Научная статья на тему 'Миграционные процессы и рынок труда в России'

Миграционные процессы и рынок труда в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3427
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / FOREIGN LABOR / ВНУТРЕННИЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / BALANCE OF LABOR RESOURCES / DOMESTIC LABOR MIGRANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Топилин Анатолий Васильевич

В статье рассматриваются особенности влияния различных видов миграции на изменение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Анализируются рассчитанные по регионам коэффициенты нагрузки на рынок труда по категориям мигрантов и безработным. Осуществлена группировка регионов, имеющих максимальные и минимальные показатели нагрузки на рынок труда постоянными и временными трудовыми мигрантами, являющиеся иностранными и российскими гражданами. Приведено ранжирование субъектов Российской Федерации по показателю суммарной нагрузки миграции на рынок труда (29 регионов с положительным значением показателя и 54 региона с его отрицательным значением). Выявлены регионы с разнонаправленными потоками внешней и внутренней трудовой миграции. Предложены меры миграционной политики, направленные на оптимизацию различных потоков миграции, более полное использование внутренних ресурсов труда, а также совершенствованию схемы баланса трудовых ресурсов с учётом реалий рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration and the labour market in Russia

The article features the influence of different types of migration to changes in demand and supply of labor in the labor market. Analyzed by region calculated load factors in the labor market categories of migrants and the unemployed. Implemented grouping regions with the maximum and minimum load performance on the labor market permanent and temporary migrant workers who are foreign and Russian citizens. Powered ranking of subjects of the Russian Federation in terms of the total burden of migration on the labor market (29 regions with a positive index and 54 in the region with its negative value). Identified areas with multi-directional flow of external and internal labor migration. The measures of migration policy aimed at optimizing the different migration flows, better utilization of internal resources of labor and the improvement of the scheme balance of labor resources that reflect the realities of the market economy.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы и рынок труда в России»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

«НАУКА- ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ». №2,2015

удк 911.37 Топилин А. В. [Topilin A.V.]

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЫНОК ТРУДА В РОССИИ

Migration and the labour market in Russia

В статье рассматриваются особенности влияния различных видов миграции на изменение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Анализируются рассчитанные по регионам коэффициенты нагрузки на рынок труда по категориям мигрантов и безработным. Осуществлена группировка регионов, имеющих максимальные и минимальные показатели нагрузки на рынок труда постоянными и временными трудовыми мигрантами, являющиеся иностранными и российскими гражданами. Приведено ранжирование субъектов Российской Федерации по показателю суммарной нагрузки миграции на рынок труда (29 регионов с положительным значением показателя и 54 региона с его отрицательным значением). Выявлены регионы с разнонаправленными потоками внешней и внутренней трудовой миграции. Предложены меры миграционной политики, направленные на оптимизацию различных потоков миграции, более полное использование внутренних ресурсов труда, а также совершенствованию схемы баланса трудовых ресурсов с учётом реалий рыночной экономики.

Ключевые слова: миграция, рынок труда, безработица, иностранная рабочая сила, внутренние трудовые мигранты, баланс трудовых ресурсов.

The article features the influence of different types of migration to changes in demand and supply of labor in the labor market. Analyzed by region calculated load factors in the labor market categories of migrants and the unemployed. Implemented grouping regions with the maximum and minimum load performance on the labor market permanent and temporary migrant workers who are foreign and Russian citizens. Powered ranking of subjects of the Russian Federation in terms of the total burden of migration on the labor market (29 regions with a positive index and 54 in the region with its negative value). Identified areas with multi-directional flow of external and internal labor migration. The measures of migration policy aimed at optimizing the different migration flows, better utilization of internal resources of labor and the improvement of the scheme balance of labor resources that reflect the realities of the market economy.

Keywords: migration, labor market, unemployment, foreign labor, domestic labor migrants, the balance of labor resources.

