УДК 325.14
СИЛАНТЬЕВА Виктория Александровна, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия
РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В статье рассматриваются современные миграционные проблемы, дана попытка определить причины миграционного кризиса в Европе, показана государственная миграционная политика России. Несмотря на особенности миграционной политики в отдельно взятом европейском государстве, последствия миграционных процессов для стран Европы общие. В России долгое время отсутствовала целостная система миграционного законодательства. Однако за последние годы Россия заметно продвинулась в решении миграционных проблем: принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., в рамках которой установлены принципы и основные направления деятельности РФ в сфере миграции. Это, на наш взгляд, позволило снизить численность трудовых мигрантов и тех, кто нелегально трудится на территории РФ. На основании проведенного исследования существующих теоретических подходов, норм и положений действующего законодательства сделаны выводы о сущности миграционного контроля. Установлено, что эффективное проведение государственной миграционной политики будет способствовать социально-экономическому и демографическому развитию, обеспечению национальной безопасности и сохранению стабильности в обществе.
Ключевые слова: миграция, мигранты, беженцы, переселенцы, миграционные потоки, Евросоюз, миграционный кризис, трудовые мигранты, нелегальные мигранты, патент, Европа, Россия, национальная безопасность, терроризм.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1 -22-27
Viktoriya A. SILANTYEVA,
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia
REGULATION OF MIGRATORY PROCESSES AS BASIS OF RUSSIAN NATIONAL SECURITY
The article deals with modern problems of migration, given the attempt to identify the causes of the migratory crisis in Europe, shows the state migration policy of Russia. Despite features of migration policy in separately taken European state, consequences of migratory processes for the countries of Europe the general. In Russia long time there was no complete system of the migratory legislation. However in recent years Russia has considerably progressed in the solution of migratory problems: the Concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period till 2025 within which the principles and the main activities of the Russian Federation in the sphere of migration are established is accepted. It, in our opinion, has allowed reducing the number of labor migrants and those who illegally work in the territory of the Russian Federation. Based on the study of existing theoretical approaches, standards and applicable regulations made some conclusions about the nature of migration control. It was found that the effective implementation of the state migration policy will contribute to socioeconomic and demographic development, national security and maintain stability in society.
Keywords: migration, migrants, refugees, displaced persons, migration flows, European Union, migration crisis, labor migrants, illegal migrants, patent, Europe, Russia, national security, terrorism
В XXI в. проблема миграции является одной из актуальных проблем мировой цивилизации. Каждое государство в той или иной мере сталкивается с ней либо в качестве страны-донора, либо страны-реципиента. Современные миграционные потоки имеют тенденцию к постоянному увеличению, вовлекая все большее число людей, устремившихся из экономически бедных государств в более развитые страны. В этом большая роль принадлежит современной глобализации, благодаря которой происходит перераспределение трудовых ресурсов, тем самым активизируются миграционные потоки.
Миграционный кризис, охвативший страны Европы в последние годы, характеризуется значительными масштабами нелегальной миграции, что напрямую влияет на национальную безопасность европейских государств. Разрабатывая государственные программы по регулированию миграционных процессов, власти учитывают исторически сложившиеся факторы: социально-экономическое развитие, демографическую ситуацию, миграционное законодательство, отношение к мигрантам со стороны принимающего общества, наличие или отсутствие опыта контактов с представителями других инокультурных групп. В зависимости от этого вырабатывают соответствующие программы по регулированию миграционных процессов, обладая собственными критериями приема мигрантов. Отсюда особенности государственной миграционной политики, которая строится на национальных интересах. Однако, несмотря на различные подходы в вопросах регулирования миграционных процессов отдельно взятых европейских государств, последствия этих процессов для стран Европы общие. Особенно это касается стран Евросоюза, проблема которых состоит в отсутствии единой, продуманной политики в отношении мигрантов и унифицированной системы контроля над миграцией. Миграционная политика Евросоюза находится в ведении национальных правительств, и далеко не все члены Евросоюза готовы принимать и содействовать мигрантам из стран Ближнего Востока и Африки. Не случайно вопросы разрешения миграционного кризиса, интеграции беженцев и переселенцев в принимающие сообщества, борьбы с терроризмом стали темами всевозможных обсуждений.
