Научная статья на тему 'Место религии в системе ценностей студентов'

Место религии в системе ценностей студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
414
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / STUDENTS / SPIRITUAL VALUES / RELIGIOUS BELIEFS / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кутявина Елена Евгеньевна, Ивашечкина Дарья Евгеньевна

Статья посвящена исследованию ценностных ориентаций студентов и их религиозных убеждений. Используются результаты анкетного опроса студентов различных специальностей Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Описаны общие характеристики религиозности и специфика ценностных ориентаций студентов с разными религиозными убеждениями. Выделены группы православных, «верующих без религии» и атеистов. Православных отличают большая целеустремленность и традиционные взгляды на семью и супружеские отношения (высокая ценность брака, большее желаемое количество детей, традиционное распределение супружеских ролей). Атеистов характеризуют эгалитарные взгляды на супружеские отношения, меньшее стремление к семейной жизни, меньшая распространенность суеверий. «Верующие без религии» чаще стремятся к саморазвитию; в целом их ценностные ориентации характеризует сходство с православными студентами. Религиозные убеждения верующих студентов противоречивы, размыты, среди них мало воцерковленных, соблюдающих обрядность. Результаты исследования подтверждают наличие связи между религиозными убеждениями и ценностными ориентациями студентов, в том числе брачно-семейными и репродуктивными установками. Данные исследования не противоречат всероссийским опросам, проведённым М.П. Мчедловым в 2003 г., М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги в 2009 г. и ФОМ в 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION IN STUDENTS' VALUE SYSTEM

The article examines students' value orientations and their religious beliefs. The authors rely on the results of a questionnaire survey of students of various specialties of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, they describe the general characteristics of religiosity and the specific features of value orientations of students with different religious beliefs. The groups of Orthodox students, “believers without religion” and atheists are identified. Orthodox students are distinguished by a great sense of purpose and traditional views on the family and marital relations (high value of marriage, greater number of children desired, traditional distribution of gender roles). Atheists prefer equal marital relations, are less likely to want family life, less often believe in superstitions. “Believers without religion” tend to self-development more often; on the whole, their value orientations are similar to those of Orthodox students. The religious convictions of Orthodox students are contradictory and blurred; among them, there are few church-goers and those who observe religious rituals. The results of the study confirm the existence of a connection between students' religious beliefs and their value orientations, including their attitude to marriage, family and reproduction. These findings are consistent with the results of the nation-wide surveys conducted by M.P. Mchedlov [1] in 2003, M.K. Gorshkov and F.E. Sheregi [2] in 2009 and FOM [3] in 2014.

Текст научной работы на тему «Место религии в системе ценностей студентов»

Вестник Нижегородского университета им. Н. И . Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 1 (53), с. 87-93 87

УДК 316

МЕСТО РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ © 2019 г. Е.Е. Кутявина, Д.Е. Ивашечкина

Кутявина Елена Евгеньевна, к.соц.н.; доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Ивашечкина Дарья Евгеньевна, магистрант кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

dashaivash@yandex. т

Статья поетупила аредащию 07.09.2018 Статья принята к публикщии 11.01.2019

Статья посвящена исследованию ценностных ориентаций студентов и их религиозных убеждений. Используются результаты анкетного опроса студентов различных специальностей Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Описаны общие характеристики религиозности и специфика ценностных ориентаций студентов с разными религиозными убеждениями. Выделены группы православных, «верующих без религии» и атеистов. Православных отличают большая целеустремленность и традиционные взгляды на семью и супружеские отношения (высокая ценность брака, большее желаемое количество детей, традиционное распределение супружеских ролей). Атеистов характеризуют эгалитарные взгляды на супружеские отношения, меньшее стремление к семейной жизни, меньшая распространенность суеверий. «Верующие без религии» чаще стремятся к саморазвитию; в целом их ценностные ориентации характеризует сходство с православными студентами. Религиозные убеждения верующих студентов противоречивы, размыты, среди них мало воцерковленных, соблюдающих обрядность. Результаты исследования подтверждают наличие связи между религиозными убеждениями и ценностными ориентациями студентов, в том числе - брачно-семейными и репродуктивными установками. Данные исследования не противоречат всероссийским опросам, проведённым М.П. Мчедловым в 2003 г., М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги в 2009 г. и ФОМ в 2014 г.

