РЕЦЕНЗИИ
М. Н. ШЕСТАКОВА
О ЛИЧНОСТИ, ГРУППЕ И ОБЩЕСТВЕ
Данная публикация представляет собой рецензию на «Линию УМК Сорвина. Обществознание (6-9)». Новая линия учебников по общество-знанию является совместным проектом НИУ «Высшая школа экономики» и корпорации «Российский учебник». Курс обществознания создан авторским коллективом под руководством К. В. Сорвина и включает учебники, методические пособия, рабочую программу и пр. Он был одобрен и рекомендован к использованию в учебном процессе экспертным научно-методическим советом НИУ ВШЭ под председательством ректора Я. И. Кузьминова и подготовлен издательством «Просвещение/ Дрофа» (корпорация «Российский учебник»). Учебно-методический комплекс демонстрирует системно-деятельностный, комплексный подход к освоению предмета в средней школе, подготовке к государственной итоговой аттестации в 9-м классе, а также решению задач олимпиадно-го уровня. Показаны особенности каждого из учебников, входящих в УМК с 6-го по 9-й классы. Отмечается единая логика построения УМК, подача материала от простого к сложному с ориентацией на мотивированных заинтересованных учащихся. Иными словами, на тех, которые хотели бы усвоить дисциплину на высоком уровне и получить глубокие знания и компетенции, такие как критическое мышление, гражданская грамотность, творческий подход к обучению, мотивация к дальнейшему обучению и саморазвитию и т. д.
Ключевые слова: обществознание, новая линия учебников, учебно-методический комплекс, системный подход, мотивированные учащиеся, личность, группа, общество.
Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Обществознание» (Сорвин и др. 2020а; 2020б; Сорвин, Давыдова, Кулакова, Фёдоров 2021; Сорвин, Богачев, Фёдоров 2021), подготовленный коллективом авторов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», представляет собой важ-
История и современность, № 1, март 2022 97-107
ный вклад в раскрытие этого дисциплинарного направления и обогащает линейку изданных учебников по данной теме, дополнив уже апробированные издания Л. Н. Боголюбова, А. И. Кравченко, О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой и др. (Боголюбов и др. 2014; Кравченко и др. 2022; Котова, Лискова 2021).
Авторский коллектив УМК включает высококвалифицированных экспертов и ученых, занимающихся преподаванием в одном из ведущих вузов страны. При этом авторы являются постоянно практикующими педагогами, ведущими занятия с учениками школ, в частности в лицее НИУ ВШЭ.
Данный УМК, на наш взгляд, отличается прежде всего системным подходом, все разрабатываемые в его рамках темы структурированы, логически вытекают одна из другой, по мере изложения поступательно возрастает степень усложнения материала.
Комплекс предназначен в первую очередь для мотивированных учеников (вероятно, он был первоначально задуман авторами «Вышки» именно для работы со «своими» лицеистами). Однако при этом весьма важно отметить, что расчет авторов строился и на том, что мотивация может возникнуть и в процессе освоения данного комплекса. Это особенно актуально для многих детей, которые не сразу осознают свои интересы и выбирают возможные треки дальнейшего профессионального развития.
По утверждению самих авторов, между обычным учебником обществознания и материалами для подготовки к олимпиадам простирается пропасть, и именно предлагаемая ими линейка учебников призвана заполнить эту лакуну. Необходим был такой учебник, который стал бы не просто «проходным», удобным для подготовки к экзаменационному испытанию по одной из школьных дисциплин, а пробуждал бы в школьниках интерес к изучению предмета, то есть предназначался не только для тех, кто решает олимпиадные задачи, но и для более широкого круга увлеченных учеников.
Обществознание является синтетическим предметом, в рамках которого освещаются важные сюжеты и проблемы основных обществоведческих наук, таких как социология, политология, право и философия. Основная задача авторов учебника - логичное изложение всех соответствующих дисциплинарных аспектов учебного курса, с чем авторский коллектив справился весьма успешно.
Все входящие в линейку учебники для средней школы с 6-го по 9-й класс разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего
образования и рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации для образовательного процесса.
