Регулирование потоков трудовой миграции в целях стабилизации регионального рынка труда
Н.А. Макарова, н.с., Оренбургский филиал ИЭ УрО РАН
Новая инновационная политика, вступление России в ВТО требуют эффективного функционирования рынка труда, создания конкурентоспособного кадрового потенциала, способного работать в условиях инновационной экономики [1]. В обстановке экономических преобразований важнейшим фактором формирования численности трудоспособного населения становится трудовая миграция, определяя во многом предложение и спрос рабочей силы, напряжённость на региональном рынке труда. Соответственно в этих условиях необходимо выявить основные тенденции и перспективы развития рынка труда Оренбургской области, обусловленные особенностями потоков трудовой миграции, повысить эффективность регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, трудовой миграции населения. Неуправляемые потоки трудовой миграции ведут к возникновению дисбаланса спроса и предложения рабочей
силы по отраслям и регионам в обеспечении их необходимыми трудовыми ресурсами [2].
Следовательно, анализ влияния миграции на рынок труда региона, включающий проблемы влияния миграционных потоков на уровень безработицы, спрос и предложение рабочей силы, конкуренцию за рабочие места между местным населением и мигрантами, необходим для экономического развития страны. Всё это требует дополнительного и интенсивного изучения потоков трудовой миграции в целях стабилизации регионального рынка труда, разработки методики регулирования [3].
Оренбуржье столь многообразно и многолико как в природном, так и в социально-экономическом отношении, что напоминает Россию в миниатюре, это объясняется наличием на территории области множества природных рубежей и ландшафтов и впечатляющим разнообразием минеральных ресурсов [4]. По географическому положению, природным факторам и экономическим условиям сельскохозяйственного производства выделяются зоны, отличающиеся определённым единством со-
циальной жизни и хозяйственной специализации, соответственно спецификой рынка труда. Изучение этих районов позволило выявить следующие особенности рынка труда региона в целом.
Во-первых, иммиграционная обстановка в регионе крайне сложна и не отличается стабильностью. Это связано прежде всего с большой протяжённостью участка государственной границы с Республикой Казахстан, что значительно осложняет контроль прибывающих на территорию области мигрантов. Миграционный прирост/убыль населения в области формируется за счёт основных потоков: внутрирегиональные миграционные потоки (из других территорий области); внутрироссийские миграционные потоки (из других регионов России); международные миграционные потоки (из стран СНГ). Анализ разницы количества прибывших и выбывших по внутрирегиональной и внутрирос-сийской миграции позволяет сделать вывод, что значительная часть мигрантов перемещается на другие территории страны, а Оренбургская область в силу своего приграничного положения служит своеобразным перевалочным пунктом (рис. 1).
Большинство мигрантов, прибывающих из стран ближнего зарубежья, оседают на территории нашей области: количество прибывших превышает количество выбывших в 2000 г. в 4 раза, а в 2012 г. — почти в 10 раз (рис. 2).
В статье приведены статистические данные по 2012 г. в связи с отсутствием данных за 2013 г. Наибольшее количество иностранных граждан и
лиц без гражданства в Оренбуржье концентрируется на территории крупнейших муниципальных образований — Оренбурга, Орска, Бузулука, Но-вотроицка, Бугуруслана, Оренбургского и Соль-Илецкого районов (60%).
Во-вторых, в регионе наблюдается дисбаланс рынка труда в разрезе его отдельных муниципальных образований: при значительном количестве вакансий (9 тыс. чел.) одновременно наблюдается дефицит рабочей силы по ряду профессий, профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, определяющиеся недостатками подготовки, недостаточностью трудовой мобильности населения, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям. В целом потребность в рабочих кадрах по области является высокой, во всех муниципальных образованиях предложение со стороны безработных рабочих превышает спрос, лишь в 7 муниципальных образованиях напряжённость (количество безработных на одну вакансию) не превышает областной показатель (0,8 чел/вак), в остальных территориальных субъектах этот показатель выше (рис. 3, 4).
Это показывает не только нехватку рабочих кадров, но и говорит об их неравномерном территориальном распределении.
В муниципальных образованиях-городах показатель напряжённости варьирует от 0,2 чел/вак в г. Оренбурге до 2,6 в г. Абдулине. Наиболее трудоизбыточными являются Тоцкий, Шарлык-
количество
60000п
5000040000-
мигрантов, 30000 ЧеЛ- 20000-
10000-
1111111
2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 момент времени, год
□ Прибывшие в пределах России ■ Выбывшие в пределах России
Рис. 1 - Динамика внутрирегиональной и внутрироссийской миграции населения в Оренбургской области
12000 10000 8000
Количество мигрантов, 6000
4000
2000
0
чел.