Ключевые елоаа: студенты, духовные ценности, религиозные убеждения, мировоззрение.

Введение

В последние десятилетия заметно изменились роль и место религии в жизни российского общества. Повышение общего уровня религиозности населения и уровня воцерковленности в России отмечается ещё с 1990-х гг.

По результатам опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в 1997 г. 50% опрошенных отнесли себя к православным верующим [1]. В 2013 г. православными верующими назвали себя уже 64% респондентов [2]. Индекс воцерковленности с 2000 г. по 2014 г. повысился [3].

Религия сохраняет важную роль в жизни общества, в мировоззрении и ценностных ори-ентациях россиян. Особая историческая роль православия закреплена в преамбуле к закону № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [4].

С учетом трансформации социальных функций религии представляется актуальным социологическое исследование влияния религии на другие сферы жизни общества, в том числе и на семейные ценности. В последние 10 лет в России сохраняются тенденции уменьшения разме-

ра и нуклеаризации семьи. По итогам переписи 2010 г. выявлено: 15% составляют домохозяйства, состоящие только из матери с детьми или только отца с детьми, более половины - из одной супружеской пары с детьми или без детей. Менее 10% домохозяйств представляют супружеские пары с детьми и без детей и с другими родственниками (или без них) и неродственниками (или без них) [5]. Кроме того, статистика фиксирует снижение числа заключаемых браков. За 10 лет (с 2007 по 2017 г.) коэффициент брачности снизился с 8.8 до 7.1 [6].

Традиционные семейные ценности в значительной степени пересекаются с религиозными нормами, регулирующими брачно-семейные отношения. На фоне противоречивых тенденций секуляризации и десекуляризации в России связь семейных и религиозных ценностей представляется неоднозначной и нуждающейся в исследовании темой.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что ценностные ориентации современных студентов, в том числе семейно-брачные установки, связаны с их религиозными убеждениями.

Таблица 1 Вероисповедание студентов, %

Вероисповедание Юноши Девушки

Православие 29 58

«Вера без религии» 25 21

Атеизм 31 14

Агностицизм 3 2

Католицизм 3 0

Ислам 1 1

Буддизм 1 1

Методология

Авторское социологическое исследование «Ценностные установки студентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского» было проведено в 20162017 гг., метод сбора информации - анкетный опрос. Исследовалась система ценностных ориен-таций студентов, в том числе - религиозные убеждения, субъективная значимость религии.

Исследование основано на положениях структурного функционализма об интегрирующей функции религии и утверждениях Т. Парсонса о взаимообусловленности религии и культуры [7, с. 84-108]. Религиозные установки рассматриваются в их взаимосвязи с общей системой ценностей.

Исследование носило пилотный характер с целью проверки инструментария и уточнения гипотезы. Всего было опрошено 276 студентов бакалавриата ННГУ, очной формы обучения, гуманитарных, экономических, технических и естественно-научных специальностей, в их числе 73% девушки и 27% юноши. Студентов первого курса представлено 31%, второго - 18%, третьего - 26% и четвёртого - 25%. В выборку были заложены квоты по полу, факультетам и курсам, однако в связи с организационными трудностями не все квоты удалось соблюсти (по полу и специальности). Опрос производился по академическим группам, поэтому, хотя выборка не сбалансирована в отношении вуза в целом, она отражает основные соотношения по специальностям и позволяет сделать некоторые выводы о ценностях и убеждениях студентов, выявить различия в убеждениях юношей и девушек.

Результаты

Студентам было предложено оценить 49 ценностных выражений, составляющих жизненного успеха, по шкале от 1 до 5, где 1 балл - наименее, а 5 баллов - наиболее значимая ценность. В ходе анализа ответов студентов были получены средние значения оценки каждой составляющей.

К наиболее высоко оцениваемым составляющим успеха относятся здоровье, самореализация и дружная, сплочённая семья. Их значение,

в среднем, оценивается в 4.6 балла, причём девушки оценивают важность здоровья и дружной, сплочённой семьи несколько выше юношей.

Ниже всего оценили значимость веры и религии юноши - на 2 балла, в то время как девушкам значимость веры и религии в качестве составляющих жизненного успеха представляется выше - 2.6 балла.