Миграция и рынок труда тесно взаимосвязаны между собой. С одной стороны, миграция изменяет не только численность населения районов выхода и вселения, но и демографическую, профессиональную, социальную, этнокультурную структуру населения, что, в конечном счёте, сказывается на особенностях формирования региональных рынков труда. С другой стороны, состояние рынка труда региона, соотношение спроса и предложения рабочей силы может способствовать привлечению или выталкиванию рабочей силы, т. е. стимулировать приток или отток мигрантов.

Проблемы взаимодействия миграции и рынка труда достаточно широко рассмотрены в работах отечественных учёных О. Д. Воробьёвой, Ж.

А. Зайончковской, Е. С. Красинца, Л. П. Максаковой, C. B. Рязанцева и др. [1]. Основное внимание в исследованиях последних лет уделяется оценке влияния на рынок труда внешней трудовой миграции, получившей значительное развитие в России. Однако недостаточно изученными остаются проблемы воздействия на формирование региональных рынков труда других видов миграции, прежде всего внутренней трудовой миграции, переселений со сменой места жительства, маятниковой миграции и т. п. По данным Росстата, во внутренней трудовой миграции в 2013 г. участвовало 2,4 млн человек. Численность мигрантов, прибывших на постоянное место жительства в РФ, составила 4,2 млн человек [2]. Маятниковой миграцией, являющейся спутником мегаполисов и крупных городов, охвачено несколько миллионов человек. По имеющимся данным, только в Москве ежедневные трудовые потоки достигают более 1 млн человек [3].

В статье предпринята попытка оценить влияние на региональные рынки труда различных категорий мигрантов, которые наряду с безработными оказывают значительное давление на рынок труда, усиливая конкуренцию за рабочие места.

Современная ситуация на рынке труда России характеризуется следующими показателями (таб. 1).

В 2014 году темпы роста экономики снизились - прирост ВВП составил всего 0,6 %, что привело к сокращению спроса на рабочую силу. Поток иностранных трудовых мигрантов стал сокращаться, причём как квалифицированных, так и неквалифицированных кадров. По данным ФМС России, за семь месяцев 2015 г. в России легально работало как с разрешениями на работу, так и по патентам 1 440, 2 тыс. человек, или на 1,1 млн человек меньше, чем за соответствующий период 2014 г. [4].

Для анализа использовались три категории мигрантов - мигранты, прибывающие на постоянное место жительства, внешние трудовые мигранты и внутренние трудовые мигранты. Именно эти три категории составляют большинство учтённых мигрантов (без нелегальных мигрантов). Кроме того, по этим трём категориям мигрантов имеются статистические данные в разрезе субъектов РФ, необходимые для анализа региональных особенностей влияния миграции на рынок труда.

Использовались следующие расчётные показатели:

— коэффициент нагрузки на рынок труда безработными (КНБРТ) - отношение численности безработных граждан, зарегистрированных службой занятости, к числу ва-

Табл. 1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ТРУДА РОССИИ

Год с; <и У : 5 га о. Е >Я ш о ас £ Е О х 0 ■ 1 СО л о с; Ю 5 х —г- N § 111 X ГО эе ГО Ш X л X СО , о II £ 1

Численность населения (мт Сальдо внец» (тыс. чел.) Занятые в экс (млн чел.) -о 2 о ^ —" О О- X О ^ ¡Г 5 £ а Число заявле! сий (тыс.) Численность 1 ныхтрудовы! (тыс. чел.)

2005 143,2 282,1 68,3 1830 817,0 702,5

2006 142,9 132,3 68,3 1766 936,0 1014,0

2007 142,7 239,9 70,8 1560 1126,0 1717,1

2008 142,7 242,1 71,0 1400 900,0 2425,9

2009 142,8 247,4 69,4 2084 661,9 2223,6

2010 142,9 271,5 69,9 1875 650,9 1640,8

2011 143,0 320,1 70,9 1430 619,5 1027,9

2012 143,3 295,0 71,5 1140 835,6 1148,7

2013 143,7 295,8 71,4 918 915,0 1274,0*

2014 146,3 300,0 71,5 973,9 1385,6 1303,6*

Источник: Россия в цифрах 2014 г. http://www.gks.ru. * выдано разрешений на работу.

