Научная статья на тему 'Трудящиеся-мигранты в современной России: некоторые проблемы и пути их решения'

Трудящиеся-мигранты в современной России: некоторые проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1245
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДЯЩИЕСЯ-МИГРАНТЫ / МИГРАНТЫ В РОССИИ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МИГРАНТОВ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК ТРУДА / РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ILLEGAL MIGRATION / MIGRANT WORKERS / MIGRANTS IN RUSSIA / RIGHTS AND OBLIGATIONS OF MIGRANTS / MIGRATION POLICY / LABOUR MARKET / REGULATION OF MIGRATION RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсаков Константин Викторович

Аргументируется, что потоки нелегальной миграции в Россию представляют всевозрастающую угрозу национальным интересам и общественной безопасности. Отмечается, что из-за этого явления в стране совершаются разного рода правонарушения, возник подпольный криминальный рынок услуг для трудящихся-мигрантов и получили распространение различные противоправные формы эксплуатации и обращения с мигрантами. Выделены и подробно описаны экономические, правовые и международно-политические причины нелегальной миграции в Российскую Федерацию. Рассмотрены современная система регистрации и учета мигрантов и имеющиеся в ней лакуны, пробелы и противоречия, предложены новые формы и пути решения вопросов, связанных с трудящимися-мигрантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migrant workers in modern Russia: some problems and ways of their solution

The author argues that large flows of illegal migration in Russia are a growing threat to national interests and public safety. He notes that, because of this, different kinds of offences are committed in the country; there are an underground criminal services market for migrant workers and a proliferation of various illegal forms of exploitation and abuse of migrants. Economic, legal and international political causes of irregular migration in the Russian Federation are highlighted and described in detail. The current system of registration and accounting of migrants and its lacunae, gaps and inconsistencies are reviewed, new forms and ways of solution of the migrant workers problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Трудящиеся-мигранты в современной России: некоторые проблемы и пути их решения»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ТРУДЯЩИЕСЯ-МИГРАНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ*

Корсаков Константин Викторович

Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

Аргументируется, что потоки нелегальной миграции в Россию представляют всевозрастающую угрозу национальным интересам и общественной безопасности. Отмечается, что из-за этого явления в стране совершаются разного рода правонарушения, возник подпольный криминальный рынок услуг для трудящихся-мигрантов и получили распространение различные противоправные формы эксплуатации и обращения с мигрантами. Выделены и подробно описаны экономические, правовые и международно-политические причины нелегальной миграции в Российскую Федерацию. Рассмотрены современная система регистрации и учета мигрантов и имеющиеся в ней лакуны, пробелы и противоречия, предложены новые формы и пути решения вопросов, связанных с трудящимися-мигрантами.

Ключевые слова: нелегальная миграция, трудящиеся-мигранты, мигранты в России, права и обязанности мигрантов, миграционная политика, рынок труда, регулирование миграционных отношений

MIGRANT WORKERS IN MODERN RUSSIA: SOME PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Korsakov Konstantin

The Institute of Philosophy and Law, the Ural branch of Russian Academy of Sciences (Ekaterinburg), e-mail: [email protected]

The author argues that large flows of illegal migration in Russia are a growing threat to national interests and public safety. He notes that, because of this, different kinds of offences are committed in the country; there are an underground criminal services market for migrant workers and a proliferation of various illegal forms of exploitation and abuse of migrants. Economic, legal and international political causes of irregular migration in the Russian Federation are highlighted and described in detail. The current system of registration and accounting of migrants and its lacunae, gaps and inconsistencies are reviewed, new forms and ways of solution of the migrant workers problems are proposed.

