Научная статья на тему 'Учебник обществознания: этапы, факторы и направления обновления'

Учебник обществознания: этапы, факторы и направления обновления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8796
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / УЧЕБНИК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ / ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК / TEXTBOOK / SOCIAL STUDIES TEXTBOOK / EDUCATION UPDATE / INFORMATION ENVIRONMENT / MODERN TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазебникова А. Ю., Французова О. А.

Предмет «обществознание» с момента своего появления представлял собой один из существенных ресурсов социализации учащихся в рамках образовательного процесса. Содействуя решению задач, поставленных государством перед школьным образованием, обществознание доказывало свою жизнеспособность и эффективность в процессе перехода от одних общественно-политических парадигм к другим. На протяжении десятилетий менялся сам предмет, менялся и учебник обществознания. Современные требования к учебной литературе, с одной стороны, определяются трансформацией общества, изменениями государственной политики в области образования и нормативными документами, определяющими цели и задачи обучения, требования к образовательным результатам. С другой стороны, учитывают новые подходы к пониманию функций и роли учебников в обучении, достижения в области социально-гуманитарных наук и предметной методики. Данная статья посвящена проблемам модернизации учебника обществознания, исследованию основных этапов изменений, выявлению тенденций и процессов обновления содержания и методики в условиях информационного общества, На основе системно-деятельностного, практико ориентированного и культуросообразного подходов показаны направления и механизмы обновления содержания обществоведческого образования и методов обучения. На примере анализа учебников обществознания, созданных авторским коллективом под общей редакцией Л. Н. Боголюбова, выявлены образовательные возможности учебников по предмету, определены методические пути использования этих возможностей в интегрированном курсе. Результаты исследования показывают возможности для дальнейшего совершенствования учебной литературы, в том числе учебников по обществознанию, а именно обновление содержания, расширение методического сопровождения и усиление практико-ориентированного характера курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL STUDIES TEXTBOOK: STAGES, FACTORS AND DIRECTIONS OF UPDATINGS

Since its inception, the subject of Social Studies has been one of the most significant resources of socialization of students in the educational process. In order to address its concerns, set by the state to the school education, the subject of social studies has proved its viability and effectiveness during the transition from one socio-political paradigm to another. Over the decades, the subject itself has been changing, so the textbook of social studies has been changing too. On the one hand, the modern requirements for educational materials are set by the transformation of society, changes in the state educational policy and normative documents that determine the goals and objectives of education, and by the requirements for learning outcomes. On the other hand, new approaches to understanding the functions and role of the textbooks in teaching, in the field of social and humanitarian sciences and the methodology of the subject are also taken into account. The article is devoted to the problems of modernization of the social studies textbook, the study of the main stages of alterations, identification of trends and processes of the content and methodology updating in the scope of information society, the establishment of the modern textbook of a new generation. The directions and mechanisms for updating the content of the Social Studies education and teaching methods are shown on the basis of the system-activity, practically oriented and culturally appropriate approaches. Through the example of the analysis of Social Studies textbooks created by the team of the authors under the general editorship of L. N. Bogolyubov, the educational possibilities of textbooks on the subject were revealed, the methodical ways of using these possibilities in the integrated course were determined. The results of the research show the possibilities for the further improvement of the educational materials, including social studies textbooks, specifically updating the content, expanding the methodological support and strengthening the practically oriented nature of the course.

Текст научной работы на тему «Учебник обществознания: этапы, факторы и направления обновления»

ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК

УДК 373.167.1:30 DOI: 10.24411/2071-6427-2018-10026

Учебник обществознания: этапы, факторы и направления обновления*

Предмет «<обществознание» с момента своего появления представлял собой один из существенных ресурсов социализации учащихся в рамках образовательного процесса. Содействуя решению задач, поставленных государством перед школьным образованием, обществознание доказывало свою жизнеспособность и эффективность в процессе перехода от одних общественно-политических парадигм к другим. На протяжении десятилетий менялся сам предмет, менялся и учебник обществознания.

Современные требования к учебной литературе, с одной стороны, определяются трансформацией общества, изменениями государственной политики в области образования и нормативными документами, определяющими цели и задачи обучения, требования к образовательным результатам. С другой стороны, учитывают новые подходы к пониманию функций и роли учебников в обучении, достижения в области социально-гуманитарных наук и предметной методики.

