Научная статья на тему 'Межпоколенный конфликт между родителями и детьми'

Межпоколенный конфликт между родителями и детьми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3040
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / РОДИТЕЛИ / PARENTS / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / СОЦИОЛОГИ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ПОКОЛЕНИЯ / GENERATION / СЕМЬЯ / FAMILY / БРАК / MARRIAGE / SOCIAL SCIENTISTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Наталья Борисовна

Трансформация социально-экономической жизни в россии диктует свои правила, к которым молодому и старшему поколениям приходится приспосабливаться. зачастую нестабильность приводит к изменению стиля жизни не только отдельной личности, но целых семей, в которых меняются отношения, взгляды, мнения, характер общения, ориентации и ценности. в тот момент, когда видоизменения доходят предела коллапса, человечество задумывается над историей своих действий. изменения ценностного сознания россиян требует изменения отношений каждой личности к ценностным ориентациям, государства к разработке различных программ, направленных на развитие духовных качеств молодого поколения. Социальное становление личности это процесс обучения, воспитания, образования, развития, самовоспитания и самосовершенствования, в котором человек осознает себя личностью в обществе, достигает своих поставленных целей. происходит активная социализация личности в области семейного, религиозного, гражданского, правового воспитания. наиболее значимой в социализации молодого поколения является семья. именно семья участвует в передаче последующему поколению традиции, культуры, знания, обычаев, ценностей. Рассматриваемый в статье межпоколенный конфликт является моментом истины во взаимоотношениях. Конфликты могут оттолкнуть людей друг от друга или втянуть их в более тесный и более интимный союз; они содержат семена деструкции и семена большого союза: они могут привести к вооруженной борьбе или к более глубокому взаимному пониманию. Семейный конфликт, который выражается открыто и принимается как естественный феномен, гораздо здоровее для ребенка, чем это думают большинство родителей. именно семья является инструментом, обеспечивающим взаимодействие личности и общества, и активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведении подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGENERATIONAL CONFLICT BETWEEN PARENTS AND CHILDREN

The transformation of the socio-economic life in Russia makes its own rules, to which the younger and older generations have to adapt. Often, the instability leads to a change of lifestyle is not only the individual but entire families in which changing attitudes, views, opinions, the nature of communication, orientation and values. At a time when the modifications reach the limit of collapse, humanity thinks about the history of their actions. Changes in value consciousness of Russians require changing relationship of each person to the values, the state to the development of various programs aimed at developing the spiritual qualities of the younger generation. Social formation of personality is the process of training, education, development, self-education and self-improvement in which a person is aware of himself as a person in society achieves its goals. There is an active socialization of the person in the family, religious, civil and legal education. The most important in the socialization of the young generation is the family. It is the family involved in the transmission of the next generation the traditions, culture, knowledge, customs and values. Viewed in the article intergenerational conflict is a moment of truth in the relationship. Conflicts can alienate people from one another, or to draw them into a closer and more intimate union; they contain the seeds of destruction and the large seeds of the union: they can lead to an armed struggle or to a deeper mutual understanding. Family conflict that is expressed openly and accepted as a natural phenomenon, much healthier for the baby than most parents think. This family is a tool that provides interaction between the individual and society, and actively participates in the formation of value orientations and behavior of adolescents.

Текст научной работы на тему «Межпоколенный конфликт между родителями и детьми»

психолого-педагогическое направление

Н.Б. Горбачева

МЕЖПОКОЛЕННЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ...

