Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / АРЕНДА / СОБСТВЕННОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ЗЕМЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудник Т.А.

В статье рассматриваются вопросы местного самоуправления, в части его территориальной основ и её значения для местных сообществ.The article considers the issues of local self-government in terms of its territorial basis and its value to the local communities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дудник Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Российской Федерации. Дискуссия теоретиков и практиков. 2011. № 1 (4). С. 150-153.

11.Дудник Д.В., Дудник Т.А. Повышение экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий в системе земельно-имущественных отношений российской федерации Экономика и социум. 2013. № 4-1 (9). С. 497-501.

12. Дудник Д.В., Дудник Т.А. Формирование земельного участка в качестве объекта организационно-экономического механизма управления природопользованием: определение понятия В сборнике: ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ТРИС-2012 Материалы III Международной научно-технической конференции. 2012. С. 140-143.

13. Дудник Д.В. Правовое регулирование применения земельного налога как инструмента экономического управления земельными ресурсами российской федерации. Современное право. 2010. № 4. С. 96-100.

Дудник Т.А. преподаватель кафедра экономики предприятий ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»

Россия, г. Краснодар ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в статье рассматриваются вопросы местного самоуправления, в части его территориальной основ и её значения для местных сообществ.

Ключевые слова: территория, местное самоуправление, аренда, собственность, земля, земельный участок

Abstract: The article considers the issues of local self-government in terms of its territorial basis and its value to the local communities.

Keywords: territory, local government, rental, property, land

Динамика развития земельного рынка в Российской Федерации за последние годы, свидетельствует о том, что осуществление сельскохозяйственного производства и ведение личного подсобного хозяйства в Российской Федерации является приоритетным направлением развития сельских местных сообществ, что указывает на необходимость создания условий для эффективного развития сельскохозяйственной деятельности, осуществляемой сельскими местными сообществами.

О необходимости развития механизмов эффективной поддержки сельских местных сообществ в части осуществляемого ими сельскохозяйственного производства, косвенно свидетельствуют данные Государственного доклада, относительно площади земельных участков, находящихся в собственности граждан и организаций, заложенные в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Земли

сельскохозяйственного назначения в структуре таких земель составляют 24% при том, что их общая площадь составляет 86,5%.

Эти показатели, в том числе указывают на значительный экономический потенциал земельных ресурсов, как залоговой кредитной базы сельских местных сообществ.

Основой формирования современного земельного рынка Российской Федерации является передача государственных и муниципальных земель в аренду, об этом свидетельствует количество земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, переданных в аренду.

Так, в общем объеме совершенных в 2007 году сделок, удельный вес этих земель составляет по количеству сделок 34,7% и по площади 92,0%. В 2007 году в Российской Федерации, по данным государственного доклада, числилось: в аренде - 224,103,4 тыс. га, за год передано в аренду - 19,941,4 тыс. га, продано 369,4 тыс. га земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Кроме того, в 2007 году действовало 3628,1 тыс. краткосрочных и долгосрочных соглашений (114.103,4 тыс. га) по аренде земли, заключенных с органами местного самоуправления гражданами и юридическими лицами, в том числе по аренде земли поселений 2930,6 тыс. ед. (1289,1 тыс. га), земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения - 31,9 тыс. ед. (1443,0 тыс. га), земель сельскохозяйственного назначения 102,8 тыс. ед. (97377,4 тыс. га). Для сравнения, в 2006 году действовало 3737,6 тыс. различных видов арендных соглашений (104827,0 тыс. га) (табл. 4.1, 4.13). Здесь следует также отметить, что основная масса договоров (99,0%) обеспечена денежным содержанием, т.е. в твердой сумме платежей. Арендная плата за земельные участки устанавливается договором между арендодателем и арендатором [2, с. 168].

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о значительной роли земельных ресурсов в обеспечении устойчивого социально-экономического развития сельских местных сообществ.

Эффективное использование местных земельных ресурсов требует эффективного механизма управления. Поскольку земельные ресурсы являются сложным специфическим объектом управления, представляющим собой совокупность различных качественных характеристик, его характеризующих, и требующих учета в процессе управления.

