Научная статья на тему 'Проблемы трудовой миграции и миграционная политика России'

Проблемы трудовой миграции и миграционная политика России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2689
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION / LABOUR MIGRATION / LABOUR MARKET / EMPLOYMENT / FOREIGN LABOUR FORCE / ILLEGAL MIGRATION / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красинец Евгений Семенович

Проанализированы тенденции, направления и особенности трудовой миграции в отечественной экономике. Рассмотрены вопросы функционирования национального рынка труда как важного фактора, определяющего динамику спроса на использование иностранной рабочей силы. Охарактеризованы противоречивые последствия трудовой иммиграции для рынка труда и сферы занятости населения. Даны оценки масштабам нелегальной миграции и составу потоков незаконных мигрантов. Определен ряд ключевых проблем, связанных с проведением государственной политики в области регулирования привлечения иностранных работников. Предложены рекомендации по совершенствованию механизмов управления трудовой миграцией и занятостью иностранных граждан в решении социально-экономических проблем страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of labour migration and migration policy in Russia

The author analyses the trends, directions and specifics of the labour migration in the national economy. He considers the issues of the national labour market functioning as a significant factor determining the dynamics of foreign labour demand. There are considered the contradictory effects of labour immigration on the labour market and employment sphere, the scale of illegal migration and the structure illegal migrants’ flows, as well as a number of the key issues relating to the state policy in the field of attraction and use of foreign labor. The author proposes recommendations on improvement of the mechanisms for management of labor migration and employment of foreign citizens in solving the social and economic problems of the country.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудовой миграции и миграционная политика России»

Е. С. Красинец

Проблемы труЗоВои мигроиии * и миграционной политика России *

Среди проблем миграции в Российской Федерации все большее внимание привлекают тенденции и последствия международной трудовой миграции, поиск оптимальных подходов к привлечению и использованию иностранной рабочей силы (ИРС).

Передвижение людей через границы в поисках работы — неизбежная реальность процессов глобализации. Это масштабное и динамичное транснациональное явление стало неотъемлемой частью современной российской экономики. В последние годы в динамике трудовой миграции в Россию и в механизмах регулирования использования труда иностранных работников произошли существенные перемены, которые требуют не только всестороннего анализа закономерностей изменения данного феномена, но и осмысления проблем, связанных с совершенствованием политики приема трудовых мигрантов и допуска их на национальный рынок труда.

При проведении миграционной политики, реформировании мигра-

* Подготовлено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-02- 00231 а) и РФФИ. (проект № 11-06-00304-а).

ционного законодательства и в дискуссиях среди экспертов нет единства и согласия в понимании таких вопросов, как «нужны ли нам трудовые мигранты, и если да, то какие и сколько?»; «с помощью каких механизмов управления отбирать иностранных работников и регулировать их допуск на национальный рынок труда?»; «какой должна быть продолжительность периода, в течение которого мигранты и члены их семей могут находиться и работать в стране?»; «как бесконфликтно интегрировать мигрантов в российское общество и адаптировать их к условиям нового места пребывания и работы?»; «как противодействовать незаконной миграции и занятости иностранных граждан?».

Согласно одной из распространенных точек зрения, для развития отечественной экономики и поддержания высоких показателей ее роста необходимо расширить масштабы привлечения и использования трудовых мигрантов из-за рубежа как на постоянной, так и на временной основе. Ряд сторонников увеличения трудовой иммиграции, прежде всего среди демографов, в один голос говорят о том, что в ближайшие 10 лет в связи с ухудшением демографической ситуации Россия столкнется

с жесткой нехваткой трудовых ресурсов. Экономический рост будет невозможен без увеличения численности трудовых ресурсов и, соответственно, без миграции. Приток иностранных работников позволит избежать в будущем серьезных деформаций на рынке труда, которые возникнут в связи с падением предложения рабочей силы со стороны российского населения.