кансий, заявленных предприятиями и организациями в службу занятости (далее вакансий);

— коэффициент миграционной нагрузки на рынок труда (КМНРТ) - отношение миграционного сальдо населения в трудоспособном возрасте к числу вакансий;

— коэффициент нагрузки на рынок труда иностранной рабочей силы (КНИРС) - рассчитывается как отношение численности иностранных работников, имеющих разрешение на работу, к числу вакансий;

— коэффициент нагрузки на рынок труда внутренними (межрегиональными) трудовыми мигрантами (КНВТМ) - рассчитывается как отношение численности

внутренних трудовых мигрантов, выезжающих для работы в другую местность, к числу вакансий; — коэффициент суммарной миграционной нагрузки на рынок труда (КСМНРТ) определяется путём сложения коэффициентов нагрузки каждой категорией мигрантов: КСМНРТ = КМНРТ + КНИРС + кнвтм.

Для оценки полной или общей нагрузки на рынок труда как безработными так и мигрантами рассчитывается общий коэффициент нагрузки:

КОНРТ = КНБРТ + КМНРТ + КНИРС + кнвтм,

или

КОНРТ = КНБРТ + КСМНРТ

Рассмотрим влияние на рынок труда отдельных категорий мигрантов. По характеру влияния постоянной миграции на рынок труда регионы делятся на две группы - регионы реципиенты, имеющие положительное сальдо миграции, и регионы доноры, в которых сальдо миграции отрицательное. По данным за 2012 год в первую группу регионов - реципиентов вошли 36 субъектов РФ, во вторую группу регионов -доноров - 47 субъектов. В группе регионов - реципиентов миграция населения в трудоспособном возрасте увеличивает нагрузку на рынок труда, а в группе регионов - доноров - снижает.

Среди десяти регионов - реципиентов, имеющих максимальные значения миграционной нагрузки на рынок труда (КМНТР - от 0,47 до 1,73), высокоразвитые субъекты РФ - обе столицы и столичные области, а также Новосибирская, Белгородская, Калининградская области и Краснодарский край. Эти регионы при низком уровне безработицы и минимальной нагрузке на рынок труда (КНБРТ составляет 0,4-1,3) испытывают дополнительную потребность в рабочей силе, что стимулирует миграцию трудовых ресурсов. Кроме того они привлекательны для мигрантов и по показателям уровня жизни, возможностям получить работу и образование. Поэтому приток мигрантов в Московскую и Ленинградскую области, Москву и Санкт-Петербург существенно - в 2-3 раза увеличивает нагрузку на рынок труда. Поглощение наплыва мигрантов рынком труда обусловлено не только потребностью экономики этих регионов в специ-

алистах и квалифицированных рабочих кадрах, но и сохранением работ в сфере торговли, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, требующих неквалифицированного труда мигрантов.

Среди регионов-реципиентов выделяется Республика Ингушетия, в которую несмотря на высокую безработицу идёт приток мигрантов, усиливая и без того чрезмерное давление на рынок труда. Такая ситуация обусловлена острой нехваткой на рабочих мест в реальном секторе экономики.

Иная ситуация складывается в группе из десяти регионев-доноров. Среди них выделяются республики Северного Кавказа. Несмотря на то, что отток трудоспособного населения из них существенно снижает нагрузку на рынок труда (КМНРТ от -1,51 в Курганской области до -44,77 в Республике Дагестан), она продолжает оставаться высокой. Подобная ситуация связана не только с нехваткой новых рабочих мест, но и с сохранением более высоких показателей воспроизводства населения. В десятку регионов-доноров, где миграция также заметно снижает давление на рынок труда, входят, помимо республик Северного Кавказа, Республика Тыва, Республика Калмыкия, Забайкальский край, Курганская и Архангельская области, которые относятся к недостаточно развитым или депрессивным территориям.

