УДК 811.512.141
DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2020.1.28
ТЕРМИНОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ спортивной БОРЬБЫ «К6РЭШ»
© Г. Ф. Бикбулатов, Г. Р. Абдуллина*
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 272 33 82.
*ЕтаИ: [email protected]
Кврэш считается традиционным видом борьбы у тюркских народов. Он является важным элементом национальных и религиозных праздников и широко распространен абсолютно во всех этнографических группах башкир. Кврэш представляет собой борьбу на полотенцах, закидываемых на пояс противника. Есть определенные нормы, детали ведения этого силового поединка.
В этой статье нами ставится цель систематизации наиболее употребляемых терминов, использующихся в национальной спортивной борьбе кврэш, основными этапами которой традиционно считаются: встреча, снятие верхней одежды; перекидывание кушаками; стремление положить соперника на лопатки; стремление оторвать от земли и перекинуть соперника через голову; стремление ослабить, обессилить соперника прижатием к груди; стремление исполнить победный бросок, то есть поднять соперника в воздух, сделать три оборота вокруг себя и бросить на землю.
Ключевые слова: терминология, термин, спортивная борьба.
У башкирского народа имеется богатая традиционная материальная и духовная культура, которая совершенствовалась на протяжении нескольких веков и хорошо сохранилась до сегодняшнего дня [1, с. 71; 4, с. 150]. Традиционные силовые упражнения, игры и состязания стали составной частью национальной культуры, служили своеобразной системой физического воспитания молодежи, прочно вошли в программу народных праздников, торжеств.
Основываясь на мифологии, обрядах, эпосах, пословицах, загадках, сказках, сказаниях и т.д., можно утверждать, что национальные виды спорта, отражающие особенности быта, трудовые процессы, общественные взаимоотношения людей, у башкир появились очень давно [2]. Например, национальная борьба кврэш постепенно трансформировалась в зрелищное мероприятие с большим количеством зрителей во время сабантуев, йыйынов, майданов. Немаловажен и тот факт, что состязания по борьбе устраивались и во время значимых религиозных праздников как Ураза-байрам, Курбан-байрам.
Кврэш - это умение владеть внутренним состоянием и телом; недаром известный целитель Авиценна считал борьбу одним из самых действенных мер укрепления не только здоровья, но и духа.
Она получила большое развитие среди многих народов России и зарубежья, особенно широко распространена в Поволжье и Урале. Кроме башкир, силовое состязание кврэш широко встречается у казахов, киргизов, калмыков, туркмен, алтайцев, тувинцев, татар, чувашей, якутов и др. Название данного национального вида спорта на разных языках звучит почти одинаково: «кураш» (на узбек-
башкирский язык, национальные виды спорта,
ском), «курэс» (на казахском и киргизском), «ху-реш» (на тувинском), «кореш» (на турецком), «го-реш» (на туркменском) и т.д.
Национальные праздники традиционно начинались с кврэш, лишь затем следовали состязания по бегу, скачки на конях и другие соревнования. В широко известных башкирских эпосах «Алдар менэн Зehрэ», «Алпамыша менэн БарсынЬылыу» есть специальные эпизоды, посвященные кврэш.
В свое время об особенностях национальной борьбы башкир писали И. И. Лепехин, И. Г. Георги, В. М. Черемшанский, С. Г. Рыбаков, П. М. Куд-ряшов, М. И. Уметбаев, С. И. Руденко, Н. В. Бик-булатов, Л. И. Нагаева, Р. А. Аюпов, Р. А. Султан-гареева, И. З. Хабибуллин и др. С лингвистической точки зрения национальная спортивная борьба керэш не получила должного внимания.
Национальная борьба кврэш сегодня считается одним из самых доступных видов спорта. Основная идея ее состоит в том, что борец должен оторвать соперника от земли и бросить (положить) спиной на землю. Кврэш встречается во всех этнографических группах башкир [3, с. 128].
