ЮБИЛЕЙ ИНСТИТУТА
УДК 372.83
КАК СОЗДАВАЛОСЬ СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
В статье характеризуется вклад коллектива сотрудников лаборатории дидактики обще-ствознания ИСМО РАО в становление современного школьного обществоведческого образования. Показаны основные этапы разработки и практического внедрения учебно-методического комплекса под редакцией Л. Н. Боголюбова, который и сегодня остается наиболее востребованным в школе. Особое внимание уделено начальному периоду работы по созданию курса, отмеченному напряженными поисками новых принципов построения предмета, показаны трудности и достижения на этом пути. Одним из предметов рассмотрения является также роль сотрудников лаборатории в выявлении подходов к проведению стандартизированной проверки уровня подготовки учащихся по предмету, а также в разработке и дальнейшем совершенствовании самих контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.
Ключевые слова: школьное обществознание, учебно-методический комплекс, история учебного предмета, методология обществознания, учебное содержание, методы преподавания, учебник обще-ствознания, итоговая аттестация.
Во второй половине 1980-х гг. стало очевидно, что курс обществоведения, существовавший в школе более 20 лет, изжил себя. Стали высказываться предложения вообще ликвидировать этот предмет.
Как цитировать статью: Лазебникова А. Ю., Иванова Л. Ф. Как создавалось современное школьное обществознание // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.2, № 1(47). С. 79-90.
А. Ю. Лазебникова
Д-р пед. н., член-корр. РАО, заведующая Центром социально-гуманитарного образования, Институт стратегии развития образования РАО E-mail: alazebnikova@mail. ru Anna Yu. Lazebnikova Dr.Sc. (Education), Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Centre of Social and Humanitarian Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Л. Ф. Иванова
Канд. пед. наук, Заслуженный учитель школы РФ, г.Москва E-mail: [email protected]. ru
L.F. Ivanova
PhD (Education), Honoured Teacher of the School of the Russian Federation, Moscow, Russia
Однако тогдашние руководители Государственного комитета по образованию приняли другое решение — создать новый обществоведческий курс, отражающий изменившуюся социальную реальность.
Для чего изучать предмет о современном обществе в школе? На каком теоретическом фундаменте его строить, каким учебным содержанием наполнять, как следует усовершенствовать методику его изучения? Ответы на эти вопросы не лежали на поверхности, не были очевидны и бесспорны. Они были получены в ходе интенсивной творческой работы, в которую включился ряд коллективов. Одним из них стала лаборатория изучения обществознания (дидактики обществознания) ИСМО РАО, которой руководил Л. Н. Боголюбов.
Начало пути
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. лаборатория изучения обществоведения была достаточно многочисленна и хорошо сбалансирована по составу сотрудников. Наряду с признанными крупными специалистами в области социально-гуманитарного образования (А. Т. Кинкулькин, Л. Н. Боголюбов) большинство составляли представители поколения 40-летних (Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, Е. И. Жильцова, Э. Н. Егорова и др.), уже имевшие определенный педагогический и методический багаж, но готовые к творческому переосмыслению прошлого. Пришли в лабораторию и молодые специалисты, увлеченные новой серьезной задачей (И. Н. Сухолет, Ю. Е. Соколов и др.). В ходе острых дискуссий, обмена идеями, обсуждения новинок философской, экономической, социально-политической литературы складывалось общее понимание того, каким должен стать курс, формировался творческий научный коллектив.
За довольно короткий срок был подготовлен вариант программы курса для старшей школы [1], а в начале 90-х годов на базе этого документа было создано первое учебное пособие «Основы современной цивилизации» под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой (авторы — Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Иванова Л. Ф, Жильцова Е. И., Сухолет И. Н., Матвеев А. И. и др.) [2], напечатанное небольшим тиражом в частном издательстве, которых в то время появилось немало.