В отличие от постоянной миграции влияние внешней трудовой миграции на рынок труда только увеличивает нагрузку на региональные рынки труда. Вопрос заключается только в том, чтобы оценить, вызвана ли внешняя трудовая миграция потребностью экономики региона в дополнительной рабочей силе, либо такой потребности нет и она усиливает давление на местный рынок труда, пополняя ряды безработных, или увеличивая нелегальную занятость. Если показатель нагрузки на рынок труда безработными КНБРТ ниже единицы, то местных ресурсов труда обычно не хватает, если больше - то, как правило, ощущается недостаток трудовых ресурсов.

Среди десятки регионов, имеющих наибольшие значения показателя КНИРС - от 1,52 до 2,96 - Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким национальными округами, т. е. высокоразвитые столичные регионы и нефтегазодобывающие центры. Максимальным значениям КНИРС в этих регионах, как правило, соответствуют минимальные значения показателя нагрузки на рынок труда безработными (КНБРТ 0,3-0,5 по сравнению с 0,9 в среднем по РФ). Исключение составляют лишь Ненецкий

национальный округ и Красноярский край, где показатель нагрузки на рынок труда безработными выше, чем в среднем по России. Таким образом, наибольшее привлечение иностранной рабочей силы осуществляется в регионах, имеющих ограниченные собственные трудовые ресурсы и испытывающих дополнительную потребность в привлечении кадров извне.

В десятке регионов с минимальными значениями показателя КНИРС (от 0,02 до 0,13) статистически значимой обратной связи с показателем нагрузки рынка труда безработными как в предыдущей десятке регионов не прослеживается.

В этой группе представлены национальные республики Северного Кавказа, в которых уровень безработицы достигает очень высоких величин (Чеченская Республика, Республика Ингушетия). В таких условиях даже привлечение незначительных контингентов иностранной рабочей силы серьёзно осложняет ситуацию на региональных рынках труда. Сюда же входят республики Поволжья - Марий Эл, Чувашская, некоторые недостаточно развитые области - Курганская, Ульяновская.

Значительное влияние на региональные рынки труда оказывает внутренняя трудовая миграция, т. е. выезд российских граждан на заработки в другую местность.

Для оценки роли внутренней трудовой миграции использованы данные Росстата о численности занятого населения, выезжающего на работу в другие субъекты РФ и численности занятого населения, въезжающего на работу в субъект РФ. На их основе были рассчитаны показатели сальдо межрегиональной трудовой миграции для каждого региона за 2012 год. Большинство субъектов РФ - 65 из 83 имеют отрицательные сальдо внутренней трудовой миграции и только в 18 регионах число въехавших трудовых мигрантов превышает число выехавших из них (положительное сальдо).

Внутренняя трудовая миграция вносит существенный вклад в пополнение трудовых ресурсов регионов, имеющих максимальный приток российских трудовых мигрантов: обеих столиц и промышленно развитых регионов и центров нефтегазодобывающих отраслей. Эти же регионы наиболее активно привлекают и иностранную рабочую силу, т. е. векторы внешней и внутренней трудовой миграции совпадают. При этом показатели нагрузки на рынок труда внутренними трудовыми мигрантами в указанных регионах выше, чем показатели нагрузки иностранными работниками: в Москве - в 5,4 раза, ХМАО - в 2,3 раза, в ЯНАО - в 2,1 раза, в Тюмен-

ской области - в 1,6 раза. Таким образом, внутренние трудовые мигранты в крупных городах и промышленных центрах используются более активно и можно предположить по более широкому кругу видов экономической деятельности и занятий по сравнению с иностранными работниками.

В группу субъектов федерации, имеющих максимальные масштабы выехавших трудовых мигрантов на заработки в другую местность, вошли как регионы, имеющие высокую безработицу и нагрузку на рынок труда (Республики Дагестан и Калмыкия КНВТМ -75,75 и -14,70), так и регионы, испытывающие нехватку рабочих мест (Московская, Тульская область, Республика Марий Эл, Республика Адыгея КНВТМ - 6,89 и - 5,87). Московская, Курская, Смоленская, Тамбовская области, имея низкие показатели нагрузки на рынок труда и низкий уровень безработицы (КН-БРТ -0,5-1,7), тем не менее обладают значительными скрытыми ресурсами труда, что отражается в высоких показателях выезжающих на заработки в другие местности. Такая ситуация характерна практически для всех субъектов Центрального федерального округа. На внутреннюю трудовую миграцию областей ЦФО большое влияние оказывает близость Москвы, которая стягивает трудовые ресурсы из соседних областей. Московская область имеет возможность потери рабочей силы в обмене с Москвой пополнить за счёт миграции прежде всего из соседних с ней областей ЦФО.

