - 2012. - №3.
ресурсов на территории Российской Федерации)» //Web-ресурс: http: 26 Выступление Директора фМс России К.О.Ромодановского на
//asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=3 заседании Правительства Российской Федерации 09.08.2012 45921-6&02 //Правительство Российской Федерации: официальный сайт //Web-
21 Web-ресурс: http: ресурс: http: //government.ru/docs/20062.
//www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/54891/ 27 Данные Центрального банка Российской Федерации (Банка
22 Составлено на основе данных ФМС России //Web-ресурс: http: России) по учету иностранных граждан (ЦБД УИГ). - 2011. - Январь-
//www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/54893/ ноябрь.
242
Семенов И. В.
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
гражданам. Вместе с тем в результате изменений миграционного законодательства28 появились преференции для иностранных
высококвалифицированных специалистов (по данным ФМС России29, в 2013 году по программе привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов приехали 121319 чел., в 2012 году -55818 чел.), введен патент для мигрантов, занятых у физических лиц (и те и другие получили возможность трудиться в России вне квот) (только в 2013 году количество оформленных патентов составило 7158530, большая их часть - 51% была получена гражданами Узбекистана; в 2012 году выдано 1289204 патента31).
Большинство трудовых мигрантов могут быть отнесены к неформальной занятости, то есть когда не оформляются трудовые или гражданско-правовые договоры с работодателем (только около 40% иностранных работников имеют такого рода
договоры)32.
Что касается показателей квалификации иностранных работников, то около 40% из них не имеют никакого профессионального образования вообще33 34 35. По данным Центра миграционных исследований, 20% приезжих из Средней Азии не владеют русским языком, а в целом примерно 50% испытывают трудности при общении на русском
34
языке .
30% трудовых мигрантов эмигрируют в Россию с женой, 10-15% - с детьми. По продолжительности примерно половина трудовых мигрантов пребывает в Россию на срок более 1 года (24%) и на срок от 6 месяцев до 1 года (23,6%)3 . В перспективе, однако, миграционные ресурсы государств - участников СНГ, ориентированные на Российскую Федерацию, будут лишь уменьшаться36. Кроме того, в различных регионах России, как отмечалось, потребность в иностранных трудовых мигрантах неоднородна и дифференцирована по профессиональноквалификационным группам. Нельзя не учитывать и внутреннюю трудовую миграцию.
В Российской Федерации принята Концепция государственной миграционной политики России на период до 2025 года. Ее реализация тесно увязывается с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации, ростом благополучия населения страны, решением демографических проблем (как то усиление численности постоянного населения страны), а также
28 См., прежде всего: Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 31.07.2002; Консультант Плюс. -
01.02.2014.
29 Web-ресурс: http:
//www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/78376/
30 Web-ресурс: http:
//www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/78376/
31 Web-ресурс: http:
//www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/53595/
32 Мукомель В.И. Указ. соч.
33 Акопян О.А. Особенности миграционной политики Российской Федерации //Web-ресурс: http: //www.nirsi.ru
34 Центр миграционных исследований //Web-ресурс: http: //www.migrocenter.ru
35 Web-ресурс: http:
//www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/78376/
36 Концепция государственной миграционной политики Российской
Федерации на период до 2025 года.
проблем в области трудовых ресурсов (удовлетворение потребности экономики в рабочей силе) и развития инновационной экономики (обеспечение ее высококвалифицированными кадрами). Среди задач, непосредственно связанных с международной трудовой миграции, выделяются: создание условий для переселения на постоянное место жительство в Россию отдельных категорий трудящихся-мигрантов (речь идет, в первую очередь, о высококвалифицированных мигрантах; иностранных работниках, востребованных на российском рынке труда; мигрантах-выпускниках российских вузов), для чего важно создание дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы. При этом особое внимание уделено процессам адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. И, конечно же, значительное место в этой политике уделено противодействию незаконной миграции.
При реализации миграционной политики, таким образом, особое внимание должно уделено: созданию эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда; совершенствованию института квотирования; созданию дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции; совершенствованию механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов; развитию инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе так называемого «государственно-частного партнерства»; созданию механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации.
Миграционная политика современной России основана на постоянно совершенствуемом миграционном законодательстве, которое включает в себя значительный по объему массив актов и документов (на нынешний момент более 240), начиная от Конституции Российской Федерации37, международных договоров России, заключенных в рамках международно-правового регулирования соответствующих общественных отношений38, федеральных законов разного уровня кодификации и отраслевой принадлежности39 и заканчивая
37 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //РГ (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Консультант Плюс. -
01.02.2014.
