| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2020; ТОМ 65; №1 |
данных до среднего покрытия 100х. Геномные данные были пропущены через биоинформационную платформу. Все варианты, которые встречались в базах dbSNP, 1,000 Genomes и ExAC с частотой более 1%, были удалены из анализа. Оставшиеся варианты дополнительно были аннотированы с использованием баз данных COSMIC, ClinVar, OMIM и биоинформационных предикторных программ.
Результаты и обсуждение. К настоящему времени обработаны результаты полноэкзомного секвенирования 2-х образцов. В первом образце опухоли был выявлен ряд мутаций, наибольшего внимания из которых заслуживают две патогенные находки: мутация в гене KDR и мутация в гене SPEN. Ген KDR относится к онкогенам и кодирует белок VEGFR-2. Ген SPEN, напротив, выполняет туморсупрес-сорные функции и кодирует белок, вовлеченный в деацетилирование гистонов. Второй образец характеризовался высокой мутационной нагрузкой. Были выявлены множественные функционально значимые точечные мутации, в том числе в генах сигнальных путей: BCR/NF-кВ пути (CD79b и MYD88), JAK-STAT пути (JAK2 и PIM1), NOTCH
пути (NOTCH1). Кроме того, выявлены патогенные мутации в тумор-супрессорном гене PRDM1, регулирующем пролиферацию и диффе-ренцировку лимфоидных клеток, а также онкогенах: EGFR и FGFR3, кодирующих рецепторы факторов роста эндотелия и фибробластов, и рецепторной тирозинкиназе ALK. Множественность находок в данном случае может быть объяснена выявленной в данном образце мутацией в гене MSH2, приводящей к сдвигу рамки считывания и синтезу лишенного функциональной активности белка. Ген MSH2 входит в систему генов мисс-матч репарации и играет критически важную роль в процессах исправления инсерций, делеций и включений ошибочных нуклеотидов в последовательность ДНК в процессе репликации.
Заключение. Мутационный профиль ДВККЛ индивидуален для каждого пациента. В первом описанном случае потенциально эффективными могут быть подходы регуляции ангионеогенеза. Высокая мутационная нагрузка, выявленная во втором образце опухоли, является биомаркером чувствительности к ингибиторам контрольных точек иммунитета.
Выборных Д. Э., Федорова С. Ю., Хрущев С. О., Дроков М. Ю., Гемджян Э. Г., Кузьмина Л. А., Паровичникова Е. Н.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПРИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ У ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СИСТЕМЫ КРОВИ, ПЕРЕНЕСШИХ ТРАНСПЛАНТАЦИЮ АЛЛОГЕННЫХ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК
ФГБУ «НМИЦ гематол
Введение. Развитие когнитивных нарушений у пациентов с заболеваниями системы крови практически всегда сопровождает проведение трансплантации аллогенных гемопоэтических стволовых клеток (алло-ТГСК). Когнитивные нарушения существенно снижают качество жизни пациентов, а в случае выраженных расстройств — сказываются на результатах лечения.
Цель работы. Разработка терапевтической стратегии при когнитивных нарушениях у пациентов с заболеваниями системы крови на различных этапах после алло-ТГСК.
Материалы и методы. Клинико-психопатологическим, кли-нико-психологическим, нейропсихологическим, нейрофизиологическим и нейровизуальными методами обследовано 46 пациентов с различными заболеваниями системы крови (острые лейкозы (мие-лоидный (п=29), лимфобластный (п=4), апластическая анемия (п=3), лимфобластная (диффузная) неходжкинская лимфома (п=3), миело-диспластический синдром (п=3), хронический миелолейкоз (п=1), ми-елопролиферативное заболевание (п=1) и грибовидный микоз (п=1), в предтрансплантационный период, через 1-3 месяца после трансплантации, через 6 месяцев после трансплантации и через 12-15 месяцев после алло-ТГСК. Статистический анализ данных проводили с использованием дисперсионного анализа (с повторными измерениями) и анализа таблиц сопряженности.