Принято считать, что увеличение масштаба миграции является следствием войн, развязанных США на территории Ирака, Ливии и Сирии, и люди спасаются от военных действий. США совместно со своими европейскими союзниками по НАТО разрушили их привычный мир, и теперь Европа просто обязана принять беженцев. Однако география выглядит намного внушительней: Ирак, Ливия, Сирия, а также страны Африки, куда войска НАТО не вторгались: Судан, Тунис, Марокко, Сомали, Нигерия, Мали, Камерун, Габон, ЦАР, Алжир, Конго и др. Причины массового бегства населения этих государств видятся не только во внутренних конфликтах, гражданских войнах, политической нестабильности, но и в экономической слабости (бедность, безработица) на фоне демографического подъема в этих странах. Как правило, мигранты, выбирая новое место жительства, руководствуются материальными соображениями: приоритет отдается экономически развитым странам Европы, где платят высокие пособия, предпочитая крупные города с более развитой инфраструктурой. Немаловажное значение отводится наличию уже имеющихся в странах-реципиентах родственников или знакомых. Переселенцы рассматривают благополучную Европу как «рай на земле». Некоторые исследователи считают это результатом хорошо проведенных рекламных пиар-компаний. Одной из заинтересованных сторон являются организаторы нелегальной миграции, цель которых - заработать как можно больше денег в сложившейся ситуации. По приблизительным подсчетам журналистов различных изданий, доход от нелегальной миграции сопоставим с продажей наркотиков. В свою очередь, увеличение численности нелегальной миграции ведет к укреплению сектора теневой экономики, росту преступности, терроризму.
На фоне миграционных проблем европейских государств ситуация в России выглядит несколько иначе. Распад Советского Союза привел к возникновению новых независимых государств, провозгласивших суверенитет и политику этнократии. В результате начался отток русскоязычного населения из вновь образованных государств, связанный с притеснениями и гонениями, вооруженными конфликтами и гражданскими войнами, негативным отношением к нетитульным нациям. Все это способствовало активным миграционным процессам 90-х гг. XX в.: Россия после распада СССР ассоциировалась как общий дом для всех, независимо от национальности. Отличительная особенность миграции того периода состояла в том, что она являлась вынужденной и совпала с кризисом в экономической сфере. Российское государство и общество оказались совершенно не подготовленными к миграционным потокам: ни юридически, ни организационно, ни экономически, ни психологически.
Вслед за первой волной хлынула вторая - трудовая. Экономическое положение в России того периода вряд ли можно считать благоприятным, однако это не сдержало миграционные потоки. Среди причин прибытия в РФ преобладали экономические (низкие заработки, потеря работы, безработица, невозможность устроиться на работу, дорогая жизнь в своих государствах); социальные (бытовая неустроенность, нежелание жить в том месте, откуда приехал); в некоторых случаях - вооруженные конфликты, этническая дискриминация. В результате на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Россия становится одним из лидеров по количеству въезжающих в страну мигрантов, получив в 90-е гг. XX в. беспрецедентный миграционный прирост. Это связано с тем, что, с одной стороны, РФ являлась транзитом в экономически благополучные государства, с другой - местом работы: долгое время Россия предоставляла возможность для граждан СНГ свободно въезжать и пребывать на ее территории до 90 дней. Подобная свобода перемещения облегчала мобильность в регионе, что способствовало возможности заработать гражданам СНГ. Эта политика привела к обширному теневому сектору, увеличился уровень нелегальной миграции.
Миграции способствовали и такие факторы, как некоторая стабилизация экономической ситуации, демографический спад в стране, нежелание граждан занимать непрестижные сферы труда, отсутствие долгое время в РФ целостной системы миграционного законодательства.
