Научная статья на тему 'Регулирование процессов внешней миграции на территории Российской Федерации'

Регулирование процессов внешней миграции на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
692
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ КВОТА / ИММИГРАЦИОННЫЙ ОТТОК / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / МИГРАЦИОННЫЙ ПАТЕНТ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парфенова Мария Сергеевна

Важным компонентом изменения общей численности населения является миграция. Проблемы внешней трудовой миграции стали актуальны в России еще в конце 80-х – начале 90-х годов, когда активизировалась практика привлечения в Россию иностранной рабочей силы. Она привлекалась, главным образом, для реализации проектов и договоров, заключаемых на основе межправительственных соглашений и представляющих собой долгосрочные и отраслевые интеграционные проекты. При этом существовавшая в тот период времени нормативно-правовая база вполне отвечала характеру и задачам данного процесса. В настоящее время основное внимание властей приковано к проблеме нелегальной иммиграции. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 – 145,6 миллиона человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING FOREIGN MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

An important component of the total population change is migration. The problem of foreign labor migration has become urgent in Russia in the late 80's early 90's, when the practice of encouraging more active in Russia of foreign labor. It attracts mainly for projects and contracts concluded on the basis of intergovernmental agreements and a long-term and sectoral integration projects. Thus existed at that time the legal framework is quite consistent nature and objectives of the process. At present, the focus of the authorities focused on the problem of illegal immigration. Migration processes play an important role in the socio-economic and demographic development of the Russian Federation. Over the past two decades, net migration to a large extent compensated for more than half natural wastage. According to calculations by the Federal State Statistics Service of the perspective of the population by 2030 (high and medium variant), which takes into account the results of the population census and demographic dynamics in recent years, the population at the beginning of 2025 will be 142.8 145.6 million.

Текст научной работы на тему «Регулирование процессов внешней миграции на территории Российской Федерации»

6.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Парфенова Мария Сергеевна, аспирант. Тюменская Государственная Академия Мировой Экономики, Управления и Права

[email protected]

Аннотация: важным компонентом изменения общей

численности населения является миграция. Проблемы внешней трудовой миграции стали актуальны в России еще в конце 80-х - начале 90-х годов, когда

активизировалась практика привлечения в Россию иностранной рабочей силы. Она привлекалась, главным образом, для реализации проектов и договоров, заключаемых на основе межправительственных соглашений и представляющих собой долгосрочные и отраслевые интеграционные проекты. При этом существовавшая в тот период времени нормативноправовая база вполне отвечала характеру и задачам данного процесса. В настоящее время основное внимание властей приковано к проблеме нелегальной иммиграции. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 - 145,6 миллиона человек.

Ключевые слова: трудовая миграция, миграционная квота, иммиграционный отток, адаптация мигрантов, миграционный патент, нелегальная миграция.

MANAGING FOREIGN MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Parfenova Maria S., graduate student. Tyumen State Academy of World Economics, Management and Law

[email protected]

Annotation: an important component of the total population change is migration. The problem of foreign labor migration has become urgent in Russia in the late 80's - early 90's, when the practice of encouraging more active in Russia of foreign labor. It attracts mainly for projects and contracts concluded on the basis of intergovernmental agreements and a long-term and sectoral integration projects. Thus existed at that time the legal framework is quite consistent nature and objectives of the process. At present, the focus of the authorities focused on the problem of illegal immigration. Migration processes play an important role in the socio-economic and demographic development of the Russian Federation. Over the past two decades, net migration to a large extent compensated for more than half natural wastage. According to calculations by the Federal State Statistics Service of the perspective of the population by 2030 (high and medium variant), which takes into account the results of the population census and demographic dynamics in recent years, the population at the beginning of 2025 will be 142.8 - 145.6 million.

Keywords: migration, immigration quotas, immigration flow, adaptation of migrants, migration patent illegal migration.

