Научная статья на тему 'Преподавание курса «Обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход'

Преподавание курса «Обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ГИМНАЗИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ / SOCIAL SCIENCE / GYMNASIA CLASSES / THE COMPETENCE APPROACH IN AN EDUCATIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киба Oксана Викторовна

В статье анализируется содержание основного и среднего (полного) общего образования по обществознанию с позиции компетентностного подхода в образовательной практике. Отмечается, что современное обществознание представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Подчеркивается, что важным элементом содержания курса являются формирование различных компетенций отражающих социальные навыки, умения, правовые нормы правомерного поведения, опыт познавательной и практической деятельности, опыт работы с адаптированными источниками социальной информации, решение познавательных и практических задач, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF THE RATE "SOCIAL SCIENCE" IN GYMNASIA CLASSES: THE COMPETENCE APPROACH

The paper is devoted to analysis of maintenance of the core and the average (full) general education on social science from the position of the competence approach in an educational practice. The modern social science represents a complex of the knowledge reflecting the basic objects of studying: a society and its basic spheres, the person in a society, legal regulation of public attitudes, set of moral and humanistic values. From the point of view of the author the important element of the maintenance of a rate is formation of various competences reflecting social skills, skills, rules of law of lawful behaviour, experience cognitive and practical activities, an operational experience with the adapted sources of the social information, the decision of cognitive and practical problems, experience of design activity in educational process and a social practice.

Текст научной работы на тему «Преподавание курса «Обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход»

УДК 372.016

О. В. Киба

учитель обществознания ФБОУГимназия №14 «Университетская»

г. Новосибирска

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В ГИМНАЗИЧЕСКИХ КЛАССАХ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В статье анализируется содержание основного и среднего (полного) общего образования по обществознанию с позиции компетентностного подхода в образовательной практике. Отмечается, что современное обществознание представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Подчеркивается, что важным элементом содержания курса являются формирование различных компетенций отражающих социальные навыки, умения, правовые нормы правомерного поведения, опыт познавательной и практической деятельности, опыт работы с адаптированными источниками социальной информации, решение познавательных и практических задач, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Ключевые слова: обществознание, гимназические классы, компетентностный подход в образовательной практике.

В современных условиях преподавание истории и обществознания в школе должно быть направлено не только на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, но и на развитие способностей обучающихся критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе изучения исторических источников, используя современную методологию и философию истории.

Содержание основного и среднего (полного) общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Важным элементом содержания курса являются социальные навыки, умения, правовые нормы правомерного поведения, опыт познавательной и практической деятельности, опыт работы с адаптированными источниками социальной информации, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Курс «Обществознание» носит интегративный характер, т.к.

представляет собой совокупность наук, изучающих общество: социологии, экономики, политологии, культурологи, юридических наук, социальной психологии, а также философии.

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта и Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по обществознанию для 6, 7, 8, 9, 10-11 классов, авторской программы основного общего образования С.И.Козленко, И.В.Козленко1 для 6-7 классов, А.И.Кравченко для 8-9 классов и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровень) Л.Н.Боголюбова .

Практическая направленность обществоведческого образования через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей, находит отражение в концепции гражданского образования гимназии и реализуется через участие в общегимназических мероприятиях гражданской направленности, организацию школьного самоуправления Республики «Алый парус», создание видеороликов для кабельного телевидения, участие в конкурсах социального проектирования различного уровня, участие в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня.

Изучение обществознания в основной школе (6-9) направлено на достижение следующих целей:

1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

1 Программа курса для 6-7 классов «Обществознание». С.И.Козленко, И.В.Козленко. М.: «Русское слово», 2007.

2 Обществознание. Программа курсов для 8-9. А.И.Кравченко М.: «Русское слово, 2008г.

3 Программа «Обществознание. 10-11 класс». Профильный уровень. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова. М.: Просвещение, 2010 г. Программа «Обществознание. 10-11 класс». Базовый уровень. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. М.: Просвещение, 2010 г.

