Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ В СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ (ОБЗОР УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)'

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ В СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ (ОБЗОР УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
понятие «поколение» / учебник / автор / тема. / the concept of "generation" / textbook / author / topic.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермилова Екатерина Дмитриевна

в статье представлен обзор учебников и учебных пособий для студентов-социологов, которые были проанализированы с целью узнать, насколько подробно отражена классическая теория поколений в учебной литературе (и отражена ли вообще). В конце обобщение результатов дано в виде таблицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF GENERATIONS IN THE SOVIET AND RUSSIAN TRADITIONS (REVIEW OF EDUCATIONAL LITERATURE)

in the article presents an overview of textbooks and teaching aids for studentssociologists, which were analyzed in order to find out how thoroughly the classical theory of generations is reflected in the educational literature (and whether it is reflected at all). At the end, a summary of the results is given in the form of a table.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ В СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ (ОБЗОР УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)»

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ В СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ (ОБЗОР

УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) Ермилова Е.Д.

Ермилова Екатерина Дмитриевна - аспирант, кафедра социология,

Институт истории и социальных наук, Российский государственный педагогический Университет имени А.И.

Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье представлен обзор учебников и учебных пособий для студентов-социологов, которые были проанализированы с целью узнать, насколько подробно отражена классическая теория поколений в учебной литературе (и отражена ли вообще). В конце обобщение результатов дано в виде таблицы.

Ключевые слова: понятие «поколение», учебник, автор, тема.

THEORY OF GENERATIONS IN THE SOVIET AND RUSSIAN TRADITIONS (REVIEW OF EDUCATIONAL LITERATURE) Ermilova E.D.

Ermilova Ekaterina Dmitrievna - PhD student, DEPARTMENT OF SOCIOLOGY,

INSTITUTE OF HISTORY AND SOCIAL SCIENCES, HERZEN RUSSIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: in the article presents an overview of textbooks and teaching aids for students- sociologists, which were analyzed in order to find out how thoroughly the classical theory of generations is reflected in the educational literature (and whether it is reflected at all). At the end, a summary of the results is given in the form of a table. Keywords: the concept of "generation", textbook, author, topic.

В России (тогда - СССР) знакомство с теорией поколений началось с Игоря Семёновича Кона (19282011) в конце семидесятых годов прошлого века. «Первым кто подробно пересказал западные теории и познакомил советский народ с полноценной теорией поколений был И.С. Кон, в своей книге «Социология личности» в 1967 г. ив статье «Понятие поколения в современном обществознании» в 1979 г. В приведенных трудах И.С. Кон дал четкое определение термину поколение и изложил современные, на тот период времени, мысли по проблеме поколений в мировой социологии» [10]. Кон был одним из основателей современной российской социологической школы, философом, историком, психологом, популяризатором науки. Он не считал западные идеи «вредоносными», и всегда старался донести лучшие из них до массового читателя.

Также теорий поколений (интерпретацией) в постсоветской России занимались Ю.А. Левада и Т. Шанин - профессор, основатель Московской высшей школы социальных и экономических наук, коллега И.С. Кона, занимавшейся исторической социологией и изменением российского обществоведения и школьной истории. Вот что он говорил в одном из интервью относительно теорий поколений в СССР: «В Советском Союзе поколенческая тематика не вписывалась в обязательный канон «того, что и впрямь важно» в историческом анализе, первое ознакомление с этой «западной» темой произошло в 1970-х годах в работах И.С. Кона, но влияние его статей в академической среде осталось ограниченным» [10]. К сожалению, в большинстве как советских, так и российских учебников Обществоведения (Обществознания) теория поколений вообще не была представлена, хотя, по моему мнению, она заслуживает хотя бы упоминания в нескольких темах из блока Социологии. Возьмём, например, самый популярный, фгосовский учебник Л.Н. Боголюбова, тема «Конфликты в межличностных отношениях»: «Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Ещё чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и то же слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей» [11]. Здесь как раз можно было бы сказать о межпоколенческих конфликтах, поскольку подростки в этом возрасте часто ругаются с родителями и другими старшими родственниками, и всё поняли бы.

Однако если мы посмотрим уже учебник А.Ю. Лазебниковой, Л.Н. Боголюбова и команды авторов профильного уровня для десятых классов, он, не побоюсь этого слова, приятно удивит. «Сочетание различных цивилизационных характеристик свойственно и современной России. Востребованные рыночной экономикой социально-психологические черты (индивидуализм, конкурентоспособность, неравенство) плохо совместимы с социальными привычками традиционного общества (коллективизм,

взаимопомощь, социальная справедливость, равенство), на которых воспитано старшее поколение современных российских граждан. Поэтому проблема «отцов и детей» в современной России не просто извечный конфликт поколений, а глубокая социально-психологическая проблема в отношении ценностей и жизненных смыслов иного типа цивилизации» [6, с. 78] - «Современный мир в зеркале цивилизационного опыта», в параграфе Типология обществ. «Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей» [6, с. 88] — в параграфе Исторический процесс. Надо сказать, что этот учебник действительно хорош, особенно по сравнению с базовыми учебниками Обществознания. Его можно рекомендовать не только выпускникам, готовящимся к ЕГЭ, но и студентам гуманитарных вузов.

