Е. С. Красинец
Проблемы труЗоВои мигроиии * и миграционной политика России *
Среди проблем миграции в Российской Федерации все большее внимание привлекают тенденции и последствия международной трудовой миграции, поиск оптимальных подходов к привлечению и использованию иностранной рабочей силы (ИРС).
Передвижение людей через границы в поисках работы — неизбежная реальность процессов глобализации. Это масштабное и динамичное транснациональное явление стало неотъемлемой частью современной российской экономики. В последние годы в динамике трудовой миграции в Россию и в механизмах регулирования использования труда иностранных работников произошли существенные перемены, которые требуют не только всестороннего анализа закономерностей изменения данного феномена, но и осмысления проблем, связанных с совершенствованием политики приема трудовых мигрантов и допуска их на национальный рынок труда.
При проведении миграционной политики, реформировании мигра-
* Подготовлено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-02- 00231 а) и РФФИ. (проект № 11-06-00304-а).
ционного законодательства и в дискуссиях среди экспертов нет единства и согласия в понимании таких вопросов, как «нужны ли нам трудовые мигранты, и если да, то какие и сколько?»; «с помощью каких механизмов управления отбирать иностранных работников и регулировать их допуск на национальный рынок труда?»; «какой должна быть продолжительность периода, в течение которого мигранты и члены их семей могут находиться и работать в стране?»; «как бесконфликтно интегрировать мигрантов в российское общество и адаптировать их к условиям нового места пребывания и работы?»; «как противодействовать незаконной миграции и занятости иностранных граждан?».
Согласно одной из распространенных точек зрения, для развития отечественной экономики и поддержания высоких показателей ее роста необходимо расширить масштабы привлечения и использования трудовых мигрантов из-за рубежа как на постоянной, так и на временной основе. Ряд сторонников увеличения трудовой иммиграции, прежде всего среди демографов, в один голос говорят о том, что в ближайшие 10 лет в связи с ухудшением демографической ситуации Россия столкнется
с жесткой нехваткой трудовых ресурсов. Экономический рост будет невозможен без увеличения численности трудовых ресурсов и, соответственно, без миграции. Приток иностранных работников позволит избежать в будущем серьезных деформаций на рынке труда, которые возникнут в связи с падением предложения рабочей силы со стороны российского населения.
Противоположная точка зрения базируется на том, что необходимо усилить и дифференцировать меры, ограничивающие приток трудовых мигрантов в страну. Сторонники этой точки зрения полагают, что российской экономике не нужно так много иностранных рабочих, так как миллионы собственных граждан, особенно в депрессивных районах и моногородах, не могут найти себе работу. По мнению экс-руководителя пресс-службы ФМС России Константина Полторанина, нам не надо даже того количества мигрантов, которое уже есть сейчас [1]. Возрастающий поток экономических мигрантов создает дополнительную конкуренцию на региональных рынках труда, где идет вытеснение коренного этноса. В условиях безвизового въезда основной массы трудовых мигрантов сложи -лась ситуация, при которой не Россия определяет, кто к нам должен ехать на работу, а сами мигранты решают. Многомиллионный приток иностранных работников не способствует развитию экономики, поскольку в своей основе в Россию едут неквалифицированные кадры, как правило, без высшего, средне-профессионального, а иной раз — и без общего среднего образования. Поведение многих мигрантов криминально, особенно в крупных городах, из-за них повышается преступность. В результате высо-
кого уровня заболеваемости стихийно прибывающих в страну мигрантов возрастают угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию местного населения.