Половина студентов относит себя к православным верующим.

Также распространены среди студентов неопределенные религиозные взгляды, «вера без религии» (более 20%).

Среди студентов есть атеисты (18%) и агностики (2%). Доля студентов, исповедующих другие религии, невелика (табл. 1).

В связи с этим представляется целесообразным дальнейшие вопросы о характере религиозности студентов рассматривать по трём группам, на основе религиозной самоидентификации студентов: православные, «верящие без религии» и атеисты.

К православным мы отнесли всех студентов, заявивших себя таковыми, вне зависимости от степени воцерковленности. Группа «вера без религии» объединила студентов, которые считают себя верующими, но не относятся к какой-либо конкретной конфессии («верю без религии», «верю в высшие силы» и т.п). В группу «атеисты» мы включили тех, кто назвал себя атеистами либо агностиками.

Среди девушек доля православных составила 58%, среди юношей - 29%. Атеизм распространён в большей степени среди юношей -доля атеистов среди них в 2 раза больше, чем среди девушек (31% и 14% соответственно) (табл. 1).

Стоит отметить, что во всероссийских опросах, проведённых М.П. Мчедловым [8] в 2003 г., Ф.Э. Шереги [9] в 2009 г. и ФОМ [3] в 2014 г., фиксируется более высокий уровень религиозности женщин. Также, по итогам опроса, проведённого в 2016 г. среди 1332 студентов вузов Нижнего Новгорода (Нижегородский государственный лингвистический университет, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, Нижегородский государственный университет, Нижегородская академия МВД РФ), к православным относили себя 65.8% юношей и 73% девушек. Атеистами назвали себя 10% юношей и 5.7% девушек [10].

Итоги авторского исследования демонстрируют, что доля воцерковленных студентов, следующих религиозной догматике, среди православных крайне мала. К примеру, среди православных студентов треть юношей не молятся

Таблиоа 2

Виды молитв студентов, %__

Виды молитвы Православные «Верят без религии» Атеисты

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Не молятся 32 18 37 40 91 96

Молятся своими молитвами 9 28 37 48 9 4

Молятся иногда своими, а иногда предписанными молитвами 36 38 26 10 0 0

Молятся предписанными молитвами 23 15 0 2 0 0

Таблиоа 3

Частота посещения студентами храма (синагоги, мечети и т.д.), %_

Посещение храма Православные «Верят без религии» Атеисты

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Не посещаю 32 17 58 55 78 93

Реже 1 раза в год 9 16 21 19 13 4

1 раз в год 23 19 5 12 9 0

Примерно 1 раз в полгода (2-3 раза в год) 14 23 16 10 0 4

Несколько раз в год, но реже, чем 1 раз в месяц 18 18 0 2 0 0

Каждый месяц 5 3 0 2 0 0

Каждую неделю 0 3 0 0 0 0

Таблиоа 4

Чтение студентами священных текстов, %__

Чтение священных текстов Православные «Верят без религии» Атеисты

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Никогда не читали 32 30 37 43 43 54

Когда-то читали 36 32 53 45 43 39

Иногда читают священные тексты или другие положен- 23 30 11 10 13 7

ные тексты

Регулярно читают священные тексты, а другие положенные 9 2 0 2 0 0

тексты нерегулярно

Регулярно читают и священные тексты, и другие поло- 0 4 0 0 0 0

женные тексты

вообще, треть девушек молятся своими молитвами, и примерно 40% студентов молятся и своими, и предписанными молитвами. Только предписанными молитвами молятся 23% православных юношей и 15% православных девушек (табл. 2).

Частота посещения храма является одним из параметров подсчёта индекса воцерковленно-сти, разработанного В.Ф. Чесноковой совместно с ФОМ [11]. По результатам опросов, процент регулярно посещающих храм верующих довольно низкий. Так, результаты исследования 2014 г. отношения студенческой молодёжи к религии, проведённого в вузах Екатеринбурга (Гуманитарный университет, Уральский институт управления РАНХиГС и Уральский федеральный университет), показали, что треть верующих студентов (таковых около половины опрошенных) посещает храм (молельный дом, мечеть и т.д.) раз в год или реже, 33% - раз в 2 или 3 месяца. Чаще раза в месяц посещают храм 7% верующих [12].