Этнографы отмечают, что башкирская борба отличается от борьбы других народов [7-9]. Так, в XVIII в. И. И. Лепехин отметил: «в отличие от русских, башкирские борцы концы пояса (кушака) заматывают вокруг кисти рук и закидывают на спину соперника» [6, с. 25]. Башкирский просветитель М. И. Уметбаев утверждает, что у башкирской борьбы есть две разновидности: 1) поднятие соперника; 2) взваливая соперника на свою грудь, чуть согнувшись, опрокидывание его под ноги или в сторону. Только эти два способа, по мнению М. Уметбаева, должны считаться правильными [10, с. 104].
П. М. Кудряшов, в свою очередь, относит кврзш к военным играм башкир и отмечает отсутствие весовой категории в данном виде состязаний [5, с. 88].
В данной статье мы остановимся на терминах, наиболее активно используемых в национальной спортивной борьбе кврэш. Под терминологией в спортивной борьбе принято обозначать совокупность терминов, используемых в педагогической и спортивной работе [11]. В основе терминов лежат единые существенные признаки борьбы, а применяемые названия, понятия и термины отражают сущность борьбы и выполняемых технических действий.
Следует отметить, что большинство из терминов не нашло отражения в лексике башкирского языка, что является показателем неразработанности спортивной терминологии.
АлFа атлап алып ташлау (алып ташлау алга атлау менэн бергэ башкарыла) - Бросок с зашаги-ванием (бросок прогибом проводится зашагиванием).
Алым (керэшсенец тамамланган хэрэкэте, уны башкарганда керэшсе икенсеhен келэмдэн кYтэреп алып, аркаЬына йэки башка тэн елешенэ алып ташларга тейеш /дэFYЭсе аякка баркан осрак hаналмай/) - Прием (законченное техническое действие борца, при проведении которого борец должен оторвать соперника от ковра и совершить бросок на спину или на любую часть тела /за исключением, когда соперник оказывается на ногах/).
Алып ташлау (каршы як керэшсене келэмгэ алып ташлауга нигедлэнгэн алым тере. Милли керэштэ алып ташлау теп алымдар?ан hанала. Алып ташлаудыц терле варианттары бар) - Бросок (способ выполнения приема, с последующим падением на ковер вместе с соперником. В национальной борьбе броски являются основным способом выполнения приемов. Броски выполняются в различных вариантах).
Артка ебэреп алып ташлау (керэшсе каршы як керэшсене келэмдэн айырган килеш уга аркаЬы менэн эйлэнеп артка ебэрэ hэм, алга эйелеп йэки йыгылып, уны у?е аша алып ташлай) - Бросок с выводом за спину (борец отрывает соперника от ковра, выводит за спину или, поворачиваясь к нему спиной, последующим наклоном или падением вперед, подбивая тазом, перебрасывает его через себя).
Аркы елештэн ырFытыу (дур траектория буйынса каршы як керэшсенец арка hэм еркэ булган хэрэкэтенэ каршы керэшсенец аяк, пресс, кукрэк hэм кулдарыныц арка-еркэ бер юлы хэрэкэте) - Подбив-рывок (одновременное движение ног, пресса, груди и рук вверх-назад, когда нижней части соперника сообщается движение вверх-назад по крутой траектории).
Атлап алFа сьныу (каршы якка эргэнэн кереY, бегелеп алып ташлау максаты менэн керэшсенец, бер а?ым алга атлап, уц аягын икенсе керэшсенец hул аягына (йэки киреhенсэ) куйып
башкарган хэрэкэте) - Зашагивание (действие борца, при котором шагом вперед он ставит свою ногу за разноименную ногу соперника /правую ногу за левую или левую ногу за правую / с целью зайти к нему сбоку для проведения броска прогибом).
Беренсел торош (керэшселэр, билбау?ы уратып тоткас, эйелеп, баштарын бер-береhенец яурындарына Иалалар) - Стойка /исходное положение/ (соперники после захвата нагибаются, накладывая головы на правые плечи друг друга).