Key words: illegal migration, migrant workers, migrants in Russia, rights and obligations of migrants, migration policy, labour market, regulation of migration relations

В Российской Федерации сегодня наблюдается обострение проблем, связанных с нелегальной миграцией, наплывом иностранцев, которые остро нуждаются в заработках, в оплачиваемой работе, однако при этом находятся в нашем государстве незаконно. Согласно данным МОТ ООН порядка 10 % жителей России составляют мигранты, из них почти половина не имеет легального статуса1. По информации должностных

* Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 17-03-50021 «Научное изучение проблем социальной адаптации, интеграции и аккультурации трудящихся-мигрантов в Российской Федерации».

1 URL: http://mirpal.org/stat.html.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

лиц Главного управления по вопросам миграции МВД России (в структуру которого вошла упраздненная в 2015 г. ФМС России), в 2016 г. в Российскую Федерацию въехали 16,4 млн иностранцев и апатридов. Из них более 70 % составляют граждане государств-участников СНГ, в том числе более 2 млн человек имеют гражданство Узбекистана, около 2 млн человек - Украины, около 1 млн - Таджикистана, 45 тыс. -Казахстана и 35 тыс. - Армении1.

Традиционно наиболее привлекательными для сообществ трудящихся-мигрантов являются Москва и Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Новосибирск, Челябинск и Екатеринбург. Именно в эти города и регионы России приезжают большинство нелегальных мигрантов2. К последним отечественное законодательство относит лиц, въехавших в Российскую Федерацию без документов либо по поддельным или же чужим документам; лиц, у которых указанная ими цель въезда не соответствует настоящей, подлинной цели; лиц, обучавшихся или работавших по трудовым договорам в России и после окончания срока обучения или работы не вернувшихся на родину; беженцев, не пожелавших выехать из России после получения отказа в предоставлении им такого статуса, и так называемых транзитных мигрантов, которые с нарушением закона стремятся через территорию России выехать в страны Европы для работы либо получения прав беженцев на основании Женевской конвенции о статусе беженцев 1951 г.

Можно сделать вывод, что нелегальные мигранты представляют в наши дни всевозрастающую угрозу как национальным интересам, так и общественной безопасности, причем не только в социально-трудовой сфере, но и в экономико-продовольственной и товарно-сырьевой областях: такие иностранцы не только совершают различные преступные деяния и деликты, включая тяжкие и особо тяжкие преступные посягательства экстремистской и террористической направленности, а также преступления на почве пережитков и атавизмов системы кровнородственных отношений3, но и доминируют в сегменте торговли импортными и произведенными ими товарами, что может быть использовано против государственных интересов России. В частности, как справедливо отмечает Е. В. Гурченков, засилье нелегальных китайских трудящихся-мигрантов в аграрном секторе ряда регионов Дальнего Востока при ухудшении международных отношений или же прямой конфронтации с КНР в одночасье может явиться причиной острого и трудновосполнимого дефицита продуктов питания на данной территории4.

Среди причин возрастания темпов нелегальной трудовой миграции в Российскую Федерацию выделяются правовые (в первую очередь это несовершенство современного российского законодательства), экономические, выражающиеся в возросшем спросе на дешевую иностранную рабочую силу, и международно-политические, связанные с ухудшением внутригосударственной обстановки в ряде стран.

Сегодня отечественное законодательство закрепляет нечеткий и довольно расплывчатый правовой статус трудящегося-мигранта, отличается пробельностью в регулировании вопросов трудовой миграции; оно требует от трудящихся-мигрантов предоставления слишком большого количества документов для получения ими патента или

1 URL: https://мвд.рф/deljatelnost/statistics/migracюnmya.

2 Дмитриев А. В. Этнические группы трудящихся-мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // СОЦИС. 2006. № 9. С. 86.

3 Корсаков К. В. Убийство, совершенное по мотиву кровной мести, в ракурсе теории уголовного права и криминологии // Рос. юрид. журн. 2006. № 2. С. 106.

