Научная статья на тему 'Языческие ценности современного российского социума'

Языческие ценности современного российского социума Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
490
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лемешева Е. М.

Данная статья посвящена анализу системы ценностей, формирующейся в современном российском социуме на базе языческих верований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языческие ценности современного российского социума»

ЯЗЫЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА

© Лемешева Е.М.*

Казанский государственный университет культуры и искусства, г. Казань

Данная статья посвящена анализу системы ценностей, формирующейся в современном российском социуме на базе языческих верований.

Современные процессы инновационного развития коренным образом преобразовывают облик российского государства, которые зачастую связываются с «культурным возрождением». Повышенное внимание начинает уделяться и возрождению религиозных ценностей.

В данном случае под ценностями мы понимаем социальные установки, ориентирующие субъект на определенное представление о действительности. Для каждого этноса характерен выбор конкретных, общеразделяемых и культивирующихся ценностей в качестве нормы своего поведения. При этом система ценностей, принятая членами этноса, постоянно находится в развитии. Поэтому этнические ценности могут быть описаны как динамичная система, где одни ценности становятся господствующими, другие отходят на второй план в культурное подсознание, никогда полностью не исчезая.

К наиболее стабильным ценностям, изменяющимся только в случае распада самого этноса или его коренной трансформации, относятся религиозные ценности. Именно религиозные ценности выполняют важнейшие социальные функции внутри этноса - «соединения этнической, этнопсихологической и культурной целостности народа и личности» [1, с. 14], а также защиты от потрясений, сопровождающих инновационное развитие. Возникает данный вид ценностей на базе восприятия и осмысления основных постулатов религии, исповедующейся членами этноса. Под религией мы понимаем «общественно - историческое явление, форму общественного сознания и соответствующую ей психологию и поведение людей» [2, с. 79].

В современном российском обществена фоне инновационных преобразований в сферах образования и культуры проблема религиии религиозности сохраняет свою актуальность. Продолжает наблюдаться тенденция к популяризации нетрадиционных для российского социума религий, например - язычества.

Язычество как субкультура представляет собой совокупность религиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией.

* Аспирант.

В Российской Федерации существует несколько регионов высокой активности адептов языческих культов, примером одного из которых может послужить Самарская область, на территории которой неофициально действует около девяти языческих организаций.

В ноябре-декабре 2011 года методом глубинного интервью нами было проведено социологическое исследованиесистемы ценностей язычников Самарской области. Выборка составила N = 50 человек. Внимание было уделено таким вопросам как поведение в сфере семейно - брачных отношений, внешний облик, речевые нормы и запреты, отношение к современным достижениям науки и техники, взаимоотношения с представителями традиционных для российского общества религий, отношение к Русской Православной Церкви и государству, связь между принадлежностью к языческой общине и определением своей национальной принадлежности.

Если говорить о составе выборочной совокупности, то её гендерная картина не имеет доминирующего признака. Среди исповедующих язычество почти в равной степени встречаются как мужчины, так и женщины (расхождение составило незначительную цифру - 4 %).

Возрастной состав опрошенных варьируется от 20 до 60 лет и старше. При этом более трети респондентов входят в возрастную группу от 21 года до 30 лет.

Образовательный уровень респондентов таков: подавляющее большинство имеют высшее и неоконченное высшее образование. Кроме этого, была выделена тенденция к преобладанию среди исповедующих язычество лиц с техническим, физико-математическим и экономическим образованием (22 из 50 респондентов).

Семейное положение респондентов таково: подавляющее их число состоит в официальном браке (70 %), воспитывает детей. Большинство семей -многодетные.

В разговоресо всеми участниками опроса так или иначе прозвучала тема важности и актуальности для интервьюируемых крепкой, многодетной семьи и рода (41 %)\ Под «семьей» респондентами понимается нуклеарная семья, под «родом» вся совокупность известных кровных родственников, в том числе и умерших. Сравнение данных диаграмм один и два показывает, что в сознании респондентов исповедуемое ими язычество ассоциируется в первую очередь с системой верований, направленных на гармонизацию отношений в семье, на её поддержку в социуме. На втором месте по упоминанию находятся группа ценностей, объединенная нами в ценность здоровья и

1 В основе построения диаграммы данные, полученные в ходе опроса представителей Центра Славянской Ведической культуры «Дара» и Церкви Староверов «Сварог» г.о. Тольятти. Представители язычников сел Чувашское Урметьево и Старое Афонькино Шенталинского района Самарской области рассматривают язычество как необходимый элемент национальной культуры. Язычество исповедуется ими с рождения, и не может рассматриваться как вера, приобретённая в ходе жизненных ситуаций и духовного поиска.

физической чистоты. Сюда относятся отказ от курения и употребления алкогольных напитков, добрачных связей (сохранение девственности до брака обоими супругами) и абортов, отрицательное отношение к гомосексуальным связям.

Неотъемлемой частью языческой системы ценностей, по мнению респондентов, являются любовь к Родине, знание культурно-исторического наследия России и Самарской области, объединенные нами в патриотизм (14 %); духовно-личностные качества - искреннее и позитивное отношение к окружающим людям, жизнь в соответствии с совестью, стойкость в отстаивании своих взглядов (10 %); уважительное отношение к природе (7 %).

Декларируемая респондентами система ценностей позиционирует язычество как актуальный для современного российского общества нравственный ориентир, что может в значительной степени способствовать распространению язычества в будущем. Кроме того провозглашение первенства семьи в жизни социума, нравственной чистоты сближает в сознании обывателя языческие верования и христианство, тем более что сами язычники употребляют по отношению к своей религии неопределенные понятия «вера предков» и «славянская вера».

Список литературы:

1. Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. - М.: Наука, 1992. - С. 85.

2. Астахова Л.С. Религия в системе социальных отношений и процессов: идеально-типологический и исторический аспекты / Л.С. Астахова. -Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - С. 11.

МЕСТО И РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИМИДЖЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ СТРАНЫ © Петросян С.Ф.*

Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

В статье рассматривается вопрос о роли культуры в осуществлении имиджевых коммуникаций страны. По ходу решения этой задачи раскрывается эмпатийный потенциал межкультурной коммуникации, а также социологическое обоснование тезиса об особой роли национальной культуры как источника имиджевых коммуникаций в контексте «философии коммуникации» К. Ясперса.

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.