Билбауды элэктереп алыу (билбаудыц кырка ягы менэн бер кулдыц Ьыртын уратып алыу) - Захват кушака (плотное окрестное переплетение короткой части кушака вокруг кисти одной руки).
Бегелеп алып ташлау (керэшсе каршы як керэшсеhен, артка бегелеп, у?е аша алып ташлай, шул вакытта у?е лэ келэмгэ йыгыла) - Бросок с прогибом (прием, при выполнении которого борец, падая назад, прогибаясь и подбивая животом, перебрасывает соперника через себя).
Ергэ /идэнгэ/ тешеу, ултырыу (hежYм итеусе, осош алымын яЬагандан hуц, каршы як керэшсе Иауала булган сакта, кулдары менэн кукрэгенэ кырып, уны калак hейэгенэ эйлэнде-рэ) - Приземление (атакующий во время полета противника начинает делать разворот грудью в сторону ковра, тем самым разворачивает противника лопатками на ковер, прижимая руками к груди).
Йереш, адым, юл (бер хэрэкэттец икенсеhе менэн тыгы? бэйлэнештэ булган hакланыу алым-дарынан hэм контралымдардан торган катмарлы тактик-техник хэрэкэт; ул бер нисэ техник хэрэ-кэтте бер-бер артлы башкарыудан гибэрэт) - Комбинация (сложное тактико-техническое действие борца, выраженное в сознательном, последовательном соединении нескольких технических действий, состоящих из приемов защиты и контрприемов, в котором одно действие непрерывно продолжается другим).
Контралым (каршы як башкарган алымга яуап алым) - Контрприем (ответный прием на проводимый соперником прием).
Керэш тактикаИм (урындагы хэлде, у?енец hэм каршы яктыц эдерлек торошон ирэпкэ алып, керэшсенец у?лэштерелгэн керэшеу сараларын алышта рациональ hэм ацлы рэуештэ кулланыуы) -Тактика борьбы (умение борца сознательно и рационально пользоваться в схватке усвоенными средствами спортивной борьбы, учитывая обстановку, состояние своей подготовки и степень подготовленности соперника).
Керэш тсмшкаИы (каршы якка караганда ертен булыу есен кагидэлэр менэн рехсэт ителгэн хэрэкэттэрде иц уцай юл менэн башкарыу; керэшсенец иц теп техник хэрэкэттэре булып алым, hакланыу, контралым hэм улардыц йыйылмаЬы тора) - Техника борьбы (наиболее оптимальный способ выполнения разрешенных правилами со-
ревнований действий для достижения преимущества над соперником; основными техническими действиями борца являются приемы, защита, контрприемы и их комбинации).
Мост (керэшсе аятс табандары hэм башы менэн келэмгэ таянып тора) - Мост (положение борца, в котором он, прогнувшись назад, упирается ступнями и головой в ковер).
Осош (осош артсы елештэн ыргытыуга бэйлэнгэн; осош эргэ ятстса ла, баш аша ла булыуы мемкин) - Полет (полет зависит от подбива; полет может быть в сторону и через голову по прямой).
ТорFан урындан /ерзэн/ айырыу (аятс, артса, тсул яр?амында тсаршы ятс керэшсене торган урынынан айырыу) - Отрыв (действие атакующего, когда усилием ног, спины, рук меняется точка опоры соперника и он отрывается от ковра).
Торош - Позиция /стойка/:
тубэн торош (аятстар яурын кинлегендэ, тсулдар э?ер тора, аятстар быуындар?а 90°-тан э?ерэк бегелгэн) - низкая позиция (ноги на ширине плеч, руки в захвате, ноги согнуты в коленных суставах меньше 90°);
урта торош (быуындар?а аятстар 90°-тса тиклем беклэнгэн) - средняя позиция (угол в коленных суставах около 90°);
ЮFары торош (быуындар?а аятстар 90°-тан кYберэк беклэнгэн, аятстар тура тиерлек) - высокая позиция (угол в коленных суставах более 90°, ноги почти прямые).