Из понимания того, что Россия остается крупным реципиентом в системе миграционных процессов, являясь центром притяжения для мигрантов, осознания стихийного характера миграционных потоков, увеличения диспропорции региональных рынков труда, роста социальной напряженности и распространения национальной нетерпимости вырос вопрос о необходимости государственного регулирования миграционных процессов. Был использован зарубежный опыт регулирования, однако он касался в основном проблем, связанных с приемом и расселением беженцев, контролем за незаконной миграцией и т.п. Специфика миграционных процессов в России, как уже упоминалось, состоит в том, что за пределами РФ оказалась значительная часть русскоязычного населения, по отношению к которым стали применять понятие «соотечественники». Согласно Указу Президента РФ В.В. Путина от 22 июня 2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [1] была принята «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживаю-
щих за рубежом». Особенность программы заключается в том, что она предназначена для русскоязычного населения вне зависимости от национальности и осуществляется бессрочно. Согласно Программе претендент на переезд должен быть старше 18 лет, дееспособным, хорошо владеть русским языком (как устным, так и письменным), соответствовать всем критериям для получения ПМЖ, иметь подходящую квалификацию и опыт работы. Переезд соотечественников возможен лишь в определенные приоритетные регионы (в 2016 г. их стало 47)., однако не всех устраивают «дальние» регионы, кроме того, возникают сложности в поисках вакансий и жилья. Тем не менее, согласно официальной статистике ФМС РФ, по программе в 2011 г. переселилось 29 462 чел., а в 2015 г. - 183 146 чел., всего же за период с 2011 по 2015 г. - 410 498 человек [2].
Более сложная ситуация сложилась в сфере трудовой миграции. В 2012 г. эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в «Докладе о международной миграции 2012» отмечали, что Россия занимает первое место по численности временных трудовых мигрантов, обогнав США [3].
В российском обществе постоянно поднимались и поднимаются вопросы миграции и ее регулирования. Противники трудовой миграции приводили следующие аргументы:
Трудовая миграция способствует экономическим проблемам: увеличивается объем денежных переводов, отправляемых мигрантами на свою родину; нелегальные мигранты не платят налоги и взносы в казну государства; со многими трудовыми мигрантами предприниматели предпочитают расплачиваться наличными, не проводя по финансовым документам. Таким образом, чем больше в стране нелегальных мигрантов, тем значительнее отток денежных средств в другие государства.
Растет межнациональная напряженность. Компактное расселение мигрантов, коренные представители которых не проживали в России, может привести к постепенному вытеснению коренного населения из приграничных районов.
Усиливается социальная напряженность: возрастает нагрузка на объекты социальной сферы; обостряется жилищная проблема, увеличивается стоимость и аренда жилья; повышаются цены на товары и услуги; вытесняются местные с рабочих мест, так как труд мигрантов оценивается значительно дешевле - это касается, в основном, сферы обслуживания, торговли и строительства.
Трудовая миграция, особенно нелегальная, ведет к возможности распространения различных инфекций, так как отсутствуют нормальные жилищные условия и медицинское обслуживание.
Активизируется преступность, так как способствует формированию преступных этнических группировок, нарушению законодательства, проникновению наркотиков, торговле оружием.
Конечно, со многими утверждениями можно согласиться. Однако следует помнить, что мигранты обычно занимают те вакансии, которые считаются непрестижными среди местного населения и, как правило, рабочая неделя у мигрантов длиннее, а заработная плата ниже, что выгодно для работодателей.
Столкнувшись всерьез с негативными последствиями трудовой миграции, власть предприняла меры по ужесточению механизмов въезда и пребывания в РФ. В 2007 г. распространяются квоты на мигрантов из СНГ (в 2007 г. она составила 6 млн, а в 2014 г. - 1,6 млн), вводится запрет на участие мигрантов в розничной торговле. Однако эти меры не привели к должным результатам и вытеснили миллионы мигрантов в неформальный сектор.
В 2012 г. принимают Концепцию государственной миграционной политики РФ, рассчитанную до 2025 г., в рамках которой разработан ряд мер по контролю в сфере трудовой миграции. На первом этапе (2012-2015 гг.) предусмотрены разработка и принятие нормативных актов, направленных на реализацию миграционной политики; разработка и апробирование программ; создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом; создание инфраструктуры для проживания. интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации; проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции [4].
