Научная статья на тему 'Идеальные типы современных российских язычников. Результаты конкретного социологического исследования'

Идеальные типы современных российских язычников. Результаты конкретного социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лемешева Е. М.

В статье на основе данных авторского социологического исследования сделана попытка выделить идеальные типы современных российских язычников. Цель данного построения выделить характеризующие современное российское язычество аспекты поведенческих практик для того чтобы спрогнозировать вектор развития язычества в России, расширить теоретическую базу для взаимодействия между язычеством и обществом, язычеством и социальными институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеальные типы современных российских язычников. Результаты конкретного социологического исследования»

ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЯЗЫЧНИКОВ. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© Лемешева Е.М.*

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань

В статье на основе данных авторского социологического исследования сделана попытка выделить идеальные типы современных российских язычников. Цель данного построения выделить характеризующие современное российское язычество аспекты поведенческих практик для того чтобы спрогнозировать вектор развития язычества в России, расширить теоретическую базу для взаимодействия между язычеством и обществом, язычеством и социальными институтами.

Идеальный тип как методологическое средство социологического исследования представляет собой теоретическую конструкцию и служит для построения логической модели подлежащего исследованию аспекта социальной реальности, в нашем случае - поведенческой практики язычников.

В соответствии с этим суждением нами было проведено глубинное интервью с язычниками, членами языческих общин Самарской области. В качестве информантов были привлечены: члены языческих общин г.о. Тольятти: Центра Славянской Ведической культуры «Дара» и Церкви Староверов «Сва-рог», которые объединяют группы населения, различающиеся по возрасту, уровню образования, доходам, роду занятий, территориальной принадлежности; представители чувашского этноса - язычники сёл Чувашское Урметьево и Старое Афонькино Шенталинского района Самарской области как единственной в Самарской области национальной группы, сохранившей исповедание реликтового язычества. Общее число опрошенных составило п = 50.

Информанты обладают следующими демографическими характеристикам (возраст, образование, семейное положение): большая часть участников опроса это молодые люди, чей возраст находится в диапазоне от 21 года до 30 лет, состоящие в официально зарегистрированном браке и воспитывающие от 2 до 5 детей. Подавляющее большинство язычников имеют высшее и высшее неоконченное образование. Кроме этого, была выделена тенденция преобладания среди исповедующих язычество лиц с техническим, физико-математическим и экономическим образованием (22 из 50 респондентов).

На основе данных, полученных в ходе анализа текстов глубинного интервью, были сформированы следующие «идеальные типы» язычников:

По причине (пути) обращения к язычеству: эволюционисты, разочарованные, присоединившиеся.

* Аспирант кафедры Истории и социологии.

«Эволюционисты» - интеграция в языческую общину для них сопровождалась долгим поиском религии, не требующей обязательной индоктри-нации и позволяющей самостоятельно, в зависимости от конкретных потребностей формировать систему культовых и поведенческих практик.

«Разочарованные» - сам религиозный поиск у данной категории язычников, его мотивация детерминированы психологическим и эмоциональным кризисом личности в условиях адаптации к трансформационным процессам в российском социуме. Именно возможность получения психологической поддержки способствовала привлечению индивида в языческую общину. У данной группы язычников помимо присущей индивиду потребности в осмысленном видении мира значимую роль играет «нестабильность современного существования, незащищённость человека, его зависимость от масштабных социально-экономических процессов, суть которых от него ускользает» [1, с. 10]. Утрачивая реальный контроль над своей жизнью, а самое главное, ощущая бесконтрольность социальной и экономической жизни для государства и других институтов, язычник нуждается хотя бы в видимости такого контроля, позволяющего чувствовать себя защищённым.

«Присоединившиеся» данная группа верующих приходит к язычеству под влиянием «значимых других» - родителей, супругов, друзей, так как именно с ними индивид чаще всего «осуществляет коммуникацию» [2, с. 11], именно их социальные вкусы, оценки являются для него особенно важными. С изменением религиозных предпочтений значимых других нарушается интерсубъективный мир индивида, и он начинает испытывать потребность возвращения в комфортное состояние. Ориентация на микросоциум «значимых других», когда семья это единственная реальность, которая интерпретируется язычниками и имеет для них значимость в качестве цельного мира, служит показателем проблем в системе социализации членов российского социума. Социализируясь в кругу близких родственников, язычник не всегда может перейти к последующей вторичной социализации «позволяющей индивиду входить в новые сектора объективного мира» [2, с. 212] российского социума.

По уровню идентификации с языческой общиной: наблюдатель, новичок, профи.

«Наблюдатель» - посещает все мероприятия общины, но не участвует в культовой практике, организации мероприятий, обнаруживает крайнюю аморфность взглядов и низкий уровень идентификации с общиной.

«Новичок» - является членом общины менее года, воспринимается верующими как полноправный участник общины, участие в жизни общины ограничивается исполнением культа.

«Профи» - в общине более года, высокая степень идентификации, включенность в жизнь общины членов семьи язычника, активное инициативное участие в организации мероприятий внутри общины, другими верующими воспринимается как «знаток веры».

По типу организации общины и детерминированной ею практики социального поведения: члены слабоструктурированной общины и члены кровнородственной общины.

Для «члена слабоструктурированной общины» характерны активная жизненная позиция (участвует в политической жизни социума, в сфере экономики приоритетным является развитие собственного бизнеса, постоянное повышение образовательного уровня через образовательные программы высшего образования). Разделяет как два диаметрально противоположных понятия духовной и социальной жизни, то есть поведение в социуме не зависит от принадлежности к общине, самостоятельно принимает решения о месте жительства, профессии и месте работы, о своем семейном положении и воспитании детей.

