назначения требуют значительных финансовых вложений для 2. Унификация системы показателей, позволяющих сделать
их восстановления, проведения мелиоративных работ. оценку управления земельным фондом;
Подводя итог, можно отметить, что мероприятиями, спо- 3. Разграничение полномочий уполномоченных органов, осу-
собствующими повышению эффективности реализации За- ществляющих учет и контроль, мониторинг земельных фондов;
конопроекта о «Дальневосточном гектаре» могут быть: 4. Прогнозная оценка потенциала земельных ресурсов во
1. Разработка методических подходов для оценки эффектив- взаимосвязи с основными прогнозными индикаторами уров-
ности реализации бесплатного предоставления земельных учас- ня социально-экономического развития субъектов Дальнего
тков гражданам Российской Федерации на Дальнем Востоке; Востока до 2030 г.
Литература
1. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии (XV-XVII — середина XIX в.) в двух томах / Предисл. В.Н. Иванова; Примеч., коммент. Н.Г. Башариной, Г.В. Башариной. Отв. ред. В.Н. Иванов. — М.: Арт-Флекс, 2003. — 448 с.
2. Вторая комплексная научная экспедиция по изучению экономического потенциала Якутии нужна // Якутия медиа, электронное издание. — 2017. URL: http://yakutiamedia.ru/news/634508/.
3. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия, направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2022 годы. — Якутск: 2017.
4. Оценка эффективности использования земель. О. Артамонова. URL: http://mega-e.su/info/zakonodatelstvo/otsenka-effektivnosti-ispolzovaniya-zemel/.
5. Разработаны критерии освоения «дальневосточного гектара» // Новости Дальнего Востока. — 2017. URL: https://27r.ru/news/ far-east/83221-razrabotany-kriterii-osvoeniya-dalnevostochnogo-gektara.
6. Салихов В.А. Экономика природопользования: метод. указ. для студентов специальности 080502 — «Экономика и управление на предприятии (промышленности)» и студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» (профиль 080100.62 — «Экономика предприятий и организаций»), а также студентов специальности 020804. 65 — «Геоэкология» и студентов, обучающихся и по направлению подготовки 022000.62 — «Экология и природопользование» / В.А. Салихов ; НФИ КемГУ. — Новокузнецк, 2014. — 46 с.
7. Ушаков Дмитрий Николаевич [Электронный ресурс]: Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Версия 10529869, сохран. в 12:55 UTC 18 августа 2008 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2008. URL: http://ushakovdictionary.ru/about.php.
УЧАСТИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКОМ РАЗВИТИИИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)*
Н.М. Биктимиров,
доцент кафедры сервиса и туризма Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат географических наук [email protected]
O.A. Киященко,
ст. преподаватель кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления
Казанского (Приволжского) федерального университета
P.P. Нурмиева
ст.преподаватель кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления
Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье дана оценка эффективности использования иностранной рабочей силы. Показан механизм привлечения и использования иностранных работников. Рассмотрены территориальные аспекты развития трудовой миграции населения в пределах Республики Татарстан. Исследовано влияние иностранных трудовых мигрантов, занятых на рынке труда Татарстана, на национальную безопасность. Выявлены наиболее значимые проблемы обеспечения национальной безопасности в регионе. На примере Республики Татарстан исследовано как происходящие в России миграционные процессы активно влияют на изменение национального состава населения. С учетом современных тенденций демографического развития населения представлены прогнозные данные будущего этнического состава Республики Татарстан к 2030 году. Для повышения эффективности привлечения и использования труда иностранных граждан представлены необходимые рекомендации.
