Научная статья на тему 'Учебник по обществознанию в свете новых требований к организации учебного процесса в старшей школе'

Учебник по обществознанию в свете новых требований к организации учебного процесса в старшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15318
2704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК / ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна

В статье раскрываются особенности учебной литературы по обществознанию. Автор проводит сравнительный анализ учебников для старшей школы по обществознанию по трем направлениям: визуальная сторона; содержательная сторона; деятельностная сторона. Представлены неоспоримые достоинства учебников под редакциями А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова на основе педагогического опыта, накопленного в рамках конкретного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебник по обществознанию в свете новых требований к организации учебного процесса в старшей школе»

УДК 371.671 Шаяхметова В.Р.

Учебник по обществознанию в свете новых требований к организации учебного процесса в старшей школе

В статье раскрываются особенности учебной литературы по обществознанию. Автор проводит сравнительный анализ учебников для старшей школы по обществознанию по трем направлениям: визуальная сторона; содержательная сторона; деятельностная сторона. Представлены неоспоримые достоинства учебников под редакциями А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова на основе педагогического опыта, накопленного в рамках конкретного образовательного учреждения.

Ключевые слова: учебник, дидактическое средство, профильное обучение, личностное развитие, государственный стандарт, социальный опыт.

Обществознание обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных общественных наук и проведения межпредметных связей (прежде всего, со школьными предметами социально-гуманитарного цикла). Данное содержательное объединение наук обеспечивает формирование у учащихся представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, векторов направленности изменений, также собственного места и места своей страны в окружающем мире и др.

Школьный учебник как дидактическое средство обучения может и должен иметь разноаспектные функции в учебном процессе. В современной школе за отсутствием принципиально новых учебников, соответствующих новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), используется некоторый перечень учебников, большинство из которых «выпускались» под прежние базовые учебные планы и «старые» стандарты.

Учебно-методический комплекс (далее - УМК) по обществознанию представлен учебными программами; учебниками; пособиями для учителя; учебными пособиями для учащихся с фрагментами разнообразных

документов, отобранными на основе научно-педагогических принципов; сборниками заданий для учащихся. Данные дидактические материалы создают реальные возможности для организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения.

Издательства, выпускающие УМК по обществознанию («Просвещение», «Русское слово»), обычно готовят подробные рекомендации о порядке их самостоятельного использования, либо о возможностях соотнесения (сочетания) их с другими учебными изданиями. Поэтому для расширения информационного или деятельностного пространства урока большинство учителей привлекают учебные пособия для поступающих в вуз (тех же издательств), книги для учителя, интернет-ресурсы и т.д. Подобное сочетание учебника и дополнительных печатных или цифровых образовательных источников позволяет учителям реализовать то содержание, которое не только воплощается в учебной литературе, определяет замысел организации деятельно-сти на уроке, востребовано на ЕГЭ, но и отвечает личностным и познавательным запросам подростков.

В познавательной деятельности на уроках обществознания важно использовать

личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические и лабораторные занятия по решению проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, в разработку мини-исследований и практических проектов.

Чтобы оценить, насколько пригодно для планируемых целей УМК того или иного авторского коллектива, важно сопоставить его прежде всего с содержанием базового или профильного обществоведческого образования (т.е. с содержанием ФГОС). Известно право учителя выбирать ту «линию» УМК, и в первую очередь учебники, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным запросам и возможностям учеников, направленности работы школы и его собственным профессиональным целям.

Серии учебников под редакцией А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова стали самыми массовыми книгами в школе, хорошо известными и учителям и старшеклассникам, последние их также активно используют и в процессе подготовки к ЕГЭ, и к семинарским занятиям в вузах несоциально-гуманитарной направленности.

Учебники под редакцией А.И. Кравченко привлекают лаконичностью и содержательностью информации, освещая основы конкретных наук - социологии, психологии (10 класс), экономики, политологии и права (11 класс). Авторы А.И. Кравченко и Е.А. Певцова реализуют компетентность^ подход в освоении учащимися учебного материала; УМК формирует компетентности в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины, знать базовые понятия социально-гуманитарных наук, самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов).