По характеру влияния суммарной миграции на рынок труда (т.е. постоянной миграции, внешней и внутренней трудовой миграции) все субъекты РФ можно разделить на шесть групп: три группы, в которых показатель КСМНРТ имеет положительное значение и три группы, в которых данный показатель является отрицательным (табл. 2).

Для иллюстрации степени влияния миграции на рынок труда сравним десять субъектов РФ, в которых показатели КСМНРТ имеют максимальные положительные и отрицательные значения (таблицы 3 и 4 и рисунки 1 и 2). По данным двух сводных таблиц и графиков можно сделать некоторые выводы.

Все виды миграции, так или иначе, воздействуют на региональные рынки труда. Однако влияние отдельных видов миграции на спрос и предложение рабочей силы неодинаково. В регионах лидерах - Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, ХМАО и ЯНАО - вклад всех видов миграции в увеличение нагрузки на рынок труда решающий и составляет 9497 %. При этом наибольшую роль среди отдельных потоков миграции играет внутренняя трудовая миграция. Так, в суммарном миграционном ко-

Табл. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ГРУППАМ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ УРОВНЯ НАГРУЗКИ СУММАРНОЙ МИГРАЦИИ НА РЫНОК ТРУДА В 2012 Г.

Регионы с положительными значениями КСМНРТ всего 29

N Уровень показателя Коэффициент нагрузки всеми мигрантами на рынок труда (чел.) Количество субъектов

1 ВЫСОКИЙ СВ. 5 6

2 средний ОТ 1 ДО 5 11

3 низкий менее 1 12

Регионы с отрицательными значениями КСМНРТ всего 54

N Уровень показателя Коэффициент нагрузки всеми мигрантами на рыноктруда (чел.) Количество субъектов

1 ВЫСОКИЙ ВС. 5 10

2 средний ОТ 1 ДО 5 27

3 низкий менее 1 17

Источник: расчёты по данным «Труд и занятость в России 2013» Статистичес-

кий сборник, Росстат, Москва, 2013.

эффициенте нагрузки на рынок труда на долю российских трудовых мигрантов приходилось в Москве 79 % в ЯН АО - 66 %. в ХМАО - 67 %, несколько меньше в Санкт-Петербурге - 44 %.

Второй по значимости влияния на рынок труда вид миграции - привлечение иностранной рабочей силы. Лишь в Ненецком национальном округе и Камчатском крае коэффициенты нагрузки КНИРС несколько превышают коэффициенты нагрузки КНВТМ. Постоянная миграция со сменой места жительства в показателе суммарной миграционной нагрузки на рынок труда имеет наименьшее значение и уступает первым двум видам миграции, колеблясь от 0,26 в Камчатском крае до 1,09 в Санкт-Петербурге. Это соответственно всего 12,6 % и 18,4 % от суммарной нагрузки на рынок труда всех видов миграции.

Что же касается Республики Ингушетия, то суммарная миграционная нагрузка, равная 11 человек на одну вакансию (максимальное значение КСМНРТ) не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на смягчение и без того тяжёлой ситуации на рынке труда; более того имеет место приток постоянного населения в республику. Коэффициент миграци-

Табл. 3. ДЕСЯТЬ РЕГИОНОВ С МАКСИМАЛЬНЫМИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ

ЗНАЧЕНИЯМИ СУММАРНОЙ НАГРУЗКИ МИГРАНТОВ НА РЫНОК ТРУДА В 2012 Г.

