УДК/UDC 316.74
А. В. Орлова
A. Orlova
РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
1
THE ROLE OF RELIGION IN THE FORMATION OF CIVIC VALUES OF MODERN YOUTH
Введение. В статье автор фокусирует внимание на проблеме формирования традиционных семейных ценностей как основы одной из важнейшей гражданской ценности — патриотизма.
Методология. Автором статьи были проведены опросы в образовательных учреждениях Кемеровской области. Анкетным опросом в сентябре 2017 г было охвачено 913 студентов вузов г. Кемерова, а в октябре 2019 г — 619 студентов Кемеровского государственного университета (КемГУ). Участниками опроса стали студенты 1-4-го курсов бакалавриата и 1-2-го курсов магистратуры дневной формы обучения.
Результаты. В статье анализируются данные этого исследования, выявляющего отношение молодежи к традиционным семейным ценностям. Обозначается значимость института семьи в формировании и сохранении традиционных семейных ценностей. Отмечается, что институт религии значительно утратил свои позиции в обществе. По мнению большинства опрошенных студентов, религия должна поддерживать население в создании традиционной семьи, но данная деятельность должна находиться под контролем государства.
Заключение. По результатам исследования можно отметить, что религия и общество должны взаимодействовать по проблемам формирования традиционных семейных ценностей у молодежи. Именно в семье формируются основные ценности молодого человека, усваивая которые, он становится гражданином своей страны.
Introduction. The author focuses on the problem of formation of traditional family values as the basis of one of the most important civic values — patriotism.
Materials and Methods. The author of the article conducted surveys in educational institutions of the Kemerovo region. Questionnaire survey in September 2017 covered 913 students in Kemerovo. The questionnaire survey in October 2019 covered 619 students of Kemerovo State University. Participants of the survey were students of 1-4 courses of bachelor's degree and 1-2 courses of master's degree of full-time education.
Results. The article analyzes the results of the study of the attitude of young people to traditional family values. The importance of the institution of the family in the formation and preservation of traditional family values is indicated. It is noted that the Institute of religion has significantly lost its position in society. According to the majority of students surveyed, religion should support the population in creating a traditional family. But this activity should be under the control of the state.
Conclusions. According to the results of the study, it can be noted that religion and society should interact in the formation of traditional family values among young people. It is in the family that the basic values of a young person are formed, assimilating which he becomes a citizen of his country.
Ключевые слова: религия, молодежь, гражданские ценности, семья, студенты, социологические исследования.
Keywords: religion, youth, civil values, family, students, sociological research.
Введение
В 1990-е гг. были обрушены все прежние нормы и ценности, которые контролировали социальную жизнь общества. Терминальные ценности стали более устойчивыми в сознании и поведе-
1 Статья подготовлена при поддержке внутривузовского гранта Кемеровского государственного университета (г. Кемерово, Россия). The article was prepared with the support of the intra-University grant of Kemerovo state University (Kemerovo, Russia).
нии россиян, чем инструментальные ценности. В это период «стали обходить такие ценности, как гуманизм (человеколюбие), патриотизм, гражданственность, справедливость, ответственность» [5, а 41]. Появилась необходимость формирования общепризнанного мировоззрения и мировосприятия, которые бы объединяли и сохраняли целостность общества. Образовался «идеологический вакуум», который стал заполняться, в том числе, и религиозными ценностями.
Религия является неотъемлемой частью общества. С момента возникновения первых обществ религия сопровождает все этапы его развития, формируясь, эволюционируя вместе с ним. Она является предметом изучения различных научных дисциплин: философии, психологии, истории, культурологии, теологии и др. С середины XIX в. как научная дисциплина формируется социология религии, в которой предметом изучения выступает религия как общественная подсистема. По мнению Ж. Т. Тощенко, «религия как социальный институт предстает как реально существующая подсистема общества, им порожденная и, в свою очередь, оказывающая влияние на его жизнь, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях — от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества» [4, с. 380]. Религия способна к самовоспроизводству, она продуцирует ценности, нормы, образы, символы, материальные объекты, через которые она оказывает влияние на все элементы социальной системы. Взаимодействуя с другими социальными институтами (политикой, экономикой, моралью, культурой, правом, семьей), религия участвует в большей или меньшей степени в процессах формирования социальных норм и ценностей. В современном обществе социальные институты вынуждены приспосабливаться к новым, постоянно изменяющимся условиям. В том числе и в вопросах формирования новых норм и ценностей, которые усваиваются молодым поколением через процесс социализации.