22

4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Изучение обществознания в 8-9 классах на углубленном уровне осуществляется и направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- формирование компетенций в гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества); в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

- овладение умениями в сфере трудовой деятельности (соблюдать правила трудовой дисциплины, формирование представлений о предпринимательстве, менеджменте, маркетинге);

- формирование информационных компетенций в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

- формирование компетенций в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных,

публицистических, статистических, правовых и иных текстов, использовать ресурсы Интернета)4

Особенностью организации образовательного процесса в 1-6 классах гимназии является раздельно-параллельное обучение девочек и мальчиков.

Гендер - это сложный социокультурный конктрукт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом.5 Гендер характеризуется сочетанием четырех неразрывно взаимосвязанных подсистем :

- комплекс культурных символов, которые вызывают в членах сообщества, принадлежащих к определенной культурной традиции;

- нормативные утверждения, которые определяют спектр возможных интерпретаций смысловых значений имеющихся символов и находят свое выражение в религиозных, педагогических, научных, правовых и политических доктринах;

- социальные институты и организации, в которые входят система родства, брак, семья, домохозяйство, рынок рабочей силы, система образования и государственное устройство;

- субъективная гендерная идентичность.6

При организации образовательного процесса в классе мальчиков необходимо учитывать следующее:

- мальчики эффективно воспринимают информацию о действиях ( все глагольные формы);

- хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов , всё воспринимают аналитически;

- мало реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса , то есть на эмоциональную его окраску;

- для них характерна высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени;

- они быстро и легко решают новые задачи , хуже - стереотипные;

- при повторении материала активность ответов снижается;

Приказ Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «О преподавании учебного предмета "Обществознание" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

5 Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. - М. : Академический Проект, 2004. -С. 137.

6 Репина Л. П. Методология и проблематика гендерно-исторических исследований / Л. П. Репина // Гендерная теория и историческое знание. - Сыктывкар : СыктГУ, 2004. -С. 10.

— мальчикам для полноценного психического развития нужно больше пространства;

— мальчики обладают острее выраженной способностью к поисковому поведению;

При организации образовательного процесса в классе девочек необходимо учитывать следующее:

— девочки быстро и легко "схватывают" информацию , но плохо

соотносят её с имевшейся ранее (обучение по принципу "накопления");

— эмоциональность подачи материала усиливает внимание и осмысление информации;

— нуждаются в эмоциональной оценке их деятельности;

— быстро решают однотипные задачи, хуже - новые;

— хорошо действуют по аналогии;

— нуждаются в повторении для лучшего усвоения информации;

— хорошо обучаются с опорой на наглядность учебной информации;

— как правило, задают вопрос для установления контакта со взрослым;

— предпочитают вначале наладить общение, и лишь потом действовать;

— им необходима дозированная, упорядоченная информация, размеренный темп подачи;

Эмоции и в обучении мальчиков, и в обучении девочек играют важную роль. Без их участия, если работает только интеллектуальная сфера, осмысление идет на низком уровне. Без участия эмоций нет полноценного смысла. Но идти в обучении мальчиков и девочек надо различными путями: для мальчиков - через логику к эмоциям; для девочек - от эмоций к логике.

Принципы работы с мальчиками и девочками:

для мальчиков

— высокий темп подачи материала;

— широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;

— разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;

— большое количество нестандартных, логических заданий;

— минимизированное количество повторений пройденного материала;

- работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;

- использование групповых форм работы с элементами соревновательности с обязательной сменой лидера;

дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;

- подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;

- тематика материала, соответствующая мужскому архетипу (например, расчет строительства дома на уроках математики;

- необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы .

для девочек:

- неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала;

- достаточное количество повторений для лучшего усвоения;

- дозирование объема и разнообразия новой информации;

- большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;

эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению;

подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике;

- использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;

использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память;

эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы .

Изучение обществознания в 10-11 классах на базовом уровне осуществляется и направлено на достижение следующих целей: - развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления,

7 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г.Тула,

http://school3tula.ru/razdelobuch/6-2010-09-26-08-51-50.html

социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

— воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

— освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

— овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

— формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Изучение обществознания в 10 - 11 классах на профильном уровне осуществляется и направлено на достижение следующих целей: Выпускник гимназии должен достичь определенного уровня компетентности:

— в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

— в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

— в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми

нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества); - в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий); в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов, использовать ресурсы Интернета) .