38 См., например: Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социальнотрудовых гарантий» (действующая редакция) //РГ (ведомственное приложение). - 28.09.1996; Рг (федеральный выпуск). - 14.02.1998; Соглашение «О правовом статусе трудящихся - мигрантов и членов их семей» (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010) //СЗ РФ. -2012. - №5. - Ст.546; Бюллетень международных договоров. - 2013. - №6. Июнь; Консультант Плюс. - 10.01.2014.
39 См., в частности: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (КоАП РФ) //РГ (федеральный выпуск). - 31.12.2001; Налоговый кодекс
243
Бизнес в законе
1 ’2014
ведомственными актами и документами, принимаемыми Федеральной миграционной службой (ФМС России), другими государственными органами в пределах предоставленной им компетенции* 40.
В заключении сформулируем некоторые выводы.
1. Для Российской Федерации последствия внешней трудовой миграции носят неоднозначный характер. С одной стороны, в настоящее время перед Россией стоит очень непростая задача инновационного развития национальной экономики. Но ее решение представляется довольно затруднительным без привлечения в страну работников - иностранцев. Кроме того, по некоторым экспертным оценкам, благодаря их трудовой деятельности в России ежегодно создается 35% ВВП41. Трудовые мигранты выступают не только в качестве рабочей силы, но и как потребители товаров и услуг. С другой стороны, трудно утверждать, что для решения названных выше проблем использованы все внутренние трудовые ресурсы, и что негативные стороны от такой миграции не перевешивают ее положительных сторон (например, это и утечка финансовых ресурсов: денежные переводы физических лиц из России в страны, откуда к нам приезжают мигранты, по данным Банка России, в 2011 году составили порядка $16 млрд42).
2. Исходя из результатов анализа международных нормативно-правовых актов и документов, можно сделать вывод, что в российском законодательстве представлено весьма узкое определение понятия «иностранный работник», которое ни по содержанию, ни по объему не совпадает с понятием «трудящийся-мигрант», раскрытым, в частности, в документах и нормативно-правовой базе ООН и ЕС. В соответствии с российским законодательством временно и постоянно проживающие на территории России
Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ. Часть 2 от
05.08.2000 №117-ФЗ (НК РФ) //СЗ РФ. - 1998. - №31. - Ст.3824; 2000.
- №32. - Ст.3340; Трудовой кодекс Российской Федерации от
30.12.2001 №197-фЗ (Тк РФ) //Рг (федеральный выпуск). -
31.12.2001; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (УК РФ) //РГ (федеральный выпуск). - 18-20, 25.06.1996; Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» //РГ (федеральный выпуск). - 20.07.2006; Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» //РГ (федеральный выпуск). - 10.08.1993; Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Закон №115) и др. Их действующие редакции см. по: Консультант Плюс. -
01.02.2014.
40 См., например, приказы ФМС России: от 30.11.2012 №390 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства» (зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2013 №28578); от 25.12.2006 №370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства» (зарегистрирован в Минюсте России 15.01.2007 №8736) //РГ (федеральный выпуск). - 26.06.2013; 24.01.2007; Консультант Плюс.
- 01.02.2014.
41 См.: Джабаров В.М. Некоторые приоритеты миграционной политики //О состоянии миграционной политики в Российской Федерации и путях ее совершенствования //Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
- 2012. - №6(449). Февраль; Web-ресурс: http: //council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/25908
42 Web-ресурс: ng.ru/economics/2012-11-22/1_migranty.html
иностранцы не относятся к иностранным работникам. Поэтому как для целей статистического учета, так и для анализа реального положения дел в сфере внешней трудовой миграции представляется необходимым ввести понятие «трудящийся-мигрант» в российское законодательство.
3. Требует радикальной перестройки и статистический учет иностранных работников. В частности, фиксируется только число лиц, заявивших трудоустройство в качестве цели своего приезда. Однако дальнейшая судьба такого работника не отслеживается. Поэтому требуется постоянный, а не периодический, как сегодня, мониторинг миграционной ситуации не только по линии ФМС России, иных уполномоченных органов исполнительной власти федерального уровня, но и по линии региональных и местных публичных властей.
4. Сама процедура оформления документов для привлечения иностранных работников достаточно сложная, что подталкивает работодателей к развитию нелегальной миграции, массовой практике незаключения необходимых договоров при приеме на работу такого работника. Отсюда, такие работники не получают легальную заработную плату, по отношению к ним не соблюдаются нормы охраны труда, социального обеспечения и пр.