По результатам авторского опроса, православные студенты посещают храм с частотой примерно 1 раз в полгода (девушек в этой группе (23%) больше, чем юношей (14%)). Около 20% православных девушек и 30% юношей не ходят в храм вообще, и столько же - бывают раз в год. Реже одного раза в месяц посещают храм 18% православных юношей и девушек.

Более половины юношей и девушек, «верящих без религии», не бывают в храме вообще, что вполне ожидаемо. Еще треть ходит в храм примерно раз в год. Подавляющее число атеистов храм не посещает (табл. 3).

Треть православных студентов никогда не читали священные тексты. Однако число читающих иногда священные тексты или другие положенные тексты выше среди православных практически втрое в сравнении с «верящими без религии» и атеистами (табл. 4).

Особенность религиозных убеждений студентов заключается в их неоднородности, а

Таблица 5

Согласие студентов с утверждениями (1 - скорее/совершенно не согласны; 2 - и да, и нет, _затруднились ответить; 3 - скорее/совершенно согласны), %_

Православные «Верят без религии» Атеисты

Утверждения

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

«Религия играет важ- 1 32 24 84 68 96 97

ную роль в моей 2 36 34 11 26 4 4

жизни» 3 32 42 5 5 0 0

«Я по возможности соблюдаю все пред- 1 32 44 63 85 100 93

писания (в соответ- 2 45 32 16 10 0 4

ствии с моим вероисповеданием)»

3 23 24 16 5 0 4

1 27 10 53 17 61 50

«Я верю в судьбу» 2 32 23 32 31 22 32

3 37 66 10 52 17 18

1 55 27 47 50 83 86

«Я верю в приметы» 2 14 22 42 33 13 7

3 32 40 5 17 4 7

1 82 53 69 62 91 100

«Я верю в гадания» 2 9 21 26 26 9 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 10 27 0 12 0 0

«Я верю в существование ада» 1 37 18 63 52 87 86

2 23 39 26 36 9 11

3 41 43 5 12 4 4

«Я верю в существование рая» 1 32 16 68 52 91 89

2 23 37 21 40 9 11

3 45 47 5 7 0 0

«Я верю в реинкарнацию» 1 41 40 27 41 70 71

2 36 31 32 24 26 11

3 18 29 37 34 4 18

зачастую - в противоречивости. Среди православных студентов зафиксирована большая, чем среди атеистов, доля отчасти верящих и в мистическое (в приметы, судьбу, гадания, реинкарнацию). Например, в приметы верят 32% православных юношей и 40% православных девушек, 4% атеистов-юношей и 7% атеистов-девушек (табл. 5).

В ходе анализа ценностного блока вопросов были выявлены некоторые различия между представленными группами. Так, среди православных значительно выше процент считающих себя целеустремлёнными людьми (81%), чем среди атеистов (63%).

Среди православных и «верящих без религии» более половины стремятся к материальному благополучию, достатку и достойной жизни. Доля стремящихся к саморазвитию и самореализации значительно преобладает среди «верящих без религии» в сравнении с православными. Стремление к созданию семьи, ожидаемо, более выражено у православных студентов, что вполне соответствует православным религиозным канонам. Среди православных значительно

ниже процент стремящихся к независимости. Атеистам же в большей степени свойственно стремление к удовольствию и развлечениям, и среди них более распространенной является позиция отказа от создания семьи в будущем в сравнении с православными и «верящими без религии» (табл. 6).

Мнения трёх представленных групп разошлись и в вопросах семейных ценностей.

Как было продемонстрировано выше, среди православных больше доля стремящихся к созданию семьи, что ещё раз подтверждается и в ответах на вопрос о дальнейших планах по созданию собственной семьи - более 80% православных отвечают утвердительно. Среди атеистов эта доля также велика - 70% юношей и 61% девушек, однако процент юношей среди «верящих без религии», планирующих создать семью, значительно ниже, чем в других группах, - 47%. Среди атеистов более распространена позиция отказа от создания семьи в будущем в сравнении с православными и «верящими без религии» (табл. 7).

