ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 13.00.02
ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» И ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА КАК ПРИМЕР ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Проблема межпредметной интеграции весьма актуальна в современном школьном образовании, т. к. актуализация метапредметных связей при изучении учебных курсов и отдельных тем помогает их положительному взаимовлиянию. Целью статьи является выявление оснований для интеграции знаний при изучении философских вопросов в курсе обществознания и лирики Ф. И. Тютчева в 10-м классе.
Методологической основой исследования явились положения о возможности метапредмет-ной интеграции в теории обучения, интеграции философских и литературоведческих знаний в изучении школьных курсов обществознания и литературы, когнитивный и системно-дея-тельностный подходы в создании предложенной дидактической модели.
Описывая дидактические результаты, авторы статьи показывают, какие темы обществоведческого курса способствуют более глубокому пониманию творчества Ф. И. Тютчева и как лирика поэта может доступно и образно объяснить сложность философских теорий. Анализ стихов, иллюстрирующих основные темы и мотивы его поэзии, осуществлен в контексте осмысления вечных вопросов бытия: проблемы человека и его взаимоотношений с Вселенной, смысла жизни, философии истории и таких нравственных ка-
Как цитировать статью: Беляева Н. В., Синельников И. Ю. Философская проблематика в курсе «Об-ществознание» и лирике Ф. И. Тютчева как пример интеграции знаний в старшей школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 105— 117. БО! 10.24411/2224-0772-2019-10008
Н. В. Беляева
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Natalya V. Belyaeva
Dr. Sc. (Education), Leading Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
И. Ю. Синельников
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected] Igor Yu. Sinelnikov PhD (Education), Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
тегорий, как любовь, патриотизм, религиозное сознание.
Метапредметное взаимодействие литературы и обществозна-ния помогает школьникам научиться применять обществоведческие знания для понимания поэзии и видеть в ней отражение философских категорий и ценностных понятий, что способствует осознанию единства и целостной духовной картины мира.
Ключевые слова: метапредметное взаимодействие, литература, обществознание, лирика Ф. И. Тютчева, философские темы, вечные вопросы.
Введение
В российском образовании накоплен определенный опыт создания и реализации интегрированных учебных предметов. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) указано, что «предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на ме-тапредметной основе» [16]. Однако формирование целостной картины мира возможно при изучении не только интегрированных учебных предметов, но и отдельных тем школьных курсов на основе межпредметного взаимодействия. Как правило, метапредметная интеграция происходит между предметами одной образовательной области или близких образовательных областей. Но метапредметные связи между обществознанием и литературой (особенно при изучении лирики как наиболее условного рода литературы) в педагогической практике осуществляются достаточно редко.
Постановка проблемы, цель статьи, обзор научной литературы
по проблеме
Проблема межпредметной интеграции является актуальной в российском школьном образовании в XXI веке, т.к. актуализация мета-предметных связей при изучении отдельных учебных курсов помогает их положительному взаимовлиянию. Целью данной статьи является выявление оснований для интеграции знаний при изучении философских вопросов в курсе обществознания и философской лирики Ф. И. Тютчева, а также аргументация гипотезы, что усвоение старшеклассниками философских понятий в курсе обществознания в 10-м классе помогает
понять специфику философской лирики Ф. И. Тютчева, а изучение вну -тренних смыслов тютчевской лирики способствует усвоению сложных философских знаний в обществоведческом курсе.
Философские аспекты лирики Тютчева основательно изучены в российском литературоведении. В. М. Жирмунский указывал, что «Тютчев вырастает всецело на почве мироощущения и идей немецкого романтизма» [5, с. 205]. Д. С. Дарский видит в лирике поэта сплав поэтического вдохновения и философского мышления, возросший на натурфилософской идее Ф. Шеллинга [4, с. 7-8]. Л. В. Пумпянский находит творческие параллели между Тютчевым и Гегелем, Тютчевым и Шопенгауэром [13, с. 56]. Л. Я. Гинзбург отмечала, что с 20-х годов XIX века в русской лирике появля-ется «поэзия мысли», создаваемая любомудрами, предложившими новый образ поэта — «вневременной и существующий в мире, как бы отрешенном от исторических и социальных изменений» [3, с. 57]. Ю. М. Лотман считает главной в тютчевской поэзии диалектическую оппозицию «бытие — небытие»: здесь небытие означает хаос, в котором человеческая душа скрывается до своего пробуждения Музой, а бытие означает миросозерцание, свойственное лишь богам и высшим душам [9, с. 568].