Данная статья посвящена проблемам модернизации учебника обществознания, исследованию основных этапов изменений, выявлению тенденций и процессов обновления содержания и методики в условиях информационного общества, ста-

А. Ю. Лазебникова

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующая Центром социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: [email protected]

Anna Yu. Lazebnikova

Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Education (Pedagogy), Head of the Center for Social and Humanitarian Education. the Institute for Strategy of Education Development of

the Russian Academy of Education, Moscow

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы («Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды» — проект № 27. 6122.2017/БЧ).

Как цитировать статью: Лазебникова А. Ю., Фран-цузова О. А. Учебник обществознания: этапы, факторы и направления обновления // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 73-85.

О. А. Французова

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования, Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail [email protected]

Olga А. Frantsuzova

PhD (Historical Sciences), Senior Researcher Scientist, the Center for Social and Humanitarian Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

новлению «современного» учебника нового поколения.

На основе системно-деятельностного, практико ориентированного и культуросообразного подходов показаны направления и механизмы обновления содержания обществоведческого образования и методов обучения. На примере анализа учебников обществознания, созданных авторским коллективом под общей редакцией Л. Н. Боголюбова, выявлены образовательные возможности учебников по предмету, определены методические пути использования этих возможностей в интегрированном курсе.

Результаты исследования показывают возможности для дальнейшего совершенствования учебной литературы, в том числе учебников по обществознанию, а именно обновление содержания, расширение методического сопровождения и усиление практико-ориентированного характера курса.

Ключевые слова: обществознание, учебник обществознания, обновление образования, информационная среда, современный учебник.

Введение. Постановка проблемы

Среди действующих учебников по ряду предметов немало таких, которые используются уже на протяжении многих лет. Вместе с тем в общественной жизни, в базовых науках постоянно происходят масштабные изменения с разными последствиями. Отобранный и представленный в учебниках материал в своих отдельных компонентах со временем утрачивает актуальность либо перестает соответствовать новым реалиям или изменившимся представлениям. Особенно значима эта проблема для предметов, обращенных в современность, таких, к примеру, как обществознание, социальная география, новейшая история. Преподаватели средней и высшей школы не раз поднимали проблему «устаревания» учебного материала [18, с. 53-59]. Однако непосредственно связанная с этим вопросом проблема обновления содержания учебников пока не стала предметом специального анализа.

Наше исследование построено на анализе линии учебников обще-ствознания, написанных коллективом авторов под общей редакцией Л. Н. Боголюбова. Первые учебники этой линии появились в середине 1990-х годов, но и сегодня они остаются самыми массовыми учебниками по предмету. За двадцать лет существования они несколько раз подвергались существенным изменениям во всех своих компонентах. Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы обозначить основные

этапы, решающие факторы и ведущие направления процесса обновления как учебных текстов, так и их методического сопровождения.

Этапы обновления

В ходе исследования были выявлены этапы обновления учебников обществознания за весь период их использования.

В 1997 г. издательство «Просвещение» выпустило учебное пособие для учащихся 10-х —11-х классов под названием «Человек и общество», а некоторое время спустя — пособие для основной школы «Введение в обществознание» [9, с. 298; 5, с. 398]. Потребность в новом обществоведческом курсе была обусловлена в первую очередь глубокими изменениями различных сторон жизни общества в 1990-е годы. Содержание обеих книг не имело аналогов в школьном образовании, оно было разработано авторским коллективом с принципиально иных, в сравнении с обществоведением в советской школе, методологических позиций [8, с. 5-11; 7, с. 95].

Содержание книги в основной школе условно можно считать «че-ловекоцентрированным», а пособие для старшей школы — «общество-центрированным». Абсолютно доминирующим компонентом в обоих учебниках были собственно учебные тексты, которые и предъявляли учителю и ученику это новое содержание. Методический аппарат пособий был весьма скромным и включал только рубрику «Вопросы и задания». При этом большинство из них носили проблемный характер, побуждали ученика к размышлениям, определению и обоснованию собственной позиции. Приведем в качестве примера одно из заданий к параграфу «Общество и общественные отношения»: «Взаимосвязь между нравственностью личности и ее социально-классовым положением К. Маркс определял следующим образом: „У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего иная, чем у того, кто не способен мыслить". Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте» [5, с. 10]. Учебники не имели никаких иллюстраций, шрифтовые выделения были минимальными.