в том числе 1С 5 О го

Коэффициент сумма; ной миграционной на грузки на рынок труд (КСМНРТ) (КМНРТ) (КНИРС) (КНВТМ) Коэффициент нагруз! безработными на рьп труда(КНБРТ) Коэффициент общей грузки на рынок труд (КОНРТ)

1. Республика Ингушетия 11,15 13,95 0,10 -2,90 232,6 243,75

2. Москва 10,75 0,64 1,57 +8,54 0,3 11,05

3. Ямало-Ненецкий автономный округ 9,39 0,27 2,92 +6,20 0,4 9,79

4. Ханты-Мансийский автономный округ 6,98 0.27 2,03 +4.68 0,4 7,38

5. Санкт-Петербург 5,94 1.09 2,26 +2,59 0,4 6,34

6. Ненецкий автономный округ 5,53 0,25 2,78 +2,50 1,7 7,23

7. Тюменская область 4,42 0,42 1,52 +2,48 0,3 4,72

8. Чукотский автономный округ 2,68 -0,02 1,26 +1,44 0,9 3,58

9. Краснодарский край 2,34 0,47 0,88 +0,99 0,5 2,84

10. Камчатский край 2,06 0,26 0,91 +0,89 1,0 3,06

Источник: расчёты по данным «Труд и занятость в России 2013» Статистический сборник, Росстат, Москва, 2013.

онной нагрузки безработными на рынок труда Республики Ингушетия остаётся запредельным - 232 человека на вакансию, а с учетом миграции ещё выше - более 243 человек. Аналогичная ситуация складывается и в Чеченской Республике с той лишь разницей, что миграция населения несколько снижает давление на рынок труда: показатель КНБРТ составляет 110 человек на вакансию, а с учётом оттока населения - 104 человека.

Табл. 4. ДЕСЯТЬ РЕГИОНОВ С МАКСИМАЛЬНО ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ

ЗНАЧЕНИЯМИ СУММАРНОЙ НАГРУЗКИ МИГРАНТОВ НА РЫНОК ТРУДА В 2012 Г.

й- <ь & втом числе ЙЙ > ГО = Го

? г 5 1° & КМНРТ КНИРС кнвтм £ }= го р4 ^ X ш 1 ею С ° о

5 « « — ^ а_ го (_ Л £ 1 о-§115 о I ^ 1- = го 5 ° 3 -в-^ £ 5 Й к С1-го 5

° о 2 м 5£ ООО ^ Ю I Я >о

1. Республика -119,16 -44,77 1,36 -75,75 69,6 -49,56

Дагестан

2. Республика -17,27 -3,30 0,73 -14,70 3,4 -13,87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калмыкия

3. Курганская -6,76 -1,51 0,11 -5,36 1,7 -5,06

область

4. Республика -6,43 0,29 0,17 -6,89 0,7 -5,73

Адыгея

5. Курская область -5,84 0,35 0,44 -6,63 1,7 414

6. Чеченская -5,84 -2,11 0.07 -3,80 110,3 104,46

Республика

7. Кабардино- -5,83 -1,75 0,21 -4,29 3,3 -2,53

Балкарская

Республика

8. Тамбовская -5,72 0,03 0,65 -6,40 0,9 -4,82

область

9. Республика -5,25 -0,37 0,02 -4,90 0,6 -4,65

Марий Эл

10. Брянская область -5,23 -0,63 0.28 -4.88 1,2 -4.03

Источник: расчёты по данным «Труд и занятость в России 2013» Статистический сборник, Росстат, Москва, 2013

В десятке регионов с максимально отрицательными значениями нагрузки мигрантов на рынок труда представлены субъекты Федерации, в которых наблюдается высокий уровень безработицы, за исключением Курганской и Тамбовской областей. В регионах этой группы, так же как и первой, наибольший вклад в снижение нагрузки на рынок труда вносит внутренняя трудовая миграция, особенно заметно в Республике Адыгея, Курской

Камчатский край Краснодарский край Чукотский АО Тюменская область НАО

Санкт-Петербург ХМАО ЯНАО Москва

8,5 29,7 29,1 32,7

16,5 31,0 17,6

0,5 3 5,2 40,2 25,1

8,9 32,2 52,5 6,4

3,5 38,4 3' 23,5

17,2 35,6 40,9 6,3

3,7- 27 ,5 53 4 5,4

2,8 29 8 63,3 4,1

5,8 14,2 77,' 2,7

г 5,5 о^н 95, ^■

0 20 40 60 80 100

постоянная миграция внутренняя трудовая миграция

внешняя трудовая миграция безработица

Рис. 1. Влияние миграции и безработицы на рынок труда (регионы с положительными значениями КСМНРТ).