4 Гурченков Е. В. Влияние экономического поведения мигрантов на развитие рыночных отношений в России: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. М., 2010. С. 11.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

разрешения на работу, а текущую правоприменительную практику отличают волокита, заурегулированность, бюрократизм, формализм и коррумпированность1. Вместе с тем анализ нормативных правовых актов в области пограничного и иммиграционного контроля за последние десять лет свидетельствует о смягчении последнего, о его, возможно, не совсем оправданной либерализации и демократизации в рамках политики, получившей наименование политики «открытых дверей». В совокупности все эти факторы как актуализируют и стимулируют нелегальную миграцию, так и укрепляют и расширяют теневой, подпольно-криминальный рынок услуг по получению разрешительных документов и регистрации для трудящихся-мигрантов.

К числу основных экономических предпосылок значительного прироста нелегальной миграции относятся разрастание нелегального (теневого, неформального, не контролируемого государством) сектора в экономике России, которое за последние годы привело к увеличению спроса на нелегальных мигрантов как на дешевую, бесправную, социально незащищенную и неприхотливую рабочую силу, а также сложившаяся в Российской Федерации критическая трудоресурсная ситуация, связанная с заметно ощущающейся нехваткой собственных трудовых ресурсов.

К международно-политическим предпосылкам, на наш взгляд, следует отнести рост числа вооруженных конфликтов на национальной, религиозной и политической почве, а равно террористической активности, значительное ухудшение социально-экономической конъюнктуры в Сирии и на Украине ввиду ведущихся в этих государствах военных действий и в странах Средней Азии, где наблюдается спад производства, стагфляция в индустриальной сфере, инфляция и безработица. Также к ним можно отнести и ужесточение мер миграционного контроля во многих государствах Европы, в США и Канаде, что переориентировало потоки нелегальных мигрантов на другие страны, включая Россию2.

Существенные пробелы, подпитывающие рост нелегальной миграции, содержит правовая база в области регистрации мигрантов по месту пребывания или месту проживания, напрямую связанная с необходимостью наблюдения за въездом, местонахождением и перемещениями трудящихся-мигрантов в нашей стране. По законодательству процедура регистрации выступает для каждого мигранта как условием, так и одной из первых фаз получения им законного статуса на российской территории. Точный адрес временного проживания или пребывания трудящегося-мигранта в России без каких-либо исключений необходим для получения им разрешения на работу, выдачи патента и вида на жительство.

Соблюдение обязательного условия о регистрации и постановке на учет предполагает поиск трудящимися-мигрантами собственников жилья, которые будут согласны их зарегистрировать или поставить на учет в соответствующем помещении. Как показывает практика, россияне идут на это крайне редко и очень неохотно, боясь всевозможных ненужных им проблем, хлопот и лишних вопросов: менее 15 % лиц, сдающих сегодня жилье трудящимся-мигрантам внаем, зарегистрировали последних3.

Между тем практически единственным вариантом, которым может сегодня воспользоваться трудящийся-мигрант в целях своей легализации, является жилая пло-

1 Ястребова А. Ю. Международно-правовые основы регулирования статуса трудящихся-мигрантов на универсальном и региональном уровне // Московский журн. междунар. права. 2015. № 4. С. 117.

2 Сухов А. Н., Трыканова С. А. Миграция в Европе и ее последствия: учеб. пособие. М., 2017. С. 31; Алибекова З. Р. Согласование интересов страны-реципиента и трудящихся-мигрантов // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. 2009. № 3. С. 65; Мищур С. В. Россия в процессах международной трудовой миграции // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 610.

3 Ибрагимова Р. А. Нелегальная миграция в Российской Федерации // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 15 апреля 2016 г.: в 2 ч. Казань, 2016. Ч. 2. С. 277.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

щадь, сдаваемая внаем россиянами. Второй вариант - не относящиеся по закону к жилому фонду, однако используемые работодателями для размещения в них привлекаемых работников общежития, снятые с балансов различных предприятий и организаций, заброшенные строения и прочие не приспособленные для жилья помещения (городские жилищно-коммунальные предприятия, текстильные, швейные и пищевые производства, торговые площади и т. п.).