УМК в целом отличает актуальный в настоящее время так называемый системно-деятельностный подход, являющийся основным компонентом ФГОС. Он выражается в активном, в значительной степени самостоятельном освоении материала учебника, раскрывающем возможности и формирующем умения творческого переосмысления этого материала с помощью методов, применяемых в процессе обучения. Это достигается в первую очередь благодаря приобретаемому в процессе обучения навыку выполнения практических заданий, работе с ключевыми понятиями, установлению межпредметных связей, а также реализации исследовательской и проектной деятельности. Учебники данной серии по своему замыслу, наполнению и структуре отвечают обозначенному выше подходу в полной мере.
Структура всех учебников УМК выстроена в единой логике: это классическое разделение их текстов на главы и параграфы, перед каждой главой и каждым параграфом сформулированы основной вопрос и ключевые слова, помогающие найти и обозначить главную мысль. Этому также способствуют выделения шрифтом и курсивом в тексте. Параграфы завершаются сквозными для всей линейки рубриками: «Отвечаем на вопросы», «Работаем с понятиями», «Устанавливаем межпредметные связи», «Хочу знать больше» (для самых любознательных), «Для будущих исследований» и т. д. В конце каждой главы приводятся темы проектной деятельности, которая в настоящее время является одним из главных компонентов обучения в современной школе.
Линейку открывает учебник для шестого класса (Сорвин и др. 2020а), с которого школьники начинают изучать предмет «Обще-ствознание». Учебник состоит из пяти глав, которые разбиты на 19 параграфов. Материал выстроен по принципу «от простого к сложному». Коллектив авторов полидисциплинарный: историк, юрист и философ, все они доценты НИУ ВШЭ, преподающие в лицее Высшей школы экономики, есть среди них практикующий учитель гимназии. Алгоритм подачи материала представляет собой изучение общества посредством бинарной «оптики» как с позиции индивидуума (отдельного человека; см. главу 1 «Загадка человека»), так и тех или иных социальных групп, проникая в их природу (см. главу 2 «Человек в социальной группе»). Это, на наш взгляд, эффективный и социологически выверенный подход, основываю-
щийся прежде всего на рассмотрении первичной группы: учащимся, активно осваивающим первичные социальные практики, такое изложение обществознания, уверены, будет доступно и понятно. Нельзя не согласиться с авторами, считающими, что по одной капле можно судить о целом океане, а через изучение первичной ячейки можно получить представление об обществе в целом. Руководитель коллектива кандидат философских наук К. В. Сорвин более четверти века профессионально занимается социологией, поэтому учебник, очевидно, имеет ярко выраженную социологическую направленность. Основные темы, традиционно изучаемые в 6-м классе (человек и общество), рассматриваются в первую очередь сквозь призму социальных групп, в которые как индивид встроен человек (включая и его личностное измерение) и из которых в конечном счете образуется большое общество.
По мнению авторов, группа - это не только люди, но и «система ролей, норм, ценностей» (Сорвин и др. 2020а: 56). Акцент делается на изучении семьи как основной группы, понятной и очевидной для ребенка. Рассматриваются межличностные отношения (позитивные: дружба, товарищество) и конфликты в социальных группах, семейные ценности и традиции, раскрываются основные понятия социального статуса. В качестве примеров взаимодействия в группах, ролей в этих группах приводятся знакомые школьникам сказки («Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова), мультфильмы («Каникулы в Простоквашино»), литературные произведения («Крестьянские дети» Н. А. Некрасова).
В главе 3 «Строение общества» рассматривается вопрос сложения общества из отдельных групп, и в первую очередь анализируются малые группы. Используя системный подход, общество изучают в его важнейших ракурсах: экономическом, политическом, духовном, социальном (Там же: 103).
В главе 4 «Функционирование общества» исследуется роль экономики и государства в жизни общества; при этом на базовом уровне, понятном шестикласснику, даются представления о функциях государства, его устройстве. Развитие общества (глава 5) представлено через исторические периоды, происходит первоначальное знакомство с глобализацией и связанными с ней проблемами.
