Научная статья на тему 'Технический прогресс или трудовая миграция?'

Технический прогресс или трудовая миграция? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / FOREIGN WORKERS AND IMMIGRATION POLICY / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / TECHNOLOGICAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калугина З.И.

Статья посвящена анализу предпосылок, тенденций, масштабов и проблем привлечения иностранной рабочей силы на российский и сибирский рынок труда. Рассматриваются плюсы и минусы трудовой миграции. Дискутируются альтернативы решения кадровой проблемы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калугина З.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological Progress or Labour Migration?

This article analyzes the assumptions, trends, scope and challenges of attracting foreign labor to the Russian and Siberian labor market. Discusses the pros and cons of labor migration. Alternative solutions are discussed staffing problem in Russia.

Текст научной работы на тему «Технический прогресс или трудовая миграция?»

Технический прогресс или трудовая миграция?*

З.И. КАЛУГИНА, доктор социологических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: zima@ieie.nsc.ru

Статья посвящена анализу предпосылок, тенденций, масштабов и проблем привлечения иностранной рабочей силы на российский и сибирский рынок труда. Рассматриваются плюсы и минусы трудовой миграции. Дискутируются альтернативы решения кадровой проблемы в России.

Ключевые слова: иностранная рабочая сила, миграционная политика, технический прогресс

Предпосылки спроса на иностранную рабочую силу

В постсоветской России не умолкают дискуссии по поводу путей решения проблемы дефицита трудовых ресурсов, обусловленного демографическим кризисом в стране. Многие авторы сходятся во мнении о необходимости наращивания трудовой миграции, так как собственных рабочих рук не хватает; либо они есть, но не той квалификации, не в том регионе, не хотят трудиться на рабочих местах с низкой оплатой труда, и т.д. При этом в стороне остаются вопросы модернизации экономики, распространения инновационных технологий, новых способов организации труда, современного менеджмента, благодаря которым потребность в живой рабочей силе резко сокращается.

Похоже, что российский бизнес с молчаливого согласия государства идет по пути наименьшего сопротивления: получать прибыль здесь и сейчас, не заботясь о перспективах, выжимать все, что возможно, из устаревшей техники и оборудования, нещадно эксплуатируя бесправных, необразованных, низкоквалифицированных гастарбайтеров. Паразитируя на материально-технической базе, созданной еще в советские времена, новые собственники «заводов, станков, пароходов» не проявляют заинтересованности в техническом перевооружении производства.

* Статья подготовлена в рамках междисциплинарного интеграционного проекта фундаментальных исследований СО РАН «Трансграничные отношения в азиатской части России: комплексная оценка преимуществ и угроз».

ЭКО. - 2013. - №1

КАЛУГИНА З.И.

Если в начале прошлого века страна гордилась успехами индустриализации, то в начале нового тысячелетия приходится говорить о деиндустриализации страны. По расчетам д.э.н. А.Н. Захарова, доля пятого технологического уклада в России только за 1990-2005 гг. уменьшилась с 6 до 1,2%, четвертого - с 51 до 39%, тогда как третьего - увеличилась с 37 до 47%, а реликтовых укладов, свойственных XIX в. или доиндустриальной эпохе, - с 6 до 12,7%1.

По некоторым оценкам, Россия отстает технологически от наиболее развитых стран как минимум на 25 лет2, и у нее нет шансов достичь уровня передовых стран по производительности труда. К сожалению, государство не взяло на себя ответственность за создание таких институциональных условий, которые вынуждали бы отечественный и иностранный бизнес вести активную инвестиционную политику по техническому перевооружению своих производств и внедрению базовых инноваций. В результате объем инвестиций в основной капитал составил в постсоветский период примерно две трети уровня 1990 г.3 По инновационному развитию Россия находится, по оценкам международных экспертов, на 57-й позиции из 131 страны, а по факторам, содействующим развитию инновационного бизнеса, - на 77-й4.

Между тем, по данным официального прогноза, среднегодовой ежегодный прирост инвестиций в основной капитал в 2011-2013 гг. составит 7%, что существенно ниже минимально необходимого уровня не только для реализации стратегии опережающего развития России, но и для поддержания простого воспроизводства основных фондов. При этом, по мнению академика С. Глазьева, запланированное к концу прогнозируемого периода увеличение нормы накопления до 21,9% неудовлетворительно, так как данная величина в полтора раза

1 Захаров А.Н. О перспективах развития российского АПК. URL: http:// www.isras.ru/files/File/Socis/2006-07/zaxarov.pdf

2 Узяков М.Н., Узяков Р.М. Ключевые детерминанты долгосрочного прогноза развития экономики // ЭКО. - 2012. - № 6. - С. 57.