Это пособие ни по содержанию, ни по структуре не имело ничего общего с известным учебником под редакцией Г. Шахназарова, продержавшимся в школе четверть века. Методический аппарат новой учебной книги был минимальным — лишь вопросы и задания в кон-
це параграфа. Все внимание разработчиков было сконцентрировано на предъявлении принципиально нового учебного содержания. Оно отражало как изменившиеся реалии общественной жизни (переход к рынку, создание конкурентной политической среды и т.п.), так и обновившиеся методологические подходы к отбору материала и к его интерпретации: рассмотрение наряду с социальными институтами человека как основного актора социальной действительности (отсюда вырастала проблематика человека-личности, реализующего себя в различных видах деятельности); интеграция обществоведческого знания на основе комплексного раскрытия основных сторон жизни общества в их взаимосвязи и взаимодействии (это стало основой реализованного в дальнейшем сферного подхода); выдвижение на первый план культурно-ценностной проблематики (с этих позиций был представлен блок историко-обществоведческих знаний).
В те же годы коллектив лаборатории приступил к разработке курса для основной школы. Место существовавших в советской школе в 8-9 классах школы коротких и разрозненных курсов «Основы советского государства и права» и «Этика и психология семейной жизни», по мнению авторов, должен был занять новый интегрированный курс. В его разработке принимали участие Л. Н. Боголюбов (руководитель), Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, Э. Н. Егорова, Е. И. Жильцова, А. И. Матвеев.
Новый курс должен был содействовать социализации взрослеющего человека, усвоению им духовных ценностей, развитию у него способности самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, свободно выбирать формы жизнедеятельности. Курс призван был не только обобщать полученные ранее знания, укреплять гражданскую позицию учащихся, но и оказывать непосредственное воздействие на формирование этой позиции, начиная со старшего подросткового возраста.
Разработка курсов оказалась весьма сложной задачей, поскольку научное обществознание в это время еще только поворачивалось к новой проблематике. Современные подходы и идеи освещались преимущественно в журнальных публикациях и часто становились предметом острых дискуссий (особенно интересные обсуждения этих проблем велись в те годы на страницах журнала «Вопросы философии»). Нельзя не отметить и еще одного момента: сами авторы пособия все-таки вышли из «марксистско-ленинской шинели», и им приходилось пересматривать многие собственные представления и оценки, преодолевать сложившиеся подходы и установки.
Не меньшие сложности были связаны с тем, чтобы побудить учительство принять новый курс, убедить в его полезности и практической реализуемости. Никаких преференций со стороны Министерства или иных руководящих структур разработчики не имели. В помощь здесь был только большой запрос на новое, который отчетливо выражали педагоги. Авторы проводили многочисленные семинары, конференции, проехали для встреч с учителями всю страну от Калининграда до Сахалина. И, похоже, со всей задачей в целом справились.
Разработка нового содержания обществоведческого образования сопровождалась поиском новой методической модели его воплощения. Коллектив авторов нового курса параллельно создавал учебные материалы для учащихся 8-х и 9-х классов, задания для самостоятельной работы по всем темам курса, методические рекомендации для учителей по организации образовательного процесса. Разработанные материалы печатались малыми тиражами в брошюрах, затем в журнале «Социально-политические науки». В 1992 году пособие для учащихся 8-х классов «Человек и общество» было издано в Минске на русском и белорусском языках. В том же году пособие вышло в Алма-Ате на русском и казахском языках.
В начале 1990-х годов на новые книги обратило внимание издательство «Просвещение» и выпустило учебное пособие для старшей школы тремя брошюрами. В этом же издательстве в середине 90-х годов появились и первые полноценные учебники: «Введение в обществознание» для основной школы, «Человек и общество» — для старшей [13; 5].
