Бирюков С.А., к.с-х н.
доцент Дудник Т.А.
Кубанский государственный аграрный университет
Россия, г. Краснодар АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ С 2008 ПО 2013 ГОД
Аннотация: Статья посвящена изучению строительства в Краснодарском крае
Ключевые слова: земля, недвижимость, имущество, экономический методы управления
Рынок жилищного строительства Краснодарского края является в России одним из крупнейших и наиболее динамично развивающимся. Строительство в регионе последние 15 лет осуществляется весьма бурными темпами, что объясняется как развитием курортного бизнеса, так и подготовкой к Сочинской Олимпиаде-2014, которая весьма повысила инвестиционную привлекательность строительства жилья в находящихся неподалеку городах.
После объявления Сочи столицей Олимпиады-2014 в Краснодарском крае сразу же выросли цены на жилье и на землю. Рынок все еще инвестиционно привлекателен как для развития строительства, так и для инвестирования в жилой сектор. Но в разных городах он развивается неравномерно. Если в Сочи рынок уже стабилизировался, то в других городах жилищный рынок все еще не стабилен [1,2,3,4,5].
Основными факторами, сдерживающими рост строительства жилья в Краснодарском крае, являются:
• установившееся соотношение платежеспособного спроса населения и высокой стоимости жилья, не способствующее приобретению и строительству нового жилья;
• необоснованная ценовая политика на рынке жилья;
• нехватка земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями;
• сравнительно высокие в отношении к мировой практике ставки по предлагаемым российскими кредитными организациями ипотечным кредитам.
Сохраняется напряженность в обеспечении жильем малоимущих граждан, граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
Основной целью развития жилищного строительства на территории Краснодарского края является создание условий для экономического роста региона и обеспечения граждан, проживающих на территории Краснодарского края, доступным и комфортным жильем[2].
Ранее в рамках реализации различных краевых и федеральных программ были достигнуты определенные результаты, которые стали базовым основанием для наращивания темпов жилищного строительства, комплексного развития территорий и обеспечения нуждающихся граждан жильем.
Жилищная проблема в Краснодарском крае является одной из наиболее острых социальных задач. В период с 2005 по 2008 годы она решалась в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2008 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2005 года N 1489-П, с 2009 года реализация начатых мероприятий была продолжена в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2009 - 2010 годы, утвержденной Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1665-КЗ.
С 2005 по 2008 годы включительно в рамках реализации программы были достигнуты следующие показатели:
• ежегодный объем ввода жилья вырос с 1940 тыс. кв. м до 3937,6 тыс. кв. м;
• объем выданных ипотечных жилищных кредитов вырос с 0,6 млрд. рублей до 15,6 млрд. рублей,
• улучшили свои жилищные условия с помощью государственной поддержки в виде социальных выплат и привлечения жилищных ипотечных кредитов 10200 семей, в том числе 3832 молодые семьи.
В 2009 году экономический кризис оказал негативное влияние на основные показатели, достигнутые в рамках реализации программы "Жилище" на 2009 - 2010 годы, в результате:
• объем ввода жилья за 2009 год составил 3394,4 тыс. кв. м;
• объем выданных ипотечных жилищных кредитов составил 3,9 млрд. рублей;
• улучшили свои жилищные условия с помощью государственной поддержки в виде социальных выплат и привлечения ипотечных жилищных кредитов 1939 семей, в том числе 1360 молодых семей[1,2,3,4,5,6,].
В крае ежегодно сдается в эксплуатацию более 70 процентов жилья, построенного за счет средств населения.
Большая часть отведенных для индивидуального строительства территорий не имеет социальной и инженерной инфраструктуры. Ряд пригородных территорий застроен усадебными домами и коттеджами, которые не сданы в эксплуатацию из-за отсутствия инженерных коммуникаций.
Более подробно вопросы повышения эффективности управления земельными ресурсами рассмотрены в работах Дудник Д.В. [3-9].
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что наиболее низкий уровень введенного в действие жилья приходился на 2009 год, что на наш взгляд, связанно с финансовым кризисом.
Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что самый низкий уровень индивидуального жилищного строительства приходится на январь 2013 года. Причинами могут являться либо снижение доходов населения, либо отсутствие потребностей в индивидуальном жилищном строительстве.
Более подробно вопросы повышения эффективности управления земельными ресурсами рассмотрены в работах Дудник Д.В. [3-9].
Использованные источники:
1. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 апреля 2010 г. N 314 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Жилище"на 2011 - 2015 годы"
2. «Обзор рынка жилой недвижимости Краснодарского края» / Аналитическое агентство «Амикрон-консалтинг»
3. Дудник Д.В. Правовое Регулирование Применения Земельного Налога Как Инструмента Экономического Управления Земельными Ресурсами Российской Федерации \\ Современное Право. 2010. № 4. С. 96-100.
4. Дудник Д.В. Содержание Экономического Механизма Государственного Управления Земельными Ресурсами Предпринимательство. 2009. № 4. С. 54-58.
5. Дудник Д.В. Земельный Налог Как Инструмент Экономического Управления Земельными Ресурсами Российской Федерации Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 4-2. С. 123-126.
6. Дудник Д.В., Дудник Т.А. Повышение Экономической Эффективности Использования Сельскохозяйственных Угодий В Системе Земельно-Имущественных Отношений Российской Федерации Экономика И Социум. 2013. № 4-1 (9). С. 497-501.
7. Дудник Д.В. Содержание экономического механизма государственного управления земельными ресурсами Российской Федерации // Предпринимательство. 2009. -№ 4.
8. Козубенко И.С., Дудник Д.В. Экономическое управление землями сельскохозяйственного назначения и методика оценки его эффективности//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. -2012. -№ 82. - С. 930-944 -с.7
9. Дудник Д.В. Оценка эколого-экономического риска в процессе рационального природопользования при осуществлении эколого-экономического управления земельными ресурсами региона (по материалам
Краснодарского края) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 41 (5). С. 19.
Бирюков С.А., к.с-х н.
доцент Дудник Т.А.
Кубанский государственный аграрный университет
Россия, г. Краснодар АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОДАЖ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
ПЕРИОД С 2004 Г. ПО 2012 Г. Аннотация: Статья посвящена изучению вопросов динамики продаж недвижимости в Краснодарском крае
Ключевые слова: земля, недвижимость, имущество, экономический методы управления
Продажа в период с 2004 года по 2012 год земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлялась в основном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», другими законодательными и нормативными актами России и субъектов Российской Федерации[1].
В целом данные о сделках с землей отражают основные тенденции развития земельного рынка за последние годы в России и ее субъектах, но, по отдельным показателям имеются погрешности, которые по экспертным оценкам могут составлять до 20%. Основной причиной такой ситуации является правовая и нормативная неопределенность в области обмена информацией о регистрации прав на земельные участки и сделок с ними на уровне муниципальных образований.
По состоянию на 1 января 2013 года земельный фонд Российской Федерации составляет 1709,8 млн. га, в том числе земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности - 1576,8 млн. га, в собственности граждан и юридических лиц - 133,0 млн. га.
По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами на 1 января 2013 года в собственности граждан и юридических лиц находилось 133,0 млн. га, что составило 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земель, находящихся в собственности