Одним из главных социальных институтов, выполняющих функцию социализации, является институт семьи. Семья — это самая древняя форма социальной жизни людей, и именно она изначально являлась носителем религии, религиозных норм, в ней совершались религиозные ритуалы. В современном обществе религиозные верования и ритуалы становятся все более частным делом. Как считают исследователи, сегодня многих привлекают именно те религиозные ритуалы, которые связаны с событиями семейной жизни. В свою очередь, в деятельности современной христианской церкви значительную долю составляет именно то, что связано с семьей — ритуальное оформление ее увеличения и уменьшения, бракосочетания, религиозное воспитание детей. Церковные деятели склонны сегодня рассматривать семью как главную и нерушимую базу организованной религии в ее традиционных формах. В социологических исследованиях все чаще говорится об обращении церкви именно к семье, а особенно к женщинам и детям. Семья закладывает основу личности в промежуток от рождения до участия в жизни общества, а церковь помогает соотнести человека с конечными условиями его существования, «последней реальностью», выходящей за пределы конкретных контекстов жизненного опыта, помогающей обрести смысл жизни и справиться с загадкой смерти.
От того, насколько успешным будет процесс социализации в юном возрасте, зависит и успешность молодого человека в будущем. Современное общество формирует определенный запрос к молодежи. Она должна быть социально и политически активна, а следовательно, возникает необходимость развития потенциала и формирования определенных ценностей у молодежи [2, с. 311]. Ценности общества вплетены в жизнедеятельность человека. Одна из важнейших гражданских ценностей — патриотизм — начинается с любви к собственной семье, ее значимости для конкретного человека, любви к собственному месту проживания. Учения о семье и браке, нормы семейных отношений, определяемые, в том числе, и разными конфессиями, оказывают определенное влияние на поведение адептов соответствующих конфессий [3, с. 272]. Зачастую именно через семью институт религии может влиять и на формирование гражданских ценностей молодежи. Тем самым, в какой-то мере, церковь способна осуществлять в этом отношении функцию социального контроля.
Методология
В данной статье используются материалы следующих социологических исследований, проведенных учебно-научной лабораторией социологических исследований КемГУ и Кемеровской епархией Кузбасской митрополии Русской православной церкви:
1) анкетный опрос (сентябрь 2017 г.). Опросом было охвачено 913 студентов вузов г. Кемерово (КемТИПП, РЭУ им. Г В. Плеханова, КемГСХИ, КузГТУ, КемГУ, КемГМУ, КемГИК). В анкетировании
приняли участие 328 мужчин (юношей) — 35,9 % и 583 женщины (девушки) — 63,9 %, два человека, не отразили свою половую принадлежность, что составило 0,2 % от всего массива опрошенных;
2) анкетный опрос (октябрь 2019 г). Опросом было охвачено 619 студентов КемГУ. В опросе приняли участие 215 мужчин (юношей) — 34,7 % и 382 женщины (девушки) — 61,7 %, двадцать два человека, не отразили свою половую принадлежность, что составило 3,6 % от всего массива опрошенных.
Участниками опроса являлись студенты 1-4-го курсов бакалавриата и 1-2-го курсов магистратуры дневной формы обучения.
Результаты
Система ценностных ориентаций молодежи зависит от различных факторов: «принадлежность к конкретной гендерной, возрастной, этнической, конфессиональной, региональной и профессиональной общности» [6, с. 62]. Ценности, которые являются наиболее важными для респондентов, играют большую роль в формировании их отношения к семье и обществу в целом, этому и был посвящен наш первый вопрос (рисунок 1).
Самоутверждение Брачный контракт Карьера Саморазвитие Личная свобода Свобода отношений в браке Эмоциональная защита и помощь Совместное времяпрепровождение
Брак
Стабильность и материальная обеспеченность Преемственность поколений Поддержка, забота и взаимопонимание
Верность Дети Любовь
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Какие ценности Вы считаете самыми важными для своей семьи?» (%).