Разумеется, гораздо больший интерес для нас представляют учебники и учебные пособия собственно по Социологии, для студентов и начинающих преподавателей. На данный момент мной было проанализировано десять позиций из фонда РНБ: учебник «Социология» Н.Г. Багдасарьяна, издательство «Юрайт», 2010 года, «Социология: хрестоматия для вузов» А.И. Кравченко и «Социология: учебное пособие» П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова 2004 года, учебное пособие С.В. Назаренко 2009 года, издательство «Питер Пресс», «Социология» В.Г. Зарубина и других 2010 года, учебное пособие В.Ф. Чесноковой «Язык социологии: курс лекций» того же года, пособие А.Ю. Мягковой «Социология: основы общей теории» 2011 года, учебное пособие Г.И. Козырева, издательство «ФОРУМ», 2010, учебник Социологии В.И. Добренькова и А.И. Кравченко 2004 года, издательство «ИНФРА-М», учебник М.Б. Глотова, издательский центр «Академия», самый новый из всех (2013). Почти в каждой из этих книг весьма подробно раскрыты такие темы, как «Социальные общности и группы», «Социальный конфликт», «Культура», в которых, казалось бы, точно есть место поколенческой теории. Однако многие авторы посчитали иначе. В учебнике авторского коллектива социологов-преподавателей Герценовского университета, например, про один из видов социальных общностей пишут: «социально-демографические: дети, подростки, молодежь, зрелые, престарелые, старые» [7, с. 95], при этом не говоря о поколениях. Или «Видами конфликтов являются конфликт потребностей, конфликт интересов, конфликт ценностей,..» [7, с. 140], без конкретики. В учебнике Социологии Багдасарьяна хотя бы встречаются уместные упоминания: «Сегодня в России имеют место разнообразные суждения по поводу того, каким ценностям становятся привержены представители молодого поколения. Общественность часто проявляет беспокойство в связи с тем, что нынешняя молодежь, воспитанная на американском кино и европейской литературе, стала носителем западных ценностей. С помощью этнометрии - методики измерения характеристик национального менталитета, которую разработал Гирт Хофстед, в 2004-2007 гг. был проведен опрос в некоторых экономических вузах России, а также Украины, Турции, Пакистана, Казахстана и Киргизии. » [8, с. 137-138] - далее идут результаты самого исследования, а про ценности других, более старших поколений, к сожалению, умалчивается. В восьмой главе того же учебника «Социокультурные изменения и общество будущего» в отрывке о типах культуры приведён фрагмент из книги Маргарет Мид «Культура и мир детства»: «Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими -это схема будущего для их детей» [8, с. 516], здесь же встречается Рональд Инглхарт со своей теорией постмодерна, поэтому именно этот учебник я бы рекомендовала своим коллегам-аспирантам. В Хрестоматии для вузов А.И Кравченко в разделе «Стратификация, неравенство, классы» мы видим следующую формулировку: «Интересно рассмотреть в этой связи возрастную структуру работников различных профессий. Если отклонения от простой зависимости между профессией и классом являются результатом наличия в данных профессиях карьерной структуры, то предположительно большая доля рабочих будет принадлежать к младшим возрастным группам, а не к старшим» [4, с. 444] - вопрос, почему вместо понятия «поколение» используется несколько абстрактное словосочетание «возрастные группы», остаётся открытым. В учебном пособии С.В. Назаренко «поколение» встречается однократно: «Объединение должно существовать дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида (одно поколение - 25 лет).», как один из семи критериев американского социолога Эдварда Альберта Шилза для признания объединения людей обществом [5, с. 135]. В пятом из вышеупомянутых учебников нет даже намёка на теорию поколений или теорию конфликта поколений, хотя тема «Проблема конфликта в социологической теории» занимает не менее десяти страниц, там упомянуты Георг Зиммель, Карл Маркс, Макс Вебер и многие другие [9, с. 285]. Учебное пособие В.Ф. Чесноковой также не содержит упоминаний о поколении. Лучше дела обстоят с Социологией А.Ю. Мягковой: здесь нельзя сказать о системном подходе автора к теории поколений, однако, в данном учебном пособии сам термин «поколение» встречается достаточно часто, а в числе великих социологов есть Карл Маннгейм, упоминается его исследование поколенческого единства. У Козырева понятие «поколение» встречается в темах «Агенты социализации», «Социология культуры», «Конфликт как общественное явление»: «Объективные противоречия - это те, которые реально существуют в обществе независимо от воли и желания субъектов, например, противоречия между трудом и капиталом, между управляющими и управляемыми, противоречия «отцов» и «детей» и т.д.» [3, с. 265].