Учебники отличаются доступным изложением учебного материала, широким исполь-

зованием конкретных жизненных ситуаций. Но, несмотря на то, что учебники прошли экспертизу РАН и РАО в 2010 году, большинство ссылок на политические и социально-экономические изменения в России датируются 2006, в лучшем случае - 2009 годами. Последнее обстоятельство способствует быстрому «устареванию» учебного материала. Так не выдерживает критики попытка авторов учебника делать выводы об отношении россиян к политическому процессу в современной России на основании анализа социологического опроса 2005 года. О ведущей роли СМИ в жизни общества авторы рассказывают на основе Уотергейтского дела 70-х годов, фактически забывая о глобальной информатизации современного общества.

В разработке содержания авторский коллектив использовал курсовые и межпредметные связи: в учебниках присутствует значительное количество ссылок на событийный ряд из истории России, но в данном ракурсе можно выделить и фактические ошибки, например, не совсем ясна ссылка на «процесс распада государства (о каком распаде речь?) в период Великой (почему Великой?) Смуты XVII века». Наблюдается некое однообразие точек зрения и идеологическая зашо-ренность в оценке социально-экономической и политической ситуации: в отрыве от теории глобализации авторы учебника оперируют примерами из российской ситуации. Процессы формирования рыночных отношений, складывания политических режимов, молодежных культур и т.п. даются без обращения к западной истории, к сути западноевропейского и американского глобализма. Фактически устройство современного общества, его отличие от предыдущего, традиционного общества и проблемы становления постиндустриального общества представляются на фактическом материале российской ситуации, что способствует, скорее всего, только формированию нового комплекса вопросов и затруднений у старшеклассников.

Эффективность наглядности, как известно, должна соответствовать следующим требованиям: краткость, блоковое построение, визуальность восприятия, оригинальность оформления, доступность прочтения. Учебники «Обществознание» А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой выгодно отличаются системой зрительных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих наглядную конструкцию, которая замещает систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Обществоведческие понятия, суждения и теории раскрываются на основе структурно-логических и сравнительно-обобщающих таблиц и другой условно-графической наглядности. Но таблицы и схемы носят однообразный характер, зачастую дублируя, а не дополняя содержание параграфа.

Учебники для старшей школы данного авторского коллектива потеряли то, что выгодно в наглядно-дидактическом плане отличало их раньше. В учебниках с 6 по 11 класс в качестве иллюстраций использовались карикатуры, которые при хорошо организованной урочной деятельности могли стать одним из способов познавательной активизации старшеклассников (выявление поверхностного и скрытого смысла в обсуждаемых проблемах). Вместо содержательных карикатур в новых изданиях использованы безликие «картинки», которые не в полной мере работают на дополнение учебного содержания.

Авторы А.И. Кравченко и Е.А. Певцова помимо разноплановых вопросов, которые можно использовать для индивидуальных устных и письменных опросов и дискуссий, внесли практикумы, содержание которых напоминает задания из части «В» ЕГЭ. Последнее обстоятельство можно рассматривать в двух ракурсах: положительно, поскольку учащиеся, изучающие обществознание на базовом уровне, могут в данном смысле познакомится с концепцией заданий части «В»

в ЕГЭ; отрицательно - вопросы не отличаются проблемным характером, как это было в прежних изданиях учебников. Так часть вопросов носит явно наводящий характер, не давая возможности ученику сформировать собственную позицию, например: «В чем задача журналистских расследований - только ли скандал или разоблачение?». Учителя сами дополняют содержание учебника проблемными вопросами, обсуждение которых может пройти в форме дебатов, тем более, что данная форма деятельности на уроке интересна старшеклассникам и дает возможность высказаться, аргументированно защищая личную точку зрения.

Учебник заканчивается значительным глоссарием, вполне достаточным для самостоятельного изучения учащимся курса обществознания. Хотелось бы также для расширения знаний учащихся видеть перечень интернет-ресурсов (на сегодняшний день можно вычленить ряд сайтов, содержание которых напрямую «работает» на углубление школьного курса обществознания) и дополнительной литературы (публицистические работы и произведения «классиков» социологии, экономики и т.д.).

