Научная статья на тему 'Социальный институт как базовый компонент институциональной структуры общества'

Социальный институт как базовый компонент институциональной структуры общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
867
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крюкова М. В.

В данной статье раскрывается содержание понятия «социальный институт». Отражены особенности функционирования социальных институтов в процессе модернизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный институт как базовый компонент институциональной структуры общества»

Список литературы:

1. Эриксон Э. Детство и общество / Сокр. пер. с англ. - М., 1992.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 1985.

3. Прихожан А.Н., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. -М., 1990.

4. Тощенко Ж.Т. Социология: общ. курс. для вузов. - 2-е изд., доп., пе-рераб. - М.: Прометей, Юрайт, 1998.

5. www.socfil.narod.ru/index.htm.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

© Крюкова М.В.*

Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета,

г. Рубцовск

В данной статье раскрывается содержание понятия «социальный институт». Отражены особенности функционирования социальных институтов в процессе модернизации общества.

Современное российское общество переживает процесс перерождения, изменения своей социальной природы, основным содержанием которого является преобразование институциональной структуры общества в целом и структуры социальных институтов в частности.

Социальные институты, являясь элементами организационной структуры общества, выступают специфическими механизмами организации и управления процессами общественной жизни людей, обеспечивая тем самым стабильность общественной системы и дальнейшее ее развитие [3]. Данное обстоятельство создает необходимость в теоретико-методологическом анализе содержания понятия «социальный институт» и особенностей функционирования социальных институтов в процессе модернизации современного общества.

Многими исследователями был внесен значительный вклад в разработку теорий общества, непременным компонентом которых выступают концепции институализации. Среди них можно отметить О. Конта и Г. Спенсера, Д. Хертзлера, Ф. Чэпина, Л. Балларда, Г. Барнза, К. Панунзио, Д. Фейбл-ман, Я. Щепаньского, И.И. Леймана, Н.Б. Костина [3] и др.

Однако, наиболее авторитетной и претендующей на статус теоретико-методологической парадигмы, как для социологии, так и всех гуманитар-

* Преподаватель кафедры Психологии.

ных наук можно назвать теорию социального конструирования Т. Лукмана и П. Бергера.

Институализация, по Т. Лукману и П. Бергеру - динамический процесс возникновения, установления и передачи социального порядка. В этом процессе они вычленяют три последовательных этапа - типизацию, объективацию и легитимацию [4].

В данной концепции социального конструирования реальности инсти-туционализация в своем законченном виде предполагает закрепление, легитимацию определенной «модели общества», содержащей когнитивную и нормативную интерпретации сложившихся исторически, объективированных типов деятельности и ролевых типизаций [4].

Зарубежные и отечественные социологи придерживаются различных точек зрения по поводу определения содержания понятия «социальный институт», среди них можно назвать Т. Веблена, Р. Миллса, П. Бергера, А. Гелена, Л. Бовье, Дж. Бернарда и Л. Томпсона, М.С. Комарова, В.Ф. Анурина [8], С.С. Фролова [9], М.Б. Глотова [1] И.И. Леймана [3] и др.

В большинстве западных социологических теорий, как пишет Л.А. Седов, социальный институт рассматривается как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему» [7].

Согласно мнению С.С. Новиковой, в отечественной социологии социальный институт определяется как система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп [3].

Несмотря на множество точек зрения в определении содержания понятия «социальный институт» в современной социологии существует три основных подхода: а) нормативный подход рассматривает институт как внешнюю регламентирующую норму, «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему»; б) информационный подход рассматривает институт как «специфическое знание, которое выработано многими поколениями людей, усвоено ныне живущим поколением и содержит рекомендуемые нормы поведения»; в) рассмотрение институтов в функциональном ключе предполагает, что социальный институт как устойчивая форма человеческого поведения - это «объединение людей, выполняющих специфические функции (социальные действия) по удовлетворению общих потребностей» [5].

В основе жизнедеятельности современного общества лежат пять фунда-ментальных институтов - это институты семьи, экономики, политики, обра-

зования и религии, каждый из которых включает в себя производные (вторичные) институты [2]. Например, в институте семьи частными проявлениями являются институты брака, супружества, родительства (отцовства и материнства), родства и родословности, наследования, поминания предков и т.п.

Социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, а именно: а) имеет цель деятельности; б) четко определенные функции, права и обязанности участников институализирован-ного взаимодействия; в) обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели (материальные, идеальные, символические); г) располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения, т.е. контролирует и упорядочивает поведение индивидов [10].