Брянская область Республика Мари-Эл Томбовская область Кабардино-Балкарская.. Чеченская Республика Курская область Адыгея

Курганская область Республика Калмыкия Республика Дагестан

Рис. 2.

-7,1 0,4 0,5 11,4 6,0 1,2

« ! 7,5

постоянная миграция внутренняя трудовая миграция

внешняя трудовая миграция

Влияние миграции и безработицы на рынок труда (регионы с отрицательными значениями КСМНРТ).

и Тамбовской областях. Отток постоянных мигрантов наиболее значительно сказался на снижении давления на рынок труда в Чеченской Республике на 36,1 % от общего суммарного коэффициента миграционной нагрузки, в Кабардино-Балкарской Республике на 30 %, Курганской области на 22,3 %.

Обращает на себя внимание следующий факт.

В регионах с высоким уровнем безработицы, прежде всего во всех республиках Северного Кавказа (за исключением Чеченской республики). Республике Калмыкия, Республике Марий Эл и в ряде областей (Тамбовская, Курская, Курганская и др.), коэффициент нагрузки на рынок труда

внутренней трудовой миграции выше, чем показатель нагрузки на рынок труда безработными. Это говорит о том, что в процесс трудовой миграции вовлечены не только безработные, зарегистрированные в службах занятости, но и трудоспособные граждане, которые не имеют постоянной работы и решают проблемы трудоустройства самостоятельно. Поэтому реальные резервы рабочей силы в указанных регионах ещё выше. В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте необходимо более тщательно оценить скрытые резервы труда в регионах, выявить не только масштабы внутренней трудовой миграции (а они, несомненно, больше, чем фиксирует Росстат - более 2,4 млн человек), но и определить направления движения трудовой миграции, т. е. разрабатывать «шахматку» потоков внутренней трудовой миграции.

Государство не регулирует должным образом отдельные потоки миграции и не учитывает их влияние на рынок труда. Существует большое число разнонаправленных потоков внутренних и внешних трудовых мигрантов. Например, в Московской области в 2012 году выехало на заработки в другие регионы 295,8 тыс. российских граждан, а привлечено иностранной рабочей силы - 149,3 тыс. человек, в Ленинградской области соответственно 107,4 тыс. и 34,7 тыс., в Калужской - 26,9 тыс. и 24,1 тыс., в Нижегородской- 26,6 тыс. и 17,1 тыс. человек. Эти диспропорции свидетельствуют о разбалансированности спроса и предложения рабочей силы не только по регионам, но и по отраслям и профессиям, отсутствии заинтересованности работодателей вкладывать средства в развитие человеческого капитала, подготовку и переподготовку кадров с учётом требований новой экономики.

Миграционная политика должна строиться с учётом совокупной оценки влияния всех видов миграции на рынок труда. Первостепенное значение приобретает стимулирование внутренней трудовой миграции, её регулирование в нужных масштабах и направлениях.

Меры миграционной политики должны осуществляться в тесной увязке с долгосрочными планами социально-экономического развития регионов. От этого зависят не только структу рные сдвиги в экономике и занятости, но и наиболее полное и рациональное использование собственного трудового потенциала с минимальным и избирательным привлечением иностранной рабочей силы.