ш
2000
2005
2008
2009
2010
2012
Момент времени, год
□ Прибывшие ■ Выбывшие Рис. 2 - Динамика международной миграции населения в Оренбургской области
195
0
г.Ясный г.Сорочинск г.Новотроицк г.Медногорск г.Кувандык г.Гай г. Бузу лук г.Бугу руслан г.Абдулино г.Орск г.Оренбург
□ Коэффициент напряжённости на рынке труда (количество безработных на одну вакансию)
Рис. 3 - Соотношение безработных и вакантных рабочих мест в городах области на 01.10.2012
□ Коэффициент напряжённости на рынке труда (количество безработных на одну вакансию)
Рис. 4 - Соотношение безработных и вакантных рабочих мест в районах области на 01.10.2012
Рис. 5 - Доля потребности в рабочих разного уровня квалификации по видам экономической деятельности в общих объёмах спроса, зарегистрированного в 2012 г.
ский, Тюльганский районы, где нагрузка на одну рабочую вакансию составляла от 6,6 до 13,9 чел. и квалификация многих рабочих осталась невостребованной.
В-третьих, неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории области: концентрация специалистов определённого типа и определённой категории в одних муниципальных образованиях,
3
12
что порождает большую нецелесообразную конкуренцию между ними при острой востребованности этих специалистов в других городах и районах области.
В 32 из 39 территориальных субъектов региона потребность в рабочих превысила среднеобластной показатель, причём наиболее значительно в Соро-чинском (50,7%) и Асекеевском (49,3%) районах. В Оренбургском районе доля рабочих вакансий была наименьшей (19,2%) [5, 6] (рис. 5).
Различаются качественные характеристики спроса на рабочие руки. Более половины вакансий
Оренбургского, Бузулукского, Тоцкого районов содержат требования неквалифицированного труда: строительство, транспорт, сфера услуг. Ниже среднеобластного уровня (15,9%) доля потреб -ности в неквалифицированных рабочих в общих объёмах спроса в Акбулакском, Первомайском, Сорочинском районах и г. Оренбурге.
Среди квалифицированных рабочих строительной, горной, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности особенно ощутимой является нехватка каменщиков, плотников, столяров, кровельщиков, штукатуров, стекольщи-
Рекомендации для регулирования потоков трудовой миграции с целью стабилизации рынка труда региона
Действие Цель
Разработка чётких миграционных каналов / направлений / программ (переселенческая, репатриационная, воссоединение семей, трудовая, деловая, образовательная и т.д.) и дифференцированный подход к разным миграционным потокам Повышение миграционной привлекательности за счёт прозрачности и структурированности миграционной политики. Усиление легального миграционного притока. Ускорение модернизации российской экономики за счёт обеспечения притока инвесторов и предпринимателей, а также привлечения высококвалифицированных кадров с мирового рынка труда. Сокращение незаконной миграции
Разработка многовариантных программ для временных трудовых мигрантов, дифференцированных по сферам занятости и отраслям Обеспечение притока легальной иностранной рабочей силы в трудодефи-цитные отрасли, районы. Сокращение демографической нагрузки на работающее население за счёт притока трудовых мигрантов. Возможность реструктуризации занятости населения области в пользу инновационных отраслей благодаря привлечению мигрантов в менее престижные отрасли. Поддержание конкурентоспособности региональных предприятий. Обеспечение устойчивых темпов экономического развития области
Законодательное обеспечение экономических и социальных прав ино странных граждан, включая право на достойную оплату и условия труда. Усиление контроля за выполнением норм закона на рынке труда Развитие понимания того, что международная миграция - это не привлечение дешёвой иностранной рабочей силы, а восполнение дефицита рынка труда. Преодоление проблемы демпинга заработной платы в отраслях концентрации мигрантов
Развитие частно-государственного партнёрства в миграционной сфере Привлечение бизнеса к созданию миграционной инфраструктуры в сфере обустройства мигрантов (общежития, временное жилье, передвижные стройгородки), трудоустройства мигрантов (миграционные биржи, частные агентства занятости, лизинг персонала), легализации денежных переводов мигрантов (развитие каналов трансграничных финансовых сервисов для мигрантов), обеспечения прав мигрантов (консультационные, информационные, правовые центры). Усиление роли этнического бизнеса в укреплении внешнеэкономических связей России со странами происхождения мигрантов
Информационное обеспечение миграционной политики Создание более позитивной атмосферы в обществе для обсуждения вопросов миграционной политики. Преодоление существующей тенденции криминализации мигрантов. Позитивизация миграции и мигрантов через средства массовой информации
Противодействие незаконной миграции путём пресечения нерегистрируемой занятости мигрантов Сокращение теневого сектора занятости, увеличение налогооблагаемой базы доходов мигрантов, улучшение представления о реальных масштабах и структуре регионального рынка труда и потребности в привлечении иностранной рабочей силы. Повышение здоровой конкуренции на региональном рынке труда
Стимулирование студенческой миграции Снятие барьеров на пути студенческой мобильности, но не по линии периферия - Оренбург (она и без того развита), а по линии периферия - периферия. Основные задачи управления здесь: организация поддерживающей социальной инфраструктуры (в первую очередь системы общежитий) и создание необходимого информационного поля
Изменение структуры образовательных программ в сфере НПО и СПО в соответствии с потребностями ключевых работодателей Оренбургской области Востребованность выпускников конкретных образовательных направлений, а также «устраиваемость» выпускников на работу по полученной специальности. Таким образом возможно направить трудовые ресурсы из центров-доноров в развивающиеся точки, испытывающие дефицит кадров
Укрепление многостороннего регионального сотрудничества в миграционной сфере в рамках СНГ и ЕврАзЭС, имеющего особое значение для Оренбургской области как приграничного региона Создание единого рынка труда. Усиление интеграционных процессов и укрепление геополитической роли Оренбургской области. Повышение устойчивости развития региона
ков, станочников на металлообрабатывающих станках, слесарей-сборщиков, слесарей-ремонтников, слесарей-механиков мототранспортных средств, радиоэлектронных приборов.