В действительности трудовая миграция в Российскую Федерацию противоречива и оказывает неоднозначное влияние на ее социально-экономическое развитие. Положительные эффекты связаны прежде всего с тем, что в результате притока трудовых мигрантов усиливается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается сбалансированность рынка труда, обеспечивается стабильное функционирование многих секторов экономики — таких, как строительство, транспорт, торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство. Весьма важное значение имеет использование миграционного ресурса для кадровой поддержки отраслей, отличающихся высокой сезонностью и невысокой оплатой труда. Присутствие на российском рынке труда иностранной рабочей силы оказывает благоприятное воздействие на уровень инфляции путем снижения издержек производства и сдерживания роста себестоимости продукции. И, как главный итог, трудовая миграция оказывает прямое влияние на рост ВВП России. По имеющимся оценкам, мигрантами создается от 7 до 10 % ВВП экономики страны [2. С. 274].
Признавая неизбежность и полезность трудовой миграции, нельзя вместе с тем не видеть опасностей и угроз, с которыми может столкнуться страна, если ее экономическое развитие будет ориентироваться на бесконтрольное использование иностранной рабочей силы. К этим угрозам уже сегодня относится нерациональная структура миграционных потоков.
Количество и качество прибывающих в страну мигрантов не соответствует потребностям инновационного развития экономики. В условиях безвизового въезда в Россию мигрантов из стран СНГ происходит масштабное наполнение российского рынка труда неквалифицированной рабочей силой, что приводит к снижению качества трудового потенциала страны.
Опасности и угрозы сопряжены с большими объемами нелегальной миграции и латентной занятости мигрантов. По имеющимся оценкам, незаконно осуществляют трудовую деятельность в стране как минимум от 3 до 5 млн человек. Применение в больших масштабах нелегальной, дешевой и бесправной иностранной рабочей силы подрывает рыночные механизмы экономики, снижает социальные стандарты занятости, уровень оплаты труда и темпы модернизации в целом ряде отраслей.
Усиливаются сложности межкультурного взаимодействия и интеграции в российский социум выходцев из специфических в культурном отношении стран. Приток значительного количества иноэтничных мигрантов, существенно отличающихся в социокультурном плане от местного населения, нередко вызывает у российских граждан отторжение и неприязнь. Среди молодежи развивается этнический негативизм, ксенофобные настроения, различного рода предубеждения в отношении мигрантов. В связи с ростом культурной дистанции между мигрантами и принимающим населением возрастают угрозы этнокультурной безопасности, риски обострения межнациональных отношений и социальной стабильности.
Важнейшим фактором, определяющим тенденции трудовой иммиг-
рации, является рынок труда. Как в большинстве стран мира с развитой рыночной экономикой, в России ситуация на рынке труда развивается в условиях диспропорций между спросом на рабочую силу и ее предложением. В регионах и отраслях структура рабочей силы и структура рабочих мест плохо «стыкуются» между собой, что связано прежде всего с сохранением потребности в рабочей силе со стороны «старых» отраслей экономики, наличием большого числа рутинных рабочих мест, структурной безработицей, несоответствием профессионально-квалификационного состава безработных потребностям региональных рынков труда, незначительной мобильностью национальной рабочей силы [3. С. 31].
По данным официальной статистики, в 2011 г. в целом по России среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1,4 млн человек, а общая численность безработных — 5,0 млн человек или 6,6 % от численности экономически активного населения. И если в Москве и ряде крупных городов уровень занятости населения в трудоспособном возрасте является достаточно высоким, то в моногородах, населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики, сельской местности и на Северном Кавказе безработица ощущается довольно остро.
В условиях высокого уровня занятости в неформальном секторе наряду с безработицей на рынке труда сохраняется большое количество вакантных рабочих мест и наблюдается неудовлетворенный спрос на труд по территориям, отраслям, видам деятельности и за-
нятий. Только заявленная потребность работодателей в работниках в феврале текущего года составляла в целом по РФ почти 1,4 млн человек.
Кадровый дефицит проявляется прежде всего в недостатке рабочих высокой квалификации, а также рабочих по профессиям с большим количеством непривлекательных и тяжелых видов работ. В настоящее время с проблемой недостатка квалифицированных кадров сталкивается большинство руководителей предприятий и организаций. Дефицит квалифицированных работников выражается в первую очередь в нехватке рабочих основного технологического профиля, а также занятых ремонтом и техническим обслуживанием. Наибольшую потребность в квалифицированных кадрах испытывают предприятия промышленности (особенно машиностроения и металлообработки), строительства и транспорта.