На постановку на учет и регистрацию в сдаваемых внаем жилых помещениях отечественные наймодатели не соглашаются прежде всего для того, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения, а постановка на учет и регистрация чаще всего производятся в жилых помещениях с целью личного обогащения в отношении большого числа мигрантов, явно не соответствующего кубатуре таких помещений, без фактического проживания или временного пребывания.

Такая практика является не только прямо нарушающей закон и автоматически переводящей мигрантов в разряд лишенных социального обеспечения1 и юридической защиты нелегалов, но и ставящей последних в нежелательное для них уязвимое положение, располагающее к различным формам эксплуатации, криминального обмана и насилия, вымогательства и дискриминации, в том числе со стороны представителей организованной преступности2. Как верно пишут А. И. Халиуллина и Л. А. Шагиева, «неурегулированный правовой статус прежде всего наносит ущерб самим мигрантам, приводя к тому, что мигранты стремятся минимизировать свои контакты с государственными структурами, оказываются не в состоянии защитить себя в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве»3.

Нелегальный, подпольный рынок услуг по получению документов и «прописке» - постановке на учет и регистрации за плату по фиктивным адресам и в так называемых резиновых квартирах, в которых на возмездных началах сегодня регистрируются десятки и даже сотни иностранцев без фактического проживания, - приобрел в России повсеместное распространение4. В настоящий момент для постановки иностранцев на миграционный учет и трудоустройства им навязывают и активно предлагают приобрести подделанные документы, а их регистрация производится не только в домах и квартирах, но и в появившихся за последние годы многочисленных хостелах5.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (также известный как «Закон о резиновых квартирах»), который, по мысли его разработчиков, должен был содействовать пресечению нелегальной миграции и актов регистрации в одной квартире десятков иностранцев, не достиг своих главных целей. Данный законодательный акт ужесточил порядок регистрации преимущественно для российских граждан; за иностранцами же по-прежнему сохранилось правомочие вставать на миграционный учет через почтовые отделения или же в нежилых помещениях, что стало недоступно для граждан России.

1 О социальном обеспечении трудящихся-мигрантов см.: Григорьев И. В. Социальное обеспечение трудящихся-мигрантов: правовые вопросы: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 102.

2 Корсаков К. В. Адекватность и соразмерность превенции - залог эффективности борьбы с современной организованной преступностью // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. № 1. С. 20.

3 Халиуллина А. И., Шагиева Л. А. Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 712.

4 Громова О. О. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами из государств-участников СНГ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 28.

5 Коморникова О. М. Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2013. С. 19.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

В то же время необходимо отметить, что благодаря названному Закону был установлен запрет российским собственникам жилых помещений регистрировать в них неограниченное число людей. Также этим Законом было введено новое юридическое понятие - «фиктивная регистрация» - и установлены большие штрафы в случае ее выявления. Так, получение в результате проверки жилого помещения информации о том, что зарегистрированные в нем лица фактически там не проживают, грозит собственнику наложением штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или же принудительными работами на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок. Для этого в Уголовном кодексе РФ были специально сконструированы составы ст. 3222 и 3223, предусматривающих уголовную ответственность за фиктивную регистрацию российских граждан и фиктивную постановку на учет иностранцев и апатридов.

Проведенный нами анализ текста обозначенного Федерального закона выявил, что подавляющее большинство его норм и положений на момент его вступления в силу уже были закреплены в законодательстве России, в том числе в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях, а нововведения преимущественно коснулись интересов не трудящихся-мигрантов, а российских граждан. К такому же выводу пришли в своих работах и другие российские исследователи: Р. А. Ибрагимова и А. Ю. Ястребова1.