В рубриках «Устанавливаем межпредметные связи» и «Хочу знать больше» даны отсылки к работам и творчеству Платона, Аристотеля, социологов Э. Дюркгейма, У. Уайта, Ч. Кули (о первичных группах), К. Маркса и др. Упоминаются международные
структуры и организации (ООН, Совет Европы, Римский клуб и др.), нормативно-правовые документы (например, Конституция РФ, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.), приводятся примеры современных учений и концепций (например, теория общественного договора, концепция пределов роста).
Во всех учебниках УМК, в том числе и для 6-го класса, содержится список литературных источников, который включает как популярные художественные произведения для учеников средней школы («Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Айвенго» В. Скотта, «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, рассказы А. П. Чехова), так и вполне взрослые издания, например, «Хрестоматию по этике» В. А. Сухомлинского.
В учебнике для 7-го класса авторы (Сорвин и др. 2020б) продолжают обращаться к известным социологам: Э. Дюркгейму, Р. К. Мертону, М. Веберу, философам: Сократу, Г. В. Ф. Гегелю, И. Канту, П. А. Флоренскому. Учебник состоит из трех глав и 18 параграфов и посвящен изучению общества в контексте взаимодействия людей в социальных группах.
Особое внимание уделяется социализации подростков, формированию ответственного гражданина (глава 1 «Социальные ценности и нормы как регуляторы поведения человека»); подробно прописаны темы нравов, традиций и обычаев как социальных регуляторов. В качестве эпиграфа авторы избрали содержательную цитату Ж. Жореса «Традиции - это не сохранение пепла, а раздувание огня» (Там же: 15), хотя, на наш взгляд, точнее было бы использовать сходное высказывание Г. Малера: «Традиция - это не поклонение пеплу, а передача огня».
Обращает на себя внимание § 3 «Мораль и высшие ценности общества и человека». Доступным для семиклассника языком преподнесены темы морали, свободы, вины, совести с убедительными историческими примерами. Обычно данная тема изучается в 8-м классе (Боголюбов и др. 2014), однако авторы сочли, и небезосновательно, что семиклассники уже могут воспринять такие вопросы - тем более что они изложены вполне понятно. Интересно представлены тема социальных санкций, а также концепция стигматизации («наклеивания ярлыков») (Сорвин и др. 2020б: 39) в § 4 («Свобода и ответственность человека»). Как правило, к последнему вопросу нечасто обращаются авторы школьных учебников по обществознанию.
В главе 2 («Роль права в регулировании общественных отношений») рассматриваются основные юридические права и обязанности граждан. Вводятся такие понятия, как «право», «нормы права», «отрасли права», «правовой нигилизм», «юридическая ответственность», «закон», «нормативно-правовой акт», «система защиты прав», «правовой статус личности» и т. д. В наглядной форме когнитивных схем рассматриваются взаимосвязи политических и социально-экономических прав и свобод. Обращает на себя внимание § 10, где подробно раскрывается система защиты прав человека на российском и международном уровнях (в том числе, что особенно понятно и интересно школьнику, в Декларации и Конвенции о правах ребенка) (Сорвин и др. 2020б: 103).
Почти половину всего объема учебника занимает глава 3 «Отрасли российского права». Вообще юриспруденция - достаточно трудная для понимания ученика средней школы тема, изобилующая сложными юридическими терминами. Однако авторы смогли раскрыть ее достаточно полно, с наглядными примерами и даже юридическими документами (это трудовая книжка, трудовой договор, расписка и т. д.). Они постарались заинтересовать ученика, в том числе апеллируя к его возрасту (§ 17 «Как несовершеннолетние участвуют в трудовых отношениях?»; § 18 «Какие права в семье есть у несовершеннолетних детей?» [Там же: 174, 183]). В конце учебника приводится список литературы, который включает работы П. Бергера «Приглашение в социологию», В. Шайхера «Антология мудрости», К. Сорвина «Очерки из истории классической философии», А. Тиле «Занимательная юриспруденция».