Как известно, Ф. И. Тютчев был знаком с Ф. Шеллингом и разделял его диалектическое учение о природе как живом организме, обладающем мировой душой, оживляющей всю природу, о сущности жизни во взаимодействии противоположных сил, борьба которых — движущая сила всякого природного развития. Не случайно поэтому, что натурфилософия Шеллинга, ее принципы нашли свое образное отражение в тютчевской поэзии мысли. Тем не менее современный китайский исследователь поэзии Тютчева Чжун Хуэй справедливо замечает, что «опрометчиво и напрасно искать буквальные соответствия между взглядами немецкого философа и русского поэта. Тютчев никогда не занимался абстрактными построениями и по складу своей души непосредственно претворял свои идеи в плоть поэзии. И это составляло одну из особенностей и тайн его мастерства» [17].
Хотя в литературоведении философская основа лирики Тютчева основательно изучена, в школьной практике установление взаимно обогащающих метапредметных связей между отдельными темами курсов литературы и обществознания — проблема, требующая своего решения. В дидактике доказано, что «содержательная сторона метапредметности строится в первую очередь вокруг так называемых межпредметных понятий; задачи состоят в том, чтоб выявить эти понятия, соотнести
их по ряду параметров (объемы, трактовки, аспекты, содержательный контекст); установить несоответствие, дублирование; построить логику их развертывания в образовательном пространстве» [7, с. 599].
При анализе метапредметного подхода к изучению понятий в учебниках по социально-гуманитарным дисциплинам было выявлено, что «наиболее активно формирование метапредметных и межпредметных понятий проводится в курсе обществознания как интегративного по своей сущности предмета» [6, с. 82].
Важно отметить, что идея интеграции в школьном образовании сегодня является актуальной. Так, в национальном учебном плане Финляндии, утвержденном в 2014 г. для «базового» образования (1-9 классы), вопрос об использовании связей между различными учебными предметами — в первую очередь из области филологии — является одним из центральных [19]. В программе средних лет обучения Международного бакалавриата предложены пути реализации интегративного подхода в условиях предметного обучения — преподавание на основе ключевых понятий [18], которые актуализируются при реализации метапредметных связей литературы и обществознания. Однако можно утверждать, что зачастую учителя подходят к этому формально, не задумываясь, как различные аспекты ключевых понятий включены в содержание разных учебных предметов.
Так, Е. А. Лайкова, анализируя связи литературы и обществознания, пишет только о проблемах художественных произведений (преимущественно прозаических), рассматриваемых на уроках литературы: «На примере героев литературных произведений учащиеся обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и др.» [8]. Однако примеров метапредметной интеграции она не приводит. Тем не менее очевидно, что глубоко понять смысл перечисленных понятий на уроках литературы школьники смогут только после их усвоения на уроках обществознания, а вопросы метапредметных связей литературы и обществознания при изучении поэтических текстов в методике вообще не разработаны.
Методология и методы исследования
Методологической основой исследования явились положения о возможности метапредметной интеграции в теории обучения и воспита-
ния, интеграции философских, литературоведческих, исторических знаний в изучении школьных курсов обществознания и литературы, когнитивный и системно-деятельностный подходы в создании предложенной дидактической модели. В процессе проводимого исследования применялись следующие методы:
• изучение литературоведческой, обществоведческой, философской, учебной и методической литературы, педагогических первоисточников, нормативных документов в сфере образования;
• теоретический и сравнительный анализ; системный метод; сопоставление, обобщение фактов, идей, отобранных для исследования;
• дидактический анализ и оценка опыта обучения старшеклассников литературе и обществознанию; дидактическое моделирование.