В классах естественнонаучного, филологического, математического, технологического и иных профилей нет необходимости выходить на сложные вопросы социальной теории, которые рассматриваются в программах дисциплин социально-гуманитарного цикла в высшей школе. С другой стороны, необходимо готовить выпускников общеобразовательной школы к адекватному, сознательному восприятию содержания названных дисциплин, преподаваемых на более высоком уровне в учреждениях ВПО (дисциплины «Социология», «Политология» и т.д. по-прежнему находятся в учебных планах ВПО). Каждая общественная наука имеет собственный понятийный аппарат и, соответственно, собственный научный язык. Следовательно, преемственность

общеобразовательной школы и профессиональной школы может быть обеспечена путем усвоения учащимися базовых понятий обществоведения и выработки у них навыков работы с первоисточниками.

Таким образом, потенциальные возможности УМК «Обществознание» авторов А.И. Кравченко и Е.А. Певцова (исходя из содержания и его логической компоновки) предоставить базу понятий для адекватного восприятия дисциплин социально-гуманитарного цикла в вузах можно оценить как достаточные, но, что касается возможностей данного УМК стать одним из элементов процесса формирования гражданской идентичности учащегося, то они явно недостаточны для современной старшей школы.

На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, УМК должен давать представление об основных общественных науках (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах по специальности социально-гуманитарной направленности.

Содержательная сторона учебника по обществознанию авторского коллектива под редакцией Л.Н.Боголюбова основана на различных сторонах взаимодействия человека с человеком, человека-гражданина с обществом и государством. Изучение уровней этого взаимодействия предполагает использование учащимся личного социального опыта, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений, и также подчеркивает гуманистическую направленность процесса обучения.

Учебник Л.Н. Боголюбова направлен не только на углубление знаний и умений

учащихся с социально-гуманитарным или правовым индивидуальным учебным планом (далее - ИУП), но и на формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, на приобщение их к ценностям демократии, правового государства и гражданского общества. Достижение поставленной цели реализуется через деятельностный подход, т.е. через активное включение школьников в осознание сущности и проблем общественной жизни.

Риск «устаревания» содержания учебного комплекса авторы преодолевают путем заданий для учащегося, основанных на поиске информации из разных источников, на умении проверять объективность полученной информации методом анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений. Авторы предлагают ученикам не только информацию об имеющихся формах взаимодействия институтов управления с гражданами, но и представляют возможные перспективы их развития. Процесс формирования в современной России демократии, правового государства, гражданского общества, реального разделения властей и парламентаризма представлен без принижения их важности для политической и социально-экономической стабильности.

Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова соответствует интегративному характеру учебного предмета «Обществознание», поскольку здесь не только рассматриваются отдельные содержательные области, но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт учащихся. Авторы преодолели предмето-центрический подход, используя принцип фундаментализации (ориентация содержания на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами в обществе). Учебный материал об отдельных сторонах (явлениях, объектах) общественного развития позво-

ляет воспринимать его в единстве с целостным пониманием общества, с присущим ему многообразием связей и зависимостей. Курс дает не разорванное, а целостное представление о современном обществе и формирует у учащихся научное мировоззрение.

Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова позволяет учащимся:

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; также различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни (личности, группы, организации) с позиции социальных норм, политической и социально-экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные

сравнительный анализ учебников

суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Сравнительный анализ учебников для старшей школы по обществознанию целесообразно произвести по трем направлениям:

- визуальная сторона (унификация, лаконичность, ассоциативность, цветовая наглядность), поскольку внешнюю привлекательность учебника учащиеся, как правило, отмечают в первую очередь;

- содержательная сторона (логичность, автономность, структурность, смысловой акцент учебного материала);

- деятельностная сторона (доступность, системность, мобильность, образность предложенных заданий; возможности самостоятельной работы).

Сравнительный анализ учебников представлен в таблице.