Особое место в обществоведческом образовании уделяется формированию таких новых качеств выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, применяются активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода в обучении учащихся. Учебная деятельность, в основе которой лежит компетентностный подход, приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Таким образом, в образовательном процессе используется авторская технология формирования ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания. В соответствии с теорией доктора педагогических наук А. Хуторского понятие «образовательные компетенции» рассматривает качества ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных элементов образовательной деятельности.9 Данные образовательные компетенции автор строит с учетом иерархии: ключевые, общепредметные,

Приказ Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «О преподавании учебного предмета "Обществознание" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования //

Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.

предметные. С учетом особенностей содержательной линии курса «Обществознание» ближе всего следующая классификация ключевых компетенций: учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; компетенции личного самосовершенствования.

Учебно-познавательные компетенции - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационные компетенции - умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

Коммуникативные компетенции - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Компетенции личностного самосовершенствования - освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Во время наблюдения образовательного процесса осуществляется систематический мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций. Данный мониторинг строится на основе спецификации контрольно-измерительных материалов новой формы и единого государственного экзамена по обществознанию. Методика подсчета результатов диагностики учащихся по материалам ЕГЭ достаточно сложна и требует компьютерной обработки, поэтому изменена и упрощена диагностика. Мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций осуществляется в три этапа:

1. Диагностика в форме контрольно-измерительных материалов

новой формы и ЕГЭ.

2. Анализ результатов диагностики.

3. Работа над ошибками, допущенными учащимися на уроках и во

вне урочной деятельности через систему тренировочных упражнений.

1. Основное содержание курса «Обществознание»

Курс «Обществознания» в 6-7, 8 «А» и 9 «А» классах входит в федеральный компонент учебного плана гимназии, для 8 «Б», 9 «Б» гимназических классов включен в федеральный и гимназический компонент учебного плана и обеспечивает углубленную гуманитарную подготовку в этих классах. Помимо этого система обществоведческого образования предусматривает изучение курса «Граждановедение» в 6-7 классах, что расширяет и углубляет знания учащихся основной школы по обществознанию.

УМК, обеспечивающий рабочую программу по предмету «Обществознание» в 6-7 классах:

- Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа, 2004. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). М., 2006. Программа курса для 6-7 классов «Обществознание». С.И.Козленко, И.В.Козленко. М.: «Русское слово», 2007.

Обществознание: Учебник для 6 класса. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.

М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 10 издание,2010.

- Обществознание: Учебник для 7 класса. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.

М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,10 издание 2010.

- Методические рекомендации по курсу «Обществознание». М.:

Просвещение, 2006.

На изучение обществознания в учебном плане гимназии в 8 «А» классе отводится 1 час в неделю (36 часов в год), в 8 «Б» - 2 часа в неделю (36 часов в год), в 9 «А» классе - 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 «Б» - 2 часа в неделю (68 часов в год). Рабочая программа для 8 «А» и 9 «А» классов разработана в соответствии с программой курсов «Обществознание» для 8-9. А.И. Кравченко.10 Программа для 8 «Б» и 9«Б» гимназических классов разработана на основе Программы курсов для 8-9 и 10-11 классов. А.И. Кравченко. М.: «Русское слово», 2001г., программы для 7- 8 классов «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» автора И.В.Липсица и методического пособия для учителей 89 класса «Введение в современные социальные проблемы» под редакцией Е.Г.Пригодича, Т.А. Иовщика, разработанного в рамках российско-американского проекта «Гражданское образование для информационного века», методического пособия для учителей «Политика и право» авторов М.И.Шилобод и др.11 и является модифицированной за счет углубления тем в 8 классе «Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера». В 9 «Б» классе - «Политическая сфера», «Человек и его права».

10 Обществознание. Программа курсов для 8-9 и 10-11 классов. А.И. Кравченко. М.: «Русское слово», 2001г.

11 Политика и право. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997.Шилобод М.И., Петрухин А.С.

Углубление обусловлено учебным планом гимназии и реализуется:

— через философское понимание человека и окружающих, развитие представлений о формах человеческого познания мира и его восприятия (раздел «Общество и человек»);

— через развитие представлений об устройстве хозяйственной жизни человечества, истории развития экономических отношений, развитии банковской системы, форм существования наличных и безналичных денег, о предпринимательской деятельности, формах торговли (раздел «Экономическая сфера»);

— через подробное рассмотрение проблем межличностного общения, способов разрешения конфликтов (раздел «Социальная сфера»);

— через рассмотрение вопросов основ политологии и правоведения (раздел «Политическая сфера» и «Человек и право»).