Методологическая основа исследования позволила создать эффективную методическую модель метапредметной интеграции отдельных тем в учебных курсах литературы и обществознания в старших классах.
Результаты исследования
На уроках обществознания десятиклассники получают элементарные философские знания. Попытаемся проследить, какие именно темы обществоведческого курса могут помочь школьникам в более глубоком понимании творчества Тютчева и как лирика поэта может доступно и образно объяснить читателям сложность философских теорий.
Тема «Человек» или «Человек в системе общественных отношений» (так тема представлена в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования, утвержденной в 2016 г.) — одна из первых в содержании обществоведческого курса старшей школы. И это неслучайно, ведь «одной из центральных проблем философии является проблема человека. <.. .> Причем, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек?» [11, с. 43]. Сложность этого вопроса и неоднозначность ответа на него подчеркивал и Тютчев в раннем стихотворении «Вопросы (из Гейне)»: «Скажите мне, что значит человек? Откуда он, куда идет, И кто живет над звездным сводом?» [15]
В стихотворении только природа знает ответ на вопрос, в чем смысл жизни и зачем живет человек. По мысли поэта, лишь волны, ветер, звезды — эти «живые свидетели и беспристрастные участники» всего
сущего... лишь они «знают» разгадку тайны, но ее никогда не постичь слабому человеку.
В позднем стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь.» Тютчев обращается к вечному вопросу — смысла жизни — и приходит к пессимистическому выводу: природа всех ведет к смерти и перед этим все равны:
«Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она [природа] равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной» [15].
Размышляя о «жалком состоянии» человека перед Вселенной, великий ученый, философ, литератор Б. Паскаль писал: «Человек — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая. Не нужно ополчаться против него всей Вселенной, чтобы его раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть Вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство Вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. Итак, все наше достоинство заключено в мысли» [12].
Образ находящегося в разладе с природой «мыслящего тростника» находим в стихотворении Тютчева «Певучесть есть в морских волнах.»: «.Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?» [15]
В. Я. Брюсов интерпретировал это стихотворение следующим образом: «Но человек не только — ничтожество, малая капля в океане природы,— он еще в ней начало дисгармонирующее. Человек стремится укрепить свою обособленность, свою отдельность от общей мировой жизни, и этим вносит в нее разлад» [2, с. 197].
Вопрос о сущности человека в обществознании включает в себя космический аспект, т.е. философское осмысление взаимоотношений человека с Вселенной. Тютчев трактует художественный миф о Вселенной в духе «романтического двоемирия», согласно которому земное (временное) связано с небесным (вечным) и пребывает с ним в противоборстве,
являющемся источником постоянного изменения мира, но не разрушает его целостности. В человеческой душе за внешней оболочкой тоже идет борьба противоположных начал, т.к. человеческая природа диалектична.
Стихотворение «День и ночь» является отражением тютчевского понимания природного мироустройства в духе философского учения о диалектике. День — это «блистательный покров», скрывающий собой бездну непознанного и таинственного мира «с своими страхами и мглами».
Анализируя это стихотворение, десятиклассники могут поразмышлять над вопросами, интегрирующими философские и литературоведческие знания:
• Какие философские позиции нашли отражение в стихотворения?
• Почему день и ночь композиционно противопоставлены? Почему день должен скрывать бездну ночи своим «златотканым» солнечным покровом?
• Насколько справедливо утверждение, что двойственность, противоречивость мироустройства сродни человеческой «диалектике души»?
Тютчев мыслит философскими категориями Хаоса и Космоса и полагает, что в основе бытия вне времени и пространства лежит некая первозданная, темная стихия, бездна. Ключевой образ стихотворения «Как океан объемлет шар земной...» — образ бездны, являющейся синонимом Хаоса, воплощает стихию разрушения, уничтожения, бунта, а Космос — его противоположность, стихию примирения и гармонии. Человеку только под покровом сна видится могучая сущность Вселенной, и он ощущает себя бессильной песчинкой в бесконечном пространстве: «Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,— И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены» [15].
