Научная статья на тему 'Трудовая миграция: основные проблемы и пути их решения'

Трудовая миграция: основные проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3848
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / MIGRANTS / ТРУДЯЩИЕСЯ МИГРАНТЫ / MIGRANT WORKERS / НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ТРУДЯЩИЕСЯ МИГРАНТЫ / ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / EXTERNAL LABOUR MIGRATION / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MIGRATION PROCESSES / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / MIGRATION LEGISLATION / ПАТЕНТ / PATENT / РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ / WORK PERMIT / ILLEGAL MIGRANT WORKERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коломникова Ярослава Владимировна, Моргунова Наталья Викторовна

В миграционном плане на сегодняшний день одним из наиболее привлекательных государств является Российская Федерация. В современной России остро стоит проблема использования иностранной рабочей силы. С одной стороны, экономика России нуждается в иностранных работниках, с другой стороны, иностранная миграция способна деформировать структуру занятости, вызвать дисбаланс в социальной сфере и спровоцировать национальные конфликты, в частности, обострить криминогенную обстановку. В данной статье рассматриваются такие понятия, как мигрант и трудящийся мигрант. Авторами оцениваются проблемы современной миграционной ситуации в России, затрагиваются вопросы нелегальной трудовой миграции, проблемы незаконной миграции и возможные пути их предотвращения, рассматривается правовое регулирование миграционных процессов и совершенствование миграционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коломникова Ярослава Владимировна, Моргунова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour migration: main problems and ways of their decision

As for migration, what is today one of the most attractive states, is the Russian Federation. The problem of use of foreign labour is particularly acute in modern Russia. On the one hand, the economy of Russia needs foreign workers, on the other hand, foreign migration is capable to deform structure of employment, to cause an imbalance in the social sphere and to provoke the international conflicts and also to aggravate a criminogenic situation. Such concepts as the migrant and the migrant worker, are considered in this article. Modern migration situation problems in Russia are considered by the authors, questions of illegal labour migration, problems of illegal migration and possible ways of their prevention are mentioned, legal regulation of migration processes and improvement of the migration legislation is considered.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция: основные проблемы и пути их решения»

УДК 341.215.43 ; 349.2

Коломникова Ярослава Владимировна

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

slavka.xxx@mail.ru

Моргунова Наталья Викторовна

кандидат юридических наук, доцент Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный университет путей сообщения, г. Хабаровск

morgonv@mail.ru

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В миграционном плане на сегодняшний день одним из наиболее привлекательных государств является Российская Федерация. В современной России остро стоит проблема использования иностранной рабочей силы. С одной стороны, экономика России нуждается в иностранных работниках, с другой стороны, иностранная миграция способна деформировать структуру занятости, вызвать дисбаланс в социальной сфере и спровоцировать национальные конфликты, в частности, обострить криминогенную обстановку. В данной статье рассматриваются такие понятия, как мигрант и трудящийся мигрант. Авторами оцениваются проблемы современной миграционной ситуации в России, затрагиваются вопросы нелегальной трудовой миграции, проблемы незаконной миграции и возможные пути их предотвращения, рассматривается правовое регулирование миграционных процессов и совершенствование миграционного законодательства.

Ключевые слова: мигранты, трудящиеся мигранты, нелегальные трудящиеся мигранты, внешняя трудовая миграция, миграционная политика, миграционные процессы, миграционное законодательство, патент, разрешение на работу.

Миграция в России уже давно стала естественным процессом. Объясняется это довольно просто. Россия входит в пятерку тех государств, которые наиболее благоприятны для осуществления заработка. В миграционном процессе выгоду получают обе стороны: государство получает дешевую рабочую силу, а мигранты - возможности для развития и улучшения условий своей жизни, помощи родственникам, ведь заработок, который они получают в России, гораздо выше заработка на их Родине [1, с. 250]. На сегодняшний день ситуация ухудшается: по данным Росстата за 2017 года, число иностранных граждан, въехавших на территорию России для получения постоянного места жительства, составляет около шести миллионов человек.

Опираясь на данные статистики, можно сказать, что около 60% иностранных граждан прибывают в страну нелегально или по истечению срока действия разрешающего документа. Все это, с одной стороны, требует более жесткого контроля над потоками мигрантов, с другой стороны, внесения поправок в законодательство для упрощения регулирования миграционных потоков.