3 БарановА.О. Макроэкономический анализ основных итогов развития России в постсоветский период // ЭКО. - 2012. - № 6. - С. 23.

4 Носачевская Е.А. О научно-техническом и инновационном потенциале России // ЭКО. - 2011. - № 8. - С.7.

ниже сложившейся в экономике нормы сбережений и свидетельствует о существенном недоиспользовании инвестиционного потенциала.

Неудивительно, что даже к концу прогнозируемого периода объем инвестиций в основной капитал будет почти на 20% ниже, чем в 1991 г. Неизбежно отставание России не только от стран «золотого миллиарда», но и от группы стремительно прогрессирующих стран «развивающегося» мира5. В такой ситуации России ничего не остается, как только уповать на трудовую миграцию.

Масштабы трудовой миграции на российском рынке труда

Численность иностранных граждан, осуществляющих легально трудовую деятельность на территории России, выросла с 1995 г. по 2008 г. почти в 9 раз: с 281,1 тыс. до 2425,9 тыс. чел. При этом 75% трудовых мигрантов составляли выходцы из стран СНГ, а 25% - из дальнего зарубежья. Экономический кризис 2008-2009 гг. снизил приток рабочей силы из-за рубежа. В 2010 г. на российском рынке труда было 1640,9 тыс. иностранных работников, что примерно соответствовало уровню 2007 г. При этом более интенсивно сокращались потоки мигрантов из стран дальнего зарубежья, в меньшей степени это коснулось выходцев из стран СНГ (рис. 1).

До последнего времени рост трудовой миграции был следствием как увеличения спроса на иностранных работников в России (о предпосылках которого говорилось выше), так и расширения предложения труда со стороны основных стран-доноров, обусловленного спецификой экономических и демографических процессов в этих странах. Основные потоки иностранных мигрантов формируются из бедных стран с неразвитой рыночной экономикой, высокими масштабами безработицы: они направляются в регионы с более высокой заработной платой и вакансиями на региональных рынках труда. Существование зависимости между состоянием

5 Глазьев С. Грядут не просто три очередных потерянных года (по поводу прогнозных и бюджетных параметров 2011-2013) // РЭЖ. - 2010. - №4.-С. 3-10.

—О—Всего —щ—Из СНГ —д—Из стран дальнего зарубежья

Рис.1. Динамика численности иностранных работников на российском рынке труда в 1995-2010 гг., тыс. чел.

Источник рис. 1-2: Российский стат. ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. -М., 2011.- С. 129.

региональных рынков труда и масштабами миграции эмпирически доказано на примере Великобритании, Западной Германии и других стран6.

При этом следует учитывать, что официальная статистика не отражает реального положения дел, так как, по оценкам экспертов, численность нелегальных (незаконно занятых) трудовых мигрантов в России оценивалась в 3-4 млн чел. на начало 2000-х годов и в 5-7 млн чел. - к 2005-2007 гг.7 По сегодняшним оценкам Федеральной миграционной службы, нелегальная миграция находится на уровне 3-3,5 млн чел. Незаконная миграция, сосредоточенная в основном в теневом секторе экономики, является одной из причин усиления негативного отношения части россиян к мигрантам.

Соотношение легальной и нелегальной части трудовой миграции в последние годы изменилось к лучшему благодаря упрощенному порядку постановки въезжающих граждан

6 Подробнее см.: Иностранные мигранты на сибирском рынке труда / Под ред. С.В. Соболевой, И.В. Октябрьской. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. -С.99-106.

7 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2008. Россия перед лицом демографических вызовов / Под ред. А.Г.Вишневского. - М.: ПРООН, 2009. - С.103.

на миграционный учет и введению закона о патентах. Последняя мера, по оценкам зарубежных экспертов, достаточно эффективна.