Ключевые слова: национальная безопасность, трудовая миграция, иностранный работник, религиозная гомогенность, этнический состав населения, Республика Татарстан
УДК 331.5
Современный рынок труда является ареной глобальных Недооценивать вклад трудовой миграции нельзя — инос-
миграционных процессов, поэтому Российское государство не транные работники привносят новые технологии, инвестиции,
может быть сторонним наблюдателем миграционных процессов удовлетворяют недостающую потребность в рабочей силе, что
рабочей силы, а обязано их регулировать, учитывая приоритеты особенно важно в условиях дефицита трудовых ресурсов, в то
своей страны и международные нормы. же время иностранные работники занимают рабочие места,
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Татарстан, проект «Прогнозная оценка социально-экономического развития сельских поселений Республики Татарстан» № 17-12-16005
которые могли бы быть заняты гражданами Российской Федерации, иногда снижают уровень заработной платы. Внешние функции государства, направленные на реализацию его интересов и целей на международной арене, также вынуждены учитывать противоречия обеспечения национальной безопасности, отстаивания государственных интересов в международных отношениях, развития взаимовыгодного сотрудничества, участия в решении глобальных проблем.
Во многих регионах экономический рост стимулирует миграцию населения, ее последствия заметны и разнообразны как для развитых, так и развивающихся стран [6, 9].
Привлечение на работу высококвалифицированных иностранных специалистов позволяет экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых. В то же время неравномерное распределение мигрантов по территории, значительный уровень нелегальной миграции, напротив, негативно сказываются на развитии территории.
Что касается других показателей уровня жизни населения, то миграция населения воздействует и на них. В первую очередь это может проявиться в обострении криминальной обстановки. Большая протяженность российской границы является благоприятной почвой для нелегальной и недокументированной иммиграции и сопутствующим потокам наркотических средств, оружия, некачественных товаров потребительского назначения и прочее [1, с.208]. Недокументированная трудовая миграция, как правило, приводит к увеличению уровня безработицы, вызывает увеличение напряженности на рынке труда. Она ведет к недополучению налоговых поступлений в бюджет.
Вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы актуальны для всех регионов России, в том числе и для Республики Татарстан. Реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, в связи с чем спрос на трудовых мигрантов увеличивается. Серьезные осложнения вызывают: демографический кризис и утрата популярности рабочих профессий у нового поколения россиян. В то же время целесообразность привлечения иностранных работников должна рассматриваться через призму защиты трудовых ресурсов Российской Федерации, особенно в условиях существующей безработицы, а также через призму национальной безопасности.
Республика Татарстан входит в группу российских регионов с высоким уровнем социально-экономического развития и обладает значительной миграционной привлекательностью [7, 10].
Нормативное определение трудящегося-мигранта в российском законодательстве дано относительно недавно (11.07.2011 федеральным законом № 186-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Трехстороннее соглашение с Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 19 ноября 2010 года). Трудящийся-мигрант — лицо, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории другого государства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает [5, с.14].
Деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств-сторон соглашения [2, с.119].
Механизм привлечения и использования иностранных работников определен в Законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановлении Российской Федерации от 22.12.2006 за №783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», Постановлениях Российской Федерации об установлении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность
в сфере розничной торговли и в области спорта, и иных нормативных правовых документах.
Неравномерное распределение мигрантов по территории, значительный уровень нелегальной миграции, напротив, негативно сказываются на развитии территории.
Республика Татарстан относится именно к тем регионам, где миграции сыграли особую роль на протяжении многих десятилетий, оказывая важное воздействие на экономическое, социальное и демографическое развитие региона[8].
За 2015 г. для иностранных граждан, предусматриваемых к привлечению на работу в Республике Татарстан, была утверждена квота в размере 10 314. Это примерно в 4 раза меньше утвержденной квоты 2008 года (41 302 чел.). В 2015 г выбранная, т.е. фактически использованная квота, составила 54,6% (5633 чел.). Потребность работодателей (по заявкам) в 3 раза превышала этот показатель.
В республике противники иммиграции опасаются социальной напряженности и этнических конфликтов, связанных с противостоянием различных культур. Как показывает опыт Татарстана, именно в составе высококвалифицированных кадров встречаются сторонники и проповедники «нетрадиционного» ислама. Сейчас в России происходит борьба внутри мусульманского сообщества за определение Ислама.
Для татар сохранение религиозной гомогенности является важнейшей задачей, так как религиозный раскол нации на несколько направлений неизбежно приведёт к последующей деконсолидации, а конфессиональное раздробление татар-мусульман может стать серьезной проблемой, разрушающей национальную татарскую интеграцию [3].