5. В действующем законодательстве отсутствуют специальные положения, адекватно прогрессивной мировой практике регулирующие труд иностранных работников, в том числе и заключение с ними трудовых договоров. Например, в соответствии с ч.2 ст.32 Закона №115-ФЗ, работодатели имею право ходатайствовать об аннулировании выданного разрешения на работу в случае нарушения иностранным работником условий трудового договора. Однако воздействовать на работодателя иностранный работник практически не может.
6. Требует пересмотра и процедура установления квоты на использование иностранной рабочей силы. Предоставляемые на рассмотрение Правительства Российской Федерации сведения о нехватке такой рабочей силы в субъекте Российской Федерации не всегда объективно отражают действительное положение дел. В связи с этим предлагается поддержать тех экспертов, ученых, которые предлагают ввести такое понятие как «индикатор нехватки собственных трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации - показатель, характеризующий соотношение потребности в работниках хозяйствующих субъектов к числу граждан, признанных безработными и имеющих опыт трудовой деятельности, выраженный в процентах»43. Предлагается привлекать иностранных работников к трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации только в случаях нехватки собственных трудовых ресурсов региона.
Таким образом, эффективная миграционная политика должна строиться с учетом реального положения дел в сфере трудовых ресурсов как в стране в целом, так и в конкретном субъекте Российской Федерации, а для этого необходимы: достоверная информация о миграционных потоках и о
43 Проект Федерального закона №368574-6 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» //Консультант Плюс. - 01.02.2014.
244
Семенов И. В.
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
самих мигрантах; пересмотр понятия «иностранный работник» с учетом позитивного международного опыта; отслеживание соответствующими органами публичной власти всей цепочки: от приезда
иностранного работника, его трудоустройства до отъезда. Кроме того, данная политика должна исходить и из долгосрочных тенденций развития всего рынка труда, а также из дифференцированного подхода к трудовым мигрантам.
Список литературы:
1. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (действующая редакция) //Российская газета (ведомственное приложение). -28.09.1996; Российская газета (федеральный выпуск). -14.02.1998; Консультант Плюс. - 10.01.2014.
2. Соглашение «О правовом статусе трудящихся -
мигрантов и членов их семей» (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №5. - Ст.546; Бюллетень международных договоров. - 2013. - №6. Июнь;
Консультант Плюс. - 10.01.2014.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (КоАП РФ)
(действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.12.2001; Консультант Плюс. - 10.01.2014.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ. Часть 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ (НК РФ) (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст.3824; 2000. -№32. - Ст.3340; Консультант Плюс. - 10.01.2014.
Reference list:
1. Agreement «On juridical status of workers - migrants and members of its families» (concluded in St. Petersburg 19.11.2010) //Collection of legislative acts of Russian Federation. - 2012. - №5. - St.546; Bulletin of international agreements. - 2013. - №6. June; Consultant Plus. -
10.01.2014.
2. Akopyan O.A. Specificity of migration policy of Russian Federation //Web-resource: http: //www.nirsi.ru
3. Boldyrev S.I. Improving of regulation of activities of nonstate sector of sphere of services into field of employment and labour migration - essential condition of civilized development of labour market on space of Commonwealth of Independent States //Labour law in Russia and abroad. - 2012. - №2. -P.44-46.
4. Code on administrative violations of Russian Federation
from 30.12.2001 №195-FL (CAV RF) (current edition)
//Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 31.12.2001; Consultant Plus. - 10.01.2014.
5. Concept of state migration policy of Russian Federation for period until 2025 (adopted by President of Russian Federation 13.06.2012) //Consultant Plus. - 01.02.2014.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Ильи Валерьевича Семенова на тему: «Миграционная политика современной России в отношении иностранных работников»
Представленное на рецензию исследование И. В. Семенова посвящено проблематике, имеющей заметную теоретическую и практическую значимость. Основываясь на методах комплексного анализа явлений и процессов в системе общественных отношений, автор верно определил не только нормативно-правовые, организационные, социально-экономические основания, сущность,
атрибутивные признаки, ключевые тенденции развития государственной миграционной политики Российской Федерации в отношении иностранных работников, но и указал на ее системные недостатки, предложил оригинальные меры по ее совершенствованию, в частности, аргументировал целесообразность привлечения работников-мигрантов к трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации исключительно в случаях нехватки собственных трудовых ресурсов регионов.
Статья написана оригинально, на высоком теоретическом уровне и обладает необходимой научной и прикладной ценностью, адекватна требованиям, предъявляемым к рецензируемым работам по социально-экономической проблематике, и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах страны.
Кандидат экономических наук
Елена Валерьевна Вашаломизде
245