Со временем меняется национальный состав мигрантов. Если в середине 1990-х годов более половины трудовых мигрантов, направлявшихся в Россию, были выходцами из стран дальнего зарубежья, то в 2010 г. их доля сократилась до 23,9%. Из них китайцы составляли почти половину. Из стран СНГ наиболее интенсивными были потоки трудовых мигрантов из Узбекистана (31,2% всех мигрантов), Таджикистана (16,4%), Украины (10,2%) (рис. 2).

н

Рис. 2. Доля стран-доноров в общей численности

мигрантов в Россию за 1995, 2008 и 2010 гг., %

Эксперты-демографы считают, что китайцы среди народов, заселяющих Россию, вышли на четвертое место по численности после русских, татар и украинцев. Вступление России в ВТО и, как следствие, снижение барьеров для движения через границы рабочей силы еще более усугубит этот процесс, отмечает Н.В. Курьянович8. Обеспокоенность засильем китайцев на востоке страны высказывается как в научных работах, так и в публикациях центральной и региональной прессы. Очевидна необходимость мониторинга и глубоких исследований социально-экономических последствий китайской экспансии на территории России и, в первую очередь, на азиатской ее части.

8 URL: http://www.xpomo.com/ruskolan/liter/china.htm

В целом миграционный прирост населения России за счет международной миграции за последние годы увеличился и составил в 2010 г. 158078 чел., а в 2011 г. - 319761 чел., из них 90-95% были из стран СНГ. Миграционный прирост населения страны за счет выходцев из стран дальнего зарубежья в этот период вырос в 4 раза и составил в 2011г. 31780 чел.9 Из всех прибывших иностранных граждан более 80% находились в трудоспособном возрасте. При этом сельская местность проигрывала во внутрирегиональном и межрегиональном обмене внутри страны, но имела миграционный прирост населения за счет международной миграции, в первую очередь, из бывших союзных республик.

Наряду с привлечением иностранных граждан ведется работа по оказанию содействия по добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. За 20082011 гг. численность участников соответствующей государственной программы увеличилась в 3,5 раза и составила на 1 января 57727 чел. Чтобы судить о масштабах возвратной миграции наших соотечественников, достаточно сказать, что, по некоторым оценкам, около 20-30 млн русскоязычного населения проживает за рубежом. Крупные русскоязычные диаспоры выходцев из СССР и России сформировались в Германии (около 3 млн человек), США (2,9 млн) и Израиле (1,2 млн)10.

Как отмечалось в Докладе о развитии человеческого потенциала в РФ за 2008 г., сдвиги в миграционных процессах происходили и по другим направлениям:

• от жителей крупных городов, которые составляли основу потоков в недалёком прошлом, - к выходцам из небольших городов и из села (более 70% мигрантов приезжают в Россию из сёл и малых городов);

• от более образованной - к менее образованной миграции (уровень образования и профессиональной подготовки мигрантов снижается, 50% из них не имеют профессионального образования);

• от более благополучной - к более бедной части социального спектра: большинство мигрантов относили себя к группе бедных (38%) и очень бедных (46%);

9 Численность и миграция населения Российской Федерации в 2011 году: Стат. бюллетень. - М., 2012. - С. 41.

10 1Ж1_: http://www.kpravda.ru/article/politic/003324/

• от мигрантов, культурно близких к россиянам,- к мигрантам с большей культурной дистанцией (в структуре потока растёт доля выходцев из мусульманских стран Центральной Азии, в 2007 г. их доля составила 41%);

• мигранты всё хуже знают русский язык (10-15% из них знают его плохо и от 20% до 40%- не очень хорошо).

В результате этих изменений Россия сегодня сталкивается с качественно иной миграцией. Культурно более далёкие и менее адаптивные мигранты - серьёзный вызов миграционной политике, которая, по мнению авторов доклада, должна учитывать происходящие изменения11.

Чем заняты мигранты на российском рынке труда

Наиболее востребованы на российском рынке труда рабочие профессии. Больше всего привлекаются иностранные рабочие на горные, горно-капитальные, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы. В 2011 г. этой категории иностранных мигрантов предполагалось выдать более 530 тыс. разрешений на работу. Второе место занимают неквалифицированные рабочие: для них предусматривалось 388,6 тыс. разрешений. На третьем месте (109,5 тыс. разрешений) - это руководители учреждений, организаций, предприятий. Но на некоторые виды деятельности существует прямой запрет для иностранцев. Им по-прежнему нельзя работать продавцами на розничных рынках, в палатках. Кроме того, иностранцам запрещено торговать алкогольными напитками и медикаментами где бы то ни было. «Нулевая квота» на некоторые профессии была введена с целью освобождения рабочих мест для безработных россиян. Эта мера сыграла свою положительную роль. На высококвалифицированных специалистов трудовые квоты не распространяются12.