Противоположная точка зрения базируется на том, что необходимо усилить и дифференцировать меры, ограничивающие приток трудовых мигрантов в страну. Сторонники этой точки зрения полагают, что российской экономике не нужно так много иностранных рабочих, так как миллионы собственных граждан, особенно в депрессивных районах и моногородах, не могут найти себе работу. По мнению экс-руководителя пресс-службы ФМС России Константина Полторанина, нам не надо даже того количества мигрантов, которое уже есть сейчас [1]. Возрастающий поток экономических мигрантов создает дополнительную конкуренцию на региональных рынках труда, где идет вытеснение коренного этноса. В условиях безвизового въезда основной массы трудовых мигрантов сложи -лась ситуация, при которой не Россия определяет, кто к нам должен ехать на работу, а сами мигранты решают. Многомиллионный приток иностранных работников не способствует развитию экономики, поскольку в своей основе в Россию едут неквалифицированные кадры, как правило, без высшего, средне-профессионального, а иной раз — и без общего среднего образования. Поведение многих мигрантов криминально, особенно в крупных городах, из-за них повышается преступность. В результате высо-

кого уровня заболеваемости стихийно прибывающих в страну мигрантов возрастают угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию местного населения.

В действительности трудовая миграция в Российскую Федерацию противоречива и оказывает неоднозначное влияние на ее социально-экономическое развитие. Положительные эффекты связаны прежде всего с тем, что в результате притока трудовых мигрантов усиливается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается сбалансированность рынка труда, обеспечивается стабильное функционирование многих секторов экономики — таких, как строительство, транспорт, торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство. Весьма важное значение имеет использование миграционного ресурса для кадровой поддержки отраслей, отличающихся высокой сезонностью и невысокой оплатой труда. Присутствие на российском рынке труда иностранной рабочей силы оказывает благоприятное воздействие на уровень инфляции путем снижения издержек производства и сдерживания роста себестоимости продукции. И, как главный итог, трудовая миграция оказывает прямое влияние на рост ВВП России. По имеющимся оценкам, мигрантами создается от 7 до 10 % ВВП экономики страны [2. С. 274].

Признавая неизбежность и полезность трудовой миграции, нельзя вместе с тем не видеть опасностей и угроз, с которыми может столкнуться страна, если ее экономическое развитие будет ориентироваться на бесконтрольное использование иностранной рабочей силы. К этим угрозам уже сегодня относится нерациональная структура миграционных потоков.

Количество и качество прибывающих в страну мигрантов не соответствует потребностям инновационного развития экономики. В условиях безвизового въезда в Россию мигрантов из стран СНГ происходит масштабное наполнение российского рынка труда неквалифицированной рабочей силой, что приводит к снижению качества трудового потенциала страны.

Опасности и угрозы сопряжены с большими объемами нелегальной миграции и латентной занятости мигрантов. По имеющимся оценкам, незаконно осуществляют трудовую деятельность в стране как минимум от 3 до 5 млн человек. Применение в больших масштабах нелегальной, дешевой и бесправной иностранной рабочей силы подрывает рыночные механизмы экономики, снижает социальные стандарты занятости, уровень оплаты труда и темпы модернизации в целом ряде отраслей.

Усиливаются сложности межкультурного взаимодействия и интеграции в российский социум выходцев из специфических в культурном отношении стран. Приток значительного количества иноэтничных мигрантов, существенно отличающихся в социокультурном плане от местного населения, нередко вызывает у российских граждан отторжение и неприязнь. Среди молодежи развивается этнический негативизм, ксенофобные настроения, различного рода предубеждения в отношении мигрантов. В связи с ростом культурной дистанции между мигрантами и принимающим населением возрастают угрозы этнокультурной безопасности, риски обострения межнациональных отношений и социальной стабильности.

Важнейшим фактором, определяющим тенденции трудовой иммиг-

рации, является рынок труда. Как в большинстве стран мира с развитой рыночной экономикой, в России ситуация на рынке труда развивается в условиях диспропорций между спросом на рабочую силу и ее предложением. В регионах и отраслях структура рабочей силы и структура рабочих мест плохо «стыкуются» между собой, что связано прежде всего с сохранением потребности в рабочей силе со стороны «старых» отраслей экономики, наличием большого числа рутинных рабочих мест, структурной безработицей, несоответствием профессионально-квалификационного состава безработных потребностям региональных рынков труда, незначительной мобильностью национальной рабочей силы [3. С. 31].