Что касается других показателей уровня жизни населения, то миграция населения воздействует и на них. В первую очередь, это может проявиться в обострении криминальной обстановки. Большая протяженность российской границы является благоприятной почвой для нелегальной и недокументированной иммиграции и сопутствующим потокам наркотических веществ, оружия, некачественных товаров потребительского назначения. Традиционно уровень преступности среди иностранных граждан несколько выше, чем в среднем по республике.
В развитых странах значительная часть миграционной политики, адаптации мигрантов, согласования интересов различных социальных групп, в отличие от России, решается не на национальном уровне, а на уровне органов самоуправления.
В среднем за 2015 г. уровень безработицы в Татарстане, исчисленный по методологии МОТ, составил 4,0%. Структура распределения занятых в экономике по видам деятельности существенно не изменится. Прогнозируется увеличение численности работающих по большинству видов деятельности. Исключение составляют такие отрасли как «Строительство», «Обрабатывающая промышленность», «Транспорт и связь».
Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения республики. Внутренняя миграция сдерживается сохраняющимся низким уровнем доходов населения, неразвитостью цивилизованного рынка жилья, высокими транспортными издержками, наличием административных барьеров при переезде в другую местность.
Как показывают статистические данные, миграционная убыль характерна не только для муниципальных районов, но и для городов. На сегодняшний день многие территориальные образования, имеющие отрицательную миграционную убыль населения, расположены преимущественно в южной, юго-восточной и восточной областях республики.
Динамика численности трудовых ресурсов зависит от изменения соотношения различных национальностей в численности населения республик и их режимов воспроизводства. Известно, что существует влияние миграции на скорость прохождения этнических процессов. Происходящие в России миграционные процессы будут активно влиять на изменение национального состава населения.
Прогнозные данные будущего этнического состава Республики Татарстан к 2030 г. свидетельствуют об увеличении удельного веса татар. Если в 2002 г. 52,9% населения Татарста-
1 46
До недавнего времени наибольший приток лиц татарской национальности, вызванный ухудшением геополитической обстановки, происходил из Узбекистана и Казахстана. Однако этот миграционный поток по мере роста жизненного уровня граждан этих стран будет сокращаться. Доля остальных республик СНГ в положительном сальдо миграции татарского населения всегда была невелика, поэтому в дальнейшем ожидается рост миграционной значимости других стран, преимущественно на западе и юго-западе СНГ и Балтии, а также приток мигрантов из Центральной Азии и Восточной Европы.
Оценка эффективности привлечения и использования труда иностранных граждан носит формальный характер, не достаточно используется мировой опыт по выбору критериев оценки.
С учетом проведенного анализа и выявленного круга проблем рекомендуется:
- в целях структурного решения проблем в сфере миграции первоначально принять на федеральном уровне всесторонне взвешенную Концепцию миграционной политики, которая должна быть увязана со всем комплексом базовых документов по национальной и экономической безопасности и служить вектором развития для достижения поставленных целей;
- активное взаимодействие федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении миграционных вопросов — субъекты Российской Федерации не должны занимать выжидательную позицию, а предлагать свои решения, своё видение миграционной политики. Федеральные органы власти должны рассматривать и анализировать эти предложения;
- внесение изменений в нормативно-правовые акты с целью устранения законодательных коллизий, создание нормативной базы для правового регулирования миграции, ее потоков, обустройства мигрантов, в частности, закрепление за субъектами Российской Федерации нормы, позволяющей самостоятельно определять перечень работодателей, привлекающих иностранных работников;
- развитие механизмов привлечения и закрепления специалистов-профессионалов высокой квалификации и студентов;
- выделение средств федерального бюджета на привлечение соотечественников, проживающих за рубежом;
- обеспечение необходимых санитарно-эпидемиологических условий;
- финансово-экономическое обеспечение государственного регулирования миграционных процессов;
- проведение работы по воспитанию у населения России толерантности, искоренению ксенофобии в отношении мигрантов;
- создание условий для адаптации мигрантов на территории регионов Российской Федерации.
Литература
1. Исхаков Д.М., Мустафин М.Р., Биктимиров Н.М. Татары к 2025 г: демографический прогноз. (Научно-исследовательская работа). — Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2007. — 92 с.