Борьбу вечного и тленного Тютчев понимает как закон движения Вселенной. Закон этот подходит ко всем без исключения явлениям и событиям: природным и историческим, психологическим и социальным. Поэтому, кроме вопроса о смысле жизни, к вечным вопросам философы относят и вопрос: «Есть ли у мира цель, ведет ли куда-нибудь историческое развитие?» [10, с. 1].
В одном из учебников по обществознанию в отношении хода исто-
рического процесса говорится следующее: «Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий» [10, с. 2]. Известно, что нередко революции сопровождаются жестокими действиями и кровавыми жертвами. Поэтому одни историки и политические деятели указывают на негативные черты, связанные с насильственным разрывом общественных отношений, другие — называют революции «локомотивами истории» [10, с. 2].
В 1830 году Тютчев стал свидетелем Июльской революции во Франции, в результате которой был установлен либеральный режим и закреплено окончательное превосходство буржуазии над земельной аристократией. Революционные события во Франции привели к беспорядкам в странах Германского союза, в Италии и Польше, входившей в состав России.
Эти события Тютчев пытался осмыслить по-своему, что отразилось в его статье «Россия и Революция» и стихотворении «Цицерон». Литературовед С. Г. Бочаров указывал: «Мы привыкли политическую лирику Тютчева отделять от его основной поэзии., однако в живописании грозных событий истории, и Революции прежде всего, космические силы тютчевской лирики полноценно участвуют, и политические стихи обретают местами (правда, все же только местами) поистине тютчевскую историософскую мощь» [1].
В одном из учебников обществознания содержится фрагмент размышлений русского историка и философа Л. П. Карсавина о философии истории: «Всякий теоретик истории. должен выяснить: в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т.д.» [10, с. 2]. Осмысление учащимися этой цитаты возможно в контексте анализа стихотворения «Цицерон», в частности — вокруг поиска ответов на следующие вопросы:
• Как в стихотворении отразились философские взгляды Тютчева на революции и исторический процесс?
• Какой смысл выявляет сопоставление смысловых частей стихотворения?
• Существуют ли взаимосвязи между ключевыми образами стихотворения? Если да, каковы эти взаимосвязи?
В курсе обществознания сказано: «Нравственные ценности регули-
руют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. <.> В сфере частной жизни к числу нравственных ценностей относятся дружба, любовь, такт, вежливость» [11, с. 103]. Тема любви в лирике Тютчева может быть рассмотрена с позиций ди-алектического закона единства и борьбы противоположностей. Поэт в стихотворении «Предопределение» утверждает, что любовь — не безоблачный «союз души с душой родной», а слиянье этих душ по воле судьбы и роковой поединок между ними. Но в обыденном понимании поединок всегда является следствием конфликта. У Тютчева же этот конфликт своеобразен: души соревнуются не в силе влияния друг на друга, а в нежности! Исход конфликта также является неожиданным. В роковом поединке быстрее погибает то сердце, которое любит сильнее и нежнее:
«И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец.» [15] На уроке можно организовать коллективное обсуждение вопросов:
• В чем, по мнению поэта, заключается диалектика любви? Как во взаимоотношениях любящих людей проявляются философские законы диалектики?
• Почему для лирического «я» слиянье влюбленных душ — это «поединок роковой»?
• Почему поэт изобразил любовь не гармоничным союзом душ, а полем борьбы?
Метапредметные связи литературы и обществознания в 10-м классе могут помочь школьникам в понимании ряда аксиологических понятий. «К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу» [11, с. 112]. Мотив любви к Родине, тема России и особой миссии русского народа проявляются у Тютчева своеобразно и связаны с религиозно-философскими воззрениями поэта. Религиозно-философские позиции Тютчева нашли отражение в стихотворении «Эти бедные селенья.». Понять его ценностные смыслы поможет аналитическая беседа, организованная вокруг следующих вопросов:
• В чем, по мнению Тютчева, проявляются особенности российской ментальности, в чем состоит миссия русского народа? Насколько эти вопросы актуальны сегодня?
• Как в стихотворении проявились оппозиции, выражающие антитезу Востока и Запада?