У?ыу, алFа сыFыу (керэшсенен тсаршы ятстьщ хэрэкэттэрен алдан hи?еYенэ ниге?лэнгэн хэрэкэт, ул тсаршы ятстыц heжYм хэрэкэттэре менэн бергэ, тик ти?ерэк баштсарыла) - Опережение (действие борца, основанное на предугадывании намерений соперника и проводимое одновременно с его атакующим действием, но выполняемое быстрее).
Натсланыу (керэшсенен дэFYЭсегэ теге йэки был алымды баштсарыуга тсамасаулаусы хэрэкэ-те) - Защита (действие борца, препятствующее выполнению какого-либо приема соперника).
Ым-ишара (техник хэрэкэттэр?е, келэмдэге хэлде баhалау есен керэшсенен йэки судьянын тсул менэн баштсарган хэрэкэте) - Жесты (действия борца или судьи, выполняемые руками и используемые для выражения определенной ситуации на ковре или для оценки проведенного технического действия).
Элэктереп алыу (теге йэки был хэрэкэтте баштсарыу есен, йэ булмаМ тсаршы керэшсенен хэрэкэтен тутстатыу есен тсулланылган алым. Керэшсе икенсеhенен аягын элэктереп ала) - Зацеп (запрещенное действие, при котором борец зацепляет ноги соперника, пытаясь провести какое-либо действие или срывая начатое соперником действие).
ЮFарыFа сейеп алып ташлау (керэшсе янбашы менэн тсаршы ятс керэшсене, келэмдэн айырып, еркэ сейеп ебэрэ hэм, hауала эйлэндереп, келэмгэ алып ташлай, шул ватсытта Y?е лэ келэмгэ йыгыла) - Бросок с подсадом (борец, подталкивая соперника передней частью бедра перед собой вверх, отрывает его от ковра и, поворачивая в воздухе, спиной вниз бросает его на ковер с последующим падением вслед за ним).
Таким образом, нами проанализированы некоторые термины, используемые в национальной спортивной борьбе кврэш. Это вид спортивного единоборства, в котором перед борцом стоит цель положить соперника на лопатки применением какого-либо из разрешенных приемов после принятия положения стойки.
Терминология спортивной борьбы способствует упрощению обучения различным приемам, поэтому очень важен научный подход в изучении этих терминов. Понятия и термины, используемые в данном виде спорта, дают четкое представление о каждой конкретной ситуации, о проводимом борцом техническом действии и освобождают от необходимости описывать их. Единая научно обоснованная терминология помогает улучшению качества учебно-тренировочных процессов, так как правильное обозначение техники и тактики борьбы имеют большое значение для понимания сущности технических действий и различных упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллина Г. Р., Зайнагабдинова Г. С. О спортивных терминах // Филологическое образование: история, современность, перспективы: сб. мат-лов Междунар. научно-практ. конф. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. С. 71-72.
2. Абсаликова Ф. Ш. Игры и развлечения башкир (конец XIX первая половина XX в.). Уфа: Гилем, 2000. 133 с.
3. Аюпов Р. Самый благородный вид борьбы // Ватандаш. 2008. №8. С. 126-134.
4. Зайнагабдинова Г. С., Абдуллина Г. Р. Термины, используемые в национальной спортивной борьбе "кврэш" // Роль вуза в формировании социокультурного пространства: сб. научн. трудов и мат-лов Всероссийской научно-практ. конф. с междунар. участием, посвященной празднованию 70-летнего юбилея вуза. Стерлитамак, 2010. С. 149-153.
5. Кудряшов П. М. Абдрахман (отрывки) // Башкирия в русской литературе / под общ.ред. А. Н. Киреева. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1961. Т. 1. С. 83-126.
6. Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. Ч. II. СПб., 1802. С. 25-26.
7. Нагаева Л. И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. Уфа: Китап, 1999. 160 с.
8. Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 б.
9. Султангареева Р. А. Башкирский народный куреш. Уфа: Китап, 2009. 142 б.