2. Соглашение Правительства РФ, Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 19 ноября 2010 года. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_117291/ Дата обращения: 15.02.2018.
3. Султанаев М. // Мусульманский мир. — 2008. — №4 (октябрь).
4. Статистический ежегодник Республики Татарстан 2011. — Казань: Татарстанстат, 2012.
5. Соглашение о «Правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 19.11.2010, ст.1, ратифицированного федеральным законом от 11.07.2011 № 186-ФЗ. // http://taxpravo.ru/zakonodatelstvo/statya-188424-federalnyiy_zakon_ot_11072011_g_ _186_fz
6. Anderson, B. (2014) Nations, migration and domestic labor: The case of the UK. Women's Studies International Forum 46 (2014) 5-12
7. Bagautdinova, N., I. Gafurov, N., Kalenskaya and A. Novenkova, 2012. The regional development strategy based on territorial marketing (the case of Russia) World Applied Sciences Journal, 18. SPL.ISSUE., 18: pp.179-184.
8. Gaisin, I., Biktimirov, N. Migration Processes in the Republic ofTatarstan in the Second Half of the 20th and the Early of the 21st Centuries: Ethnic and Social Aspects. Middle-East Journal of Scientific Research (2014) 20(12) — pp.1761-1766
9. Prayitno, G., Matsushima, K., Jeong, H., Kobayashi, K. Social Capital and Migration in Rural Area Development // Procedia Environmental Sciences 20 (2014) — pp.543-552
10. Rubtzov, V.A., Gabdrakhmanov, N.K., Delabarr, O.A. &Tyabina, D.V. 2015, «Equilibrium tasks in geography», Mediterranean Journal of Social Sciences, vol. 6, no. 3, pp. 669-672.
на составляли татары, то по результатам прогноза к 2030 г. этот показатель может дойти до 58,8%. А в целом, если посмотреть прогнозные данные, то за 2010-2030 гг., ожидается снижение русских на 4,4%. В данном случае удельный вес данной национальности в Республике Татарстан составит всего 35,3%.
Согласно прогнозу численность населения в Республике к 2030 г. может составить 4140 тыс. человек.
Урбанизированное татар и дальше будет происходить быстрыми темпами, причем местами их расселения все чаще будут выступать более крупные города и агломерации. Прогнозируется существенный рост численности татар в наиболее крупных городах и регионах с относительно высоким уровнем жизни населения [1].
Итоги переписи 2010 года наглядно показали продолжающийся процесс расширения международных контактов нашей республики, особенно со странами СНГ. На ее территории среди наличного населения в 2012 году было отмечено несколько тысяч белорусов, узбеков, украинцев, грузин, армян, казахов, азербайджанцев и представителей других национальностей.
Таблица 1.
Национальный состав Республики Татарстан по итогам переписи населения 2010 г и прогноз численности основных национальностей РТ к 2030 г. [4]
Национальность Численность (тыс. чел.) в 2010 году в % к общей численности населения в 2010 году Прогноз численности (тыс. чел.) к 2030 г. в % к общей численности населения в 2030 году (прогнозная оценка)
Татары 2012,6 53,2 2437,2 58,8
Русские 1501,4 39,7 1464,1 35,3
Чуваши 116,3 3,1 101,4 2,3
Удмурты 23,5 0,6 22,9 0,5
Украинцы 18,2 0,5 18,8 0,4
Мордва 19,2 0,5 16,2 0,4
Марийцы 18,8 0,5 21,2 0,5
Башкиры 13,7 0,3 8,6 0,2
Азербайджанцы 9,5 0,2 23,2 0,5
Армяне 6,0 0,2 12,5 0,3
По прогнозным оценкам высока вероятность увеличения в Татарстане марийцев, но особенно азербайджанцев и армян.
Как и в ряде многих других национальных образований Российской Федерации, в Республике Марий Эл представители титульной (марийской) национальности преобладают среди сельского населения, что может сыграть положительную роль в росте сельской занятости в Республике Татарстан. Если прогнозы оправдаются, то ожидается значительное снижение мордовской части населения в регионе.