«Член кровнородственной общины» отличается пассивной жизненной позицией (дистанцируется от политической жизни социума, вопросы заключения брака, воспитания детей, выбора места жительства решаются сообща всей общиной).

По отношению к Русской Православной церкви и государству: демократы и радикалы.

«Демократы» не видят особых противоречий между язычеством и институтами официальной церкви и государства. Среди их знакомых большое количество представителей других конфессий, которые знают о вероисповедание язычника и, не смотря на разницу в религиозных позициях, поддерживают конструктивные взаимоотношения. Опыт социального взаимодействия данной группы респондентов с государством и Русской Православной церковью можно оценить как положительный. Данная позиция характерна для значительного, но не превалирующего числа респондентов (24 %). 34 % равнодушны как к Русской Православной церкви, так и к деятельности государства в религиозной сфере. Это довольно большое количество респондентов с двумя возможными направлениями эволюции взглядов - от признания за православием равноправного партнера, до радикализации поведения по отношению к другим конфессиям. Само наличие в среде язычников «демократов» является показательной тенденцией в развитии не только языческой общины, но и российского социума. За периодом жесткой, протестной реакции на экономические, политические, социальные реформы общество готово перейти к конструктивному диалогу с государством и другими официальными институтами. Эта только зарождающаяся внутри социума тенденция не могла, не отразится и на мироощущении язычников.

«Радикалы» занимают более жёсткую позицию по отношению к РПЦ и государству. Институты православия и государства рассматриваются ими как враждебные не только для языческой общины, но и для российского общества в целом. Данная позиция преобладает в сознании и социальном поведении 42 % респондентов.

С точки зрения Ж.Т. Тощенко агрессивность в отношениях между язычеством, Русской Православной церковью и государством вызвана «низким уровнем адаптации политики к социальным условиям» [3, с. 47], когда в качестве единственного варианта взаимоотношений с языческими общинами и официальными институтами последние видят жесткое законодательное давление, запрет и прессинг.

По структуре ценностей: социально ориентированные, идеалисты, правоведы.

«Социально ориентированные» язычники в качестве основных языческих ценностей указывают патриотизм, уважительное отношение к культурному наследию России и населяющих её народов, сплочённость общества для решения современных экономических и социальных проблем, приоритет семьи. Данный тип возникает из потребности язычников в одобрении со стороны российского социума. Одним из способов показать механизм возникновения социально ориентированных ценностей язычников лежит в основе принципа «обобщённого другого» Дж. Мида. Язычники, так или иначе, видят себя с точки зрения обобщённого другого, в качестве которого выступает общественное мнение - «это создает основу для мышления, которое становится постоянно идущим диалогом между обобщённым другим и индивидом» [4, с. 76]. Язычник как бы спрашивает, «что подумают люди, и постоянно ожидает отношения к себе со стороны социальных групп, в коммуникации с которыми он заинтересован» [4, с. 77]. Мид считает, что именно здесь «в форме обобщенного другого» российское общество оказывает влияние на поведение язычников, а соответственно и языческой общины.

Система ценностей «идеалистов» ориентирована на создание идеального человека, главные черты которого - нравственная и телесная чистота. Отсюда отказ от курения, алкоголя, медицинских препаратов и прививок, запрет на добрачные сексуальные связи обоих партнеров, жёсткое осуждение супружеской неверности.

«Правоведы» в качестве основной ценности выделяют «жизнь по совести», строгое соблюдение этических норм в отношениях между людьми, людьми и обществом в целом.

По восприятию статуса язычника в российском обществе: оптимисты и пессимисты.

«Оптимисты» определяют статус язычества как высокий, языческие ценности актуальными и одобряемыми в российском социуме. Данная позиция характерна для небольшой группы верующих (7 человек), в основе суждений которых идеализация места язычества в духовной жизни современного российского общества. Исходя из своих собственных представлений, язычники отмечают в общественном мнении только позитивные для себя и языческой общины моменты, реплики и действия, не имеющие ничего общего с социумом в целом. Полностью удовлетворены статусом язычества.

«Пессимисты» понимают, что статус язычества в российском обществе низкий, уравнивая его со статусом таких религиозных явлений как индуизм, шаманизм. Статусом язычества не удовлетворены, но не предпринимают никаких действий для его изменения.

По типу отношения к представителям других национальностей: глобалисты и националисты. В данном случае нас интересовала степень толерантности к предполагаемому исповеданию современного российского язычества другими этносами. Готовы ли сами язычники принять в общину таких верующих.

«Глобалисты» не только готовы принять в свою общину представителей других национальностей, но и расценивают как положительную тенденцию распространение язычества на всё население России.

«Националисты» напротив уверенны в том, что язычество выступает в качестве именно славянской религии, веры только для русских.

Таким образом, поведенческие практики, а, следовательно, и выделяемые на их основе идеальные типы язычников, основаны на трех различных формах реакции на окружающую социальную среду: аффективная, основанная на чувствах и эмоциях; компетентная, или когнитивная, базирующая на знании и размышлении; прямое открытое реагирование по механизму: стимул - реакция.

Список литературы:

1. Алексеенко А.Н. Религия в условиях модернизации современного российского общества: дисс. ... канд. социол. наук. - Курс, 2005. - 198 с.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Изд-во «Медум», 1995. - 354 с.

3. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -543 с.

4. Мид Дж. Сознание, самость и общество. - М.: Эксмо, 2001. - 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.