Учебные материалы для будущих учебников проходили экспериментальную проверку в базовых школах РАО (АПН) и ряде общеобразовательных школ Москвы и Московской области. Итоги экспериментальной работы обсуждались с учителями и в дальнейшем легли в основу обновленных подходов к методическому аппарату учебников. Он уже включал не только традиционные вопросы и задания воспроизводящего характера, но и познавательные задания и задачи, предполагающие активную самостоятельную деятельность учащихся и опирающиеся на их социальный опыт, осмысление актуальных проблем окружающей действительности. С точки зрения полиграфии учебники были весьма скромными, в них практически отсутствовали иллюстрации и шрифтовое разнообразие.
Продолжалась работа по отбору и выстраиванию содержания кур-
са. В основу предмета были положены несколько тематических линий: «Человек», «Природа», «Общество», «Экономическая сфера», «Социальная сфера», «Политико-правовая сфера», «Духовно-нравственная сфера». Концентрическое построение школьного курса давало возможность обеспечивать внутрикурсовые связи, опору на знания, полученные на предыдущем этапе обучения, и межпредметные связи с курсами истории, литературы, географии и др.
Важным достижением авторского коллектива явилось обоснование и реализация на практике нового подхода к планированию содержания в учебнике. Впервые удалось отойти от господствующей практики: «Одна тема (урок) — один параграф». На курс в основной школе, располагающий в базисном учебном плане одним часом в неделю (34 урока в год), в учебнике предлагалось 15-16 параграфов. Таким образом закладывались возможности для развития умений, организации самостоятельной работы, вариативного построения уроков.
Была предпринята попытка, правда не получившая дальнейшего развития, создания двухуровнего учебного пособия для 8 класса. Базовый материал сочетался в нем с более сложными по содержанию фрагментами из различных источников и заданиями повышенного уровня.
Коллектив авторов отстаивал интегративный подход к отбору и структурированию содержания курса. В 1990-х — начале 2000-х гг. это было непростой задачей, поскольку все большее распространение получали так называемые модульные (монодисциплинарные) курсы, нацеленные на изучение основ какой-либо общественной науки. В этом случае комплекс необходимых обществоведческих знаний мог стать результатом изучения нескольких новых учебных предметов, что было практически нереализуемо в рамках базисного учебного плана школы. Кроме того, это вело к разрушению такого важного компонента содержания обществоведческого образования, как раскрытие взаимосвязей и взаимовлияния различных сторон жизни общества [10].
Параллельно с созданием новых учебников авторский коллектив разрабатывал методические пособия для учителей, помогающие им осваивать новый курс. Многие сотрудники лаборатории и авторы сами непосредственно осуществляли практическую проверку эффективности и доступности курса в процессе личного преподавания (Л. Ф. Иванова, Т. Е. Ли скова, Н. Ю. Басик).
Требования ГОС и создание полноценного учебно-методического комплекса по предмету
Новый этап совершенствования предмета был связан с разработкой и принятием в 2004 г. Государственного образовательного стандарта основного и среднего образования. В группу разработчиков по разделам ГОС, относящимся к обществознанию, наряду с педагогами вошли экономисты, социологи, правоведы. Возглавил ее Л. Н. Боголюбов. Согласно новому базисному учебному плану изучение обществознания теперь начиналось не с 8-го класса, как ранее, а с 5-го. Это, с учетом обращения к социальной проблематике в курсе «Окружающий мир» в начальной школе, обеспечивало непрерывность обществоведческой подготовки.
Расширение предмета потребовало привлечения в лабораторию новых сотрудников. Коллектив пополнился специалистами из других институтов РАО, а также молодыми преподавателями (Е. Л. Рутковская, Н. И. Городецкая, Ю. И. Аверьянов, Е. С. Королькова, Т. Е. Лискова, О. А. Котова, Н. Ю. Басик, Т. В. Коваль), которые внесли существенный вклад в модернизацию учебников и создание УМК.
Новая линейка учебников, подготовленная коллективом сотрудников лаборатории, теперь получала для всех классов общее название — «Обществознание». Во всех учебных книгах был расширен методический аппарат, учебники для 5-7 классов получили яркий и педагогически продуманный иллюстративный ряд.