В настоящее время ситуация на рынке труда нашего государства такова, что экономике России для поддержания стабильных темпов развития не обойтись без постоянного притока рабочей силы. Однако собственных ресурсов государству не хватает,

и данный дефицит работников в последующем будущем будет лишь усиливаться. Одна из главных причин существования данного явления -неблагоприятная демографическая обстановка, превышение смертности над рождаемостью. Численность населения Российской Федерации до 2009 года сокращалась на несколько сотен тысяч человек ежегодно. В 2009 году естественная убыль населения России (около 248 000 человек) на 99% была скомпенсирована миграционным приростом (247 400 человек), в результате чего снижение численности населения практически прекратилось. На основании этого, следует сделать вывод, что России (как и многим другим государствам) без мигрантов не обойтись, но при этом, поток мигрантов на территорию государства должен отвечать определенным требованиям, а именно, государству важно решить проблему с дефицитом рабочей силы в определенной сфере экономики, осваивать отдаленные районы государства, и, таким образом, организовать миграционные передвижения для решения данных проблем. Но, к сожалению, на практике все происходит не так, мигранты предпочитают крупные города, центральные и южные регионы, которые являются трудоизбыточными и не испытывают недостатка в рабочей силе, как правило, большая часть мигрантов, устраивается в торговле, сфере обслуживания, а не на промышленных предприятиях, где существуют проблемы в нехватке работников. Для решения данной проблемы в Российской Федерации введена система квотирования на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Работодатели ежегодно, до апреля - мая каждого

года, подают в Департамент труда и занятости населения соответствующего региона России, заявку, форма которой утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [8]. В данной заявке работодатель должен предоставить полную информацию о себе, о своей организации, где собирается работать мигрант, вакантные и создаваемые рабочие места для иностранных граждан. На основании заявок

работодателей готовится заключение о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников. При этом должны учитываться демографические особенности каждого региона, возможность

удовлетворить потребность в трудовых ресурсах «силами своего региона», или при помощи соседних. На основании представленных данных создается проект постановления Правительства РФ, которые определят потребности в привлечении иностранных работников по стране в целом (к примеру, в 2012 году было выделено 1 745 584 разрешений на работу иностранным гражданам в целом по России) [7], а также по приоритетным профессиональноквалификационным группам. Далее утверждаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию, а также квоты на выдачу разрешений на работу, гражданам других государств, прибывшим в Российскую Федерацию, в порядке, не требующем получения визы, с распределением по субъектам России. В данном процессе важная роль отведена Министерству здравоохранения и социального развития, в обязанности которого входит утверждение форм

Парфенова М. С.

необходимых документов, оценка эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. Благодаря миграционным квотам Российская Федерация защищает свои интересы, и потребности своих субъектов. Примером этого может служить, ситуация в приграничных районах Дальнего Востока, где наблюдается избыток выходцев из Китая, при помощи квотирования возможно установить нулевую норму для въезда на территорию данного государства для китайских граждан. В то же время для Архангельской и Мурманской областей, где китайские граждане отлично работают на рыбоперерабатывающей промышленности, квота для данной категории иностранных граждан может составить 100% от заявленной регионами потребности, а в упомянутые ранее приграничные районы, возможно направить потоки мигрантов из стран ближнего зарубежья. Или с другой стороны, как упоминалось выше проблема занятости мест иностранными гражданами в сфере розничной торговли, в которых, возможно,

заинтересованы граждане России, устанавливается увеличенная квота на выдачу разрешений

иностранным гражданам с указанием специализации, таких как строительство, организация общественного транспорта, дорожное строительство и другие специальности, в которых присутствует нехватка кадров. Если на территории региона происходит определенная программа, которая связана с

привлечением дополнительной рабочей силы (к примеру, строительство крупных объектов муниципальной собственности), то данное обстоятельство также учитывается при распределении квот. В результате данных вычислений, получаются квоты, дифференцированные по потребностям регионов, специальностям которые им необходимы. Таким образом, квотирование представляет собой некий механизм, с помощью которого государство осуществляет определенный контроль миграционных процессов, при этом защищая и свои интересы, и интересы своих регионов. Но при всем при этом, система привлечения иностранных граждан, а также система определении потребностей в иностранной рабочей силе требует значительного совершенствования, необходим длительный период времени, чтобы сформировать механизмы набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российский работодателей. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает значительные сроки рассмотрения заявок работодателей, и полностью не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с потребностями работодателей.