Первые изменения в учебных книгах произошли в самом начале 2000-х годов. Они получили статус учебников, допущенных Министерством образования России к использованию в практике преподавания. Главные перемены затронули методический аппарат учебников: перед каждым параграфом появился блок мотивирующих во-

просов; в конце параграфов вводились рубрики «Основные понятия», «Термины», «Вопросы для самопроверки», «Задания», «Об обществе всерьез и не очень», главы завершались краткими выводами и общими вопросами к главе. Появились шрифтовые выделения и второй цвет.

В таком виде учебники просуществовали сравнительно небольшой срок, поскольку в 2004 г. был принят государственный образовательный стандарт. В соответствии с базисным учебным планом изучение обществознания начиналось не с 8 класса, как ранее, а с 5-го. Авторским коллективом были разработаны новые учебники для первых трех лет обучения в основной школе. Таким образом, с учетом обращения к социальной проблематике в курсе «Окружающий мир» обеспечивалась непрерывность обществоведческой подготовки в школе. Новая линейка учебников теперь получала для всех классов единое название — «Обществознание».

Обновление учебников для 8-х — 9-х и 10-х — 11-х классов осуществлялось в соответствии с минимумом содержания образования и требованиями к результатам обучения, содержащимися в нормативном документе. Стандарт в части, относящейся к обществознанию, стал результатом компромисса между сторонниками сохранения интегра-тивного курса и теми, кто настаивал на выделении в самостоятельные предметы вопросов экономики и права. Интегративный курс удалось отстоять, при этом круг экономических и правовых сюжетов был существенно расширен, и в старшей школе они были включены в учебники и для 10-х и 11-х классов. Такая разбивка по ступеням обучения, как в дальнейшем показала практика, себя не оправдала. Среди методических новаций следует отметить появление в конце параграфов рубрик «Документ» и «Практические выводы».

Позднее эти учебные книги, уже выходящие в серии «Академический школьный учебник», обогатились вставками в параграфы «Факты», «Мнения»; появились первые схемы и таблицы.

Последнее обновление было связано с формированием нового перечня рекомендуемых учебников. Новые книги вышли в 2014 г.

Факторы обновления

Изучение процессов трансформации социума за последнее десятилетие; анализ изменений государственной политики в области образования; знакомство с нормативными документами, определяющими

цели и регулирующими требования к образовательным результатам; рассмотрение новых подходов к пониманию функций и роли учебников в обучении; исследование достижений в области научного обще-ствознания, предметной методики позволили выявить основные факторы обновления комплекса учебников по обществознанию.

Условно их можно разделить на несколько групп:

- факторы, определяемые динамикой общественного развития и «большой политикой»;

- факторы, обусловленные решениями директивных органов, продиктованными политикой в сфере образования;

- факторы, вызванные состоянием наук об обществе;

- собственно педагогические факторы: реальная образовательная ситуация; изменения в уровнях подготовки учащихся; достижения психологической науки, новые дидактические и методические подходы; оценки, замечания и предложения педагогов по совершенствованию учебников [21].

Опыт обновления линии учебников по курсу обществознания показал, что на различных этапах этого процесса происходила смена доминирующего фактора. Само появление данной линии явилось следствием глубокой трансформации в общественной жизни и изменении политического курса страны. Было очевидно, что новые реалии должны в той или иной форме найти отражение в содержании социально-гуманитарных дисциплин в школе. Немаловажное значение имели и изменения в базовых для школьного обществознания науках—со-циологии, политологии, экономической науке и др., в которых происходила смена парадигм, вырабатывались новые подходы к изучению социальных явлений.

В дальнейшем решающую роль стали играть важные нормативно-регулирующие документы. Что касается психолого-педагогических и методических наработок, они, не выступая определяющими факторами обновления учебников, учитывались на всех этапах этого процесса, влияя на форму подачи учебного материала, соотношение основного и дополнительного материала, характер и место внетекстовых компонентов, модели и разновидности используемых заданий [22]. Особого внимания требовали замечания и предложения, поступавшие от преподавателей средней и высшей школы. В частности, подчеркивалась необходимость более полного соотнесения курса обществознания

с другими предметами, которые изучают школьники, указывалось на значение интеграции базового содержания, например истории и экономического или философского раздела обществознания [13, с. 134-143].

Направления обновления

Изучение характера вносимых в учебники изменений и их обобщение и систематизация позволили выявить основные направления, по которым осуществлялось обновление учебников.