По данным официальной статистики, в 2011 г. в целом по России среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1,4 млн человек, а общая численность безработных — 5,0 млн человек или 6,6 % от численности экономически активного населения. И если в Москве и ряде крупных городов уровень занятости населения в трудоспособном возрасте является достаточно высоким, то в моногородах, населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики, сельской местности и на Северном Кавказе безработица ощущается довольно остро.

В условиях высокого уровня занятости в неформальном секторе наряду с безработицей на рынке труда сохраняется большое количество вакантных рабочих мест и наблюдается неудовлетворенный спрос на труд по территориям, отраслям, видам деятельности и за-

нятий. Только заявленная потребность работодателей в работниках в феврале текущего года составляла в целом по РФ почти 1,4 млн человек.

Кадровый дефицит проявляется прежде всего в недостатке рабочих высокой квалификации, а также рабочих по профессиям с большим количеством непривлекательных и тяжелых видов работ. В настоящее время с проблемой недостатка квалифицированных кадров сталкивается большинство руководителей предприятий и организаций. Дефицит квалифицированных работников выражается в первую очередь в нехватке рабочих основного технологического профиля, а также занятых ремонтом и техническим обслуживанием. Наибольшую потребность в квалифицированных кадрах испытывают предприятия промышленности (особенно машиностроения и металлообработки), строительства и транспорта.

В период выхода из рецессии спрос на рабочую силу и дефицит трудовых ресурсов возрастают. В феврале 2012 г. заявленная работодателями потребность в дополнительной рабочей силе была почти на 1/4 выше в сравнении с потребностью февраля 2011 г. По имеющимся оценкам, при нынешних тенденциях в развитии системы профессионального образования к 2015 г. дефицит некоторых рабочих профессий будет достигать 90% [4. С. 9].

При этом необходимо учитывать, что в стране сложилась существенная дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. Наибольшую потребность в дополнительной рабочей силе испытывают крупные города, в первую очередь Москва, Санкт-Петербург, а также восточные территории, откуда

уже длительное время идет масштабный миграционный отток населения.

Ряд ключевых проблем согласования спроса на рабочую силу и ее предложения связан с низкой территориальной мобильностью населения, включая безработных. Даже в условиях экономического кризиса среди лиц, ищущих работу, незначительной оказалась доля желавших переехать на работу в другую местность. В 2010 г. только 7,0 тыс. человек воспользовались помощью государства и сменили место жительства, чтобы трудоустроиться в другом регионе.

Вдолгосрочной перспективе в связи с сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте эти проблемы будут усугубляться. Согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, сокращение численности трудоспособного населения в России в перспективном периоде до 2030 г. превысит 11 млн человек. Причем в ближайшее 10-летие сокращение будет особенно резким — темпом около 1,0 млн человек в год. Однако, если из прогнозных оценок исключить численность долгосрочных мигрантов, то сокращение данной категории населения в ближайшие 2 10-летия составит уже 18 млн человек, или почти 1/4 от его нынешней численности [5. С. 81].

В последнее 10-летие привлечение трудовых мигрантов в Россию заметно расширилось. В период нулевых годов трудовая миграция имела устойчивую нарастающую тенденцию вплоть до кризисного 2008 г. За 10-летний период, предшествующий кризису (1998—2007 гг.), зарегистрированное число иностранных работников уве-

личилось в стране более чем в 10 раз. Особенно заметный скачкообразный рост притока иностранной рабочей силы наблюдался в связи с принятием нового иммиграционного законодательства. Так, в 2008 г. по сравнению с 2006 г. численность иностранных работников, на законных основаниях работавших в России, возросла с 1,0 млн человек до 2,4 млн, или более чем в 2 раза.

В период мирового финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. в использовании потенциала миграционного процесса произошли существенные перемены. Рецессия сократила количество свободных рабочих мест, привела к массовым увольнениям среди работающих, снизила потребность в привлечении иностранной рабочей силы, особенно в строительстве и малом бизнесе.

В условиях роста числа людей, пополняющих ряды безработных, возросла задача защиты права российских граждан на приоритетное трудоустройство. В целях обеспечения реализации указанного права в Российской Федерации были существенно снижены квоты на привлечение иностранной рабочей силы. К 2011 г. в сравнении с 2008 г. квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы была сокращена с 3,4 млн человек до 1,7 млн человек, т.е. вдвое. Естественно, что в период кризиса в рамках антикризисных мероприятий произошло некоторое снижение использования труда мигрантов. К настоящему времени объемы привлечения и использования ИРС вернулись к докризисным показателям.