В период выхода из рецессии спрос на рабочую силу и дефицит трудовых ресурсов возрастают. В феврале 2012 г. заявленная работодателями потребность в дополнительной рабочей силе была почти на 1/4 выше в сравнении с потребностью февраля 2011 г. По имеющимся оценкам, при нынешних тенденциях в развитии системы профессионального образования к 2015 г. дефицит некоторых рабочих профессий будет достигать 90% [4. С. 9].
При этом необходимо учитывать, что в стране сложилась существенная дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. Наибольшую потребность в дополнительной рабочей силе испытывают крупные города, в первую очередь Москва, Санкт-Петербург, а также восточные территории, откуда
уже длительное время идет масштабный миграционный отток населения.
Ряд ключевых проблем согласования спроса на рабочую силу и ее предложения связан с низкой территориальной мобильностью населения, включая безработных. Даже в условиях экономического кризиса среди лиц, ищущих работу, незначительной оказалась доля желавших переехать на работу в другую местность. В 2010 г. только 7,0 тыс. человек воспользовались помощью государства и сменили место жительства, чтобы трудоустроиться в другом регионе.
Вдолгосрочной перспективе в связи с сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте эти проблемы будут усугубляться. Согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, сокращение численности трудоспособного населения в России в перспективном периоде до 2030 г. превысит 11 млн человек. Причем в ближайшее 10-летие сокращение будет особенно резким — темпом около 1,0 млн человек в год. Однако, если из прогнозных оценок исключить численность долгосрочных мигрантов, то сокращение данной категории населения в ближайшие 2 10-летия составит уже 18 млн человек, или почти 1/4 от его нынешней численности [5. С. 81].
В последнее 10-летие привлечение трудовых мигрантов в Россию заметно расширилось. В период нулевых годов трудовая миграция имела устойчивую нарастающую тенденцию вплоть до кризисного 2008 г. За 10-летний период, предшествующий кризису (1998—2007 гг.), зарегистрированное число иностранных работников уве-
личилось в стране более чем в 10 раз. Особенно заметный скачкообразный рост притока иностранной рабочей силы наблюдался в связи с принятием нового иммиграционного законодательства. Так, в 2008 г. по сравнению с 2006 г. численность иностранных работников, на законных основаниях работавших в России, возросла с 1,0 млн человек до 2,4 млн, или более чем в 2 раза.
В период мирового финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. в использовании потенциала миграционного процесса произошли существенные перемены. Рецессия сократила количество свободных рабочих мест, привела к массовым увольнениям среди работающих, снизила потребность в привлечении иностранной рабочей силы, особенно в строительстве и малом бизнесе.
В условиях роста числа людей, пополняющих ряды безработных, возросла задача защиты права российских граждан на приоритетное трудоустройство. В целях обеспечения реализации указанного права в Российской Федерации были существенно снижены квоты на привлечение иностранной рабочей силы. К 2011 г. в сравнении с 2008 г. квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы была сокращена с 3,4 млн человек до 1,7 млн человек, т.е. вдвое. Естественно, что в период кризиса в рамках антикризисных мероприятий произошло некоторое снижение использования труда мигрантов. К настоящему времени объемы привлечения и использования ИРС вернулись к докризисным показателям.
Трудовая миграция в современную Россию характеризуется большим разнообразием миграционных
потоков по странам выезда. Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств — участников СНГ являются Узбекистан, Таджикистан, Украина и Кыргызстан, из стран дальнего зарубежья — Китай, Турция. С середины 2000-х годов все большую активность в формировании государственной политики экспорта трудовых ресурсов в Российскую Федерацию проявляют страны Центральной Азии.