В 8-м классе школьники в рамках предмета «Обществознание» традиционно знакомятся с вопросами экономики, экономической сферы (Боголюбов и др. 2014; Кравченко и др. 2022; Котова, Лис-кова 2021). Не отошел от этого и коллектив авторов рассматриваемого УМК под руководством К. В. Сорвина (Сорвин, Давыдова, Кулакова, Фёдоров 2021). Разумеется, среди авторов появились профильные специалисты - экономисты (к. э. н., доцент НИУ ВШЭ Е. А. Давыдова, д. э. н., профессор НИУ ВШЭ Т. В. Кулакова). Материал учебника объединен в четыре главы и 23 параграфа. Под обложкой одного учебника авторы постарались объединить противоположные - материальную и духовную - сферы через интегрирующую, по их мнению, составляющую, культуру (Там же: 3). Они предлагают ученикам подумать и ответить на вопрос о первопричинах всех общественных явлений и процессов, о первичности ма-
териальных либо же духовных процессов. Именно этой дилемме и подчинена логика структуры данного учебного издания, хотя три четверти его объема посвящены именно экономике, и лишь одна четверть - вопросам духовной культуры. Сквозь призму экономической культуры осуществляется обучение основам экономики, экономических процессов.
Разумеется, сложность предназначаемого для восьмиклассников текста возрастает, равно как усложняется и предмет изучения -экономика. В главе 1 дан ответ на вопрос: «Зачем люди ведут экономическую деятельность?», описывается разнообразие потребностей человека «как основное понятие экономики» (Там же: 9). Приводятся классические классификации потребностей А. Маслоу и Дж. Гилфорда (Там же: 10-11).
Раскрываются базовые понятия: «экономический агент», его основные виды, «факторы производства», «альтернативные издержки» и т. д. По мнению авторов, для общества в целом проблема выбора определяется ограниченностью ресурсов (Там же: 27). Ключевые понятия о бюджете поясняются на примере семейного бюджета, взаимодействие людей в экономике - на примере торговли и обмена (Там же: 35), характеристика понятий «финансовый план», «депозит», «инвестиции», «виды ценных бумаг», «кредит», «страхование» и др. дается на примерах управления личными финансами.
В главе 2 авторы предприняли весьма успешную попытку объяснить школьникам, как устроена рыночная экономика и как функционирует свободный рынок. Раскрыты законы спроса и предложения, конкуренция и ее виды, предприятие и его организационно-правовые формы, классификация таких форм. Достаточно сложная глава 3 «Влияние экономических процессов на доходы и уровень жизни» содержит сюжеты о рынке труда, денег, об инфляции, о налогах и государственном бюджете. Авторам удалось дать весьма полное представление об этих темах.
В тексте много отсылок к работам таких экономистов-классиков, как А. Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов») и А. Пигу («Экономическая теория благосостояния»). Приводятся также актуальные и уместные цитаты и пояснения из работ лауреатов Нобелевской премии по экономике Дж. Бьюкенена (теория политического рынка), Э. Остром (исследования в области экономической организации), М. Спенса (теория
рыночных сигналов) и др. Освещены такие проблемы, как «трагедия общин», внешние эффекты, общественные блага и пр.
Учебник изобилует сложными, но интересными задачами, здесь много графиков, схем, диаграмм, что оправдано при изучении экономики. Используется богатый иллюстративный материал, что выгодно отличает учебник от аналогичных изданий. Литературные источники нетривиальны: это «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, «Расточитель» Н. С. Лескова, «Приваловские миллионы» Д. Н. Мамина-Сибиряка. Приведены также веб-ссылки на сайты Росстата, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда РФ. В качестве примеров используются материалы из основных экономических газет «Ведомости», «Коммерсант», что, безусловно, придает актуальность данному изданию.
