Научная статья на тему 'О социально-типическом и единичном в картине мира российских язычников'

О социально-типическом и единичном в картине мира российских язычников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лемешева Е. М.

В статье на основе анализа данных, полученных в результате проведения авторского социологического исследования, рассмотрены методологические подходы к выявлению социально-типических и единичных черт в картине мира нетрадиционных религий современного российского общества, таких как, например, язычество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лемешева Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О социально-типическом и единичном в картине мира российских язычников»

вать положительное влияние на детей (советы и замечания родителей либо не воспринимаются, либо ребенок специально поступает вопреки воле родителей);

- безразличное отношение родителей к детям (индифферентная семья, где дети предоставлены сами себе);

- отрицательное формирование родителями, взглядов и привычек (алкоголизм, как уход от проблем, проявление жестокости, агрессивности).

Список литературы:

1. Войцех В.Ф. Суицидология/ В.Ф. Войцех. - М.: Миклош, 2007 - 280 с.

2. Мартыненко А.В. Суицид в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 139-141.

3. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. -М., «Военное издательство», 1994.

4. Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. п. 663.

О СОЦИАЛЬНО-ТИПИЧЕСКОМ И ЕДИНИЧНОМ В КАРТИНЕ МИРА РОССИЙСКИХ ЯЗЫЧНИКОВ © Лемешева Е.М.*

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань

В статье на основе анализа данных, полученных в результате проведения авторского социологического исследования, рассмотрены методологические подходы к выявлению социально-типических и единичных черт в картине мира нетрадиционных религий современного российского общества, таких как, например, язычество.

В современном российском секулярном обществе довольно сложно оценить место, занимаемое религией в создании системы представлений о реальности у той или иной социальной группы и отдельной личности в частности. В результате секуляризации религия из универсальной мировоззренческой парадигмы превратилась в один из возможных способов объяснения реальности и построения картины мира, при этом не самый убедительный и популярный.

Как изначально не религиозное понятие «картина мира» подразумевает под собой «систему мысленных образов и связей между ними - наглядных

* Аспирант кафедры Истории и социологии.

представлений о мире и месте индивида в нём» [1, с. 130]. Трудность в реконструкции особенностей картины мира верующих связана с трудностью выделения тех религиозно определяемых субъектов, отношение с которыми общество намерено выстраивать. Значит анализ картины мира язычников будет не полным и фрагментарным без учета представлений, которыми обладает простой человек (не специалист) о язычестве как религии, о его религиозной истинности, роли и месте в жизни социума, стереотипов, существующих в общественном сознании относительно язычества.

С целью изучения оценки язычества в современном российском обществе с точки зрения обывателя (не специалиста), структуры ценностных ориентаций язычников, включая религиозные, социальные, политические и культурные, в октябре 2010 - феврале 2011 гг на территории городского округа Тольятти Самарской области было проведено авторское социологическое исследование методом анкетирования. В соответствии с целью исследования, основой для выделения репрезентативной выборки были выбраны гендерный, административно-территориальный и конфессиональный состав исследуемой генеральной совокупности. Выборка исследования составила п = 800 человек.

Наиболее актуальной в данном исследовании является дифференциация репрезентативной выборки в зависимости от места проживания респондентов - сельских или городских жителей, основанная на теории Тоффлера о зависимости религиозного сознания населения от типа населенного пункта [2, р. 181]. В соответствии с ней картина мира обывателя, а значит и ценностное восприятие язычества, опосредованы «специфическим мироощущением, свойственным жителям определенной местности, а также характерной для них системы ценностей и вытекающих из неё оценок, установок» [2, р. 181]. Эта взаимосвязь вызвана непосредственной зависимостью жизненного благополучия от ресурсов, экологического состояния и других особенностей местности и осознанием возможности личностного участия в решении проблем территории проживания, продуцирующим высокий уровень социальной и хозяйственно-экономической активности по отношению к ней.

В нашем случае в ходе выделения репрезентативной выборки были определены четыре территориальных локуса из состава крупнейшего в Самарской области городского округа Тольятти: первый представлен сёлами Барковка и Подстёпки, последующие три - Комсомольским, Центральным, Автозаводским районами города соответственно. Всего в соответствии с генеральной совокупностью было опрошено 768 городских жителей и 32 представителя села.

Особенности картины мира респондентов связаны с административным прошлым городского округа Тольятти и его населённых пунктов. Сёла Под-стёпки и Борковка образовались при переносе на новое место во время строительства Куйбышевской гидроэлектростанции деревень Подборное, Красная Московка, Подстёпкинская, во время которого была нарушена система соци-

ального, медицинского, технического обеспечения населения, оборвались культурно-исторические традиции территории.