Параллельно с совершенствованием структуры и содержания курса в лаборатории велась работа по выявлению наиболее эффективных методических приемов и способов обучения предмету. В помощь учителю были разработаны методические пособия ко всем учебникам данной линии. Создавались новые типы пособий для учащихся — рабочие тетради, практикум, учебный словарь. В середине 2000-х годов школа получила полный учебно-методический комплект по предмету.
Еще одно обновление линейки учебников, созданных под руководством Л. Н. Боголюбова, относится к 2011 г. Именно выпущенными тогда книгами и пользуются сегодня большинство учеников основной и старшей школы.
В основе нынешнего УМК лежат учебники. В них не только усовершенствованы приемы изложения отобранного содержания, но и значительно шире использованы компоненты, лежащие за пределами основного учебного текста. Ряд новых рубрик («Вспомни», «Обсудим
вместе», «Уроки прошлого») и внетекстовых компонентов ориентированы на повышение мотивации изучения курса, расширение диалога, выработку личностной позиции учеников. В учебниках для основной школы появился словарь, призванный не только расширять понятийный аппарат, но и позволявший формировать грамотного пользователя справочной литературы.
Особое место в учебниках основной школы занимает рубрика «Учимся», обычно завершающая основной текст параграфа. Ее содержание воплощает практическую направленность курса обществозна-ния. В рубрике «Практикум» ученик и учитель находят задания для организации специальных уроков, на которых отрабатываются умения, реализуется творческий потенциал учащихся. Расширился аппарат учебников, ориентированный на выявление образовательных результатов.
Обогатился методический аппарат и внетекстовые компоненты учебников старшей школы. Каждый из параграфов предваряется вопросами и заданиями на установление внутрикурсовых связей, а также на формирование познавательного интереса к содержанию параграфа. Все параграфы завершаются практическими выводами, ориентирующими школьников на применение полученных знаний. Важное место в учебниках старшей школы отводится фрагментам различных источников знаний (официальных документов, фрагментов работ ученых прошлого и современности, публикаций в СМИ и др.)
В 2007 г. были впервые изданы разработанные сотрудниками лаборатории (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова, Е. И. Жильцова, Е. Л. Рутковская, Е. С. Королькова, Т. Е. Лискова, Ю. И. Аверьянов, О. А. Котова, Н. И. Городецкая) учебники для старших классов профильного уровня, в содержании которых была усилена научная составляющая обществознания. Особое внимание было уделено методам изучения социальных процессов и явлений, логике научного исследования, системе аргументации выводов. Ученикам предлагались для самостоятельного анализа значительные по объему фрагменты неадаптированных текстов. В отдельный блок были выделены задания, составленные в формате требований единого государственного экзамена [3; 4].
В начале 2000-х годов учебники дополнены СБ. Совместно с фирмой «Новый диск» впервые в практике школьного обществознания было создано электронное пособие. Оно включало 38 сюжетов, соответствовавших важнейшим темам курса с 8-го по 11-й класс, а также разделы
«Дополнительные материалы», «Биографии», «Словарь». Справочный материал содержал таблицы, схемы, карты, видеоматериалы, иллюстрации, доступ к которым открывался с помощью гиперссылок и специальных символов. Еще одним разделом дополнительных материалов было «Компетентное мнение», где кратко излагались точки зрения специалистов по спорным вопросам общество- и человековедения. Для выхода в Сеть давались адреса и ссылки на ресурсы Интернета. Кроме того, в структуру электронного пособия были включены игры, представляющие собой интерактивную форму освоения материала. В условной игровой ситуации они позволяли ученику самому выбрать один из предлагаемых путей развития событий. Важным перспективным элементом электронного пособия были тесты и задания, ориентированные на подготовку к ЕГЭ, который еще находился в стадии эксперимента и не являлся обязательной формой итоговой аттестации. В дальнейшем был разработан обществоведческий блок единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Разработка научно-педагогического фундамента нового предмета
Можно утверждать, что учебники, созданные авторским коллективом лаборатории под руководством Л. Н. Боголюбова, на практике воплотили новую методическую модель учебного процесса. Ее удалось разработать, обеспечив синтез непрерывного мониторинга результатов апробаций и массового опыта преподавания курса с глубокой педагогической и научно-методической проработкой ключевых вопросов изучения курса. Этим вопросам были посвящены диссертации Е. И. Жильцовой, Т. Е. Лисковой, Н. Ю. Басик. В 2001 г. состоялась защита первой (и на сегодняшний день единственной) подготовленной А. Ю. Лазебниковой докторской диссертации, посвященной методологическим и методическим проблемам изучения школьного обществознания [6].