В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала,

обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Конкуренция за привлечение данных работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач, поставленной перед государством - создание условий и механизмов для привлечение востребованных экономикой

высококвалифицированных и квалифицированных специалистов различного профиля, предпринимателей

и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе. В настоящее время привлекательность России, по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств-участников Содружества Независимых Государств. При этом продолжается иммиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, профессиональной подготовки, знанием русского языка. Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Законодательство ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов на «новой» территории соответствующего государства. Важными элементами миграционной политики Российской Федерации, на данный момент, является создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Решение данных проблем затрудняется уже на первых ступенях, а именно неоправданной сложностью получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации. Прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации мигрантов является изоляция мигрантов от общества, и вследствие этого нарастание негативного отношения к мигрантам со стороны социума. К организации и реализации программ по адаптации и интеграции мигрантов необходимо привлечь все возможные заинтересованные органы (правительства стран происхождения мигрантов, правительство

принимающего государства, различные

неправительственные организации, бизнес-структуры, средства массовой информации) [5]. Нельзя забывать и про жилищное обустройство мигрантов в соответствующем регионе, в настоящее время необходимо совершенствование процедуры предоставление статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам. В 1990 -е годы в Российской Федерации получили статус беженцев и вынужденных переселенцев около 1,5 миллиона человек, но до сих пор социальные обязательства перед ними не выполнены.

В настоящее время у иностранных граждан существует три способа легализации их нахождения на территории государства: миграционная квота, получения разрешения на работу, как высококвалифицированный специалист и миграционный патент. С 1 июля 2010 года граждане Российской Федерации имеют право нанимать иностранных граждан по трудовому или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), для личных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Оформление миграционных патентов помогает мигрантам избавиться от длительного и сложного оформления разрешений на работу в соответствии с квотами. Приобретение миграционного патента стоимостью 1 000 рублей за каждый месяц

осуществления трудовой деятельности, предоставляет право мигранту в течение одного месяца работать на физическое лицо по одной из 37 специальностей - к примеру, садовник, няня, строитель на частных объектах (то есть дачах, коттеджах и др.), водитель и другие. Всего, с 1 июля 2010 года, было оформлено более 1 миллиона патентов. Сумма платежей за приобретение патентов, поступившая в субъекты Российской Федерации, составила более 3,8 миллиардов рублей [2].

Механизм получения миграционного патента довольно прост, по сравнению с порядком получения других разрешительных документов. Иностранный гражданин, прибывший в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции следующие документы:

- заявление о выдаче патента, которое включает в фамилию имя отчество мигранта, его гражданство, данные его паспорта;

- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый на территории Российской Федерации в этом качестве;

- миграционную карту (документ учета иностранных граждан, въезжающих на территорию России, служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации [1]) с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

- документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании предыдущих патентов [8];

- сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции [6].

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявление о выдаче патента, обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче. При условии выдачи, патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором он выдан. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. По истечении 12 месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за получением нового патента. При условии, нарушения сроков действия патента и отсутствия за него уплаченной государственной пошлины, пребывание и трудовая деятельность на территории России становится для мигранта нелегальной. Иностранному гражданину

предоставляется срок 15 дней для устранения данных проблем, в противном случае мигранту придется покинуть пределы Российской Федерации.

Современному этапу развития миграционных процессов присуще одна особенность, а именно значительное увеличение нелегальной миграции, несмотря на законодательное регулирование притока иностранной рабочей силы. К примеру, в США незаконно проживает около 10 миллионов рабочих-иммигрантов, которые проникают через мексиканско-американскую границу. Миграция рабочей силы распространилась не только на крупные, но и на малые государства. Это можно проследить на примере Греции, в которой около 350 000 лиц, работают без разрешения властей. Большинство «нелегалов» на греческом рынке труда - это жители Албании, Польши, Филиппин и понтийские греки из бывшего СССР. Наличие большого количества нелегальных мигрантов оборачивается потерей для греческой казны около 100 миллиардов драхм в год (приблизительно 78 триллионов рублей) в виде неоплаченных налогов. Говоря о Белоруссии, можно сказать, что на территории данного государства проживает около 200 000 иностранных граждан, которые находятся на территории государства, не соблюдая установленный законодательством порядок. По данным представленным на официальном сайте Федеральной миграционной службы по состоянию на 2010 год, около 4 миллионов нелегальных мигрантов подрабатывают на территории Российской Федерации. Таким образом, нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой.