УДК 316.4.051.62

МЕЖПОКОЛЕННЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

© 2015

Н.Б. Горбачева, специалист по методической работе кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Трансформация социально-экономической жизни в России диктует свои правила, к которым молодому и старшему поколениям приходится приспосабливаться. Зачастую нестабильность приводит к изменению стиля жизни не только отдельной личности, но целых семей, в которых меняются отношения, взгляды, мнения, характер общения, ориентации и ценности. В тот момент, когда видоизменения доходят предела коллапса, человечество задумывается над историей своих действий. Изменения ценностного сознания россиян требует изменения отношений каждой личности к ценностным ориентациям, государства - к разработке различных программ, направленных на развитие духовных качеств молодого поколения. Социальное становление личности - это процесс обучения, воспитания, образования, развития, самовоспитания и самосовершенствования, в котором человек осознает себя личностью в обществе, достигает своих поставленных целей. Происходит активная социализация личности в области семейного, религиозного, гражданского, правового воспитания. Наиболее значимой в социализации молодого поколения является семья. Именно семья участвует в передаче последующему поколению традиции, культуры, знания, обычаев, ценностей. Рассматриваемый в статье межпоколенный конфликт является моментом истины во взаимоотношениях. Конфликты могут оттолкнуть людей друг от друга или втянуть их в более тесный и более интимный союз; они содержат семена деструкции и семена большого союза: они могут привести к вооруженной борьбе или к более глубокому взаимному пониманию. Семейный конфликт, который выражается открыто и принимается как естественный феномен, гораздо здоровее для ребенка, чем это думают большинство родителей. Именно семья является инструментом, обеспечивающим взаимодействие личности и общества, и активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведении подростка.

Ключевые слова: молодежь, родители, конфликт, взаимоотношения, воспитание, социализация, общение, социологи, конфликтология, поколения, семья, брак.

Проблема взаимодействия поколений является актуальной в современном российском обществе, раздираемом противоречиями - социально-политическими, социально-экономическими, морально-нравственными. Социологи семьи (А.И. Антонов [1], В.М. Медков [2], В.А. Мансуров [3] и др.) утверждают, что семья утрачивает главные функции - воспроизводства населения и социализации, наблюдается рост жестокости и насилия в семье, в частности по отношению к детям.

Вместе с тем жизнь родителей - это непрерывный и напряженный диалог с детьми. Существует проблема - необходимо понять не просто другого человека, а другое поколение. А это задача, которую трудно решать без социологической информации и размышления, не разбудив в себе «социологическое воображение».

Известно, что дети - другие и с каждым поколением все сложнее. Но эмоционально, психологически смириться с этим трудно, потому что, будь они «такими же», как взрослые, легче возникали бы те душевная близость и взаимопонимание, к которым всегда стремятся родители и учителя.

В чем разница между взрослым и молодым поколениями?

Во-первых, это люди с другим прошлым. Дети не пережили как раз того, что сформировало взрослых. Знают дети об этом из книг и рассказов. Но недаром сказано: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Во-вторых, это люди с другим будущим. И может быть, это самое важное. Им предстоит решать ряд проблем, которые не стояли перед их родителями и уже не встанут в полную силу. Сложность многих из этих проблем поколение родителей не может точно оценить, а некоторых - и представить.

В-третьих, у людей другого поколения в каком-то смысле и другое настоящее. Ориентируясь, прежде всего, на своих сверстников, они тем самым формируют свое «социальное пространство», особую социальную среду, окружение. Можно сказать, что молодое поколение живет вместе со старшим поколением и в то же время в другом мире.

Особенности сегодняшних социальных условий, в которых происходит формирование современного человека, связаны, прежде всего, с резкой социальной дифференциацией и, одновременно, падением культурного уровня нашего общества, вызванным процессом глобализации и трансформации. В этих условиях сохранение

своего авторитета требует от родителей все больших усилий, а подчас и твердости характера. Рост образования и культуры неравномерно распределяется между поколениями, дети становятся все более информированными. И поскольку они, как правило, еще не научились различать знания и разум, логику и мудрость, им зачастую начинает казаться, что они «умнее» родителей. Последние часто пасуют перед этой уверенностью.

Взаимоотношения поколений никогда и нигде не были и не могут быть абсолютно равными, симметричными. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вре-ден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, инновационным обстоятельствам.