Помимо этого в 8-9 классах предусмотрена проектная деятельность в течение всего учебного года после изучения каждой темы, что позволяет более эффективно осуществлять практико-ориентированных подход при организации образовательного процесса.

УМК, обеспечивающий рабочую программу по предмету «Обществознание»

в 8-9 классах на базовом уровне:

— Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). М., 2006.

— Обществознание. Программа курсов для 8-9. А.И.Кравченко М.: Русское слово, 2008г.

— Обществознание. Учебник для 8-9 класса. А.И. Кравченко. М.: Русское слово, 2002г.

— Обществознание. Книга для учителя, 8-9 класс. Певцова Е.А. М.: Русское слово, 2000г.

УМК, обеспечивающий рабочую программу по предмету «Обществознание»

в 8-9 классах на углубленном уровне:

— Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). М., 2006.

— Обществознание. Программа курсов для 8-9. А.И.Кравченко М.: Русское слово, 2008г.

— Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. М.: Вита - Пресс, 2006

— Введение в современные социальные проблемы. Методическое пособие для учителя. 8-9 класс. Е.Г.Пригодич, Т.А. Иовщик. Красноярск: Издательский центр КрасГУ, 2007.

— Обществознание. Учебник для 8-9 класса. А.И. Кравченко. М.: Русское слово, 2002г.

- Обществознание. Книга для учителя, 8-9 класс. Певцова Е.А. М.: Русское слово, 2000г.

С 2004 система профильного образования на третьей ступени обучения в гимназии предусматривает комплекс обществоведческих предметов: обществознание, экономика, право, а также систему курсов по выбору (социология, экономика, право). С 2010 года в 10-11-х классах организация образовательного процесса осуществляется по индивидуальным учебным планам. В соответствии с выбором учащихся преподавание курса «Обществознание» осуществляется на базовом и профильном уровнях. 10 -11 класс (профильный уровень) - 3 часа в неделю, 210 часов, разделы «Экономика», «Право» изучаются отдельными курсами, исключены из рабочей программы; 10 - 11 класс (базовый уровень) - 2 часа в неделю, 140 часов (включая право и экономику);

Вместе с тем, в требованиях к уровню подготовки выпускников включены все разделы. Это связано с интегративным характером предмета и естественным сочетанием всех сфер жизни общества при их изучении.

В 11 классах рабочая программа является модифицированной. На основании письма Департамента образования Новосибирской области «Методические рекомендации по курсу «Пенсионное страхование в Российской Федерации» в курс «Обществознания» 11 классов включен раздел «Пенсионное страхование в Российской Федерации» в количестве 6 часов. Данный раздел основан на Программе учебного курса «Пенсионное

страхование в Российской Федерации» для учащихся выпускных классов

12

образовательных учреждений среднего (полного) общего образования . Цель программы: освоение учащимися основ обязательного пенсионного страхования; ознакомление с правами и обязанностями застрахованного лица и страхователя; формирование у учащихся активной социальной позиции, ответственности за свое будущее.

УМК, обеспечивающий рабочую программу по предмету «Обществознание»

в 10-11 классах на базовом уровне:

- Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право). М., 2006.

- Программа «Обществознание. 10-11 класс». Базовый уровень. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. М.: Просвещение, 2010 г.

- Программа учебного курса «Пенсионное страхование в Российской Федерации» для учащихся выпускных классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. «Методические рекомендации по курсу «Пенсионное страхование в Российской

Программа учебного курса «Пенсионное страхование в Российской Федерации» для учащихся выпускных классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. «Методические рекомендации по курсу «Пенсионное страхование в Российской Федерации». Департамент образования Новосибирской области. 27.09.2007 г., № 4092/03-05

Федерации». Департамент образования Новосибирской области. 27.09.2007 г., № 4092/03-05

— Обществознание. Под ред. Л.Н. Боголюбова. В 2 ч. Ч.1. - 10 кл.; Ч.2. -11 кл. - М.: Просвещение, 2006.

— Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч.1. - 10 кл.; Ч.2. - 11кл. - М.: Просвещение, 2007.