По оценкам экспертов, в России, как и во многих принимающих странах, идет процесс разделения труда на основе этнической и гендерной сегрегации работников, происходит выделение и оформление мигрантских ниш занятости. В основном

11 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2008. Россия перед лицом демографических вызовов / Под ред. А.Г.Вишневского. - М.: ПРООН, 2009. - С. 104.

12 Российская газета. - 2011. - 13 янв.

это рабочие места на вторичном рынке труда, характеризующиеся временным и неустойчивым характером занятости, низкими заработками и отсутствием гарантий.

Потребность региональных рынков труда в рабочей силе частично покрывается за счет внутренней миграции. При этом следует отметить гибкость населения по перемещению внутри региона проживания и в межрегиональных перемещениях в зависимости от ситуации на локальных рынках труда. Оживление экономики, наблюдаемое с середины 2000-х годов во многих регионах страны, обусловило сокращение внутренней миграции. Взвешивая все «за» и «против» переезда в другие регионы в поисках работы, местное население предпочитало оставаться в родных местах. Если в 2001 г. в целом по Федерации мигрировало 2,14 млн чел., то в 2005 г. масштабы внутренней миграции сократились до 1,9 млн чел., а в 2009 г. -до 1,71 млн чел.13

Ситуация существенно изменилась при кризисе конца 2000-х годов. Сокращение спроса на рабочую силу на местах привело к оживлению внутренней миграции. Так, в 2010 г. масштабы внутренней миграции превысили уровень 2009 г. и составили 1,91 млн чел., а в 2011г.- 3,06 млн чел. При этом внутрирегиональная миграция была несколько выше, чем межрегиональная (соответственно 54,2% от общего объема внутренней миграции в 2010 г. и 55,8%- в 2011г.)14.

Проведенное отделом социальных проблем ИЭОПП СО РАН в 2012 г. исследование рынка труда в одном из сельских районов Новосибирской области показало, что практически в каждом селе от 50 до 100 местных жителей отправляются на заработки вахтовым методом на Север, в областной центр и другие города и регионы Российской Федерации. При этом значительную долю внутренних трудовых мигрантов составляют квалифицированные кадры: механизаторы широкого профиля, сварщики, механики. Тем самым усугубляется проблема кадрового обеспечения села. Неквалифицированные сельские работники находят применение в городах на многочисленных охранных предприятиях и в организациях.

13 Российский стат. ежегодник. 2011: Стат. сб./ Росстат. - М., 2011.- С. 104,105, 109.

14 Численность и миграция населения Российской Федерации в 2011 году: Стат. бюллетень. - М., 2012. - С. 41.

Какова квалификация привлекаемой иностранной рабочей силы?

Известно, что около половины трудовых мигрантов, прибывающих в Россию из сопредельных государств, не владеют русским языком и не имеют профессионального образования (таблица). Поэтому они используются в основном на неквалифицированных низкооплачиваемых работах.

Распределение в РФ мигрантов 14 лет и старше по уровню образования, 2011 г., %

Уровень образования Миграция

в пределах России международная

Высшее профессиональное 42,4 9,5

Неполное (незаконченное) высшее 4,8 2,2

Среднее профессиональное 29,7 19,9

Начальное профессиональное 2,6 3,5

Среднее общее (полное) 14,1 35,6

Основное общее (среднее общее неполное) 3,2 6,8

Начальное общее и не имеющие образования 0,4 1,7

Уровень образования не указан 2,8 20,8

Источник: Численность и миграция населения Российской Федерации в 2011 году: Стат. бюллетень. - М., 2012. - С. 95, 96.

Шансы привлечь готовые квалифицированные кадры у России крайне малы, отмечает известный географ Ж.А. Зай-ончковская, поскольку конкуренция на глобальном рынке квалифицированного труда очень высокая, а Россия на нем -аутсайдер. Решить проблему может подготовка квалифицированных работников в самой России15. В настоящее время в Государственную думу внесен законопроект, закрепляющий за трудовыми мигрантами право на получение образования в России. В случае его принятия мигранты с рабочей визой смогут обучаться в российских вузах и техникумах с одновременным правом на работу в свободное от учебы время.