Это позволило сократить численность трудовых мигрантов, в том числе и нелегальных. Согласно данным Федеральной миграционной службы РФ, в феврале 2015 г. миграционный поток в Россию упал почти на 70% по сравнению с началом 2014 г. Произошло сокращение числа мигрантов из стран Центральной Азии (исключение Киргизия) и возросло количество
приехавших граждан Китая, Республики Корея и КНДР в РФ; число законно работающих в России иностранных граждан выросло на треть, количество мигрантов, вовремя не обратившихся в ФМС, сократилось на 11%. Если ранее ежегодно приезжали 10-12 млн иностранных граждан, из которых 3-5 млн являлись нелегальными мигрантами, то в настоящее время их численность сократилась до 2 млн. Это категория тех, кто прибывает в РФ законно, но не имеет права легально работать [2].
Причины сокращения численности трудовых мигрантов, на наш взгляд, видятся в следующем.
Во-первых, совершенствуется миграционное законодательство РФ. В соответствии с изменениями Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5] иностранные граждане, желающие получить разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу либо патент, обязаны сдать комплексный экзамен на знание русского языка, основ законодательства и истории России. Исключение составляют иностранные высококвалифицированные специалисты.
Теперь въезд в РФ осуществляется по загранпаспортам (за исключением граждан Таможенного союза). Кроме того, необходимо предоставить документы об отсутствии судимости и наличии места для пребывания, оформить медицинский полис и медицинские справки об отсутствии заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний и сертификат об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). На оформление пакета документов мигранту дается 30 дней (раньше срок не был оговорен). В случае, если мигрант по каким-либо причинам не уложился в заявленный срок, он обязан заплатить штраф.
В рамках Концепции государственной миграционной политики РФ были внесены изменения в статью 322.1 Уголовного кодекса «Организация незаконной миграции». Отныне организация незаконной миграции приравнивается к категории преступлений средней тяжести, а деяния, предусмотренного частью второй данной статьи, - к тяжким преступлениям [6].
В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу, средства, затраченные на обеспечение его выезда за пределы РФ, взыскиваются либо с выдворяемого, а в случае их отсутствия в судебном порядке - с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности (ст. 18, 34) [5].
Ужесточились и правила в отношении иностранных мигрантов, нарушивших порядок пребывания в РФ. Ранее, если иностранцы превышали разрешенные раз в полгода 90 суток пребывания в стране, а также не выезжали из России в течение месяца со дня окончания этого срока, то въезд в нашу страну ограничивался на три года. Теперь за нелегальное нахождение в России больше, чем 180 суток, мигрантов могут лишить права въезда на пять лет, в случае нелегального нахождения более чем на 280 суток - на десять лет. Эта мера позволила в 2014 г. сократить количество нарушений пребывания в стране на 20,5% [2].
В 2016 г. согласно Постановлению правительства РФ от 6 августа 2015 года № 813 «Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность» [7] вводится новая система миграционного контроля и регистрационного учета под названием «Мир». Основные задачи системы состоят в обеспечении национальной безопасности, предотвращении незаконной миграции, повышении степени защиты документов от подделок и эффективности пограничного контроля. По мнению разработчиков, теперь будет более полной информация о перемещениях и трудовой деятельности мигрантов, а также совершенных ими правонарушениях и преступлениях, что позволит предотвращать негативные последствия. Немаловажно и то, что с 1 января 2016 г. въезжающие в страну иностранцы обязаны проходить процедуру дактилоскопии.
Во-вторых, важная причина - необходимость получения патента на работу и его удорожание. Территория действия патента ограничивается субъектом, в котором он получен, а цены на него регионы устанавливают самостоятельно. К примеру, с 1 января 2015 г. трудовые мигранты в Москве должны были платить 4 000 р. в месяц, а в 2016 г. - уже 4 200; в Санкт-Петербурге цена осталась на уровне 2015 г. - 3 000 р. (в 2014 г. - 1 200 р.) [8]. Более доступны патенты (1 816 р.) в республиках Северного Кавказа - Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Ингушетии, Дагестан, а также в Калужской и Мурманской областях, республиках Алтай и Марий Эл [9]. Для иностранных граждан возможность получения разрешения на работу в России составляет один год (граждане Таджикистана - три года).