Завершающим для линейки УМК является в настоящее время учебник для 9-го класса (Сорвин, Богачев, Фёдоров 2021), включающий четыре главы и 26 параграфов. Руководитель авторского коллектива К. В. Сорвин - в первую очередь социолог; закономерно, что первая глава в этом учебнике, как и в других учебниках линейки, посвящена социальным группам, социальной сфере и ее роли в жизни индивидуума. В главе 1 «Социальная сфера общества» на более высоком и сложном предметном уровне воспроизводится материал, излагавшийся ранее в учебнике для 6-го класса (о социальных группах и общностях). Понятно желание социологов еще раз обозначить основной объект исследования и привлечь внимание к важным темам социологии, к понятию общества как большой социальной группы, дать учащимся представление о социальных статусах, стратификации и пр.
В то же время основной объем учебника посвящен вопросам политической науки. В изложении этих вопросов в учебнике следует отметить решающую роль преподавателя НИУ ВШЭ, доцента, кандидата социологических наук М. И. Богачёва. Главы 2 и 3 «Политическая организация общества» и «Политическое устройство российского государства» являются классическими темами для изучения в 9-м классе. Однако столь подробно и полно изложенный материал, пожалуй, встречается редко. Глубоко проанализированы роль политики в жизни общества, ее функции (Там же: 5657); раскрываются понятие и признаки государства, внутренние и внешние функции государства (Там же: 63-65). Рассмотрены система разделения властей, формы государства, правления, территориального устройства, виды федеративных государств и политиче-
ских режимов, политические партии и гражданское общество, местное самоуправление.
В главе 3 «Политическое устройство российского государства» подробно анализируется Конституция РФ как основной государственный документ, в исторической ретроспективе представлены основы конституционного процесса в России на протяжении ХХ-ХХ1 вв., приводятся системообразующие принципы РФ и их характеристики с опорой на соответствующие статьи в Конституции (Там же: 140). Особое внимание уделяется федеративному устройству Российской Федерации (§ 15), информация излагается на академическом уровне, характерном скорее для профессиональных политологов, нежели школьников 9-го класса, но в то же время доступным для понимания языком. Достаточно подробно раскрываются все ветви власти в РФ: президент, Федеральное собрание, правительство, правоохранительные органы, судебная власть и прокуратура. Каждому вопросу посвящен отдельный параграф, в котором рассматриваются формирование и функции каждой из ветвей.
В заключительной главе 4 «Общество на рубеже тысячелетий» еще раз на более сложном уровне выявляется понятие социального конфликта, его функции и виды, стадии конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации. Крайне важными для любого школьника нашего многонационального государства представляются разделы об этносах и нациях в современном мире, национализме и этноцентризме. Большое внимание уделяется общемировому тренду глобализации, ее формам, анализируются ее позитивные и негативные последствия (Сорвин, Богачев, Фёдоров 2021: 267).
Интересным и необычным по подаче является заключительный параграф, посвященный миру современных профессий. На наш взгляд, именно в 9-м классе крайне актуален разговор о потенциальных образовательном и профессиональном треках учащегося. И здесь как нельзя кстати (многие школьники после сдачи ОГЭ определяются с профилем обучения или вообще могут уйти из школы) авторы учебника поднимают вопросы о непрерывности образования, выборе той или иной профессии, востребованности той или иной профессиональной специализации. Заслуживает внимания § 4 «Обществознание и вузовское образование» (Там же: 281), где с практической точки зрения рассматриваются учебные заведения, для поступления в которые необходимо сдать экзамен по обществознанию (ЕГЭ), и дальнейшие возможности трудоустройства после окончания вузов. Такой практико-ориентирован-
ный подход как нельзя лучше подходит современной молодежи. Возможно, благодаря именно такой подаче информации школьник сможет выбрать для себя перспективное направление дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, а кто-то захочет продолжить изучение обществознания в выпускных классах.