В стране имеется и иной опыт решения данной проблемы. Так, было предложено создавать в соседних государствах центры содействия миграции. Из крупных российских городов

15Зайончковская Ж.А. Федеральные округа на миграционной карте России // Регион: экономика и социология. - 2012. - № 3. - С.3-18.

в этом эксперименте участвовал Санкт-Петербург. Для его нужд началась подготовка рабочих в Киргизии и Таджикистане. Заявка на рабочих формировалась в Санкт-Петербурге. Например, требовалось 120 плотников, 15 каменщиков. Этот запрос отправлялся в центр содействия миграции соответствующей страны. Там либо отбирали рабочих с нужной специальностью, или обучали желающих, а также проверяли состояние их здоровья, знание русского языка. Затем специалист приезжал в Россию, уже к конкретному работодателю16.

Страны-доноры также не остаются в стороне от решения данной проблемы. Так, в последние годы, например, в Таджикистане открыто 28 центров обучения взрослых, наиболее крупный - в Душанбе. Здесь обучают основам специальностей, востребованных за рубежом: домоводство, кулинария, рабочие профессии, учат иностранным языкам. Наиболее востребованы английский и немецкий, русский в разряд самых популярных не попадает. Помимо местных специалистов, в центре работают эксперты из Турции, Греции, Германии -как на постоянной основе, так есть и «приезжающие» тренеры. Центр частично финансируется Германским обществом по международному сотрудничеству, оказывают ему поддержку и другие государства и организации, в том числе Лондонская торгово-промышленная палата, Международная организация труда и Международная организация по миграции. Обучение для таджиков в нем платное. Средняя цена -42 долл. за курс, срок - от одного до шести месяцев17.

Как подчеркивается в Концепции миграционной политики РФ на период до 2025 г., миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. А пока высококвалифицированные специалисты представляют немногочисленную группу среди мигрантов (на конец 2011 г. - около 10 тыс. чел., из них доля граждан СНГ не превышала 7-8%18). Одна из стратегических задач

16 URL: http://forumkadrovikov.ru/showthread.php?t-77862

17 URL: http://www.rg.ru/2012/06/14/migranty.html

18 Денисенко М., Чудиновских О. Миграции между странами СНГ. URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2012/0533/analit04.php

миграционной политики - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

Сколько зарабатывают трудовые мигранты?

Заработки мигрантов зависят от их квалификации, сфер занятости, условий найма и территории преимущественного пребывания. На региональных рынках труда заработки мигрантов варьируют от нескольких до десятков тысяч рублей в месяц. Например, в Московской области, по информации начальника областного Управления ФМС России О. Моло-диевского, мигрант в среднем зарабатывает 20-30 тыс. руб. в месяц19. В целом же за 2009 г. иностранные мигранты перечислили в свои страны около 19 млрд долл. (примерно 2% российского ВВП). Это больше, чем перечислили на родину гастарбайтеры в разных странах Европы. В Германии эта сумма составила 16 млрд долл., в Италии- 13 млрд, в Испании -менее 13 млрд долл.20

По заявлению главы Федеральной миграционной службы РФ К. Ромодановского, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России. Ежегодно мигранты перечисляют в свои страны около 65% своих доходов (около 13 млрд долл). Но, высылая из страны такую, казалось бы, огромную сумму денег, гастарбайтеры своим трудом ежегодно прибавляют к ВВП России около 2 трлн руб.21 Иными словами, вклад мигрантов в экономику и демографию страны пребывания существенно превышает расходы, связанные с миграцией. При отсутствии должного внимания техническому перевооружению производства привлечение трудовых мигрантов является для российских предпринимателей весьма выгодным мероприятием.