Из специалистов востребованы страховые агенты, врачи, фармацевты, медицинские сестры, учителя различных дисциплин (кроме учителей начального звена), воспитатели, инспектора милиции (ГИБДД, участковые), энергетики.
В сельской местности требуются агрономы, животноводы, операторы машинного доения, врачи, фельдшеры, учителя.
Базовым методом экономической политики для устранения дисбалансов на рынке труда Оренбургской области должно стать грамотное регулирование потоков трудовой миграции, оно необходимо, пока процессы и направления в системе внутренней и внешней трудовой миграции Оренбургской области ещё не сложились в соответствии с рыночными механизмами.
Регулирование потоков трудовой миграции в регионе должно быть нацелено на решение экономических и социально-демографических задач [7]. Поэтому можно говорить о том, что грамотное управление требует различных методических подходов. В соответствии с данным положением для регулирования потоков трудовой миграции с целью стабилизации рынка труда региона предлагается применять следующие рекомендации (табл.).
Проанализировав региональную, отраслевую и профессиональную структуру дефицита рабочей силы, в том числе замещаемого за счёт иностранных работников, можно сделать вывод, что основными причинами кадрового дефицита и привлечения трудящихся-мигрантов являются:
— нежелание российских работников трудиться по ряду профессий из-за низкого качества рабочих мест (низкий уровень оплаты труда, вредные и опасные условия труда;
— высокие риски профессиональных заболеваний, тяжёлый физический и неквалифицированный труд;
— отсутствие кадров необходимой квалификации в связи с потерей взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг, недостаточной профессиональной ориентацией граждан, низкой профессиональной и территориальной мобильностью рабочей силы. Переход экономики на инновационный путь развития неизбежно приведёт к росту структурной безработицы, в связи с чем часть занятого населения столкнётся с необходимостью менять профессию либо место приложения своего труда [1]. Поэтому низкая миграционная активность рабочей силы будет сдерживать процесс перераспределения ресурсов труда. Необходима разработка мер государственной политики по перераспределению высвобождаемых работников между сферами занятости и регионами в соответствии с потребностями экономики в рабочей силе.
Использование разработанных и перечисленных рекомендаций при регулировании потоков трудовой миграции позволит обеспечить их позитивное влияние на стабилизацию регионального рынка труда, что существенно повлияет на динамичное развитие производства.
Литература
1. Топилин А.В., Парфенцева О.А. Миграция и рынок труда в условиях кризиса. М.: МАКС-Пресс, 2009.
2. Татаркин А.И. Перспективы сохранения и развития трудового потенциала регионов России в условиях новой демографической ситуации // Горизонты демографического развития России: смена парадигм научного предвидения: сб. трудов IV Уральского демографического форума. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. С. 9—12.
3. Методология и методы изучения миграционных процессов / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. Центр миграционных исследований. М., 2007. 370 с.
4. Дрошнев В.В., Масюто И.А. Социально-экономический и человеческий потенциал региона: состояние и стратегия развития. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. 166 с.
5. Труд и занятость в Оренбургской области: статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2012. 132 с.
6. Парфенцева О.А., Топилин А.В. Влияние миграционных процессов на состояние региональных рынков труда // Демографические перспективы России и задачи демографической политики: матер. междунар. науч.-практич конф. М., 2010.
7. Ивахнюк И.В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути. М.: МАКС-Пресс, 2011. 128 с.