Приятно удивил учебник В.И. Добренькова и А.И. Кравченко, ибо в нём, помимо упоминаний в некоторых темах («Престижное потребление вынуждает многих жить не по средствам. Выходцы из бедных семей тяготятся своим положением и своей семьей, материальный уровень которой не позволяет жить лучше. На этой почве возникает конфликт поколений, дети обвиняют родителей в том, что они не умеют жить, не умеют или не хотят «делать деньги», пренебрегая законом или нормами морали. В результате дети бедняков изыскивают незаконные способы получения дохода» [2, с. 450]) впервые подробно разбирается межпоколенная и внутрипоколенная мобильность, на это отводится три страницы текста: «Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем занимали их родители. <.. .> Общее направление межпоколенной мобильности молодежи - из группы физического труда в группу работников умственного труда.» [2, с. 461], «Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой» [2, с. 462]. И, наконец, в учебнике для студентов М.Б. Глотова о поколении написано много, что, в принципе, неудивительно, поскольку автор увлекается этой темой. «Одним из первых возрастную стратификацию общества предложил Марк Тулий Цицерон. В трактате «О старости» (44 г. до н.э.) он писал: «Каждому возрасту дано его время, так что слабость детей, пылкость юношей, строгость правил у людей зрелого возраста и умудренность старости представляются, так сказать, естественными чертами характера, которые надлежит приобретать в свое время» (Цицерон «О старости. О дружбе. Об обязанностях.», Москва, 1974, с.15)» [1, с. 207]. На страницах 220-227 он приводит почти полный текст своей знаменитой статьи на эту тему. К тому же, здесь Михаил Борисович подмечает один очень важный момент, который уже был замечен нами при ознакомлении с учебной литературой: «В последние 20 лет из лексикона учебников и учебных пособий по социологии практически исчезло понятие «поколение». Значительно сократились также научные исследования и публикации, посвященные этой специфической возрастной общности» [1, с. 220]. Далее, на страницах 228-234 - эмпирика, состояние на 2013: здесь автор пишет о переходном характере российского общества и его влиянии на молодёжь, о молодёжи на рынке труда, отношении молодого поколения к религии, браку, молодёжной субкультуре и т.п. «Однако по подсчетам социологов, собственно верующих, соблюдающих религиозные обряды, среди молодежи немного, всего лишь 10 %, а признающих существование Бога - 20 %. В преобладающем большинстве российская молодежь остается неверующей, но при этом интересуется астрологией и суевериями» [1, с. 234].

Результаты нашего обзора можно представить в виде таблицы.

Таблица 1. Результаты обзора «Термин «поколение» в учебниках Социологии для студентов».

Автор/ Тема «Социальные общности, Социализация» «Конфликт» «Культура» «Ценности» «Мобильность»

Н.Г. Багдасарьян, 2010 + + (Инглхарт)

А.И. Кравченко, 2004 - - - - -

П.С. Емшин, Д.З. Мутагиров, Н.Г. Скворцов, 2004 - - - замена -

С.В. Назаренко, 2009 + - - - -

В.Г. Зарубин и др., 2010 замена замена

В.Ф. Чеснокова, 2010 - - - - -

А.Ю. Мягкова, 2011 ++ + ++ - -

Г.И. Козырев, 2010 + + +

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, 2004 - - + + ++

М.Б. Глотов, 2013

+

+

+

+

+

Какой же здесь напрашивается вывод? Как и было подмечено профессором М.Б. Глотовым, понятие

«поколение» зачастую остаётся за пределами университетских курсов социологии, порой его заменяют

подходящими по смыслу синонимами, что, на наш взгляд, не очень целесообразно, поскольку даже в

кодификаторах ОГЭ и ЕГЭ по Обществознанию встречается тема «Поколения, конфликт поколений».

Возможно, будущим авторам предстоит это исправить.

Список литературы /References

1. Глотов М.Б. Социология: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / М.: Издательский центр «Академия», 2013. 400 с.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. 624 с.

3. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие / М.: ИД «ФОРУМ», 2010. 320 с.

4. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. 736 с.

5. Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. 496 с.

6. Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебннкова, Н.М. Смирнова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2007. 416 с.

7. Социология: учебник / В.Г. Зарубин и др. — Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург: Издательство Легион, 2010. 200 с.

8. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. — М.: Издательство Юрайт, 2010. 588 с.

9. Социология: Учебное пособие / Под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. — СПб.: Питер, 2004. 400 с.

10. Ковин, Е.А. Теория поколений в контексте социологии управления / Е. А. Ковин, О. В. Лысенко // Научный результат. Социология и управление. [Электронный ресурс] 2019 Т. 5, .№ 4. - С. 151-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41600358 (дата обращения: 22.11.2023).

11. Обществознание 6 класс базовый уровень, Л.Н. Боголюбов [Электронный ресурс] URL: https://лена24.рф/Обществознание_6_класс_Боголюбов/index.html (дата обращения: 22.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.