В-третьих, введен ряд ограничений в отношении иностранных работников. Например, с 1 января 2015 г. иностранные граждане для управления общественным транспортом (такси, автобусы, маршрутные такси, трамваи и т.д.) обязаны получить российские водительские удосто-
верения. Национальными правами для этого воспользоваться не получится [8].
В-четвертых, существенной причиной послужило введение экономических санкций в отношении РФ со стороны ЕС и США и изменение курса валют. Девальвация российского рубля привела к сокращению желающих иностранных граждан работать в России, так как это стало экономически невыгодно: в пересчете на местную валюту трудовые мигранты стали зарабатывать значительно меньше. По данным Центробанка РФ, денежный поток переводов за границу значительно снизился: в 2014 г. из РФ в страны СНГ было переведено 19 054 млн долл. США, в 2015 г. - 11 057 млн долл. США. Среди стран-реципиентов лидируют Узбекистан (19,9%), Украина (15,1%), Таджикистан (13,6 %) и Молдова (10,6%) [10]. Снижаются и темпы строительства в России, что обусловлено как введением санкций и удорожанием стройматериалов, так и экономическим кризисом. Именно на эту сферу приходилась значительная часть иностранной рабочей силы.
Все это привело к тому, что иностранные граждане стали рассматривать другие страны для своей трудовой деятельности или оставаться на родине.
Однако, несмотря на сокращение масштаба трудовой миграции, Россия не может отгородиться от миграционных процессов. Вопросы регулирования миграции и адаптации мигрантов на фоне миграционного кризиса и террористических актов в Европе и мире, организованных как беженцами, так и натурализованными лицами (бывшими трудовыми мигрантами), остаются актуальными для Российской Федерации. В Россию стали приезжать с целью транзитного проезда в Финляндию для получения временного убежища граждане Сирии, а затем и выходцы из стран Азии и Африки. Государственные органы стараются вести с ними работу в рамках правового поля. Удачным примером такой работы может служить прием и размещение беженцев с территории юго-восточной Украины. Политика России заключается в том, чтобы как можно быстрее интегрировать беженцев и мигрантов в принимающее общество, предоставляя им необходимый социальный пакет, медицинское обслуживание, правовую защиту, содействуя в трудоустройстве и поиске жилья.
Государственная миграционная политика остается важной частью как внутренней, так и внешней политики, от которой зависит, станет ли миграция фактором обострения социально-экономических, демографических, межнациональных проблем или будет позитивным, стабилизирующим фактором. Основная задача регулирования миграционных процессов состоит в том, чтобы повысить привлекательность страны: гарантировать соблюдение прав и свобод, обеспечить реальную защиту в принимающем обществе. Это позволит привлекать высококвалифицированных трудовых мигрантов, тем самым качественно изменятся потоки миграции. Регулирование процессами миграции, с одной стороны, должно обеспечить социально-экономическое развитие государства, с другой - сохранить национальную безопасность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru// (дата обращения: 14.03.2016).
2. Федеральная миграционная служба Российской Федерации (сайт) [Электронный ресурс] - URL: https://www.fms.gov.ru/(дата обращения: 04.04.2016).
3. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (сайт) [Электронный ресурс] - URL: http://oecdru.org/publics12.html (дата обращения: 11.04.2016).
4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс] - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#ixzz3c1VDTHOl (дата обращения: 08.04.2016).
5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.03.2016).
6. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 10.01.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 18.03.2016).
7. Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность: Постановление правительства РФ от 6 августа 2015 года № 813 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.02.2016).
8. Миграционные законы - 2015: что нужно знать о въезде и пребывании в РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.tajembassy.ru/ru/press/news/19-migratsiya/165-migratsionnye-zakony-2015-chto-nuzhno-znat#sthash.CvKcniY3.dpuf (дата обращения: 22.02.2016).
9. Сколько стоят патенты для мигрантов в регионах России в 2016 году? [Электронный ресурс] - URL: http://tjk.rus4all.ru/infographics/20160102/726408758.html (дата обращения: 18.03.2016).
10. Данные Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] - URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=CrossBorder/Cb_rem_14.htm&pid=svs&sid=TGO_fiz_post (дата обращения: 10.04.2016).