огии» Минздрава России
Результаты и обсуждение. На 4-х этапах было проведено исследо -вание когнитивных нарушений, резвившихся у пациентов с заболеваниями системы крови после алло-ТГСК, и их терапии. При этом была выявлена определенная динамика таких нарушений. Так, до трансплантации выявляется т.н. «фоновый» уровень КН, представляющий собой континуум от нормальных показателей до минимальных КН. Максимального развития КН достигают в раннем посттрансплантационном периоде (1-3 месяца после трансплантации) с постепенным снижением их выраженности через полгода после алло-ТГСК к отдаленному периоду, не достигая тем не менее «нормального» уровня, наблюдавшегося в предтрансплантационном периоде. Мы предложили терапевтическую стратегию, носящую персонализированный характер, в отношении выявленных когнитивных нарушений, которая включает в себя применение психотропных, нейропротективных препаратов и психотерапии.
Заключение. Динамика когнитивных нарушений в целом отражает воздействие различных факторов, сопровождающих ал-ло-ТГСК, на ЦНС, и формируется во многом благодаря проводимой терапии. При этом можно отметить эффективность и безопасность психотропных и нейротропных препаратов, которые были выбраны для осуществления избранной терапевтической тактики. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-00125/19.
Габдулхакова А. Х., Овсепян В. А., Трегубова Е. В., Назарова Е. Л.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МУТАЦИОННОГО СТАТУСА ГЕНОВ МК2, СЛЬЯ И ИРЬ С ФЕНОТИПОМ ПЕРВИЧНОГО МИЕЛОФИБРОЗА
ФГБУН «Кировский научно-исследовательский Федерального медико-биологи
Введение. Первичный миелофиброз (ПМФ) — миелопролифера-тивное заболевание, характеризующееся развитием ретикулинового или коллагенового фиброза костного мозга, пролиферацией мегака-риоцитарного и гранулоцитарного ростков гемопоэза с признаками дисплазии мегакариоцитов. Доказано, что в основе патогенеза заболевания находится неконтролируемая активация клеточного сигнального пути ЛАК^ТАТ при участии мутаций генов JAK2, CALR, а также МРЬ.
Цель работы. Оценить распространенность драйверных соматических мутаций у пациентов с ПМФ и определить их взаимосвязь с гемограммой.
Материалы и методы. Проведен анализ историй болезни 141 пациента с ПМФ, наблюдавшихся в ФГБУН КНИИГиПК ФМБА России. Возраст обследованных в дебюте заболевания колебался от 24 до 87 лет (медиана 58 лет), из них 61 (43,3%) мужчина и 80 (56,7%) женщин, сопоставимых по возрасту. Мутации генов JAK2, CALR и МРЬ определяли с использованием праймеров ЗАО «Евроген»
институт гематологии и переливания крови ческого агентства», г. Киров
(Москва) и компании «Синтол» (Москва). Статистическая значимость различий количественных показателей оценивалась с помощью критерия Краскела-Уоллеса. Статистически значимыми считали отличия при р<0,05.
Результаты и обсуждение. Среди обследованных мутация V617F гена МК2 обнаружена у 103 (73%) человек (МК2+), мутации гена СЛЬК — у 20 (14,3%) пациентов, в 1 (0,7%) случае — мутация W515L гена MPL (МРЬ+). У 17 (12%) пациентов драйверных мутаций не обнаружено (т.н. «тройной негативный статус (TN+»)). Мутационный статус гена СЛЬК складывался из двух Ике мутаций — p.L367fss46 (делеция в 52 п.о. — тип 1) и p.K385fss47 (инсерция в 5 п.о. — тип 2). Мутации типов 1/Ике (CALR/+) и 2/Ике (СЛЬК2+) об -наружены у 14 (70%) и 6 (30%) пациентов соответственно. При сравнительном анализе параметров гемограммы в зависимости от выявленных мутаций (табл. 1) установлено, что в дебюте ПМФ уровень гемоглобина статистически значимо отличался у больных с мутацией гена ^К2, превышая аналогичный показатель пациентов