По данным статистики ООН, около 9% населения России составляют мигранты, а большинство из них находятся в стране незаконно. В последние годы среди прибывших нелегальным путем мигрантов возникало множество проблем, связанных со сложностями их взаимодействия с местными жителями, с незнанием ими русского языка и норм права России. За последние несколько лет также возросло число преступлений, совершенных гражданами других государств, временно проживающих на территории Российской Федерации и приехавших в страну с целью заработка. К таким преступлениям относятся: воровство, вандализм,

мошенничество, несоответсвие миграционных документов. Большой сложностью являются и значительные потоки мигрантов, нередко являющиеся причиной нехватки рабочих мест для ряда граждан России. По прогнозам экспертов, в следующем году численность мигрантов еще увеличится, это обусловлено сложной экономической и политической ситуацией в мире [5, с. 145-146].

Нелегальная миграция связана и с рядом социальных проблем. Например, нередки случаи возникновения замкнутых сообществ, где люди живут по своим законам и правилам. Это может привести к вытеснению коренного населения, очень негативно сказаться на культурной и политической целостности страны [5, с. 147].

Для предотвращения незаконных действий в Концепцию государтсвенной миграционной политики в 2017 году были внесены следующие поправки [3]:

1) наличие загранпаспорта;

2) определенный срок на регистрацию;

3) указание причины приезда и места будущей работы;

4) получение обязательного патента;

5) обязательная сдача экзаменов (русский язык, история России, основы законодательства РФ);

6) оформление медицинского и социального страхования;

7) упрощенная подача документов для студентов.

Определенные изменеия коснулись и патентов. Так, согласно Федеральному закону №357-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» были внесены изменения, которые вступили в силу 1 января 2015 года, где указано, что для граждан безвизового режима достаточно единого документа на все виды деятельности (как для физических, так и для юриди-

338

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

© Коломникова Я.В., Моргунова Н.В., 2018

Трудовая миграция: основные проблемы и пути их решения

ческих лиц). Оформляется разрешение на один год, после чего требуется переоформление [8].

Закон обязывает всех мигрантов, желающих получить разрешение на работу в России, пройти комплексный тест на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ. Стоимость экзаменов составляет порядка 4,9 тыс. рублей, а для мигрантов, желающих получить вид на жительство или разрешение на временное проживание, стоимость составляет 5,3 тыс. рублей [3].

С каждым годом число мигрантов, нелегально находящихся на территории России, становится все больше, и власти Российской Федерации стараются усовершенствовать методы контроля въезжающих в страну иностранных граждан, что позволило бы более просто, но вместе с тем более эффективно осуществлять контрль за мигрантами и распространять его в таких направлениях, как патентная система, привязка работника к работодателю и упрощенное налогооблажение.

МВД предлагает выдворять из России мигрантов, работающих не по трудовому договору. В настоящее время ведется работа по внесению ряда изменений в ст.18.10 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное осуществление иностранными гражданами или лицом без гражданства трудовой деятельности», в том числе в ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Распространенным явлением проблемы нелегальной миграции является применение санкций к работодателю. С применением ужесточения миграционного контроля страны, которые действительно заинтересованы в притоке трудовых мигрантов, повышают требования к квалификации иностранцев, к знанию языка и т.д., а для тех мигрантов, которые им действителньо подходят, со-дают благоприятные правовые условия.

Рассмотрев ситуацию регулирования трудовой миграции в Российкой Федерации, мы можем выделить основные проблемы:

1. Легализация. Во многих странах регулярно объявлялись амнистии для нелегалов, которые проживают в стране более трех лет, что позволяло вывести из тени и обложить налогами их заработки. Данным методом в России не спешат пользоваться. Возможно, он имеет ряд недостатков, но при этом он был бы способен сократить число нелегально проживающих мигрантов на территории РФ.

2. Защитные меры. К началу 2017 года была повышена стоимость оформления документов в Федеральной миграционной службе; с трех до десяти лет увеличен срок, в течение которого разоблаченным нелегалам запрещено пересекать границы России.

3. Квоты. В 2017 году было отменено квотирование рабочих мест, которые успешно использовались во всем мире для ограничения числа мигрантов. Механизм урезания квот был наиболее

актуален в моменты переживания страной экономического спада, но, несмотря на падение рубля в России, потоки мигрантов не уменьшались, а, напротив, увеличивались.

4. Патенты. Раньше патенты выдавались только тем работникам, которые устраивались на работу к частным лицам, причем получение этого патента не вызывало больших усилий. Тысячи мигрантов устраивались на работу в крупных городах, факти-ечски нарушая законодательство и работали там, где придется. Сейчас порядок получения данного документа изменился. Теперь, чтобы получить патент, необходимо сдать экзамены на знание русского языка, истории России, основ законодательства РФ, приобрести полис обязательного медицинского страхования. Все эти процедуря не бесплатные, способствуют поступлению дохода в казну и должны обеспечить сокращение количества желающих приехать на заработки в Россию. Если мигрант не получит патент по истечении месяца, он обязан вернуться на Родину.