Фактически впервые за всю историю человечества разрушилась единая система приобщения подрастающего поколения к культуре социума. Прежде семья, община, церковь, учреждения образования, культуры, государство руководствовались схожими представлениями о том, что нужно воспитывать у детей с раннего возраста. Существовала система взаимоподдержки и согласованности действий всех субъектов этого процесса. Когда же стало невозможно из-за быстрых темпов социальных преобразований в конце XX века приобщать молодежь к культуре старших, то сначала государство, а затем и учреждения культуры, образования практически отказались от сознательного, направленного воздействия на сознание и поведение подрастающего поколения. Прежние, выработанные тысячелетней историей человечества ориентиры, устарели, а новые социальные перспективы данные социальные институты создать не смогли. Поэтому наблюдаются огромные противоречия в содержании того, что воспринимает ребенок в качестве примера для подражания.

Конфликт является моментом истины во взаимоотношениях - это испытание здоровья этих отношений, это кризис, который может ослабить или укрепить их, это критическое событие, которое может вызвать длительное чувство обиды, скрытую враждебность, социальное напряжение. Бесконфликтные отношения между людьми довольно редки.

Н.Б. Горбачева психолого-педагогическое

МЕЖПОКОЛЕННЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ... направление

Таким образом, конфликт - это реальность в любых взаимоотношениях. Кстати, взаимоотношения без внешне очевидного конфликта могут быть менее здоровыми, чем те, в которых конфликт часто возникает.

Конфликт в семье, выражаемый открыто, принимается как естественный феномен, и он гораздо здоровее для ребенка, чем это думает большинство родителей. В таких семьях ребенок имеет, по крайней мере, возможность пережить опыт конфликта, научиться, как обращаться с ним, быть более подготовленным к дальнейшим встречам с конфликтами в течение жизни. Конструктивное решение конфликтов в семье может быть более благоприятным для ребенка, так как является подготовкой ко встрече с конфликтами вне дома.

Большинство родителей рассматривают проблему разрешения конфликта в воспитании детей как вопрос о том, быть ли строгими или снисходительными, жесткими или мягкими, авторитарными или уступчивыми. Поскольку в своем подходе к этому предмету матери и отцы скованы альтернативой выбора («либо-либо»), они рассматривают свои отношения с детьми как борьбу за власть, как некую войну.

Необходимо отметить, что огромное значение сейчас придается такой науке, как конфликтология, которая рассматривает причины, факторы, мотивы конфликтов, способы решения конфликта, виды конфликта. К проблемам возникновения и эффективного разрешения семейных конфликтов проявляют огромный интерес и социологи.

В истории социологии известны такие имена как Г. Спенсер, М. Вебер, Л. Гумплович, Э. Дюркгейм. Позднее появились работы Г. Зиммеля [4], Г. Парка [5]. В середине ХХ века Р. Дарендорф [6] и Л. Козер [7] рассматривали конфликт во взаимодействии между социальными группами, они же являются и классиками теории конфликта. Большой вклад в рассмотрение конфликта внесли психологи - К. Юнг [5], З. Фрейд [8], Ж. Пиаже [9], Э. Берн [10].

В российской фамилистике наиболее полно проблематика семейных конфликтов затронута в работах В.А. Сысенко [11]. Автор определяет типологию конфликтных ситуаций, причины их возникновения в рамках семьи, рассматривает особо острые формы конфликтов, их протекание и динамику, пути выхода из кризисных ситуаций, а также психологический климат семьи и трудности семейного воспитания, влияние конфликтов между родителями и детьми на психологическое состояние подростков.

В работах социолога И.В. Бестужева-Лады [12] также раскрываются типологии супружеских конфликтов и пути их разрешения, основные причины супружеской конфронтации, и среди них алкоголизм одного из супругов, несоответствие характеров, супружеские измены.

Проблемами семьи и брака, взаимоотношений супругов занимались в разное время А.Г. Харчев [13], М.С. Мацковский [14], А.И. Антонов [1], Н.Г. Юркевич [15], В.М. Медков [2] и многие другие. Теоретические основы конфликтологии и социологии семейного конфликта заложены в трудах А.Г. Здравомыслова [16], который рассматривает типологию, причины, динамику конфликтов, основные способы их разрешения.