10. Уметбаев М. И. «Первое цирковое товарищество» в России. Ядкар. 1984. С. 103-106.
11. Хабибуллин И. З. Башкирская борьба курэш. История и современность. Уфа: Гилем, 2007. 208 с.
Поступила в редакцию 28.02.2020 г.
DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2020.1.28
TERMINOLOGY OF THE NATIONAL WRESTLING "KORASH" © G. F. Bikbulatov, G. R. Abdullina*
Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 272 33 82.
*Email: [email protected]
Wrestling is an important element of national and religious holidays among the Turkic peoples. It is widely distributed in absolutely all ethnographic groups of the Bashkirs. It is a fight on towels wrapped around the opponent's loin. This is a type of combat sport in which the wrestler's goal is to put the opponent on the shoulder, using any of the permitted techniques after taking the stand position. There are certain rules and details of conducting this strength competition. In this article, the authors aim to systematize the most commonly used terms used in national wrestling. Wrestling terminology includes a set of terms used in pedagogical and sport activities. The terms are based on common essential features of the fight; the names, concepts, and terms reflect the essence of the fight and related technical actions. It should be noted that most of the terms are not reflected in the vocabulary of the Bashkir language, which is an indicator of the lack of development of sports terminology. The terminology of wrestling helps to simplify the training of various techniques; therefore, a scientific approach to the study of these terms is very important. Concepts and terms used in this sport give a clear idea of each specific situation and technical action carried out by the wrestler without the need of describing them. A unified science-based terminology helps to improve the quality of training processes, since the correct designation of fighting techniques and tactics is of great importance for understanding the essence of technical actions and various exercises.
Keywords: terminology, term, Bashkir language, national sports, wrestling.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Abdullina G. R. Filologicheskoe obrazovanie: istoriya, sovremennost', perspektivy: sb. mat-lov Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Ster-litamak: Sterlitamakskaya gos. ped. akademiya im. Zainab Biishevoi, 2010. Pp. 71-72.
2. Absalikova F. Sh. Igry i razvlecheniya bashkir (konets XIX pervaya polovina XX v.) [Games and entertainment of the Bashkirs (the late 19th - first half of the 20th century)]. Ufa: Gilem, 2000.
3. Ayupov R. Vatandash. 2008. No. 8. Pp. 126-134.
4. Zainagabdinova G. S., Abdullina G. R. Rol' vuza v formirovanii sotsiokul'turnogo prostranstva: sb. nauchn. trudov i mat-lov Vserossiiskoi nauchno-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashchennoi prazdnovaniyu 70-letnego yubileya vuza. Sterlitamak, 2010. Pp. 149-153.
5. Kudryashov P. M. Bashkiriya v russkoi literature / pod obshch.red. A. N. Kireeva. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1961. Vol. 1. Pp. 83-126.
6. Lepekhin I. I. Dnevnye zapiski puteshestviya po raznym provintsiyam Rossiiskogo gosudarstva v 1770 g. Ch. II [Diary notes of the travel to various provinces of the Russian state in 1770, Pt. 2]. Saint Petersburg, 1802. Pp. 25-26.
7. Nagaeva L. I. Bashkirskie narodnye prazdniki, obryady i obychai [Bashkir folk holidays, rites and customs]. Ufa: Kitap, 1999.
8. Rudenko S. I. Bashkiry: istoriko-etnograficheskie ocherki [Bashkirs: historical-ethnographic essays]. Ufa: Kitap, 2006.
9. Sultangareeva R. A. Bashkirskii narodnyi kuresh [Bashkir folk kurash]. Ufa: Kitap, 2009.
10. Umetbaev M. I. «Pervoe tsirkovoe tovarishchestvo» v Rossii ["First circus partnership" in Russia]. Yadkar. 1984. Pp. 103-106.
11. Khabibullin I. Z. Bashkirskaya bor'ba kuresh. Istoriya i sovremennost' [Bashkir wrestling kurash. History and modernity]. Ufa: Gilem, 2007.
Received 28.02.2020.