• Что дает поэту возможность противопоставлять Восток и Запад в пользу России? Существуют ли основания для противопоставления Востока и Запада сегодня?
• По вашему мнению, почему стихотворение заканчивается словом «благословляя»? Какой смысл в это был заложен поэтом?
По мнению Тютчева, именно Великая Русь должна сплотить славянские народы и стать всеславянской державой. В письме Г. Кольбу, редактору немецкой «Всеобщей газеты», Тютчев пишет: «Истинный защитник России — История, в течение трех столетий разрешавшая в ее пользу все тяжбы, в которые русский народ раз за разом ввергал все это время свои таинственные судьбы» [14].
Следует отметить, что в современном зарубежном литературоведении делаются попытки дать философским и политическим взглядам Тютчева неадекватные оценки, возвышая его как поэта, но дискредитируя как политика. Так, Т. С. Цончев пишет, что Тютчев не был политическим теоретиком, а был поэтом, у которого страсть и метафора всегда доминировали в мышлении и выражении. Однако далее автор статьи высказывает мысль, противоречащую предыдущей, и говорит о том, что в политических письмах Тютчева можно найти ветхозаветного пророка и мирянина, национального апологета и политического провидца [20], что более соответствует реальности.
В этой связи важно понимать, что Тютчев, полжизни проживший за границей, писавший и говоривший почти исключительно на иностранном — французском — языке, истинно глубокие — поэтические и гражданские — чувства выражал только. на русском. Все это говорит о том, что Ф. И. Тютчев, его жизнь, поэзия, философия истории представляют собой своего рода «парадокс, удивительно цельно и непротиворечиво внутри себя „воплощенный"» [1].
Заключение
Исследование оснований для метапредметного взаимодействия литературы и обществознания в 10-м классе позволило: во-первых,
выявить потенциал использования лирики Ф. И. Тютчева для иллюстрации сложных философских понятий и теорий, изучаемых в курсе обще-ствознания; во-вторых, определить несколько тем обществоведческого курса, способствующих более глубокому пониманию творчества поэта. Прежде всего, это темы, касающиеся осмысления вечных вопросов бытия (человек и его взаимоотношения с Вселенной, смысл жизни, философия истории) и таких нравственных категорий, как любовь, патриотизм, религиозное сознание.
Можно с уверенностью говорить о том, что интеграция различных областей гуманитарного знания, межпредметное взаимодействие литературы и обществознания при изучении философских вопросов и лирики Ф. И. Тютчева обладают большим обучающим и развивающим потенциалом, т.к. дают возможность школьникам научиться применять обществоведческие знания для понимания поэтических текстов и видеть в них отражение философских понятий и нравственных ценностей.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» на 2019 г. № 07300086-19 ПР. Проект «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды».
Литература
1. Бочаров С. Г Тютчевская историософия: Россия, Европа и Революция // Новый мир. 2004. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/5/bochar13.html (дата обращения: 05.03.2019).
2. Брюсов В. Я. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества. Собр. соч. в 7-ми т. Т. 6. М., 1975 [Электронный ресурс]. URL: http://ftutchev.ru/stihi0286.html (дата обращения: 05.03.2019).
3. Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997. 409 с.
4. Дарский Д. С. Чудесные вымыслы. О космическом сознании в лирике Тютчева. М., 1914. 136 с.
5. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996. 232 с.
6. Коваль Т. В., Крючкова Е. А. Метапредметный подход к изучению понятий: требования федеральных государственных стандартов и проблемы их реализации в общеобразовательной школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 3 (39). С. 75-84.
7. Лазебникова А. Ю., Коваль Т. В. Интеграция учебного содержания предмета «обществоз-нание» в условиях расширяющегося информационного пространства: сб. мат. межд. науч.-практ. конф. «Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016) / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. С. 594-600.
8. Лайкова Е. А. Использование межпредметных связей в преподавании литературы. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/ispol-zovaniie-miezhpried-mietnykh-sviaziei-v-priepodavanii-litieratury (дата обращения: 04.03.2019).
9. Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева // О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 145-171.
10. Обществознание. Профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой [Электронный
ресурс]. URL: http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_obwestvozn_10_Ucheb/index. html (дата обращения: 04.03.2019).
11. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-е изд., доп. М.: Просвещение, 2018. 350 с.
12. Паскаль Б. Мысли [Электронный ресурс]. URL: https://imwerden.de/pdf/paskal_mysli_ perevod_ginzburg_1995_text (дата обращения: 06.03.2019).
13. Пумпянский Л. В. Поэзия Тютчева // Урания: Тютчевский альманах. 1803-1928. Л., 1928. 314 с.
14. Тютчев Ф. И. Письмо доктору Густаву Кольбу, редактору «Всеобщей газеты» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tutchev.com/text/lettre_ru.shtml (дата обращения: 06.03.2019).
15. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / вступ. ст. Н. Я. Берковского; сост., подгот. текста и прим. А. А. Николаева. Л.: Советский писатель, 1987. 448 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 04.03.2019).
17. Чжун Х. Структурная формализация поэзии ночного лирического цикла в творчестве Ф. И. Тютчева // Culture and Civilization. 2017. Vol. 7, No. 5А. P. 261-268. [Электронный ресурс] URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-culture-2017-5/29-zhong-khuei.pdf (дата обращения: 06.03.2019).
18. Fostering interdisciplinary teaching in MYP schools guide. International Baccalaureate Organization (UK) Ltd, 2014. 76 p.
19. National Core Curriculum for Basic Education. Helsinki: Finnish National Board of Education, 2014. 424 p.
20. Tsonchev T. S. Russia and the west: Fyodor Tyutchev on Russian Exceptionalism // The Montréal Review, September 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.themontrealreview.com/2009/ Russia-and-the-West-Fyodor-Tyutchev-on-Russian-Exceptionalism.php (дата обращения: 06.03.2019).
PHILOSOPHICAL ISSUE IN THE "SOCIAL STUDIES" SCHOOL CURRICULA AND IN THE LYRICS OF F. I. TYUTCHEV AS AN EXAMPLE OF THE INTEGRATION OF KNOWLEDGE IN HIGH SCHOOL
The problem of interdisciplinary integration is highly relevant in modern school education, since the actualization of metadisciplinary connections in the process of studying courses and individual topics helps to their positive interaction. The purpose of the article is to identify the basis for the integration of knowledge in the study of philosophical issues in the course of social studies and lyrics by F. I. Tyutchev in 10th grade.
The methodological basis of the study was the provisions on the possibility of meta-sub-ject integration in the theory of learning, integration of philosophical and literary knowledge in the study of school courses in social studies and literature, cognitive and system-activity approaches in creating the proposed didactic model.
Describing didactic results, the authors show which topics of the social science course contribute to a deeper understanding of the works of F. I. Tyutchev and how the poet's lyrics can clearly and figuratively explain the complexity of philosophical theories. Analysis of poems illustrating the main themes and motives of his poetry is carried out in the context of understanding the eternal questions of life: the problems of man and his relationship with the Universe, the meaning of life, philosophy of history and such moral categories as love, patriotism, religious consciousness.
Metadisciplinary interaction of literature and social studies helps students learn how to apply social science knowledge to understand poetry and see in it a reflection of philosophical categories and value concepts, which contributes to the awareness of unity and a holistic spiritual picture of the world.
Keywords. Metadisciplinary interaction, literature, social studies, lyrics by F. I. Tyutchev, philosophical themes, eternal questions.
References
• Bocharov S. G. Tyutchevskaya istoriosofiya: Rossiya, Evropa i Revolyuciya // Novyj mir. 2004. № 5 [Elektronnyj resurs]. URL: http://magazines.russ.rU/novyi_mi/2004/5/bochar13.html (data obrash-cheniya: 05.03.2019). [In Rus].
• Bryusov V. Ya. F. I. Tyutchev. Smysl ego tvorchestva. Sobr. soch. v 7-mi t. T. 6. M., 1975 [Elektronnyj resurs]. URL: http://ftutchev.ru/stihi0286.html (data obrashcheniya: 05.03.2019). [In Rus].