Опросы: октябрь 2019 г., г. Кемерово, п = 619 чел.; сентябрь 2017 г., г. Кемерово, п = 913 чел.
Анализируя результаты, мы отмечаем, что для молодежи ТОП-3 важных ценностей остается неизменным: любовь; поддержка, забота и взаимопонимание; верность. Такая расстановка ценностей оказалась характерна в обоих опросах для девушек, юноши же поставили на второе место верность и лишь затем поддержку, заботу и взаимопонимание. Для юношей более значимы, чем для девушек, такие ценности, как: дети, личная свобода, карьера, брак, преемственность поколений, брачный контракт.
Среди опрошенных в 2019 г. почти в два раза более значимыми оказались ценности «самоутверждение», «брачный контракт», а значимость брака, детей оказалась ниже. Это может говорить о большей ориентации подрастающего поколения на социальные ценности.
Также мы изучали приоритетность источников информации о традиционных семейных ценностях. Среди основных источников студенты называли свое ближайшее окружение (семья, друзья
1 3,4 / 1,8 ] 2,1 / 1 | 5,0 / 6,5
12,9 / 11,3 НИ 13,4 / 8,1 1 3,1 / 2,1 НИ 22,3 / 16,1 ■ 9,5 / 9,7
2,1 / 4,9
22,8 / 17,6
] 2,7 / 2,0
57,0 / 57,0 48,0 / 54,4
27,0 / 36,3
65,3 / 71,3
-1-1-1-1-1-1-1
0 20 40 60 80 100 120 140
□ 2019 г. ■ 2017 г.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
2019 r. 2017 r.
\ 1,6 к---
Q. о
о
0,3 0,2
CD s
^
:T e
5
О
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Из каких источников Вы получали информацию о традиционных семейных ценностях?» (%) Опросы: октябрь 2019 г., г. Кемерово, п = 619 чел.; сентябрь 2017 г., г. Кемерово, п = 913 чел.
и знакомые) (рис. 2). Причем студенты, опрошенные в 2019 г., гораздо чаще называли такие источники, как книги, сам человек, фильмы.
Вместе с тем вызывает опасение ориентация молодежи на массовые источники информации, в которых вопросы семьи и семейных ценностей могут представляться в искаженном виде. В силу малого социального опыта респондентов в семейной сфере представления о ценностях, образе жизни у них могут деформироваться.
По результатам анализа ответов на один из вопросов анкеты, родительские семьи являются примером для 43,3 % и 38,1 % студентов (2017 и 2019 гг. соответственно) (табл. 1). При этом больше половины опрошенных студентов сталкивались с ситуацией развода в семье.
Современное общество характеризуется сокращением размера семьи, а следовательно и роли семьи в процессах социализации [7, с. 208-209]. В ситуации отсутствия примеров традиционных
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Есть ли семьи, являющиеся для Вас примером?»* ( %)
Варианты ответа 2017 2019
Да, это семья моих родителей 43,3 381
Да, это семья моих родственников 13,3 12,8
Да, это семья моих друзей (знакомых) 11,1 10
Да, это семья публичных людей (актеров, общественных деятелей и т. д.) 6,1 8,6
Нет таких семей 26,1 29,7
Нет ответа 0,2 0,8
* Опросы: октябрь 2019 г., г. Кемерово, п=619 чел.; сентябрь 2017 г., г. Кемерово, п = 913 чел.
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
2019 г. 2017 г.
с^ о 1=5 *
т
3 _о о си 2 го 2 1- 2
со ш со о Ш Ш
^ о 1- 1- ш ^ X Ш
ГО о го о о ГО ^ X О
ОС ^ си со 1-о (и Е? о 5 ^
си го (и о 1—
X СО ^ о X го о го 5 о -е у 5
о т го
о о 2 о
\о
о
©
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какие социальные институты, организации, по Вашему мнению, должны способствовать формированию и сохранению семейных ценностей?» (%). Опросы: октябрь 2019 г., г. Кемерово, п = 619 чел.; сентябрь 2017 г., г. Кемерово, п = 913 чел.
семейных ценностей в ближайшем окружении на первый план выходят другие институты. И здесь может играть важную роль институт религии. Поэтому респондентам нами был задан вопрос, кто, по их мнению, должен формировать и сохранять семейные ценности? Ответы респондентов распределились следующим образом: семья, государство и образовательные организации (рис. 3).