Основные методологические принципы, заложенные в основу нового обществоведческого курса [6, с. 9-17; 12, с. 335; 4, с. 350] и реализованные в системе учебников, сохранили свое значение. Исключение составляет принцип цивилизационного подхода, который в 1990-е годы во многом определял содержание и логику его раскрытия в учебниках. Он постепенно вытеснялся так называемым сферным подходом. Кроме того, в более поздних изданиях в экономическом, социологическом, политологическом разделах курса стали более полно отражаться российские реалии. Усилилась практическая направленность представленного материала, ориентация на выработку познавательных и практических умений. В учебниках 5-х—7-х классов появились рубрики «Учимся взаимодействовать с окружающими», «Учимся строить отношения с родителями», «Учимся быть финансово грамотными» и т.д. Эти новые разделы были непосредственно связаны с темами параграфов. Так, политологический и правовой разделы в учебнике 9-го класса сопровождались рубриками «Учимся участвовать в жизни гражданского общества», «Учимся устраиваться на работу», «Учимся читать юридический документ и применять его положения». Это фактически своего рода памятки по осуществлению определенных видов действий в рассматриваемой конкретной области. В учебниках для разных классов размещается раздел «Практикум».

Тематически содержание учебников менялось, как уже отмечалось, в направлении расширения правового и экономического блоков содержания в 8-х — 10-х классах [14, с. 1104-1110.]. В то же время сворачивалась проблематика, связанная с историей становления и развития научного обществознания и социальной философии. Данные сюжеты остались только в учебниках профильного уровня, подготовленных в середине 2000-х гг. Такие подвижки нашли отражение в структуре содержания. Разделы, посвященные вопросам познания и другим ви-

дам деятельности и в целом социально-философской проблематике, широко представленные в ранних редакциях учебников, теперь объединялись в одну сравнительно небольшую главу. Все остальные главы были посвящены раскрытию основ различных общественных наук: культурологии, правоведения, экономической науки, социологии, политологии.

Изменения в методическом оснащении учебников шли по трем магистральным направлениям:

- увеличение доли дополнительного материала, конкретизирующего, иллюстрирующего основные теоретические положения и выводы;

- упорядочивание и увеличение разнообразия видов и типов заданий, направляющих учебную деятельность школьников;

- расширение визуального ряда.

Необходимость различения основного, дополнительного и поясняющего текстов в учебнике была обоснована в дидактике еще 1970-е годы, когда под руководством Д. Д. Зуева началось комплексное изучение учебника как важнейшего источника и средства обучения [12, с. 28-40]. В дальнейшем реализация такого подхода была проанализирована на примере учебников по разным предметам [10, с. 64-74].

В учебниках обществознания дополнительный и поясняющий материал начал расширяться и выделяться визуально: появились различные врезки в параграфы. В учебниках 5-х—7-х классов это были «Путешествие в прошлое», «Жил на свете человек», 8-х — 10-х— «Факты» «Мнения», «Ситуация», «Документ». На долю этого материала в учебниках 5-х—7-х классов в отдельных параграфах стало приходиться до трети их объема.

Традиционный и очень важный компонент любого учебника — задания. Именно они в первую очередь превращают учебную книгу в инструмент и средство организации учебной деятельности. Как ранее отмечалось, уже в первых изданиях учебников по обществознанию упор делался на задания, способствующие постижению сути рассматриваемых проблем, оцениванию высказываний, ситуаций, выработки к ним собственного отношения. Наличие таких заданий среди прочего отражает, по мнению исследователей, тенденцию гуманитаризации школьных учебников [11, с. 165-171].

Задания, содержащиеся в учебниках обществознания, стали постепенно обретать черты определенной системы: мотивирующие задания

предваряют каждый параграф, задания внутри текстов нацеливают на его лучшее понимание, блоки заданий в конце параграфов наряду с функцией самопроверки и самоконтроля решают задачи, направленные на систематизацию знаний, их применение в типичных социальных ситуациях, на оценивание позиции, актуальной проблемы и выработку к ним собственного отношения.

Вместе с тем пока еще не представлены задания метапредметной направленности, а именно они в первую очередь могут помочь в достижении указанных во ФГОС метапредметных результатов обучения. Явно недостает заданий, предполагающих интеграцию знаний из смежных с обществознанием предметов, отсутствуют пояснения к способам выполнения [19, р. 25].