Каждый социальный институт, отмечает С. С. Фролова, имеет общие черты и свойства, т.е. институциональные признаки: а) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); б) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб крест, иконы и др.); в) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные Здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); г) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила), д) идеологию (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии) [8].

Представителями институциональной школы в социологии (С.Липсет, Д. Ландберг и др.) [6] выделены четыре основные функции, выполняемые социальными институтами: а) воспроизводство членов общества; б) социализация; в) производство и распределение; г) функции управления и контроля.

Реальное состояние функционирования социальных институтов является наглядным индикатором социальной стабильности всей общественной системы. Динамика функционирования и развития социальных институтов отражается в трех взаимосвязанных процессах, это: а) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения; б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и преодоление явных или латентных дисфункций; в) эволюция института - изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций [8].

В нестабильных обществах переходного типа, в которых происходит изменение общественных потребностей, актуализируется необходимость трансформации институциональной структуры, происходят процессы деформации социальных институтов, которые в конечном результате приво-

дят к их дисфункции. Также дисфункция социального института наступает и в случае потери существенного качества - деперсонализации деятельности социального института (т.е. зависимости выполнения функций социального института от личностных особенностей, склонностей, предпочтений выполняющих их индивидов или других субъективных моментов, вместо четкого распределения социальных ролей и эффективной работы всего механизма, обеспечивающего должное исполнение функций) [3].

Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов имеет ряд негативных последствий: а) вызывают социальную напряженность и конфликты из-за того, что институт не выполняет свойственных ему функций; б) порождают стремление к замене бездействующего института иными установлениями, преимущественно неформальными; в) ослабление конкретных функций социальных институтов создает безнаказанность нарушителей социальных норм и общее состояние безответственности за свои поступки, влечет ослабление общественной системы; г) отрицательно сказываются на нравственном формировании личности, искажают системы ценностных ориентаций и мотивации поведения людей [2]. Также дисфункция социального института может найти свое выражение во внешней, формальной («материальной») структуре (например, недостаток материальных средств, недостаток подготовленных кадров и т.д.) и во внутренней, содержательной деятельности (например, неясность целей деятельности института, неопределенность функций, падение социального престижа и авторитета института и т.д.) [3].

В результате данных процессов перед многими традиционными социальными институтами встает дилемма: или полностью прекращать свою деятельность, или адаптироваться к решению новых задач. Переорганизация или формирование новых социальных институтов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуют длительных временных периодов, так как нельзя быстро сформировать новые стандарты поведения, быстро изменить сознание и психологию людей. Это приводит к тому, что людям приходится сталкиваться с серьезными трудностями при поддержании общественного порядка в традиционных областях жизнедеятельности, возникающими из-за неурегулированности вновь возникающих социальных отношений [3].

Итак, в современной социологии понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни.

Социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.

Обеспечивая стабильное развитие общества, выполняя необходимые функции, социальные институты сами для более эффективного функционирования нуждаются в наличии определенной совокупности условий.

Поэтому существует постоянная необходимость в изучении этой проблемы, так как жизнь каждого человека и деятельность всех социальных групп в решающей степени зависит от эффективной работы социальных институтов.

Список литературы:

1. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // СОЦИС. - 2003. - № 10. - С. 13-19.

2. Назаренко C.B. Социология: учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.

3. Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.

4. Островская-младшая Е.А. Концепции институализации в германской теоретической социологии второй половины XX в. // Вестник РУДН, серия Социология, 2003. - № 1 (4). - С. 96-113.

5. Полтавская Е.И. О понятии «социальный институт» // СОЦИС, 2009. - № 3. - C. 68-71.

6. Радугин A.A., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: «Вла-дос», 1995. - 189 с.

7. Седов Л. А. Институт социальный // Современная западная социология: словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов, М.С. Ковалева, А.Ф. Филиппов. - М.: Политиздат, 1990. - 432 с.

8. Социология: 3 том: Социальные институты и процессы [Электронный ресурс] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Режим доступа: www.lib.so-cio.msu.ru/l/library?a=p&p=home&l=ru&w=windows-1251.

9. Фролов С.С. Социология. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 357 с.

10. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. В.Ф. Чесноковой; ред. и вступ. ст. Р.В. Рыбкиной. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1967. - 247 с.

РОЛЬ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА

© Орлова А.В.*

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

В статье описывается взаимодействие института религии с другими социальными институтами в вопросах формирования норм и ценно-

* Доцент кафедры Социологических иаук, кандидат социологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.