Среди мероприятий, которые, по мнению студентов, опрошенных в 2017 г., могли бы способствовать поддержке традиционных семейных ценностей, отмечались: индивидуальные и семейные встречи с психологом; фестивали, форумы, посвященные данной проблеме; введение специальных дисциплин, курсов лекций в образовательных учреждениях (табл. 2). Опрос 2019 г. показал большую зависимость в поддержке традиционных семейных ценностей от собственных усилий семьи. Так, по мнению половины студентов (50,7 %), семейные ценности должны прививаться в семье с детства. Также отмечались: совместное времяпрепровождение семьи; индивидуальные и семейные встречи с психологом; повышение уровня жизни и культуры; фестивали, форумы, посвященные данной проблеме; фильмы.
Что касается института религии, то, по мнению 57,6 % опрошенных студентов КемГУ, религиозные организации не должны вмешиваться в государственные дела, они должны уделять больше внимания проблемам веры и религии. Именно институт религии должен в большей степени поддерживать население в создании традиционной семьи (табл. 3). Однако данная деятельность должна находиться под контролем государства, которое в целом отвечает за формирование у молодежи региональной идентичности [1, с. 117] и патриотизма через институты образования, культуры, политики и т. д.
Заключение
Таким образом, институт религии в самом начале своего развития активно участвовал в формировании норм и ценностей, взаимодействуя с институтами семьи, культуры, образования, морали. Но процессы секуляризации общества привели к утрате религией своих позиций. Под влиянием развития науки и роста образованности населения сокращалось число верующих. Сейчас религия становится все более индивидуальной, каждый понимает религию по-своему, Бог воспри-
Таблица 2
Мероприятия, способствующие поддержке традиционных семейных ценностей* ( %%
Мероприятия 2017 г. 2019 г.
Введение специальных дисциплин, курсов лекций в образовательных учреждениях 33,8 15,9
Фестивали, форумы, посвященные данной проблеме 36,5 23,2
Распространение буклетов и брошюр 5,4 4,8
Индивидуальные беседы и семейные встречи с представителями церкви 11,5 9,5
Индивидуальные и семейные встречи с психологом 44,9 32,8
Деятельность общественных объединений, дискуссионных клубов 211 13,4
Фильмы 1,5 25,3
Воспитание в семье 1,5 50,7
Сохранение рассудка 01 14,7
Ничего 1,9 24,1
Фестивали, праздники, которые могут показать ценности, и, возможно, станут традицией 01 13,9
Посещение квартир с целью беседы с религиозными лицами 01 1,2
«Нужно все решать самим» 0,2 18,9
«Не лезть» 01 211
«Семья должна проводить больше времени вместе» 01 44,8
Повышение уровня жизни и культуры 01 30,9
Внеурочные занятия в школе, пропаганда в СМИ и Интернете 01 3,5
«Личный пример некоторых людей, работа с детьми, начиная с детского сада, но без введения дисциплин, ненавязчиво» 01 17,9
* Опросы: октябрь 2019 г., г. Кемерово, п=619 чел.; сентябрь 2017 г., г. Кемерово, п = 913 чел.
Таблица 3
Сферы жизни, в которых государство и религиозные организации должны проявлять себя наиболее активно ( %%
Утверждения Государство Религиозные организации
Создание и поддержка благотворительных фондов 731 29,9
Формирование патриотизма среди молодого поколения 80,7 16,5
Любого рода поддержка в трудных жизненных ситуациях 51,0 47,5
Образование населения 87,9 9,5
Формирование курса религиозности как обязательного в школьной программе 25,5 72,8
Создание образовательных учреждений при монастырях, церквях и др. 22,6 79,4
Формирование отношения населения к вопросам деторождения 62,9 40,9
Поддержание населения в создании традиционной семьи 49,5 58,2
Призыв молодого поколения к религиозности 15,2 84,2
Создание и регулирование отношений между высшим/средним/низшим классом 66,0 22,9
Создание и осуществление контроля за работой социальных служб 85,3 6,8
Поддержка отношений с другими странами, обмен иностранными студентами, специалистами 90,9 7,2
Поддержка молодых специалистов и предоставление им рабочих мест, жилья 81,6 5,5
Активная работа над искоренением межнациональной вражды 69,0 31,2
* Опросы: октябрь 2019 г., г. Кемерово, п=619 чел.; сентябрь 2017 г., г. Кемерово, п = 913 чел.