В многочисленных статьях сотрудников лаборатории анализировались и раскрывались различные аспекты изучения предмета, в частности исходные принципы построения курса и цели обществоведческой подготовки; основные компоненты обществоведческого знания; соотношение теоретических обобщений и фактов в составе учебного содержания.
Большое значение в осмыслении теоретико-педагогических основ предмета имела разработка концепции изучения обществознания в шко-
ле, которая в 2008 г. была утверждена Президиумом РАО [6]. Нельзя не отметить, что выдвинутая сегодня новая концепция преподавания курса включает ряд идей и положений, обоснованных в предыдущем документе. Это, к примеру, относится к принципам интегральности, концентризма, преемственности по уровням образования, на которых основывалось изучение предмета с момента его создания. Практически сохранен и корпус дидактических единиц предмета. Это говорит о том, что первый стратегический выбор педагогических, теоретических, методических предпосылок и оснований оказался стратегически верным.
Теоретические основы школьного обществознания также нашли отражение в ряде монографий, в подготовке которых приняли участие сотрудники лаборатории [7; 8; 11].
Наряду с разработкой содержания и методики обществоведческого образования в лаборатории велась работа по созданию современного курса права для учащихся старшей школы. Совместно с учеными Института государства и права был подготовлен учебник по этому предмету, а также методические пособия к нему.
Немало было сделано коллективом лаборатории и для обеспечения подготовки будущих учителей. Была разработана серия пособий для студентов педагогических вузов. В 2008 г. под руководством Л. Н. Боголюбова была подготовлена и издана общая методика преподавания обществознания в школе, предназначенная в первую очередь преподавателям и студентам педвузов [9]. Ряд сотрудников лаборатории (А. Ю. Лазебникова, Т. Е. Лискова, Н. Ю. Басик) непосредственно вели занятия со студентами по этому предмету.
Участие в разработке новой модели итоговой аттестации
Исключительная по своей сложности и значимости работа была проделана лабораторией для реализации идеи независимой государственной аттестации выпускников. Федеральная комиссия разработчиков (ФКР) контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию включала немалое число сотрудников лаборатории. Руководителями ФКР по обществознанию в разные годы были Л. Н. Боголюбов, Е. Л. Рутковская, А. Ю. Лазебникова. Сейчас этой комиссией руководит Т. Е. Лискова. Создатели новых средств выявления уровня подготовки учащихся в условиях стандартизации проверочных процедур старались наиболее полно учесть специфику предмета. Разрабатываемые ими типы заданий
были нацелены не только на выявление определенного круга знаний по курсу, но и на проверку уровня понимания важнейших социальных процессов и явлений, а также степени сформированности широкого круга умений и способов деятельности. Практически все созданные за эти годы типы заданий используются и сегодня. В ходе подготовки к проведению государственной аттестации по итогам основной школы были разработаны не только типы отдельных заданий, но и представлена модель второй части структуры проверочной работы в рамках основного государственного экзамена. Эта модель и сегодня определяет состав и структуру проверочного варианта ОГЭ по обществознанию. Экзамен по обществознанию за курсы основной и старшей школы остаются наиболее востребованными учащимися среди всех предметов по выбору. ЕГЭ по обществознанию традиционно выбирают более половины выпускников. Еще больше тех, кто выбирает ОГЭ по этому предмету.