С началом экономических реформ российский рынок труда претерпел целый ряд метаморфоз. Возник феномен открытой безработицы, масштабное развитие получила неполная занятость, которую в российских условиях следует интерпретировать как скрытую безработицу, появился неформальный рынок труда и, соответственно, скрытые формы занятости. После экономического роста в стране основную часть миграционного потока стали представлять трудовые мигранты. Большее количество иностранцев, как отмечалось выше, временно находящихся в России - представляют граждане стран Содружества Независимых Государств, преимущественно Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии.

Подводя итог, следует отметить, что Владимир Владимирович Путин в своем выступлении перед правительством, в конце января 2012 года отметил необходимость усиления требований к качеству миграционной политики. По его словам, нужно закрывать въезд в Россию для злостных нарушителей закона и усиливать санкции для тех, кто нанимает на работу нелегалов. Он подчеркнул необходимость ужесточения наказания для мошенников, зарабатывающих на махинациях с регистрацией. Развитие российского законодательства, устанавливающего ответственность в сфере миграционных отношений, в целом происходит в русле общемировых тенденций, имеющих место в странах, которые являются привлекательными для мигрантов. Вместе с тем, следует констатировать, что темпы развития российского законодательства не вполне адекватны сложившейся ситуации.

Парфенова М. С.

Список литературы:

1. Демографический понятийный словарь/ Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С.170;

2. Интервью начальника Управления внешней трудовой миграции ФМС России Сергея Владимировича Темряковича «Патент на трудовую деятельность в России для иностранцев: правила оформления и штрафы за нарушения закона» // Официальный сайт ФМС России. URL: www.fms.gov.ru.

3. Конвенция о статусе беженцев// «Бюллетень

международных договоров». 1993. №9. С.6-28;

4. Конституция Российской Федерации (принята

всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом

поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// «Российская Газета», №7, 21.01.2009;

5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года // официальное интернет-представительство Президента России. URL: www.kremlin.ru;

6. О правовом положении иностранных граждан в РФ. Ст. 13.3. Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, №30, Ст.3032

7. Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 №892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год»// «Собрание законодательства РФ», 14.11.2011, №46, ст.6515;

8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 №487 «Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста и формы патента выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы»// «Собрание законодательства РФ», 12.07.2010, №28, Ст.3704;

9. Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от

28.07.2012) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, №30, ст.3032

Reference list:

1. Demographic conceptual dictionary / ed. LL Rybakovskii, Center for Social Forecasting. Moscow, 2003. P.170

2. Interview head of external migration of the FMS of Russia Sergey Vladimirovich Temryakovicha "Patent for working in Russia for Foreigners: design rules and penalties for violations of the law" / / The official website of the FMS of Russia. URL: www.fms.gov.ru.

3. Refugee Convention / / "Bulletin of international treaties." 1993. Number 9. P.6-28

4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6 ERPs, from

30.12.2008 № 7-FCL) / / "Russian newspaper», № 7,

21.01.2009

5. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025 // the official web site of the President of Russia. URL: www.kremlin.ru;

6. On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation. Art. 13.3. Federal Law of 25.07.2002 № 115-FZ (as amended on 28.07.2012) // "Collection of Laws of the Russian Federation», 29.07.2002, № 30, St.3032

7. Government Decree of 03.11.2011 № 892 "On the determination of the need for involvement of the Russian Federation of foreign workers and the approval of the relevant quotas for 2012" / / "Collection of Laws of the Russian Federation», 14.11.2011, № 46, st.6515

8. Government Decree of 30.06.2010 № 487 "On Approval of the request of the employer, a customer of works (services) to attract highly qualified foreign specialist and form a patent issued to a foreign citizen who has arrived in Russia in order not requiring a visa" / / "Collection of Laws of the Russian Federation », 12.07.2010, № 28, St.3704

9. Federal Law of 25.07.2002 № 115-FZ (as amended on

28.07.2012) "On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation" / / "Collection of Laws of the Russian Federation», 29.07.2002, № 30, st.3032

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.