Научная статья на тему 'Роль института религии в формировании норм и ценностей общества'

Роль института религии в формировании норм и ценностей общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
822
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орлова А. В.

В статье описывается взаимодействие института религии с другими социальными институтами в вопросах формирования норм и ценностей общества. Рассматривается влияние религии на культуру, сравниваются нормы религии и морали. Определяется роль религии в образовании и семейных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль института религии в формировании норм и ценностей общества»

Поэтому существует постоянная необходимость в изучении этой проблемы, так как жизнь каждого человека и деятельность всех социальных групп в решающей степени зависит от эффективной работы социальных институтов.

Список литературы:

1. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // СОЦИС. - 2003. - № 10. - С. 13-19.

2. Назаренко C.B. Социология: учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.

3. Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.

4. Островская-младшая Е.А. Концепции институализации в германской теоретической социологии второй половины XX в. // Вестник РУДН, серия Социология, 2003. - № 1 (4). - С. 96-113.

5. Полтавская Е.И. О понятии «социальный институт» // СОЦИС, 2009. - № 3. - C. 68-71.

6. Радугин A.A., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: «Вла-дос», 1995. - 189 с.

7. Седов Л. А. Институт социальный // Современная западная социология: словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов, М.С. Ковалева, А.Ф. Филиппов. - М.: Политиздат, 1990. - 432 с.

8. Социология: 3 том: Социальные институты и процессы [Электронный ресурс] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Режим доступа: www.lib.so-cio.msu.ru/l/library?a=p&p=home&l=ru&w=windows-1251.

9. Фролов С.С. Социология. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 357 с.

10. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. В.Ф. Чесноковой; ред. и вступ. ст. Р.В. Рыбкиной. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1967. - 247 с.

РОЛЬ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА

© Орлова А.В.*

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

В статье описывается взаимодействие института религии с другими социальными институтами в вопросах формирования норм и ценно-

* Доцент кафедры Социологических иаук, кандидат социологических наук.

стей общества. Рассматривается влияние религии на куньтуру, сравниваются нормы религии и морали. Определяется роль религии в образовании и семейных отношениях.

Современное общество характеризуется «идеологическим» кризисом. В 1990-е гг. были обрушены все прежние нормы и ценности, которые контролировали социальную жизнь общества. Появилась необходимость формирования общепризнанного мировоззрения и мировосприятия, которые бы объединяли и сохраняли целостность общества. Образовался «идеологический вакуум», который стал заполняться, в том числе, и религиозными ценностями.

Религия является неотъемлемой частью общества. С момента возникновения первых обществ религия сопровождает все этапы его развития, формируясь, эволюционируя вместе с ним.

Религия является предметом изучения различных научных дисциплин: философии, психологии, истории, культурологии, теологии и др. С середины XIX в. как научная дисциплина формируется социология религии, в которой предметом изучения выступает религия как общественная подсистема. По мнению Ж.Т. Тощенко, «религия как социальный институт предстает как реально существующая подсистема общества, им порожденная и, в свою очередь, оказывающая влияние на его жизнь, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях - от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества» [7]. Религия способна к самовоспроизводству, она продуцирует ценности, нормы, образы, символы, материальные объекты, через которые она оказывает влияние на все элементы социальной системы. Взаимодействуя с другими социальными институтами (политикой, экономикой, моралью, культурой, правом, семьей) религия участвует, в большей или меньшей степени, в процессах формирования социальных норм и ценностей. В современном обществе социальные институты вынуждены приспосабливаться к новым, постоянно изменяющимся условиям. В том числе и в вопросах формирования новых норм и ценностей.

Некоторые ученые рассматривают религию как феномен культуры. Культура практически всех народов во многом складывалась в рамках религиозных культов, что позволяет современному институту религии пытаться в какой-то степени «приватизировать» культуру [5], то есть монополизировать влияние на мировоззрение людей, предложить религиозное мировоззрение в качестве идеологии общества.