Сегодня ряд сотрудников лаборатории обществознания ИСМО РАО трудится в новом объединенном институте, в одном из его самых больших подразделений — Центре социально-гуманитарного образования. Они ведут большую работу по модернизации предмета. Е. Л. Рутковская, О. А. Французова, И. А. Лобанов внесли заметный вклад в создание новый концепции преподавания обществознания. А. Ю. Лазебникова, Т. Е. Лискова приняли участие в конкретизации требований к предметным результатам ФГОС. Решая новые задачи, исследователи опираются на достижения прежних лет.
Литература
1. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Лазебникова и др. Программа курса «Человек и общество» для общеобразовательных школ, средних специальных и средних профессионально-технических учебных заведений // Преподавание истории в школе. 1990. № 6. С. 28-35. 1991. № 1. С 32.-40.
2. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Жильцова Е. И. и др. Основы современной цивилизации: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.. М.: Бюро Денди, 1992. 256 с.
3. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Аверьянов Ю. И. и др. Обществознание. Учебник для учащихся 10 классов. Профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Смирновой. М.: Просвещение, 2007. 415 с.
4. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Кинкулькин А. Т. и др. Обществознание. Учебник для учащихся 11 классов. Профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, К. Г. Холодковского М.: Просвещение, 2007. 412 с.
5. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Лазебникова А. Ю. Человек и общество: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 1996. 400с.
6. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Лазебникова А. Ю. Концепция обществоведческого
образования в современной школе / Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 6. С. 28-41.
7. Боголюбов Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. М.; СПб.: Нестор-история, 2013. 253 с.
8. Боголюбов Л. Н., ГородецкаяН. И., Котова О. А. и др. Содержание социально-гуманитарного образования в современном обществе и закономерности его становления: монография / науч. ред. Л. Н. Боголюбов. ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО. М.; СПб.: Нестор-история, 2014. 320 с.
9. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Лазебникова А. Ю. и др. Общая методика преподавания обществознания в школе / под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2008. 607 с.
10. Лазебникова А. Ю. Становление обществоведческого образования в современной школе // Программно-методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т. И. Тюляева. М: Дрофа, 2000. С. 101-112.
11. Лазебникова А. Ю. Методологические и методические основы формирования философских знаний учащихся при изучении обществоведения: дис. докт. пед. наук. М., 2001. 300 с.
12. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. М.: Школа-пресс, 2001. 156 с.
13. Матвеев А. И., Иванова Л. Ф., Боголюбов Л. Н., и др. Введение в обществознание: учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 1996. 270 с
HOW THE MODERN SCHOOL DISCIPLINE "SOCIAL STUDIES" WAS CREATED
The authors of the article characterize the contribution of the staff of the Laboratory of Didactics of the Social Studies of the Institute of the Content and Methods of Training of the Russian Academy of Education to the formation of a modern school social science education. The authors show the main stages of the development and practical implementation of the educational and methodological complex (edited by LN Bogolyubov), which remains the most in demand in the school today. The authors pay special attention to the initial period of work on the creation of this course. In the process of creating the course, intensive searches for new principles of constructing discipline were conducted, and the authors of the article show the difficulties and achievements along this path. The article examines the role of Laboratory staff in the identification of approaches to the standardized verification of the level of preparation of students in the "Social Studies" discipline, as well as in the development and further improvement of the control and measuring materials of the Basic State Exam and the Unified State Exam in Social Studies.
Keywords: school social science, educational-methodical complex, history of the academic subject, methodology of social studies, teaching content, teaching methods, social studies textbook, final certification.