Издержки трудовой миграции

Существует две противоположные точки зрения относительно последствий внешней трудовой миграции. Часть

19 URL: http://forumkadrovikov.ru/showthread.php?t-77862.

20 URL: http://www.gumilev-center.ru/7p-4168

21 URL: http://www.rb.ru/article/rossiya-pobila-rekord-po-kolichestvu-migrantov/ 4890447.html

исследователей (А. Вишневский, Ж. Зайончковская, Л. Рыба-ковский, Л. Дробижева и др.) оценивают внешнюю трудовую миграцию как выгодное и прогрессивное явление, обусловленное не только необходимостью восполнения убывающего населения, но и дифференциацией уровня оплаты труда и качества жизни населения в разных странах. Другая часть, например, А.В. Дмитриев и Г.А. Пядухов22, рассматривают внешнюю трудовую миграцию как вынужденную и примитивную форму жизни миллионов людей, на которую их обрекают правящие режимы.

Для основной массы мигрантов, работающих по найму в России, примитивность бытия усиливается архаичными, неправовыми практиками трудовых отношений, свойственными минувшим эпохам. Даже у тех, кто трудится легально, нет никаких социальных гарантий, им не выплачиваются больничные, пособия по беременности, они не имеют права на пенсию. Атмосфера социальной несправедливости и общий деструктивный фон, по мнению авторов, таят в себе угрозу возникновения конфликтов, мотивируют напряженность во взаимодействиях мигрантов и работодателей. Последние успешно используют в своих интересах как новации, так и просчеты миграционной политики. Часть работодателей выступают инициаторами нелегальной трудовой миграции, в первую очередь, из стран безвизового въезда в РФ.

Другая проблема, по мнению М. Делягина, - разрушение миграцией этнокультурного баланса России. При этом этнокультурный баланс рушится не только вследствие внешней, но и внутренней миграции, когда из традиционно населенных русскими регионов происходит выдавливание коренного населения23.

Увеличивают ли мигранты преступность? По оценкам начальника Управления ФМС России по Московской области О. Молодиевского, на долю мигрантов в Подмосковье

22 Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Мигранты и социум: интеграционный и дезинтеграционный потенциал практик взаимодействия //Социс. - 2011.-№ 12. - С. 51.

23 Ответ экономиста М. Делягина на вопросы журналиста Е. Черных // Комсомольская правда. - 2009. - 23 дек. // иЯ1_: http://www.lukashenko2008.ru/ агИс^^аП/863/

приходится 10% от всех преступлений. Почти половина противоправных действий связана с изготовлением и использованием подложных документов на пребывание и осуществление трудовой деятельности в регионе. При этом часть преступлений, например, воровство вызвана невыполнением работодателями своих обязательств24. Такая ситуация наблюдается и в других регионах страны. Но если учесть низкую раскрываемость преступлений, то реальные масштабы правонарушений и преступных действий с участием мигрантов окажутся намного выше указанных цифр. Тревожным фактом являются участившиеся случаи открытого сопротивления мигрантов властям, наблюдаемые как в регионах, так и в столице.

По мнению начальника управления по делам миграции ГУВД Иркутской области Ю. Гартнера, те, кто въезжают в страну законно по трудовым визам, менее криминогенны, чем «дикие» мигранты. За трудовых мигрантов несет ответственность работодатель, который заинтересован в том, чтобы его работники не имели столкновений с законом, компактно проживали и охранялись службой безопасности. Работодатель, вложивший в них деньги, хотел бы получить прибыль, а не проблемы с законом. Китайцы, по его мнению, в России вообще совершают очень мало преступлений.

Другое дело - мигранты из СНГ, которые пытаются любыми путями приехать и остаться работать, что противоречит условиям визы. Преступления этих мигрантов чаще всего связаны с подделкой документов и наркотиками. Обмануть паспортно-визовую базу данных проштрафившемуся иностранцу несложно. Достаточно получить новый паспорт, после чего иммигрант перестает существовать для российских пограничников и консулов, поскольку в России иностранцев идентифицируют по номеру паспорта. И для решения этой проблемы нужны либо большие инвестиции - для принципиального изменения базы данных, либо заинтересованные стороны должны ввести дополнительные защитные механизмы25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 иЯ1_: ИПр:/Аоштка^оу1коу.ги/зИо\мШгеас1.рИр?1-77862

25 Иностранный легион. 1Ж1_: http://meCiacratia.ru/owa/mc/mc_publications.html? а_й-8060