Взаимодействие институтов религии и культуры на протяжении всей истории человечества было очень тесным. В древности религия была слита с первобытным искусством и моралью. Первобытное искусство создавалось с целью «задобрить» или «устрашить» священных духов. Дальнейшее развитие общества привело к появлению и развитию мифологии, театра, живописи, архитектуру и т.д., несущих религиозный отпечаток.

Несколько веков основным сюжетом для живописи выступали различные евангельские сюжеты, несущие мысль об Иисусе Христе как высшем идеале человека, идеале чистоты, любви и всепрощения. Эта же нравственная доминанта преобладает и во всей христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве. Именно храмы долгое время воплощали в себе не только культовое, но и культурное значение. В них собирались первые библиотеки, при них открывались первые школы. Религия также оказала большое влияние на литературу. Мировые религии дали миру и самые великие книги (Веды, Библия, Коран), в которых отражены не только религиозные догмы, но и нравственные нормы. Помимо этого религия оказывала длительное влияние и на художественную литературу, в которой отражались нравственные идеи любви, терпимости, добра [4]. В современном обществе культура создается и существует не только в рамках религии и не под ее влиянием, а совместно с ней. Очень многие деятели культуры творят без соотнесения своей деятельности с религиозными нормами.

Очень часто религиозные нормы сравнивают с нормами морали. Но, как отмечают некоторые ученые [2], нормы морали появились гораздо раньше религии. Начало развития собственно норм морали начинается с осознания человеком своего положения, как существа коллективного, как существа, которое может выжить и продолжить свое род, только пребывая в коллективе. В отличие от морали, искусства и других форм общественного сознания религия не имеет своих корней в животном мире, а также в дообщественной жизни человека. Следовательно, религия в своем формировании приспосабливалась к уже существующим нормам морали. Служители культа, объясняя сущность общественной морали, изначально придавали ей религиозное толкование. Но в тоже время именно в религии были собраны и зафиксированы основные моральные принципы и правила. Христианская религия как учение, наставляющее своих адептов на путь спасения, дающее примеры духовного подвига, требующее исполнения нравственных законов и заповедей, неразрывно связано с моралью. Со временем мораль обособилась в отдельную форму общест-венного сознания и размежевалась с правом, с обычаями, с естественнонаучными и гуманитарными знаниями. Но религия до сих пор в ранг моральных относит те явления, которые никакого отношения к морали не имеют.

На современном этапе существует значительное отличие между религией и моралью. Религия устанавливает союз между человеком и Богом, делает нормой существования божественные законы. Но религиозные нормы являются обязательными только для тех, кто относит себя к данному вероисповеданию. Они основываются на авторитете других людей, принадлежащих данной конфессии. Нарушение этих норм влечет за собой «внешнее» наказание (налагаемое покаяние, эпитимия, исключение из церкви и т.д.).

Нормы морали в отличие от норм религии устанавливаются человеком самим собой. Они выражают самостоятельные убеждения в правильности

тех или иных поступков, являются проявлением внутреннего согласия и признания. Санкции норм морали выражаются в виде живого укора совести, внутреннего недовольства, чувства вины.

В то же время нормы религии и нормы морали имеют сходство: во-первых, в том, что они требуют всеобщего признания, но связывают только тех, кто их добровольно признал (в религии - уверовал, в морали - убедился); во-вторых, в том, что они предписывают известное поведение, вырастающее из глубины души [3].

Институт религии осуждает современное общество, говорит о его безнравственности. По мнению церкви, отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще [6]. В то же время многие социологические исследования доказывают, что неподчинение норм морали нормам религии не приводят к падению нравственности общества в целом. Ученые говорят о необходимости гармоничного сочетания этих норм, взаимопроникновения и поддержки через механизмы социального контроля.