В учебниках появились задания, обращающие школьников к другим источникам информации, размещенным в СМИ и Интернете. С использованием материалов Интернета предлагается готовить учебные проекты по различным темам курса. Однако необходимо признать, что здесь авторы еще в начале пути. Предстоит найти способы учета изменения роли и функций учебника в современной информационной среде. Также еще предстоит исследование проблем сочетания учебника на бумажной основе и электронной формы учебника [1, с. 238-245; 2, с. 28-38].

Важное значение наглядно-иллюстративного материала в обучении показано в ряде работ [15, 16, с. 129-134]. Известно, что в учебниках зарубежных социально-гуманитарных дисциплин широко представлены различные виды наглядности [16, с. 39-48]. Визуальный ряд рассматриваемой линии учебников обществознания постепенно обогащался. Многоцветными, содержащими цветные вкладки «Картинная галерея», стали учебники для 5-х—7-х классов. В учебниках для 8-х — 9-х классов появились таблицы, схемы, диаграммы, рисунки. Наиболее «бледно» в этом отношении по-прежнему выглядят учебники для старшей школы. Однако главное, чего пока недостает этому компоненту структуры учебников,— это, на наш взгляд, его использования в качестве самостоятельного наряду с основным текстом источника информации и средства организации учебно-познавательной деятельности. Как и ранее, визуальные компоненты выполняют преимущественно иллюстративную функцию.

Заключение

Анализ двух десятков учебников по обществознанию, созданных одним авторским коллективом на протяжении почти 20 лет, показал, что процесс обновления происходит с определенной периодичностью и охватывает в той или иной степени все основные компоненты учебной книги. Различные факторы влияют на характер, направленность и степень обновления учебников. На различных этапах этого процесса происходит смена определяющего фактора. Общий вектор обновления содержания и структуры направлен на преодоление чрезмерной абстрактности, терминологической перенасыщенности учебного материала, на усиление его практической направленности. Многое было сделано, однако еще остаются немалые возможности на этом пути. Авторский коллектив готовит новый комплект учебников. Дорога обновления продолжается.

Литература

1. Алексашкина Л. Н. Электронные формы учебников по социально-гуманитарным дисциплинам: путь в школу // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 5. С. 238-245.

2. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Электронные формы учебников истории: образовательный потенциал и использование в школьной практике // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 28-38.

3. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание

10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2014. 350 с.

4. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание

11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2014. 335 с.

5. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Человек и общество: уч. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 1997. 398 с.

6. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Иванова Л. Ф. и др. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 7. С. 9-17.

7. Боголюбов Л. Н., Глушков Е. А., Иванова Л. Ф. и др. Экономическое и социальное развитие современного общества. М.: Просвещение, 1993. 95 с.

8. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Кинкулькин А. Т. и др. Обществознание в современной школе // Педагогика. 1993. № 3. С. 5-11.

9. Введение в обществознание: учебное пособие по обществознанию для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 1997. 298 с.

10. ГраникГ. Г. Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на материале учебника нового типа по русскому языку) // Педагогическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. С. 64-74.

11. Журавлева О. Н. Актуализация проблемы гуманитаризации школьных учебников // Проблемы современной педагогики и образования. 2016. № 53. С. 165-171.

12. Зуев Д. Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974. Вып.1. С. 28-40.

13. Кудрина М. В., Логунова Л. И., Петрунина Ю. Ю. Образование в эпоху информационного вызова (о комплекте учебников по обществознанию издательства «Русское слово») // Высшее образование в России. 2017. № 10 (26). С. 134-143 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-epohu-informatsionnogo-vyzova-o-kontseptsii-uchebnika-po-obschestvoznaniyu (дата обращения: 09.07.2018).

14. Лазебникова А. Ю., Французова О. А. Актуальные вопросы модернизации предмета «обществознание» // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сб. мат-лов VI международной науч. - практ. конф. / под общ. ред. С. Ю. Новоселовой. М., 2017. С. 1104-1110.

15. Петти Д. Современное обучение / пер. с англ. М.: Ломоносовъ, 2010. 624 с.

16. Соболева О. Б. Актуальный опыт зарубежных школьных учебников обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 3. С. 39-48.

17. Французова О. А. Исследование реализации принципа наглядности на примере школьных учебников Германии // Модернизация профессионального образования: история, проблемы, современное состояние и прогноз развития: мат-лы международной науч.- практ. конф. М. 2016. С. 129-134.