На наш взгляд, эти законодательные новеллы вступают в противоречие с интенциями властей разрешить проблему расселения моногородов, а вполне понятное нежелание наймодателей придавать официальный характер сдаче жилого помещения внаем ввиду обязанности платить подоходный налог вкупе с введенными данным законодательным актом новшествами, создающими для россиян дополнительные трудности при регистрации на новом месте жительства или временного пребывания, снижают территориальную мобильность российских граждан при поиске новой работы, что опять же ведет к вытеснению их трудящимися-мигрантами. Реализации нормативов этого Закона в части борьбы с так называемыми резиновыми квартирами препятствует то немаловажное обстоятельство, что на практике выявить такие квартиры, провести соответствующие проверки и сформировать достаточную доказательственную базу весьма затруднительно.

Полагаем, что для решения данного вопроса следовало бы нацелиться не на собственников жилых помещений и всевозможных посредников между ними и трудящимися-мигрантами, а на должностных лиц и сотрудников паспортно-визовых и учетно-регистрационных служб, паспортных столов, работников ЖКХ и участковых уполномоченных, без неправомерного участия которых образование и существование «резиновых квартир» невозможно. К тому же в целях борьбы не только с нелегальной миграцией, но и с преступностью в сфере гражданско-правовых сделок с недвижимостью мы предлагаем запретить регистрировать по месту жительства физических лиц, не являющихся членами семьи собственников, на долях в праве собственности на объекты жилой недвижимости.

Отказываться от системы обязательной регистрации, которая преследует особенно важную в современных условиях возросших террористических угроз задачу контроля за иностранцами по месту их проживания или пребывания, безусловно, не следует, однако поскольку на практике она приводит к коррупции, незаконному обогащению большого числа людей и нарушению прав, свобод и интересов трудящихся-мигрантов, ее нужно корректировать. Так, отходя от жесткой привязки к жилым помещени-

1 Ибрагимова Р. А. Указ. соч. С. 276; Ястребова А. Ю. Указ. соч. С. 118.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ям, для трудящихся-мигрантов можно было бы предусмотреть альтернативные формы их регистрации и учета: в частности по месту работы (в нежилых помещениях).

Мы убеждены, что регистрация мигрантов в Российской Федерации должна оставаться обязательной, но при этом ее порядок де-юре и де-факто должен быть простым, прозрачным и заявительным, а не усложненным, бюрократизированным и полуразрешительным, дабы не понуждать ее участников уходить в нелегальную и криминальную плоскости. В большинстве развитых европейских государств вопросами регистрации и учета мигрантов успешно занимаются на местах муниципальные органы власти1; думается, такой подход следовало бы рассмотреть и проработать в отношении нашей страны.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что при решении насущных проблем нелегальной миграции в России мало перенимается позитивный опыт иностранных государств, в особенности по задействованию в данном процессе институтов гражданского общества, общественных объединений, некоммерческих организаций, церкви и органов местного самоуправления, вплоть до передачи им ряда функций, прав и полномочий органов государственной власти. Между тем иностранный опыт убедительно доказывает, что только при поддержке и с опорой на названные субъекты общественно-политической деятельности возможно проведение эффективной и взвешенной миграционной политики. В странах Западной Европы, в частности в Швеции, Дании и Норвегии, именно местные органы власти и различные региональные сообщества (местные общины и объединения граждан) являются основными и ведущими субъектами в деле реализации миграционной политики2.

Одним из первых шагов в данном направлении явилась предложенная Президенту РФ московскими и подмосковными органами местного самоуправления и поддержанная главой Российского государства частичная передача полномочий по оформлению миграционных патентов в ведение муниципалитетов, которая впоследствии полностью оправдала себя на практике. Полагаем, что этот процесс делегирования и постепенного наделения соответствующими правомочиями местных администраций имеет хорошую перспективу и его следует продолжить.