— Обществоведение. Методические рекомендации. 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007.

УМК, обеспечивающий рабочую программу по предмету «Обществознание»

в 10-11 классах на профильном уровне:

— Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень). М., 2006.

— Программа «Обществознание. 10-11 класс». Профильный уровень. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова. М.: Просвещение, 2010 г.

— Программа учебного курса «Пенсионное страхование в Российской Федерации» для учащихся выпускных классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. «Методические рекомендации по курсу «Пенсионное страхование в Российской Федерации». Департамент образования Новосибирской области. 27.09.2007 г., № 4092/03-05.

— Обществознание. 2 ч. Ч.1. - 10 кл.; Ч.2. - 11кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. М.: Просвещение, 2010.

— Обществознание. Практикум. 10-11 класс. Профильный уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008.

Учебно-методические комплексы по обществознанию для 6-11 классов выбраны в связи с полным методическим оснащением учебного процесса; авторы УМК являются участниками разработки Федеральных образовательных стандартов по обществознанию; содержание УМК позволяет организовать изучение предмета на разных уровнях сложности практико-ориентированной направленности.

Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке. Важным условием реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование учителем созданных в последние годы комплексов познавательных и практических заданий. Этот комплекс учитывает содержательную и организационно - деятельностную специфику нового обществоведческого курса; опирается на учет интересов я жизненного

33

опыта учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении обществознанию. Пособия, включающие отобранные на основе научно-педагогических принципов фрагменты разнообразных документов, сборники задач и другие дидактические материалы, ориентированные на те единицы знаний, которые включены в стандарт, создают реальные возможности для полноценной организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения обществознанию. 2. Требования к уровню общеучебных умений, навыков и способов деятельности

В результате изучения курса «Обществознание» в 6 - 9 классах ученики должны Знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер общественной жизни;

• содержание основных сфер общественной жизни;

• многообразие форм человеческого знания;

• формы и разновидности культуры;

• разнообразие видов и сущность экономических систем;

• виды политических систем, политические формы взаимодействия;

• основное содержание и значение социальных и правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

• владеть ключевыми компетенциями ученика гимназии (см. пояснительную записку);

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

• приводить примеры социальных отношений, ситуаций, деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных и правовых норм;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных ситуациях;

• осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей;

• различать в информации факты и мнения.

В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен

знать

• основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

уметь

— характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХ1 века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;

объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития

35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;

- сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;

- вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

36

— для реализации и защиты прав человека и гражданина;

— для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;

— в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.

Требования к уровню подготовки выпускников 10-11 классов

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать

— социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

— закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

— основные социальные институты и процессы;

— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

— особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

— Уметь

—характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и

интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

—анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

— объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и

функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

-раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных

знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по

социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе

решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

- В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

- Знать/понимать

— биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

— тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

— особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

— характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

— объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

— раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

— осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

— оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

— формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

— подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

— применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Список литературы

1. Конституция РФ. Новосибирск: Сибирское Университетское издательство, 2009.

2. Гречко П.К. Введение в обществознание. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2004.

3. Гуревич П.С. Методическое пособие по философии. 10-11 класс. М.: Олимп, 1997.

4. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. Между западом и востоком. Учебное пособие для учащихся и учителей. М.: Аркти, 2002.

5. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

6. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

7. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь. Обществознание. Экономика. Право. М.: АСТ-Пресс Школа, 2006.

8. Никитин А.Ф. Граждановедение. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.

9. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г., Тюляева Т.И. Право и политика. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2000.

10. Никитин А.Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену. М.: АСТ-Астрель, 2004.

11. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2000.

12. Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. История цивилизаций мира. Учебное пособие. М.: АСТ-Астрель, 2003.

13. Программно-методические материалы. Обществознание. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2001.

14. Романовская В.К. Символы Российской государственности. М.: «Русское слово», 2002.

15. Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа, 2004.

40

16. Филиппов А.В. Новейшая история России 1945-2006 гг. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2007.

17. Черных Р.М., Кутырова О.В. Тематическое планирование курса «Обществознание. 5-9 классы». М.: «Русское слово», 2003.

18. Шилобод М.И., Петрухин А.С. Политика и право. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.