Еще одним немаловажным институтом, взаимодействующим с религией в вопросах формирования норм, является образование. Через институт образования происходит передача всех накопленных материальных и духовных ценностей, знаний, традиций, то есть реализуется социализирующая функция. С момента своего возникновения образование носило ярко выраженный религиозный характер. Первые европейские университеты функционировали в основном как организации, выполняющие богословские функции. Вся наука на тот момент была освещена именем Бога. Церковь всегда уделяла много внимания поддержанию и развитию религиозного образования (например, орден иезуитов, который специализируется на образовательной деятельности). В России процесс отделения церкви от образования начался при Петре I, однако завершился он лишь в начале XX в. И хотя сейчас Россия объявлена светским государством со светским образованием, все конфессии расширяют свое влияние на систему образования (введение в школах курса «Основы духовной культуры и светской этики», развитие религиозных образовательных заведений, распространение детских религиозных летних лагерей и т.д.) [8].

Помимо института образования функцию социализации выполняет также и институт семьи. Семья относится к числу самых древних форм социальной жизни людей. И именно семья изначально являлась носителем религии, религиозных норм, в ней совершались религиозные ритуалы. В современном обществе религиозные верования и ритуалы становятся все более частным делом. Именно поэтому, как считают исследователи, сегодня многих привлекают именно те религиозные ритуалы, которые связаны с событиями семейной жизни. В свою очередь, в деятельности современной христианской церкви значительную долю составляет именно то, что связано с семьей - ритуальное оформление ее увеличения и уменьшения, бракосочетания, религиозное воспитание детей. Церковные деятели склонны сегодня рассматривать семью как главную и нерушимую базу организованной религии в ее традиционных

формах. В социологических исследованиях все чаще говорится об обращении церкви именно к семье, а особенно к женщинам и детям. Семья закладывает основу личности в промежуток от рождения до начинающегося участия в жизни общества. А церковь помогает соотнести человека с конечными условиями его существования, «последней реальностью», выходящей за пределы конкретных контекстов жизненного опыта, помогающим обрести смысл жизни и справиться с загадкой смерти.

Учения о семье и браке, нормы семейных отношений, устанавливаемые разными конфессиями, оказывают определенное влияние на поведение приверженцев соответствующих конфессий. В какой-то мере, церковь способна осуществлять в этом отношении функцию социального контроля [1].

Таким образом, институт религии в самом начале своего развития активно участвовал в формировании норм и ценностей, взаимодействуя с институтами семьи, культуры, образования, морали. Но процессы секуляризации общества привели к утрате религией своих позиций. Под влиянием развития науки и роста образования населения сокращалось количество верующих. Сейчас религия становится все более индивидуальной, каждый понимает религию по-своему, Бог воспринимается как что-то абстрактное, безличное. Это восприятие Бога зачастую отличается от того, чему учит институт церкви. Современные религиозные организации активно стараются включиться в деятельность, направленную на решение современных глобальных проблем, вступают в диалог с обществом. И это взаимодействие религии и общества возможно, в том числе, и потому что основывается на общечеловеческих ценностях, присущих всем обществам.

Список литературы:

1. Гараджа В.И. Социология религии / В.И. Гараджа. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 272-278.

2. Дулуман Е.К. Мораль, религия и воспитание / Е.К. Дулуман // Доклад на XXVI Международной научно-практической конференции: «Роль науки, религии, науки и общества в формировании морали личности» [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: www.ateism.ru/article.htm?no=1675.

3. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания / И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 1994. - Т. 4. - С. 68-71.

4. Культурология. История мировой культуры. - М.: Юнити-Дана, 2003.

5. Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки) / Л.Н. Митрохин. - М.: Институт философии РАН, 2000.

6. Нравственность современного общества [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.truemoral.ru/morals.php.

7. Тощенко Ж.Т. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ, 2009. - С. 380.

8. Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность? / Ж.Т. Тощенко. -М.: Academia, 2007. - С. 486-510.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.