Подчеркнем, что ожидавшийся и активно обсуждавшийся российской общественностью в 2014-2015 гг. законопроект, посвященный вопросам правового регулирования отношений в области социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, в том числе трудящихся-мигрантов, до сих пор не принят. Между тем принятие данного закона способствовало бы снятию многих острых проблем в области трудовой миграции в России, которые, как отмечают ученые, связаны с заметно низкой степенью социализации, аккультурации и интеграции трудящихся-мигрантов в принимающий их российский социум3.

Безусловно, не следует ограничиваться принятием лишь этого закона. Так, многие отечественные ученые, например В. И. Мукомель, последовательно обосновывают необходимость внесения дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-

1 Ситникова Е. Л. Социальная адаптация трудовых мигрантов: дис. ... канд. социолог. наук. Н. Новгород, 2013. С. 60.

2 Матвеевская А. С. Социальная адаптация иммигрантов в Швеции: автореф. дис. ... канд. географ. наук. СПб., 2013. С. 9.

3 Зайцева Т. Г. Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Белгород, 2006. С. 7; Чебан С. В. Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 14.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в частности помещения в его текст отдельной статьи 132 «Трудовая деятельность иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание» и т. п.1

По нашему мнению, подобного рода изменения будут паллиативными: для более эффективного и полного решения комплекса проблем юридического плана, выражающихся в первую очередь в разрозненном закреплении норм права, касающихся трудящихся-мигрантов, в большом числе законодательных актов (в федеральных законах «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и многих других), расплывчатости законодательных дефиниций и формулировок, пробельности законодательства в области миграции, следует с опорой на Концепцию государственной миграционной политики до 2025 года, утвержденную Президентом РФ 13 июня 2012 г., и положения Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г. разработать единый кодифицированный законодательный акт, который регламентировал бы все виды и формы миграции на территории РФ, включая трудовую миграцию, - федеральный закон «О миграции в Российской Федерации». В данном законе необходимо унифицировать и закрепить основные понятия и определения (включая понятия «трудящийся-мигрант», «сезонный иностранный работник» и пр.), гарантируемые в России права и обязанности мигрантов, основные принципы, идеи и ориентиры в сфере регулирования миграционных процессов, компетенцию, функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных органов власти в области миграции и другие базовые положения, касающиеся миграционной политики государства.

Библиография

Алибекова З. Р. Согласование интересов страны-реципиента и трудящихся-мигрантов // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. 2009. № 3.

Григорьев И. В. Социальное обеспечение трудящихся-мигрантов: правовые вопросы: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.

Громова О. О. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами из государств-участников СНГ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

Гурченков Е. В. Влияние экономического поведения мигрантов на развитие рыночных отношений в России: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. М., 2010.

Дмитриев А. В. Этнические группы трудящихся-мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // СОЦИС. 2006. № 9.

Зайцева Т. Г. Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Белгород, 2006.

Ибрагимова Р. А. Нелегальная миграция в Российской Федерации // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 15 апреля 2016 г.: в 2 ч. Казань, 2016. Ч. 2.

Коморникова О. М. Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами: автореф. дис. . канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2013.

Корсаков К. В. Адекватность и соразмерность превенции - залог эффективности борьбы с современной организованной преступностью // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. № 1.

1 Мукомель В. И. Мигранты на рынке труда // Трудовая миграция: тенденции, политика, статистика.

М., 2012. С. 39.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Корсаков К. В. Убийство, совершенное по мотиву кровной мести, в ракурсе теории уголовного права и криминологии // Рос. юрид. журн. 2006. № 2.

Матвеевская А. С. Социальная адаптация иммигрантов в Швеции: автореф. дис. ... канд. географ. наук. СПб., 2013.

Мищур С. В. Россия в процессах международной трудовой миграции // Молодой ученый. 2016. № 8.

Мукомель В. И. Мигранты на рынке труда // Трудовая миграция: тенденции, политика, статистика. М., 2012.

Ситникова Е. Л. Социальная адаптация трудовых мигрантов: дис. ... канд. социолог. наук. Н. Новгород, 2013.