Наибольшая доля студентов среди трёх религиозных групп убеждена, что в идеальной, на

Таблиоа 7

Таблиоа 6

Стремления студентов, %__

Стремления Православные «Верят без религии» Атеисты

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Материальное благополучие, достаток, достойная жизнь 73 57 58 57 43 50

Саморазвитие, самореализация, успех 59 58 68 69 57 68

Работа, совершенствование в профессии, карьера 45 44 26 33 22 43

Создание семьи 36 54 21 38 9 29

Получение образования, востребованной профессии 27 27 16 21 13 29

Любовь 27 38 32 36 26 21

Деньги, богатство 14 6 21 7 17 7

Удовольствия, развлечения 14 12 21 10 43 18

Независимость 9 8 26 29 35 25

Нет целей 5 0 0 0 4 4

Планы студентов о создании семьи, %

Планы создания семьи Православные «Верят без религии» Атеисты

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Уже создали семью 0 6 0 7 4 0

Планируют создать семью 82 87 47 69 70 61

Не планируют создавать семью 5 1 0 2 17 11

Ещё не задумывались 14 4 47 21 4 29

Таблиоа 8

Представления о количестве детей в идеальной семье, %_

Количество детей Православные «Верят без религии» Атеисты

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Ни одного 5 1 0 0 4 4

Один 0 3 5 7 13 11

Двое 73 62 63 55 35 39

Трое и больше 14 26 21 21 22 7

Затруднились ответить 9 9 11 17 26 39

их взгляд, семье должно быть двое детей - в большей степени с этим утверждением согласны православные юноши (73%) и девушки (62%). Четверть православных девушек и 21% «верящих без религии» полагают, что в идеальной семье должно быть трое и больше детей, в то время как среди православных юношей этот процент ниже. Среди атеистов в три раза больше юношей, утверждающих, что в идеальной семье должно быть трое и больше детей, а девушек, придерживающихся такого мнения, только 7%. Кроме того, среди атеистов наибольшее число затруднившихся ответить на этот вопрос (табл. 8).

Большинство студентов всех групп религиозности планируют двух детей в своей собственной семье, значительную долю среди них составляют православные юноши (77%) и православные девушки (59%). Среди «верящих без религии» выше процент тех юношей, кто планирует троих и больше детей, в сравнении с другими группами (табл. 9).

Что касается вопроса распределения обязанностей в семье, то стоит отметить значимую разницу в ответах атеистов в сравнении с другими группами. Преобладающее большинство и девушек, и юношей среди них утверждают, что муж и жена должны в равной степени вести домашнее хозяйство, тогда как процент придерживающихся этого мнения православных студентов ниже вдвое, а доля «верящих без религии» - ниже примерно в полтора раза. Более половины православных и «верящих без религии» считают, что ведение домашнего хозяйства в большей мере является обязанностью жены, но муж должен участвовать также. Среди юношей, «верящих без религии», согласных с этим несколько меньше - 42% (табл. 10).

Проведённое исследование позволило определить основные ценностные установки студентов и специфику их религиозных установок в рамках общей системы ценностей.

Планируемое количество детей в собственной семье, %

Таблица 9

Количество детей Православные «Верят без религии» Атеисты

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Ни одного 5 1 0 0 13 11

Один 0 7 11 10 9 18

Двое 77 59 37 52 35 39

Трое и больше 9 18 21 14 9 0

Затруднились ответить 9 15 32 24 35 32

Таблица 10

Обязанности Православные «Верят без религии» Атеисты

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Обязанность мужа 0 0 0 0 0 0

Обязанность жены 9 10 0 0 9 4

В большей степени - обязанность мужа, но и жена должна участвовать 0 1 5 0 0 0

В большей степени - обязанность жены, но и муж должен участвовать 55 53 42 55 22 14

Муж и жена должны участвовать в равной мере 32 36 47 45 70 75

Затруднились ответить 5 0 5 0 0 7

В ходе анализа данных были получены следующие результаты.

• В общей системе ценностей студентов выражены индивидуалистские стремления к материальному благополучию, к реализации своего интеллектуального потенциала и саморазвитию.

• К наиболее высоко оцениваемым составляющим успеха относятся здоровье, самореализация и дружная, сплочённая семья.