Для повышения эффективности использования трудового потенциала необходимо возродить практику разработки баланса трудовых ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровне. В новых экономических ус-

ловиях его роль как инструмента достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы должна возрасти. Появились новые формы занятости и категории работающих, которые раньше в балансе трудовых ресурсов не отражались. К ним относятся иностранные трудовые мигранты, российские граждане, работающие за границей, занятые в неформальном секторе, часть трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, которые находятся в пограничной ситуации между безработицей и экономической неактивностью, но которые выражают желание работать. По данным обследований только численность экономически неактивных граждан, но желающих работать, составляет 4,5-5,4 млн человек [5]. Необходимо полнее учитывать в балансе трудовых ресурсов данные - как в составе источников формирования трудовых ресурсов, так и в разделе их распределения по видам экономической деятельности. В этих целях предлагается внести в существующую схему баланса трудовых ресурсов ряд поправок, предусмотрев выделение отдельной строкой общей численности безработных по методологии МОТ, в том числе зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения и желающих работать среди экономически неактивного населения трудоспособного возраста. Также следует включить в баланс позицию по численности российских граждан, работающих за рубежом, которых по данным за 2012 г. насчитывалось 64,4 тыс. человек.

Что касается внешних трудовых мигрантов, то общая их численность фиксируется в балансе трудовых ресурсов как источник рабочей силы, начиная с 1998 г. Однако этого недостаточно. В целях более глубокого изучения использования иностранной рабочей силы следует включить в баланс трудовых ресурсов их распределение по основным видам экономической деятельности.

В схему баланса трудовых ресурсов по субъектам РФ, помимо указанных дополнений, очень важно включить дополнительно сведения о численности российских трудовых мигрантов. Эта информация поможет полнее использовать собственные ресурсы труда, оценить вклад российских трудовых мигрантов в развитие экономики регионов, их конкурентоспособность с внешними трудовыми мигрантами.

Реализация данных предложений позволит актуализировать баланс трудовых ресурсов, сделать его более эффективным инструментом для улучшения использования трудового потенциала в условиях сокращения численности населения трудоспособного возраста и модернизации российской экономики.

Необходимо также совершенствовать статистический учёт различных категорий мигрантов, в том числе внешних и внутренних трудовых мигрантов, наиболее активно влияющих на региональные рынки труда. В этих целях целесообразно провести выборочное статистическое обследование домохозяйств для сбора информации о трудовых мигрантах и условиях использования их труда [6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воробьёва О.Д. Рыноктруда и миграция. Миграционный барометр в Российской Федерации. Серия специальных докладов / Фонд «Новая Евразия», М., 2011; Рязанцев C.B. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование, М.: Формула права, 2007; Зайончковская Ж.А., Красинец Е.С. и др. Трудовая миграция в России / ред. О.Д. Воробьёва. Вып. 2. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001 ; Красинец Е. С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. М., 1997; Миграция и рынок труда в странах Средней Азии / под ред. Л. П. Максаковой. Москва; Ташкент, 2002.

2. Труд и занятость в России: статистический сборник / Росстат. М,, 2013; Демографический ежегодник России: статистический сборник// Росстат М.. 2013.

3. Леденёва П.. Донец Е. Масштабы привлечения труда маятниковых мигрантов в Московском регионе // Социальная и демографическая политика. 2007. № 4.

4. Электронный ресурс http://fms.gov.ru.

5. Инновационная экономика: занятость, трудовая мотивация, эффективность труда / под Л.С. Чижовой. М.: Экономика, 2011.

6. Воробьёва О.Д., Гребенюк A.A., Топилин A.B. Методологические подходы к организации обследования труда мигрантов в России // Вопросы статистики. 2013. № 10.

ОБ АВТОРЕ Топилин Анатолий Васильевич, доктор экономических наук, про-

фессор, заведующий сектором демографии, миграционной политики и регулирования рынка труда Центра развития человеческого капитала и политики занятости ФБНУ «Институт макроэкономических исследований».

Телефон +79035668868. E-mail: [email protected].

Topilin Anatoly Vasil'yevich, Doctor of Economics, professor, Head of the demography, migration policy and labor market regulation of the Center for development of human capital and employment policy Macroeconomic Research Institute. Phone 79035668868. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.