REFERENCES
1. Measures to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad: Presidential Decree of June 22, 2006 № 637. [O merah po okazaniyu sodeistvijа dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiiskuyu Federaci-yu sootechestvennikov, prozhivayushih za rubezhom: ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federacii ot 22 iyunjа 2006 g. № 637]. Elektronnyiy resurs «Konsultant plyus» - Electronic resource. «Consultant Plus». (accessed 14.03.2016).
2. The Federal Migration Service of the Russian Federation (Website) [FederaГnajа migracionnajа sluzhba Rossiiskoi Federacii (sait)]. Available at: https://www.fms.gov.ru/ (accessed 04.04.2016).
3. Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) (website) [Organizacijа екопотюЬ^кодо sotrud-nichestva i razvitijа (OESR) (sait)]. Available at: http://oecdru.org/publics12.html (accessed 04.11.2016).
4. Concept of the Russian Federation, the state migration policy for the period up to 2025 (Approved by the President of the Russian Federation dated June 13, 2012). [Копсерсуа gosudarstvennoi migracionnoi politiki Rossiiskoi Federacii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF ot 13 iyunjа 2012 g.)]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc / 70088244 / # ixzz3c1VDTHOl (accessed 08.04.2016).
5. On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation. Federal Law of 25.07.2002 number 115-FZ (ed. By
30.12.2015) [O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossiiskoi Federacii. Federal'nyi zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ (red. ot 30.12.2015)]. Elektronnyiy resurs «Konsultant plyus» - Electronic resource. «Consultant Plus». (accessed 15.03.2016).
6. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 number 63-FZ (red. By 01.10.2016) [Ugolovnyi Kodeks Rossiiskoi Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 10.01.2016)]. Elektronnyiy resurs «Garant» - Elektronnyi resurs «Garant». Available at: http://www.garant.ru/ (accessed 18.03.2016).
7. On approval of the regulations on the State system of immigration and registration, as well as manufacturing, processing and monitoring the treatment of identity documents: resolution of Government of RF of August 6, 2015 year no. 813. [Ob utverzhdenii Ро^Ьютуа o gosudarstvennoi sisteme migracionnogo i registracionnogo ucheta, a takzhe izgotovlenijа, oformlenijа i ко^гоуа obrashenijа dokumentov, udostoverjаyushih lichnost': Postanovlenie pravitel'stva RF ot 6 avgusta 2015 goda №813]. Elektronnyiy resurs «Garant» - Elektronnyi resurs «Garant». Available at: http://www.garant.ru/ (accessed 10.02.2016).
8. Migration Laws - 2015: what you need to know about entry and stay in the Russian Federation [Migracionnye zakony -2015: chto nuzhno znat' o v''ezde i prebyvanii v RF]. Available at: http://www.tajembassy.ru/ru/press/news/19-migratsiya/165-migratsionnye-zakony-2015-chto-nuzhno-znat#sthash.CvKcniY3.dpuf (accessed 22.02.2016).
9. How much do patents for migrants in the regions of Russia in 2016? [Skol'ko stojаt patenty dljа migrantov v regionah Rossii v 2016 godu? Available at: http://tjk.rus4all.ru/infographics/20160102/726408758.html (accessed 18.03.2016).
10. The data of the Central Bank of Russian Federation [Dannye Central'nogo banka Rossiiskoi Federacii]. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=CrossBorder/Cb_rem_14.htm&pid=svs&sid=TGO_fiz_post (accessed
10.04.2016).
Информация об авторе
Силантьева Виктория Александровна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия
Получена: 21.04.2016
Для цитирования статьи: Силантьева В. А., Регулирование миграционных процессов как основа национальной безопасности России. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 3. Часть 1. с. 22-27
с1о1: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-22-27
Information about the author
Silantyeva Viktoriya A., Candidate of Historical
Sciences, Associate Professor,
Department of Theory and History of State and
Law, Lobachevsky State University of Nizhni
Novgorod,
Nizhny Novgorod, Russia Received: 21.04.2016
For article citation: Silantyeva V. A., Regulation of migratory processes as basis of Russian national security. Krasnodar. Istoricheskaya i sot-sial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. No. 3 Part 1. Pp. 22-27
. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-22-27