18. Шаяхметова В. Р. Учебник по обществознанию в свете новых требований по организации учебного процесса в старшей школе // Пермский педагогический журнал. № 7. 2015. С. 53-59 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/uchebnik-po-obschestvoznaniyu-v-svete-novyh-trebovaniy-k-organizatsii-uchebnogo-protsessa-v-starshey-shkole (дата обращения: 09.07.2018).

19. Lazebnikova A., Erokhina Е. Content renewal of school social and libertarts disciplines as a factor of personal educational growth // Revista Espacion. 2017. Vol. 38 (40). P. 25.

20. New Vision for Education WEF (2013) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.bridgeinternationalacademies.com/wp-content/uploads/2013/01/Bridge-International-Academies_White-Paper_The-Bridge-Effect_Nov-2014_Website.pdf (дата обращения: 01.07.2018).

21. The Bridge Effect: Comparison of Bridge Pupils to Peers at NearbySchools EGRA-EGMA // Evaluation Programme. 2013 Fall Results, July 2011 Baseline. P. 33 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bridgeinternationalacademies.com/wp-content/uploads/2013/01/Bridge-International-Academies_White-Paper_The-Bridge-Effect_Nov-2014_Website.pdf (дата обращения: 01.07.2018).

22. World Health Organization, WHO (2001). [Электронный ресурс]. URL: http:// www.who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf (дата обращения: 01.07.2018).

SOCIAL STUDIES TEXTBOOK: STAGES, FACTORS AND DIRECTIONS OF UPDATINGS

Since its inception, the subject of Social Studies has been one of the most significant resources of socialization of students in the educational process. In order to address its concerns, set by the state to the school education, the subject of social studies has proved its viability and effectiveness during the transition from one socio-political paradigm to another. Over the decades, the subject itself has been changing, so the textbook of social studies has been changing too.

On the one hand, the modern requirements for educational materials are set by the transformation of society, changes in the state educational policy and normative documents that determine the goals and objectives of education, and by the requirements for learning outcomes. On the other hand, new approaches to understanding the functions and role of the textbooks in teaching, in the field of social and humanitarian sciences and the methodology of the subject are also taken into account.

The article is devoted to the problems of modernization of the social studies textbook, the study of the main stages of alterations, identification of trends and processes of the content and methodology updating in the scope of information society, the establishment of the modern textbook of a new generation.

The directions and mechanisms for updating the content of the Social Studies education and teaching methods are shown on the basis of the system-activity, practically oriented and culturally appropriate approaches. Through the example of the analysis of Social Studies textbooks created by the team of the authors under the general editorship of L. N. Bogolyubov, the educational possibilities of textbooks on the subject were revealed, the methodical ways of using these possibilities in the integrated course were determined.

The results of the research show the possibilities for the further improvement of the educational materials, including social studies textbooks, specifically updating the content, expanding the methodological support and strengthening the practically oriented nature of the course.

Keywords: textbook, social studies textbook, education update, information environment, modern textbook.

References

• AleksashkinaL. N. Elektronnye formy uchebnikov po social'no-gumanitarnym disci-plinam: put' v shkolu // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2017. № 5. S. 238-245. [In Rus].

• Aleksashkina L. N., Vorozhejkina N. I. Elektronnye formy uchebnikov istorii: obrazovatel'nyj potencial i ispol'zovanie v shkol'noj praktike // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2017. № 2. S. 28-38. [In Rus].

• Bogolyubov L. N., Gorodeckaya N. I., Ivanova L. F. i dr. Obshchestvoznanie 10 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij: bazovyj uroven' / pod red. L. N. Bogolyubova, A. Yu. Lazebnikovoj. M.: Prosveshchenie, 2014. 350 s. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Bogolyubov L. N., Gorodeckaya N. I., Ivanova L. F. i dr. Obshchestvoznanie 11 klass:

uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij: bazovyj uroven' / pod red. L. N. Bogolyubova A. Yu. Lazebnikovoj. M.: Prosveshchenie, 2014. 335 s. [In Rus].

• BogolyubovL. N., Gorodeckaya N. I., IvanovaL. F. i dr. Chelovek i obshchestvo: uch. poso-bie po obshchestvoznaniyu dlya uchashchihsya 10-11 klassov obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / pod red. L.N. Bogolyubova, A. YU. Lazebnikovoj. M.: Prosveshchenie, 1997. 398 s.[In Rus].

• BogolyubovL. N., Vinogradova N. F., IvanovaL. F. i dr. Koncepciya social'no-gumanitar-nogo (obshchestvovedcheskogo) obrazovaniya v sovremennoj shkole // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2008. №7. S. 9-17. [In Rus].