• Chzhun H. Strukturnaya formalizaciya poezii nochnogo liricheskogo cikla v tvorchestve F. I. Tyutcheva // Culture and Civilization. 2017. Vol. 7, No. 5A. P. 261-268. [Elektronnyj resurs]. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-culture-2017-5/29-zhong-khuei.pdf (data obrashcheniya: 06.03.2019). [In Rus].
• Darskij D. S. Chudesnye vymysly. O kosmicheskom soznanii v lirike Tyutcheva. M., 1914. 136 s. [In Rus].
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru (data obrashcheniya: 04.03.2019). [In Rus].
• Fostering interdisciplinary teaching in MYP schools guide. International Baccalaureate Organization (UK) Ltd, 2014. 76 р.
• GinzburgL. Ya. O lirike. M., 1997. 409 s. [In Rus].
• Koval' T. V., Kryuchkova E. A. Metapredmetnyj podhod k izucheniyu ponyatij: trebovaniya federal'nyh gosudarstvennyh standartov i problemy ih realizacii v obshcheobrazovatel'noj shkole // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 3 (39). S. 75-84. [In Rus].
• Lajkova E. A. Ispol'zovanie mezhpredmetnyh svyazej v prepodavanii literatury. 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/ispol-zovaniie-miezhpriedmietnykh-sviaziei-v-priepodavanii-litieratury (data obrashcheniya: 04.03.2019). [In Rus].
• Lazebnikova A. Yu., Koval' T. V. Integraciya uchebnogo soderzhaniya predmeta «obshchestvoznanie» v usloviyah rasshiryayushchegosya informacionnogo prostranstva: sb. mat. mezhd. nauch.-prakt. konf. «Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu (EEIA-2016) / pod red. S. V. Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2016. S. 594-600. [In Rus].
• Lotman Yu.M. Poeticheskij mir Tyutcheva // O poetah i poezii. SPb., 1996. S. 145-171. [In Rus].
• National Core Curriculum for Basic Education. Helsinki: Finnish National Board of Education, 2014. 424 p.
• Obshchestvoznanie. Profil'nyj uroven': uchebnik dlya 10 klassa obshcheobrazovatel'nyh uchrezh-denij / pod red. L. N. Bogolyubova, A. Yu. Lazebnikovoj, N. M. Smirnovoj [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_obwestvozn_10_Ucheb/index.html (data obrashcheniya: 04.03.2019). [In Rus].
• Obshchestvoznanie. 10 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij: bazovyj uroven' / pod red. L. N. Bogolyubova. 5-e izd., dop. M.: Prosveshchenie, 2018. 350 s. [In Rus].
• Paskal' B. Mysli [Elektronnyj resurs]. URL: https://imwerden.de/pdf/paskal_mysli_perevod_ginz-burg_1995_text (data obrashcheniya: 06.03.2019). [In Rus].
• Pumpyanskij L. V. Poeziya Tyutcheva // Uraniya: Tyutchevskij al'manah. 1803-1928. L., 1928. 314 s. [In Rus].
• Tsonchev T. S. Russia and the west: Fyodor Tyutchev on Russian Exceptionalism // The Montréal Review, September 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.themontrealreview.com/2009/Russia-and-the-West-Fyodor-Tyutchev-on-Russian-Exceptionalism.php (data obrashcheniya: 06.03.2019).
• Tyutchev F. I. Pis'mo doktoru Gustavu Kol'bu, redaktoru «Vseobshchej gazety» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.tutchev.com/text/lettre_ru.shtml (data obrashcheniya: 06.03.2019). [In Rus].
• Tyutchev F. I. Polnoe sobranie stihotvorenij / vstup. st. N. Ya. Berkovskogo; sost., podgot. teksta i prim. A. A. Nikolaeva. L.: Sovetskij pisatel', 1987. 448 s. [In Rus].
• Zhirmunskij V. M. Nemeckij romantizm i sovremennaya mistika. SPb., 1996. 232 s. [In Rus].