Необходимо отметить ряд других авторов. Так, М.Ю. Арутюнян [17] изучал особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей, С.И. Голод [18] - различные аспекты стабильности семьи и т.д.

Что касается практического исследования конфликтных отношений в семье, то здесь интерес представляют публикации в таких журналах как «Социологические исследования», «Педагогика», «Вестник Московского университета», «Социально-политический журнал», «Социально-гуманитарные знания», «Эко» и т.п.

А вообще, поскольку конфликт поколений неизбежен, именно родители на правах старших и мудрых 22

должны придать ему силу, но не разрушительную, а созидающую, формирующую личность, уважающую себя и других [19; 20; 21 22]. Для решения этой задачи требуется объединить усилия не только самих родителей, но и учителей, ученых, писателей, политиков, психологов, социальных педагогов.

Сегодня высокие темпы изменения всех сторон жизни требуют от человека быстрой координации собственных действий, преобразования своих ориентаций на взаимоотношения с окружающими во имя формирования ценностных качеств ребенка, что требует от самого взрослого умения активно познавать новое и легко адаптироваться к нему. Это важно уметь делать родителям, так как их ценностные ориентации либо будут характеризоваться незыблемым постоянством, либо чутко реагировать на происходящие в мире изменения, что в любом случае отразится на их взаимоотношениях с ребенком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонов А.И. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 640 с.

2. Медков В.М. Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 448 с.

3. Мансуров В.А. Проблема комплексного изучения семьи // Социологические исследования. 2000. №4. С.137-139.

4. Георг Зиммель. Избранное. М.: Юрист, 1996.

5. Конфликтология Под ред. А. С. Кармина // СПб.: Издательство «Лань», 1999. 448 с.

6. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. №5. С.142-147.

7. Козер Л. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991. С.27-35.

8. Виттельс Фриц. Фрейд. Его личность, учение и школа / пер. с нем. Г. Таубмана. - КомКнига, 2007. 200 с.

9. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.5. М.,1975. С.36.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играю в игры. / Под ред. д.философ. н. М.С. Мацковского. «Университетская книга» АСТ: Санкт-Петербург - Москва. 1998 г. 398 с.

11. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.,1983.

12. Бестужев Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. Педагогическое общество России. Москва. 2002.

13. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г. М.:ЦСП, 2003. 342 с.

14. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.

15. Юркевич Н.Г. Семья в современном обществе. Минск: Беларусь, 1964.

16. Здравомыслов А.Г Социология конфликтов. М.,1995. С.95.

17. Арутюнян М.Ю. О распределении обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и социальная структура / Отв.ред.М.С. Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, 1987.

18. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты. Л.:Наука, 1984.

19. Иванова Т.Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 81-85.

20. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы (региональная специфика) диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Саратовский государственный университет». Саратов, 2011.

21. Горбачева Н.Б. Изучение молодежи в социоло-

психолого-педагогическое направление

М.Д. Дьячковская, Н.И. Мерлина ЭТНОМАТЕМАТИКА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ...

гическом аспекте // Балтийский гуманитарный журнал. межпоколенной преемственности // Вектор науки 2014. № 4. С. 57-60. Тольяттинского государственного университета. Серия:

22. Велиева В.И.Г. Экспериментальное изучение Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 54-57.

INTERGENERATIONAL CONFLICT BETWEEN PARENTS AND CHILDREN

© 2015

N.B. Gorbacheva, a specialist in methodical work of the department «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The transformation of the socio-economic life in Russia makes its own rules, to which the younger and older generations have to adapt. Often, the instability leads to a change of lifestyle is not only the individual but entire families in which changing attitudes, views, opinions, the nature of communication, orientation and values. At a time when the modifications reach the limit of collapse, humanity thinks about the history of their actions. Changes in value consciousness of Russians require changing relationship of each person to the values, the state - to the development of various programs aimed at developing the spiritual qualities of the younger generation. Social formation of personality - is the process of training, education, development, self-education and self-improvement in which a person is aware of himself as a person in society achieves its goals. There is an active socialization of the person in the family, religious, civil and legal education. The most important in the socialization of the young generation is the family. It is the family involved in the transmission of the next generation the traditions, culture, knowledge, customs and values. Viewed in the article intergenerational conflict is a moment of truth in the relationship. Conflicts can alienate people from one another, or to draw them into a closer and more intimate union; they contain the seeds of destruction and the large seeds of the union: they can lead to an armed struggle or to a deeper mutual understanding. Family conflict that is expressed openly and accepted as a natural phenomenon, much healthier for the baby than most parents think. This family is a tool that provides interaction between the individual and society, and actively participates in the formation of value orientations and behavior of adolescents.