References
• Bogoljubov L. N. Obshhestvoznanie v sovremennoj shkole: aktual'nye voprosy teorii i metodiki. M.; SPb.: Nestor-istorija, 2013. 253 s.
• Bogoljubov L. N., Ivanova L. F., Lazebnikova A. Ju. Chelovek i obshhestvo: uchebnoe posobie dlja uchashhihsja 10-11 klassov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / pod red. L. N. Bogoljubova i A. Ju. Lazebnikovoj. M.: Prosveshhenie, 1996. 400s.
• Bogoljubov L. N., Ivanova L. F., Lazebnikova A. Ju. i dr. Obshhaja metodika prepodavanija obshhestvoz-nanija v shkole / pod red. L. N. Bogoljubova. M.: Drofa, 2008. 607 s.
• Bogoljubov L. N., Ivanova L. F., Lazebnikova i dr. Programma kursa «Chelovek i obshhestvo» dlja obshheobrazovatel'nyh shkol, srednih special'nyh i srednih professional'no-tehnicheskih uchebnyh zave-denij // Prepodavanie istorii v shkole. 1990. № 6. S.28-35.Ukazat' stranicy. 1991. № 1. S32.-40.
• BogoljubovL. N., Lazebnikova A. Ju., Zhil'cova E. I. i dr. Osnovy sovremennoj civilizacii: uchebnoe po-sobie dlja obshheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedenij / pod red. L. N. Bogoljubova i A. Ju. Lazebnikovoj.. M.: Bjuro Dendi, 1992. 256 s.
• Bogoljubov L. N., Vinogradova N. F., Lazebnikova A. Ju. Koncepcija obshhestvovedcheskogo obra-zovanija v sovremennoj shkole / Prepodavanie istorii i obshhestvoznanija v shkole. 2008. № 6. S. 28-41.
• Bogoljubov L. N., Gorodeckaja N. I., Kotova O. A. i dr. Soderzhanie social'no-gumanitarnogo obra-zovanija v sovremennom obshhestve i zakonomernosti ego stanovlenija: monografija / nauch. red. L. N. Bogoljubov. FGNU Institut soderzhanija i metodov obuchenija RAO. M.; SPb.: Nestor-istorija, 2014. 320 s.
• Bogoljubov L. N., Lazebnikova A. Ju., Aver'janov Ju.I. i dr. Obshhestvoznanie. Uchebnik dlja uchash-hihsja 10 klassov. Profil'nyj uroven' / pod red. L. N. Bogoljubova, A. Ju. Lazebnikovoj, N. I. Smirnovoj. M.: Prosveshhenie, 2007. 415 s.
• Bogoljubov L. N., Lazebnikova A. Ju., Kinkul'kin A.T. i dr. Obshhestvoznanie. Uchebnik dlja uchashhi-hsja 11 klassov. Profil'nyj uroven' / pod red. L. N. Bogoljubova, A. Ju. Lazebnikovoj, K. G. Holodkovskogo M.: Prosveshhenie, 2007. 412 s.
• Lazebnikova A. Ju. Metodologicheskie i metodicheskie osnovy formirovanija filosofskih znanij uchash-hihsja pri izuchenii obshhestvovedenija: dis. dokt. ped. nauk. M., 2001. 300 s.
• Lazebnikova A. Ju. Sovremennoe shkol'noe obshhestvoznanie. M.: Shkola-press, 2001. 156 s.
• Lazebnikova A. Ju. Stanovlenie obshhestvovedcheskogo obrazovanija v sovremennoj shkole // Programmno-metodicheskie materialy: Obshhestvoznanie. 10-11 kl. / cost. T. I. Tjuljaeva. M: Drofa, 2000. S.101-112.
• Matveev A. I., Ivanova L. F., Bogoljubov L. N., i dr. Vvedenie v obshhestvoznanie: uchebnoe posobie dlja 8-9 klassov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / pod red. L. N. Bogoljubova. M.: Prosveshhenie, 1996. 270 s