нимается как что-то абстрактное, безличное. Это восприятие Бога зачастую отличается от того, чему учит институт церкви. Современные религиозные организации активно стараются включиться в деятельность, направленную на решение современных глобальных проблем, вступают в диалог с обществом. И это взаимодействие религии и общества возможно, в том числе, и потому, что основывается на гражданских ценностях, присущих всем обществам.
Одним из важнейших направлений взаимодействия институтов религии с общественными институтами является формирование традиционных семейных ценностей. Именно в семье формируются основные ценности молодого человека, усваивая которые он становится гражданином своей страны. По результатам опросов можно заключить, что семья остается важной ценностью для студентов. Но у большинства из них отсутствует позитивный пример семейной жизни и, следовательно, есть необходимость формировать у молодежи семейные ценности.
Литература
1. Авилов Г. М., Кранзеева Е. А., Яницкий Л. С. Региональная идентичность молодежи и проблема формирования имиджа региона // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 110-119.
2. Бурмакина А. Л. Возможности развития молодежного политического лидерства в студенческой среде // Социальные практики и управление: проблемное поле социологии : материалы Сибирского социологического форума с международным участием. Новосибирск, 2017. С. 310-315.
3. Гараджа В. И. Социология религии. М., 2005. 348 с.
4. Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии. М., 2009. 487 с.
5. Шпак Л. Л., Головацкий Е. В. Локализм и культуроцентричность в переходном обществе: социологический анализ // Идеи и идеалы. 2011. Т. 2. № 3. С. 33-46.
6. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты / М. С. Яницкий, А. В. Серый, О. А. Браун и др. // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67.
7. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск, 2012. 237 с.
References
1. Avilov G. M., Kranzeeva E. A., Yanitsky L. S. Regional'naya identichnost' molodezhi i problema formirovaniya imidzha regiona [The regional identity of young people and the problem of formation of the regional image]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 1 (33), pp. 110-119. (In Russian).
2. Burmakina A. L. Vozmozhnosti razvitiya molodezhnogo politicheskogo liderstva v studencheskoj srede [Opportunities for the development of youth political leadership in the student environment]. Materials of the Siberian Sociological Forum with international participation "Social practices and management: a problem field of sociology". Novosibirsk, 2017, pp. 310-315. (In Russian).
3. Garadqa V. I. Sociologiya religii [Sociology of religion]. Moscow, 2005, 348 p. (In Russian).
4. Toshchenko J. T. Tezaurus sociologii [Thesaurus of sociology]. Moscow, 2009, 487 p. (In Russian).
5. Shpak L. L., Golovatsky E. V. Lokalizm i kul'turocentrichnost' v perekhodnom obshchestve: sociologicheskij analiz [Localism and cultural centrality in transitional society: sociological analysis]. Ideas and ideals, 2011, vol. 2, no. 3, pp. 33-46. (In Russian).
6. Yanitsky M. S., Seryy A.V., Brown O. A., Pelekh Yu. V., Maslova O. V., Sokolskaya M. V., Sanzhaeva R. D., Monsonova A. R., Dagbaeva S. B., Neyaskina Yu. Yu., Kadyrov R. V., Kapustina T. V. Sistema cennostnyh orientacij «pokoleniya Z»: social'nye, kul'turnye i demograficheskie determinanty [System of value orientations of "generation Z": social, cultural and demographic determinants]. Siberian Psychological Journal, 2019, no. 72, pp. 46-67. (In Russian).
7. Yanitsky M. S. Cennostnoe izmerenie massovogo soznaniya [Value dimension of mass consciousness]. Novosibirsk, 2012, 237 p. (In Russian).
УДК/UDC 378:005 И. С. Трапезникова
I. Trapeznikova
ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
TECHNOLOGIES OF LEAN PRODUCTION AND SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE ACTIVITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
Введение. В статье предлагается рассмотреть возможности технологий бережливого производства в образовательных организациях. Автором сделан вывод о том, что применением бережливого производства можно добиться высоких результатов в решении ряда важнейших задач