Keywords: youth, parents, conflict, relationships, education, socialization, communication, social scientists, conflict, generation, family, marriage.

УДК 372.851

ЭТНОМАТЕМАТИКА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА - ЮКАГИРОВ

© 2015

М.Д. Дьячковская, аспирант

Северо-Восточный федеральный университет, Якутск (Россия) Н.И. Мерлина, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Методики преподавания математики» Чувашский государственный университет, Чебоксары (Россия)

Аннотация. Народы Севера, веками развиваясь в громадном студеном крае, суровых природно-климатических условиях Арктики, имеют не только своеобразный уклад жизни, быт, но и присущие им мышление, определенные знания об окружающей среде. В данном контексте для реализации этнокультурного и национально-регионального компонента обучения необходима систематизация математических знаний и представлений северных народов России, с точки зрения элементарных вопросов развития понятий числа и нумерации чисел, самобытной терминологии, возникновении мер как значимого социального опыта кочевых народов, адаптированного для передачи из поколения в поколение. В статье рассмотрена проблема изучения народной математики коренных малочисленных народов Севера - юкагиров. Основное содержание исследования составляет анализ исторической, этнографической научной литературы, фольклорных материалов. Систематическое включение в содержание математического образования этноматематические материалы, задачи на фольклорном, историческом и краеведческом материале родного народа способствует развитию у учащихся интереса к математике, дает возможность учителю использовать их как средство учебно-познавательной деятельности по овладению математическими знаниями. Использование на уроках подходящих примеров из жизнедеятельности северных народов, краеведения способствуют формированию у учащихся умения математически исследовать явления окружающего мира и применять математические знания на практике. Представлена систематизация народной математики юкагиров, а так же подборка авторских задач на историческом, фольклорном и краеведческом материале Верхнеколымского и Нижнеколымского улусов Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: этноматематика, математическая культура юкагиров, юкагирская система счета и нумерация, единицы измерения величин, этнопедагогика, фольклорные, исторические и краеведческие задачи.

Из печати вышло учебное пособие «Этноматемати-ка коренных малочисленных народов Севера (юкагиров). Фольклорные и краеведческие математические задачи Верхнеколымского и Нижнеколымского улусов Республики Саха (Якутия)» автор М.Д. Дьячковская [5]. Книга печаталась под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора Чувашского университета Н.И. Мерлиной. Пособие предназначено для студентов, обучающихся на математических факультетах вузов по педагогическим специальностям, учителей математики и учащихся общеобразовательных школ в качестве дополнительного материала к имеющимся учебникам и задачникам по математике, рекомендовано УМО по математике педвузов и университетов Волго-Вятского региона в качестве учебного пособия для студентов пе-

дагогического направления подготовки высших учебных заведений.

В первой главе «Математические знания и представления юкагиров» изложена народная математика юкагиров: Истоки математической культуры юкагиров. Народные знания юкагиров: измерение величин. Юкагирская система счета. Юкагирская нумерация. Арифметические понятия и термины юкагиров. Простейшие геометрические понятия и представления юкагиров. Этнопедагоги-ка (игры на счет, загадки-задачи с числами); во второй главе представлены исторические, фольклорные и краеведческие математические задачи на материале Верхнеколымского и Нижнеколымского улусов Республики Саха (Якутия); в третьей главе представлен опыт работы Е.А. Аянитовой, учителя математики Нелемнинской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.