С ростом доли мусульманских стран Центральной Азии в экспорте трудовых ресурсов возрастает культурная дистанция между приезжающими мигрантами и российским населением. В своей основной массе трудовые мигранты из стран СНГ являются представителями бедных слоев населения, плохо владеющими русским языком. По данным главы ФМС, около 1/4 из них не умеют говорить по-русски и общаются исключительно на своем языке [6], поэтому оказываются наиболее проблемными группами с точки зрения их интеграции и адаптации к российским условиям жизни.
По официальным оценкам, в настоящее время на территории страны находятся от 3 до 5 млн незаконных мигрантов. Данные проведенных нами обследований показывают, что в общей численности большую часть (около 2/3) составляют выходцы из республик бывшего СССР. Особенно велики размеры незаконной миграции в крупных городах, прежде всего в Москве.
Социально-демографические характеристики нелегальных мигрантов близки к параметрам легальных мигрантов. В целом нелегалы отличаются более низким уровнем образования и подготовки. Среди них
наибольший удельный вес (примерно 2/3 от общего числа) составляют лица, имеющие неполное среднее или среднее образование. В совокупности незаконных мигрантов преобладают иностранцы, занятые трудом низкой квалификации. Основная сфера притяжения незаконных мигрантов — негосударственный сектор и неформальная экономика. В малом бизнесе трудится свыше половины незаконных мигрантов, каждый 5-й занят индивидуальной трудовой деятельностью. Сфера малого предпринимательства в силу ряда своих особенностей предоставляет единственный шанс получить работу для значительной части мигрантов, которые по тем или иным причинам не могут на законных основаниях включиться в «большую экономику».
Перспективы демографического и социально-экономического развития страны во многом зависят от формирования миграционных процессов, управление которыми на современном этапе относится к одному из стратегических направлений социально-экономической политики российского государства. В условиях долговременного демографического кризиса и убывающего «человеческого ресурса» поиск оптимальных подходов к привлечению и использованию иностранной рабочей силы с учетом необходимости устойчивого роста экономики, требований рынка труда и национальной безопасности, а также общемировых тенденций глобализации привлекает в экспертном сообществе все большее внимание.
Важные задачи в сфере миграции связаны прежде всего с решением вопросов определения перспектив-
ной потребности количества и качества привлекаемых из других стран трудовых мигрантов. Необходимо четко определиться с внутренними резервами увеличения трудового потенциала страны и возможностями дополнительных источников рабочей силы за счет решения проблем структурной безработицы, сокращения незанятости нуждающихся в работе, изменений в неформальной занятости граждан, легализации нелегальных трудовых мигрантов, переселения соотечественников, повышения внутренней (в том числе трудовой) мобильности населения России. В связи с решением задачи ускоренного роста производительности труда и модернизации производства необходимо обеспечить большую скоорди-нированность функционирования системы образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций. Целесообразно вернуться к практике прогнозных балансовых разработок в сфере труда, определяющих в среднесрочной и долго -срочной перспективе потребность в трудовых мигрантах на российском рынке труда. Для совершенствования процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы многое необходимо сделать в правовой сфере регулирования трудовой миграции. Требуется внести такие изменения в миграционное законодательство и Трудовой кодекс Российской Федерации, которые на практике обеспечивали бы защиту национального рынка труда и приоритетное право россиян на занятие вакантных рабочих мест.
В условиях перехода экономики на инновационный путь развития актуальной становится разработка
процедур, которые поощряют въезд в Россию нужных для страны мигрантов и ограничивают доступ на отечественный рынок труда тех, в ком нет нужды. На передний план выходят мероприятия, способствующие диверсификации потоков трудовых мигрантов и приданию им различного статуса. Особое значение имеют разработка и внедрение дифференцированных механизмов отбора, привлечения и использования иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности) и их квалификации.