Сухов А. Н., Трыканова С. А. Миграция в Европе и ее последствия: учеб. пособие. М., 2017.

Халиуллина А. И., Шагиева Л. А. Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней // Молодой ученый. 2016. № 28.

Чебан С. В. Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Ростов н/Д, 2006.

Ястребова А. Ю. Международно-правовые основы регулирования статуса трудящихся-мигрантов на универсальном и региональном уровне // Московский журн. междунар. права. 2015. № 4.

Bibliography

Alibekova Z. R. Soglasovanie interesov strany-recipienta i trudyashhixsya-migrantov // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. 2009. № 3.

Cheban S. V. Sociokul'turnaya identifikaciya i integraciya migrantov v sovremennoj Rossii: avtoref. dis. ... kand. sociolog. nauk. Rostov n/D, 2006.

Dmitriev A. V. Ehtnicheskie gruppy trudyashhixsya-migrantov i prinimayushhee obshhestvo: vzaimodej-stvie, napryazhennost', konflikty // SOCIS. 2006. № 9.

Grigor'ev I. V. Social'noe obespechenie trudyashhixsya-migrantov: pravovye voprosy: dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2006.

Gromova O. O. Kriminologicheskaya xarakteristika i preduprezhdenie prestuplenij, sovershaemyx migrantami iz gosudarstv-uchastnikov SNG: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gurchenkov E. V. Vliyanie ehkonomicheskogo povedeniya migrantov na razvitie rynochnyx otnoshenij v Rossii: avtoref. dis. ... kand. sociolog. nauk. M., 2010.

Ibragimova R. A. Nelegal'naya migraciya v Rossijskoj Federacii // Tendencii i zakonomernosti razvitiya sovremennogo rossijskogo obshhestva: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem 15 aprelya 2016 g.: v 2 ch. Kazan', 2016. Ch. 2.

Komornikova O. M. Osobennosti cennostnyx orientacij molodezhi na tolerantnoe vzaimodejstvie s ino-ehtnichnymi migrantami: avtoref. dis. ... kand. sociolog. nauk. Ekaterinburg, 2013.

Korsakov K. V. Adekvatnost' i sorazmernost' prevencii - zalog ehffektivnosti bor'by s sovremennoj organizovannoj prestupnost'yu // Pravooxranitel'nye organy: teoriya i praktika. 2015. № 1.

Korsakov K. V. Ubijstvo, sovershennoe po motivu krovnoj mesti, v rakurse teorii ugolovnogo prava i kriminologii // Ros. yurid. zhurn. 2006. № 2.

Matveevskaya A. S. Social'naya adaptaciya immigrantov v Shvecii: avtoref. dis. ... kand. geograf. nauk. SPb., 2013.

Mishhur S. V. Rossiya v processax mezhdunarodnoj trudovoj migracii // Molodoj uchenyj. 2016. № 8.

Mukomel' V. I. Migranty na rynke truda // Trudovaya migraciya: tendencii, politika, statistika. M., 2012.

Sitnikova E. L. Social'naya adaptaciya trudovyx migrantov: dis. ... kand. sociolog. nauk. N. Novgorod, 2013.

Suxov A. N., Trykanova S. A. Migraciya v Evrope i ee posledstviya: ucheb. posobie. M., 2017.

Xaliullina A. I., Shagieva L. A. Nelegal'naya migraciya v Rossii i metody bor'by s nej // Molodoj uchenyj. 2016. № 28.

Yastrebova A. Yu. Mezhdunarodno-pravovye osnovy regulirovaniya statusa trudyashhixsya-migrantov na universal'nom i regional'nom urovne // Moskovskij zhurn. mezhdunar. prava. 2015. № 4.

Zajceva T. G. Sociokul'turnyj analiz adaptacii migrantov v sovremennoj Rossii: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. Belgorod, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.