Учебник изобилует информацией, которая для удобства восприятия сведена в таблицы, что позволяет группировать знания. В их числе: наглядная диаграмма форм территориального устройства; таблицы отличительных признаков Конституции, принципов российского федерализма; структура двух статей Конституции по разграничению полномочий Центра и субъектов РФ; таблица причин межэтнических конфликтов и т. п. (см.: Сорвин, Богачев, Фёдоров 2021: 84, 133, 151, 157, 237 соответственно). В тексте учебника появились задания из Всероссийской олимпиады для школьников, что свидетельствует о высоком уровне издания. Задания построены таким образом, чтобы научить школьника систематизировать и обобщать полученную информацию, например, задание по изучению сравнительных характеристик типов республик (Там же: 78) или же по составлению типологии обществ по уровню прогресса (Там же: 261) и пр.
В учебнике приводится множество цитат известных историков и философов - Н. А. Бердяева, В. О. Ключевского, упоминаются работы признанных политологов А. де Токвиля, И. Валлерстайна, Д. Истона, социологов М. Вебера, П. Бергера, Т. Парсонса, Э. Гид-денса, Р. Мертона, Л. Г. Ионина и многих других, которые внесли значимый вклад в науку.
В перечень литературы для девятого класса входят рекомендованные авторами источники, рассчитанные на более взрослую аудиторию: «Политическая регионалистика» Р. Ф. Туровского, «Гражданство и гражданское общество» Б. Г. Капустина, «Демократия в многосоставных обществах» А. Лейпхарта, «Теория партий и партийных систем» Б. А. Исаева, «Российская нация: становление и этнокультурное многообразие» под редакцией В. А. Тиш-кова.
Данная линейка представляет собой сбалансированный контент с точки зрения общей структуры, а также пропорции текстовой и визуальной информации. Это и богатый иллюстративный материал в виде жанровых картин преимущественно русских художников, плакатов, фотографий. Графики, диаграммы, таблицы и схемы применяются в качестве наглядного материала в тексте и в каче-
стве заданий в конце параграфов и глав. Причем они увязаны с текстом и способствуют усвоению и запоминанию изучаемого материала, довольно сложного, но при этом понятно изложенного, отвечающего возрасту обучающихся. В конце учебника для каждого класса приводятся словари терминов и ссылки на интернет-ресурсы (в принципе, это характерно практически для всех учебников по обществознанию).
Отметим, что, на наш взгляд, учебники для 8-го и 9-го классов рассчитаны скорее не для преподавания в среднестатистической школе, а на более сильных, мотивированных учащихся, которые задачей своего обучения ставят не только подготовку к ГИА, но нацелены принимать участие в различных олимпиадах и имеют устойчивую тягу к знаниям.
Пожалуй, в качестве одного из немногих минусов УМК можно отметить не совсем привычное, а потому и недостаточно удобное расположение оглавлений в самом конце учебников. Иногда у авторов в списках рекомендованной литературы встречаются достаточно сложные источники, рассчитанные скорее на студенческую аудиторию, нежели на учащихся средней школы (см., например, перечень источников для 9-го класса). Однако это совсем не умаляет достоинств данной линейки. Надеемся, что в скором времени из-под пера коллектива авторов выйдут учебники для профильных 10-го и 11-го классов по социально-гуманитарным наукам.
Литература
Боголюбов, Л. Н., Городецкая, Н. И., Иванова, Л. Ф. и др. 2014. Обществознание: 8-й класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение. 255 с.
Котова, О. А., Лискова, Т. Е. 2021. Обществознание. 8-й класс: учебник. М.: Просвещение. 80 с.
Кравченко, А. И., Хасбулатов, Р. И., Агафонов, С. В. 2022. Обществознание. 8-й класс: учебник. М.: Просвещение, Дрофа. 224 с.
Сорвин, К. В., Богачев, М. И., Фёдоров, О. Д. 2021. Обществознание. 9-й класс: учебник. М.: Дрофа. 303 с.
Сорвин, К. В., Давыдова, Е. А., Кулакова, Т. В., Фёдоров, О. Д.
2021. Обществознание. 8-й класс: учебник. М.: Дрофа. 256 с.
Сорвин, К. В., Ростовцева, Н. В., Фёдоров, О. Д.
2020а. Обществознание. 6-й класс: учебник. М.: Дрофа. 192 с.
2020б. Обществознание. 7-й класс: учебник. М.: Дрофа. 208 с.