Автозаводский район это промышленный моногород. Все это обуславливает образовательные, социальные и экономические особенности района одним из показателей которых является приоритетное развитие образовательных учреждений технического профиля различного уровня в ущерб учреждений гуманитарной направленности, обеспечивающих кадрами социальную, бытовую сферы. Центральный район это исторически сложившийся административный, культурный и образовательный центр города Тольятти.

Комсомольский район сформировался из отдельных поселков, созданных для проживания строителей Куйбышевской ГЭС. Крупные предприятия города находятся на значительном удалении от него, поэтому основное занятие его жителей - обслуживание гидроэлектростанции и речного порта Тольятти, что определяет специфику района - низкий уровень доходов населения, невысокое качество социального, образовательного и коммунального обеспечения.

Состав участников анкетирования выглядит следующим образом: 53,2 % -женщины, 46,8 % - мужчины. Большая часть респондентов находится в возрастной категории от 30 до 39 лет - 21,2 %.Среди респондентов преобладают люди со средним специальным образованием - 32,2 %. Участники опроса оценили своё материальное положение как среднее - 47,9 %.

Таким образом, основной массив участников опроса представлен респондентами с устоявшейся социальной позицией и ориентирами. Это люди, получившие среднее профессиональное образование, имеющие стабильный доход, самоотождествляющие себя с общероссийской культурой через традиционные для социума вероисповедания: православное и ислам.

Одной из первых потребностей, возникающих при рассмотрении социально-типического и единичного в картине мира язычников с точки зрения обывателя, становится необходимость выяснения общего восприятия язычества и его ценностно-смысловой интерпретации индивидом. Ответы на вопрос «человек, исповедующий язычество, для вас это...» интересны как материал, позволяющий выявить обыденные объяснительные схемы истолкования смысла язычества, его символа в общественном сознании.

Исследование показало, что для большинства респондентов язычник это «житель отдаленных районов России». В данном случае ответы могут быть рассмотрены как своеобразная метафоризация и мифологизация язычества с выстраиванием ассоциативного ряда «язычник - сибирский шаман», «язычник - дикарь» и другие, схожие с ними. С точки зрения отечественного социолога Д.М. Рогозина «к такой стратегии прибегают только тогда, когда субъект достаточно нов и малоизвестен» [3, с. 51], а само явление не может быть однозначно объяснено. Следовательно, для верификации символосфе-ры язычества в сознании россиян необходимым стал анализ ответов на допол-

нительные вопросы типа: «Как вы думаете, где чаще всего действуют языческие общины?». Данные анкетирования показали, что респонденты не могут выстроить связь между тенденцией увеличения числа язычников и типом населенного пункта. А значит, главным признаком язычника для обывателя служит не его «территориальная отдаленность», выраженная в интерпретации верующего как «жителя отдаленных районов России», а разрыв связи с социумом, когда язычник находится на периферии социальной и культурной жизни.

Статус язычника только начинает формироваться в общественном сознании и носит аскриптивный характер, когда мнение о язычестве строится на основе приписываемых ему качеств, а не основе его реального поведения в социуме. Указывая на своё незнание о сохранении в современном российском обществе язычества и существовании языческих общин в своем городе или селе, 68 % респондентов при этом уверенно высказывались о возрасте, поле и социальной успешности язычников. С их точки зрения типичный язычник это «не совсем социально успешные» мужчины и женщины в возрасте от 31 года до 40 лет. Следовательно, в общественном сознании на уровне обывателя чётко прослеживается схема, по которой язычник соотносится с индивидом, в жизни которого возникает противоречие между ним и социумом, а его статус со статусом социального аутсайдера. Косвенным подтверждением сказанного является и тот факт, что большинство респондентов (53,3 %) в качестве основной причины появления язычества в современном российском социуме видят «экономические трудности, переживаемые многими семьями».

Результаты исследования показывают тесную связь между социальным статусом язычника и той ролью, которую выполняет язычество в российском обществе - духовное объединение верующих и их психологическая поддержка. При этом для религии в целом респонденты определяют роль защитника общественной морали, института брака и семьи (данная позиция была отмечена для каждого третьего из участников анкетирования).

Существенной составляющей картины мира, в том числе и языческой, являются система ценностей и выстроенный не её основе взгляд на отношения в системе «индивид - социум». В качестве основных языческих ценностей респондентами были выделены религиозность как таковая, чуткое отношение к природе, крепкая многодетная семья, хорошее здоровье.