Трудовая миграция в современную Россию характеризуется большим разнообразием миграционных

потоков по странам выезда. Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств — участников СНГ являются Узбекистан, Таджикистан, Украина и Кыргызстан, из стран дальнего зарубежья — Китай, Турция. С середины 2000-х годов все большую активность в формировании государственной политики экспорта трудовых ресурсов в Российскую Федерацию проявляют страны Центральной Азии.

С ростом доли мусульманских стран Центральной Азии в экспорте трудовых ресурсов возрастает культурная дистанция между приезжающими мигрантами и российским населением. В своей основной массе трудовые мигранты из стран СНГ являются представителями бедных слоев населения, плохо владеющими русским языком. По данным главы ФМС, около 1/4 из них не умеют говорить по-русски и общаются исключительно на своем языке [6], поэтому оказываются наиболее проблемными группами с точки зрения их интеграции и адаптации к российским условиям жизни.

По официальным оценкам, в настоящее время на территории страны находятся от 3 до 5 млн незаконных мигрантов. Данные проведенных нами обследований показывают, что в общей численности большую часть (около 2/3) составляют выходцы из республик бывшего СССР. Особенно велики размеры незаконной миграции в крупных городах, прежде всего в Москве.

Социально-демографические характеристики нелегальных мигрантов близки к параметрам легальных мигрантов. В целом нелегалы отличаются более низким уровнем образования и подготовки. Среди них

наибольший удельный вес (примерно 2/3 от общего числа) составляют лица, имеющие неполное среднее или среднее образование. В совокупности незаконных мигрантов преобладают иностранцы, занятые трудом низкой квалификации. Основная сфера притяжения незаконных мигрантов — негосударственный сектор и неформальная экономика. В малом бизнесе трудится свыше половины незаконных мигрантов, каждый 5-й занят индивидуальной трудовой деятельностью. Сфера малого предпринимательства в силу ряда своих особенностей предоставляет единственный шанс получить работу для значительной части мигрантов, которые по тем или иным причинам не могут на законных основаниях включиться в «большую экономику».

Перспективы демографического и социально-экономического развития страны во многом зависят от формирования миграционных процессов, управление которыми на современном этапе относится к одному из стратегических направлений социально-экономической политики российского государства. В условиях долговременного демографического кризиса и убывающего «человеческого ресурса» поиск оптимальных подходов к привлечению и использованию иностранной рабочей силы с учетом необходимости устойчивого роста экономики, требований рынка труда и национальной безопасности, а также общемировых тенденций глобализации привлекает в экспертном сообществе все большее внимание.

Важные задачи в сфере миграции связаны прежде всего с решением вопросов определения перспектив-

ной потребности количества и качества привлекаемых из других стран трудовых мигрантов. Необходимо четко определиться с внутренними резервами увеличения трудового потенциала страны и возможностями дополнительных источников рабочей силы за счет решения проблем структурной безработицы, сокращения незанятости нуждающихся в работе, изменений в неформальной занятости граждан, легализации нелегальных трудовых мигрантов, переселения соотечественников, повышения внутренней (в том числе трудовой) мобильности населения России. В связи с решением задачи ускоренного роста производительности труда и модернизации производства необходимо обеспечить большую скоорди-нированность функционирования системы образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций. Целесообразно вернуться к практике прогнозных балансовых разработок в сфере труда, определяющих в среднесрочной и долго -срочной перспективе потребность в трудовых мигрантах на российском рынке труда. Для совершенствования процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы многое необходимо сделать в правовой сфере регулирования трудовой миграции. Требуется внести такие изменения в миграционное законодательство и Трудовой кодекс Российской Федерации, которые на практике обеспечивали бы защиту национального рынка труда и приоритетное право россиян на занятие вакантных рабочих мест.