Иностранная рабочая сила на сибирском рынке труда

Если в начале 2000-х годов численность иностранных мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность во всех субъектах Сибирского федерального округа, была незначительной, то к концу десятилетия масштабы трудовой миграции резко увеличились. Общая численность трудовых мигрантов, занятых в экономике СФО в 2000 г., составляла всего 15 тыс. чел. Ее пик пришелся на благоприятную экономическую конъюнктуру 2008 г. Масштабы миграции в этот период увеличились многократно. В 2008 г. в экономике Сибирского федерального округа трудилось более 289 тыс. мигрантов. Наиболее активно они привлекались в экономику Иркутской, Новосибирской областей, Красноярского и Забайкальского краев, что можно объяснить как потребностями развивающейся экономики этих регионов, так и близостью стран-доноров. Максимальная численность мигрантов, привлекаемых на работу в этих регионах, достигала соответственно 72, 57, 49 и 34 тыс. чел.

Экономический спад, последовавший вслед за финансовым кризисом 2009-2010 гг., обусловил резкое сокращение потребности российских предприятий в рабочей силе, обострил ситуацию на региональных рынках труда вследствие высоких масштабов безработицы. В результате приток трудовых мигрантов в сибирские регионы сократился примерно до уровня 2006-2007 гг. Общая численность мигрантов в СФО в 2010 г. снизилась до 182 тыс. чел. (рис. 3). В 2011 г. эта тенденция сохранилась: на территорию СФО прибыло более полумиллиона человек, из них лишь каждый десятый - из-за границы. Общий приток иностранных граждан в СФО в 2011 г. составил 51328 чел., что значительно меньше уровня 2010 г. Подавляющее большинство составляли граждане из стран СНГ.

Исследование проблем адаптации мигрантов в СФО, проведенное ИЭОПП СО РАН под руководством д.э.н. С.В. Соболевой, показало, что 22,1% опрошенных мигрантов являлись рядовыми работниками семейного торгового бизнеса, 17,9% составляли самостоятельные коммерсанты с большим стажем торговли в Сибири, примерно столько же (18,7% опрошенных) возглавляли торговый семейный бизнес. Наиболее

многочисленная группа - 31,1%- это наемные строители («шабашники»), преимущественно занятые на частных предприятиях. Каждый десятый был привлечен на неформальной основе (без заключения письменного трудового договора) на

промышленных и сельскохозяйственных предприятиях

26

80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

—0-Республика Алтай

-ф-Республика Бурятия

--0--Республика Тыва

-д-Республика Хакасия

-±-Алтайский край

--д--Забайкальский край

-О-Красноярский край

-ф-Иркутская область

--О--Кемеровская область

-щ-Новосибирская область

-□-Омская область

--П--Томская область

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис.3. Динамика численности иностранных граждан,

осуществляющих трудовую деятельность в СФО в 2000-2010 гг., чел.

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - С. 128-129.

Трудовая миграция или технический прогресс?

По прогнозам Росстата, к 2015 г. трудоресурсный потенциал страны сократится примерно на 8 млн чел., а к 2025 г. -на 14 млн чел. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдёт в 2011-2017 гг. По экспертным расчётам, для покрытия дефицита трудовых ресурсов России необходимо привлечь около 15 млн чел. трудоспособного населения27. К 2050 г. мигранты будут составлять треть населения России. Такой прогноз на заседании

26 Иностранные мигранты на сибирском рынке труда / Под ред. С.В. Соболевой, И.В. Октябрьской. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - С. 164-165.

27 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2008. / Под ред. А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылёва. - М., 2009. - С. 105; URL: http://www.rg.ru/2012/06/14/migranty.html

«Диалога по миграции, РФ - ЕС» дал глава Комитета Госдумы РФ по международным делам К. Косачев. В настоящее время в России уже проживает около 10 млн граждан других государств. По итогам 2010 г. в Россию должны были эмигрировать примерно более 12,3 млн гастарбайтеров. Больший приток трудовых мигрантов ожидался только в США - 42,8 млн чел.28

Итак, перед Россией два пути решения демографических и экономических задач: дальнейшее наращивание трудовой миграции и/или активные меры по модернизации экономики страны - технологическое обновление промышленности, изменение структуры экономики, ускоренное развитие отраслей-локомотивов, которые могут стать драйверами экономического роста, модернизации социально-экономической сфе-ры29. Повышение производительности труда, безусловно, снизит потребность в притоке иностранных работников. Но это не исключает наличия определенных ниш, которые могут быть заняты трудовыми мигрантами.