В данном случае с помощью дифференциации ответов участников анкетирования по территориально-административному признаку было отмечено, что респонденты выделяли в качестве ценностей язычников, те, что могли представлять интерес и для них лично. Жители индустриально развитого Автозаводского района ранжировали ценности язычников следующим образом: чуткое отношение к природе, хорошее здоровье, религиозность, крепкая многодетная семья. Центрального района с высоким научным потенциалом: преданность Родине, наличие настоящих друзей, крепкая многодетная семья. Наименее развитого в социальном, бытовом и экономическом

планах Комсомольского района: религиозность, помощь другим людям, успешность в обществе и самореализация. Для жителей села: крепкая многодетная семья, хорошее здоровье, религиозность.

Достоин внимания и тот факт, что в качестве социальных норм и ценностей, формирующихся на базе религии в целом, респонденты выбрали совестливость, честность, порядочность и законопослушность. Таким образом, можно сделать два взаимодополняющих вывода о том, что: языческие ценности не ассоциируются у принявших участие в анкетировании с религиозными, а, следовательно, и язычество с религией. Для респондентов деятельность языческой общины в большей степени ассоциируется с социальным движением, а не религиозным. Второй - язычество это религия, но с большей степенью социальной, а не сакральной ориентацией, чем известные респондентам конфессии.

По мнению респондентов в современном российском обществе созданы благоприятные для распространения язычества условия, главной основой которых является демократический режим. При этом они склонны видеть в этом скорее отрицательную, чем положительную сторону жизни социума. С точки зрения ранжирования мнений респондентов по административному принципу выявлена следующая тенденция: часть жителей Комсомольского и Автозаводского районов высказались о том, что некоторые ценности язычества должны стать духовной и социальной реальностью социума, так как очень актуальны в современной России. Жители села, напротив единодушно против распространения языческих ценностей и язычества в целом. Характерным является и тот момент, что респонденты в целом отмечают невозможность на современном этапе сотрудничества между Русской Православной церковью и язычеством диалога (45,1 %) даже по важным для социума вопросам.

Таким образом, в качестве основных выводов можно отметить следующее: верующий, осваивая языческую картину мира, неизбежно приобретает социально-типические черты, позволяющие ему, во-первых, стать полноправным членом языческой общины и успешно взаимодействовать с другими членами, во-вторых, определить свои личные, единичные черты, совокупность которых будет интересна для социума. В итоге, язычник выступает носителем как типических, так и особых, единичных черт картины мира языческой общины.

Знание о социально-типическом в картине мира язычника необходимо для выявления алгоритма поведения изучаемой социальной группы.

В качестве социально - типических, ожидаемых обществом, черт картины мира языческой общины можно выделить: отстраненность и дистан-цированность от современной российской культуры, сопровождающаяся острым желанием социальной интеграции, повышением уровня жизни и социального статуса аутсайдера религиозной сферы. Соответственно резкое негативное отношение к Русской Православной церкви и государству, в которых видят источник экономических, социальных и культурных проблем

последних лет, гипертрофированный патриотизм по отношению к обществу. Главная роль язычества и направление деятельности язычников - оказание психологической поддержки членам общины. Основные ценности - чуткое отношение к природе и крепкая многодетная семья, что делает язычество привлекательным для жителей крупных промышленных центров, испытывающих дискомфорт в городской среде.

В качестве единичного в картине мира язычников выделяется предрасположенность к демократии как политическому режиму.

Сама картина мира основана на искаженном понимании истории в сторону преувеличения уровня развитости языческих культов в прошлом и их влияния на жизнь России.

Список литературы:

1. Новейший социологический словарь / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абу-шенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова. - Мн.: Книжный Дом, 2010. - 1410 с.

2. Toffler A. The Third Wave. - New York, 1980. - 200 р.

3. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. - М.: Альфа-Пресс, 2002.

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ И СЕМЕЙНАЯ ДИПЛОМАТИЯ © Мальцева Н.В.*

Национальный исследовательский

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

В данной статье на основе анализа проведенного исследования, показаны особенности ролевого поведения в современной семье, а так же место и роль конфликтов в ней. В заключении подводятся итоги и выводы проведенного исследования.

Актуальность данной темы исследования обусловлена нарастающим интересом исследователей к проблемам развития и функционирования семьи как социального института. Проблемы исследования семьи занимают особое место в социологии, психологии, статистике, экономике и праве. Одной из таких сторон семейной жизни является ролевая структура семьи, а так же проблема возникновения конфликтов в семье.

Нами было проведено исследование на тему « Ролевое поведение в семье и семейная дипломатия». В данном исследовании приняли участие десять семейных пар города Иркутска. Пять из них в возрасте от 20 до 30 лет, пять от 35 до 50 лет.

* Студент кафедры Социологии и социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.