5. Программы. Отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессио-нальног-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими и другими социокультурными характеристиками, способные успаешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество.

К сожалению, на сегодняшний день нет механизмов контроля, которые отслеживали бы исполнение нововведений в законодательстве. Если раньше мигранту могли отказать в разрешении на работу на том основании, что закончилась квота, то теперь данный процесс ничем не ограничен, кроме финансовых возможностей самих мигрантов.

Для регулирвоания миграционного потока были введены новшества для граждан других стран:

1. Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» (указ вступил в силу с 01.01.2016), работодателям РФ запрещено принимать на работу турок, что связано с резким обострением политических отношений с этим государством. Если же предприниматели желают заключить рудовой договор с турецкими гражданами, то они должны получить особое разрешение и быть включены в официальные списки Министерства РФ [7].

2. Президентом Узбекистана был подписан Указ, который вступил в силу 1 января 2016 года. В нем утверждается, что каждый гражданин Уз -бекистана обязан иметь юиометрический паспорт. Без данного биометрического паспорта невозможно получение патента или миграционного раз-

решения. Такой паспорт состоит из микросхемы, в которую ФМС вшивает фотографию владельца и все необходимые данные. Лица, которые не поменяют документ, не смогут попасть на территорию РФ, а те, что уже находится в России без соответствующего документа, будут депортированы.

3. Для граждан Таджикистана готовится закон о миграционной амнистии, охначающий, что те трудовые мигранты, которые попали в черный список ФМС из-за предыдущих нарушений законодательства РФ, будут исключены из него.

4. Российкое МВД объявило о том, что начиная с 1 июля 2019 года они планируют брать отпечатки пальцев и фотографировать всех иностранных граждан, которые въезжают в Российскую Федерацию. Данная процедура позволит создать единую базу приезжих, которые находятся на терриро-тии РФ.

Библиографический список

1. Зайчонковская Ж.А. Трудовая миграция в Россию. - м.: Юрайт, 2016. - 250 с.

2. Кононенко В.М., Притулина О. В. Свобода трудового договора в контексте российского законодательства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9-2. -С. 217-219.

3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения: 17.03.18).

4. Новиков А.В. Возможнсоти РФ и ЕАЭС в регулировании трудовой миграции // SCIENCE TIME. - 2015. - № 5 (17). - С. 298.

5. Понарина Н.Н. Глобализация и проблемы нравственной безопасности России // Материалы международной научно-практической конференции: в 3 ч. / отв. ред. Н.К. Понарина. - 2016. -С. 145-147.

6. Трудовая миграция в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://visasam.ru/russia/ migraciya/trudovaya-migraciya-v-rossii.html (дата обращения: 17.03.18).

7. О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой

Республики: Указ Президента РФ от 28.11.2015 № 583 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/11/28/turciya-site-dok.html (дата обращения: 17.03.18).

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № З57-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant. ru/70804216/ (дата обращения: 17.03.18).

References

1. Zajchonkovskaya ZH.A. Trudovaya migraciya v Rossiyu. - m.: YUrajt, 2016. - 250 s.

2. Kononenko V.M., Pritulina O.V. Svoboda trudovogo dogovora v kontekste rossijskogo zakonodatel'stva // Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2014. -№9-2. - S. 217-219.

3. Koncepciya gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF) [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70088244/ (data obrashcheniya: 17.03.18).

4. Novikov A.V Vozmozhnsoti RF i EAEHS v regulirovanii trudovoj migracii // SCIENCE TIME. -2015. - № 5 (17). - S. 298.

5. Ponarina N.N. Globalizaciya i problemy nravstvennoj bezopasnosti Rossii // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3 ch. / otv. red. N.K. Ponarina. - 2016. - S. 145-147.

6. Trudovaya migraciya v Rossii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://visasam.ru/russia/ migraciya/trudovaya-migraciya-v-rossii.html (data obrashcheniya: 17.03.18).

7. O merah po obespecheniyu nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii i zashchite grazhdan Rossijskoj Federacii ot prestupnyh i inyh protivopravnyh dejstvij i o primenenii special'nyh ehkonomicheskih mer v otnoshenii Tureckoj Respubliki: Ukaz Prezidenta RF ot 28.11.2015 № 583 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2015/11/28/turciya-site-dok.html (data obrashcheniya: 17.03.18).

8. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii»: Federal'nyj zakon ot 24 noyabrya 2014 g. № 357-FZ [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant. ru/70804216/ (data obrashcheniya: 17.03.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.