В условиях перехода экономики на инновационный путь развития актуальной становится разработка

процедур, которые поощряют въезд в Россию нужных для страны мигрантов и ограничивают доступ на отечественный рынок труда тех, в ком нет нужды. На передний план выходят мероприятия, способствующие диверсификации потоков трудовых мигрантов и приданию им различного статуса. Особое значение имеют разработка и внедрение дифференцированных механизмов отбора, привлечения и использования иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности) и их квалификации.

Исходя из задач модернизации миграционной политики, стратегия управления трудовой миграцией должна сместить приоритеты в пользу реализации адресных мер по содействию постоянной и временной миграции в Россию лиц с высоким уровнем образования и квалификации, предпринимателей, а также лиц, желающих инвестировать или организовать свой бизнес в стране. При осуществлении мер миграционной политики необходимо упрощать процедуры привлечения высококвалифицированных специалистов и квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда. Требуется расширить перечень профессий (специальностей, должностей), на которые в Российской Федерации не распространяются квоты. Одновременно в России должны быть установлены более жесткие

административные и экономические барьеры на пути найма на работу трудовых мигрантов для выполнения малоквалифицированных и неквалифицированных работ.

Принципиальное значение для оптимизации использования иностранных работников имело бы внедрение механизмов регулирования численности и структуры привлекаемой рабочей силы из-за рубежа, основанных на оперативном рассмотрении заявлений на получение разрешения на работу трудовыми мигрантами в территориальных службах занятости. В целях более эффективного регулирования рынка труда иностранных работников и более оперативного определения вакантных рабочих мест, которые не могут быть заняты российскими гражданами, целесообразно передать функции выдачи разрешений мигрантам на трудовую деятельность из миграционной службы в службы занятости.

От принятия своевременных мер по противодействию незаконной миграции и занятости иностранных граждан во многом зависит позитивное влияние трудовой миграции на решение экономических задач и обеспечение безопасности страны. Эта система мер должна минимизировать негативные последствия латентной иммиграции и максимизировать экономические выгоды от использования иностранных работников для устойчивого развития российской экономики.

Литература

1. Полторанин К. Нам не нужны даже те мигранты, которые уже есть в стране // Комсомольская правда. 01.11.2011.

2. Россия: новая социальная реальность.

Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2010 г.: анализ и прогноз / Под ред. Г. В. Осипова, В. В. Локосова. М.: ИСПИ РАН, 2011.

Демографическое развитие

4.

Топилин А. В., Парфенцева О. А. Миграция и рынок труда в условиях кризиса. М.: МАКС Пресс, 2009. Юргенс Ю. Есть точки интеллектуального сопротивления // Миграция XXI век. 2011. № 5, сентябрь-октябрь.

5. Ивахнюк И. В. Перспективы миграционной политики России. Выбор верного пути. М.: Макс Пресс, 2011.

6. Комсомольская правда. 29.02.2012.

В. В. Пациорковский

изменение услоВии ^изни и размещения населений — ключевые факторы демографического развития

Размещение населения, сложившееся в индустриальную эпоху, препятствует решению задач сбережения населения и демографического развития. Это обстоятельство необходимо учитывать в пространственной организации вновь формируемого общества.

Как видно из данных табл. 1, воспроизводство населения во всех основных формах расселения испытывает огромные напряжения. При этом к уровню замещения поколений ближе всего в последние годы подошла сельская местность, где в 2009 г. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) составил 1,9 ребенка на женщину в репродуктивном возрасте.

Среди пяти выделенных групп городов максимальное значение рассматриваемого коэффициента воспроизводства составляет 1,6, а минимальное — 1,3 ребенка. В среднем по городской местности значение СКР

составляет 1,4 ребенка, что весьма и весьма далеко от уровня, необходимого для замещения поколений. Из этого следует, что концентрация населения в городах сокращает возможности его воспроизводства. Действительно, в 2009 г. селяне, составляющие немногим более 1/4 всего населения страны, дали около 1/3 всех рождений [1. С. 25, 68-70].

Важным обстоятельством можно считать практически полное прекращение оттока сельского населения в города. И, как следствие, продолжение процесса концентрации городского населения в крупнейших городах теперь уже в первую очередь за счет малых, средних городов и ПГТ. Население последней группы городов и селяне составляют вместе более половины населения страны. С учетом близости укладов жизни в малых городах и на селе можно предположить, что ориентация в них на формирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.