Таблица

обществознания для старшей школы

Визуальная сторона содержательная сторона деятельностная сторона

1 2 3

Учебники «Обществознание» (под ред. А.И. Кравченко), 10-11 классы

По объему вложенной информации лаконичен, дает ограниченную информацию относительно развития сфер общественной жизни современного общества. Учебный материал не содержит ассоциативных ссылок. В качестве позитивных сторон отмечаются следующие: - блоковое построение учебного материала, - визуальность восприятия, - элементарность условно-графического языка (выражает отдельные простейшие явления и события) Учебная информация внесена в соответствии с внутренней логикой построения дисциплины и стандартами. Преобладает фактологический характер построения учебного материала. Не совсем явно представлена уникальность социально-гуманитарного знания. Специфика учебного содержания отсутствует, и учебник может быть использован для учащихся с ИУП, исключающим профильное изучение общественных наук Практикумы предполагают разные формы работы: от составления плана до перевода условно-графической информации в словесную. Мобильность и образность деятельной стороны отсутствует. На базе предложенных ситуаций возможно проведение дискуссионных занятий. Дидактический материал достаточен для организации самостоятельной работы учащегося. Данный курс достаточен для продолжения обучения в вузе, но не по социально-гуманитарному профилю

Окончание таблицы

1 2 3

Учебники «Обществознание» (под ред. Л.Н. Боголюбова), 10-11 классы

Условно-графический язык выражает отдельные явления и события. Цветовая наглядность достаточна для визуализации главной и второстепенной учебной информации Вводится новое содержание (новые компетентности), расширен круг изучаемых понятий, что позволяет полнее и глубже раскрыть проблематику человека и общества. Уровни мышления, действий, понимания, коммуникации учащихся не понимаются в отрыве от предыдущего материала - структура учебного содержания и направленность учебной деятельности учащегося строятся на данных уровнях. Наблюдается межкурсовая преемственность и межпредметное взаимодействие учебного материала. Фактологический, проблемный и научный характер изложения учебного содержания Самостоятельная работа представлена в деятельном режиме: освоение разных социальных ролей, активизация познавательной деятельности через реализацию социальных проектов, развитие умений отбора информации из различных ресурсов с критическим анализом, овладение правилами общественной полемики. Превалируют формы активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в разработку и реализацию проектов)

К существенным недостаткам учебников под редакцией А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова можно отнести следующие:

- отбор содержания, структура, уровень доступности материала и методического аппарата не всегда соответствуют заявленному уровню преподавания (базовый - профильный);

- общественно-политические изменения не находят отражения на страницах учебников, значительно сокращая возможности учащихся вникнуть в осознание сути того или иного процесса;

- в методико-дидактическом плане отсутствуют повторительные рекомендации, задания творческо-поискового характера, нет предметных указателей, а терминологические словари могут содержать устаревшие, либо однозначные формулировки; часты в учебниках неточности;

- переработка содержания и структуры учебной литературы не носит масштабного и системного характера (особенно в свете скорого перехода старшей школы на новые ФГОС);

- ключевые позиции современного обществоведческого курса - личностная ориентация, системность, ориентация на самостоятельное действие - слабо прослеживаются в содержании и формах познавательной деятельности, предлагаемых авторам данных учебников.

Используя в образовательном процессе учебники под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко, школа и учитель вынужденно дополняют их конкретным социально-экономическим и политическим контентом для подготовки выпускника к жизни в постоянно меняющемся обществе.

Современной старшей школе требуется учебник по обществознанию, выполняющий одновременно несколько функций:

- учебник-компакт(учебник с предельно свернутой информацией, необходимой для первичного усвоения);

- учебник-репродукт (учебник, отражающий сущность и иллюстрацию учебной проблемы, знание которой необходимо для продолжения изучения);

- учебник-репетитор (учебник, обобщающий материал по проблемным вопросам), консультант (учебник, дающий развернутую, проблемную, многоаспектную информацию или «подсказку»);

список ЛИТЕРАТУРЫ

- учебник-контролер (учебник - «опора», достаточно полно отражающая изучаемую тему, предназначенную для контрольно-зачетных занятий).

1. Обществознание. 6-11 класс. Формирование политических и социальных компетенций: системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина. Волгоград: Учитель, 2013.

2. Обществознание. 5-9 классы. Примерная учебная программа. Стандарты второго поколения. [Электронный ресурс] Режим доступа: 111±р://51апс1аг1:.еЬи.ги/са1а1од.а5рх?Са1а1од:Ы=2660.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.