Вопросы повышения эффективности различных механизмов управления земельными ресурсами рассмотрены в работах следующих авторов Дудник Д.В., Возняк Г.Н., Дяков С.А., Бирюков С.А. [3-16].

В этой связи считаем целесообразным рассмотреть территориальную основу местного самоуправления, поскольку территорией муниципальных образований ограничиваются властные полномочия муниципальных органов власти, в том числе в управлении, как собственными земельными ресурсами, так и относящимися к иной форме собственности.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», территорию муниципального

образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные и иные зоны, территории, необходимые для развития населенных пунктов и т.д.[2]

Другими словами к территории муниципального образования относится не только территория муниципального образования, находящаяся в границах соответствующей административно-территориальной единицы, но и земли, находящиеся за пределами этих границ. Во многих случаях эти территории совпадает, например, Устав города Краснодара . Именно на этих территориях местными сообществами муниципального образования, реализуются полномочия собственников земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Использованные источники:

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2007 году.М.2008.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 окт. 2003г. №131 -ФЗ с изм. и доп. 7 мая 2009г.// СЗ РФ 2003 №40 ст 38 22, 2009. №19 ст.2280

3. Дудник Д.В., Бирюков С.А., Дьяков С.А., Дудник Т.А. Оценка эффективности организационно-экономического механизма землепользования в контексте динамики структурных изменений земельных ресурсов в российской федерации политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. с. 1064-1079.

4. Дудник Д.В. Механизм экономической оценки фактического воздействия нормативных правовых актов в российской федерации. Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 218-220.

5. Дудник Д.В. Механизм оценки эколого-экономической эффективности управления земельными ресурсами в системе природопользования региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 45 (9). С. 49.

6. Дудник Д. В. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды как инструмент экономического управления земельными ресурсами Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С.316-320

7. Дудник Д.В. Оценка эколого-экономического риска в процессе рационального природопользования при осуществлении эколого-экономического управления земельными ресурсами региона (по материалам Краснодарского края) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 5. 2012. http://uecs.ru

8. Дудник Д.В. Оценочные критерии и критические факторы эффективности организационно - экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации // Управление собственностью: теория и практика. Научно-практический журнал. МГУ. Москва. 2013 г. № 4.

9. Дудник Д.В., Возняк Г.Н. Соотношение принципов платности

использования земли и платности природопользования как основа экономического механизма управления земельными ресурсами Общество и право. 2013. № 1 (43). С. 88-92.

10. Дудник Д.В., Возняк Г.Н. Формирование теоретико-правовых основ социоэколого-экономического управления в сфере природопользования в российской федерации Общество: политика, экономика, право. 2013. № 1. С. 82-87.

11. Дудник Д.В., Возняк Г.Н.Специфика управления земельными ресурсами Российской Федерации. Дискуссия теоретиков и практиков. 2011. № 1 (4). С. 150-153.

12. Дудник Д.В., Дудник Т.А. Повышение экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий в системе земельно-имущественных отношений российской федерации Экономика и социум. 2013. № 4-1 (9). С. 497-501.

13. Дудник Д.В., Дудник Т.А. Формирование земельного участка в качестве объекта организационно-экономического механизма управления природопользованием: определение понятия В сборнике: ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ТРИС-2012 Материалы III Международной научно-технической конференции. 2012. С. 140-143.

14. Дьяков С.А., Дудник Т.А. Организационно-экономические аспекты формирования механизма воспроизводства плодородия земли в системе земельно-имущественных отношений российской федерации Экономика и социум. 2014. № 1-1 (10). С. 536-540.

15. Дьяков С.А., Дудник Т.А. Анализ структуры рынка земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной и частной собственности в российской федерации в период с 2004 г. по 2012 г В сборнике: Перспективы развития науки Международная научно-практическая конференция. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 112-115.

16. Дудник Д.В. Правовое регулирование применения земельного налога как инструмента экономического управления земельными ресурсами российской федерации. Современное право. 2010. № 4. С. 96.

Дудник Т.А. преподаватель кафедра экономики предприятий ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»

Россия, г. Краснодар К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ Аннотация: в статье рассматриваются вопросы местного самоуправления, в части его территориальной основ и её значения для местных сообществ и факторов экономического развития местного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.