Международные эксперты характеризуют миграционную ситуацию в России как уникальную, что обусловлено открытостью границ со многими сопредельными государствами, практически беспрепятственным проникновением легальных и нелегальных мигрантов на территорию страны, слабым контролем миграционных потоков. Исходя из этого ни один сценарий, известный миру, России не подойдет. Она должна найти свой путь. По данным Всемирного банка, к 2050 г. каждый житель Восточной Европы будет старше 65 лет, возникнет острый дефицит рабочей силы, и среднеазиатские страны могут стать основными ее поставщиками хотя бы потому, что сейчас эти нации молоды. Для России кадровый вопрос будет стоять наиболее остро. Между тем уже сегодня многие трудовые мигранты из Украины, Молдовы предпочитают Европу, так как там безопаснее, цивилизованнее и платят больше30.

В этих условиях конкуренция на глобальном рынке труда за рабочую силу будет возрастать. Чтобы выстоять в этой конкурентной борьбе, в июне 2012 г. была принята Концепция

28 URL: http://www.gumilev-center.ru/?p-4168

29 Аганбегян А.Г. О новой промышленной политике // ЭКО. - 2012. - № 7. -С. 4-22.

30 URL: http://www.rg.ru/2012/06/14/migranty.html

миграционной политики РФ до 2025 г., реализация которой направлена на разрешение проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов31.

В качестве основной цели новой миграционной политики в РФ определены стабилизация и увеличение численности постоянного населения и на этой основе - обеспечение потребности экономики страны в рабочей силе. При этом акцент сделан на гармонизацию интересов личности, общества и государства, соблюдение прав человека и норм международного права, защиту национального рынка труда. В частности, предусмотрены совершенствование инструментов регулирования внешней миграции и разработка мер по предотвращению незаконной миграции. При этом вектор миграционной политики смещен в сторону привлечения квалифицированных иностранных граждан, востребованных на российском рынке труда, на постоянное место жительство. Для этого предусмотрено введение ускоренного (упрощенного) порядка получения ими гражданства Российской Федерации. Особое внимание уделяется созданию условий и стимулов по возвращению на родину соотечественников, унесенных ветром общественных перемен.

С целью активизации внутренней миграции и повышения мобильности россиян предусмотрены меры по информированию населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность, развитию и распространению вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибких графиков работы. Особое внимание уделено повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибири и Дальнего Востока, приграничных и стратегически важных территорий, созданию необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижению транспортной оторванности от регионов Центральной России. В 2021 г. миграционный отток из восточных регионов страны должен быть приостановлен, а в дальнейшем - обеспечен приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

31 иЯ1_: http://xn-d1abbgf6aiiy.xn-p1ai/acts/15635

Основными механизмами реализации данной концепции являются совершенствование миграционного законодательства с учетом норм международного права; развитие международного сотрудничества; мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации; развитие научных исследований в сфере миграции.

Однако в ближайшей перспективе радикальное изменение на рынке труда может произойти в связи со вступлением России в ВТО. 14 июня в Государственной думе фракция «Справедливая Россия» провела «круглый стол» на тему «Социальные последствия присоединения России к ВТО». Присутствующие депутаты и представители органов власти высказывали противоположные точки зрения. Пессимисты уверены в том, что после присоединения России к ВТО можно ожидать притока дешевой рабочей силы из стран третьего мира, снижения зарплат россиян, массовых сокращений на российских производственных предприятиях. Кроме того, ВТО может потребовать открыть для иностранных компаний сферы образования и медицины, и Россия не сможет этому противостоять. Оптимистически настроенные представители правительства уверены в том, что ситуация не столь критична, так как предусмотрен достаточный комплекс мер, чтобы не допустить социального дефолта32.

Подводя итоги, можно отметить, что только избирательность и сбалансированность миграционной политики, профессионализм отечественных юристов, способных отстаивать интересы России в ВТО, при активной инвестиционной деятельности российского бизнеса и государства позволят решить не только кадровую проблему, но и существенно повысить уровень и качество жизни населения страны на основе роста производительности труда в национальной экономике. Особого внимания заслуживают также совершенствование нормативно-правовой базы, гармонизация и сближение национальных законодательств в области миграционной политики стран СНГ.

32 1Ж1_: http://www.firstnews.ru/articles/vto-grozit-rossii-sotsialnym-dempingom

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.