• Наименее значимы для студентов как составляющие жизненного успеха вера и религия.

Значимые различия в ценностных установках были выявлены у атеистов в сравнении с православными студентами и «верящими без религии», что свидетельствует о совпадении мировоззренческих ориентиров у православных и «верящих без религии».

Указывая на различия в ценностных взглядах атеистов и православных, а также «верящих без религии», стоит отметить, что в вопросах об отношениях в семье большинство студентов придерживается эгалитарной модели поведения, но более выражена данная позиция у атеистов. Среди них высока доля и не планирующих создавать семью вообще.

Среди православных больше доля тех, кто стремится к созданию семьи. Чаще других они относят ведение домашнего хозяйства к обязанностям жены.

Доля воцерковленных среди православных студентов крайне мала. Большинство православных студентов посещает храм реже раза в месяц, высок процент православных, которые не молятся

ни своими, ни предписанными молитвами, стараются соблюдать посты только 7% православных студентов. Кроме того, религиозные взгляды большой доли православных отличаются несогласованностью и размытостью представлений.

Предположение о противоречивости и размытости религиозных воззрений студентов подтвердилось. Их ценностные ориентации, в том числе семейно-брачные установки, действительно различаются в зависимости от религиозных убеждений. В дальнейшем планируется расширение блока вопросов о семейно-брачных и репродуктивных установках.

Статья подготовлена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый РФФИ совместно с субъектами Российской Федерации. Тема - «Здоро-вьесбережение в практиках современной нижегородской семьи». Номер темы - 18-411-520002. Руководитель -З.Х. Саралиева.

Список литературы

1. Исследование ФОМ «Верующие и неверующие», 1997 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/of041401 (дата обращения: 10.05.2017).

2. Исследование ФОМ «Ценности: религиозность», 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// fom.ru/Tema-predlozhena-polzovatelem/10953 (дата обращения: 20.10.2018).

3. Исследование ФОМ «Воцерковленность православных», 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/TSennosti/11587 (дата обращения: 20.10.2018).

Место религии в системе ценностей студентов

93

4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: Мф^/^и^. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 20.10.2018).

5. Всероссийская перепись населения - 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: МйрУ/иии. gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itog i1612.htm (дата обращения: 20.10.2018).

6. Браки и разводы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/ statistics/populatюn/demography/# (дата обращения: 20.10.2018).

7. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический проект, 2002. 832 с.

8. Мчедлов М.П. Религиозны ли молодые россияне? // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 2. С. 38-45.

9. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

10. Широкалова Г.С., Шиманская О.К., Аникина А.В. Существуют ли гендерные особенности религиозности студенческой молодежи? // СОЦИС. 2016. № 6. С. 77-83.

11. Чеснокова В.Ф. Тесным путём: процесс во-церковления населения России в конце XX века. М.: Академический проект, 2005.

12. Антонова О.И., Гафиятуллина К.Р., Костина Н.Б. Отношение студенческой молодёжи Свердловской области к религии // Социум и власть. 2015. № 5. С. 42-47.

RELIGION IN STUDENTS' VALUE SYSTEM E.E. Kutyavina, D.E. Ivashechkina

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article examines students' value orientations and their religious beliefs. The authors rely on the results of a questionnaire survey of students of various specialties of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, they describe the general characteristics of religiosity and the specific features of value orientations of students with different religious beliefs. The groups of Orthodox students, "believers without religion" and atheists are identified. Orthodox students are distinguished by a great sense of purpose and traditional views on the family and marital relations (high value of marriage, greater number of children desired, traditional distribution of gender roles). Atheists prefer equal marital relations, are less likely to want family life, less often believe in superstitions. "Believers without religion" tend to self-development more often; on the whole, their value orientations are similar to those of Orthodox students. The religious convictions of Orthodox students are contradictory and blurred; among them, there are few church-goers and those who observe religious rituals. The results of the study confirm the existence of a connection between students' religious beliefs and their value orientations, including their attitude to marriage, family and reproduction. These findings are consistent with the results of the nation-wide surveys conducted by M.P. Mchedlov [1] in 2003, M.K. Gorshkov and F.E. Sheregi [2] in 2009 and FOM [3] in 2014.

Keywords: students, spiritual values, religious beliefs, worldview.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.