Исходя из задач модернизации миграционной политики, стратегия управления трудовой миграцией должна сместить приоритеты в пользу реализации адресных мер по содействию постоянной и временной миграции в Россию лиц с высоким уровнем образования и квалификации, предпринимателей, а также лиц, желающих инвестировать или организовать свой бизнес в стране. При осуществлении мер миграционной политики необходимо упрощать процедуры привлечения высококвалифицированных специалистов и квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда. Требуется расширить перечень профессий (специальностей, должностей), на которые в Российской Федерации не распространяются квоты. Одновременно в России должны быть установлены более жесткие
административные и экономические барьеры на пути найма на работу трудовых мигрантов для выполнения малоквалифицированных и неквалифицированных работ.
Принципиальное значение для оптимизации использования иностранных работников имело бы внедрение механизмов регулирования численности и структуры привлекаемой рабочей силы из-за рубежа, основанных на оперативном рассмотрении заявлений на получение разрешения на работу трудовыми мигрантами в территориальных службах занятости. В целях более эффективного регулирования рынка труда иностранных работников и более оперативного определения вакантных рабочих мест, которые не могут быть заняты российскими гражданами, целесообразно передать функции выдачи разрешений мигрантам на трудовую деятельность из миграционной службы в службы занятости.
От принятия своевременных мер по противодействию незаконной миграции и занятости иностранных граждан во многом зависит позитивное влияние трудовой миграции на решение экономических задач и обеспечение безопасности страны. Эта система мер должна минимизировать негативные последствия латентной иммиграции и максимизировать экономические выгоды от использования иностранных работников для устойчивого развития российской экономики.
Литература
1. Полторанин К. Нам не нужны даже те мигранты, которые уже есть в стране // Комсомольская правда. 01.11.2011.
2. Россия: новая социальная реальность.
Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2010 г.: анализ и прогноз / Под ред. Г. В. Осипова, В. В. Локосова. М.: ИСПИ РАН, 2011.
Демографическое развитие
4.
Топилин А. В., Парфенцева О. А. Миграция и рынок труда в условиях кризиса. М.: МАКС Пресс, 2009. Юргенс Ю. Есть точки интеллектуального сопротивления // Миграция XXI век. 2011. № 5, сентябрь-октябрь.
5. Ивахнюк И. В. Перспективы миграционной политики России. Выбор верного пути. М.: Макс Пресс, 2011.
6. Комсомольская правда. 29.02.2012.
В. В. Пациорковский
изменение услоВии ^изни и размещения населений — ключевые факторы демографического развития
Размещение населения, сложившееся в индустриальную эпоху, препятствует решению задач сбережения населения и демографического развития. Это обстоятельство необходимо учитывать в пространственной организации вновь формируемого общества.
Как видно из данных табл. 1, воспроизводство населения во всех основных формах расселения испытывает огромные напряжения. При этом к уровню замещения поколений ближе всего в последние годы подошла сельская местность, где в 2009 г. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) составил 1,9 ребенка на женщину в репродуктивном возрасте.
Среди пяти выделенных групп городов максимальное значение рассматриваемого коэффициента воспроизводства составляет 1,6, а минимальное — 1,3 ребенка. В среднем по городской местности значение СКР
составляет 1,4 ребенка, что весьма и весьма далеко от уровня, необходимого для замещения поколений. Из этого следует, что концентрация населения в городах сокращает возможности его воспроизводства. Действительно, в 2009 г. селяне, составляющие немногим более 1/4 всего населения страны, дали около 1/3 всех рождений [1. С. 25, 68-70].
Важным обстоятельством можно считать практически полное прекращение оттока сельского населения в города. И, как следствие, продолжение процесса концентрации городского населения в крупнейших городах теперь уже в первую очередь за счет малых, средних городов и ПГТ. Население последней группы городов и селяне составляют вместе более половины населения страны. С учетом близости укладов жизни в малых городах и на селе можно предположить, что ориентация в них на формирова-