• Bogolyubov L. N., Glushkov E. A., Ivanova L. F. i dr. Ehkonomicheskoe i social'noe raz-vitie sovremennogo obshchestva. M.: Prosveshchenie, 1993. 95 s. [In Rus].

• Bogolyubov L. N., Ivanova L. F., Kinkul'kin A. T. i dr. Obshchestvoznanie v sovremennoj shkole // Pedagogika. 1993. №3. S. 5-11. [In Rus].

• Francuzova O. A. Issledovanie realizacii principa naglyadnosti na primere shkol'nyh uchebnikov Germanii // Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: istoriya, problemy, sovremennoe sostoyanie i prognoz razvitiya: mat-ly mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. M. 2016. S. 129-134. [In Rus].

• Granik G. G. Struktura shkol'nogo uchebnika kak predmet nauchnogo issledovaniya (na materiale uchebnika novogo tipa po russkomu yazyku) // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T.22, №4. S. 64-74. [In Rus].

• Kudrina M. V., Logunova L. I., Petrunina Yu. Obrazovanie v ehpohu informacionnogo vyzova (o komplekte uchebnikov po obshchestvoznaniyu izdatel'stva «Russkoe slovo») // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. №10 (26). S. 134-143 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-epohu-informatsionnogo-vyzova-o-kontseptsii-uchebnika-po-obschestvoznaniyu (data obrashcheniya: 09.07.2018).

• Lazebnikova A. Yu., Francuzova O. A. Aktual'nye voprosy modernizacii predmeta «obshchestvoznanie» // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste in-novacionnyh proektov obshchestvennogo razvitiya: sb. mat-lov VI mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. S. YU. Novoselovoj. M., 2017. S. 1104-1110. [In Rus].

• Lazebnikova A., Erokhina E. Content renewal of school social and libertarts disciplines as a factor of personal educational growth // Revista Espacion. 2017. Vol. 38 (40). P. 25.

• New Vision for Education WEF (2013) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. bridgeinternationalacademies.com/wp-content/uploads/2013/01/Bridge-International-Academies_White-Paper_The-Bridge-Effect_Nov-2014_Website.pdf (data obrashcheniya: 01.07.2018).

• Petti D. Sovremennoe obuchenie / per. s angl. M.: Lomonosov", 2010. 624 s. [In Rus].

• Soboleva O. B. Aktual'nyj opyt zarubezhnyh shkol'nyh uchebnikov obshchestvoznaniya // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2016. №3. S. 39-48. [In Rus].

• Shayahmetova V. R. Uchebnik po obshchestvoznaniyu v svete novyh trebovanij po organizacii uchebnogo processa v starshej shkole // Permskij pedagogicheskij zhur-nal. №7. 2015. S. 53-59 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ uchebnik-po-obschestvoznaniyu-v-svete-novyh-trebovaniy-k-organizatsii-uchebno-go-protsessa-v-starshey-shkole (data obrashcheniya: 09.07.2018).

• The Bridge Effect: Comparison of Bridge Pupils to Peers at NearbySchools EGRA-EGMA // Evaluation Programme. 2013 Fall Results, July 2011 Baseline. P. 33 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.bridgeinternationalacademies.com/wp-con-tent/uploads/2013/01/Bridge-International-Academies_White-Paper_The-Bridge-Effect_Nov-2014_Website.pdf (data obrashcheniya: 01.07.2018 ).

• World Health Organization, WHO (2001). [Elektronnyj resursj. URL: http://www. who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf (data obrash-cheniya: 01.07.2018).

• Vvedenie v obshchestvoznanie: uchebnoe posobie po obshchestvoznaniyu dlya uchashchihsya 8-9 klassov obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / pod red. L. N. Bogolyubova, A. YU. Lazebnikovoj. M.: Prosveshchenie, 1997. 298 s. [In Rusj.

• Zhuravleva O. N. Aktualizaciya problemy gumanitarizacii shkol'nyh uchebnikov // Problemy sovremennoj pedagogiki i obrazovaniya. 2016. №53. S. 165-171. [In Rusj.

• Zuev D. D. Problemy struktury shkol'nogo uchebnika // Problemy shkol'nogo ucheb-nika. M.: Prosveshchenie, 1974. Vyp.1. S. 28-40. [In Rusj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.